Научная статья на тему 'Анализ боеготовности морских частей пограничных войск НКВД СССР к лету 1941 г'

Анализ боеготовности морских частей пограничных войск НКВД СССР к лету 1941 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1156
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРЯКИ / ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ / КАТЕР / ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА / ВОЙНА / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / АВТОР / ПЕРИОД / SEAMAN / WARSHIP / CUTTER / FRONTIER TROOPS / WAR / NAVY / GREAT PATRIOTIC WAR / AUTHOR / PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонов Дмитрий Николаевич

В статье анализируется качественный и количественный состав, базирование и боеготовность морских частей пограничных войск НКВД СССР к лету 1941 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of alertness of marine frontier-guard of Russia in summer 1941

This article analyses the qualitative and quantitative structure, basing and alertness of marine frontier-guard in summer 1941.

Текст научной работы на тему «Анализ боеготовности морских частей пограничных войск НКВД СССР к лету 1941 г»

УДК 94.(47).084.6«1941»:355.458

Д. Н. Тихонов

Анализ боеготовности морских частей пограничных войск НКВД СССР к лету 1941 г.

В статье анализируется качественный и количественный состав, базирование и боеготовность морских частей пограничных войск НКВД СССР к лету 1941 г.

This article analyses the qualitative and quantitative structure, basing and alertness of marine frontier-guard in summer 1941.

Ключевые слова: моряки, военный корабль, катер, пограничные войска, война, Военно-морской флот, Великая Отечественная война, автор, период.

Key words: seaman, warship, cutter, frontier troops, war, navy, Great Patriotic War, author, period.

Боевая готовность - это состояние, определяющее степень подготовленности войск к решению возложенных на них боевых задач. Под боевой готовностью частей и подразделений следует понимать прежде всего их способность немедленно приступать к решению боевых задач в соответствии с целью, замыслом и обстановкой [32].

Боеготовность морских частей пограничных войск НКВД СССР перед Великой Отечественной войной изучали многие авторы и исследователи, например, такие как А.В. Платонов [14], В.С. Бирюк, С.С. Бережной [2], А.Н. Брижик, Н.И. Макаров [5], А.Б. Широкорад [31] и многие другие. Исследование этой темы имеет очень важное значение для решения вопросов боеготовности сегодняшних морских пограничных частей.

Боеготовность морских частей пограничных войск НКВД СССР летом 1941 г. была проверена вражескими захватчиками в боевых условиях, поэтому очень важно досконально и всесторонне изучить этот вопрос, чтобы преумножить положительный результат и не допустить отрицательного.

Ко второй половине 30-х гг. ХХ в. уже на должном уровне было обеспечено строительство и снабжение новыми кораблями морских частей пограничных войск, однако полностью заменить корабельный состав морских пограничных сил не удалось. Всего к маю 1941 г. на вооружении пограничных войск НКВД СССР стояло 11 сторожевых кораблей, 394 сторожевых катера, 415 служебных

© Тихонов Д. Н., 2014

катеров и 59 вспомогательных катеров и судов, т. е. 878 единиц судового состава [12, с. 106].

Крупнейшим пограничным сторожевым кораблем (ПСКР) в составе советского флота был «Бриллиант». Головной корабль серии был заложен в октябре 1934 г. в Ленинграде на заводе № 190 под наименованием «ПСК-303», заводской № 484. Спущен на воду 5 ноября 1935 г., а 6 июня 1937 г. вступил в строй. После перевода по Беломорско-Балтийскому каналу на север, он вошел в состав 1-го Северного отряда пограничных судов под названием «Бриллиант». 23 июня 1941 г. судно было отмобилизовано в качестве сторожевого корабля под бортовым № 29 [14, с. 266]1. Остальные пограничные сторожевые корабли едва ли можно было назвать современными. Основу корабельных сил Дальнего Востока составляли два сторожевых корабля: т. «Дзержинский», построенный в Италии в 1934 г., «Коралл» (б. СКР «Президент Сметона» ВМС Литвы) постройки 1917 г., бывший германский.

Основу корабельного состава морских пограничных сил составляли катера, которые выигрывали в маневренности у больших надводных кораблей. Быстроходные, хорошо вооруженные, они имели большой радиус плавания и хорошую устойчивость, могли вести бой как с авиацией и надводным флотом, так и с подводными лодками противника.

