Кравчук С.А.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКИХ
ПОГРАНИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ СССР НА ТИХОМ ОКЕАНЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (40-80 гг. XX в.)
Вторая мировая война существенно изменила территориальные пределы Советского государства. Масштабнее всего это коснулось советских пограничных пространств в Тихоокеанском регионе. К СССР после войны на основании Потсдамского соглашения были присоединены Курильские острова и Южный Сахалин, ранее удерживаемые Японией. Уже в январе 1946 г. указанные территории были взяты под охрану пограничными войсками. Принятый режим охраны государственной границы распространился на Чукотский полуостров и острова Берингова пролива. В связи с этим реформировалась организационная структура группировки дальневосточных пограничных войск.
Обеспечить охрану новых участков границы оказалось весьма сложным делом. Пограничники стали нести службу по охране дальневосточных морских участков границы общей протяженностью 16 468 км.
В конце 1945 г. народный комиссар внутренних дел СССР издал приказ о принятии под охрану Г осударственной границы СССР вдоль южного побережья острова Сахалин и Курильских островов и о формировании Камчатского (пограничные отряды в городе Петропавловск-Камчатский и поселке Провидения) и Сахалинского (пограничные отряды в поселках Александровск-Сахалинский, Холмск и Курильск) пограничных округов [1, с. 392]. Этим же приказом Управление Приморского пограничного округа было преобразовано в Управление пограничными войсками на Тихом океане. В целях усиления охраны восточного побережья в апреле 1946 г. один из пограничных отрядов Хабаровского округа был передислоцирован на Южный Сахалин для его охраны [2, л. 286-308].
После принятия под охрану северной части Курильских островов командование пограничных войск посчитало, что отпала необходимость в Магаданском пограничном отряде, так как в сложившейся обстановке параллельная охрана побережья Охотского моря с материка и островов не соответствовала военнополитической обстановке и экономической целесообразности. На базе отряда в г. Магадане был сформирован отдельный морской контрольно-пропускной пункт.
Для усиления охраны побережья Японского моря в 1952 г. в районе Советской Гавани на участке протяженностью 857 км был сформирован новый пограничный отряд, имевший в своем составе 12 линейных застав и дивизион из 7 сторожевых кораблей и катеров.
Средняя войсковая плотность из года в год увеличивалась и уже к 1951 г. по побережью Южного Сахалина и южных островов Курильской гряды была доведена до 2 чел. на 1 км. Это достигалось путем увеличения количества личного состава береговых подразделений за счет направления в пограничные войска МГБ СССР солдат, сержантов и офицеров из состава внутренних войск [3, л. 289-292].
Самой низкой плотность оставалась на Чукотском направлении Камчатского округа - до 0,6 человека на км охраняемой границы [4, л. 360; 5, л. 90-96]. Здесь фактически непрерывно охранялись лишь 10 % наиболее доступных участков застав.
В целях увеличения плотности охраны на направлениях вероятного движения нарушителей границы привлекалось местное население приморского побережья. Из местных жителей к концу 1952 г. было сформировано 949 бригад содействия, численность членов которых составила 11 850 чел. [6, с. 120-125].
Особо важным элементом формировавшейся системы охраны Дальневосточной границы в послевоенные годы было создание и развитие корабельного состава морских сил пограничных войск на Тихом океане.
В соответствии с приказами НКВД «О формировании морских частей» от 17 августа 1945 г. и «О принятии под охрану границы по побережью Южного Сахалина и Курильских островов» от 2 октября 1945 г. началось восстановление расформированных и создание новых соединений морских частей на Дальнем Востоке [7, с. 192].
