встреч с преподавателями той или иной кафедры. Главный продукт любого такого процесса — приращение в виде новых знаний, умений, качеств и желания учиться дальше. Если этого не произошло, то фактически на выходе произведен очень серьезный брак — критический дефект. В основе исключения брака лежит только один способ — «фокус на процессы» образовательной деятельности, т.к. качество результатов определяется качеством процессов деятельности.
Требования к процессу должны соответствовать его возможностям. Поэтому необходимо оценить возможности процесса и проверить соответствие возможностей требованиям. Простым ужесточением требований нельзя добиться улучшения образовательной деятельности, т.к. в этом случае возможности процесса и требования входят в противоречие. Качество повышается совершенствованием процесса, повышением его способности производить нужные результаты с первого раза и без дефектов.
Список литературы
1. Культурология: Учебник. — СПб., 2007.
2.Лангенштеин, В. А. Педагогические условия повышения качества познавательной деятельности обучающихся в ввузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2002.
3. Машков, В. Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.
- СПб., 2007.
4. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. — М., 1984.
5. Философский словарь / под ред. И.Г.Фролова. — М., 1986.
6. Якунин, В. А. Педагогическая психология. — СПб., 1998.
УДК 378 Н.А. Леонова*
Модель преемственного развития технического мышления военных инженеров в системе военно-профессионального образования
В статье рассмотрены педагогические аспекты развития технического мышления, как важного профессионального качества, которое необходимо развивать в системе военно-профессионального образования на основе предлагаемой педагогической модели посредством комплексной программы обеспечения преемственного развития технического мышления обучающихся.
Ключевые слова: техническое мышление, преемственность, система военнопрофессионального образования, военный инженер.
Leonova N.A.*Model of successive development of military engineers’ technical thinking in the system of military-vocational education. The technical importance of the professional quality of the military engineers, which requires successive development in the existing system of professional military education on the basis of the proposed pedagogical model. Implementation of the proposed model is possible on a basis of the comprehensive program to ensure successive development of students’ technical thinking.
Keywords: technical thinking, continuation, system of professional military education, military engineer.
Содержание военно-профессиональной подготовки офицерских кадров, сотрудников силовых ведомств определяется целями обеспечения национальной безопасности. Современные процессы влияют на статус Вооруженных сил Российской федерации, решаемые задачи, формирование нового облика армии.
В настоящее время осуществляется кардинальная реформа Вооруженных сил, меняется парадигма военного образования. В системе военного образования продолжается оптимизация сети и структуры вузов. На основании решений Президента и Правительства РФ создаются системообразующие вузы Министерства обороны, на правах обособленных структурных подразделений в их состав входят военные институты. При этом формируется образовательная система подготовки сержантского состава. С 2009 г. суворовские военные училища перешли на семилетний срок обучения. Меняется социальный статус военного специалиста.
Как показывает проведенный анализ, осуществление реформы подготовки офицерских кадров возможно прежде всего за счет повышения качества непрерывного военного образования, повышения уровня профессиональной подготовки военных инженеров в соответствии с нормативными правовыми актами и требованиями к их военно-профессиональной деятельности. Решение данной проблемы предполагает формирование личности офицера, активно участвующего в военно-профессиональном строительстве Вооруженных сил РФ. Изменения в системе военного образования обусловлены в т.ч. необходимостью формирования и развития профессиональных качеств, знаний, навыков и в целом
* Леонова, Наталья Алексеевна, доцент кафедры Военной академия связи (Санкт-Петербург), кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербург, К-64, Тихорецкий проспект, д. 3. E-mail: [email protected].
* Leonova, Natalia Alexeyevna, associate professor, department of the Military academy of communications (St. Petersburg), PhD, associate professor. St. Petersburg, K-64, Tikhoretsky Avenue, 3. E-mail: [email protected].
© Леонова H.A., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
военно-профессиональной компетентности будущих военных инженеров.
Таким образом, в современных условиях актуальность изучения проблемы совершенствования профессиональной подготовки военных инженеров обусловлена следующими обстоятельствами: 1) формирование нового облика Вооруженных сил РФ; 2) развитие наукоемких технологий в военном производстве и деле; 3) расширение спектра профессиональной деятельности военного инженера.
