Научная статья на тему 'Угрозы пограничной безопасности в Дальневосточном регионе и проблемы совершенствования системы подготовки кадров пограничных структур'

Угрозы пограничной безопасности в Дальневосточном регионе и проблемы совершенствования системы подготовки кадров пограничных структур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарев Владимир Александрович

Рассматриваются проблемы обеспечения пограничной безопасности на Дальнем Востоке. На фоне широкого спектра угроз безопасности государства возникает необходимость совершенствования системы защиты интересов России на государственной границе. Поднимаются вопросы необходимости разработки государственно-патриотической идеологии и основных подходов формирования концепции региональной пограничной безопасности России в Дальневосточном федеральном округе, а также вопросы совершенствования подготовки офицерских кадров для пограничных органов и пограничных войск России на Дальнем Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухарев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угрозы пограничной безопасности в Дальневосточном регионе и проблемы совершенствования системы подготовки кадров пограничных структур»

Вестник ДВО РАН. 2004. № 1

В.А.СУХАРЕВ

Угрозы пограничной безопасности в Дальневосточном регионе и проблемы совершенствования системы подготовки кадров пограничных структур

Рассматриваются проблемы обеспечения пограничной безопасности на Дальнем Востоке. На фоне широкого спектра угроз безопасности государства возникает необходимость совершенствования системыг защитыг интересов России на государственной границе.

Поднимаются вопросыг необходимости разработки государственно-патриотической идеологии и основныгх подходов формирования концепции региональной пограничной безопасности России в Дальневосточном федеральном округе, а также вопросыг совершенствования подготовки офицерских кадров для пограничныгх органов и пограничных войск России на Дальнем Востоке.

The threats to the border security in the Far Eastern region and problems of improvement of the personnel training system for the border structures. VA.SUKHAREV (Khabarovsk Border Military Institute of Federal Security Service of Russia).

The problems of the border security in the Russian Far East have been considered. Over wide range of threats to the national security it is necessary to improve the system ofprotection of Russia's interests at the state border. The author discusses the necessity of developing the state patriotic ideology as well as the main approaches to forming a concept of the Russian regional border security in the Far Eastern Federal Region. The author also considers the problems of improvement of the officer training for the border structures and border troops in the Russian Far East.

Радикальные изменения в международной обстановке, произошедшие за последнее время, не могли не оказать влияния на характер и уровень угроз национальной безопасности Российской Федерации в целом и ее составляющей пограничной безопасности. Пограничная безопасность в Дальневосточном регионе как состояние защищенности интересов личности, общества и государства в ее пограничном пространстве является важнейшей частью национальной безопасности страны. На решение этих проблем в Дальневосточном федеральном округе обратил особое внимание руководителей территориальных органов и исполнительной власти Президент Российской Федерации В.В.Путин на совещании во Владивостоке в августе 2002 г.

Уязвимость в общей системе обеспечения безопасности Российского государства в Дальневосточном регионе обусловлена следующими факторами:

СУХАРЕВ Владимир Александрович — кандидат философских наук (Хабаровский пограничный военный институт ФСБ РФ).

активизацией процессов перераспределения ролей между ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

существованием и потенциальной возможностью появления новых очагов вооруженных конфликтов на территориях, расположенных в непосредственной близости от российских границ на Дальнем Востоке;

выдвижением отдельными государствами региона территориальных, экономических, политических и иных требований к Российской Федерации;

достаточно тяжелым состоянием экономики дальневосточного региона, соседствующего с быстро развивающимися Японией, Республикой Корея, Китаем и испытывающего демографическое давление со стороны сопредельных государств;

географической отдаленностью Дальнего Востока от европейской части страны, неразвитостью транспортной и иной коммуникационной инфраструктуры;

кризисным состоянием демографической ситуации в регионе и низким уровнем социально-экономического положения населения приграничных территорий.

Существующие угрозы на дальневосточных границах страны потребовали поиска новых способов и форм охраны границы, а следовательно, и корректировки подготовки офицеров-пограничников.

