Научная статья на тему 'Коммуникативная парадигма в системе управления человеческим ресурсом'

Коммуникативная парадигма в системе управления человеческим ресурсом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА / УПРАВЛЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ЕДИНИЦЫ КОММУНИКАЦИИ / АКСИОМЫ КОММУНИКАЦИИ / ПОЛ ВАЦЛАВИК / COMMUNICATIVE PARADIGM / MANAGEMENT / HUMAN RESOURCES / FEEDBACK / COMMUNICATION UNITS / THE AXIOMS OF COMMUNICATION / PAUL WATZLAWICK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестаков В. Н., Даничев А. А., Манушкина М. М.

В статье рассматривается проблема формализации обратной связи в системах управления человеческим ресурсом. В качестве парадигмы фиксации обратной связи предлагается коммуникативный подход Пола Вацлавика и его коллег. Основа подхода: единицы и аксиомы человеческой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative paradigm in the system of human resource management

This article considers the problem of feedback formalization in the systems of human resource management. As a quality paradigm fixation of feedback the communicative approach by Paul Watzlawick and his colleagues is suggested. The basis of the approach is units and axioms of human communication.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная парадигма в системе управления человеческим ресурсом»

№ 5-6 (35-36) МАЙ-ИЮНЬ 2013

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

В. Н. Шестаков, канд. филос. наук, доцент, кафедра социальных технологий, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия, А. А. Даничев, канд. тех. наук, доцент, кафедра социальных технологий, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия, М. М. Манушкина, ст. преподаватель, кафедра социальных технологий, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия, shestakoffs@yahoo.com

КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ РЕСУРСОМ

Роль личности в истории — классическая тема для философского анализа. Переформулированная в «роль личности в организации», она находит свой прикладной аспект через пристальное внимание со стороны систем управления. Сегодня эта роль выражается понятиями «человеческий капитал» и «человеческий ресурс».

«Управление человеческим ресурсом (УЧР) представляет собой человеческий аспект руководства предприятием и отношений работников со своими компаниями»1. Поэтому, с позиций УЧР, люди, работающие в организации, — не просто винтики, выполняющие свою маленькую функцию в большом механизме, а важные субъекты деятельности.

Такие понятия, как =

«персонал» или «работники», описывают один объект, но термин «человеческий ресурс» намекает на планирование, активное включение фактора возможностей людей в организационные процессы. Этот фактор подразумевает помимо текущего состояния (выполняемой роли) — потенциал (набор компетенций2, способность к развитию3, субъективный смысл жизни4).

Особое значение учет и планирование ресурсов приобрели с появлением процессных моделей предприятий, реинжинирингом бизнес-процессов и внедрением интегрированных информационных систем (Enterprise Resource Planning (ERP)).

Особое значение учет и планирование ресурсов приобрели с появлением процессных моделей предприятий, реинжинирингом бизнес-процессов и внедрением интегрированных информационных систем (Enterprise Resource Planning (ERP)). Детальный учет всех ресурсов (финансовых, производственных, человеческих и прочих) позволяет создать их устойчивые связки в рамках системы управления в целях максимизации эффективности работы организации или проекта.

Складывающаяся в настоящий момент в этой области практика указывает на преодоление тенденции недооценивать человеческий ресурс в ряду остальных. Это связано, прежде всего, с появившейся в нашей стране конкурентной средой, которая диктует организациям такие качества, как адаптивность и креативность. Поскольку все прочие ресурсы не способны их обеспечить, на первый план выходят человеческие.

= Управляемость системы с человеческим ресурсом зависит от обратной связи, получаемой руководством от внешней среды (партнеров, клиентов и т.д.) и внутренней среды (коллег,

дискуссия

журнал научных публикаций

персонала). Понятие обратной связи, хотя и выросло в рамках системного подхода, требует своего подробного описания с учетом специфики конкретной системы.

Любая система, в том числе социальная, постоянно находится на линии борьбы двух тенденций: стабильности (гомеостазис) и изменения. Успешный баланс этих тенденций — залог адаптивности системы и, как следствие, — выживания (самосохранения).

Стабильность выражается в поддержании устоявшихся паттернов (норм, правил, принципов). Экстраполяция положительного прошлого опыта на будущее делает это будущее предсказуемым, но, вместе с тем, консервирует его. Риск стабильности — вероятность потерять адаптивность в условиях меняющейся среды.

Изменение апеллирует к новому, к экспериментам, отвергает старые шаблоны. Цена изменений — расшатывание системы и вероятность, не угадав верное направление изменений, получить последствием ее разрушение. Возможный плюс — подстройка системы к меняющейся среде.

Диалектика гомеостазиса и изменений проявляется в мере перехода количествен-

Управление человеческим ресурсом должно сочетать в себе порции позитивной и негативной обратной связи, которая, в свою очередь, должна иметь понятные формы, которые необходимо выявлять.

ности. Поскольку управление подразумевает корректировку поведения объектов или субъектов, можно констатировать, что оно находится в русле системной тенденции поступательных изменений. Заметим, система может меняться под воздействием целенаправленного управления или сама по себе (стихийно).

Следовательно, управление человеческим ресурсом должно сочетать в себе порции позитивной и негативной обратной связи, которая, в свою очередь, должна иметь понятные формы, которые необходимо выявлять. Так как речь идет о системе «человек-человек», определенного психологизма избежать не удастся, ведь мы говорим о людях, управляющих людьми, а значит — о человеческих отношениях.

