УДК 373+377+378 И.А. Ковалевич
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ
В статье рассматриваются проблемы обеспечения и повышения профессионализма на всех ступенях образования: довузовского, вузовского и послевузовского. Актуальность этой проблемы автор обусловливает тем, что в нашей стране система образования пока еще далеко не соответствует объективным потребностям социально-экономического развития. У значительной части учащихся всех ступеней образования мотивация к достижению высокого профессионализма, овладения знаниями, самосовершенствования достаточно слабо выражена.
Проблема профессионализма относится к категории вечных, но приобретающих в те или иные исторические периоды специфические черты. Как и все социальные процессы и ценности, она обостряется в переходные периоды.
Мир профессий начал складываться технико-организационно и психологически на исходе Средневековья, хотя своими корнями он восходит к зрелой античности. Именно в это время шли процессы роста общественного разделения труда как основы уже профессионального разделения. Происходило отслоение частной жизни от публичной, ставшей средоточием профессионализации разного свойства. Одновременно с нарастанием глубинных процессов дифференциации общества шел процесс профессионализации и формирования профессиональной морали. Вначале моральные нормы были достаточно жестко формализованы, однако постепенно складывалось понимание того, что профессиональный труд детерминирован не только факторами внешнего порядка (регламент, запланированность, формализованность). Он опосредован разносторонними комплексами гуманистических интенций и мотивов, поскольку от эффективности этого труда зависят состояние здоровья, духовный мир, положение человека в обществе, защита его прав и жизненных ценностей. Так исторически формировалось представление о профессионализме как одной из важнейших ценностей в системе мотивации личности.
Россия перестроечного периода столкнулась с проблемами профессионализма в особо драматическом контексте. Страна оказалась неготовой к переходу в новые (рыночные) социально-экономические отношения, прежде всего, в сфере человеческого фактора. Неготовность проявляется во многих аспектах. По-прежнему сильны стереотипы примитивно-потребительской психологии в массовом сознании, значительная часть населения продолжает рассчитывать на внешние факторы (государство, «хорошие» начальники и т.п.). Качества, востребуемые рыночными отношениями (профессионализм, конкурентоспособность, активность, мотивация к достижениям, успеху и др.), присущи далеко не большинству членов общества.
Система образования, будучи в принципе довольно консервативным институтом, пока еще далеко не соответствует объективным потребностям социально-экономического развития. У значительной части учащихся всех ступеней образования мотивация к достижению высокого профессионализма, овладения знаниями, самосовершенствованию достаточно слабо выражена.
Проблема профессионализма, а точнее непрофессиональности кадров, обсуждается на всех уровнях: начиная от житейски-обыденных, эмоционально окрашенных заявлений и утверждений, и заканчивая исследованиями довольно высокого научного уровня. Состоянием профессионализации общества озабочены многочисленные социальные институты: учреждения среднего, высшего и дополнительного образования, властные структуры всех уровней, наконец, сами индивиды, субъекты общественного процесса.
Как показывает анализ научной и популярной литературы, решением этой проблемы занимается огромное количество людей в соответствии с объективными возможностями и уровнем понимания проблем. Исследованию подвергаются проблемы профессионального выбора, профессионального соответствия, готовности к профессиональной деятельности, имиджа профессии.
Сотрудники и студенты Института информатизации социальных систем (ИИСС) Красноярского государственного технического университета уже много лет проводят исследования в области технологий профориентационной работы. Нашим «ноу-хау» является широкое использование современных информационных технологий в профориентационной и других видах работ социальной направленности.
Проблему профессионализации в организационном аспекте мы рассматриваем как необходимую сторону процесса непрерывного образования. В наших исследованиях подвергаются анализу три ступени образовательного процесса: довузовское, вузовское и послевузовское образование с точки зрения решения задач профессионализации на каждой из них.
Методологические подходы к решению названной проблемы могут быть сформированы следующим образом.
Если процесс профессионализации рассматривать с общей и существенной стороны (социальнофилософский подход), то можно сказать, что этот процесс является аспектом социализации личности.
Первый этап, соответствующий статусной и возрастной характеристике человека, есть период среднего школьного образования (для абсолютного количества представителей этого социального слоя).
Профессионализация на этом этапе традиционно осуществляется в виде профориентационных работ в старшей школе.
Как показывают наблюдения, процесс этот осуществляется далеко неадекватно реальным потребностям общества и личности, несмотря на масштабность и включенность в него большого количества людей. На наш взгляд, главный недостаток профессионализации личности в целом и ее осуществления на стадии школьного образования, в частности, заключается в отсутствии системности, а следовательно, четко выведенной логики названного процесса.
В самом деле, в условиях реформирования образования появилось гигантское количество концепций, подходов, способов ведения профориентационных работ, а воз, как говорится, и ныне там. Социологические опросы показывают, что в системе мотивации к выбору профессии доминируют не склонности и индивидуальнопсихологические особенности личности, а, в лучшем случае, соображения здравого смысла. В худшем же - это факторы чисто внешнего характера (советы друзей, способ уклониться от службы в армии и т.п.) [3; 5].
