Научная статья на тему 'Подготовка командных кадров для морпогранохраны НКВД СССР (1934-1941 гг. )'

Подготовка командных кадров для морпогранохраны НКВД СССР (1934-1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
704
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДНЫЕ КАДРЫ / КУРСЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ НАЧСОСТАВА / КУРСЫ МЛАДШИХ ВОЕНТЕХНИКОВ / ВОЕННОМОРСКОЕ ПОГРАНИЧНОЕ УЧИЛИЩЕ / ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / COMMAND STAFF / RETRAINING COURSES FOR COMMAND / COURSES FOR JUNIOR MILITARY TECHNICIANS / NAVAL BORDER SCHOOL / CONCURRENT CLASSES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилипенко Юрий Васильевич

В статье освещены особенности подготовки командных кадров для Военно-Морского флота в 30-е гг., анализируются проблемы развития вмузов. Раскрыта деятельность руководства морской пограничной охраны по созданию собственной системы подготовки командных кадров. Проанализированы проблемы функционирования курсов переподготовки начсостава, курсов младших воентехников, организация военноморского пограничного училища и их роль в подготовке командных кадров для охраны морских границ СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF THE COMMAND STAFF FOR MARITIME BORDER GUARD OF THE INTERIOR COMMITTEE OF USSR (1934-1941)

The article covers characteristics of the command staff training for the Navy in the 30-ies of the 20 th century and also the problems of the naval higher educational institutions are analyzed. The activity of the leaders of the maritime border guard to organize their own system of command staff training is pointed out. The problems of refresher courses for the command, courses for the junior military technicians, organization of the naval border school and their role in the command staff training for maritime border guard in the Soviet Union are analyzed.

Текст научной работы на тему «Подготовка командных кадров для морпогранохраны НКВД СССР (1934-1941 гг. )»

УДК 94(47).084.6

Пилипенко Юрий Васильевич

соискатель Славянского-на-Кубани государственного педагогического института тел.: (909) 456-53-97

ПОДГОТОВКА КОМАНДНЫХ КАДРОВ ДЛЯ МОРПОГРАНОХРАНЫ НКВД СССР (1934-1941 ГГ.)

Pilipenko Yuriy Vasilievich

post-graduate student of Slaviansk-on-Kuban State Pedagogical Institute tel.: (909) 456-53-97

TRAINING OF THE COMMAND STAFF FOR MARITIME BORDER GUARD OF THE INTERIOR COMMITTEE OF USSR (1934-1941)

Аннотация:

В статье освещены особенности подготовки командных кадров для Военно-Морского флота в 30-е гг., анализируются проблемы развития вмузов. Раскрыта деятельность руководства морской пограничной охраны по созданию собственной системы подготовки командных кадров. Проанализированы проблемы функционирования курсов переподготовки начсостава, курсов младших воентехников, организация военноморского пограничного училища и их роль в подготовке командных кадров для охраны морских границ СССР.

Ключевые слова:

командные кадры, курсы переподготовки начсостава, курсы младших воентехников, военноморское пограничное училище, параллельные классы, учебный процесс.

The summary:

The article covers characteristics of the command staff training for the Navy in the 30-ies of the 20th century and also the problems of the naval higher educational institutions are analyzed. The activity of the leaders of the maritime border guard to organize their own system of command staff training is pointed out. The problems of refresher courses for the command, courses for the junior military technicians, organization of the naval border school and their role in the command staff training for maritime border guard in the Soviet Union are analyzed.

Keywords:

command staff, retraining courses for command, courses for junior military technicians, naval border school, concurrent classes, educational process.

Основным источником комплектования морпогранохраны подготовленными морскими офицерами в 20-е - 30-е гг. были военно-морские училища. В 30-е гг. происходит значительное увеличение Военно-Морского Флота. Образованы Тихоокеанский и Северный флоты, Балтийский и Черноморский пополняются новыми кораблями различных классов. Увеличение численности корабельного состава, внедрение достижений науки и техники требовали не только значительного увеличения количества командиров различного уровня, но и предъявляли к ним новые требования. В военноморских училищах (вмуз) шел поиск оптимального сочетания общеморской и специальной подготовки. В конечном счете, ставка была сделана на универсализм - училища должны были готовить вы-пускника-лейтенанта в соответствии с общими требованиями военной специальности, а специализацию он должен был получать уже в процессе службы.

