Научная статья на тему 'Особенности комплектования морской пограничной охраны ОГПУ-НКВД личным составом (20-е 30-е гг. XX В. )'

Особенности комплектования морской пограничной охраны ОГПУ-НКВД личным составом (20-е 30-е гг. XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКТОВАНИЕ / КЛАССОВЫЙ ПРИНЦИП / ДОБРОВОЛЬЦЫ / ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ВОЕННАЯ СЛУЖБА / МОРСКАЯ ПОГРАНИЧНАЯ ОХРАНА / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / RECRUITMENT / CLASS PRINCIPLE / VOLUNTEERS / COMPULSORY MILITARY SERVICE / COAST GUARDS / PERIODIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилипенко Юрий Васильевич

В статье освещаются особенности комплектования морской пограничной охраны в 20-е 30-е гг. ХХ в. Рассматривается развитие военного законодательства по вопросам комплектования. Анализируется процесс формирования системы подготовки командных кадров и специалистов для охраны морских границ, приводится его периодизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF RECRUITMENT FOR THE COAST GUARD OF THE STATE POLITICAL DIRECTORATE UNDER THE PEOPLE'S MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN 1920-1930S

The article covers the peculiarities of recruitment for the coast guard in 1920-1930s. The author reviews development of military legislation regarding recruitment issues, and analyzes formation of the training system for officers and specialists in coast guarding with considering the periods of the formation process.

Текст научной работы на тему «Особенности комплектования морской пограничной охраны ОГПУ-НКВД личным составом (20-е 30-е гг. XX В. )»

УДК 94(47).084.6 Пилипенко Юрий Васильевич

соискатель Славянского-на-Кубани филиала Кубанского государственного университета [email protected]

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ МОРСКОЙ ПОГРАНИЧНОЙ ОХРАНЫ ОГПУ-НКВД ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ (20-Е - 30-Е ГГ. XX В.)

Pilipenko Yuri Vasilyevich

PhD applicant, Slavyansk-on-Kuban branch of Kuban State University [email protected]

PECULIARITIES OF RECRUITMENT FOR THE COAST GUARD OF THE STATE POLITICAL DIRECTORATE UNDER THE PEOPLE'S MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN 1920-1930S

Аннотация:

В статье освещаются особенности комплектования морской пограничной охраны в 20-е - 30-е гг. ХХ в. Рассматривается развитие военного законодательства по вопросам комплектования. Анализируется процесс формирования системы подготовки командных кадров и специалистов для охраны морских границ, приводится его периодизация.

Ключевые слова:

комплектование, классовый принцип, добровольцы, обязательная военная служба, морская по-граничная охрана, периодизация.

Summary:

The article covers the peculiarities of recruitment for the coast guard in 1920-1930s. The author reviews development of military legislation regarding recruitment issues, and analyzes formation of the training system for officers and specialists in coast guarding with considering the periods of the formation process.

Keywords:

recruitment, class principle, volunteers, compulsory military service, coast guards, periodization.

С момента создания советского государства руководство было вынуждено уделять большое внимание организации его защиты от внешних и внутренних врагов. Теоретические основы вооруженной защиты Советской России были разработаны В.И. Лениным и его соратниками в соответствии с тезисом К. Маркса о всеобщем вооружении народа. Однако тезис, возможно актуальный для XIX в., в начале ХХ в. оказался несостоятельным, и правительство большевиков было вынуждено коренным образом изменить подходы к организации вооруженных сил. Вначале Красная Армия формировалась на принципе добровольности. Но уже 29 мая 1918 г. ВЦИК принял постановление об обязательном призыве трудящихся в Красную Армию [1, с. 333].

Строительство пограничной охраны как составной части вооруженных сил осуществлялось на основе общих социально-политических и организационных принципов советского военного строительства с учетом тех особенностей, которые вытекали из задач, характера действий и того места, которое она занимала в системе органов государственного управления.

В рассматриваемый период система охраны границ претерпела многочисленные реорганизации, связанные с изменением задач пограничной охраны, поиском оптимальной организационной структуры [2, с. 170, 175].

В 1921 г. начинается активная работа по созданию пограничной охраны на море. Пограничные флотилии начала 20-х гг. к концу 1929 г. сменились окружными (краевыми) морскими пограничными базами (МПБ), подчиненными в административно-хозяйственном отношении Управлениям пограничной охраны полномочных представительств ОГПУ, а в оперативном -начальникам береговых пограничных отрядов [3, с. 26]. Индустриализация страны значительно расширила возможности технического перевооружения морской пограничной охраны, создала условия для ее дальнейшего развития. В 1935 г. МПБ были преобразованы в морские пограничные отряды, чем достигалось объединение сухопутных, морских и авиационных сил под единым руководством командира отряда. В 1939-1940 гг. проведена последняя довоенная реорганизация морских пограничных частей с образованием отрядов пограничных судов, подчиненных непосредственно командованию пограничных округов [3, с. 32].