Вместе с тем, процесс подготовки кадров в существующей системе военного образования осложняется наличием противоречий между: а) высокой скоростью возникновения новых профессиональных требований, предъявляемых к военному инженеру, и отсутствием опережающих педагогических технологий, развивающих личность, инертностью содержания дисциплин системы военно-профессионального образования; б) существующей системой непрерывного военнопрофессионального образования и возможностями преемственности развития профессиональных качеств личности офицера, в т.ч. технического мышления как основного; в) интегративной природой технического мышления военного инженера и слабой разработанностью системных подходов его развития на основе инновационных форм интеграции науки, производства и военного образования; г) объективной потребностью общества, армии и производства в специалистах, обладающих новым интегративным личностным качеством — техническим мышлением, и неразработанностью в современной педагогике педагогических условий преемственного формирования такого качества.
Основные противоречия в содержании системы военного образования: а) между необходимостью разработки концепции преемственного развития технического мышления в системе военнопрофессионального образования и отсутствием такой концепции, что не позволяет в существующих военных учебных заведениях подготовить военных инженеров, отвечающих современным требованиям военно-промышленного комплекса; б) между необходимостью иметь структуру и модель процесса формирования профессионально важного качества военного инженера—технического мышления в системе непрерывного военно-профессионального образования и их отсутствием, что затрудняет использование основ военно-педагогической науки для решения этой задачи; в) между необходимостью иметь комплексную программу обеспечения преемственного развития технического мышления у будущих военных инженеров в системе военно-профессионального образования, без чего невозможно организовать и реализовать педагогический процесс, и её отсутствием; г) между необходимостью иметь совокупность психолого-педагогических критериев и показателей уровня развития технического мышления у будущих военных инженеров, процесса его развития и отсутствием работоспособных методик таких оценок.
Актуальность проблемы исследования обусловлена также потребностью современной педагогической науки в разработке вопросов, в которых бы раскрывались особенности профессионального качества — технического мышления военного инженера, его структура и закономерности его преемственного развития в процессе профессиональной подготовки. Значимость решения данной проблемы определяется также задачами, связанными с разработкой новых подходов в обучении, созданием и обоснованием образовательных программ и методов, направленных на совершенствование системы военно-профессионального образования.
Структура технического мышления разрабатывалась в исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Т.В. Кудрявцев [19], Э.А. Фарапонтова [30]).
Т.В. Кудрявцев выделяет структуру технического мышления, которая состоит из трех компонентов: понятийного, образного, практического.
Изучение диссертационных исследований по проблеме развития технического мышления и их анализ позволили разделить их на три группы.
Первая группа—работы, посвященные общим вопросам развития технического мышления учащихся (И.И. Гозман [11], Г. Кайзер [17], НА Подымов [21]. ДН. Узнадзе [29], Э.А. Фарапонтова [30], П.М. Якобсон [34]).
Вторая группа — работы, посвященные развитию технического мышления при обучении общетехническим дисциплинам (А.М. Аверин [1], П.Н. Андриянова [2], А.М. Василевская [10], И.И. Гозман [11], Ф.А. Зуева [14], Т.В. Кудрявцев [19], С.Г. Негру [20] , В.В. Юдин [21], И.С. Якиманский [33]).
Третья группа — работы, посвященные развитию технического мышления средствами внеклассной работы (Г.С. Альтшуллер [5], ЛИ. Баклага [7], Г.Я. Буш [9], П.П. Головин, Б.М. Игошев, В.Г. Разумовский, Ю.П. Саламатов [24], Ю.С. Столяров [26], В.А. Тайницкий [27], С.А. Хорошавин [31]).
В работах по данной проблеме формы и средства развития технического мышления в учебной, технической деятельности базируются на парадигме традиционной отечественной системы образования. При этом непосредственно техническое мышление военных специалистов в качестве предмета исследований представлено лишь в работах А.В. Шапкина [32]. В его исследованиях техническое мышление рассматривается как мыслительная деятельность, в результате которой курсант приобретает способ решения и само решение технической задачи. Формирование технического мышления у курсантов вузов внутренних войск представлено автором как педагогический контролируемый и организованный процесс, в котором осуществляется руководство познавательной деятельностью курсантов в ходе решения ими познавательных задач технического характера.
Анализ показывает, что представленные педагогические подходы рассматривают развитие технического мышления фрагментарно в рамках отдельных учебных дисциплин и на отдельных этапах обучения. Необходимо же рассмотреть систему методов развития технического мышления на протяжении всего времени обучения в системе военно-профессионального образования.
