Научная статья на тему 'Формирование готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации образования'

Формирование готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / READINESS FOR THE FUTURE PROFESSIONAL WORK / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONALIZING / ADAPTATION / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалевич И. А.

В статье представлены результаты работы по созданию научно-образовательного комплекса «школа вуз» в области формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of readiness of pupils for future professional work in conditions of informatization of education

In the article the results of the work on creation of the scientific educational complex «school-high school» in the field of formation of readiness of pupils for the future professional work in the conditions of formation information are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации образования»

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

И. А. Ковалевич, к. т. н., доцент кафедры социальных технологий Тел.: (391) 291-21-96, (902) 923-24-99, e-mail: [email protected] ФГАОУ Сибирский федеральный университет http://www.sfu-kras.ru/

In the article the results of the work on creation of the scientific educational complex «school-high school» in the field of formation of readiness of pupils for the future professional work in the conditions of formation information are presented.

В статье представлены результаты работы по созданию научно-образовательного комплекса «школа - вуз» в области формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации образования.

Ключевые слова: готовность к будущей профессиональной деятельности, профессиональная ориентация, профессионализация, адаптация, информационная культура.

Keywords: readiness for the future professional work, professional orientation, professionalizing, adaptation, information culture.

Объективно развивающиеся процессы общественной жизни (социально-эконо-

мические преобразования, глобальная информатизация и т. д.) выдвигают новые требования к человеческому ресурсу производства. Востребованными становятся такие качества личности, как активность, адаптивность, высокая мотивация к избранной профессио-

нальной деятельности, умение работать с различными информационными ресурсами и др. Как показывают научные исследования и наблюдения педа-гогов-практиков [17], существующая система подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности не вполне соответствует указанным требованиям и нуждается в серьезной перестройке, заключающейся в переходе от выбора будущей профессии к формированию готовности к будущей профессиональной деятельности в целом, путем разработки инновационных технологий индивидуальноличностного подхода к учащимся и создания условий для их успешной социализации.

Готовность учащихся к будущей профессиональной деятельности обеспечивается: сознательным выбором и принятием профессии как приоритетной жизненной ценности; творчеством, ориентированным на вы-

работку каждым учащимся смыслов, прогнозов и планов своей профессиональной деятельности. Результатом формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности является их успешная профессионализация, которая представляет собой обобщенное личностное, профессиональное и социальное образование, включающее в себя теоретико-методологическую, культурологическую, психолого-педагоги-

ческую, специально-предметную и информационно-технологическую готовность к продуктивной профессиональной деятельности.

Разрабатывая проблему готовности учащихся к профессиональной деятельности, мы ее (готовность) рассматриваем как явление, обладающее собственной сущностью, структурой, составляющими ее и непрерывно взаимодействующими элементами. Более того, нами определены критерии оценки готовности при помощи научно обоснованных методик.

Сущность готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности, на наш взгляд, заключается в развитии личности учащегося на основе системного подхода с использованием психолого-педагогического, организационно-управленческого и информационно-коммуникационного ресурсов.

Структуру готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности составляют два основополагающих феномена, дифференцированных, в свою очередь, по видам деятельности в соответствии с имеющимися ресурсами и уровнем осознания по-

требности в этой деятельности всеми участниками образовательного процесса:

- понимание учащимися себя, своих индивидуальных особенностей, психо-физиологичес-ких возможностей, адекватность самооценки, способность к самосозиданию и самоактуализации;

- знание запросов реальной жизни, учет условий социальной среды на данном этапе общественного развития, умение соотнести собственные интересы с объективной заданностью социальных процессов, умение найти «свою нишу» в динамично развивающейся системе рыночных отношений.

Исходя из сущности рассматриваемого нами явления, можно определить его показатели (критерии) и подобрать комплекс методик, позволяющих замерить данные показатели применительно к личности конкретного учащегося. Поскольку в нашей структуре готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности первый элемент представлен как способность к адекватной самооценке, учитывающей индивидуальноличностные характеристики, то главными показателями готовности мы считаем:

- сформированность профессиональных интересов;

- креативность, лежащую в основе антиципирования профессиональной деятельности;

- успешность, фиксируемая в показателях овладения знаниями в теоретико-методологической, культурологической, психологопедагогической, предметной и информационнотехнологической областях.

