Научная статья на тему 'К вопросу о военно-профессиональной подготовке педагогических кадров для высших военно-учебных заведений'

К вопросу о военно-профессиональной подготовке педагогических кадров для высших военно-учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2917
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о военно-профессиональной подготовке педагогических кадров для высших военно-учебных заведений»

Дудоладов А. А.

К ВОПРОСУ О ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Проведенное исследование показало, что существующая система военнопрофессиональной подготовки преподавательского состава высших военноучебных заведений Министерства обороны Российской Федерации (далее - вузов МО РФ) имеет ряд особенностей, отличающих ее как от отечественной системы подготовки педагогических кадров для гражданского образования, так и от системы подготовки преподавателей вузов армий развитых зарубежных государств.

Её главная особенность заключается в том, что она не имеет специализированных военно-педагогических учебных заведений (образовательных подразделений) для профессионального обучения как руководителей системы подготовки педагогических кадров, так и преподавателей высшей квалификации. Следствием чего являются серьезные упущения, в том числе в военно-профессиональной подготовке преподавательского состава в адъюнктуре, а также в подразделениях переподготовки и повышения квалификации.

Исследование свидетельствует, что для образовательных структур большинства вузов МО РФ характерна недостаточная военно-профессиональная подготовка преподавателей-выпускников, обусловленная, на наш взгляд, малым количеством военной тематики (от 19 % до 40 %)в учебных планах и программах обучения. При этом, для преподавателей командных и командно-технических вузов характерны недостаточные психолого-педагогические знания, а для преподавателей гуманитарных вузов - поверхностные знания в области диалектики военной и специальной (предметной) науки. Имеются вузы, преподавателям-выпускникам образовательных структур которых присущи недостатки обеих групп.

Важно отметить, что содержание военно-профессиональной подготовки преподавательского состава имеет ряд особенностей, вытекающих из специфики педагогической деятельности в вузе, а именно:

- военно-профессиональная подготовка преподавательского состава имеет целевую направленность на достижение высокого результата в подготовке офицерских кадров - воспитание у выпускников определенных военнопрофессиональных и морально-волевых качеств, обеспечивающих их готовность к принятию научно обоснованных решений как в повседневной (мирной), так и в боевой обстановке, к преодолению тягот военной службы, к самопожертвованию при защите интересов Отечества, в том числе и в мирное время;

- военными преподавателями используются специфические методы обучения, воспитания, развития и психологической подготовки, обусловленные особенностями военной службы;

- права и обязанности преподавательского состава, регламентированные воинскими уставами и нормативными документами;

- служебная обязанность преподавателей применять на учебных занятиях меры воздействия к слушателям (курсантам), не выполняющим служебную обязанность добросовестно учиться;

- военный преподаватель при проведении занятия является начальником по отношению к обучаемым слушателям (курсантам), поэтому отвечает не только за качество обучения, но и за выполнение требований уставов, дисциплину обучаемых, соблюдение мер безопасности и т.п. При этом слушатель (курсант) - тоже военнослужащий, учение которого есть служебная обязанность, связанная с моральной и юридической (уставной) ответственностью;

- специфика педагогического взаимодействия с обучаемыми, особенно со слушателями, имеющими определенные военно-профессиональные знания, навыки и умения, опыт служебной деятельности.

Другой особенностью системы подготовки преподавательского состава является то, что управление существующими образовательными структурами включено в общую схему управления вооруженными силами и осуществляется (в порядке подчиненности) соответствующими органами военного управления, часто не подготовленными к качественному профессиональному решению педагогических задач.

Третьей особенностью современной системы подготовки преподавательского состава является ее ведомственный характер. Так, образовательные структуры для подготовки преподавательского состава имеют все силовые министерства (ведомства) РФ. Более того, в видах Вооруженных сил и родах войск Министерства обороны РФ функционируют свои системы подготовки преподаватель-

ского состава, в которых подготовка военных педагогов организована по принципу «каждый начальник готовит кадры для себя», не обеспечивающему ни научную обоснованность, ни эффективность, ни универсальность, ни экономичность подготовки.