Отмеченные обстоятельства, социальная, теоретическая и практическая значимость определили научно-практическую проблему, которая заключается в необходимости обоснования в педагогике понятия «техническое мышление военного инженера» и процесса развития данного профессионального качества в системе военно-профессионального образования.
Современная подготовка офицерских кадров осуществляется на следующих образовательных этапах:
1) начальный — в суворовских училищах, кадетских корпусах, кадетских классах; 2) основной (вузовский) — в военных вузах (академиях, институтах); 3) завершающий (послевузовский — последипломное образование)
— осуществляется на курсах повышения квалификации, в военных академиях, адъюнктурах, аспирантурах.
Наиболее трудоемкими, с педагогической точки зрения, являются начальный и основной этапы. От качества их организации зависит функционирование всей системы образования (кадетский корпус, вуз, адъюнктура). Цель начального военно-профессионального образования — подготовить обучаемых к включению в современный военно-образовательный процесс, реагирующий на изменения внешнего и личностного характера, осуществления преемственности обучения. Необходимые условия для осуществления преемственности образования создаются в кадетских корпусах и вузах. Для этого необходимо реализовать логические связи между технологиями обучения в кадетском корпусе и в вузе. При этом важно прежде всего вооружить преподавателей кадетского корпуса современными педагогическими технологиями.
Проведенный анализ системы военного профессионального образования показал, что наметились тенденции к трансформированию целей обучения на каждом этапе в простое накопление суммы знаний, а не формирование и развитие профессиональных способностей будущих военных инженеров. На настоящий момент в системе военного профессионального образования создана и формально функционирует преемственность, которая реализуется последовательно на трех этапах. Форма ее реализации заключается в последовательном изучении естественнонаучных и специальных дисциплин. Однако содержательная сторона не соответствует требованиям преемственности. Все этапы, учебные дисциплины рассматриваются вне системных отношений, в своих узких рамках, что ведет к понижению профессионального уровня выпускника — военного инженера.
В связи с этим военно-профессиональное образование нуждается в оптимизации образовательного процесса. Основой такой оптимизации образовательного процесса должны стать не столько изменение цели, содержания и объема учебных предметов, сколько способы развития профессионального мышления. Оптимальная система обучения формирует и развивает у обучающихся мыслительные способности и возможность основываться на системе логических и психологопедагогических знаний о структуре мышления, технического мышления.
Один из первых исследователей проблемы развития технического мышления Т.В. Кудрявцев отмечает, что техническое мышление имеет трехкомпонентную структуру, как мышление понятийное-образное-практическое, где каждый из компонентов занимает равноправное место, а все вместе они составляют неразрывное единство [19]. Теоретические и практические действия могут объединяться в относительно самостоятельный интегральный компонент, представляет собой тесный сплав и находится в тесном взаимодействии. Характерным для данной позиции является то, что все перечисленные операции мышления опредмечиваются и развиваются на объектах технической природы. Кроме теоретико-практического интегрального компонента в структуре технического мышления есть и другой, относительно самостоятельный интегральный компонент, — понятийно-образный.
Анализ мыслительного процесса личности, структуры технического мышления в контексте профессиональной деятельности различных направлений позволяет рассматривать техническое мышление как сложную структуру, состоящую из базового и профессионального компонентов. Причем профессиональный компонент данного качества личности зависит от характера производственной деятельности. Таким образом, техническое мышление — новообразование личности, формирующееся в специально организованной деятельности, которое выражается в создании идей при оперировании техническими объектами и проявляется при взаимодействии с социокультурным и профессиональным окружением и состоит из: 1) базового компонента: а) знание современной инженерной картины мира, суммарное знание о природе, обществе и современных производственных технологиях; б) умение оперировать своими знаниями и навыками с целью получения новых знаний; в) умение анализировать и корректировать результаты своей учебной и профессиональной деятельности; 2) профессионального компонента: а) умение создавать новые технологии, преобразовывать прежние; б) умение структурировать информацию для организации совместной работы системы человек — машина; в) навыки профессиональной коммуникации и непрерывного самосовершенствования.
В военно-профессиональной подготовке следует уделять внимание прежде всего развитию профессионального компонента технического мышления, который развивается системно, преемственно, непрерывно, фундаментально, рационально.
Как показал проведенный анализ, систему военно-профессионального образования необходимо строить на следующих педагогических принципах: преемственности и непрерывности, суперпозиции, компетентностного подхода, системности, фундаментализации, интеллектуализации и оперативности.