Второй элемент готовности состоит в понимании не только реалий жизни вообще, но и конкретных запросов рынка труда в том регионе, где находится учащийся. Здесь в качестве показателей (критериев) готовности к будущей профессиональной деятельности мы обозначаем:

- умение соотнести собственные ресурсы (интеллектуальные, психофизиологические, материальные и др.) с требованиями образовательных учреждений региона;

- знание специфики тех или иных сфер производственной деятельности;

- понимание реальной противоречивости социальных процессов и умение занять «свою нишу» в быстро меняющихся условиях социальной действительности.

Мы рассматриваем процесс формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности как системообразующую основу их успешной профессионализации, так как именно период школьного обучения является основой для последующей жизнедеятельности человека. Именно здесь

закладываются основы успешности на всех последующих этапах образования и в целом всей жизни. Главным итогом процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в средней школе является их адекватное профессионально-личностное самоопределение.

Результаты наших исследований убедительно показывают, насколько тесно связаны процессы профориентации в школе с адаптацией учащихся в вузе, следовательно, с повышением эффективности процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности. Исследование процессов адаптации выпускников школ в вузе, уровня мотивации к овладению профессией является для нас способом проверки предлагаемой нами концепции и одновременно системой доказательства актуальности ранней (на ступени школьного образования) подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Известно, что учебная деятельность по-лимотивирована, так как процесс обучения совершается для учащихся не в личном вакууме, а в сложном переплетении социально-обусловленных процессов. Основной проблемой любого профессионального образования является переход от актуально осуществляющейся учебной деятельности учащихся к усвояемой ими профессиональной деятельности. С позиции общей теории деятельности такой переход идет по линии трансформации познавательных мотивов студента в профессиональные мотивы специалиста. Одними из ведущих являются познавательные и профессиональные мотивы, взаимообусловленное развитие которых составляет динамику взаимных трансформаций познавательных и профессиональных мотивов учащегося.

На основе данного положения можно сделать вывод о том, что мотивация у учащихся на протяжении всего обучения претерпевает существенные изменения. Что касается линии онтогенеза жизненного мира, то в ранней юности происходит его окончательное становление. Оно определяется совершающимся в старшем школьном возрасте мировоззренческим выбором (либо отсутствием такового, что тоже можно считать своеобразным выбором, характерным для одного из вариантов развития), а также личностным и профессиональным самоопределением. Этому периоду соответствуют три основных варианта выбора жизненного пути: обучение

в вузе, поиски работы и для юношей - служба в армии.

То, какой выбор будет сделан в ранней юности, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций. Все мотивы, в том числе сущностные, а также их значимость либо незначимость, сложности и трудности жизненного мира становятся в этот возрастной период более осознанными и переживаются во всей полноте и глубине. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней.

Мы исходим из того тезиса, что адаптация человека - это процесс приведения основных параметров социальной и личностной характеристики в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями учебной среды как внешнего фактора по отношению к нему. Говоря об адаптации, мы имеем в виду не только функционирование, взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и ее развитие и саморазвитие. Очевидно также, что адаптация должна рассматриваться в двух направлениях: адаптация личности к новой внешней среде и адаптация как становление на этой основе ее новых качеств.

В системе вузовского образования основными элементами процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности являются:

• диагностика уровня сформированности профессиональных предпочтений;

• определение адаптационного потенциала и мотивации к овладению профессией;

• индивидуальная работа с учащимися, направленная на формирование мотивации на успех, личностное и профессиональное развитие, дальнейшее формирование информационной культуры;

• создание учебных курсов, интегрирующих предметную и профессиональную область на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

Результатом процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в системе вузовского образования является обеспечение устойчивой мотивации к избранной профессии, повышение адаптационных возможностей, приобретение опыта успешности и в конечном итоге готовность к будущей профессио-

нальной деятельности в новых социальноэкономических условиях.

Практическая реализация процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности осуществляется нами в рамках созданного научнообразовательного комплекса «школа - вуз», являющегося формой интеграции научнообразовательных ресурсов региона. В структуру комплекса входят: научно-методи-

ческий центр «Профориентационный менеджмент», Управление образования Октябрьского района г. Красноярска, кафедра социальных технологий Сибирского федерального университета, филиал Сибирского федерального университета в г. Усть-Илимске, средняя школа № 82 и лицей № 18 г. Красноярска, средняя школа № 1 п. Хатанга, средняя школа № 2 г. Усть-Абакана, средняя школа № 1 с. Курагино, средняя школа с. Светлолобово Новоселовского района Красноярского края, молодежный центр Октябрьского района г. Красноярска, кадровый центр администрации Красноярского края.

