Научная статья на тему 'Интеграция образовательных ресурсов в системе «Школа - вуз»'

Интеграция образовательных ресурсов в системе «Школа - вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалевич Игорь Анатольевич, Адольф Владимир Александрович

В статье представлены результаты научных исследований в области формирования человеческого капитала ресурсами системы образования. Предложена модель формирования человеческого капитала, определены необходимые для ее реализации ресурсы и приведены результаты экспериментальных исследований в рамках реализации данной модели. Показаны механизмы интеграции образовательных ресурсов в системе «школа вуз» с целью подготовки человеческого капитала высокого качества, а также оптимизации деятельности педагогов. Обоснована необходимость подготовки специалистов по управлению человеческими ресурсами на базе поведенческих наук для последующей работы в специализированных службах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалевич Игорь Анатольевич, Адольф Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательных ресурсов в системе «Школа - вуз»»

УДК 378.14

Ковалевич Игорь Анатольевич

Кандидат технических наук, доцент кафедры социальных технологий, Сибирский федеральный университет, [email protected], Красноярск

Адольф Владимир Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск

интеграция образовательных ресурсов

в системе «школа - вуз»

Аннотация. В статье представлены результаты научных исследований в области формирования человеческого капитала ресурсами системы образования. Предложена модель формирования человеческого капитала, определены необходимые для ее реализации ресурсы и приведены результаты экспериментальных исследований в рамках реализации данной модели. Показаны механизмы интеграции образовательных ресурсов в системе «школа - вуз» с целью подготовки человеческого капитала высокого качества, а также оптимизации деятельности педагогов. Обоснована необходимость подготовки специалистов по управлению человеческими ресурсами на базе поведенческих наук для последующей работы в специализированных службах.

Ключевые слова: интеграция, человеческий капитал, управление человеческими ресурсами.

Проблема ресурсов социальных систем в последние годы приобретает все более активное звучание. При этом само понятие «ресурсы» существенно трансформируется. Еще в недавнем прошлом в массовом сознании оно ассоциировалось главным образом с материальными ценностями (природными, техническими, технологическими и т. п.), начиная с 80-х гг. XX в., акцент все более смещается в понимание такого сложного и потенциально мощного ресурса, как человеческий капитал и условий его актуализации.

Впервые понятие «человеческий капитал» было введено в экономическую науку Т. Шульцем, который обосновал приоритет знаний в решении проблем благосостояния общества [Приводится по: 7]. При этом он считал, что все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, он предложил называть человеческим капиталом.

Как видим, Т. Шульц указывает на единство трех важнейших факторов, определяющих качество человеческого капитала: врожденные способности, приобретенные (развитые) качества и условия их формирования. Данный тезис мы берем в качестве методологического обоснования для разработки проблем формирования человеческого капитала за счет оптимизации ресурсов системы образования.

Новый виток исследований в области человеческой составляющей процесса производства рассматривается как ответ науки на вызовы современной эпохи, на формирование инновационной экономики постиндустриального и информационного обществ. В этих условиях востребованными оказались интеллектуальные виды труда и специфические человеческие качества в зависимости от сферы производства: профессионализм, активность, коммуникабельность, адаптивность, стремление к достижениям и др. В этой связи колоссально возросла роль образования как одного из механизмов социального и научно-технического прогресса.

В литературе широко обсуждаются проблемы отечественного образования [1-3]:

- качество управления образовательным учреждением;

- результативность работы образовательных структур;

- обеспечение защиты прав граждан на бесплатное образование;

- связь системы образования с производством и др.

С точки зрения концепции управления человеческими ресурсами в системе образования, по мнению В. В. Щербины, необходимо ответить на ряд вопросов:

- какие качества личности наиболее важны в условиях рыночных отношений;

- какие специализированные структуры должны заниматься этими вопросами;

- кто должен стать субъектом деятельности в сфере управления человеческими ресурсами [13].

Названные вопросы широко обсуждаются в литературе главным образом в теоретическом аспекте. Большинство статей носит оценочно-критический характер, значительно меньше работ аналитического и конкретно-прикладного характера [4; 5; 7].