Процесс развития технического мышления осуществляется в различных образовательных учреждениях. Его необходимо сопровождать педагогическим мониторингом с применением диагностических методик оценки процесса развития технического мышления у обучающихся на каждом образовательном этапе. Качество процесса развития определяется соответствием ожидаемых результатов получаемым. Последовательность ожидаемых результатов можно представить следующим образом.
1. Начальный уровень — техническое мышление абитуриентов, включающее только базовый компонент, состоящий из:а) знаний по дисциплинам естественнонаучного цикла в школе; б) умений читать и понимать физические схемы, чертежи, математические графики функций, работать без алгоритмов, использовать для решения физических и химических задач только итоговые расчетные формулы, самостоятельно аргументировать свои суждения.
2. Первый уровень — техническое мышление кадетов, включающее только базовый компонент, состоящий из:а) понимания учебных задач с политехническим содержанием, творческих и проблемных, с
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
недостающими или лишними данными, математических графиков и функций; б) умений решать задачи в общем виде, анализировать полученные результаты; в) умений самостоятельно собрать лабораторную установку по описанию или по предложенной схеме; в процессе обучения проявлять инициативу и обходиться без помощи преподавателя, работать без алгоритмов, самостоятельно аргументировать свои суждения; г) знаний о возможном профессиональном выборе и желании его сделать.
3. Второй уровень—техническое мышление курсантов военного вуза —расширение профессионального компонента, состоящего из:а) умений анализировать и корректировать результаты своей личностной и производственной деятельности, оперировать своими знаниями и навыками с целью получения новых знаний; б) знаний современной инженерной картины мира, суммарное знание о природе, обществе и современных производственных технологиях; в) умение создавать новые технологии, преобразовывать прежние; г) умений структурировать информацию для организации совместной работы системы человек — машина; д) навыков профессиональной коммуникации и непрерывного самосовершенствования.
4. Третий уровень — техническое мышление адъюнктов — преобладает профессиональный компонент, состоящий из: а) умений прогнозировать результаты своей деятельности, получать опережающие знания и навыки, создавать новые технологии; б) знаний информационных технологий и их применения в военном производстве; в) навыков профессиональной коммуникации и непрерывного научного совершенствования.
Педагогические принципы позволили создать модель преемственного развития технического мышления военных инженеров в системе военно-профессионального образования, представленную на рисунке.
абитуриенты
Модель преемственного развития технического мышления военных инженеров в системе военно-профессионального
образования (СВПО) Социальная система
СВПО
Кадетский корпус
Учебная деятельность 1. Изучение дисциплин Е.Н.Д. 2. Использование имеющихся знаний в новых условиях. 3. Преобразование старых знаний Фундаментализация на уровне базовых понятий Военно- профессиональная деятельность:
Интеллектуальное наполнение учебных дисциплин 1. Знакомство с возможной профессией. 2. Выбор профессионального направления. 2. Мотивация ^ профессионального выбора.
Профессиональное наполнение учебныз дисциплин ^ ь-
^ Р1
Система совершенствования преподав ателей
Профессорско-
преподавательский
состав
Учителя
Преподав атели
Научная школа
Высшее военное учебное заведение
Учебно-
профессиональная
деятельность
1 .Выделение фундаментальных научных обобщений.
2. Формирование ЕН картины мира.
3 .Моделирование (научное, математическое, физическое).
Фундаментализация Е.Н.Д. на уровне научных закономерностей (принципов)
Интеллектуальное наполнение профессионалы! ых дисциплин
Профессиоиализац ия самостоятельной деятельности
Учебно-научная
деятельность
1 .Преобразование
технических
устройств.
2. Самостоятельные научные исследования (субъективные).
3 .Профессиональное общение.
Техническое мышление уровень 2 (Курсанты)
Адъюнктура
Научно-профессиональная
деятельность
1. Формирование самостоятельной военно-научной траектории.
2. Разработка и создание новых в оенно-произв о д ств енных технологий..
Система подготовки сержантского состава
Техническое мышление уровень 3 (Адъюнкты)
Инженеры - исследователи
Военные инженеры
Она включает существующие военные образовательные учреждения: кадетский корпус, систему подготовки сержантов, военный вуз, адъюнктуру, последипломное образование. Данная система вместе с образовательной и профессиональной подготовкой согласованно развивают техническое мышление в соответствии с ожидаемыми результатами.
