УДК 37.013.78:37.013.77
РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2015
И. Ю. Жданкина, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,
Княгинино (Россия)
Аннотация. В данной статье описывается важность проведения профессиональной ориентации как одного из факторов профессионального самоопределения личности. В настоящее время проблема профессиональной ориентации является одной из приоритетных в деятельности образовательных организаций. В современном обществе проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной на этапе профессионального образования. Студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования испытывают потребность в правильной ориентации в будущей профессии: продолжить обучение по выбранной специальности или сменить профиль обучения. В ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» профессиональной ориентации среди выпускников среднего профессионального образования уделяется особое внимание. Для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы со студентами и для профессионального самоопределения студентов проводится областной семинар-тренинг в п. Васильсурск на базе Центра молодежных инициатив. Для участия приглашаются выпускники по экономическим и информационным специальностям. В рамках областного семинара-тренинга реализует основные принципы компе-тентностного обучения: интерактивная форма занятий с большим количеством методологических приемов, мастер-классов и предоставление каждому возможности высказать свое мнение и быть выслушанным. Ценность семинара-тренинга в профориентационной работе состоит в том, что он дает возможность студентам не только приобретать специальные знания и умения, но и в процессе организованной учебной деятельности развивать профессиональные интересы и способности, овладевать практической деятельностью. Проводимый семинар-тренинг - это профори-ентационный тренинг, направленный на решение профессиональных задач. Результатом проведения областного семинара-тренинга является количество поступивших НГИЭУ в рамках проводимой приемной кампании.
Ключевые слова: анкетирование, выпускник, компетентностное обучение, образовательная организация, профессия, профессиональное образование, профессиональная ориентация, самоопределение, семинар-тренинг, социализация.
В настоящее время проблема профессиональной ориентации является одной из приоритетных в деятельности образовательных организаций.
Профориентация является широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, как ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.
Взаимосвязь профессиональной ориентации и профессионального самоопределения просматривается в работах многих ученых (Бабанова И. А. [1], Дьякова М. А. [2], Ермошин В. И. [3], Канакова А. Е. [4], Менщикова И. А. [5], Мутырова А. С. [6], Пряжникова Е. Ю. [7], Пряжников Н. С. [8], Чистякова С. Н. [9]).
В официальных документах обращается внимание на профориентационную работу. В 1991 году вышел закон «О занятости населения», где сказано, что служба занятости занимается «организацией ... профессиональной ориентации, профессиональной подготовкой» [10].
В законе «Об образовании РФ» от 1992 г. в статье 14 указано, что «содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации» [11]. В 1996 г. выходит постановление Минтруда РФ «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». В данном Положении сказано, что «профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда» [12].
В статье 42 п.4 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о «помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации» [13].
Понимание профориентации как социальной системы содействия профессиональному самоопределению сложилось в результате достаточно длительного пути развития профессиональной психологии и педагогики (Климов Е. А. [14], Носкова О. Г. [15], Пряжников Н. С. [8], Зеер Э. Ф. [16]).
Профориентация - это комплекс мер, направленный на помощь в выборе «профессионального про-странства и направления профессионального развития».
Профессиональное самоопределение - это процесс выбора «профессионального пространства самоопределяющейся личностью, создающий основы для планирования карьеры и постановки карьерных целей» [17].
Формирование профессионального самоопределения личности осуществляется в ходе специально организованной научно-практической профориентационной работы [18-24]. Таким образом, профориентация и профессиональное самоопределение - это процессы «определения социальной группой и индивида своего места в социальной и профессиональной структурах общества, выбора стратегии реализации своего социального потенциала в условиях развивающегося рынка» [25, с. 116].
В современном обществе проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной на этапе профессионального образования. В отечественной системе высшего профессионального образования профконсультационная и профориентационная работа с абитуриентами осуществляется в недостаточном объеме [26, с. 270].
В ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» профориентаци-онной работе уделяется особое внимание: проводятся Дни открытых дверей для учащихся школ и студентов организаций среднего профессионального образования, организуются экскурсии по факультетам, проводятся конференции, сотрудники выезжают в образовательные организации с лекциями, фильмами о вузе, раздаточным профориентационным материалом, к профориентаци-онной работе активно привлекаются студенты нашего университета: в рамках волонтерских движений организуются встречи со школьниками как в учебный, так и в каникулярный период, проводятся совместные меро-
приятия, организуется посещение Музея связи и многое другое.
Для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы со студентами и для профессионального самоопределения студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования проводится областной семинар-тренинг в п. Васильсурск на базе Центра молодежных инициатив. Для участия приглашаются выпускники по экономическим, информационным специальностям. В рамках областного семинара-тренинга реализует основные принципы компетентностного обучения:
• «интерактивная форма занятий с большим количеством методологических приемов, мастер-классов, и примеров;
• предоставление каждому возможности высказать свое мнение и быть выслушанным» [27, с. 30].
Ценность семинара-тренинга в профориентационной работе состоит в том, что он дает возможность студентам не только приобретать специальные знания и умения, но и «в процессе организованной учебной деятельности развивать профессиональные интересы и способности, овладевать практической деятельностью» [27, с. 30].
Для выявления эффективности проведения областного семинара-тренинга в рамках проводимой про-фориентационной работы была подготовлена анкета. Полученные данные позволят создать конкретное представление о результатах работы семинара-тренинга как одном из этапов профессионального самоопределения студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования.
Для анкетирования были выбраны студенты-участники областного семинара-тренинга 2014 и 2015 гг. Выборка исследования составляет в среднем 30 человек.
Вопросы анкеты
Приближается к концу наш областной семинар-тренинг. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, подготовленной организаторами мероприятия.
1. Были ли вы удовлетворены содержанием семинара-тренинга?
а) Очень доволен(а)
б) Умеренно удовлетворен(а)
в) Частично удовлетворен(а)
г) Слегка недоволен/недовольна
д) Умеренно недоволен(а)
е) Крайне недоволен(а)
2. Были ли вы удовлетворены уровнем преподавания?
а) Очень доволен(а)
б) Умеренно удовлетворен(а)
в) Частично удовлетворен(а)
г) Слегка недоволен/недовольна
д) Умеренно недоволен(а)
е) Крайне недоволен(а)
3. В целом, вы удовлетворены своим опытом, полученным на семинаре-тренинге?
а) Очень доволен(а)
б) Умеренно удовлетворен(а)
в) Частично удовлетворен(а)
г) Слегка недоволен/недовольна
д) Умеренно недоволен(а)
е) Крайне недоволен(а)
4. Понравились ли тебе внеаудиторные мероприятия?
а) Да (если «да», то перечисли их)
б) Нет
5. Чтотебенепонравилосьвтечениенеделипребывания на семинаре-тренинге?_
6. Ваши пожелание педагогам-организаторам областного семинара-тренинга_
7. Самое важное событие на областном семинаре-тренинге? Было ли оно?_
В результате проведенного исследования было выявлено следующее:
1. 65 % студентов-участников отметили высокий уровень удовлетворен-ности содержанием семинара-тренинга как в 2014, так и в 2015 гг. На 10 % уве-личилось количество студентов, которые указали на умеренное удовлетворение содержанием семинара-тренинга: 21 % в 2014 г., 31 % в 2015 г. Процент опро-шенных участников с частичным удовлетворением содержанием семинара-тре-нинга сократился с 12 % (2014 г.) до 5 % (2015 г.). В 2015г. исчез такой ответ как «слегка недоволен/недовольна» (2 % в 2014 г.). Данные результаты говорят о том, что с каждым годом уровень проведения областного семинара-тренинга повышается, но существуют моменты, которые следует принять во внимание и доработать.