Четвертая особенность заключается в том, что существующая ныне система подготовки руководящего и преподавательского состава для вузов не в полной мере отвечает новым военным, политическим, социально-экономическим и другим реалиям РФ. Изменившиеся военно-политическая обстановка в мире, политическая ориентация государства и социально-экономическая обстановка в стране после распада СССР обозначили новый круг актуальных задач, к решению которых необходимо готовить офицерский корпус и в первую очередь -преподавательский состав вузов ВС РФ.

С 1993 года значительная часть военнослужащих страны, в том числе весь преподавательский состав вузов, законодательно были переведены на службу по контракту. Изменившиеся в связи с этим сроки нахождения преподавательского состава на военной службе и перечень оснований для досрочного увольнения, на фоне резкого ухудшения социальной защищенности преподавателей, падения престижа военной службы и значительно возросшего спроса коммерческих учебных заведений на педагогов (особенно гуманитарного, юридического, экономического, филологического профиля), привели к массовому оттоку (в том числе через увольнение из вооруженных сил) последних в гражданскую сферу деятельности, к неполной загрузке штатной емкости даже имеющихся образовательных структур и к снижению качества подготовки в них преподавательского состава.

Одновременно с сокращением общих расходов государства на оборону и безопасность, снизились расходы на содержание вузов и, естественно, образовательных структур по подготовке преподавательского состава. Это не позволяет создать в вузах не только перспективную, но и современную учебноматериальную базу. В результате чего уровень военно-профессиональной подготовленности преподавательского состава неуклонно снижается.

В сложившихся условиях в системе подготовки преподавательского состава для вузов возник ряд проблем, наличие которых не позволяет говорить о ее соответствии интересам и потребностям военного образования. Причем явно просматривается тенденция к их обострению, что в перспективе может привести

к существенному снижению уровня военно-профессиональной подготовки выпускников вузов.

Первая проблема заключается в том, что имеющиеся образовательные структуры по подготовке преподавательского состава сегодня не в состоянии компенсировать весь объем увольняемых с военной службы преподавателей вузов, особенно имеющих ученые степени и звания.

Вторая проблема состоит в неуклонном снижении уровня военнопрофессиональной подготовки преподавательского состава и в отсутствии материальной заинтересованности вузов в ее повышении.

Третья проблема обусловлена несовершенством организационного и экономического механизмов управления системой военно-профессиональной подготовки преподавательского состава вузов. Основная причина - ведомственный принцип ее построения.

Проведенное исследование показывает, что преподавательский состав вузов МО РФ в современных условиях, с учетом наличия специального педагогического образования, ученых степеней, дополнительного и послевузовского образования, опыта преподавания в вузах и наличия войскового опыта работы по профилю кафедры, можно условно разделить на несколько категорий. Обобщенные данные приведены в таблице 1.

Преподавательский состав, отнесенный к первой, второй, третьей и шестой группам, как правило, целенаправленно ведут учебную, воспитательную, методическую и научную работу. Вместе с тем, в связи с подготовкой в части вузов офицеров по новым специальностям есть необходимость дополнительной военно-профессиональной подготовки и этой категории педагогов.

Педагогам четвертой группы требуются довольно продолжительные сроки пребывания в должности, прежде чем они начнут активно и профессионально включаться в процесс обучения и воспитания слушателей и курсантов. При этом иногда их прежнее высокое положение в войсках и накопленный практический опыт порождает ненужные амбиции, не позволяют учиться у более подготовленных, но, как правило, младших по возрасту, должности в войсках и воинскому званию коллег. Они часто слишком консервативны, «привязаны» к своему опыту и не стремятся к овладению педагогическим и военно-профессиональным мастерством.

№ п/п Категория педагогов Уровень военно-профессиональной подготовки

1 2 3

1. Выпускники педагогического факультета Военного университета Имеют специальное педагогическое образование, обладают высокими профессиональными знаниями и умениями, имеют определенную военнопрофессиональную подготовку

2. Выпускники адъюнктуры Имеют ученую степень и необходимую профессиональную (педагогическую) подготовку, а выпускники последних лет - дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы». Учебным планом и программами подготовки адъюнктов не предусматривается военно-профессиональная подготовка

3. Преподаватели, пришедшие из других вузов Имеют необходимую педагогическую подготовку и опыт, большинство - ученую степень, в ряде случаев - специальное педагогическое образование. Часто не обладают необходимой военнопрофессиональной подготовкой

4. Офицеры, пришедшие из войск и других силовых структур Имеют высшее военное или специальное образование, но не имеют педагогического образования, ученых степеней, отсутствует или недостаточный уровень военно-профессиональной подготовки

5. Преподаватели из числа командиров учебных подразделений, офицеров служб Большинство не имеют ни педагогического образования, ни войскового опыта, отсутствует военнопрофессиональная подготовка.