Изменение государственного устройства, создание федеральных округов, их новые возможности по координации действий разноведомственных структур в сфере охраны государственной границы предопределили закрепление в Концепции охраны государственной границы Российской Федерации внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на 2001—2005 гг. объектово-регионального принципа охраны границы [4].

Дальневосточный федеральный округ Российской Федерации* примыкает к государственной границе на протяжении более 23 000 км и граничит с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона и США. Пограничное пространство федерального округа охватывает не только государственную границу, континентальный шельф, исключительную экономическую зону, территориальное море, но и значительную часть территорий субъектов Российской Федерации, входящих в его состав. Свыше 60 % (133 из 244) муниципальных образований (районов, улусов, и пр.), где проживает свыше 80 % населения федерального округа, в соответствии со ст. 3 федерального закона «О государственной границе Российской Федерации» от 1.04.1993 года № 4730-1 являются приграничными.

Актуальность регионального принципа в подготовке офицеров-пограничников в дальневосточном регионе обусловлена и тем, что на территории Дальневосточного федерального округа дислоцируются три региональных пограничных управления Федеральной службы безопасности России (Дальневосточное, Тихоокеанское и Северо-Восточное). Все они выполняют единую задачу, но каждое из них осуществляет свою деятельность в особых и специфических условиях, характерных для зон ответственности этих управлений. Эти особенности диктуют необходимость учитывать региональную специфику в подготовке кадров для указанных управлений, что в свою очередь предполагает наличие координирующего учебно-методического центра.

В систему реализации пограничной политики Российской Федерации в Дальневосточном регионе включены кроме пограничных структур более 30 различных министерств и ведомств. В каждом субъекте федерального округа при главах ад-

* Справка: ДФО включает 10 субъектов Российской Федерации, площадь — 6215,9 тыс. км2, население — 7260,6 тыс. чел.

министраций созданы и проводят свою координационную деятельность межведомственные комиссии и координационные советы по пограничной политике. Общую координацию ими осуществляет Межведомственная комиссия по пограничной политике при полномочном представителе Президента РФ в ДФО.

В процессе своей деятельности субъекты региона накопили большой правовой, научный, теоретический и практический опыт. Созданы информационно-аналитические базы. Но не всегда этот потенциал обобщается, анализируется и используется в полном объеме. В итоге, как правило, различные ведомства действуют обособленно, дублируют действия друг друга, нерационально расходуют силы и средства.

Причин сложившегося положения много. Одной из них, на наш взгляд, является неспособность персонала в полной мере проводить аналитическую работу с накопленным материалом. Не все работники информационно-аналитических структур владеют необходимыми навыками работы: научным методом обработки информации, комплексным подходом к решению проблем.

Необходимо проведение дополнительных научных исследований в области пограничной политики с выходом на разработку концепции региональной пограничной безопасности, т. е. системы взглядов на характер политических, экономических, правовых, организационных и других усилий, предпринимаемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью обеспечения соблюдения прав, свобод и безопасности личности (гражданина России), общества и государства в целом в пограничном пространстве Дальневосточного федерального округа.

Существует потребность непрерывной взаимосвязи научной, образовательной и служебной деятельности региональных пограничных управлений, а также в создании благоприятных условий для сохранения и совершенствования научного потенциала. Сегодня без видения перспектив развития пограничной науки, без определения характера и способов защиты интересов Российской Федерации в пограничном пространстве с учетом изменения характера и степени угроз ее безопасности невозможно компетентно решать вопросы государственного строительства.

Хабаровский пограничный военный институт, функционирующий как специализированный учебно-научный комплекс, сегодня является системообразующим элементом подготовки пограничных кадров на Дальнем Востоке и в Забайкалье. В систему пограничной подготовки, сложившуюся на Дальнем Востоке, входят: довузовская подготовка в специализированных классах средних школ, дневная и заочная формы обучения в институте, подготовка на курсах младших лейтенантов, повышение квалификации офицеров на базе региональных управлений с участием преподавателей института.

