УДК 378
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДЪЮНКТУР ВОЕННЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник
адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск России
Аннотация
В 2012 году был принят Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и тем самым, закон о высшем и послевузовском образовании ФЗ-123 утратили силу с 1 сентября 2013 года. Данное обстоятельство требует существенной перестройки в подготовке специалистов высшей квалификации. Объективные причины модернизации образовательной деятельности адъюнктур военных вузов подразумевают использование всего ранее накопленного положительного опыта их деятельности.
Ключевые слова: адъюнктура, военные вузы, подготовка научно-педагогических кадров.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p178-183
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE ACTIVITY OF GRADUATE MILITARY COURSES OF THE MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONDITIONS OF THE CHANGING EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, professor, chief of graduate
military course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Russia
Annotation
In 2012 the Federal law dated 29.12.2012 N 273-FZ "About education in the Russian Federation" has been approved and, by that, the law on the higher and postgraduate education of FZ-123 became invalid since September the 1st, 2013. This circumstance demands the essential reorganization of the training of the top skills specialists. The objective reasons for the modernization of the educational activity of the graduate military courses of the military higher education institutions suggest using all earlier saved up positive experience of their activity.
Keywords: graduate military course, military higher education institutions, preparation of the research and educational personnel.
ВВЕДЕНИЕ
Адъюнктура - основная форма подготовки офицерских кадров к самостоятельной педагогической и научной работе в единой системе непрерывного образования. Несмотря на всю важность организации подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для силовых структур, исследований по проблемам работы адъюнктур катастрофически мало.
Так, до принятия Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в России с 1991 года всего было защищено менее 10 докторских и кандидатских диссертаций по рассматриваемой проблеме, что говорит не только о ее сложности, но и, как, следствие, о недостаточной разработанности [6, 7]. Поэтому накопленный до настоящего времени опыт научных исследований по проблемам адъюнктур представляется чрезвычайно важным.
В 2012 году был принят Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и тем самым, Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» утратил силу с 1 сентября 2013 года.
Данное обстоятельство требует существенной перестройки в подготовке специалистов высшей квалификации. Представляет интерес, какие коррекции в организацион-
но-педагогическую деятельность адъюнктур необходимо внести в связи с изменением законодательства.
В ст. 2 273-ФЗ указывается, что 3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Это означает, возвращение на более высоком уровне к основной парадигме Российской системе образования «знания, умения, навыки» и отход от Европейской системы образования, в которую Россия стремилась около 20 лет - формирование определенных компетенций. Это базовое утверждение: формирование компетенций, только на основе знаний, умений и навыков - дает механизм по реформированию ФГОС ВПО.
273-ФЗ ликвидировало понятие высшего послевузовского образования, и аспирантура (адъюнктура) стали относиться к третьему уровню высшего образования (Ст. 10, п. 4.6: высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации). В соответствии с 273-ФЗ образование, получаемое в адъюнктуре обучаемыми (адъюнктами), является третьим уровнем высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре. В методических рекомендациях [5], подготовленных Главное командование внутренних войск МВД России по организации и осуществлению деятельности адъюнктур военных образовательных организаций высшего образования это нашло свое отражение на рис. 1.
Рис. 1. Изменения в системе подготовки кадров высшей квалификации в адъюнктурах военных образовательных организаций высшего образования в связи с принятием Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по [5]
Реформирование деятельности адъюнктуры в связи с изменением законодательства необходимо начинать с ретроспективного анализа предыдущего опыта. Хотя адъюнктура и аспирантура относятся к третьему уровню высшего образования, механический перенос опыта аспирантуры на адъюнктуру не имеет смысла, прежде всего, в содержательном наполнении образовательного процесса. Постоянно следует иметь в виду, что адъюнкт (слушатель), в отличие от аспиранта имеет пятилетний опыт (обязательная самоподготовка в военном вузе) самостоятельного изучения учебных и методических
материалов, поэтому в адъюнктуре необходимо более широко внедрять дистанционные образовательные технологии [12, 13, 15].
С другой стороны, строгая дисциплина, единообразие всей курсантской жизни, накладывают определенный отпечаток на креативность мышления курсантов. Данное положение будет рассмотрено в дальнейшем.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Представляется естественным увязать деятельность адъюнктур с этапами реформирования вооруженных сил России за период с 1991 по 2015 гг., так как, выполняя социальный заказ, деятельность адъюнктур должна была изменяться в соответствии с модернизацией Вооруженных Сил России.
1 этап (1991-2000). Этот период характеризуется развалом экономики, ликвидацией оборонной промышленности и развалом системы военного образования.
В докторской диссертации В.Н. Новикова «Развитие теории и практики подготовки преподавателей высшей военной школы: На материалах вузов РВСН», защищенной в 1999 г. [8]: указывается, что в вузах МО РФ 40-45% преподавателей не имеют не только ученых степеней и званий, но даже необходимой профессионально-педагогической подготовки.