6. Преподаватели - гражданский персонал из числа бывших преподавателей-военнослужащих Имеют ученую степень и ученое звание, значительная часть - педагогическое образование и военнопрофессиональную подготовку, обладают богатым педагогическим и войсковым опытом

7. Преподаватели - гражданский персонал, не проходившие военной службы Значительная часть имеют ученую степень и ученое звание, необходимую педагогическую подготовку; отсутствует военно-профессиональная подготовка; имеют абстрактное представление о военной службе

Табл. 1. Категории преподавательского состава вузов

Особая ситуация с преподавателями пятой группы. У них отсутствуют как профессиональные знания и умения, так и практический опыт службы в войсках по профилю кафедры.

Что касается педагогов седьмой группы, то, несмотря на их существенную педагогическую и научную подготовку, они не могут, даже при большом желании, но без необходимой дополнительной военно-профессиональной подготовки качественно обучать слушателей и курсантов вузов как военных специалистов.

В ходе исследования установлено, что научный потенциал ведущих вузов МО РФ, дислоцированных в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, достаточно высокий - 60% и более; он позволяет качественно решать задачи обучения, воспита-

ния и развития слушателей (курсантов). Однако не может не вызывать озабоченности тот факт, что от 30% до 70% имеющихся в вузах преподавателей-ученых -гражданский персонал, значительная часть которого - бывшие военнослужащие, состоящие в запасе и отставке. В случае их увольнения (в связи с преклонным возрастом) научный потенциал вузов может стать ниже установленного уровня.

Известно, что для профессиональной подготовки преподавательского состава в вузах функционирует соответствующая система, включающая обучение педагогов в адъюнктуре, на факультетах (курсах) переподготовки и повышения квалификации, занятия в группах начинающих преподавателей, стажировки преподавателей в войсках и на родственных кафедрах военных и гражданских вузов, а также в ходе командирской и методической подготовки.

В современных условиях наиболее эффективно задачу профессиональной подготовки будущих педагогов решает адъюнктура. Адъюнкты обучаются по специальной программе, при выполнении которой, как правило, завершают разработку и представляют в специализированный совет кандидатскую диссертацию, получают определённые знания, навыки и умения в организации и ведении учебной, методической и научной работы, а также диплом «Преподаватель высшей школы».

Существующее в настоящее время деление адъюнктуры на основной штат и целевую также обоснованно. В первой готовятся научно-педагогические и научные кадры для того вуза, в котором она создана. А для других вузов эти кадры готовятся в целевой адъюнктуре. При этом, вузы-заказчики, как правило, сами подбирают и направляют кандидатов на обучение.

Однако, в деятельности адъюнктур вузов ещё имеются проблемы, негативно сказывающиеся на подготовке выпускников: недостаточное финансирование и материально-техническое обеспечение адъюнктов; высокие затраты на переезды к месту учебы и месту последующей педагогической деятельности; сложности с трудоустройством и учебой членов семьи и др. В этой связи сохраняется проблема обеспечения периферийных вузов высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, так как значительная часть выпускников целевой адъюнктуры стремится остаться в местах подготовки и не возвращаться в направившие их на обучение вузы.

Не меньшей проблемой является военно-профессиональная подготовка адъюнктов - будущих преподавателей вузов. Так, анализ учебных планов и программ профессиональной подготовки адъюнктов и получения дополнительной

квалификации «Преподаватель высшей школы» ряда военных академий и университетов МО РФ позволяет сделать следующие выводы.

Программы разработаны, в основном, в соответствии с требованиями руководящих документов1. Однако предоставленное указанными документами вузам право разработки содержания дисциплин основной образовательной программы, а также возможность определять дополнительные требования, исходя из специфики подготовки выпускников адъюнктуры к определенному виду профессиональной деятельности, последними не реализуются. Данное обстоятельство, на наш взгляд, является основной причиной низкого уровня военнопрофессиональной направленности основных образовательных программ подготовки адъюнктов.