Общей тенденцией развития военного образования в дальневосточном регионе является сокращение как объемов подготовки военных кадров, так и самих вузов. В этих условиях актуальной является задача не только сохранения, но и развития системы подготовки офицерских кадров для пограничных органов и пограничных войск России на Дальнем Востоке. Необходимость создания здесь пограничного вуза была обусловлена как государственными, так и региональными интересами обеспечения охраны границы. Важным фактором надежности ее охраны является решение проблемы закрепления в регионе кадров, хорошо знающих местные условия и желающих продолжать службу на Дальнем Востоке длительное время. Преобладавшая до недавнего времени система комплектования застав офицера-ми-выпускниками Московского и Голицинского военных институтов ФПС РФ

выходцами преимущественно с западных и центральных областей России не способствовала решению данной проблемы.

Появление в органах и частях Федеральной пограничной службы выпускников Хабаровского института, большинство из которых родились и выросли на Дальнем Востоке или имеют здесь родственные связи, адаптированных к географическим, климатическим, социально-экономическим и хозяйственным условиям, знающих местные особенности, являющихся носителями регионального патриотизма, существенно улучшило ситуацию с закреплением кадров в регионе.

Важным фактором обеспечения пограничной безопасности в Дальневосточном регионе Российской Федерации являются поддержание стабильной общественно-политической обстановки на приграничных территориях и усиление патриотического воспитания населения, проживающего на этих территориях и занимающегося производственной и иной деятельностью в пограничной зоне или непосредственно на государственной границе.

Сложная социально-экономическая обстановка, социальная дифференциация общества и девальвация духовных ценностей особенно отразились на приграничных территориях и оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, проживающего на них, что привело к определенной утрате традиционного для дальневосточного региона российского патриотического сознания. В связи с этим существует потребность в разработке государственно-патриотической идеологии. Научно-теоретическое обоснование особенностей военно-патриотического воспитания молодежи приграничья может осуществить Хабаровский пограничный военный институт.

Пограничный институт уже сегодня выполняет часть функций по координации образовательной и научной деятельности по проблемам обеспечения пограничной безопасности в Дальневосточном регионе. По инициативе института начиная с 1997 г. проведены шесть научно-практических конференций по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве Дальнего Востока, координации усилий органов власти, администраций, силовых структур в охране государственной границы, подготовки кадров для пограничной службы. С 2002 г. эти конференции получили статус межрегиональных и проводятся совместно с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

По рекомендации конференции, проведенной в 2002 г., ведется научно-исследовательская работа «Обеспечение безопасности личности, общества, государства в пограничном пространстве России». Работа проводится по предложению и при непосредственном участии аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДФО. Заказчиком работы стала Федеральная пограничная служба России, головным исполнителем — Хабаровский пограничный военный институт, соисполнителями — три региональных пограничных управления ФСБ РФ, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа. Тесное взаимодействие института при выполнении работы осуществляется с Институтом экономических исследований ДВО РАН, Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья, Дальневосточной территориальной инспекцией государственного геодезического надзора Федеральной службы геодезии и картографии РФ, Приамурским географическим обществом и др. Главная цель работы — определение подходов по формированию концепции региональной пограничной безопасности России в Дальневосточном федеральном округе и разработка направлений ее практической реализации в деятельности федеральных органов исполнительной власти региона.

Другими примерами аналогичной работы являются завершенные в 2002 г. в стенах института научно-исследовательские работы «Разграничение предметов ведения» и «Миграция». Материалы НИР и проведенных конференций используются органами местной власти, администрациями, органами и ведомствами, задействованными в охране границы.

Одним из направлений научных исследований могло бы стать и научное обеспечение служебно-боевой деятельности региональных управлений. В частности, такое сопровождение могло бы осуществляться в период проведения специальных пограничных операций «Путина», «Рубеж». Итогом научной работы стало бы обобщение опыта деятельности разнородных сил и средств пограничных войск и других ведомств для его использования в регионах Дальнего Востока и страны.