Перестраивая структуру морской составляющей охраны государственной границы, командование пограничных войск к концу 1945 г. вывело дивизионы пограничных сторожевых кораблей и катеров из штатов пограничных отрядов, и они стали отдельными дивизионами и отрядами. Так, 6 дивизионов пограничных кораблей (ДПК) в городах Совгавань, Находка, Владивосток, Посьет, в поселке Терней, в бухте Ольга были объединены во 2-й Отряд пограничных сторожевых кораблей НКВД на Тихом океане с местом дислокации во Владивостоке.
На Сахалине, Курильских островах и Камчатке были сформированы 9 от-
дельных дивизионов сторожевых кораблей (ОДСКР) и отдельные дивизионы пограничных судов (ОДПС).
В связи со сложной экономической ситуацией в стране обеспечение корабельным составом происходило крайне сложно. Вместе с тем недостаточные скорость, мореходность и автономность плавания пограничных кораблей и катеров не позволяли эффективно выполнять задачи по охране морских участков, так как строились они по заказам ВМФ и не учитывали пограничной специфики. Отсутствовали пограничные корабли ледокольного типа. Катера с металлическим корпусом составляли лишь 40 % от общего количества судового состава. Задачи по охране границы выполнялись кораблями и катерами только с началом навигации. Следует отметить, что вопрос о строительстве кораблей специальной конструкции для пограничных войск прорабатывался уже в 1946 г., однако отсутствие специальных производственных мощностей в системе морской судостроительной промышленности не позволяло реализовать рациональные предложения [8, л. 66-67].
К сожалению, послевоенное руководство пограничными войсками не в полной мере представляло себе перспективы развития морских сил, поэтому строительство и использование специальных пограничных кораблей было признано нецелесообразным. МВД считало, что специфичным условиям несения пограничной службы полностью удовлетворяли военные корабли, строительство которых осуществлялось по проектам, разработанным для ВМС [8, л. 76].
Кроме того, руководство Вооруженных Сил и Министерства внутренних дел возражало против строительства кораблей по новым проектам, учитывавшим пограничную специфику, доказывая, что в военное время применение таких судов наравне с кораблями ВМС для выполнения тактических задач было бы затруднено. Таким образом, в отсутствие обоснованной экспертизы необходимости строительства специальных кораблей пограничные войска вплоть до 80-х гг. их не имели и охраняли границу в основном судами, спроектированными для ВМФ.
Начиная с 1947 г. в пограничные войска стали поступать корабли проекта «Большой охотник» с дальностью плавания до 4 тыс. миль. Они имели осадку 2,3 м, водоизмещение до 350-400 т, мореходность до 7-8 баллов, стальной корпус. Их дизельные двигатели позволяли развивать скорость хода до 18 узлов. Такие характеристики давали возможность нести службу по всей ширине территориальных вод СССР. До 1953 г. только Тихоокеанский пограничный округ пополнился сторожевыми кораблями 3 ранга (10 единиц) и транспортами (7 единиц) [9,
л. 350-351]. Судовой состав пограничных войск на Тихом океане в послевоенные годы значительно увеличился - со 106 до 248 единиц [10, с. 104].
На один «сторожевик» приходилось до 80 км охраняемого участка границы. Для противодействия японским быстроходным рыболовным судам на Южном Сахалине и Курильских островах этого количества кораблей было недостаточно. К тому же техническое состояние кораблей и катеров большинства проектов было низкое, поэтому они не могли решать в полной мере поставленные задачи по охране обширных дальневосточных морских пространств СССР.
Сложившаяся ситуация осложняла решение проблем борьбы с браконьерским ловом морепродуктов в территориальных водах страны в районе Сахалина и Курильских островов. Кроме того, морские пограничники на Тихом океане не имели быстроходных кораблей и катеров, что затрудняло организацию захвата высокоскоростных (до 45 узлов) японских шхун, появлявшихся в территориальных водах СССР и использовавшихся американцами с разведывательными целями [11, л. 205]. Следует отметить, что уже в этот период американская разведка для высадки агентуры на советское побережье использовала катера, обладавшие высокой мореходностью, современным радиотехническим вооружением и большой скоростью. Советские пограничники имели на вооружении несколько новейших торпедных катеров проекта 183, выпускавшихся заводом № 5 Министерства судостроительной промышленности в г. Ленинграде, но они могли развивать максимальную скорость не более 43 узлов. Однако эти катера имелись лишь на западной границе, на Тихом океане их не было. Ввиду негабаритных размеров указанных катеров перевозка их на Дальний Восток была невозможна [11, л. 238-239]. Вместе с тем пограничников продолжали вооружать несовременной техникой.