Реформировалась и расширялась сеть вмузов - в 1941 их было уже 12 [1, с. 24]. Вместе с тем расширение сети вмузов не могло автоматически решить все проблемы подготовки командных кадров. Имела место острая нехватка преподавателей, происходило постоянное их перемещение во вновь образованные училища. При относительно большой численности преподавателей их научный потенциал оставался невысоким [2, с. 308]. Педагогический стаж не менее 3-х лет имели 62,3 % преподавателей и только 9,5 % - свыше 10 лет [3, с. 25].

Быстро устранить некомплект командного состава не предоставлялось возможным, так как большинство вмузов были сформированы в 1936-1938 гг. С учетом того, что с момента сформирования училища до первого набора курсантов проходило, как правило, два года, срок обучения составлял от 4 до 5 лет, первые выпуски лейтенантов могли быть произведены в 1941-1942 гг. [4, с. 154].

Наряду с училищами, важнейшей формой подготовки командных кадров оставались различной специализации кратковременные (срок обучения 6 мес.) курсы младших лейтенантов.

Морпогранохрана НКВД, являвшаяся составной частью вооруженных сил, также испытывала серьезные трудности в комплектовании квалифицированными командными кадрами. По причине ограниченных возможностей вмузов большинство выпускников распределялось на корабли флота. Поэтому значительную часть командиров пограничных судов составляли практики из числа добровольцев и сверхсрочнослужащих, не имевших военно-морского образования. Проблема, возникшая в 20-е гг., особую остроту приобрела во второй половине 30-х гг. По сведениям морского отдела Главного управления пограничных войск (ГУПВ) некомплект командного и начальствующего состава морских специальностей по состоянию на 15 августа 1938 г. составлял 536 чел. Более того, некомплект командных кадров стремительно увеличивался в связи с вводом в строй новых кораблей.

Так, по расчетам морского отдела в 1938 г. требовалось 205 чел., в 1939 г. - 276 чел., в 1940 г. -307 чел., в 1941 г. - 166 чел., в 1942 г. - 148 чел. Таким образом, увеличение командного состава за годы второй пятилетки должно было составить 1 638 чел. [5, л. 120]

Пополнение кадров командного состава за счет вмузов перспектив не имело. В 1937 г. от них пограничники получили 40, а в 1938 г. - 25 выпускников командного профиля. Из весеннего выпуска вмузов в 1939 г. пограничники получили 3 человека вместо запрошенных 100. Военно-морское училище им. Ф.Э. Дзержинского поставляло пограничникам ежегодно 4 - 6 инженер-механиков (при ежегодном выпуске 40-60 чел.). Такое положение, по оценке Морского отдела ГУПВО, угрожало приостановить в 1939 г. ввод в строй нового судового состава [6, с. 77].

Определенный опыт подготовки командных кадров в морской пограничной охране уже имелся. В мае 1934 г. при Окружной погранбазе в Ленинграде одновременно со школой рулевых-сигнальщиков были организованы курсы по переподготовке командиров штурманских боевых частей (начальник курсов и военком - капитан 3 ранга В.И. Креслинг). После реорганизации школы (1935 г.) в морскую пограничную школу № 3 при ней организовали Курсы переподготовки начальствующего состава морпогранохраны НКВД (далее - курсы) (начальник курсов майор В.С. Долгов, военный комиссар - старший политрук Парфенов) [7, л. 1]. На курсы зачислялись младший начальствующий состав сверхсрочной службы и средний начсостав морпогранчастей, имеющий достаточный опыт в охране границы, но не имеющий формальных оснований для занятия должностей командиров погрансудов и их помощников (фактически большинство слушателей исполняли такие обязанности), призывной контингент, окончивший техникумы Совторгфлота. Первый набор штурманов насчитывал 28 чел [8, л. 1]. Срок обучения на курсах в зависимости от образования, служебного опыта и характера предполагавшейся дальнейшей служебной деятельности слушателей колебался от 6 до 11 месяцев.