В условиях изменения федерального устройства России, опоры регионов на собственные силы, объективной удаленности Дальнего Востока от Центра важнейшим для развития пограничных образования и науки, наряду с принципом государственности, становится принцип региональности.

Поэтому, когда из системы вузов пограничных войск выпало такое звено, как Алмаатинское высшее пограничное училище, взамен этой потери в Азии в 1993 г. создается Хабаровский военный институт. Коллектив института немало сделал для того, чтобы традиции и опыт в подготовке кадров, сложившиеся в Алма-Ате, перенести на дальневосточную землю.

Региональные аспекты обеспечения пограничной безопасности показывают, что для надежной охраны государственной границы и приграничных территорий требуется исходить из того, что механизм реализации целей и задач государственной пограничной политики в приграничных регионах должен быть адекватен как географическим условиям региона, так и специфике экономики, социально-демографическому развитию, национальным и конфессиональным аспектам, существующим пограничным отношениям и потенциальным вызовам и угрозам безопасности Российской Федерации в конкретном регионе.

Уникальность Дальневосточного региона состоит в том, что все субъекты Российской Федерации, входящие в состав ДФО, являются приграничными. В целом, говоря об определении параметров региональной пограничной безопасности на Дальнем Востоке, есть смысл и основание считать, что по объему, уровню и содержанию они выходят за рамки пограничной безопасности и во многом тождественны параметрам региональной национальной безопасности.

Хабаровский пограничный военный институт готовит офицеров по военным специальностям «Управление служебно-боевой деятельностью подразделений пограничных войск» и «Оперативно-розыскная деятельность оперативных органов пограничной службы РФ» с базовым образованием по специальности «Юриспруденция» со сроком обучения пять лет. По этому поводу продолжается дискуссия: а насколько это необходимо для войск? И не стоит ли вернуться к прежней четырехгодичной схеме обучения, отказавшись от базового образования «юрист»?

Сегодня объемы военной и боевой подготовки не снижены. Выпускники уверенно владеют стрелковым оружием и в достаточной степени — навыками общевойскового боя. Коллектив института разрабатывает новые методики, позволяющие не снижать уровень боевой подготовки.

Например, в обучении стрельбе из ручного гранатомета, ввиду отсутствия необходимого количества выстрелов к гранатомету, преподавателями адаптирован прицел гранатомета к мелкокалиберной винтовке. 90 % курсантов, прошедших обучение в тире, поражают цель с первой гранаты вместо положенных трех выстрелов. И уровень обучения не снижается, и достигается значительная экономия.

На первых этапах создания института возникали опасения о снижении уровня профессиональной подготовки. По сведениям, которыми располагает институт (отзывы), 81 % выпускников служат на пограничных заставах. Причем выпускники 1996—1997 гг. готовились по строительным специальностям. Пограничная же подготовка осуществлялась факультативно. Тем не менее, по отзывам, которые получены из войск, около 70 % характеризуются только положительно, в 23 % отмечены отдельные недостатки, большинство из которых связаны со слабыми навыками в осуществлении воспитательной работы, особенно индивидуальной, и недостаточно развитыми личностными качествами отдельных выпускников [1].

Таким образом, мы убеждены, что отказ от подготовки по специальности «юриспруденция» приведет к резкому снижению качества поступающих в институт, а в последствии и интеллектуального уровня офицерского корпуса.

90 % выпускников в ходе государственной аттестации по дисциплинам юриспруденции в течение последних двух лет получили отличные и хорошие оценки. Причем оценивают выпускников не преподаватели института, а Государственная аттестационная комиссия, в состав которой входят ведущие юристы вузов Дальнего Востока, которые, как правило, проводят и аттестации студентов вузов. Им есть с чем сравнивать юридическую подготовку курсантов [2]. Около 80 % кур-сантов-пятикурсников ежегодно по итогам юридической практики в органах прокуратуры и МВД имеют отличные оценки, а на 20 % практикующихся поступают документы с просьбой направить их по окончании института для работы в указанные структуры [3].

