Научная статья на тему 'Анализ мотивации и готовности выпускников к профессиональной деятельности'

Анализ мотивации и готовности выпускников к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDIATRICS / GRADUATE / MEDICAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДИАТРИЯ / ВЫПУСКНИК / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородулина Татьяна Викторовна, Носкова Марина Владимировна, Корякина Оксана Валерьевна, Шкиндер Наталья Леонидовна

В статье рассматриваются аспекты профессиональной ориентации студентов-выпускников в медицинском вузе. Проанализирован опыт оценки профориентации выпускников педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России (Екатеринбург). Представлены результаты анкетирования студентов VI курса по вопросам мотивации и готовности к профессиональной деятельности. Определены основные направления и организационные аспекты профессиональной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородулина Татьяна Викторовна, Носкова Марина Владимировна, Корякина Оксана Валерьевна, Шкиндер Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of motivation and readiness of graduates for professional activity

The article considers the aspects of professional orientation of graduates in medical school. Experience of professional orientation assessment of graduates of pediatric faculty of the Ural state medical university is analyzed. Results of questioning of students of the sixth rate concerning motivation and readiness for professional activity are provided. The main directions and organizational aspects of a professional orientation are determined.

Текст научной работы на тему «Анализ мотивации и готовности выпускников к профессиональной деятельности»

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Бородулина Татьяна Викторовна —

доктор медицинских наук,

заведующая кафедрой факультетской педиатрии

и пропедевтики детских болезней,

декан педиатрического факультета

ФГБОУ ВО «Уральский государственный

медицинский университет» Минздрава России

Адрес: 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3

Телефон: (343) 214-86-57

E-mail: tborodulina@mall.ru

Т.В. Бородулина, М.В. Носкова, О.В. Корякина, Н.Л. Шкиндер

Анализ мотивации и готовности выпускников к профессиональной деятельности

T.V. Borodulina, M.V. Noskova, O.V. Koryakina, N.L. Shkinder

Analysis of motivation and readiness of graduates for professional activity

Ural State Medical University, Ekaterinburg

The article considers the aspects of professional orientation of graduates in medical school. Experience of professional orientation assessment of graduates of pediatric faculty of the Ural state medical university is analyzed. Results of questioning of students of the sixth rate concerning motivation and readiness for professional activity are provided. The main directions and organizational aspects of a professional orientation are determined.

Keywords

• professional orientation

• professional activity

• pediatrics

• graduate

• medical education

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Екатеринбург

В статье рассматриваются аспекты профессиональной ориентации студентов-выпускников в медицинском вузе. Проанализирован опыт оценки профориентации выпускников педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России (Екатеринбург). Представлены результаты анкетирования студентов VI курса по вопросам мотивации и готовности к профессиональной деятельности. Определены основные направления и организационные аспекты профессиональной ориентации.

Ключевые слова

• профессиональная ориентация

• профессиональная деятельность

• педиатрия

• выпускник

• медицинское образование

Модернизация высшего медицинского образования в современных условиях связана не только с переходом на новые актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), но и с включением его в структуру аспирантуры и ординатуры.

Акцентируется внимание на готовности выпускников медицинских вузов — врачей-педиатров общей практики к самостоятельной профессиональной деятельности в практическом здравоохранении по завершении государственной итоговой аттестации и первичной профессиональной аккредитации. Изменения в медицинском

образовании требуют корректирующих мероприятий не только в содержании обучения, но и в профориентационной деятельности с выпускниками. Ориентируясь на Федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ф3 от 21.11.2011) и «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-Ф3 от 29.12.2012), главной целью медицинского вуза является подготовка квалифицированных специалистов для практического здравоохранения [2].

Медицинское образование — это обучение, продолжающееся на протяжении всей жизни: подтверждение квалификации, повышение квалификационной категории, интеграция в личный профессиональный опыт всех новых достижений медицинской науки и врачебной практики.

