В. Ю. Новожилов. Проблемы интеграции науки и образования в системе подготовки
обходимо усилить управленческими действиями, направленными на организацию деятельности по выявлению эколого-образовательного потенциала местного сообщества (общественных организаций, работников природных парков, библиотек, ботанических садов, зоопарков, музеев и др.), вовлечение учащихся в социально значимую практическую деятельность для выявления и решения местных экологических проблем с учетом потребностей и особенностей различных людей и социальных групп, усиление социального партнерства и развитие взаимодействия с лицами, предприятиями, организациями, заинтересованными в разработке и реализации экологических программ, привлечение средств массовых информационно-коммуникационных технологий в экологообразовательный процесс, активизацию вне учебной экологообразовательной деятельности школьников, сотрудничество с детскими и молодежными общественными организациями экологической направленности, экологического творчества, создание эколо-го-образовательной среды образовательных
учреждений, обмен опытом в системе единого экологообразовательного пространства.
Примечания
1 См.: Гагарин А. В., Иващенко А. В., Степанов С. А. Экологическая психология и педагогика : учеб. пособие для студентов психологических и педагогических специальностей высших учебных заведений. М., 2008. 296 с.
2 См.: Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М., 2004. 197 с.
3 См.: ЯсвинВ. А. Психология отношения к природе. М., 2000. 456 с.
4 См.: Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. М., 2008. 162 с.
5 Там же.
6 См.: МорозоваЕ. Е., Буланая М. В., Исаева О. А. Экологический дневник школьника : учеб.-метод. пособие. Саратов, 2006. 38 с.
7 См.: Морозова Е. Е., Исаева О. А. Экологообразовательный проект «Мир комнатных растений». Сер. : Начальное естественно-математическое образование. Саратов., 2010. 58 с.
УДК 378.048.2
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
В. Ю. Новожилов
Министерство внутренних дел Российской Федерации E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются система подготовки военных специалистов высшей квалификации, существующие проблемы обеспечения преемственности послевузовского образования на всех ступенях высшей школы и роль интеграционных процессов в науке.
Ключевые слова: система подготовки военных специалистов, адъюнктура, интеграционные процессы, преемственность.
Problems of Science and Education Integration in Military Specialist Preparation System
V. Yu. Novozhilov
The article deals with the preparation system of the military specialists of high qualification, problems of postgraduate education continuity on the higher school levels and role of integration processes in science. Key words: preparation system of military specialists, military postgraduate education, integration processes, continuity.
Человечество вступило в новое тысячелетие - в век глобализации, что оказывает огромное влияние на функционирование образования, развитие науки. Глобализация в целом представляет собой процесс преодоления отчуждения жизни отдель-
ного человека от жизни человеческого рода. Она характеризуется процессами становления и гармонизации многомерного и многоаспектного мира, проявляется в локальных социальных и культурных контекстах или глобализации информации, стремлении к либерализации мировой экономики. Глобализацию связывают с процессами массовой социальной коммуникации, которая приводит к гармонизации рационального и гуманитарного познания окружающего мира, диалогу в сфере образования. Эффективность государственной системы образования напрямую связана с ростом научного потенциала страны1. В свою очередь, система образования включена в решение целого ряда многоуровневых проблем, связанных с определением стратегических перспектив развития общества, с производством кадрового потенциала будущей России.
Изменения в мире и в общественно-политическом устройстве России привели в итоге к этапу глубоких преобразований в системе военного образования. Актуальность реформ в высшей военной школе продиктована современными потребностями общества, нуждами войск, которые
© Новожилов В. Ю., 2011
Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 4
выражаются в необходимости высококвалифицированных, компетентных, профессионально подготовленных офицерских кадров, целями и результатами образования, темпами развития научных знаний и уровнем их внедрения в педагогическую практику. Узкая специализация подготовки в военном вузе сегодня сменяется потребностью в обеспечении высокой профессиональной мобильности военных специалистов, всестороннем развитии личности будущего офицера.
Все военные вузы несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
выполнение функций, отнесенных к их компетенции;
реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье слушателей и работников вуза во время образовательного процесса;
соблюдение прав и свобод слушателей и работников вуза;
иные действия, предусмотренные законодательством.
В настоящее время возрастает значение мобильности военных специалистов, готовых к обеспечению безопасности личности, общества, государства. Кроме того, перед наукой и военными вузами встают проблемы, связанные с практикой органов внутренних дел, так как глобализация и технические достижения меняют природу современной преступности, в криминальной среде изобретаются все новые и более изощренные способы реализации преступных замыслов. В условиях появления новых вызовов времени, сложной демографической ситуации и террористических угроз облик передового государства определяется уровнем развития науки. Достижению передовых позиций в сфере инноваций способствуют производство новых знаний и технологий, содействие приходу в фундаментальную и прикладную науку инициативных специалистов высшей квалификации. Эффективное противодействие преступности, обеспечение необходимой защиты от посягательств криминала и международного терроризма невозможно без привлечения потенциала научной мысли.
