Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ СССР (конец 1940-х 1990-е гг. ХХ в.)'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ СССР (конец 1940-х 1990-е гг. ХХ в.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
576
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ПОГРАНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОГРАНИЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TROOPS / STATE BORDER / FAR EAST REGION / FRONTIER REGION / INFRASTRUCTURE OF FRONTIER REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кравчук Сергей Александрович

В статье раскрываются проблемы государственной политики СССР по социально-экономическому развитию приграничных районов Дальнего Востока в послевоенный период и ее взаимообусловленность с обеспечением пограничной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the problem of the USSR social and economic state policy in the border areas of Far East region in post-war period and its interrelation with state border security.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ СССР (конец 1940-х 1990-е гг. ХХ в.)»

Сергей КРАВЧУК

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ СССР (конец 1940-х - 1990-е гг. XX в.)

В статье раскрываются проблемы государственной политики СССР по социально-экономическому развитию приграничных районов Цапьнего Востока в послевоенный период и ее взаимообусловленность с обеспечением пограничной безопасности государства.

The article is devoted to the analysis of the problem of the USSR social and economic state policy in the border areas of Far East region in post-war period and its interrelation with state border security.

Ключевые слова:

пограничные войска, государственная граница, Цапьний Восток, пограничное пространство, пограничная инфраструктура; troops, state border, Far East region, frontier region, infrastructure of frontier region.

Опыт формирования системы защиты государственных интересов на Дальнем Востоке в послевоенное время показывает тесную взаимозависимость экономического состояния приграничья и степени защищенности государства на границе.

В целях укрепления обороноспособности СССР и обеспечения государственной безопасности в пограничном пространстве советским правительством сразу же после окончания Второй мировой войны был взят курс на усиление военной мощи и создание надежной системы охраны государственной границы. Потребовалось наращивание военной и пограничной группировок на Чукотке, Камчатке, Сахалине, в Хабаровском крае и в Приморье, где происходила существенная реорганизация всех воинских формирований.

К началу 1947 г. в составе Дальневосточного и Приморского военных округов имелось 7 общевойсковых и 2 воздушные армии1. На Камчатке был создан Камчатский морской оборонительный район, свою базу базирования получили подводные лодки Тихоокеанского флота. В районе реки Камчатки началось строительство полигона РВСН «Кура» и космического контрольно-измерительного комплекса. На Дальнем Востоке дислоцировался Тихоокеанский флот, Амурская военная флотилия, округ ПВО, гвардейский воздушно-десантный корпус, авиационный корпус и воздушная армия дальней авиации.

К 1948 г. завершилось восстановление охраны государственной границы СССР на всей ее сухопутной части в Хабаровском крае, Приморье, вдоль Тихоокеанского побережья. Общий режим границы был распространен на Чукотке. Численность личного состава пограничных частей, охранявших морские пространства на Тихом океане, увеличилась более чем в 7 раз по сравнению с 1945 г. Были сформированы новые отряды и выставлены 124 заставы.

Одной из задач защиты государственных интересов Советского Союза в послевоенный период стало экономическое укрепление Дальневосточного региона, создание здесь комплексного многоотраслевого хозяйства. К концу войны на Дальнем Востоке уже были развиты основные жизнеобеспечивающие отрасли народного хо-

1 Архив штаба ДВО (АШ ДВО), ф. 2188, оп. 2488, д. 2, т. 1, л. 133, л. 650-753.

КРАВЧУК

Сергей

Александрович — к.и.н., доцент; заведующий кафедрой Института береговой охраны ФСБ России [email protected]

зяйства: топливно-энергетический комплекс, машиностроение, пищевая, легкая промышленность, предприятия быта и т.д. Основой социально-экономического развития Дальнего Востока стал Закон о четвертом пятилетнем плане (1946—1950 гг.), принятый в феврале 1946 г. Всестороннее развитие металлургии, энергетики, судостроения, транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства способствовало превращению края из потребляющего в производящий.