Дальнейшее расширение ёмкости адъюнктуры для подготовки преподавательского состава вузов нецелесообразно. Во-первых, дорого. Во-вторых, опыт работы вузов подтверждает, что наряду с молодыми педагогами-учеными учебные заведения нуждаются в преподавателях, обладающих богатым войсковым опытом. Но для этой категории офицеров требуется профессиональная переподготовка, которая осуществляется в системе дополнительного профессионального образования на факультетах (курсах) переподготовки и повышения квалификации.

В Министерстве обороны РФ профессиональная переподготовка офицеров из войск, назначенных на преподавательские должности в вузы, впервые была организована в 1986 году. Первоначально срок обучения составлял пять месяцев. Однако, вследствие критики как со стороны командования кафедр (из-за длительного отрыва преподавателей от исполнения своих обязанностей), так и со стороны обучаемых офицеров (по причинам материально-бытового характера) сроки обучения были сокращены до полутора-двух месяцев (как в группах повышения квалификации).

В наши дни в системе дополнительного образования силовых министерств развернута сеть групп профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы. Программы обучения (общий объем 1080 часов) будущих педагогов соответствуют государственным требованиям для получения квалификации «Преподаватель высшей школы».

Анализ программ обучения в шести военных академиях и университетах Министерства обороны (ОВА ВС РФ, ВУ МО РФ, ВВА им. Ю. Гагарина, ВА

РВСН им. Петра Великого, ВИА им. В. Куйбышева, ВА РХБЗ) показывает, что основной целью переподготовки этой категории офицеров является изучение психолого-педагогических основ предстоящей деятельности и приобретение ими навыков преподавательской работы. Однако военная и предметная подготовка будущих преподавателей вузов в учебных планах и программах переподготовки представлена очень скромно (военная тематика составляет около 30%). Последнее отрицательно сказывается на военно-профессиональной подготовке преподавательского состава, а следовательно и выпускников вузов.

Утверждения некоторых руководителей военного образования и организаторов образовательного процесса в вузах в защиту достаточности 30% уровня военной тематики в учебных планах и программах переподготовки специалистов в силу того, что обучаемые офицеры прежде уже получили высшее военнопрофессиональное образование, как показало проведенное исследование, нельзя считать обоснованными, особенно по отношению к выпускникам гуманитарных вузов.

Кроме того, из-за формализма в планировании, слабого контроля со стороны органов управления вузами и недостаточного финансирования, добиться полного охвата переподготовкой офицеров из войск пока не удалось. Так, только около 25% преподавателей, назначенных в вузы из войск, начинают педагогическую деятельность после окончания факультетов переподготовки и повышения квалификации, а остальные получают военно-профессиональную подготовку только через 2-3 года педагогической деятельности2. Особенно остро эта проблема стоит в вузах отдаленных регионов, где нет военных академий и университетов. Одним из возможных путей решения этой проблемы могло бы стать создание региональных учебно-методических центров на базе ведущих вузов этих регионов, имеющих наибольший научно-педагогический потенциал и необходимую инфраструктуру.

Вместе с тем, специфика педагогической деятельности не терпит застоя в профессиональном совершенствовании не только начинающих, но даже опытных педагогов. Преподавательский состав обязан быть в курсе последних достижений военной науки, техники, жизни войск. В этом преподавательскому составу вузов призвана помочь система повышения квалификации (СПК).

Важно подчеркнуть, что, повышение квалификации, по нашему мнению, можно рассматривать как результат, как процесс, как целостную образовательную систему.

Первое предполагает позитивное изменение профессиональных и других значимых качеств преподавательского состава вследствие их обучения в подразделениях повышения квалификации. Второе означает целенаправленный процесс обучения преподавательского состава, сопровождающийся фиксацией изменений профессионального уровня обучающихся. Третье - часть системы непрерывного педагогического образования, институированная на федеральном, территориальном и вузовском уровнях.