В Уральском государственном медицинском университете (УГМУ, г. Екатеринбург) за последние 5 лет была разработана модель непрерывной профессиональной ориентации, которая дает студентам возможность не только с I курса ознакомиться со ступенями профессиональной карьеры врача, но и позволяет выбрать свою будущую специализацию. Речь идет прежде всего об устоявшейся практике вовлечения студентов в научную деятельность через студенческое научное общество, объединяющее научные кружки по различным направлениям медицины.

Таким образом, в современном медицинском образовании имеются возможности, и специальные технологии для его ориентации на потребности, ожидания и интересы обучающихся. Создаются условия, позволяющие студентам наиболее полно осуществлять свою личностную и профессиональную самореализацию. Все это способствует формированию устойчивой мотивации к построению инди-

видуальной образовательной траектории и успешному развитию профессиональной карьеры.

Переход к новой модели здравоохранения требует от врачей-педиатров сформированных общекультурных и профессиональных компетенций. Такие важные качества врача, как ответственность, способность к бесконфликтному поведению, гуманное и уважительное отношение к пациентам и коллегам, эмоциональная устойчивость, эмпатия, умение устанавливать контакт с пациентами, быстро и адекватно ориентироваться в сложных ситуациях стали еще более значимыми.

Практическая профориентация в нашей стране приобретает особую актуальность и значимость в связи с созданием условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной специальности и активной адаптации на рынке труда. Поэтому необходимо обновлять подходы к организации профориен-тационной работы, в том числе ее формы и методы [3].

Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода их в трудовую деятельность. Он пронизывает весь жизненный путь человека [5].

Профессиональное самоопределение исследовали К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Е.И. Климов, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин и др. По мнению К.А. Абуль-

хановой-Славской, самоопределение — это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений [1]. В то же время Н.С. Пряжников отмечал, что профессиональная ориентация — это способ помощи самоопределяющимся людям [6]. Согласно теории В.Н. Шубкина, существенными факторами профессионального самоопределения являются возраст, в котором выбирают профессию, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний [7].

Важно отметить, что профориентаци-онная работа в вузе — неотъемлемая непрерывная профессиональная подготовка студентов на протяжении всего периода обучения. Именно эта работа способствует правильному формированию профессионального самоопределения и личностному росту обучающихся. Профориентационная деятельность в медицинском вузе направлена на содействие рациональному распределению кадровых ресурсов в практическом здравоохранении с учетом интересов, склонностей, возможностей личности выпускника и потребностей здравоохранения в специалистах с высшим медицинским образованием.

Адекватная оценка профориентацион-ной деятельности зависит от многих факторов:

• системности;

• сбора, обработки, анализа и интерпретации полученной информации (анкетирование выпускников);

• ежегодный мониторинг по вопросам профориентации;

• учет совокупности показателей и факторов анкетирования;

• адекватная психолого-педагогическая интерпретация данных мониторинга удовлетворенности обучающихся;

• привлечение к мониторингу профессорско-преподавательского состава и студентов вуза [4]. В профориентационной работе можно выделить внутренний и внешний уровни. Внутренний уровень представляет взаимодействие обучающихся и преподавателей, а внешний — совместную деятельность с организациями (работодатели — руководители лечебно-профилактических учреждений).

Траектория развития профориентации формируется с I курса и определяется объектом будущей профессиональной деятельности в области педиатрии — оказанием медицинской помощи детскому населению от 0 до 18 лет.

Материал и методы

С целью оценки качества профориентационной деятельности в УГМУ проводится мониторинг удовлетворенности качеством полученных образовательных услуг и готовности выпускников к практической деятельности.

В 2015/2016 учебном году было проведено анкетирование 144 студентов VI курса (72% девушек, 28% юношей; средний возраст обучающихся — 22,9±0,9 лет).

Анализ данных проведенного анкетирования позволил определить мотивацию и готовность выпускников педиатрического факультета к работе в практическом здравоохранении.