В результате многолетней работы кафедры социальных технологий СФУ был создан научно-методический комплекс «Профориентационный менеджмент», в структуру которого вошли (кроме кафедры социальных технологий) филиал СФУ в г. Усть-Илимске, средняя школа № 82, лицей № 3, гимназия № 11 г. Красноярска, средняя школа № 1 с. Хатанги, средняя школа № 2 г. Усть-Абакана, средняя школа № 1 с. Курагино, Молодежный центр Октябрьского района г. Красноярска, кадровый центр администрации Красноярского края. По мере необходимости в состав научно-образовательного комплекса включаются другие образовательные учреждения.

Исходной максимой деятельности этой интеграции является тезис о том, что человеческий капитал не возникает вдруг, из ничего, требуются время и средства для его накопления. И первой ступенью этого процесса должны стать образовательные учреждения, обладающие значительными, но не всегда эффективно используемыми ресурсами. Таковыми, с нашей точки зрения, являются:

- определенный уровень профессионализма педагогов;

- система научно-методического и информационного обеспечения учебного процесса;

- материальные, духовно-нравственные и социально-психологические условия жизнедеятельности образовательного учреждения;

- система управления образовательным учреждением, обеспеченная менеджерами современного типа.

При безусловной значимости всех обозначенных элементов ресурсной системы образования мы выделяем человеческий ресурс. Потому что, во-первых, именно он является главным предметом наших исследований, а во-вторых, именно педагоги находятся у истоков первоначального накопления человеческого капитала. В такой постановке вопроса мы солидарны с многочисленны-

ми зарубежными и отечественными исследователями, рассматривающими человеческий ресурс как самый ценный продукт общества, обладающий потенциалом непрерывного саморазвития и самореализации [2; 4; 5; 7; 8; 10].

Первыми разработчиками проблемы человеческих ресурсов производства стали экономисты, исследования которых показали, что вложения капитала в недвижимость приносят инвестору в среднем 16 % годовых, вложения в технологии - 40 %, вложения в людей (в интеллект, творчество, профессиональное мастерство) способны дать до 300 % годовых [4]. Под вложениями в данном случае понимается, прежде всего, материальное стимулирование. Понимая безусловную значимость материальных стимулов в подготовке и повышении квалификации педагогических кадров, мы делаем акцент на духовно-нравственных аспектах актуализации человеческих ресурсов в системе образования.

Итак, человеческий капитал образовательного учреждения - запас знаний, навыков и способностей людей, работающих в этом учреждении. Только широко образованные, профессионально грамотные учителя, владеющие современными методами обучения и воспитания школьников, способны решать актуальные задачи, стоящие перед обществом. Рассматривая ресурсы системы образования с точки зрения концепции формирования человеческого капитала, мы констатируем, что цель и смысл выполняемых нами работ есть формирование у школьников человеческих качеств, объективно востребованных развивающимися процессами рыночной экономики. С нашей точки зрения, эти качества можно разделить на три группы.

Первая - наиболее общие, присущие абсолютному большинству людей качества: адаптивность, мотивация, коммуникация, антиципирование и др.

Вторая - специализированные качества, востребованные определенной социальной средой, сферой деятельности, по наличию которых человека можно отнести к той или иной сфере профессиональной деятельности (врач - милосердие, гуманность, сострадание; учитель - чуткость, внимание, доброта; полицейский - строгость, ответственность, здоровье и т. п.).

Третья - индивидуальные особенности, представляющие неповторимость каждого

отдельного человека и требующие индивидуального подхода.

При всей условности и неполноте данной классификации мы формируем на ее основе как общую стратегию деятельности школы в развитии личности учащихся, так и разработку программ системной воспитательной работы, что позволяет максимально конкретизировать эти программы и добиваться их эффективной реализации. Разработанная нами модель формирования человеческого капитала на индивидуальном уровне отражает наш подход к решению названной проблемы (рис.).

Основное направление наших исследований связано с проблемой формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности. Сама постановка вопроса требует наличия научно обоснованных методов изучения личности. С этой целью путем взаимодействия специалистов в области информатики и психологии разрабатываются автоматизированные диагностические комплексы. Данные инструменты являются достаточно валидными и, будучи

употребляемыми в мониторинговом режиме, дают объемную информацию, позволяющую разрабатывать научно обоснованные рекомендации детям и их родителям.