В условиях мобилизации ресурсов для восстановления разрушенного хозяйства Европейской части СССР, Дальний Восток не пользовался преимуществами в распределении капиталовложений. Политическое руководство и плановые органы страны исходили из того факта, что районы Дальнего Востока России не пострадали столь масштабно от военных действий. Доля капитальных вложений в Дальний Восток в общем объеме по РСФСР была снижена до 5,1% (1 133 млн руб. в годы 4-й пятилетки), против 10,2% в довоенный период1. Кроме того, региону отводилась роль добывающего центра, ориентированного на создание собственных железорудных мощностей, заготовку леса, развитие рыболовства, особенно в районах Южного Сахалина, Курильских островов и Камчатки2.

По мере возрождения экономики обострилась проблема трудовых ресурсов, усугубившаяся потерями трудоспособного населения. В первые послевоенные годы был принят ряд законодательных актов, касавшихся вопросов хозяйственного освоения и заселения дальневосточных территорий путем переселения граждан из других районов страны, закреплению в регионе демобилизованных из Советской армии военнослужащих. В результате на Дальнем Востоке темпы прироста населения оказались самыми высокими в стране. Так, за период между переписями 1939 и 1959 гг. численность населения РСФСР в целом увеличилась на 8,4%, Дальнего Востока — на 60,0%. Среднегодовой прирост составил соответственно 0,4% и

1 Государственный архив Российской Федерации, ф. 374, оп. 31, д. 511, л.102.

2 Закон о пятилетнем плане восстановленияи развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. Принят Верховным Советом СССР 18 марта 1946 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. III. 1941—1952 гг. — М. : Политиздат, 1968, с. 268.

3,0%3. Приток значительного количества переселенцев положительно влиял на экономический рост региона. Создание из числа прибывших на Дальний Восток постоянных строительных бригад позволило расширить производственную базу, строительство объектов в жилом и социальном секторах.

Однако методы реализации экономической политики не всегда положительно влияли на уровень жизни и материальное обеспечение населения Дальнего Востока, степень его социальной защищенности. Возникали проблемы с продовольственным обеспечением. Например, в конце 1940-х — начале 1950-х гг. торговля мясом на Камчатке и Чукотке производилась с перебоями, длительно отсутствовали крупы, масло растительное, комбижир, сыр, молоко сухое, томат-паста, сухофрукты, специи, неудовлетворительно проводилась торговля рыботоварами, не удовлетворялся спрос на белый хлеб, хлебобулочные изделия. Допускались перебои в торговле промышленными товарами.

В 1959—1965 гг. ежегодные размеры государственных капиталовложений в экономику востока страны достигали 1,5 млрд руб.4 В период 1950—1960 гг. на Дальнем Востоке были сооружены и введены в действие Зейская и Вилюйская ГЭС, десятки крупнейших промышленных предприятий. Только в Хабаровском крае было построено более 60 новых заводов, фабрик, цехов, расширено и реконструировано 110 промышленных объектов. К концу 60-х гг. валовой выпуск продукции промышленных предприятий региона увеличился в 2 раза5.

Улучшение социально-экономической обстановки в регионе в 1950—1960 гг. позволило активнее решать вопросы обеспеченности пограничных войск материальными средствами, улучшать условия жизни пограничников. Например, с развитием электрификации региона одними из первых к источникам энергии подключались воинские части и отдельные городки.

3 Мотрич Е.Л., Кравчук С.А. Государственная политика хозяйственного освоения и заселения Дальнего Востока в конце XIX в. и до середины 1980-х гг. // Вестник ДВО РАН, № 6, 2006, с. 121.

4 Крушанов А.И. Промышленное развитие советского Дальнего Востока // История СССР, № 5, 1967, с. 72.

5 Деревянко А.П. Инженерно-технические кадры Дальнего Востока СССР (1959-1965 гг.). -М., 1978, с. 15.