Таким образом, профессиональные образовательные программы института соответствуют государственному стандарту, а осуществляемая подготовка в целом отвечает требованиям к пограничным кадрам, и нет необходимости к очередной перестройке уже сложившейся системы.

Что касается профориентационной работы с допризывной молодежью, качественного отбора абитуриентов, то сегодня на Дальнем Востоке создана и функционирует система довузовской подготовки. С целью расширения географии приема в институт на базе средних школ приграничных регионов на Камчатке, южном Сахалине, в Приморье, Еврейской, Амурской и Читинской областях созданы 14 специализированных лицейских классов пограничного профиля, где реализуется дополнительный компонент обучения. Эти классы активно взаимодействуют с региональными пограничными управлениями, пограничными отрядами, пограничными частями, и большинство их учащихся, а это более 300 юношей, уже ориентированы на профессию пограничника. Все эти классы созданы во многом благодаря инициативе местных администраций.

Хабаровский край в этой сети был представлен военно-пограничным лицеем при нашем институте, в котором прошли обучение более 800 человек. Ежегодно из выпускников лицея около 70 % становились курсантами. Это юноши, которые имеют довольно четкое представление о пограничной службе и хорошо знакомы с условиями обучения в институте.

В связи с ликвидацией лицея возникла потребность в создании на Дальнем Востоке кадетского корпуса. Реализации этой идеи позволит обучать и готовить к поступлению в пограничные вузы России, для других силовых органов не только жителей городов, но и юношей из удаленных приграничных населенных пунктов.

Требует решения и вопрос корректировки системы отбора и оформления гражданской молодежи для поступления в институт. Сегодня этим занимаются военные комиссариаты, которые, не имея разнарядки в военные вузы России, не всегда заинтересованы в проведении профориентационной работы. По-видимому, целесо-

образным будет рассмотреть вопрос о создании специальных групп при отделах кадров региональных пограничных управлений, которые бы осуществляли подобную деятельность.

Что касается состава командиров и преподавателей, то сегодня в институте работают достаточно опытные педагоги. Среди тех, кто обучает курсантов, 8 докторов и 53 кандидата наук. Однако около 30 % преподаваемых дисциплин — это дисциплины военные. И преподают их люди, как правило, немало послужившие в войсках, имеющие большой практический опыт, но не имевшие возможности защитить диссертации.

Из тех, кто сегодня обучает курсантов по блоку военно-специальных дисциплин, более 30 % преподавателей кафедр прошли должности начальников отделов регионального управления, начальников пограничных отрядов, командиров полков и их заместителей.

Вместе с тем, безусловно, качество обучения и воспитания курсантов во многом определяется научной квалификацией преподавателей, уровнем их методического мастерства. В современных условиях научно-технического прогресса особое значение в осуществлении учебной и научной деятельности в пограничных войсках имеет подготовка квалифицированных специалистов, обладающих высокими общенаучными и профессиональными знаниями, способных к самостоятельной творческой работе, внедрению достижений науки и техники в практику служебно-боевой и образовательной деятельности органов и войск. Поэтому важной задачей для института является укрепление научного потенциала. В сложившейся ситуации основными направлениями этой работы представляются следующие.

1. Организация очной и заочной адъюнктуры при институте с перспективой создания диссертационного совета и осуществление подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в учреждениях послевузовского образования Дальнего Востока.

Подготовка научно-педагогических кадров для Хабаровского военного института ФПС РФ с 1993 г. до настоящего времени осуществляется в Академии ФПС РФ и Московском военном институте в очной и заочной формах. Опыт показал ее недостаточную эффективность. Специалисты, подготовленные по очной форме обучения, как правило, остаются в военно-образовательных учреждениях Москвы или центральном аппарате пограничного ведомства. Начиная с 1997 г. из числа поступивших в адъюнктуры вузов ФПС России ни один не вернулся в стены родного института. Из семи человек, проходивших подготовку по заочной форме обучения, за этот же период ни один не защитил диссертацию.