В качестве примера можно привести результаты масштабного исследования, которое проводилось в течение нескольких лет среди учащихся старших классов (9-11-й классы) общеобразовательных школ различных городов и районов Красноярского края. Тестирование проводилось в режиме удаленного доступа с использованием сети Интернет, всего было протестировано 925 человек, общая выборка разделена на две группы: контрольную из 490 учащихся (КГ) и экспериментальную из 435 учащихся (ЭГ).

Собранный на этапе констатирующего эксперимента эмпирический материал анализировался с целью разработки индивидуальных рекомендаций для учащихся к выбору возможного направления профессиональной деятельности. Полученная продукция, созданная в соответствии с нормативами психолого-педагогического ис-

Формирование человеческого капитала через активно-избирательное отношение личности к ценностям общества

1

Целенаправленное воздействие среды: детский сад, школа, вуз профессиональный коллектив

Качества личности:

- активность; коммуникабельность;

- адаптивность;

- успешность;

- толерантность

Естественно-стихийное воздействие среды: главным образом малые социальные группы

J к i к

Система общественных ценностей: политика, культура, идеология Социальные учреждения: партии, церковь, СМИ и др.

Рис. Модель процесса формированиячеловеческогокапитала

следования, предъявлялась учащимся и их родителям. Подчеркиваем, это не ориентация на конкретную профессию, а выявление ориентиров, основанное на учете личностных качеств данного учащегося. Такого рода рекомендации не ограничивают свободу выбора, они лишь подсказывают, помогают сориентироваться, поскольку основаны на результатах многостороннего изучения личности.

Формирующий этап эксперимента проводился в экспериментальной группе совместно с администрацией школ, родителями, педагогами и школьными психологами в течение учебного года и включал в себя индивидуальную работу с учащимися на основе электронных портфолио, личных бесед с психологом, профильного обучения, педагогического сопровождения. Для отслеживания процесса формирования готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в конце года проводилось повторное тестирование как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Результирующий этап эксперимента был проведен перед окончанием школы.

Обобщенные результаты проведенных исследований представлены в таблице.

Как видно из таблицы, динамика сформи-рованности готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности в экспериментальной группе значительно лучше, чем в контрольной, что подтверждает эффективность работы по формированию готовности учащихся к будущей профессиональной де-

ятельности, проведенной в рамках научно-образовательного комплекса «школа - вуз» с использованием разработанного информационно-методического обеспечения.

Особую актуальность в рамках обсуждаемой проблемы формирования человеческого капитала ресурсами системы образования приобрел вопрос о специалистах, профессионально готовых выполнять функции менеджера по развитию потенциальных возможностей учащихся. Вопрос о менеджменте в области управления человеческими ресурсами обсуждается как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Так, в течение ряда лет на страницах научных изданий обсуждается вопрос о наполнении смыслами понятий: «управление персоналом» (УП) и «управление человеческими ресурсами» (УЧР) [13]. И дело здесь заключается далеко не только в академическом споре. Суть вопроса в том, что большинство экономистов считают управление человеческими ресурсами определенной стадией развития управления персоналом, связанной с изменением принципов работы. Если названный подход рассматривать как технологию, применимую в системе производства, то он не вызывает возражений. Однако данный подход далеко не исчерпывает всех аспектов обсуждаемой проблемы.

Вторую группу составляют исследователи, считающие, что введение термина УЧР означает появление принципиально нового направления управленческой деятельно-

Таблица

Сводные результаты исследования уровня сформированности готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности

Критерии оценки уровня сформированности готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности Констатирующий эксперимент (9-е классы) Формирующий эксперимент (10-е классы) Результирующий эксперимент (11-е классы)

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Доля учащихся, у которых профессиональная область определена, % 32 38 38 48 52 79

Личностная креативность (баллы) 4-6 4-6 4-6 5-7 4-6 5-8

Успеваемость (доля оценок 4 и 5) 36 34 35 41 37 45

Доля учащихся с нормальным уровнем самооценки, % 47 49 49 57 51 69

Знание профессиональной области (кол-во верных ответов, %) 22 23 27 35 28 47

Адаптивность (доля учащихся с удовлетворительным уровнем адаптации) 19 21 21 27 23 32

профессиональное образование

сти. Последнее получило мощное развитие в трудах разных специалистов на Западе. Так, в трудах И. Мешелома и Л. Байарда при попытке разграничить УП и УЧР были сформулированы фазы становления и развития системы УЧР из традиционного УП [13]. В целом ряде исследований фигурируют частные характеристики УЧР: интеграция традиционных кадровых функций в единую кадровую программу; ориентация на формирование командных форм и др.