Если другие ресурсы (например, материальные или финансовые) описываются - процессными моделями достаточно хорошо, то ситуация с формализацией функций и отношений человеческих ресурсов не столь радужна (это подтвердят и разработчики HR-модулей (Human resources) ERP-= систем).

Человеческими отношениями, в частности управленческими, занимается психология. Проблема современного состояния

ных изменений в новое качество стабиль- данной науки — атомарность и противоре-

№ 5-6 (35-36) МАЙ-ИЮНЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

чивость психологических знаний. Ее относительная молодость и сложность предмета изучения, совпадающего с объектом, отчасти объясняют такое положение дел. Гуманитарные и естественнонаучные корни психологии, с одной стороны, обогащают ее, с другой — лишают строгости и стандартов. Следствием является обилие псевдонаучной литературы, гороскопный, а иногда и мистический характер психологических теорий и практик. Обильный ассортимент и противоречивость знаний затрудняет задачу «отделения зерен от плевел».

Обзор психологических школ и подходов позволяет авторам выбрать подходящую психологическую парадигму для формализации обратной связи в системе управления человеческими ресурсами. Речь идет о концепции школы Пало-Альто (середина 60-х годов 20-го века), предложенной Полом Вацлавиком, Джанет Бивин и Доном Джексоном5, в которой системный подход применен к межличностной коммуникации.

Изложенные в концепции идеи обнажили ограниченность теорий, рассматривающих различные интроспективно выявленные психологические явления. Безусловная

Любая система, в том числе социальная, постоянно находится на линии борьбы двух тенденций: стабильности (гомеостазис) и изменения.

ценность для развития психологии таких понятий, как «сознание», «бессознательное», «архетип», «перенос», «сублимация», «гештальт» и многих других, сочетается с проблемой их однозначной идентификации по причине отсутствия возможности внешнего наблюдения. Отсутствие наблюдаемости явления означает интроспективные или опросные методы познания, т.е. чрезмерный (и часто неоправданный) кредит доверия себе или другому человеку.

Кроме того, коммуникативная парадигма указывает на традицию классической психологии исследовать психологические явления в изоляции от связей с другими явлениями. В частности, рассмотрение таких понятий, как лидерство и зависимость (краеугольных для управления человеческими ресурсами), приводит к их цементированию и препарированию методами средневековой медицины.

П. Вацлавик указывает, что лидерства как отдельного феномена не существует, есть поведение человека в определенной ситуации, дополняемое поведением другого человека. Отношения этих людей в текущий момент характеризуются как дополняющие друг друга. В другой ситуации или

дискуссия

журнал научных публикаций

с другим человеком обнаружится симметричное поведение — и «лидерство» станет невозможным. Возникает вопрос: «а было ли оно вообще?»

Тема отношений -

между людьми может стать весьма запутанной, если рассматривать отношения как сумму происходящего в головах их участников. В этой связи многозначное понятие «отношения» необходимо определить максимально строго и сделать характеристики отношений наблюдаемыми. Вслед за П. Вацлави-ком, опираясь на бихевиоральный подход, приравняем отношения к поведению. Коммуникацию также приравняем к поведению. Это даст возможность избежать множества других многозначных понятий и сосредоточиться на наблюдаемых явлениях. Взгляд на человека как на «черный ящик» отклоняет познавательную ценность мнений людей, основывающих свои взгляды на оценке (чтении) мыслей других.

Являясь формой обратной связи, поведение описывается через единицы коммуникации и аксиомы коммуникации. Единицы — это сообщение, интеракция и паттерн. Сообщение может иметь различные формы (и их сочетания): вербальную, невербальную, контекстуальную. Каждая из форм определяет смысл остальных. Интеракция — это обмен сериями сообщений, а паттерн — повторяющиеся интеракции.

Основной вклад коммуникативной парадигмы представлен пятью аксиомами: 1) об отсутствии у поведения противоположности; 2) о наличии передающего и командного аспектов сообщения; 3) о пунктуации коммуникативных обменов; 4) о цифровой и аналоговой формах сообщений; 5) о симметричной и комплиментарной коммуникации.

Прагматика человеческой коммуникации описана далеко не так хорошо, как можно было бы ожидать, учитывая отсутствие дефицита объектов. Однако тезисы (аксиомы), предложенные П. Вацлавиком, дают некоторый базовый инструментарий для исследований и формализации обратной связи в области управления человеческими ресурсами.

Взгляд на человека как на «черный ящик» отклоняет познавательную ценность мнений людей, основывающих свои взгляды на оценке (чтении) мыслей других.

Подведем итоги. 1) Система УЧР, являясь фактором сохранения и развития организации, должна опираться на цепочки обратной связи от внутренней и внешней - среды. 2) Понимание, фиксация и управление обратной связью предполагают наличие работоспособной научной парадигмы. 3) Коммуникативная парадигма, предложенная школой = Пало-Альто, — один из достойных вариантов, существующих в настоящее время. ^

1. Грэхем Х.Т, Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003. С. 8

2. Даничев А.А., Ковалевич И.А. Инновационная образовательная технология изучения социогумани-тарных дисциплин // Вестник КрасГАУ. 2006. № 10. С. 389-391.

3. Манушкина М.М., Балашова О.Ю. Динамика формирования мотивации к изучению математики у абитуриентов и студентов технического вуза // Вестник Красноярского государственного университета им. В.П.Астафьева. 2011. № 1. С. 9-12.

4. Шестаков В.Н. Гносеологическая ценность понятия «Бог» в осознании смысла жизни // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 4 (22) апрель. С. 38-40.

5. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. — М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.