2. В 2014 г. после участия в семинаре-тренинге 69 % опрошенных отметили высокий уровень преподавания, в 2015 г. данный показатель увеличился на 3 %. Количество участников умеренно удовлетворенных уровнем преподавания по сравнению с 2014 г. снизился на 4 % и составило 21 % в 2015 г. Следует отметить, что процент участников с частичным удовлетворением уровнем преподавания увеличился с 3 % до 7 % соответственно. Если мы сравним результат 2015 г. с результатом, полученным в прошлом году, то у опрошенных исчез такой ответ, как «слегка недоволен/недовольна». Полученные результаты показывают, что профессорско-преподавательский состав, принимающий участие в семинаре-тренинге, повысил уровень своей профессиональной подготовки, учел ошибки прошлых лет и вышел на качественно новый уровень преподавания.
3. В 2015 г. 96 % опрошенных остались очень довольными своими знаниями, полученными на семинаре-тренинге, что на 36 % больше, чем в 2014 г. - 70 %. Количество участников с умеренным удовлетворением полученным опытом по результатам работы семинара-тренинга уменьшилось почти в 4 раза и составило всего лишь 4 % от общего числа участников. Необходимо отметить, что в 2015 г. исчезли такие ответы как «частично удовлетворен(а)», «слегка недоволен/недовольна». В 2014 г. данные показатели составили 12 % и 3 % соответственно. Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что работа ведется в верном направлении, уровень проведения и престиж областного семинара-тренинга растет, что положительно влияет на результаты работы приемной кампании.
4. Наряду с учебными занятиями и мастер-классами на областном семинаре-тренинге проводились внеаудиторные развлекательные мероприятия. Стоит отметить, что всем участникам понравились проводимые развлекательные мероприятия, организованные студенческим активом НГИЭУ, а именно, Веревочный курс, Разноцветное поле, Стартин, Дорога героев, квестовая игра к 70-летию победы в Великой отечественной войне и многие другие. Данные показатели свидетельствуют о положительных результатах мероприятий, проводимых студенческим активом в течение семинара-тренинга, и быстром процессе социализации, происходящем как на уровне группы, так и на уровне всех участников областного семинара-тренинга.
5. На вопрос «Что тебе не понравилось» около 3 % опрошенных студентов дали ответы следующего содержания: мало времени на семинар-тренинг, мало дискотек, не все отряды быстро сплотились. Это означает, что студенты с удовольствием посещали учебные занятия и активно участвовали в мероприятиях разного характера, проводимых в рамках областного семинара-тренинга.
6. 90 % участников отметили, что все мероприятия, занятия, мастер-классы были важными в рамках проведения областного семинара-тренинга. Около 50 % опрошенных указали, что приняли участие для получения свидетельства, которое понадобиться при поступлении в НГИЭУ. Более 70 % участников отметили, что позна-
комились с новыми людьми, обрели друзей, получили информацию про наш вуз. Таким образом, проведение областного семинара-тренинга положительно влияет на процесс социализации личности, ускоряет процесс профессионального самоопределения студентов-выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования.
Результатом проведения областного семинара-тренинга является количество поступивших НГИЭУ в рамках проводимой приемной кампании (таблица 1).
Таблица 1. Данные по итогам работы областного
семинара-тренинга
2013 год 2014 год 2015 год
Кол-во участников, всего Поступили в НГИЭУ Кол-во участников, всего Поступили в НГИЭУ Кол-во участников, всего Поступили в НГИЭУ
50 (22) чел. 26 (13) чел. 31 чел. 15 чел. 30 чел. ?
Итак, мы с уверенностью можем сказать, что данное исследование показало, что проведение областного семинара-тренинга среди студентов-выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования способствует ускорению процесса профессионального самоопределения и увеличению интереса к студенческой жизни и созданию устойчивой мотивации в обучении.