В декабре 1935 г. 3-ю МПШ и курсы переподготовки начсостава перевели с блокшива на улице Уральской в дом 19 по улице Каляева. Расширяется материальная база курсов: от 34-го МПО для прохождения слушателями практического плавания приняты 2 ПК - № 200, 201 и четыре 12-ти весельных катера; от ленинградской судостроительной верфи НКВД - 2 малых катера № 83 и 84. Для стоянки катеров и шлюпок на правом берегу Невы напротив Ленинского бульвара установлен плашкоут [9, л. 2].

В 1937 г. Правительство СССР приняло решение о мобилизации в погранвойска специалистов (штурманов и механиков), окончивших политехникумы Наркомвода, с обязательной их военноморской переподготовкой. В связи с этим решением 22 июля 1937 г. курсы выделены в самостоятельное учебное заведение со сроком обучения 10 месяцев. В том же году в их составе был открыт класс по подготовке штабных работников морских частей. Одновременно курсы перешли в непосредственное подчинение ГУПВ НКВД СССР [10, л. 4].

За время существования курсов, до июня 1940 г., было выпущено 413 слушателей, составивших основу командных кадров морпогранохраны вплоть до 50-х гг. Однако курсы, ежегодно выпускавшие 70-80 лиц командного состава, проблему обеспечения командными кадрами решить не могли.

Определенную роль в подготовке командных кадров сыграли курсы младших воентехников в составе 2-й МПШ а затем Учебного отряда. Штатная численность курсантов составляла 120 чел. а срок обучения 11 месяцев [11, л. 5]. Курсы комплектовались из числа наиболее подготовленных краснофлотцев, командиров отделений срочной и сверхсрочной службы. Общий образовательный уровень составлял 7-8 классов. Программа курсов предусматривала сочетание общеобразовательных (история ВКП(б), алгебра, физика, русский язык, химия) и специальных дисциплин (сухопутная подготовка, морское дело). Это позволяло поднять образовательный уровень командных кадров и соединить имеющуюся практическую подготовку с теоретической. В то же время, как и любая краткосрочная подготовка, курсы не могли дать своим выпускникам глубокие теоретические знания и твердые практические навыки. Несмотря на ограниченные возможности, курсы внесли свой вклад в подготовку командных кадров морпогранохраны.

Руководство пограничных войск неоднократно докладывало правительству о ситуации с комплектованием командными кадрами. Для ликвидации некомплекта командно-технического состава правительством было принято решение о проведении ежегодной, начиная с 1936 г., мобилизации специалистов, окончивших морские политехникумы Наркомвода (штурманов и механиков) с обязательной сокращенной военно-морской переподготовкой. Для этого были расширены курсы переподготовки начальствующего состава в Ленинграде. Срок обучения в них составлял 10 месяцев, количество обучающихся - 80 человек. В сентябре 1936 г. для переподготовки из МПО прибыли первые 19 выпускников морских техникумов. В последующем организацию подготовки несколько изменили -после призыва выпускников морских техникумов направляли на курсы переподготовки, а по их окончании - распределяли на корабли. Всего в период 1936-1940 гг. была осуществлена переподготовка 128 человек [12, л. 2,10].

В качестве другой временной меры решением правительства в 1936 г. в военно-морские училища им. Фрунзе (командный состав) и им. Дзержинского (инженерный состав) было принято140 пограничников с выпуском их в 1941 г. Севастопольское военно-морское училище расширили на 200 мест за счет погранохраны НКВД с ежегодным выпуском, начиная с 1942 г., по 50 штурманов и артиллеристов для пограничных войск [13, л. 78].

Но принимаемые меры проблему подготовки командного состава полностью не решали. Руководство морского отдела через командование пограничных войск неоднократно возбуждало ходатайство перед правительством об организации военно-морского пограничного училища. Так, в июне 1938 г. предлагалось передать в распоряжение НКВД Ленинградский морской техникум НКВТ со всем курсантским, преподавательским, административным составом, оборудованием и принадлежащими техникуму зданиями. В качестве обоснования такого решения указывалось, что строительство нового училища займет не менее 2-х лет. Предлагалось, не прекращая очередных выпусков, перестроить программы обучения по типу военно-морского училища для подготовки штурманов, артиллеристов и механиков-мотористов [14, л. 122]. Правительством предложения приняты не были.