Перед всеми образовательными учреждениями стоит одна цель, но решаются свои задачи, в зависимости от возрастных особенностей обучающихся. Согласованность образовательных, воспитательных процессов обусловлена координированием деятельности учителей, преподавателей, научных работников, командиров (руководителей). Необходимая многоэлементная координация реализуется общей системой совершенствования преподавателей в соответствии с разрабатываемой комплексной программой обеспечения преемственности. В основе программы лежат способы организации учебной и профессиональной деятельности обучающихся на разных образовательных этапах, объединенных общими принципами. Их реализация следующая: а) кадетский корпус: фундаментализация на уровне базовых понятий дисциплин естественнонаучного цикла, интеллектуальное наполнение учебных и профессиональных дисциплин; б) ввуз: фундаментализация естественнонаучных дисциплин на уровне научных закономерностей (принципов), интеллектуальное наполнение профессиональных дисциплин, профессионализация самостоятельной деятельности; в) адъюнктура: фундаментализация научных отраслей.
Непрерывная и преемственная деятельность обучающихся кадетов, курсантов, адъюнктов в системе военно-профессионального образования в соответствии с поставленной целью на различных образовательных этапах реализуется следующим образом.
Кадетский корпус. Учебная деятельность: изучение дисциплин естественнонаучного цикла, использование имеющихся знаний в новых условиях, преобразование образов.
Военно-профессиональная деятельность: знакомство с возможной профессией, выбор профессионального направления, мотивация профессионального выбора.
Высшее военное учебное заведение. Учебно-профессиональная деятельность: выделение фундаментальных научных обобщений, формирование естественнонаучной картины мира, моделирование (научное, математическое, физическое).
Учебно-научная деятельность: преобразование технических устройств, самостоятельные научные исследования (субъективные), профессиональное общение.
Адъюнктура. Научная деятельность: организация индивидуальной научно-профессиональной деятельности, которая заключается в формировании самостоятельной военно-научной траектории развития личности, разработке и создании новых военных технологий.
Таким образом, формирование технического мышления осуществляется на всех образовательных этапах преемственно и непрерывно в специально организованной деятельности обучающихся под руководством преподавателей, обладающих педагогическими возможностями развивать техническое мышление обучающихся в конкретной образовательной ситуации (знать структурные компоненты технического мышления личности обучающего и каким образом они развиваются).
Преподавателей системы военного образования можно разделить на несколько категорий в соответствии с видами их деятельности: 1) преподаватели кадетского корпуса, вуза, адъюнктуры; 2) преподаватели технических, естественнонаучных и социогуманитарных дисциплин; 3) преподаватели военно-специальных и общеобразовательных дисциплин.
Существующая система повышения квалификации преподавателей военно-профессиональных учебных заведений функционирует самостоятельно, характеризуется отраслевой и профессиональной изолированностью и направлена на решение частных задач, не являясь при этом элементом системы военно-профессионального образования. Повышение квалификации преподавателей не отвечает необходимым требованиям системы военно-профессионального образования, развивающей техническое мышление обучающихся.
Процесс совершенствования преподавателей военно-учебных заведений состоит из следующих компонентов: а) диагностический — система методов, позволяющих определить возможные трудности преподавателей; б) психолого-педагогический — изучение педагогических и психологических методов, формирующих личностную готовность к эффективной профессиональной деятельности, создание условий для использования своих знаний, профессиональных навыков и способностей в предстоящей профессиональной деятельности; в) научный — система методов, повышающих научный уровень.
Психолого-педагогическое сопровождение организуется на базе предметно-методических комиссий кафедр и вузов, самостоятельной работы преподавателей. В этом случае руководителям кафедр, вузов необходимо использовать неформальную систему поощрения успешной деятельности преподавателя. Поощрения морального характера играют стимулирующую роль для дальнейшего самосовершенствования. Уровень профессиональной компетентности преподавателя системы военнопрофессионального образования определяется в ходе исследования по принадлежности его к определенной категории, к его возможным проблемам в профессиональной деятельности, по личным беседам, по результатам посещения и контроля занятий. С учетом уровня профессиональной компетентности организуется психолого-педагогическое сопровождение преподавателей в системе военно-профессионального образования, которое реализуется в несколько этапов.
1. Диагностирование.
1.1 . Диагностирование преподавателей при помощи тестов и анкет, позволяющее выявить готовность начинающих преподавателей к практической работе и возможные трудности.