Остановимся более подробно на практических рекомендациях автора адресованных к деятельности адъюнктуры:
«4. Руководству адъюнктур и факультетов (курсов) переподготовки и повышения квалификации для контроля эффективности процесса подготовки военно-педагогических кадров рекомендуется использовать методику определения уровня индивидуальной педагогической подготовленности каждого слушателя» и далее «6. Слушателям подразделений послевузовского и дополнительного образования в целях повышения эффективности процесса овладения педагогической деятельностью предлагается использовать изложенные в диссертации и монографиях модель и методику профессионального самосовершенствования преподавателя ВУЗа». Таким образом, исследование заканчивается рекомендациями, но механизм их реализации не рассматривается.
Представляет определенный интерес диссертационное исследование Г.И. Семен-кова «Совершенствование подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре военного технического вуза» [9]. В своей работе автор определил адъюнктуру как педагогическую систему, выделил факторы, влияющие на эффективность подготовки адъюнктов в военных технических вузах, и предложил модель выпускника адъюнктуры.
В ряде исследований, проведенных другими авторами, отмечается снижение качества формируемого контингента адъюнктов, недостаточное научное обоснование путей совершенствования системы адъюнктской подготовки, слабое использование современных методов развития творчества у адъюнктов, недостаточный уровень готовности выпускников адъюнктуры для решения сложных научных и профессиональных задач. [1, 3, 14].Таким образом, первый этап новейшей истории России характеризуется стабильным снижением качества подготовки адъюнктов, низким качеством подготовки программ их подготовки.
2 этап (2001-2010). Результаты 1-й Чеченской войны показали, что армия и флот практически потеряли свою боеспособность, ликвидация значительного числа военных училищ, академий, так называемая «оптимизация» привели к дефициту научных кадров, особенно в технических ввузах. В соответствии с целями укрепления научного потенциала и повышения эффективности системы послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации (Приказ министра обороны РФ № 310 от 15 июля 1999 г.) необходимо было срочно начать перестройку всей деятельности высшего военного образования.
В диссертации С.М. Фролова [10] «Повышение эффективности педагогической подготовки адъюнктов в вузах Военно-воздушных сил Российской Федерации» автор констатирует, что в период 2003-2006 гг. 74% адъюнктов не защитили диссертации в срок. С.М Фролов считает, что это связано с тем, что «недостаточно эффективно сформированный мотив к педагогической деятельности будущих преподавателей; ситуативные недостатки в военных вузах, связанные с материальными, жилищными и другими общими проблемами жизнедеятельности адъюнктов; слабая педагогическая подготовка в адъюнктуре». С данным положением, достаточно сложно согласиться, так как ученая степень автоматически приводит как продвижению по службе, так и увеличению довольствия, кроме того для поступления в адъюнктуру необходимо пройти достаточно сложную процедуру отбора.
С. М. Фролов поставил задачу «Выявить и обосновать пути повышения эффективности педагогической подготовки адъюнктов в авиационных военных вузах в современных условиях».
Решение этой задачи, как показало диссертационное исследование С.М. Фролова: «повышение эффективности педагогической подготовки адъюнктов являются: совершенствование научно-методического сопровождения и обеспечения адъюнктской подготовки; повышение эффективности системы профессионального отбора кандидатов в адъюнктуру и активизация психолого-педагогического мониторинга процесса подготовки адъюнктов в вузах ВВС РФ; самосовершенствование педагогической подготовки адъюнктов». Другими словами, автор диссертации предлагает активизировать систему отбора и «самосовершенствовать» педагогическую подготовку адъюнктов. Здесь, нам кажется, присутствует определенное противоречие: самосовершенствовать можно только себя. Может быть, автор имел в виду, совершенствование учебно-методических материалов, предназначенных для самоподготовки адъюнктов и организация системы контроля, которая носит не только контролирующий, но и образовательный характер и педагогической системы адъюнкт - научный руководитель.
Таким образом, на втором этапе были предприняты попытки оптимизации процесса адъюнктской подготовки. Вместе с тем, в ряде работ, посвященных этой проблеме, отмечается необходимость изменения законодательной базы в адъюнктской подготовке. Предлагается обеспечить эффективное обновление внедряемых моделей обучения адъюнктов. [3]. Все эти новации, по мнению авторов, должны были обеспечить мотивированное стремление адъюнктов к личностному научному росту. Предполагалось таким образом обеспечить расширение возможностей для удовлетворения потребностей адъюнктов в приобретении новых знаний.