В создании научно-образовательного комплекса «школа - вуз» и проведении исследований активное участие принимали зам. руководителя администрации Октябрьского района г. Красноярска Т. В. Перезва, директор филиал Сибирского федерального университета в г. Усть-Илимске Т. А. Ткаченко, директор МОУ СОШ № 82 г. Красноярска Г. М. Ахметзянова, директор МОУ СОШ № 1 п. Хатанга Красноярского края А. И. Токаренко, директор МОУ СОШ п. Светлолобово Новоселовского района Красноярского края Е. А. Лисовина, руководитель центра по подготовке и переподготовке государственных и муниципальных служащих администрации Красноярского края Л. К. Зайцева. Личный вклад автора заключается в проведении многофакторного анализа проблем формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации образования; разработке концепции научнообразовательного комплекса «школа - вуз» по формированию готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности на основе современных информационнокоммуникационных технологий; создании регионального научно-образовательного комплекса «школа - вуз» и руководстве его деятельностью; разработке и реализации информационно-методического комплекса обеспечения процесса формирования готов-

ности учащихся к будущей профессиональной деятельности; организации и проведении экспериментальной работы по оценке готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в научно-образовательном комплексе «школа - вуз».

Системность и непрерывность процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в рамках научно-образовательного комплекса «школа - вуз» обеспечивают современные информационно-коммуникационные технологии, благодаря которым становится возможной реализация концепции формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности. В ходе проводимых нами исследований был разработан комплекс программных средств, включающий в себя: автоматизированные диагностические комплексы и базы данных с удаленным доступом; школьные веб-сайты со встроенной системой электронных портфолио; автоматизированные информационносправочные системы сопровождения учебного процесса.

Главными достоинствами разработанного комплекса, позволившими реализовать процесс формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в региональном научнообразовательном комплексе «школа - вуз», являются: использование единой платформы для всех компонентов комплекса на основе вебтехнологий; возможность использования отдельных элементов комплекса как в автономном режиме, так и виде различных комбинаций исходя из требований заказчика; возможность включения отдельных элементов комплекса в существующие информационно-образовательные ресурсы.

Автоматизированные диагностические пакеты тестов можно использовать как отдельно, так и в единой автоматизированной диагностической системе, созданной с использованием технологии PHP и баз данных формата MySQL. Основное назначение системы - проведение диагностики в автоматизированном режиме по набранному комплексу методик. Схема работы автоматизированной диагностической системы представлена на рис. 1.

Тестирование позволяет определить индивидуальные личностные характеристики

учащихся, а также их профессиональную направленность, уровень сформированности профессиональных интересов и другие необходимые параметры, на основе которых выстраивается работа по формированию готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности. По окончании тестирования результаты заносятся в базу данных. На основании полученных данных формируются отчеты и статистика. Возможны следующие типы выборок:

• по группе;

• по гендерному признаку;

• по времени прохождения.

Также предусмотрен режим комбинирования списка методик, путем добавления автоматизированных модулей. Помимо этого, в систему встроена функция выгрузки результатов по пользователям, в результате чего на каждого тестируемого создается папка, содержащая результаты по каждой методике.

Разработанная автоматизированная диагностическая система позволяет: быстро комплектовать необходимые батареи тестовых методик из имеющейся базы; работать в режиме удаленного доступа; работать без ограничений по количеству точек доступа

Пользователи

локальной сети

Рис. 1. Схема работы автоматизированной диагностической системы

при групповых обследованиях; не устанавливать в точках доступа специального программного обеспечения; осуществлять мониторинг профессионального становления респондента на всех этапах.

В процессе формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в современном мире невозможно обойтись без использования Интернета. Основным преимуществом информационных ресурсов, размещенных в глобальной сети Интернет, является их доступность в любое время и практически в любом месте, а также отсутствие ограничений по количеству пользователей, желающих получить доступ к тому или иному ресурсу сети.