1.2 . Текущее диагностирование, которое позволяет выявить трудности, которые испытывают преподаватели с опытом педагогической работы.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
2. Совершенствование преподавателей в самой системе военно-профессионального образования вуза.
2.1. По результатам первого этапа организовываются дифференцированные тематические семинарские занятия для каждой категории преподавателей,
2.2. Проведение совместных методических семинаров для всех категорий преподавателей, на которых раскрываются реальные профессиональные задачи будущих военных инженеров, показываются, какие знания необходимы для их решения.
3. Совершенствование на базе других вузов.
3.1 Создание индивидуального плана самообразования, который заключается в выборе тематики изучаемых вопросов на родственных кафедрах в других вузах и создание творческого отчета по результатам проделанной работы.
3.2. Творческий отчет преподаватель представляет на обсуждение и опубликование на научнометодических конференциях.
Таким образом, система совершенствования преподавателей способствует достижению цели профессиональной деятельности — развитию профессионального качества обучающегося — технического мышления имеющимися педагогическими и учебными средствами.
Организованная таким образом работа с преподавателями системы военно-профессионального образования опирается на следующие принципы:
1) самосовершенствование преподавателей основано не на формальном получении новых знаний, а на самостоятельной деятельности, в которой применяются полученные знания;
2) самосовершенствование как образовательный процесс является непрерывным, восходящим и длящимся всю профессиональную деятельность преподавателя;
3) результатом начального этапа самообразовательного процесса преподавателей является создание индивидуальной прогностической профессиональной педагогической траектории деятельности, которая будет осуществляться в дальнейшем.
В целом реализация разработанной модели развития технического мышления в системе военнопрофессионального образования способствует и является важным условием формирования нового облика Вооруженных сил Российской Федерации, качественной подготовки офицерских кадров.
Список литературы
1. Аверин, А. М. Развитие мышления учащихся в процессе решения технических задач — Москва: Гос. ком. РСФСР по профтехобразованию. Республиканский учебно-методический кабинет, 1979. — 32 с.
2. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира. — М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
3. Акишин, В. М. Психолого-педагогические условия сплочения воинского коллектива : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Махачкала, 2000. — 22 с.
4. Аксенов, К. В. Организация военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в ВВУЗе командного профиля : автореф. дис. ... докт. пед. наук. — СПб., 2002. — 46 с.
5. Альтшуллер, Г. С. Рабочая книга по теории развития творческой личности. — Кишинев: МНТЦ «Прогресс», 1990. — 237 с.
6. Асатрян, С. С. Психолого-педагогические проблемы развития личности в системе многоуровневого профессионального образования. — Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2009.
7. Баклага, О. А. Развитие технического творчества учащихся старших классов при изучении факультативного курса «Практическая электродинамика» : автореф. дис. .канд. пед. наук. — Челябинск, 2000. — 20 с.
8. Беляева, А. П. Интегральная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. — СПб., 2002. — 238 с.
9. Ильин, Г. А. Педагогические условия профессионального становления офицеров тыловых служб в воинской части : автореф. дис. ... канд. пед. наук. —Москва, 2006. — 24 с.
10. Буш, Г. Я. Проблемные задачи и регулятивы поиска их решения. — М.: ВНИИПИ, 1989. — 90 с.
11. Василевская, А. М. Развитие технического творческого мышления у подростков и юношества.
— Киев: Вища школа, 1982. — 144 с.
12. Гозман, Т. М. Организационно-педагогические условия повышения квалификации учителей в области интеграции образовательного процесса : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Кемерово, 2005. — 23 с.
13. Ефремов, О. Ю. Педагогическая диагностика в высшей военной школе. — СПб., 2000.
14. Жураковский, В. М. Подготовка преподавателей инженерных вузов: (теория, практика, электронные ресурсы). — М.: МАДИ, 2008. — 163 с.
15. Зуева, Ф. А Педагогические условия развития технического мышления у студентов инженернопедагогических специальностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Челябинск, 1998. — 24 с.
16. Игошев, Б. М. Изучение вычислительной техники во внеклассной работе по физике и технике в старших классах средней школы : автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1987. — 17 с.
17. Игошев, Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Москва, 2008. — 42 с.
18. Кайзер, Ф. Методика преподавания. Основы концепции, направленной на активизацию процессов обучения с примерами. — СПб.: Мир и семья, 2002. — 214 с.