3-й этап (2011-2015). Этот этап характеризуется повышением интереса к адъюнктской подготовке. В 2012 г. была защищена кандидатская диссертация Цариевым Е.А. «Повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России» [11]. Автор считает, что «что проблема повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России исследована фрагментарно. В ней недостаточно проработаны организационные, содержательные и методические положения профессионально-педагогической подготовки адъюнктов высшей военной школы». Одной из основных задач исследования автор считает «Выявить и внедрить основные пути повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России». Автором «Выявлены и экспериментально подтверждены основные пути повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России: совершенствование управления качеством профессионально-педагогической подготовки адъюнктов в вузах, оптимизация учебного и методического обеспечения профессионально-педагогической подготовки адъюнктов вузов и функционирование мониторинга профессионально-педагогической
подготовки адъюнктов вузов». С этим «рецептом» мы уже сталкивались, анализируя диссертацию С.М. Фролова. Кроме того, основные усилия ряда авторов были сосредоточены на совершенствовании современной образовательной среды. [2, 3]. Они считают, что необходимо создание системы обеспечения образовательного процесса в адъюнктуре дистанционными образовательными технологиями и технологиями электронного обучения. [4, 12, 13, 14].
Таким образом, современный этап совершенствования адъюнктской подготовки требует решения новых задач по ее модернизации.
ВЫВОД
Эффективность современной адъюнктской подготовки определяется качеством образовательной среды. Улучшения качества образовательной среды можно достичь за счет: повышения уровня психолого-педагогической подготовленности преподавателей; постоянного мониторинга качества процесса адъюнктской подготовки; реализации индивидуального подхода к подготовке адъюнктов. Большое внимание должно уделяться созданию системы обеспечения образовательного процесса в адъюнктуре дистанционными образовательными технологиями электронного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). -С. 25-30.
2. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.
3. Болотин, А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. д-ра пед. наук / Болотин Александр Эдуардович. - СПб., 2001. - 287 с.
4. Болотин, А.Э. Показатели, определяющие высокую эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания / А.Э. Болотин, А.В. Караван // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 36-38.
5. Методические рекомендации по организации деятельности адъюнктур военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России / под общей редакцией В.В. Золотова. - М. : [б.и], 2014. - 96 с.
6. Миняйленко, Н.Н. Применение современных информационных технологий в моделях педагогической деятельности адъюнктур военных вузов / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 100-104.
7. Миняйленко, Н.Н. Объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 133-138.
8. Новиков, В.Н. Развитие теории и практики подготовки преподавателей высшей военной школы : на материалах вузов РВСН : дис. ... д-ра пед. наук / Новиков Василий Николаевич. -М., 1999. - 418 с.
9. Семенков, Г.И. Совершенствование подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре военного технического вуза : дис. ... канд. пед. наук / Семенков Геннадий Иванович. - М., 1999. - 291 с.
10. Фролов, С.М., Повышение эффективности педагогической подготовки адъюнктов в вузах Военно-воздушных сил Российской Федерации : дис. ... канд. пед. наук / Фролов Сергей Михайлович. - М., 2007. - 197 с.
11. Цариев, Е.А. Повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России : дис. канд. пед. наук / Цариев Евгений Анатольевич. - М., 2012. - 267 с.
12. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе диссертационного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.
13. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
14. Bolotin, А. Е. Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the MChS with the use of physical training aids / A.E. Bolotin // Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - No. 15 (3). - P. 417-425.
15. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistya-kov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Petrenko, A.V. (2014), "Pedagogical model of military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out counter-terrorist operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.
2. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2013), "Typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
3. Bolotin, A.E. (2001), Theory and practice of application game methods training of specialists in physical preparation and sport, dissertation, St. Petersburg.
4. Bolotin, A.E. and Karavan A.V. (2015), "Indicators defining high efficiency of activity of teaching structure of chairs of physical training", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 36-38.
5. Ed. colonel general Zolotov V.V. (2014), Methodical recommendations about the organization of activity graduate military course the military educational organizations of the higher education of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow.
6. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.
7. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.
8. Novikov, V.N. (1999), Development of the theory and practice of training of teachers of the higher military school: On materials of higher education institutions of RVSN, dissertation, Moscow.
9. Semenkov, G.I. (1999), Improvement of preparation of the research and educational personnel in graduate military course of military technical college, dissertation, Moscow.
10. Frolov, S.M., (2007), Increase of efficiency of pedagogical training of graduates' in a military academy in higher education institutions of Military and air forces of the Russian Federation, dissertation, Moscow.
11. Tsariyev, E.A. (2012), Increase of efficiency of professional and pedagogical training of graduates' in a military academy in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.
12. Chistyakov V.A. (2014), Interaction of subjects of educational process in system of dissertation training (on the example of higher education institution of physical culture), dissertation, St. Petersburg.
13. Chistyakov V.A. (2010), "Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 118122.
14. Bolotin, А. Е. (2015), "Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the MChS with the use of physical training aids", Journal of Physical Education and Sport, No. 15(3), pp.417-425.
15. Chistyakov V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.11.2015