Военно-морское пограничное училище (ВМПУ) было сформировано приказом НКВД СССР от 23 июня 1940 г. Этим же приказом были расформированы курсы переподготовки начальствующего состава. Штатная численность кадрового состава курсов передана в инспекцию вузов отдела кадров НКВД и обращена на формирование училища [15, л. 8]. По объявленным штатам училище формировалось в следующем составе:

1) основной курс с 4-х годичным сроком обучения для подготовки лейтенантов;

2) параллельные классы с 3-х годичным сроком обучения для переподготовки командиров катеров, не имеющих военно-морского образования;

3) политическое отделение с 2-х годичным сроком обучения для подготовки политруков.

Комплектование училища на 1940 г. переменным составом назначалось в количестве

260 чел. с окончанием комплектования к 25 августа 1940 г. Училище организационно оформлено 1 августа 1940 г. Начальником училища назначен капитан 2 ранга А.В. Садников, исполнявший до назначения должность заместителя начальника морского отдела ГУПВ [16, л. 8].

Формирование училища проходило в несколько потоков. Так, с 1 августа 1940 г. начались занятия курсантов параллельных классов (ускоренного выпуска). Всего прибыли и были зачислены 127 чел. из морских частей погранвойск и Нк ВМФ [17, л. 8].

В училище принимались и выпускники школ, имеющие образование не менее 10 классов. В отличие от слушателей параллельных курсов они принимались на конкурсной основе по результатам приемных испытаний. Всего была подана 351 заявка. Прибыли для участия в испытаниях 342 чел. Из них принято и зачислено курсантами 117 чел. Испытания проводились в два потока в августе и сентябре. В связи с этим занятия по программе основного курса начались 23 сентября 1940 г. [18, л. 9].

Позже других было укомплектовано слушателями политическое отделение. Было зачислено 35 чел. из числа военнослужащих кораблей и пограничных частей НКВД и РККФ. Занятия по программе подготовки начались 1 октября 1940 г. [19, л. 9].

Подготовительная работа и формирование училища происходили при участии и под контролем морского отдела ГУПВО и его руководителя, заместителя начальника пограничных войск по морской части контр-адмирала С.М. Воробьева. В течение марта-октября 1940 г. он четырежды посетил курсы переподготовки и училище [20, л. 23].

Принимаются меры по совершенствованию учебной базы. При формировании училища ему были переданы учебные катера, имевшиеся в составе курсов. В ноябре месяце в состав учебного дивизиона судов ВМПУ был введен учебный корабль «Аметист» (бывший миноносец ВМС Эстонии). Тогда же учебный дивизион переведен на новое место дислокации в г. Шлиссельбург [21, л. 23].

Шел поиск оптимальной структуры управления деятельностью училища. На основании приказа НКВД СССР от 26 ноября 1940 г. ВМПУ во всех отношениях подчинено Начальнику пограничных войск и исключено из подчинения отдела кадров НКВД СССР. За инспекцией вузов отдела кадров НКВД сохранено право инспектирования училища по вопросам методики и организации учебного процесса и комплектования начальствующим составом [22, л. 10]. Приказом НКВД от 28 февраля 1941 г. ВМПУ переподчиняется начальнику Управления оперативных войск НКВД. Цель изменений - улучшение руководства и приближение подготовки обучаемых к войсковой практике [23, л. 133]. Однако уже через два месяца приказом НКВД от 3 апреля 1941 г. училище переподчинено ГУПВ [24, л. 211].

Большое внимание уделялось максимальному вовлечению командного состава, курсантов в работу партийной и комсомольской организаций. По состоянию на 31 декабря 1940 г. партийная организация ВМПУ насчитывала 164 человека. Они были объединены в 3 первичные и 6 низовых партийных организаций. Комсомольская организация включала 4 первичные и 10 низовых организаций, в которых состояло 216 комсомольцев.