19. Кудрявцев, Т. В. Психологические основы профессионально-технического обучения. — М.: Педагогика, 1988. — 142с.
20. Кудрявцев, Т. В. Психологические проблемы технического интеллекта и технического творчества. — М.: Отдел научной информации НИИ ВШ, 1977. — 180 с.
21. Подымов, Н. А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя : автореф. дис. .докт. псих. наук. — М., 1999. — 39 с.
22. Разумовский, В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. — М.: Просвещение, 1975. — 203 с.
23. Разумовский, В. Г. Творческие задачи по физике. — М.: Просвещение, 1996. — 208 с.
24. Саяаматов, Ю. П. Как стать изобретателем. — М.: Просвещение, 2006. — 271 с.
25. Соколов, Б. А. Технические и технологические задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках специальной технологии. — М.: ВНМ Центр Госпрофобра СССР, 1988. — 35 с.
26. Столяров, Ю. С. Техническое творчество школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
27. Тайницкий, В. А. Моделирование и конструирование в обучении физике. — Челябинск: Рекпол, 2009. — 179 с.
28. Татур, Ю. Г. Системное проектирование высшего образования : автореф. дис. ...докт. пед. наук. — СПб., 2000. — 52 с.
29. Узнадзе, А. Н. Общая психология. — СПб.: Питер, 2004. — 412 с.
30. Фарапонтова, Э. А. Психологические вопросы совершенствования подготовки школьников к труду. — М., 1982. — 42 с.
31. Хорошавин, С. А. Физико-техническое моделирование. — М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
32. Шапкин, А. В. Формирование технического мышления курсантов вузов внутренних войск на занятиях по огневой подготовке : автореф. дис. .канд. пед. наук. — СПб., 2005. — 24 с.
33. Якиманская, И. С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1979. — 87 с.
34. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивация: Избранные труды. — Воронеж, 1998. — 304 с.
УДК 355.51
О.Л. Поминова*, Е.А. Курочкин**
Создание условий для военно-эстетического воспитания в курсантских подразделениях вуза внутренних войск
Статья посвящена раскрытию средств, способствующих повышению эффективности военноэстетического воспитания курсантов военных институтов.
Ключевые слова: военно-эстетическое воспитание, процесс воинской деятельности, образовательная деятельность, воинский быт, искусство, самодеятельное художественное творчество.
O.L. Pominova*, E.A. Kurochkin**. Creation of conditions for military and aesthetic upbringing of cadets in the sub-units of the institute of internal troops. The article show the measures which favor the effectiveness of military and aesthetic up-bringing of the cadets of the military institutes.
Keywords: military and aesthetic up-bringing; the process of military activity; educational activity; army; art; amateur art creative work.
Духовная культура офицера внутренних войск, обеспечивающая ему адаптацию к обществу и стабилизирующая его деятельность, проявляется не только через морально-этическую сущность. Ее военно-эстетический компонент способствует выработке особого эмоционального отношения офицера к миру. Поэтому основными задачами военно-эстетического воспитания в военном вузе является формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное во всех сферах жизни: службе, труде, общении, природе, искусстве и др.
Основу военно-эстетического в воинской деятельности составляет выразительность предметов и явлений действительности, т.е. то, что имеет определенную форму и стало объектом бескорыстного созерцания. Имеются в виду возвышенность ратного дела в России, красота и изящность внешнего вида и военной формы одежды, красота оружия и техники, красота чёткой дисциплины, чести, достоинства военного человека, красота человеческих отношений, войсковой дружбы и товарищества, красота разнообразных добрых поступков будущих офицеров.
Процесс «военно-эстетического распредмечивания» начинается с первых дней учебы будущего офицера в вузе — с влияния на его сознание облика ближайшей военной предметной среды: обстановки в
* Поминова, Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД Росснн, доцент. Санкт-Петербург ул. Пилютова, д. 1. E-mail: Ol 1958 @mail.ru.
** Курочкин, Евгений Александрович, преподаватель кафедры педагогики Пермского военного института внутренних войск МВД Росснн, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД Росснн. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д.1. E-mail: [email protected].
* Pominova, Olga Leonidovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the chain of St.-Petersburg Military Institute of the Russian Interior Military, associate professor.
** Kurochkin , Eugeny Alexandrovich, military post-graduate student correspondence at St Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces.
© Помннова О.Л., Курочкин E.A., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012