Наш опыт показал высокую эффективность такой формы работы с учащимися, как создание электронных портфолио. Структура портфолио предусматривает не только само-

стоятельное, личное заполнение, но и заполнение со стороны родителей, учителей, друзей и т. д. Портфолио состоит из пяти разделов: «Листок успешности моей учебы»; «Мое свободное время»; «Мое культурное развитие»; «Мой образ жизни»; «Мои личные качества». Завершает портфолио приложение, куда могут быть включены имеющиеся у ученика грамоты, похвальные листы, благодарности, сертификаты с курсов и т. д.

В автоматизированном виде портфолио представляет собой электронную базу данных, оформленную в виде раздела веб-сайта, на который любой желающий может зайти через Интернет, зарегистрироваться на этом сайте, получить входное имя и пароль. При входе на веб-сайт пользователь (учащийся) получает возможность заполнения портфолио, редактирования своей анкеты, также он проходит тестирование по разработанному пакету методик. Электронную версию портфолио можно вывести на печать, и она преобразуется в бланковый вариант.

Еще один вид программного обеспечения, активно использующийся в процессе формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности, - это автоматизированные информационно-

справочные системы сопровождения учебного процесса. В качестве примера можно привести АИС «Обучение», разработанную и внедренную в учебный процесс в ходе выполнения настоящего исследования.

В базу данных АИС занесены сведения о студентах, обучающихся в СФУ, - всего более пятисот человек - и проведено тестирование этих студентов при помощи блока тестов с целью сбора исходной информации об их индивидуальных психологических особенностях. Для начального тестирования выбрано три тестовых методики: тест на определение уровня интеллектуальных способностей, тест на определение профессиональной направленности и тест на определение преобладающей активности полушарий головного мозга (межполушарная асимметрия).

Большое практическое значение, на наш взгляд, имеет использование тестов, основанных на так называемой межполушарной асимметрии мозга. Уже около полувека известно, что два полушария головного мозга человека неравноценны по функциональной направленности. Левое полушарие больше склонно к логическому мышлению, которое здесь выступает преимущественно в вербально-логической форме, а правое выполняет функцию пространственно-образного,

эмоционально окрашенного отражения. Как показали результаты исследований успеваемости студентов СФУ по точным наукам, они достаточно сильно зависят от доминирующего полушария.

Варьируя методики начального тестирования студентов, мы исследуем адаптационные процессы у студентов СФУ на протяжении нескольких лет. Контроль качества образования студентов осуществляется при помощи специальных тестов - опросников, которые состоят из набора основных понятий по всем учебным курсам. Тестирование проводится в начале каждого года обучения с целью определения уровня остаточных знаний у студентов за предыдущий учебный год. Кроме того, такая схема тестирования позволяет выявить дисциплины, по которым у студентов отмечается наиболее низкий уровень остаточных знаний, что позволяет скорректировать учебную программу курса.

Разработанная автоматизированная информационная система может быть использована в любом учебном заведении для успешной адаптации учащихся на ступени вузовского образования.

В рамках выполнения совместных научно-исследовательских работ на базе СОШ № 82 г. Красноярска и ряда школ Красноярского края была разработана технология формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в процессе преподавания учебных дисциплин. В соответствии с ней работа по формированию готовности разделяется на ряд этапов, для каждого из которых определяются:

- содержание и направленность работы;

- основные вопросы периода (этапа);

- формируемые навыки и умения;

- формы и методы работы;

- необходимая документация.

Виды и количество этапов определяются педагогом и утверждаются на заседании педсовета с участием представителей вуза, администрации и других участников научнообразовательного комплекса «школа - вуз». Кроме этого, для каждого предмета разрабатывается мультимедийное сопровождение, включающее в себя:

- информацию о реальных потребностях рынка труда в современных условиях, фрагменты из жизни профессионально успешных современников, их высказывания о профессионализме как одной из высших ценностей в жизни человека, фрагменты из художественных произведений;

- различного рода рисунки, графики, модели, статистическая информация, касающаяся способов достижения успешности в профессиональ-

ной деятельности, достижения конгруэнтности профессии и себя в ней;

- диагностические процедуры, позволяющие проверить себя в тех или иных видах профессиональной деятельности;

- видеозаписи, наглядно демонстрирующие достоинства тех или иных видов деятельности.