Проводимый семинар-тренинг - это профориентаци-онный тренинг, направленный на решение сле-дующих профессиональных задач: развитие познавательного интереса к будущей профессии, познавательной активности; «выявление и расширение уровня знаний о профессии; адаптация учебной программы в зависимости от профиля специальности или направления подготовки; профессиональное самоопределение в соответствии с возможностями и способностями; формирование ценностного отношения к профессии и людям данной профессии, профессионально важных качеств» [20, с. 30].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабанова И. А. Моделирование профессионального самоопределения студентов технического профиля в учреждениях среднего профессиональ-ного образования [Электронный ресурс] // Научные исследования в образовании. 2011. № 2. С. 3-13. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-tehnicheskogo-profilya-v-uchrezh-deniyah-srednego-professionalnogo (дата обращения: 30.05.2015).
2. Дьякова М. А. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях трансформа-ции современного общества [Электронный ресурс] : дис. ... к-та социол. наук. Хабаровск, 2002. 213 с. URL: http:// www.dissercat.com/content/professionalnoe-samoopredelenie-uchashcheisya-molodezhi-v-usloviyakh-transformatsii-sovremen (дата обращения: 30.05.2015).
3. Ермошин В. И. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Научные исследования в образовании. 2007. № 2. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.03.2015).
4. Канакова А. Е. Педагогический аспект профессионального самоопределения студентов ссузов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : Сб. ст. по материалам XLV меж-дунар. науч.-практ. конф. Новосибирск. № 10 (45). 2014. С. 41-46.
5. Менщикова И. А. Субъектная позиция профессио-
нального самоопределения студентов университета на завершающем этапе их обучения // Фундаментальные исследования. 2014. № 1. С. 154-159. URL: http://www. rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_ id=10002791 (дата обращения: 30.05.2015).
6. Мутырова А. С. Профессиональное самоопределение: принципы и актуальность проблемы // МНКО. 2010. № 3. С. 126-129.
7. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация : учебное пособие для студентов вузов. Изд. 3-е. стер. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 496 с.
8. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М. : НПО «Модэк», 2002. 392 с.
9. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сахарова В. И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 10. С. 23-29.
10. О занятости населения в РФ [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 19 апреля 1991 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_165863/ (дата обращения: 25.03.2015).
11. Об образовании N 3266-1 [Электронный ресурс] : фе-дер. закон Рос. Федерации от 10 июля 1992 г. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения: 25.03.2015).
12. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации N 1 [Электронный ресурс] : постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumlD_48037.html (дата обращения: 25.03.2015).
13. Об образовании в Российской Федерации N 273-ФЗ (сайт) : федер. закон Рос. Федерации от 29 де-кабря 2012 г. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 25.03.2015).
14. Климов Е. А. Введение в психологию труда: учебник. М. : ЮНИТИ, 1998. 350 с.
15. Носкова О. Г. Психология труда: учеб. пособие. М. : Академия, 2004. 384 с.
16. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М. : Академический проект, 2005. 336 с.
17. Бизнес. Управление персоналом (сайт) URL: http:// www.grandars.ru/college/biznes/proforientaciya.html (дата обращения: 24.03.2015).
18. Писаренко В.Г. Педагогическое сопровождение развития профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 220-222.
19. Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 95-98.
20. Прокофьев О.В., Сёмочкина И.Ю. Факторы социально-экономического развития и рынка труда: оценка состояния, взаимосвязи, воздействие на профессиональное самоопределение выпускников // XXl век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 229-236.
21. Соловьева И.К. К вопросу о профессиональном самоопределении студентов вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 190-193.
22. Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 118-120.
23. Трифонова Т.А. Ориентации и предпочтения граждан в контексте профессионального самоопределения (на
примере Республики Татарстан) // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 68-72.
24. Ильясов М.И.О. Выбор профессии и социализация личности учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 82-85.
25. Старикова Л. Н. Профориентация и профессиональное самоопределение студентов средней профессиональной школы [Электронный ресурс] : дис. ... к-та социол. наук. Пермь, 2009. 207 с. URL:
http://www.dsHb.net/soc-struktura/proforientacija-i-professionalnoe-samoopredelenie-studentov-srednej. html (дата обращения: 24.03.2015).