Результаты и обсуждение

Учитывая объект профессиональной деятельности врачей-педиатров важно сформировать у выпускника осознание

специфики и готовности к взаимодействию «врач—пациент—родитель», в связи с чем необходимо отметить, что только 30,6% студентов указали, что в выбранной сфере деятельности их привлекает специфика специальности «педиатрия». Социальную престижность профессии отметили 33,3% респондентов. Большинство студентов выбрали вариант ответа «возможность приносить пользу людям» (66,7%), «необходимость постоянно совершенствовать знания» (45,1%), «реализация профессиональной карьеры» (38,2%). Каждый 5-й студент указал на сложность выбранной профессии.

Таким образом, на этапах обучения необходимо акцентировать внимание на специфику профессиональной деятельности врача-педиатра.

Врачу, работающему с детьми, необходимо владеть особыми профессионально-важными качествами. Так, при выборе качеств из предложенного списка, большинство респондентов отдали предпочтение ответственности (88,9%), доброжелательности (47,9%), коммуникабельности (47,9%), целеустремленности (47,2%) и дисциплинированности (47,5%). Такие качества, как эмпатия и толерантность, выбирали значительно реже — (31,3%) и (30,6%) соответственно.

По мнению студентов, при обучении в вузе они сформировали такие качества, как ответственность (77,1%), терпимость (61,1%), стремление к самосовершенствованию (43,1%), коммуникабельность (49,3%). В меньшей степени удалось сформировать стрессоустойчивость (39,6%) и умение быстро принимать решение (28,5%). Возможно, развитие этих качеств, требует продолжительного пребывания в профессии и, в частности, самостоятельной работы в практическом здравоохранении.

У многих студентов (53,5%) оправдались ожидания, связанные с о профессией врача-педиатра, 31,1% выпускников так и не смогли окончательно определиться, а 10,4% обучающихся разочаровались в выборе профессии. Возможно, такие результаты были обусловлены рядом проблем, на которые указали студенты: большой объем информации (63,9%), недостаточное количество времени для подготовки к занятиям (41,0%), несформированность коммуникативных навыков — сложные взаимоотношения с преподавателями (17,4%) и в студенческой группе (6,9%).

Признаками профессиональной ориентированности выпускников являются желание и готовность работать по специальности. Установлено, что 96,5% выпускников планируют трудовую деятельность в практическом здравоохранении. Однако 3,5% студентов заявили, что не планируют работать в учреждениях здравоохранения.

Большинство студентов — 77,9% — видят свою профессиональную деятельность в государственных учреждениях здравоохранения, 22,1% респондентов хотели бы работать в частных медицинских центрах.

В свете утвержденного и действующего ФГОСа процесс обучения ориентирован на амбулаторно-поликлиническую службу, однако 65,7% выпускников предпочитают в дальнейшем работать в стационарном учреждении.

При анкетировании выпускники высказали пожелания по профориентации:

• беседы с врачами разных специальностей;

• больше часов практики в малых группах;

• индивидуальные беседы на профильных кафедрах.

В рамках профориентационной работы на факультете используются различные

Системообразующие факторы профессиональной ориентации выпускника медицинского вуза

педагогические технологии: информационные лекции, беседы, анкетирование, тестирование, тренинговые занятия, презентации лечебных учреждений, ярмарки вакансий, своевременное информирование о тенденциях на рынке труда, участие в проведении профессионально-ориентированных мероприятиях (День факультета, День открытых дверей, Праздник белого халата и т.д.).

Не менее важным этапом в становлении личности врача-педиатра при выборе специальности является вузовский период профессиональной ориентации, в котором большую роль играют организация учебного процесса и условия реализации образовательной программы специалитета (см. рисунок).