Важной составляющей строительства пограничной охраны являлось ее комплектование. Под комплектованием вооруженных сил понимается принятая в государстве система обеспечения потребности вооруженных сил в личном составе [4, с. 348].

В начале 20-х гг. морская пограничная охрана располагала незначительным количеством судов. Численность личного состава на декабрь 1922 г. составляла 1 500 чел. [5, с. 8]. Поэтому комплектование личным составом осуществлялось военным флотом. В соответствии с декре-

том ВЦИК и СНК от 28 сентября 1922 г. «Об обязательной военной службе» на флот призывали граждан, достигших 20-летнего возраста, сроком на 4,5 года. Первоначальную подготовку по специальности призывники проходили в учебных подразделениях военного флота, после чего направлялись на пограничные суда по разнарядке ОГПУ. В школах и учебных отрядах флота готовился и низовой начальствующий состав [6, с. 3]. К личному составу, предназначавшемуся для службы на кораблях и в частях, охранявших границу, предъявлялись повышенные требования. Отбирали грамотных, политически сознательных и физически здоровых призывников, выходцев из рабочих и крестьян, членов ВКП(б), комсомольцев и им сочувствующих.

Охрана морских границ требовала не только идейной преданности, но и специальной подготовки, опыта морской службы, поэтому комплектование пограничных флотилий командным составом столкнулось с определенными трудностями. В связи с этим в начале 20-х годов допускается некоторый отход от классового принципа. Так, начальником морской инспекции Управления войск ВЧК назначается военмор М.В. Иванов, начальником отделения морской пограничной охраны В.Е. Бурачек, бывшие офицеры императорского флота.

Призванные или принятые на службу по вольному найму, проходили так называемую фильтрацию на местах, причем, весьма строгую. Так, в марте 1922 г. личный состав Чудского отряда судов погранохраны был подвергнут фильтрации, в результате которой из 55 человек списочного состава отчислили 28 военморов [7, с. 62].

В 1922 г., в связи с переходом войск на мирное положение и массовой демобилизацией, вопрос комплектования частей пограничной охраны личным составом стал еще более острым. 10 января 1923 г. Совет Труда и Обороны предложил ГПУ перейти к укомплектованию частей пограничной охраны добровольцами, обладающими начальной военной или технической подготовкой. Предполагалось, что это, с одной стороны, позволит более успешно проводить демобилизацию старослужащих в частях пограничной охраны, с другой - поднимет уровень пограничной службы, повысит индивидуальную выучку бойцов и в целом их боеспособность. Однако в условиях проводимой в стране новой экономической политики, открывшей после периода «военного коммунизма» широкие возможности в достижении людьми материального достатка и даже благополучия, тяжелые материально-бытовые условия, в которых находились пограничники, делали пограничную службу малопривлекательной.

Еще одной причиной, по которой добровольческий порядок комплектования не мог удовлетворить погранвойска потребным количеством людей, стало повышение (в связи с включением погранвойск в систему ГПУ) требований к пограничникам. Теперь они должны были не только иметь рабоче-крестьянское происхождение, хорошее здоровье, но также знать грамоту и обладать удовлетворительной политической подготовкой [8, с. 67]. Запрещалось принимать на службу граждан, подвергшихся по суду или в административном порядке к ответственности за правонарушения, служивших в белогвардейских армиях, а также уроженцев закордонных областей и губерний (не вошедших после революции в состав РСФСР) [9, с. 304]. Тем не менее приход в войска добровольцев улучшил ситуацию с комплектованием, особенно на Черном море. Особое внимание уделялось возможности за счет их расширить партийную прослойку на судах и в управлениях флотилий. Комплектование добровольцами требовало больших расходов на содержание войск, поэтому на добровольную (сверхсрочную) службу стали оставлять наиболее подготовленных краснофлотцев и младших командиров.

Руководство военного флота, занятое проблемами его восстановления, не очень заботилось о комплектовании частей ГПУ краснофлотцами и командирами. В частности, по состоянию на март 1923 г. из 151 человека командного состава, положенного по штату, Черноморской флотилии дали всего трех. На Севере от штатной потребности 402 человека флот передал 320. Некомплект Каспийской флотилии на 1 января 1924 г. по некомандному составу определялся в 41 человека при штатной численности 149. Лучше других была укомплектована Балтийская флотилия [9, с. 306].