Одной из основ обеспечения национальной безопасности и всех её составляющих (военной, политической, духовной, социальной, экономической, информационной, экологической и т. д.) является интеграция науки и образования, которая определяет организацию системного сотрудничества научных организаций и правоохранительных органов страны, способствует решению теоретических и прикладных вопросов правоохранительной деятельности. Интеграция науки и образования обеспечивает повышение продуктивности проводимых реформ военного образования в целом.
С учетом реорганизации армии и флота и на основе сохранения достоинств отечественной военной школы перспективная цель современного военного образования заключается в следующем: сформировать систему подготовки военных специалистов, адекватную новым структуре и задачам вооруженных сил и обеспечивающую устойчивое комплектование войск квалифицированными офицерами. В реализации потребностей комплектования офицерскими кадрами внутренних войск МВД России первостепенное место занимает их подготовка в федеральных государственных военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Состояние послевузовского образования становится одним из значимых показателей в рейтинговой оценке вуза. Возможности подготовки кадров высшей квалификации и результативность этого процесса являются индикатором конкурентоспособности вуза, решающими в определении его статуса.
Система подготовки военных специалистов высшей квалификации является важнейшим инструментом государства по формированию кадрового потенциала вооружённых сил, других войск, воинских формирований и государственных органов. Подготовку офицерских кадров высшей квалификации в первую очередь осуществляют военные академии и университеты, обладающие наиболее мощным научно-педагогическим потенциалом, что позволяет им вести фундаментальные и прикладные научные исследования. Военные институты, в которых организуется адъюнктура и военная докторантура, - второй источник пополнения вооружённых сил офицерскими кадрами высшей квалификации. В адъюнктуре решается важнейшая задача формирования научного потенциала военно-профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, т. е. осуществляется подготовка научных кадров военнослужащих офицерского состава и научнопедагогических кадров высшей квалификации для высших военных учебных заведений.
Военные вузы продолжают испытывать острую нехватку преподавателей, имеющих ученую степень, поэтому одной из стратегий преобразований в системе подготовки военного специалиста является сохранение и повышение научно-педагогического потенциала высшей военной школы. Проблема научно-педагогических кадров приобретает особую значимость в связи с государственной аттестацией и аккредитацией военно-учебных заведений: государственная аттестационная служба имеет возможность лишить права выдавать диплом государственного образца тот военный вуз, где низкий процент укомплектованности учёными.
Данная задача стала еще актуальнее с получением военными вузами права на ведение послевузовского образования, а значит, и обязанности обеспечения его преемственности на всех ступенях высшей школы. Для соблюдения
104
Научный отдел
В. Ю. Новожилов. Проблемы интеграции науки и образования в системе подготовки
преемственности между высшим образованием и адъюнктурой необходимо решить объективно существующие проблемы.
Во-первых, анализ профессионально-образовательной деятельности военных вузов показал, что главным недостатком в организации учебно-воспитательного процесса является то, что в основном передается содержание образования, а когнитивному развитию курсантов, развитию у них инициативности, рефлексивной позиции в обучении уделяется мало внимания. Именно на когнитивных основах обучения базируются закономерности преемственности в образовании. Когнитивная обоснованность обучения заключается в индивидуальной интерпретации и понимании, а также активной роли человека при постановке собственных целей. Суть данного подхода заключается в том, что содержание образования, кроме его обязательной части, не может навязываться преподавателем и зависеть от его профессионального уровня, а должно определяться с учетом интересов курсанта или адъюнкта и заказчика специалистов - Вооружённых Сил. Обучаемому необходимо предоставлять право выбора содержания образования, только в этом случае он становится подлинным субъектом образовательного процесса.
Во-вторых, в учебно-воспитательный процесс военных вузов внедряются новые технологии, связанные с кредитным и рейтинговым оцениванием результатов обучения. Военное образование по своей сути всегда было технологичным - обучение осуществлялось и осуществляется согласно заранее заданным ожидаемым результатам, поведенческим нормам и ценностям, соответствующим потребностям и развитию Вооружённых Сил. Однако новые технологии требуют разработки систем управления качеством военно-профессиональной подготовки курсантов и адъюнктов, так как это отражает потребности военных вузов в проектируемых образовательных результатах и ресурсах для их обязательного достижения в рамках государственного образовательного стандарта.
В-третьих, для проектирования образовательных результатов на основе инновационных технологий военным вузам нужны преподаватели с нестандартным и адаптационным мышлением, владеющие новыми формами, методами и средствами активного обучения. Речь идет о создании инициативной (авангардной) группы профессорско-преподавательского состава нового типа, вслед за которой будут приобщаться к инновациям и другие преподаватели. Научить преподавателей думать иначе - задача трудная: большинство из них работает по сложившейся схеме, руководствуясь личным опытом и не желает ничего менять. Однако профессиональное поведение зависит от процессов, происходящих в окружающей среде. Если реакция коллег одобрительна, тогда новое поведение и новые профессиональные действия
упрочиваются. Неодобрительная реакция и отсутствие мотивации дают обратный эффект. Для предупреждения нежелательного эффекта важны комплексный подход к планированию, организации и контролю военно-образовательного процесса и создание условий для теоретического обобщения и распространения передового опыта подготовки научно-педагогических кадров.