Специфика географического положения Дальнего Востока зачастую заставляет дальневосточников искать возможности реализации своих научных знаний и опыта, уезжая в европейскую часть страны. В основном человек к осознанию того, что он готов проводить диссертационные исследования по какому-либо направлению, приходит уже в достаточно зрелом возрасте. Он к этому времени уже имеет семью, жилье, твердый устоявшийся образ жизни, теоретическую подготовку, подкрепленную жизненным опытом. Для подготовки диссертации соискателю приходится тратить много сил и материальных средств, что является сильным «тормозом» и отталкивает многих способных и талантливых людей от науки.

Для защиты предполагаемых диссертаций необходимо или покидать Дальний Восток, к чему многие стремятся, или тратить огромные средства в вузах Дальневосточного региона. В невыгодной ситуации остаются все стороны: и соискатель (личные средства, время и т. п.), и пограничные войска (оплата дороги в Москву и обратно, командировочные, отрыв сотрудника на длительный срок от обязанностей и

т. п.). К тому же нет гарантий, что диссертация будет защищена, не говоря о качестве ее исполнения. Поэтому одним из путей укрепления научного потенциала института является создание собственной системы послевузовского профессионального образования, которая включала бы на первом этапе (2003 г.) адъюнктуру, в последующем диссертационные советы (2005 г.) и докторантуру (2010 г.). При этом на первом этапе защиту диссертаций после окончании адъюнктуры предполагается осуществлять на базе региональных диссертационных советов вузов Дальнего Востока. На втором этапе (2005 г.) планируется открытие диссертационного совета по военно-историческим наукам в институте.

Учитывая специфику Хабаровского пограничного военного института ФСБ России, адъюнктура должна быть в первую очередь по специальностям в области военных, юридических, педагогических и исторических наук. Соответственно диссертационные советы создавались бы по этим же направлениям. Это позволит не только повысить результативность подготовки, но и высвободить значительные финансовые средства, ежегодно затрачиваемые адъюнктами на оплату проезда от Хабаровска до Москвы и обратно. Хабаровский пограничный военный институт располагает достаточным научным потенциалом и учебно-материальной базой для организации подготовки адъюнктов.

Подготовку высокообразованных научных кадров для пограничных органов и войск необходимо прежде всего осуществлять за счет офицеров и гражданского персонала военного института, выпускников вуза, офицерского состава региональных пограничных управлений, расположенных на территории ДФО, сотрудников других силовых ведомств.

2. Координация совместных усилий по подготовке научных кадров вузов Дальневосточного региона. Предоставление институту возможности готовить специалистов в имеющихся при нем диссертационных советах.

3. Направление выпускников, имеющих склонность к научной работе, сразу после окончания института в адъюнктуры вузов пограничных войск России.

4. Развитие всесторонних связей, взаимовыгодного сотрудничества с вузами Дальнего Востока, органами исполнительной власти. Эти связи уже сложились, но требуют дальнейшего развития.

Сегодня существует тесное образовательное и научное сотрудничество курсантов института и студентов дальневосточных вузов. Только в этом году на конференции научного общества курсантов выступило более 400 студентов. И примерно столько же курсантов участвовало в конференциях других вузов.

Таким образом, реализация названных направлений, дальнейшая интеграция в региональную систему образования, усиление сотрудничества с пограничными структурами, помощь со стороны администраций региона позволят Хабаровскому пограничному военному институту занять достойное место в системе высшего профессионального образования на Дальнем Востоке и эффективно готовить офицерские кадры.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. АХВИ ФПС. Д.118, т. 2, с. 46.

2. АХВИ ФПС. Д.118, т. 2, с. 49.

3. АХВИ ФПС. Д.118, т. 2, с. 50.

4. Концепция охраны государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на 2001—2005 гг. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.