Вопрос о выборе пути и способах комплектования морской пограничной охраны получил свое разрешение в 1925 г., когда 18 сентября ЦИК и СНК СССР приняли Закон об обязательной военной службе. Несколько ранее, 12 августа, СТО своим постановлением обязал Реввоенсовет СССР укомплектовать пограничные войска обученными краснофлотцами и впредь осуществлять обучение молодого пополнения для погранвойск средствами РВС, оставив общее руководство за ОГПУ. В соответствии с законом комплектование стало осуществляться на основе всеобщей обязательной военной службы трудящихся мужского пола от 19 до 40 лет включительно [10, с. 62].

Согласно «Инструкции о порядке распределения принятых на действительную военную службу при очередном призыве граждан по родам и частям войск» в войска ОГПУ направлялись «все грамотные (из них 50 % хорошо грамотных) обязательно владеющие русским языком».

Важнейшим требованием, которое не распространялось больше ни на один род войск, являлось то, что призывники, должны были быть политически развитыми. Устанавливалась также самая высокая квота для членов партии - 6 %. По физическим данным - крепкого телосложения (с хорошим зрением и слухом, с нормальным цветоощущением, физически развитые)» рост не ниже 160 см окружность груди не менее полуроста [10, с. 78-79].

Серьезные требования предъявлялись роду деятельности до службы - желательно из числа плавающих на судах морского и речного водного транспорта по всем специальностям (водники), жители приморских, приречных и приозерных селений (рыбаки) и промышленных районов, по возможности, знающие какую-либо специальность или ремесло, полезное для службы на флоте: слесари, металлисты, телеграфисты, радиотелеграфисты и т.д. В случае наличия профессиональных навыков, требуемого профиля могли допускаться некоторые отступления от норм физического развития, предъявляемых для данного рода войск [10, с. 78]. Такое послабление объясняется острой нехваткой специалистов на кораблях.

Комплектование командными кадрами осуществлялось выпускниками военно-морских училищ, военнослужащими сверхсрочной службы, имеющими опыт плавания.

Реорганизации морской пограничной охраны в 20-е г. ХХ в. привели к улучшению, особенно в европейской части страны, охраны морских границ. Система комплектования специалистами, прошедшими подготовку в учебных отрядах флота, в целом удовлетворяла достаточно скромные потребности ОГПУ в командных кадрах и специалистах для охраны морских границ.

В 30-е гг. происходит дальнейшее развитие военного законодательства. Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепляет всеобщую воинскую обязанность, а защиту отечества священным долгом каждого гражданина СССР. Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г. отменяет ограничения на призыв в армию по классовому признаку, однако в военные училища по-прежнему принимают только детей рабочих и крестьян [11, с. 22, 16 85].

Сложная оперативная обстановка на морских границах диктовала необходимость дальнейшего совершенствования системы охраны. Восстановление судостроительных предприятий позволило приступить к реализации кораблестроительных программ для морпогранохраны, провести ее техническое перевооружение. Во второй половине 30-х гг. происходит резкое увеличение численности корабельно-катерного состава - со 129 единиц в 1935 г. до 414 единиц в 1938 г. Также значительно увеличивается численность личного состава - с 1 900 человек до 17 023 чел. [12, с. 109-110].

Одновременно повышались требования к уровню подготовки как корабельных специалистов, так и командных кадров. Перегруженные военно-морские учебные заведения сначала ограничили, а с 1937 г. прекратили подготовку специалистов для морпогранохраны. Кроме того, пограничники решали специальные задачи, требовавшие подготовки, которую не могли дать учебные подразделения флота. Складывались предпосылки комплектования морской пограничной охраны личным составом, прошедшим обучение в собственной системе подготовки и отвечающим предъявляемым требованиям.

В системе учебных заведений и частей ОГПУ морская составляющая появилась в начале 30-х гг. С учетом подчиненность, функционального предназначения, типов учебных подразделений, возможности удовлетворить потребности частей в подготовленных специалистах и командных кадрах представляется возможным выделить этапы формирования системы подготовки личного состава для морской пограничной охраны.

Первый этап (1932 - февраль 1935 гг.) характеризовался созданием при морских пограничных базах, дислоцированных в Балаклаве, Одессе, Ленинграде и Владивостоке, учебных дивизионов для подготовки специалистов.

Дивизионы позволяли решать достаточно ограниченный круг задач, обусловленный их узкой специализацией по профилям подготовки, не располагали собственной учебной базой и опытными педагогическими кадрами [13, л. 3; 14, л. 4].

Второй этап (март 1935 - апрель 1940 гг.) отмечен формированием на базе учебных дивизионов морских пограничных школ (МПШ) для подготовки специалистов и младшего начальствующего состава. Для ликвидации острой нехватки командных кадров в составе школ образуются учебные подразделений для подготовки среднего начальствующего состава - при 2-й МПШ - курсы подготовки старшин групп мотористов, а с 1939 г. - курсы младших воентехников; при 3-й МПШ - курсы переподготовки начальствующего состава по штурманской и механической специальностях [14, с. 78]. Важным шагом было создание в мае 1935 г. при 3-й МПШ курсов переподготовки начальствующего состава с последующим преобразованием их в июле 1937 г. в самостоятельное учебное заведение, подчиненное ГУПВ НКВД. С 1939 г. руководство всеми учебными заведениями передано ГУПВ НКВД [15, с. 18].