По результатам анкетирования установлено, что не у всех студентов сложились полное понимание специфики деятельности врача-педиатра, готовность к самостоятельной работе, они не уверены в себе и в своих знаниях. На этапе додипломного обучения необходимо об-

ратить внимание на формирование таких профессиональных и личностных качеств врача, как ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, эмпатия, уверенность в себе. Особая роль в мотивации к обучению и получению профессии врача-педиатра, ориентированного на трудоустройство в первичное звено здравоохранения, отводится профильным клиническим кафедрам, формирующим профессиональные компетенции на основе инновационных, информационных и симуляционных образовательных технологий, интерактивных обучающих программ, электронных ресурсов, отработки практических навыков на стандартизированных пациентах и у постели больного.

Для повышения результативности проф-ориентационной работы со студентами и выпускниками образовательной программы по специальности «педиатрия» обучающихся на ранних курсах необходимо информировать о перспективах профессиональной карьеры врача-педиатра

в здравоохранении, возможности продолжения образования по программам подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре и дальнейшей профессиональной самореализации.

Кроме того, необходимо приглашать ведущих специалистов, руководителей лечебных учреждений и организаторов здравоохранения для ознакомления выпускников с лучшими практикующими специалистами лечебных учреждений своего региона.

Заключение

Практико-ориентированный подход к профориентационной работе на факультете диктует необходимость серьезной проработки условий и форм организации работы с выпускниками, мониторинга качества профориентационной деятельности и соответствующих корректирующих мероприятий, обеспечивающих высокое качество в профессиональном становлении врача-педиатра.

Сведения об авторах

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России: Бородулина Татьяна Викторовна — доктор медицинских наук, заведующая кафедрой факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней, декан педиатрического факультета

E-mail: tborodulina@mail.ru

Носкова Марина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, заместитель декана педиатрического факультета E-mail: mn66@mail.ru

Корякина Оксана Валерьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры нервных болезней, нейрохирургии и медицинской генетики, заместитель декана педиатрического факультета

E-mail: koryakina09@mail.ru

Шкиндер Наталья Леонидовна — кандидат биологических наук, доцент, начальник Учебно-методического управления E-mail: nshkinder@mail.ru

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980. 334 с.

2. Глыбочко П.В. Образовательно-кадровый континуум в здравоохранении // Медицинское образование и вузовская наука. 2015. № 1. С. 6—9.

3. Дубиковский С.Ю. Из опыта профориентационной работы вуза // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1—8. С. 91—94.

4. Носкова М.В., Шихова Е.П., Андрега Д.С. Качество учебного процесса в медицинском вузе: психолого-педагогический подход // Научные ведомости. Сер. Гуманитарные науки. 2014. № 26 (197). Вып. 24. С. 128-132.

5. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко [и др.]. Ростов н/Д : Феникс, 2014. 502 с.

6. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М. : Академия, 2007. 501 с.

7. Шубкин В.Н. Начало пути. М.: Молодая гвардия, 1979. С. 20-28.

References

1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Activity and psychology of the personality. Moscow: Nauka, 1980: 334 p. (in Russian)

2. Glybochko P.V. Educational and personnel continuum in health care. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical education and high school science]. 2015; Vol. 1: 6—9. (in Russian)

3. Dubikovskiy S.Yu. From experience of professional orientation work of higher education institution. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy [Current trends of development of science and technologies]. 2016; Vol. 1-8: 91-94. (in Russian)

4. Noskova M.V., Shikhova E.P., Andrega D.S. Quality of educational process in medical school: psychology and pedagogical approach. Nauchnye vedomosti. Seriya. Gumanitarnye nauki [Scientific sheets. Series. Humanities]. 2014; Vol. 26 (197), Supl. 24: 128-132. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Stolyarenko L.D. Psychology and pedagogics of the higher school. Rostov-on-Don: Feniks, 2014: 502 p. (in Russian)

6. Prjazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice. Moscow : Akademija, 2007: 501 p. (in Russian)

7. Shubkin V.N. Beginning of a way. Moscow: Molodaja gvardija, 1979: 20-28 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.