Наряду с морской составляющей пограничных войск на Тихом океане в первые послевоенные годы активно развивалась и авиация. Так, к средине 50х гг. ХХ в. основным самолетом пограничной авиации стал Ан-2. Принципиально был решен вопрос об использовании в охране Дальневосточной границы новых воздушных машин - вертолетов [12, с. 203].
Таким образом, в результате усилий руководства пограничных войск СССР к середине 50-х гг. границу на побережье Японского моря, на Сахалине и Курильских островах охраняли 7 пограничных отрядов, отряд пограничных судов, 2 отдельных дивизиона сторожевых кораблей и 2 авиаполка. Общая численность
войск на этом участке составляла более 13 тыс. человек, 102 пограничных корабля и катера, 31 самолет. На пограничных кораблях, охранявших камчатское и чукотское побережье, было установлено 12 радиолокационных станций [1, с. 264].
Немаловажным в формировании системы охраны государственной границы на море было и нормативное закрепление деятельности морской пограничной охраны. Например, принятие международной Конвенции о территориальном море 1958 г. позволило подвести под сложившуюся практику охраны морской границы законодательную базу.
До 1960 г. были изданы «Инструкция по службе морских пограничных частей МВД в охране государственной границы» и «Наставление по службе пограничных кораблей». 5 августа 1960 г. было утверждено Положение об охране Государственной границы СССР [13], которое узаконило многие порядки и правила, давно вошедшие в практику охраны границы и регламентировавшиеся отчасти постановлениями правительства, отчасти ведомственными инструкциями и сложившимися традициями. В соответствии с Женевской конвенцией 1958 г. данный документ объявлял прибрежные морские воды шириной 12 морских миль территориальными водами СССР, тем самым государственная морская граница была перенесена с береговой черты на море.
В 70 - 80-х гг. на развитие системы обеспечения пограничной безопасности в морских дальневосточных пространствах оказывали влияние тенденции внешнеполитического характера. Так США, Япония, Южная Корея активизировали деятельность по расширению сфер своего политического и военного присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе [14, с. 38].
Наиболее существенными явились проблемы межгосударственных отношений с появлением новой категории морских пространств - исключительной экономической зоны. В результате научно-технического прогресса появились возможности освоения и использования ранее недоступных районов и океанских глубин. Это привело к стремлению прибрежных государств решать свои экономические проблемы путем освоения морских пространств и в связи с этим к усилению соперничества в интересах более активной их эксплуатации. К активному освоению морских ресурсов подталкивало и постепенное сокращение продовольственных и сырьевых ресурсов на сухопутной части земли, а также рост населения планеты.
Некоторые государства, в том числе граничащие с Советским Союзом, начали вводить у своих побережий экономические и рыболовные зоны, не дожида-
ясь принятия новых нормативных актов по морскому праву [15, с. 134]. Такое одностороннее установление экономических рыболовных зон прибрежных стран привело бы к смещению рыбных промыслов в экономические зоны СССР, что, несомненно, нанесло бы экономический ущерб его биоресурсам. Для СССР данные обстоятельства перерастали в угрозу экономической безопасности.
В результате в тихоокеанском регионе сложилась напряженная оперативная обстановка, которая характеризовалась массовыми нарушениями государственной границы и режима морских районов промысловыми судами иностранных государств, что приводило к расхищению морских биоресурсов в экономической зоне СССР [16, л. 115-125]. Особенно активно противоправные акции в советских водах проводили японские и северокорейские рыбаки, которые провоцировали массовые инциденты на Курильском направлении, занимаясь агрессивным браконьерством.