В ходе третьего этапа (май 1940 - июнь 1941 гг.) за счет реорганизации части МПШ в Анапе формируется Учебный отряд, позволивший практически полностью обеспечить потребности морских границ в специалистах и младшем начальствующем составе. Важнейшей особенностью этапа является создание 23 июня 1940 г. Военно-морского пограничного училища, завершившего формирование собственной системы подготовки специалистов и командных кадров [16, с. 18].

В ходе многочисленных реорганизаций была создана система комплектование морской пограничной охраны, которая развивалась в соответствии с общими принципами военного строительства советского государства. В то же время она отражала особенности деятельности пограничной охраны как составной части органов безопасности.

Ссылки:

1. Декреты Советской власти. Том II. 17 марта - 10 июля 1918 г. М., 1959.

2. Пограничные войска СССР (1918-1928). Сборник документов и материалов. М., 1973.

3. Боярский В.И., Дмитриев В.А., Кудинов Н.Н. Пограничный надзор на море: историко-документальный очерк. М., 2006.

4. Военный энциклопедический словарь. М., 1986.

5. Центральный пограничный музей ФСБ России (ЦПМ ФСБ РФ). Док. фонд, п. 14, д. 5.

6. Положение об учебном отряде флота. М., 1924.

7. Мошков Ф.А. Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней: краткий исторический очерк. М., 2007.

8. Махаев А.Б. История пограничных органов России: хрестоматия / А.Б. Махаев, Д.Ю. Гусельников, Ф.С. Мусин. Го-

лицино, 2009.

9. Терещенко В.В. Создание и развитие системы пограничных округов Советского государства (1918 - июнь 1941 гг.): историческое исследование. М., 2003.

10. Руководство по очередным призывам в РККА. Л., 1929.

11. Законодательство об обороне СССР. Систематический сборник законов, постановлений и инструкций. М., 1939.

12. Центральный архив пограничной службы ФСБ России (ЦА ПС ФСБ России), ф. 20, on. 230, д. 17.

13. ЦПМ ФСБ РФ. Док. фонд. ДС-1825, П-179, Д-16.

14. ЦПМ ФСБ РФ. Док. фонд. ДС-1855, П-182, Д-13.

15. ЦПМ ФСБ РФ. Док. фонд. ДС-1853, П-182, Д-11.

16. ЦПМ ФСБ РФ. Док. фонд. ДС-1829, П-180, Д-1.

References (transliterated):

1. Dekrety Sovetskoy vlasti. Vol II. 17 marta - 10 iyulya 1918 g. M., 1959.

2. Pogranichnye voyska SSSR (1918-1928). Sbornik dokumentov i materialov. M., 1973.

3. Boyarskiy V.I., Dmitriev V.A., Kudinov N.N. Pogranichniy nadzor na more: istoriko-dokumental'niy ocherk. M., 2006.

4. Voenniy entsiklopedicheskiy slovar'. M., 1986.

5. Tsentral'niy pogranichniy muzey FSB Rossii (TSPM FSB RF). Dok. fond, p. 14, d. 5.

6. Polozhenie ob uchebnom otryade flota. M.,1924.

7. Moshkov F.A. Morskaya pogranichnaya okhrana Rossii: ot Petra I do nashikh dney: kratkiy istoricheskiy ocherk. M., 2007.

8. Makhaev A.B. Istoriya pogranichnykh organov Rossii: khrestomatiya / A.B. Makhaev, D.Y. Gusel'nikov, F.S. Musin. Go-

litsino, 2009.

9. Tereshchenko V.V. Sozdanie i razvitie sistemy pogranichnykh okrugov Sovetskogo gosudarstva (1918 - iyun' 1941 gg.): istoricheskoe issledovanie. M., 2003.

10. Rukovodstvo po ocherednym prizyvam v RKKA. L., 1929.

11. Zakonodatel'stvo ob oborone SSSR. Sistematicheskiy sbornik zakonov, postanovleniy i instruktsiy. M., 1939.

12. Tsentral'niy arkhiv pogranichnoy sluzhby FSB Rossii (TSA PS FSB Rossii), f. 20, on. 230, d. 17.

13. TSPM FSB RF. Dok. fond. DS-1825, P-179, D-16.

14. TSPM FSB RF. Dok. fond. DS-1855, P-182, D-13.

15. TSPM FSB RF. Dok. fond. DS-1853, P-182, D-11.

16. TSPM FSB RF. Dok. fond. DS-1829, P-180, D-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.