Система повышения квалификации преподавательского состава вузов, на наш взгляд, должна иметь несколько основных функций: информационную (удовлетворение потребностей преподавателей в получении знаний о достижениях в военной науке, о передовом отечественном и зарубежном опыте); обучающую (организация и осуществление образовательного процесса в учреждениях повышения квалификации, оказание консультативной помощи педагогам); исследовательскую (проведение научных исследований и экспериментов в области послевузовского педагогического образования в учебных заведениях, мониторинга качества общего и профессионального обучения, изучение тенденций изменения и развития системы образования); экспертную (научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов, оценка необходимости и обоснованности экспериментальной работы, проводимой образовательными учреждениями).

К сожалению, на данный момент система повышения квалификации не в состоянии предоставлять военным педагогам перечисленные образовательные услуги в полном объеме. Причина этому - наличие в ней ряда противоречий: между объективно существующей необходимостью совершенствования военнопрофессиональной подготовки преподавательского состава и отсутствием удовлетворительных методик и технологий ее осуществления; между содержанием и методами повышения квалификации; несоответствие содержания повышения квалификации профессиональным запросам и потребностям преподавателей; между необходимостью повышения качества дополнительного педагогического образования и неразработанностью системы управления этим процессом.

Анализ учебных планов и программ подразделений повышения квалификации преподавательского состава ряда вузов МО РФ показывает, что военная тематика в них составляет от 23% до 59% от общего объема. Если исходить из того, что для военно-учебного заведения уровень военной тематики (как показал опрос преподавательского состава) в учебных программах должен составлять

70%, то имеющийся в настоящее время ее уровень в отдельных ВУЗах не может быть признан удовлетворительным.

Примечательно, что и сами преподаватели часто оценивают учебу в системе организованного повышения квалификации ниже, чем самостоятельную работу.

В недалеком прошлом имели место и другие направления военнопрофессиональной подготовки преподавательского состава - на педагогических факультетах (отделениях, группах) вузов. Такой подход, на наш взгляд, оправдан применительно к сегодняшнему и завтрашнему дню, т.к. военный педагог - это специфическая профессия. Ее специфика заключается в том, что от качества военно-профессиональной подготовки преподавательского состава вуза в конечном итоге зависит «цена» победы при выполнении боевой задачи. В подобных условиях не приходится выполнять свои профессиональные обязанности ни одному педагогу или другому специалисту - выпускнику гражданских учебных заведений. Следовательно, подготовка педагогических кадров для вузов должна осуществляться так же, как готовится командный и инженерный состав Вооруженных сил РФ.

На наш взгляд, нецелесообразно предложение некоторых руководителей военного образования о привлечении к преподавательской работе в вузах выпускников гражданских учебных заведений, а также об использовании опыта политехнических вузов, где преподавателей специальных дисциплин не готовят, а приглашают на педагогическую работу инженеров-практиков. Подобный подход может применяться к военному образованию и преподавательскому составу вузов весьма ограниченно, не как правило, а скорее - как исключение из него, при условии, что будущий преподаватель (практик-военнослужащий из войск и гражданский преподаватель после окончания гражданского педагогического заведения, например, филолог) пройдет необходимое обучение на факультете переподготовки и повышения квалификации соответствующего вуза.

Проблемы становления любого специалиста в начале служебной деятельности, а также при изменении профиля работы — объективны, независимо от уровня образования. Подвержены им и начинающие преподаватели. Оказать помощь в быстром и эффективном преодолении проблем может и должна кафедра, где под руководством опытных педагогов вновь назначенный преподаватель приобретает начальный методический опыт, делает первые шаги военнопрофессионального становления.

Важную роль играют организованные в ряде вузов «Школы педагогического мастерства», в которых, применительно к специфике конкретного учебного заведения, решаются вопросы военно-профессиональной подготовки преподавательского состава. Наиболее распространенной формой обучения в них является постоянно действующий семинар. На занятия приглашаются начинающие преподаватели всех кафедр. Программы обучения обычно рассчитаны на еженедельные занятия в течение одного - двух лет.

Трудно переоценить роль войскового опыта преподавательского состава в деле подготовки выпускников вузов как военных специалистов-профессионалов, отвечающих современным требованиям. Действительно, может ли педагог, сам практически не выполнявший профессиональные обязанности выпускника вуза, научить этому слушателя (курсанта), а тем более преподаватель, вообще не видевший жизни войск и имеющий абстрактное, порой искаженное представление о решаемых ими задачах в мирное и военное время? Очевидно, нет. Но таких преподавателей в вузах, например, гуманитарного профиля в настоящее время около 50 %.