В докладах начальника Тихоокеанского пограничного округа в Главное управление погранвойск КГБ СССР ежегодно отмечалось, что на данном направлении неоднократно фиксировались случаи противодействия иностранных рыбаков советским пограничным кораблям, осуществлявшим контроль за рыбным промыслом [17, с. 28]. Только за 1970 - 1976 гг. кораблями Камчатской бригады пограничных сторожевых кораблей за нарушения правил промысла было задержано 124 северокорейских судна и 12 японских шхун [7, С. 254].
Выполняя задачи по охране морских биологических ресурсов, Главным управлением пограничных войск КГБ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами была выработана Концепция по применению разнородных сил и средств в морских районах, которая была представлена 13 февраля 1977 г. в ЦК КПСС. Так, для организации слаженности действий и взаимодействия 6 апреля 1977 г. ими был подписан совместный приказ, утвердивший «Инструкцию о взаимоотношениях и взаимодействии пограничных войск и органов рыбоохраны с силами и средствами Минобороны, Минморфлота, Министерства гражданской авиации и Минрыбхоза при охране рыбных и других живых ресурсов в морских районах, прилегающих к побережью СССР» [18, с. 29-31].
К началу 80-х гг. в Советском Союзе была разработана и действовала нормативная правовая база, определявшая оперативно-служебную деятельность различных ведомств государства, отвечавших за охрану морских биологических ресурсов. Были приняты: Закон о Государственной границе СССР от 24 ноября 1982 г. [19, с. 202-216], Закон СССР «Об экономической зоне СССР» от 28 марта
1984 г.; постановления Совета министров СССР от 24 апреля 1984 г. «Вопросы экономической зоны» и от 30 января 1985 г. «Положение об охране экономической зоны СССР» [14, с.152]. Согласно этим нормативным актам охрана экономической зоны возлагалась на погранвойска КГБ при СМ СССР, органы рыбоохраны, Министерство мелиорации и водного хозяйства. К содействующим органам в ее охране добавился Г осударственный комитет по гидрометеорологии и контролю природной среды.
Для решения поставленных задач в целях усиления морских сил пограничных войск на дальневосточных рубежах была проведена реорганизация морских соединений. К концу 80-х гг. морскую, речную границы и экономическую зону СССР на Дальнем Востоке охраняли: дивизия, 19 отдельных бригад сторожевых кораблей и 5 отдельных бригад и дивизионов сторожевых кораблей и катеров.
К концу 1991 г. сложилась единая советская система охраны морских пространств на Тихом океане с использованием преимущественно морских и авиационных частей погранвойск, была сформирована материально-техническая база, система базирования и судоремонта. В результате деятельности пограничников было предотвращено нанесение значительного политического и экономического ущерба государству.
Таким образом, период с 1945 г. по 1980 г. был важным этапом в формировании системы противодействия угрозам национальным интересам СССР в Тихоокеанском регионе, проявившимся после Второй мировой войны, когда приоритетным становилось укрепление группировки морских частей пограничных войск. В этот период был восстановлен и частично обновлен корабельный состав морских частей, были заложены организационные начала применения в службе погранкораблей на основе использования технических средств наблюдения, налажены подготовка младших морских специалистов и офицерских кадров, боевая подготовка и воспитательная работа. Морским частям в основном удалось обеспечить поддержание установленного режима в пределах 12-мильной морской полосы.
Вместе с тем отсутствие надежных современных пограничных кораблей и катеров компенсировалось наращиванием количественного состава судов. Увеличение численного состава береговых частей пограничных войск, прикрытие отдельных направлений вероятного движения нарушителей границы, техническое обеспечение частей позволяли создавать на отдельных участках границы высокую плотность охраны.