Основным типом пограничных катеров в СССР был «Морской охотник», наиболее распространён был МО-4. В частности, в составе 6-го (Ораниенбаумского), 34-го (Ленинградского) и 33-го (Ладожского) морских пограничных отрядов Балтики находились 19 катеров МО-4, 24 рейдовых катера «КМ» и несколько более мелких катеров и плавсредств. В составе МПО Черного моря находилось 39 катеров МО-4, из них 30 в составе Грузинского и 9 в составе Черноморского ПО. Ещё два катера МО-4 и четыре небольших катера МО-3 входили в составе Азовского ПО. Кроме того, в состав Черноморского ПО входил катер МО-1. На Севере в морпогранохране катера МО не использовались, на Дальнем Востоке в составе Дальневосточного отряда ПО находились 47 катеров [31]. На Черное и Каспийское моря катера переводились по внутренним водным путям, а на Дальний Восток доставлялись по железной дороге до Владивостока и далее развозились на транспортах Владивостокского морского пароходства. Кроме Ленинграда, катера этого типа поставляли Мурманская,

1 Основные ТТХ ПСКР «Бриллиант»: водоизмещение, т: стандартное 424; нормальное 550, полное 580; главные размерения, м: длина наибольшая 62, ширина наибольшая 7,2, осадка наибольшая 3. Высота над ватерлинией, м: верхней палубы 1,69, палубы полубака 3,65, ходового мостика 8 клотика 17,3; скорость хода наибольшая 17,22 узлов; дальность плавания 3500 миль [14, с. 264].

Бакинская и Хабаровская судоверфи и судоремонтные предприятия [14, с. 48]. Перед войной было построено 200 катеров типа МО-4 [31, с. 91].

«Морские охотники» еще в течение пяти лет после Великой Отечественной войны оставались основным типом корабельнокатерного состава морской пограничной охраны.

Таким образом, корабельный состав морской пограничной охраны СССР в целом соответствовал предъявляемым требованиям. Следует отметить унификацию пограничных кораблей и катеров с аналогичными кораблями в составе РКК ВМФ. Это не только упрощало базирование и техническое обслуживание боевых единиц, но и было призвано максимально упростить процесс мобилизации пограничных кораблей в военный флот с началом крупномасштабных боевых действий. Но одновременно это приводило к тому, что пограничные корабли имели те же самые проблемы, что и корабли в составе советского военного флота: ненадёжную связь, отсутствие радиолокации и гидролокации. Последнее было особенно неприятно для пограничных кораблей.

Понимая это, партийно-государственное руководство СССР прилагало немало усилий не только для количественного, но и для качественного усиления частей морпогранохраны. Достигнуть это можно было только постоянной модернизацией имеющейся техники и вооружения. Так, накануне войны начались мероприятия по обеспечению пограничных войск современной техникой связи.

Советско-финляндская (1939-1940) война наглядно показала, что в этой области РКК ВМФ и другие силовые структуры СССР испытывали значительные проблемы. В 1939 г. на 90 % были выполнены работы по сооружению мощных радиоузлов на Камчатке, Сахалине, в Хабаровске, Мурманске и Даурии. В апреле 1941 г. завершился монтаж антенных полей и аппаратуры на приемном центре в Москве (территория совхоза «Коммунарка») и передающего центра в Воронцовском парке, на юго-западе Москвы. Таким образом, хотя правительство СССР выделило 10 млн р. на строительство инженерно-технических сооружений вдоль линии западной границы, связью там она была обеспечена, однако общее состояние связи в пограничных войсках Советского Союза оставалось на низком уровне. Из 1747 застав и береговых постов только 437 были оснащены надежной связью [10, с. 49]. Как основное средство связи использовалась проводная связь. В Карело-финском, Мурманском, Белорусском, Ленинградском и Украинском округах связь с отрядами поддерживалась по телеграфно-телефонным линиям, а в Дальневосточном, Среднеазиатском и Закавказском округах не соответствовала должному качественному уровню передачи связи, так как эксплуатация проходила по расписанию. К 1941 г. радио-

связь как основное средство связи применялась только в морских частях, на кораблях, а также в частях, дислоцированных на Памире [10, с. 50].