Важным аспектом в общем контексте наших исследований, проводимых в рамках научно-образовательного комплекса «школа

- вуз», является изучение адаптивнопедагогической системы как социально обусловленной целостности взаимодействующих между собой, с окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленного на сохранение и развитие личности. Для описания названного феномена мы вводим понятие «адаптивное управление».

Под адаптивным управлением мы понимаем целенаправленный, психосберегающий, ресурсообеспеченный процесс взаимодействия управляющей и управляемых подсистем по достижению планируемого результата с учетом их индивидуальных особенностей и среды.

Центральная задача адаптивного управления - сохранение физического и психического здоровья и развитие личности участников педагогического процесса через разнообразные системы их поддержки на разных управленческих уровнях.

Основой адаптационной модели управления является ее гибкость за счет дифференциации и индивидуализации на основе учета психофизиологических особенностей участников педагогического процесса, их склонностей, способностей, с обязательной компенсирующей диагностикой и коррекцией. Адаптивная среда приспосабливается к интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфере каждого участника педагогического процесса, но определяющим принципом адаптивности остается развитие способности личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей.

Реализация предлагаемой нами концепции создания и функционирования регионального научно-образовательного комплекса «школа - вуз» в области формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности возможна только при наличии соответствующих педагогических кадров, владеющих современными техноло-

гиями управления человеческим ресурсом и обладающих информационной культурой. Подготовка таких кадров возможна через систему повышения квалификации и переподготовки

Анализ многочисленных программ повышения квалификации работников сферы образования убеждает в том, что в них уделяется недостаточно внимания современным технологиям управления человеческим ресурсом и информационно-коммуникационным технологиям. Нами разработана и внедряется модульная технология повышения квалификации и переподготовки педагогов на основе исследований отечественных и зарубежных авторов в области формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности за счет актуализации человеческого ресурса и использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Каждая программа повышения квалификации состоит из трех модулей:

• профессиональной направленности (учебного плана, рабочей программы, методического обеспечения и т. д.) в соответствии с требованиями профессиональной области;

• информационных технологий, рассчитанных на инновирование в управлении профессиональной сферой;

• социально-психологического, представленного совокупностью специализированных методик, направленных на овладение приемами самоактуализации личности.

В разработке программы и ее реализации принимают участие специалисты всех трех областей: профессиональной, информационной, социально-психологической. Занятия со слушателями проводятся в активных формах: индивидуально-личностная диагностика; социометрические процедуры; проектирование социальных систем; ролевые, имитационные и другие игры; тренинги, са-мопрезентации и т. д.

С целью оценки уровня сформирован-ности готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в рамках научно-образовательного комплекса «школа -вуз» в течение 2006-2009 годов проводилось масштабное исследование среди учащихся старших классов общеобразовательных школ различных городов и районов Красноярского края. Тестирование проводилось в режиме удаленного доступа с использованием сети Интернет, всего было протестировано 925 человек. Общая выборка была разделена на две группы: контрольную из 490 учащихся и экспериментальную из 435 учащихся.

Собранный на этапе констатирующего эксперимента эмпирический материал анализировался с целью разработки индивидуальных рекомендаций для учащихся по выбору возможного направления профессиональной деятельности. Полученная продукция, созданная в соответствии с нормативами психо-лого-педагогического исследования, предъявлялась учащимся и их родителям. Подчеркиваем, это не ориентация на конкретную профессию, а выявление ориентиров, основанное на учете личностных качеств данного учащегося. Такого рода рекомендации не ограничивают свободу выбора, они лишь подсказывают, помогают сориентироваться, т. к. основаны на результатах многостороннего изучения личности.

Формирующий этап эксперимента проводился в экспериментальной группе совместно с администрацией школ, родителями, педагогами и школьными психологами в те-

чение учебного года и включал в себя индивидуальную работу с учащимися на основе электронных портфолио, личных бесед с психологом, профильного обучения, педагогического сопровождения. Для отслеживания процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности, в конце года проводилось повторное тестирование как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Результирующий этап эксперимента был проведен перед окончанием школы.