В-четвёртых, значимым фактором обеспечения преемственности на ступенях «высшее образование - адъюнктура» является разработка широкого спектра дидактических ресурсов для обучения и контроля достижений курсантов и адъюнктов: учебников и учебных пособий, методических указаний и рекомендаций, программных продуктов, информационных материалов, тестов, обучающих модулей, в том числе и для самообразования.
Совершенствование подготовки военнонаучных и научно-педагогических кадров в системе военного образования отнесено Военной доктриной Российской Федерации к приоритетному направлению развития военной организации государства. Система военного образования является составной частью системы профессионального образования Российской Федерации и предназначена для обеспечения потребностей военной организации государства в квалифицированных офицерских кадрах. Интеграционные процессы актуализируют ряд проблем подготовки и аттестации офицерских кадров высшей квалификации, требуют усиления внимания к содержательной подготовке адъюнктов как соискателей ученой степени кандидата наук. Замена кандидатского экзамена по философии на экзамен по философии и методологии науки, безусловно, способствует преодолению разрыва между общефилософской подготовкой соискателей и философскими основаниями выполнения диссертационного исследования, улучшению методологической подготовки будущих ученых. В 2007 г. был внесен ряд изменений в нормативную базу, регулирующую подготовку кадров высшей квалификации, - например, приказом Минобрнауки было отменено ограничение срока действия кандидатских экзаменов, сданных по старым программам. В настоящее время разрабатываются меры по сохранению и укреплению научно-педагогического потенциала вузов, стимулированию труда профессорско-преподавательского состава и научных работников, вносятся в законодательство соответствующие изменения и дополнения.
Особенностью науки в настоящее время является то, что она постепенно превратилась в особую сферу профессиональной деятельности. Особое значение исследовательской подготовки специалистов разного уровня обусловливает необходимость совершенствования проведения научного исследования и его рефлексии, содержания подготовки кадров высшей квалификации. В связи
Педагогика
105
Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 4
с этим возникает проблема повышения качества научных исследований военнослужащих, которая, в свою очередь, связана с процессом развития высшего военного профессионального образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты и обусловлена востребованностью новых знаний.
«Специфика современного знания, проявляющаяся в его недолговечности, также предъявляет свои требования к содержанию подготовки кадров высшей квалификации. Если традиционный подход к отбору содержания образования можно сравнить с накопительной системой, когда каждое новое знание уточняет, расширяет, конкретизирует уже освоенное знание, то современный подход к отбору содержания подготовки напоминает, скорее, гипертекст, когда в предлагаемом содержании сам соискатель выбирает тот компонент, который интересует его больше всего, и уже самостоятельно (или под руководством преподавателя, научного руководителя) углубляется в требуемое знание, устанавливая для себя лично взаимосвязи нового знания с уже известным»2.
Возрастание роли интеграционных процессов в науке и одновременного усиления дифференциации как обратного закономерного процесса находит свое отражение не столько в содержании дисциплин, изучаемых соискателями в ходе освоения образовательной программы, сколько в проведении научного исследования.
Процесс дифференциации приводит к большему дроблению «единого тела науки» на все более специализированные области, способствуя углублению процесса познания, совершенствованию специальной методики и арсенала познавательных средств, применяемых каждой конкретной наукой, что, в свою очередь, предъявляет более жесткие требования к исследовательским навыкам будущих ученых. Учет новых тенденций в содержании подготовки кадров высшей квалификации предполагает усиление их фундаментальной подготовки, приобщение к интегрированию знаний в процессе исследовательской деятельности.
Итак, особенности развития науки и образования в современном обществе, проблемы интеграции науки и образования в системе подготовки военного специалиста обусловливают изменения в подготовке и системе аттестации кадров высшей квалификации военнослужащих.
Примечания
1 Научная работа адъюнкта : учеб. пособие / под ред. проф. Л. Н. Бережновой. СПб., 2011. С. 7.
2 Лаптев В. В. Тенденции развития системы подготовки кадров высшей квалификации на современном этапе развития науки и образования // Аспирантура: проблемы развития : сб. науч. тр. СПб., 2004. С. 13-15.
УДК 373.31.5
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
С. Н. Филипченко
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена формированию патриотической культуры студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин в вузе. Дается анализ понятия «патриотическая культура», предлагается система ее формирования.
Ключевые слова: культура, патриотизм, патриотическая культура, формирование.
Students’ Patriotic Culture Formation
S. N. Filipchenko
The article is devoted to the problem of students' patriotic culture formation during humanities learning process in the institute of higher education. The author gives the analysis of the concept «patriotic culture» as well as the system of its formation.
Key words: culture, patriotism, patriotic culture, formation.
В концепции патриотического воспитания молодежи, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» обращается внимание на формирование у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Решать данную задачу призвана высшая школа, которая должна быть не просто «кузницей кадров», а центром патриотической подготовки, источником формирования патриотической культуры будущего специалиста.
Современный вуз функционирует в динамично изменяющемся противоречивом мире с угрозами социально-экономического и культурного кризиса. Годы, прошедшие с момента рас-
© Филипченко С. Н, 2011