Данное положение еще более осложняется тем, что стажировку в войсках и учреждениях (даже с учетом поездок в войска в качестве руководителей стажировок слушателей и курсантов) в последние пять лет прошли: в гуманитарных вузах - около 15%, в командных вузах - около 50% преподавателей.

Выявление и анализ противоречий, присущих процессу военнопрофессиональной подготовки преподавательского состава, осуществлялось на основе комплексного учета результатов историко-педагогического анализа и исследования современной практики подготовки преподавателей вузов. При этом широко использовались эмпирические данные, характеризующие фактическое положение дел, как в теории, так и в практике подготовки преподавательского состава.

Основным противоречием процесса военно-профессиональной подготовки преподавательского состава является противоречие между повышением требований к уровню их профессионально-педагогической подготовленности и снижением научно-педагогического потенциала вузов. Так, за последние 5 лет число кандидатов наук - военнослужащих ежегодно сокращается на 2-3% . Это обусловлено увольнением педагогических кадров по выслуге лет, а также оттоком части опытных военных педагогов в более престижные учебные заведения других министерств и ведомств.

Одним из негативных проявлений названного противоречия является тенденция к старению ученых - преподавателей вузов. Анализ показывает, что средний возраст военнослужащих-докторов наук в вузах МО РФ составляет 50 лет, кандидатов наук - 42 года. Почти 70 % докторов наук и около 40 % кандидатов наук, работающих в вузах - это офицеры запаса старше 50 лет. С решением жилищного вопроса лучшие преподаватели, как правило, увольняются из Вооруженных сил РФ, а если и продолжают работать в вузе - то только по совместительству.

Развитие нежелательных диспропорций в возрастной структуре преподавательского состава ставит под угрозу сохранение, развитие сложившихся и возникновение новых перспективных научно-педагогических школ; ведет к отрыву научных исследований от решения актуальных проблем развития теории и практики военно-профессиональной подготовки преподавателей. В связи с этим возникает необходимость пересмотра коэффициента ежегодной естественной сменяемости офицерского состава для вузов. Решение данной проблемы возможно, прежде всего, за счет совершенствования системы подготовки преподавательского состава и увеличения емкости (научно-обоснованной) военно-педагогических учебных заведений (подразделений), а также продления сроков службы преподавателям кандидатам и докторам наук.

Другим противоречием является противоречие между необходимостью военно-профессиональной подготовки военнослужащих, назначаемых на преподавательские должности из войск, а также преподавателей, принимаемых из гражданских учебных заведений, и возможностями системы дополнительного образования по их переподготовке. По оценке 5 Управления (военного образования) Главного управления кадров МО РФ ежегодно 60 % должностей преподавателей военных академий и университетов и до 90 % преподавательских должностей военных институтов комплектуются офицерами из войск. Однако имеющаяся сеть факультетов (курсов) переподготовки и повышения квалификации позволяет осуществить переподготовку не более 30 % офицеров, назначаемых на долж-

~4

ности преподавателей .

Не способствует качественной подготовке преподавательского состава, даже в действующей сети факультетов (курсов) переподготовки и повышения квалификации, отсутствие материальной заинтересованности кафедр совершенствовать учебные программы и тематические планы, направлять для проведения занятий на факультеты (курсы) лучших педагогов, т.к. согласно действующих ру-

ководящих документов5, связанная с этим нагрузка не влияет на штатную численность кафедры, является по существу общественной, добровольной. В современных условиях это недопустимо.

Существенным противоречием, присущим процессу подготовки преподавательского состава, является противоречие между необходимостью фундаментальной военно-профессиональной подготовки преподавателей вузов и дефицитом научно-теоретических основ ее организации. Возникновение данного противоречия является прямым следствием ликвидации в конце 50-х гг. прошлого века высших военно-педагогических учебных заведений, осуществлявших подготовку преподавательского состава для вузов.

Затрудняет повышение качества военно-профессиональной подготовки преподавательского состава наличие противоречия между интеграцией высшей военной школы в многоуровневую структуру подготовки специалистов и устаревшим подходом к организации подготовки преподавательского состава.