Это позволило повсеместно оборудовать линии связи, возводить инженерные сооружения, обеспечивать светом места расквартирования и боевого обучения войск.

К концу 60-х г. на сухопутном участке дальневосточной границы были оборудованы электросигнализационные системы. В морские пограничные части поступали современные корабли. Тихоокеанский пограничный округ пополнился 17 кораблями различных классов. Часть из них поставлялась судостроительными заводами, расположенными в Хабаровском крае.

Хотя материально-техническое и военное обеспечение воинских частей в основном проводилось централизованно из Москвы, но полноценно решать вопросы охраны государственной границы без тесного взаимодействия с региональными органами власти было невозможно. Практика показала, что без помощи мест-ных предприятий нельзя было решить проблемы безаварийной эксплуатации казарменного и жилого фонда военных городков пограничных войск, инженерных систем и коммуникаций, энергетического и дизельного оборудования, материального обеспечения и торгово-бытового обслуживания пограничников. В решении задач охраны границы огромную роль играли региональные транспортные пути. На базе экономики дальневосточных приграничных субъектов РСФСР развивались объекты пограничной инфраструктуры, ориентированные на решение социально-бытовых проблем семей военнослужащих (обучение детей пограничников в местных школах, высших учебных заведениях, медицинское обслуживание, отдых и т.д.). В свою очередь, дальневосточные пограничники оказывали повсеместную помощь населению.

Увеличение численности военной и пограничной группировок в Дальневосточном регионе повлекло за собой увеличение численности населения приграничных районов. Вместе с офицерским составом на Дальний Восток выезжали семьи. Рядом с военными городками строились школы, больницы, предприятия бытового обслуживания, учреждения культуры и отдыха и т.д. Постепенно сельские районы приграничных территорий, благодаря дислоцированию воинских частей, превращались в поселки городского типа, в культурные центры. Например, на Чукотке городское население увеличилось к 1960 г. в 8 раз по сравнению с 1939 г., в 1970 г. — в

21 раз; на Камчатке — в 3,7 и 6,2 раза соот-ветственно1.

Дальний Восток в 1960— 1970-е гг. стал единым территориально-производственным комплексом, успешное развитие которого во многом определялось сбалансированностью экономического и демографического развития. Благодаря реализации мероприятий по ускоренному развитию производительных сил, он отличался устойчивым абсолютным и относительным ростом числа жителей и существенным превышением темпов прироста над аналогичными показателями РСФСР и других экономических районов. В общем приросте населения за этот период на долю миграции приходилось 32,6%. Темпы прироста населения в годы девятой пятилетки (1971—1975 гг.) были в 2,5—3 раза выше среднереспубликанских и практически на 2 порядка выше аналогичного показателя на других территориях интенсивного хозяйственного освоения2.

Формирование на пограничных территориях постоянного населения способствовало созданию дополнительной силы, оказывавшей существенную помощь пограничным войскам в охране дальневосточных рубежей. В целях привлечения местного населения к охране границы во всех приграничных районах Дальнего Востока были созданы добровольные народные дружины и отряды юных друзей пограничников. Помощь добровольных помощников на границе с КНР позволила задерживать каждого шестого нарушителя границы3.

Таким образом, проблемы экономики и охраны государственной границы в приграничных регионах Дальнего Востока были взаимообусловлены. Прагматические соображения руководства СССР по обеспечению обороноспособности и государственной безопасности исходили из реально складывающейся военно-политической обстановки и экономического состояния страны.

1 Итоги всесоюзной переписи населения 1959 года. Сводный том. — М. : Госстатиздат, 1962; Итоги всесоюзной переписи населения 1970 года. Том IV. Национальный состав населения СССР, союзных и автономных республик, краев областей и национальных округов. — М. : Статистика, 1973.

2 Архив отдела демографии и использования трудовых ресурсов ИЭИ ДВО РАН, 1986, д. 15, т. 6, л. 1—2.

3 ЦПА ФСБ, ф. 231, оп. 1, д. 170, л. 102, 154, 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.