С точки зрения разработанного нами подхода, профориентационная работа в школьный период должна быть разбита на три этапа, соответствующие ступеням школьного образования: начальная, средняя и старшая школа.
Первый и частично второй этапы - это период максимального развития личности учащегося в предельно широком контексте социализации. Надо сказать, что в этом отношении накоплен значительный опыт (к сожалению, еще мало обобщенный). Одним из эффективных методов развития личности учащегося является введенное в систему самонаблюдение и оценка достижений со стороны ближайшего социального окружения (так называемый метод «рогИОНо»). Достоинством данного метода является его систематичность и комплексность. Ребенок оказывается в состоянии, так сказать, непрерывной обратной связи: осознает себя, свои возможности через самооценку, сравнение со сверстниками, оценку (преимущественно одобрения) со стороны учителей, родителей, психологов.
Постепенно у школьника формируется представление о себе, своих возможностях (реальных и потенциальных), которые представляют собой определенную «базу данных», на которой позднее будет формироваться ориентация на вид деятельности во взрослом состоянии.
Второй этап исследований, углубляющий самопознание, связан с индивидуальной психодиагностикой учащихся 9-х классов перед их переходом в старшую школу.
Для выполнения этой процедуры мы разработали комплекс тестовых методик, которые дают возможность углубить понимание себя и продолжить процесс самосозидания. Необходимость психологической диагностики мы видим в том, что для подростков весьма характерной ошибкой является неправильное понимание своего «Я». Они видят себя такими, какими они хотят быть, а не такими, каковы они есть на самом деле. Грамотно построенная процедура психологического тестирования помогает учащемуся глубже понять себя, утвердиться в достоинствах и постепенно избавляться от излишних иллюзий.
Разработанная нами программа профориентационных работ в средней школе состоит из пяти блоков.
Первый блок - организация индивидуально-личностной диагностики с использованием десяти и более методик (в зависимости от поставленных задач), а также замеры социологического характера с целью углубления понимания особенностей и потенциалов личности учащегося. Второй - анализ получаемых результатов, разработка на этой основе рекомендаций на выбор будущей сферы деятельности учащихся, а также использование обобщенных данных в публикации педагогов, диссертационных разработок аспирантов.
Третий - проведение семинаров-тренингов для учителей по вопросам прикладной информатики и социально-психологическим аспектам управления человеческим ресурсом. Впервые в практике работы школ Октябрьского района г. Красноярска учителя получили удостоверения о повышении квалификации по программе «Прикладная информатика в социальной психологии». Работа проводилась в активных формах (семинарах-тренингах), что дало существенный импульс к обобщению педагогического опыта в форме научнометодических публикаций, а следовательно, к повышению профессионализма педагогов.
Четвертый - выполнение заказов школ на разработку реальных проблем (создание швЬ-сайтов, баз данных, автоматизация методик и др.) студентами-дипломниками ИИСС в рамках преддипломной практики.
Пятый - проведение ежегодной научно-практической конференции «Профессионализация в системе непрерывного образования» с обобщением опыта работы образовательных учреждений и публикаций представленных материалов.
Подчеркнем, что такого рода «технология» профориентации не дает 100% гарантии правильности выбора. Однако она выгодно отличается от многих других, носящих, как правило, фрагментарный характер (агитация волонтеров от вузов, реклама, случайные факторы и т.д.), т.к. представляет собой систему, в которой задействованы все субъекты учебно-воспитательного процесса (учащиеся, учителя, родители, студенты, научные сотрудники вуза).
Необходимо заметить также, что данная технология затратна и трудоемка. Ее осуществление возможно лишь на основе интеграции разнообразных ресурсов:
• материальных (компьютерные классы, комплексы автоматизированных методик, помещения для психологических процедур и др.);
• методических (разработанные программы, адаптированные методики, опросники и др.);
• кадровых (дипломированные психологи вуза, подготовленные студенты, преподаватели школы, родители);
• организационных (сбор информации, анализ, разработка рекомендаций).
Тем не менее, только такой комплексный подход может дать положительные результаты.
Разработку проблемы профессионализации применительно к вузу, ИИСС осуществляет в форме подготовки диссертационных работ аспирантов. Исследования ведутся на базе педагогического и технического университетов. Работа идет над темами:
• психологическое сопровождение профориентационных работ;
• профессионализация при подготовке специалистов социо-гуманитарного профиля в условиях информатизации;
• формирование корпоративной культуры организации как фактор профессионализации кадров.
Кроме того, ведется работа над созданием системы мониторинга эффективности обучения студентов
на всем протяжении их обучения в вузе. Так, разработана автоматизированная информационная система «Деканат», включающая в себя два модуля: «Учет сведений о студентах» (карта личностного роста) и «Качество образования». Первый модуль охватывает всех студентов ИИСС с их различными характеристиками и является по существу вариантом школьного «portfolio». Содержание второго модуля представлено двумя пакетами тестов. Первый пакет содержит исходные тесты (тесты входного контроля), который проводится в начале мониторинга. Второй пакет предназначен для контроля качества образования и содержит динамически обновленный набор тестов по дисциплинам той или иной специальности.