Исследование данного противоречия показало, что одним из его проявлений является несовершенство организационно-методического обеспечения военно-профессиональной подготовки преподавателей и повышения их квалификации в подразделениях послевузовского и дополнительного образования. Анализ показывает, что содержание, организация и методика обучения преподавателей с целью повышения квалификации аналогичны соответствующим компонентам обучения в адъюнктуре и при переподготовке офицеров из войск, назначенных на преподавательские должности, а иногда почти не отличаются от компонентов ранее полученного базового образования.

В современных условиях появилось еще одно противоречие - между кардинальной модернизацией системы военного образования в целом и полумерами в перестройке ее важнейшей составляющей - подсистемы подготовки педагогических кадров. Анализ содержания данного противоречия показал, что его проявление обусловлено следующим.

Во-первых, с 2002 года базовое профессиональное педагогическое образование не получает ни одна категория преподавательского состава вузов из числа военнослужащих. Стремление руководства министерств образования и обороны РФ подготовить преподавателя в системе подразделений дополнительного профессионального образования в силу ряда объективных причин, на наш взгляд, если не самообман, то, по крайней мере, бесперспективно. Так, если нет учреждений (подразделений) для получения базового военно-профессионального обра-

зования, правомочно ли вести речь о профессиональной переподготовке военнослужащих для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы?

Кроме того, установленная нормативная трудоемкость дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки военнослужащих, впервые назначенных на должности преподавателей для получения права на ведение профессиональной деятельности в сфере педагогики в высших военноучебных заведениях Министерства обороны, а также в вузах других министерств и ведомств Российской Федерации составляет 600 часов (из них 100 часов педагогической практики). После 2-3 лет педагогической деятельности преподаватель отрабатывает еще одну дополнительную образовательную программу в объеме 480 часов и при успешной итоговой государственной аттестации получает дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы».

Если учесть, что объем программы подготовки преподавателей социальноэкономического цикла на педагогическом факультете при Военно-политической академии в 1925 г. составлял 3466 часов, преподавателей военных дисциплин в Военно-педагогическом институте Советской Армии в 1945 г. - 3132 часа6, преподавателей философии на педагогическом факультете Военно-политической академии им. В.И. Ленина в 2002 г. - 3440 часов, то на какое качество подготовки преподавателя вуза мы можем рассчитывать при программе в 1080 часов и тем более 600 часов. Аналогичный вывод можно сделать об уровне военнопрофессиональной подготовки в итоге послевузовского образования и тем более

- дополнительного образования.

Анализ выявленных противоречий показывает, что в современных условиях они могут приобретать крайне негативную направленность. Не получая своевременного разрешения, они обостряются, порождая неуклонное снижение уровня военно-профессиональной подготовки преподавательского состава и, как следствие, выпускников вузов.

Названные обстоятельства выдвигают в число приоритетных задачу поиска новых форм и возможностей военно-профессиональной подготовки преподавательского состава вузов, обеспечивающих получение необходимого военного, психолого-педагогического и специального (предметного) образования военнослужащими и гражданским персоналом до начала их педагогической деятельности в вузе.

Основными направлениями совершенствования системы военно-

профессиональной подготовки преподавательского состава вузов, как показало исследование, могут быть следующие: приведение уровня военно-

профессиональной обученности преподавательского состава в соответствие с требованиями войск к военно-профессиональной подготовке офицеров; обеспечение подготовки необходимого количества преподавательского состава при рациональном использовании выделяемых средств; совершенствование организационного и экономического механизмов управления системой военнопрофессионального педагогического образования.

1 См.: О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительных квалификации «Преподаватель высшей школы»: приказ Министерства образования РФ от 24.01.2002 г. № 180; Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 20.00.00. Военные науки (согласованы с заместителем министра обороны РФ и утверждены 28.05.2002 г.).

2 См.: Акиндинов В.А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: Воен. ун-т, 2005. С. 6-7.

3 См.: Военное образование на современном этапе: сущность, содержание, проблемы и пути их решения: материалы научно-практической конференции. М.: Воен. ун-т, 2003. С. 22.

4 См.: там же.

5 См.: О примерных нормах времени для расчета учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации: директива начальника службы кадровой и воспитательной работы МО РФ от 29.08.2005 г. № 173/3/3/065.

6 См.: Социальная и военная психология / под ред. Н.Ф. Феденко. М.: ВПА, 1990. С. 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.