Большие пространства Дальнего Востока, обширные акватории Тихого океана и дальневосточных морей, низкая техническая обеспеченность сухопутных подразделений и морских частей пограничных войск - все это затрудняло надежное обеспечение защиты интересов страны. До 70-х гг. основные усилия в деятельности МВД (МГБ) были направлены на противодействие иностранным разведкам, расширение военного присутствия в регионе, проведение мероприятий защиты территории и суверенитета. Этого требовали приоритетные интересы того времени, условия жесткого противостояния СССР и США в духе набиравшей обороты «холодной войны».
В 70 - 80-х гг. ХХ в. приоритеты изменились. Обеспечение защиты экономических интересов государства в морских районах, прилегающих к советскому побережью, а впоследствии в исключительной экономической зоне стало одной из основных задач обеспечения безопасности СССР. Это было обусловлено активной политической и экономической деятельностью США, Японии, КНДР по продвижению своих интересов в Тихоокеанском регионе. Советский Союз к концу 80-х гг., опираясь на международное морское право, создал соответствующую нормативную правовую базу и пограничную инфраструктуру, способную обеспечить безопасность государства в пограничных пространствах на Тихом океане.
* * *
1. Из истории Советских пограничных войск: документы и материалы 1946 - 1955 гг. /под ред. И.Г. Борец. М.: Воениздат, 1980.
2. ЦПА ФСБ РФ (Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации). Ф. 14. Оп. 5. Д. 6119.
3. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 6. Оп. 1-т. Д. 210.
4. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 220. Оп. 1. Д. 277.
5. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 231. Оп. 1. Д. 170.
6. Кравчук С.А. Население приграничья Дальнего Востока в охране Государственной границы СССР в послевоенный период (40-70 гг. ХХ в.) // Современное образование: инновации, экономика, право. 2008. № 1.
7. Мошков Ф.А. Морпогранохрана России: от Петра I до наших дней: краткий исторический очерк. М.: Изд. Дом «Славянский Мир», 2005.
8. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 14. Оп. 8. Д. 87.
9. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 14. Оп. 8. Д. 31.
10. Кравчук С.А. Формирование системы охраны морских пространств СССР на Дальнем Востоке в послевоенный период (1946-1960 гг.) //Вестник Института береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации: сборник научных трудов. Анапа: ИБО ФСБ РФ, 2009. Вып. 1. Ч. 1.
11. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 14. Оп. 5. Д. 5567.
12. Часовые советских границ: краткий очерк истории Пограничных войск СССР / сост.:
В.С. Иванов, Ю.Г. Кисловский, В.Н. Андрианов и др. М.: Политиздат, 1984.
13. Положение об охране Государственной границы СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1960. № 34.
14. Звезденко Ю.А. Некоторые исторические аспекты правового регулирования охраны морских биологических ресурсов // Обеспечение государственной безопасности: история и современность. М., 2007. Ч. 1.
15. Золотарев В.А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы: дис. ...д-ра юрид. наук. М., 1999.
16. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 231. Оп. 1. Д. 206.
17. Бураков А.В., Журавлев Ю.Н. Режим государственной границы в районе ответственности соединения и его влияние на охрану границы (по опыту Тихоокеанского пограничного округа). Анапа: УЦУПОПВ КГБ СССР, 1988.
18. Захаров В.П. Опыт несения службы на участке Камчатского пограничного округа КГБ СССР в 1984-1989 гг. и предложения по совершенствованию охраны исключительной экономической зоны СССР и районов за пределами ее внешних границ // Материалы научнопрактической конференции (Анапа, 6 февраля 1990 г.). Анапа: УЦУПОПВ КГБ СССР, 1990.
19. Закон СССР «О государственной границе СССР» от 24 ноября 1982 года // Свод Законов СССР. М.: Известия, 1989. Т. 9.