Особую проблему составляет профессионализация кадров на ступени послевузовского образования (различные формы повышения квалификации кадров). Повышением квалификации и переподготовкой кадров занимаются вузы, предприятия, организации, службы занятости населения, в недавнем прошлом - университеты марксизма-ленинизма и др. При всей разветвленности и масштабности эта система не удовлетворяет современным требованиям профессионализации кадров.
В литературе широко обсуждается вопрос о крайней необходимости создания гибкой, эффективной системы последипломного профессионального образования [8; 9]. Потребность в этой системе диктуется рядом социально-экономических факторов как глобального характера, так и отражающих специфику современного этапа развития России. Ситуацию не спасают отдельные, выборочные опросы социологов. Очевидно, что формирование системы последипломного профессионального образования должно основываться, прежде всего, на всестороннем изучении образовательных потребностей и запросов населения.
В течение ряда лет Институт информатизации социальных систем Красноярского государственного технического университета совместно с кадровым центром краевой администрации ведет разработку и внедрение модульной технологии в систему повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
Сущность технологии состоит в подборе комплекса методик, составляющих модули программ повышения квалификации для той или иной категории слушателей.
Программа включает в себя три основных блока (модуля):
• профессиональных знаний;
• информационных технологий;
• социально-психологического сопровождения;
Система является достаточно гибкой. Каждый модуль представляет собой некоторую совокупность методик. Подбор конкретных методик осуществляется в зависимости от категории слушателей.
Первый и второй модули охватывают сугубо профессиональную (предметную) область на базе современных информационных технологий. Набор методик по информатике варьируется в зависимости от уровня подготовки и категории слушателей. Социально-психологический модуль ориентирован на понимание механизмов актуализации человеческого ресурса.
Методологическую основу обозначенного подхода к системе повышения квалификации кадров составляют теоретические и прикладные исследования отечественных и зарубежных авторов в области повышения эффективности производства, а также разработанная нами концепция успешной социализации личности и активизации человеческого ресурса производства.
Сущность данного подхода состоит в том, что всякий человек представляет собой единство некоторой данности (в совокупности личностных качеств) и потенциала, не всегда актуализированного в силу ряда причин как внутреннего, так и внешнего порядка. В рамках концепции мы исследовали феномены адаптации, потребности в общении, одобрении, признании, популярности и привлекательности личности в группе, адекватности самооценки, влияния людей друг на друга и др.
На основе проведенных исследований мы разработали комплекс методик, направленных на повышение эффективности человеческого ресурса. Нами разработаны методики: «Руководитель и подчиненный: парно-субординационный контакт»; «Психологические барьеры в общении»; «Понимание смыслов в режимах монолога и диалога»; «Правила ведения дискуссии»; «Межличностные отношения в группе»; «Конфликты: предупреждение и разрешение» и др.
Занятия со слушателями проводятся в активных формах:
• индивидульно-личностная психодиагностика;
• социометрические процедуры;
• проектирование социальных систем;
• ролевые, имитационные и другие игры;
• тренинги, самопрезентации и т.д.
Анкетные опросы среди слушателей, проводимые независимыми экспертами, показывают высокую степень удовлетворенности слушателей, обучающихся по этим программам.
В заключение следует сказать, что в условиях реформирования всех сторон общественной жизни, когда все общество и каждый человек в отдельности переживает время коренных изменений, перед каждым встает задача найти себя в этом сложном, динамическом и не всегда предсказуемом мире. Именно это обстоятельство требует, с одной стороны, создания единой, государственно значимой системы формирования профессионализма кадров, а с другой - необходимость тщательного анализа нарабатываемого опыта.
Литература
1. Аминов, Н.А. Готовность психологов кадрового управления к профессиональной деятельности / Н.А. Аминов, Т.М. Чепыгова // Профессиональный потенциал. - 2002. - №3.
2. Ануфриев, А.Ф. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина // Вопр. психологии. - 2000. - №6.
3. Болотов, В.А. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста / В.А. Болотов, А.Г. Шмелев // Высшее образование сегодня. - 2005. - №4.
4. Караваев, А.Ф. Сущность и структура профессионального призвания / А.Ф. Караваев // Высшее образование сегодня. - 2005. - №4.
5. Климов, Е.А. Как выбрать профессию / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1990.
6. Личность и успех: коллективная моногр. - Красноярск, 2000.
7. Селезнев, Е.В. Личностно-профессинальный рост и преодоление Персоны / Е.В. Селезнев // Мир психологии. - 2003. - №4.
8. Сухорукова, Н. Последипломное профессиональное образование / Н. Сухорукова, С. Филатов // Высшее образование в России. - 2005. - №10.
9. Яблокова, Е.А. Психолого-акмеологическое обеспечение профессионализма деятельности и профессионализма личности /Е.А. Яблокова // Профессиональный потенциал. - 2003. - №1.