Известно, что фиксирование количественных и качественных показателей изменения социальных процессов, получивших целенаправленное воздействие, затруднительно, и зачастую весьма противоречиво. Поэтому в нашей работе мы приводим обобщенные и усредненные результаты многочисленных замеров, проведенных в течение всего эксперимента (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Сводные результаты исследования уровня сформированности готовности учащихся к будущей

профессиональной деятельности

Критерии оценки уровня сформированное™ готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности Констатирующий эксперимент (9-е классы) Формирующий эксперимент (10-е классы) Результирующий эксперимент (11-е классы)

Контр. группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа Контр. группа Эксп. группа

Доля учащихся, у которых профессиональная область определена (в процентах) 32 38 38 48 52 79

Личностная креативность (в баллах) 4-6 4-6 4-6 5-7 4-6 5-8

Успеваемость (доля оценок 4 и 5) 36 34 35 41 37 45

Доля учащихся с нормальным уровнем самооценки (в процентах) 47 49 49 57 51 69

Знание профессиональной области (число верных ответов в процентах) 22 23 27 35 28 47

Адаптивность (доля учащихся с удовлетворительным уровнем адаптации) 19 21 21 27 23 32

Как видно из результатов, представленных в табл. 1, динамика сформированности готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в экспериментальной группе значительно лучше, чем в контрольной, что подтверждает эффективность работы по формированию готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности, проведенной в рамках научно-образо-

вательного комплекса «школа - вуз» с использованием разработанного информационно-методического обеспечения.

Одной из функций научно-образовательного комплекса «школа - вуз» является обеспечение связи данных этапов образования в контексте педагогических инноваций, направленных, в конечном счете, на подготовку кадров нового типа. В этой связи

вполне естественным является продолжение исследований по проблемам профессионализации на этапе вузовского образования. В течение последних десяти лет нами проводились различные исследования, начиная от дипломных работ студентов и заканчивая диссертациями магистров и аспирантов, касающиеся вопросов профессионализации в вузе.

Наиболее объемным является исследование, проведенное в 2009 году по заданию руководства СФУ на предмет изучения мотивации студентов к овладению выбранной профессией. Всего в исследовании приняло участие 1350 студентов с различных факультетов университета. Выборка респондентов была разбита на две группы, к первой группе (1200 человек) были отнесены студенты,

обучавшиеся в обычных общеобразовательных школах, ко второй (150 человек) - студенты, обучавшиеся в школах, где проводилась профориентационная работа в рамках научно-образовательного комплекса «школа-вуз».

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что мотивация обучения в вузе для многих студентов приобрела выраженную прагматическую направленность (табл. 2).

Сравнительное большинство студентов ориентируется на отдаленные цели: успех в

жизни, высокие заработки, социальную карьеру. Лишь 1/3 обучающихся склонны рассматривать процесс получения высшего образования с точки зрения приобретения профессиональных знаний, умений и способностей, необходимых для жизненного успеха. Прагматический подход к образованию объясняется, скорее всего, происходящими сегодня изменениями в социальноэкономической жизни страны: падением

уровня социальной защищенности, слабой востребованностью на рынке труда отдельных категорий специалистов и т. д.

Таблица 2

Основные мотивы получения высшего образования

Мотивы 1-я группа (%) 2-я группа (%)

Добиться успеха в жизни 31 40

Стать высокообразованным специалистом, профессионалом в своем деле 24 34

Быть материально обеспеченным 16 10

Получить диплом о высшем образовании 17 7

Стать культурным, образованным человеком, развить свои способности 10 8

Избежать службы в армии 2 1

Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что почти половина всей молодежи из первой группы осуществляет выбор профессии неосознанно, игнорируя собственные интересы и способности, ориентируясь на престижные и прагматические мотивы, достижение формального статуса. Студенты второй группы больше ориентированы на достижение успеха в жизни и приобретение профессиональных умений и навыков, что также свидетельствует об эффективности проведенной работы в рамках научно-образовательного комплекса «школа - вуз».

Полученные данные дополнительно подтверждают нашу гипотезу в той ее части, которая касается проблем системности и управляемости педагогическим процессом с использованием современных подходов и

технологий. Следует заметить, что рамки обозначенного исследования не вполне совпадают с задачами настоящей работы. Так, необходимо было изучить мотивы выбора студентами тех или иных факультетов, профессиональные планы на будущее, а также, что было особенно важно для нас, степень мотивации к выбранной профессии.

Однако анализ полученных результатов дополнительно подтвердил значимость предлагаемых нами теоретических, методических и организационных мероприятий, направленных на решение проблем профессионализации в системе «школа - вуз».