Формирующаяся в нашей стране концепция УЧР утверждает, что существует огромная потребность в создании менеджерских служб, которые разрабатывали бы технологии активизации и управления человеческими ресурсами. Кроме того, сторонники выделения собственно менеджерской деятельности в сфере УЧР считают необходимой специальную подготовку профессионалов, работающих в специализированных службах. Предполагается, что такие менеджеры должны обладать знанием природы человеческого ресурса, способностью осваивать существующие и разрабатывать новые технологии управления людьми, которые выступают в качестве основы кадровой стратегии развития организации [10].

С нашей точки зрения, наступило время для подготовки менеджеров разных профилей и специализаций в зависимости от востребованности в разных областях деятельности. Безусловно, нужны профессионалы, понимающие природу человека как специфического ресурса, знающие детерминанты его поведения, методы и средства, позволяющие определить индивидуальные характеристики человека и параметры социальной группы. Такие специалисты должны готовиться в вузах на базе так называемых поведенческих наук (социология, социальная психология, культурология) на факультетах социологии либо психологии в рамках узких специализаций.

В целом интеграция ресурсов в системе «школа - вуз» является процессом, формирующим новые структуры, соответствующие требованиям современного образования, цель и смысл которого - подготовка так необходимого стране человеческого капитала высокого качества, а также эффективным методом оптимизации деятельности педагогов.

Библиографический список

1. Адольф В. А., Ковалевич И. А. Профессиональная ориентация - условие успешной социализации в информационном обществе // Воспитание школьников. - 2009. - № 9. - С. 3-6.

2. Адольф В. А., Ковалевич И. А. Воспитание информационной культуры учащихся в контексте профессиональной ориентации // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № S. - С. 73-81.

3. Адольф В. А., Ковалевич И. А., Чурляева Н. П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа-вуз-предприятие» // Казанский психолого-педагогический журнал. - 2011. - № 4. - С. 77-87.

4. Артюхов А. В. Проблемы управления образовательным учреждением (организацией) и перспективы их разрешения средствами закона // Право и образование. - 2006. - № 2. - С. 7-12.

5. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ 2010. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее. - М., 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://demoscope.ru/ weekly/20l0/0447/biblio04.php (дата обращения: 25.01.2015).

6. Ковалевич И. А., Ковалевич В. Т. Управление человеческими ресурсами. - Красноярск: КГУ, 2011. - 209 c.

7. Корчагин Ю. А. Человеческий капитал -интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности [Электронный ресурс]. -М.; Воронеж, 2011. - URL: https://www.hse.ru/ data/2011/04/29/1210692190/Doklad.doc (дата обращения: 01.04.2015).

8. Носкова К. А. Формирование, накопление и развитие человеческого капитала // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://human.snauka. ru/2013/05/3033 (дата обращения: 25.01.2015).

9. Родионов О. Н. О роли человеческого потенциала в мире, СССР и России [Электронный ресурс]. - URL: http://viperson.ru/wind. php?ID=3620l2 (дата обращения: 25.01.2015).

10. Тугускина Г. И. Факторы, влияющие на стоимость человеческого капитала // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2011. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://magazine.hrm.ru (дата обращения: 25.01.2015).

11. Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Красноярск, 25-26 марта 2014 года). - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. - 184 с.

12. Щербина В. В. Специфика позиции и проблема подготовки менеджера // Бизнес-образование. - 2001. - № 2. - С. 15-21.

13. Meshoulam I., Baird L. Proactive Human Resource Management Human Resource Management. - Winter, 1987.

Kovalevich Igor Anatolievich

Cand. Sci. (Technol.), Assist. Prof. of the Department of Social Technologies, Siberian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk

Adolf Vladimir Aleksandrovich

Dr. Sci. (Pedag.), Prof. ofthe Department, Head Department of Pedagogy of the Krasnoyarsk Pedagogical University V. P. Astaf'eva, [email protected], Krasnoyarsk

integration of educational resources in the system school-university

Abstract. The article presents the results of research in the field of human capital resources of the education system. The model of formation of human capital, identified the necessary resources for its implementation and the results of experimental studies in the framework of this model. Keywords: integration, human capital, human resource management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.