Учитывая тот факт, что морские пограничники постоянно, даже в мирное время, выполняют боевую задачу, руководство страны стремилось пополнить их ряды исключительно качественным личным и командным составом. Огромное значение при комплектовании морских частей пограничных войск Союза имело принятие Верховным Советом СССР закона от 1 сентября 1939 г. о всеобщей воинской обязанности, согласно которому был снижен призывной возраст для граждан, окончивших среднюю школу, до 18, а остальных - до 19 лет и установлен четырехлетний срок службы в частях морской пограничной охраны [10, с. 74]. Благодаря этому новому отбору призывников количество новобранцев со средним образование увеличилось, что способствовало более быстрому освоению и качественной эксплуатации сложной корабельной техники. С 1938 по 1939 г. общее количество пограничников увеличилось более чем на 50 тыс. чел.

Определённые проблемы в морских пограничных частях существовали с начальствующим составом. Согласно документам, на 1 мая 1941 г. в составе командных кадров сухопутных и морских частей пограничных войск имели среднее военное образование:

49.9 % - командные кадры; 30,4 % - политические. Закончивших курсы от трех до девяти месяцев: 18,2 % - командные кадры;

29.9 % - политические. Не имеющих военной подготовки: 33,3 % -командные кадры; 39,1 % - политические [27. Л. 125]. К началу войны пограничники 1-го Северного отряда пограничных судов имели образование в среднем 6-8 кл. [29. Л. 1].

Эти данные показывают, что командные и политические кадры морских частей пограничных войск на тот момент не имели должного образования и нуждались в повышении образовательного уровня.

Важнейшим фактором повышения боеготовности частей и кораблей морпогранохраны была всемерная интенсификация подготовки личного и командного и политическогого состава, боевая учёба. К этому же подталкивало и увеличение численности кораблей, формирование новых частей и подразделений, а также создание шести новых пограничных округов. Между тем укомплектованность новых частей морпогранохраны командным составом к началу 1939 г. не превышала 30 %.

Предвидев такое развитие ситуации, командование морских частей пограничных войск начиная с 1937 г. объявило мобилизацию специалистов, окончивших морские политехникумы, - механиков и штурманов с сокращенной морской переподготовкой, но эти меры не смогли коренным образом изменить ситуацию.

Главное управление пограничных войск вынуждено было в 1939 г. призвать из запаса на военную службу в пограничные силы 1 384 чел., набирать с краткосрочных курсов и назначать на должности начальствующего состава военнослужащих без достаточной военной подготовки. Учиться приходилось, что называется, «с колёс», непосредственно в процессе выполнения боевых задач. Так что вопросы боевой учёбы в морских пограничных частях стояли не мене остро, чем на военном флоте.

На новом уровне шла подготовка младших морских специалистов морских частей. До 1936 г. личный состав морских частей пограничных войск проходил подготовку в школах и учебных отрядах ВМФ. 30 августа 1940 г. был сформирован учебный отряд морских пограничных частей в Анапе (начальник отряда капитан III ранга А.И. Сидляр). В состав отряда вошли школы по подготовке комендоров, мотористов, радиотелеграфистов, а также курсы воентехников и дивизион учебных катеров. В октябре 1940 г. в стенах этих школ начали обучение 820 курсантов.

14 ноября 1930 г. в Ленинграде была создана 1-я школа пограничной охраны и войск ОГПУ [28. Л. 1]. На её строительство было выделено 10 млн р. [19, с. 48]. Здесь же существовали курсы политических работников на 500 мест [24. Л. 234]. К началу Великой Отечественной войны из стен учебного заведения вышло 4 тыс. подготовленных политработников и командиров [4, с. 186].

В соответствии с приказом НКВД СССР № 255 от 23 июня 1940 г. было создано Ленинградское военно-морское пограничное училище. Начальником его был назначен капитан II ранга А. Садников. Курсы переподготовки начсостава упразднили. С 1 сентября 1940 г. это учебное заведение начало четырехлетнее обучение курсантов, в дальнейшем - лейтенантов командного и инженерного состава морской пограничной охраны. Также в училище существовали трехгодичные курсы переподготовки командиров катеров-охотников, которые не имели военно-морского образования и двухгодичные курсы политруков [26. Л. 1-15].