Исследование мотивации выбора студентами специальностей СФУ (была предоставлена возможность выбора нескольких мотивов) выявила существенные различия по группам (табл. 3).

Таблица 3

Основные мотивы выбора специальности

Мотивы 1-я группа (%) 2-я группа (%)

Стремление к интересной работе 43 58

Стремление к материальному достатку 48 32

Реализация собственного потенциала 30 41

Затрудняются ответить 16 8

Результаты весьма наглядно свидетельствуют о приоритете высоких жизненных ценностей у студентов второй группы:

- выраженное стремление к интересной работе;

- потребность в самореализации через достижение высокого профессионализма и актуализацию личностного потенциала.

Одной из задач проведенного исследования было изучение профессиональных

планов студентов после окончания Сибирского федерального университета. Разброс интересов в этой области оказался достаточно обширным:

• работать по специальности в частных структурах - 19% опрошенных;

• работать по специальности в госучреждениях - 9%;

• получить второе высшее образование - 20%;

• основать свое дело - 24%;

• работать не по специальности - 19%;

• поступить в аспирантуру - 9%.

Полученные результаты могут свидетельствовать как о многообразии интересов, так и, что скорее всего, об известной растерянности в нестабильной системе социальноэкономических отношений. И это обстоятельство лишний раз подчеркивает необходимость преодоления огромного недостатка современной школы (на всех этапах образования) - слабой связи с реальной жизнью, -что возможно лишь на основе современных методов и эффективных ресурсов.

Тем не менее можно фиксировать, что в формирующейся профессиональной этике студентов все сильнее проявляются элементы рыночной психологии. Студенты все более склоняются к той точке зрения, что выбор профессиональной деятельности человека определяется конкретной экономической ситуацией. Они психологически подготовлены к тому, что им, возможно, придется менять профиль профессиональной деятельности, гибко реагировать на жесткие требования рынка.

Обнаружен достаточно высокий процент студентов, не согласных с тем, что профессиональный выбор делается один раз на всю жизнь: 20% опрошенных намерены поЛитература

лучить второе высшее образование, причем этот вариант рассматривают как один из наиболее вероятных даже те студенты, которые ориентированы на работу по специальности

Полученные в ходе эксперимента результаты свидетельствуют о достаточно высокой эффективности работы научно-

образовательного комплекса «школа - вуз» в формировании готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности. Однако это не единственный аргумент в пользу предлагаемой нами концепции. Положительная динамика проводимых работ фиксируется нами в материалах ежегодной научнопрактической конференции «Профессионализация в системе непрерывного образования». В сборниках конференции публикуются результаты работ, выполняемых совместно учителями школ и преподавателями СФУ.

Кроме того, полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в областях:

• профессионально-личностного самоопределения учащихся, которое является залогом, индикатором успешной профессионализации будущего специалиста;

• формирования устойчивого интереса студентов, вовлеченных в работу по формированию готовности к будущей профессиональной деятельности в рамках научно-образовательного комплекса «школа - вуз», к достаточно осознанному выбору профессии, ориентации на достижение успеха в жизни и приобретение профессиональных умений и навыков, что способствует формированию у них профессиональных качеств и благоприятно сказывается на процессе их профессионализации;

• повышения общего уровня профессиональной и информационной культуры педагогов.

1. Аксенова Э. А. Инновационные программы профессиональной подготовки школьной молодежи Швеции // Педагогика, 2007. № 6. С. 87-92.

2. Андреева А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных условиях // Телекоммуникации и информатизация образования, 2002. № 6. С. 25-38.

3. Бабочкин П. И. Профессиональные предпочтения московских школьников // Проф. потенциал, 2002. № 1. С. 32-37.

4. Владимирский Е. А. Перспективы развития профориентации в России // Телекоммуникации и информатизация образования, 2005. № 1. С. 77-88.

5. Еляков А. Д. Современная профориентация // Социологические исследования, 2003. № 10. С. 29-38.

6. Живага А. Ю. Теоретико-методологические подходы к исследованию системы профессиональной ориентации молодежи // Социология власти, 2007. № 2. С. 125-131.

7. Касаткина Н. Э., Лысых О. Б. Реализация профильного обучения учащейся молодежи в регионе: проблемы, теоретические основы, пути решения. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. 171 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.