Образование ВМПУ завершило процесс формирования системы подготовки командных кадров для охраны водных границ СССР. С созданием училища наметилась тенденция повышения общеобразовательного уровня командного состава - среди курсантов основного курса все имели образование не ниже 10 классов средней школы. Комплектование курса на конкурсной основе позволило отобрать для обучения кандидатов, наиболее отвечающих предъявляемым требованиям. Наличие параллельных классов дало возможность обобщать и распространять опыт службы, накопленный слушателями в процессе охраны границы. Политическое отделение, по замыслу создателей, должно было полностью обеспечить потребности в политработниках. Таким образом, училище должно было решить проблему обеспечения морских частей пограничных войск командными кадрами и политическими руководителями, соответствующими всем предъявляемым требованиям.

Ссылки:

1. Арсиенко Е.Л. Вмузы накануне Великой Отечественной войны // Морской сборник. 1988. № 4.

2. Кузин А.В. Военное строительство на Дальнем Востоке СССР: 1922-1941 гг.: дисс. ... док-ра ис-тор. наук. Иркутск, 2004.

3. Арсиенко Е.Л. Указ. соч.

4. Журавлев В.М. Деятельность коммунистической партии по подготовке офицерских кадров военноморского флота СССР (1921-1941 гг.): дисс. ... канд. ист. наук. М., 1971.

5. Центральный архив пограничной службы ФСБ России (ЦА ПС ФСБ России), ф. 20, оп. 230, д. 44, л. 120.

6. Мошков Ф.А. Морская пограничная охрана России:

от Петра I до наших дней: Краткий исторический очерк. Выпуск третий доп. и изм. М., 2007.

7. Центральный пограничный музей ФСБ России

(ЦПМ ФСБ РФ). Док. фонд. П-179, ДС-1827.

8. Там же.

9. Там же.

10. Там же.

11. ЦПМ ФСБ РФ. Док. фонд. П-185, ДС-1896.

12. Центральный пограничный музей ФСБ России

(ЦПМ ФСБ РФ). Док. фонд. П-179, ДС-1827.

13. Мошков Ф.А. Указ. соч.

14. Там же.

15. Центральный пограничный музей ФСБ России

(ЦПМ ФСБ РФ). Док. фонд. П-179, ДС-1827.

16. Там же.

17. Там же.

18. Там же.

19. Там же.

20. Там же.

21. Там же.

22. Там же.

23. ЦА ПС ФСБ России, ф. 14, оп. 4, д. 16.

24. ЦА ПС ФСБ России, ф. 6, оп. 1, д. 562.

References (transliterated):

1. Arsienko E.L. Vmuzy nakanune Velikoy Otech-estvennoy voyny // Morskoy sbornik. 1988. No. 4.

2. Kuzin A.V. Voennoe stroitel'stvo na Dal'nem Vostoke SSSR: 1922-1941 gg.: diss. ... dok-ra istor. nauk. Irkutsk, 2004.

3. Arsienko E.L. Op. cit.

4. Zhuravlev V.M. Deyatel'nost' kommunisticheskoy partii po podgotovke ofitserskikh kadrov voenno-morskogo flota SSSR (1921-1941 gg.): diss. ... kand. ist. nauk. M., 1971.

5. Tsentral'niy arkhiv pogranichnoy sluzhby FSB Rossii (TSA PS FSB Rossii), f. 20, op. 230, d. 44, l. 120.

6. Moshkov F.A. Morskaya pogranichnaya okhrana Rossii: ot Petra I do nashikh dney: Kratkiy is-toricheskiy ocherk. Vypusk tretiy dop. i izm. M., 2007.

7. Tsentral'niy pogranichniy muzey FSB Rossii (TSPM FSB RF). Dok. fond. P-179, DS-1827.

8. Ibid.

9. Ibid.

10. Ibid.

11. TSPM FSB RF. Dok. fond. P-185, DS-1896.

12. Tsentral'niy pogranichniy muzey FSB Rossii (TSPM FSB RF). Dok. fond. P-179, DS-1827.

13. Moshkov F.A. Op. cit.

14. Ibid.

15. Tsentral'niy pogranichniy muzey FSB Rossii (TSPM FSB RF). Dok. fond. P-179, DS-1827.

16. Ibid.

17. Ibid.

18. Ibid.

19. Ibid.

20. Ibid.

21. Ibid.

22. Ibid.

23. TSA PS FSB Rossii, f. 14, op. 4, d. 16.

24. TSA PS FSB Rossii, f. 6, op. 1, d. 562.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.