В училище принимались лица со средним образованием и только при недостатке кандидатов - с образованием 9 кл. [10, с. 279]. Основной курс подготовки соответствовал образовательной программе Военно-морского училища им. Фрунзе.

С 1939 г. во всех военных учебных заведениях началась реконструкция программ и учебных планов. Происходило укрепление кадрами преподавательского состава. К 1941 г. около 70 % командно- преподавательского состава военно-учебных заведений имели среднее и высшее образование [13, с. 315].

Таким образом, правительством СССР были предприняты шаги для увеличения образовательного уровня личного состава морских частей пограничных войск НКВД СССР.

Курсанты училищ перед Великой Отечественной войной, согласно Директиве начальника Морского отдела ГУПВ НКВД № 19/92564, регулярно проходили стажировку на пограничных кораблях и нередко в боевых условиях, что способствовало приобретению необходимых навыков [22. Л. 4]. Так, перед самой войной, 19 июня 1941 г., из Военно-морского пограничного училища прибыли для прохождения стажировки на пограничных кораблях «Сапфир», «Рубин» и «Нептун» 32 курсанта [22. Л. 39].

На пограничных кораблях стажировались не только курсанты-пограничники, но и обучающиеся в стенах училищ Рабочекрестьянского Красного военно-морского флота. Например, 7 апреля 1941 г. на практику в распоряжение начальника морской пограничной охраны Северного ВМФ был отправлен курсант Военноморского инженерного училища ордена Ленина им. Дзержинского Н.А. Некрасов [22. Л. 5].

От начальников училищ поступали просьбы и о специфичности прохождения стажировки их подопечными курсантами. 16 июня 1941 г. начальник Военно-морского пограничного училища писал командиру Мурманского отряда пограничных судов капитану II ранга А.И. Дианову: «Для прохождения летней практики курсантами 1-го курса прошу разрешить проходить ее только на больших кораблях, что соответствует поставленным учебным целям» [22. Л. 39]. По возможности эти просьбы удовлетворялись, что позволяло курсантам проходить стажировку именно по той специальности, которой они обучались. Некоторые курсанты были направлены на пограничные корабли на практику с последующим прохождением дальнейшей службы [22. Л. 7].

Приятые меры позволили до определённой степени решить проблему укомплектованности частей и кораблей морпогранохраны необходимыми кадрами, а также повысить общую боеготовность кораблей, катеров и соединений.

Однако существовали проблемы, решение которых было вне компетенции руководства морпогранохраны. Её структуры не обошли стороной репрессии второй половины 30-х гг. хХ в. В соответствии с данными отдела по начальствующему составу ГУПВ НКВД СССР, в 1939 г. были уволены или арестованы 11 начальников войск пограничных округов и их заместителей, 54 начальника отделов и отделений округов, 4 начальника пограничных отрядов и 12 начальников штабов отрядов. Эти потери были невосполнимы [18, с. 26, 27]. Репрессии сильно ослабили пограничные войска. К 1941 г. стаж нахождения в должности до года имели: 87 % - начальники по-

гранвойск округов, 53 % - начальники погранотрядов. Остальные начальники занимали свои должности от одного года до двух лет [26. Л. 5]. Можно сказать, что потери морских пограничников в ходе репрессий стали не столько количественными, сколько качественными.

Приказ НКВД СССР от 15 июля 1937 г. № 274 унифицировал знаки различия военнослужащих войск НКВД с армейскими. В 1938 г. войскам было предписано ношение формы одежды по образцам, принятым в РККА, с зелеными фуражками, петлицами на воротниках и кантами.

Морские части пограничных войск имели на вооружении прежнюю форму одежды рядового состава. Введена была только черная бобриковая ватная шапка-ушанка. Командный состав имел: белый и синий кители, черную тужурку с жилетом и пальто английского покроя. Знаки различия - полосы и пятиконечная звезда из красного сукна на левом рукаве - имели светло-зеленую окантовку. Старшинский состав носил фуражки с козырьком.

Были утверждены латунные бляхи с изображением звезды, серпа и молота, якоря на поясном ремне черного цвета. С 1938 г. оба канта на фуражках и бескозырках стали белыми. Темно-синий берет с красной звездой дополнил рабочую форму одежды. В целом форма одежды моряков-пограничников была удобной как для повседневной жизни, так и для выполнения своих служебных обязанностей.

С 1921 г. последовательно менялись надписи на лентах бескозырок моряков-пограничников: «Северная флотилия», «Погран. флотилия», «Мор. погран. охрана О.Г.П.У.», «Мор. погран. охрана Н.К.В.Д.», «Морчасти погранвойск».

На защиту нашей страны с началом Великой Отечественной войны моряки-пограничники выступили в бескозырках, на которых находились ленточки с надписью «Мор. погран. охрана Н.К.В.Д.».

Таким образом, накануне Великой Отечественной войны морские части пограничных войск имели сложившуюся организационную структуру с достаточно устойчивой системой управления, позволявшей не только с высокой степенью эффективности осуществлять сторожевую службу судов, но и решать задачи совместно с Военно-морским флотом по обороне морского побережья.

Также было благополучно проведено реформирование управления морских частей пограничных войск. Были разработаны и поступали на вооружение новые типы пограничных катеров, которые имели улучшенное вооружение, тактико-технические и боевые характеристики. Был значительно повышен образовательный и профессиональный уровень моряков-пограничников, усилен командноначальствующий состав за счет открывшихся образовательных учреждений, хотя по-прежнему ощущалась нехватка кадров.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что накануне Великой Отечественной войны боеготовность морских частей пограничных войск НКВД СССР была на должном уровне для того, чтобы дать достойный отпор Германским захватчикам.

Список литературы

1. Быстров С.А. Исторический опыт Советского государства по осуществлению кадровой политики в пограничных войсках. 1918 - июнь 1941 гг.: авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1993.

2. Бережной С.С. Катера и миноносцы: справ. - М., 2002.

3. Бережной В. В. Корабли и суда вМф СССР 1928-1945 гг. - М., 1988.

4. Брижик А.Н. Пограничные войска Советского государства 1918-1941 гг. -М., 1988.

5. Брижик А.Н., Макаров Н.И. Строительство пограничных войск в довоенный период. - М., 1991.

6. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история. 3-е изд., испр. и доп. - М., 1984.

7. Великая Отечественная война 1941-1945: энцикл. - М., 1985.

8. Ветеран границы. - 1996. - № 3.

9. Гребенев Н.Я., Филиппов Э.М. На Северо-Западном направлении. -СПб., 2010.

10. Испытанные войной. Пограничные войска (1939-1945 гг.). - М., 2008.

11. Кашулев Ю.А., Семин В.Н. Начало войны // Ветеран границы. -1996. - № 3.

12. Мошков Ф.А. Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней. - М., 2003.

13. Некрасов В.Ф. На страже интересов Советского государства. - М., 1983.

14. Платонов А.В. Энциклопедия советских надводных кораблей. 19411945. - М., 2002.

15. Правда. - 1988. - 2 сент.

16. Работа ГУПВ в годы Великой Отечественной войны: Справка. -ЦАПВ. - 1994. - № 138.

17. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 37837. Оп. 18. Д. 890.

18. Сечкин Г.П. Граница и война. - М., 1994.

19. Сечкин Г.П. Советские пограничные войска. - М., 1976.

20. Центральный Военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 370. Оп. 027161. Д. 1.

21. ЦВМА. Ф. 1087. Оп. 5. Д. 798.

22. ЦВМА. Ф. 2312. Оп. 2. Д. 042.

23. Центральный пограничный архив (ЦПА ФСБ России). Ф. 58. Оп. 47. Д. 13.

24. ЦПА ФСБ России. Ф. 6. Оп. 1. Д. 401.

25. ЦПА ФСБ России. Ф. 14. Оп. 2. Д. 257.

26. ЦПА ФСБ России. Ф. 15. Оп. 8. Д. 117.

27. ЦПА ФСБ России. Ф. 58. Оп. 6772. Д. 12.

28. ЦПА ФСБ России. Ф. 816. Оп. 1. Д. 1.

29. ЦПА ФСБ России. Ф. 4750. Оп. 2. Д. 4.

30. ЦПА ФСБ России. Ф. 37837. Оп. 18. Д. 890.

31. Широкорад А.Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг. - М., 2002.

32. Энциклопедия (большая сов.). - М., 1969-1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.