26. Федорова Ю. А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 269-273.
27. Ковалева Л. П. Тренинг как средство профориентации студентов // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 3 (42). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ trening-kak-sredstvo-profonentatsii-studentov (дата обращения: 23.03.2015).
THE ROLE OF PROFESSIONAL ORIENTATION AT THE STAGE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF
SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
© 2015
I. Y. Zhdankina, assistant professor of the chair «Foreign languages»
Nizhniy-Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)
Abstract: This article describes the importance of professional orientation (career-guidance) as one of factors of professional self-determination of personality. Nowadays the problem of professional orientation is one of the priorities in activities of educational organizations. In modern society the problem of professional self-determination is especially important at the stage of professional education. Graduate students of educational institutions of secondary professional education need to be correctly orientated for future profession: to continue training in the chosen specialty or to change training profile. Professional orientation among graduates of secondary professional education is given special attention in GBOU VO «Nizhniy Novgorod State Engineering-economic University». To conduct systematic purposeful professional orientation work with students and for professional self-determination of students the regional training seminar is held to Vasilsursk on the basis of the Center of Youth Initiatives. Graduates from economic and information specialties are invited for participation. Within a regional training seminar the basic principles of competence-based training are realized: an interactive study with a large number of methodological techniques, master classes and giving everyone the opportunity to express their opinion and to be heard. Training seminar value in professional orientation work consists of giving the chance to students not only to acquire special knowledge and abilities, but also to develop professional interests and abilities, to learn practical activities. Training seminar is the professional orientation training aimed at the solution of professional tasks. The quantity of entering students within entrance examination is the result of holding a regional training seminar.
Keywords: survey, graduate, competence-based training, educational organization, profession, professional education, professional orientation, self-determination, training seminar, socialization.
УДК 372
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2015
А.С. Земсков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания А.И. Иванчин, студент Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация. Глобальная информатизация и компьютеризация современного общества оказала значительное влияние не только на роль современного образования учащейся молодежи, но технологи, с помощью которых оно осуществляется. Многие специалисты отмечают, что компьютерные технологии как важнейшая составляющая информационных технологий формируют новый стиль педагогической деятельности, который является более комфортным, эргономичным и мобилизует творческие возможности педагога. Разработка и внедрение компьютерных технологий в области физической культуры и спорта представляется сегодня перспективным направлением научной деятельности, несмотря на ряд организационных, технических и методических трудностей. В статье приведены данные о причинах недостаточного использования инновационных технологий в педагогическом процессе по физическому воспитанию. Проанализированы возможности и особенности использования современных компьютерных технологий в процессе деятельности педагога по физической культуре в современной школе. Рассмотрены перспективные направления использования информационно-коммуникационных технологий в физическом воспитании школьников. Представлены сведения об авторской разработке - программе для ЭВМ «Физкульт-Профи». Раскрыты основные функции программы, задачи, которые она позволяет решать педагогу при организации учебного процесса на уроках физической культуры в школе. Определены перспективы применения программы «Физкульт-Профи» в физическом воспитании школьников.
Ключевые слова: образование; информатизация физического воспитания; компьютерные технологии; инновационная деятельность.
Активное внедрение в жизнь современного общества информационных технологий и новых технических средств оказывает влияние на все сферы деятельности человека, изменяя при этом условия и роль образования учащейся молодежи. Важными становятся не только разработка новой концепции образования подрастающего поколения, планирование образовательных результатов, но и поиск технологий, с помощью которых будет эффективно осуществляться образовательный процесс.
Среди многообразия инновационных технологий, специалисты особо выделяют компьютерные техноло-
гии, применениекоторых в учебном процессе в современных школах и вузах, позволяет сформировать новый стиль педагогической деятельности, который не только является более комфортным и эргономичным, но и в значительной мере мобилизует творческие возможности и интеллектуальный потенциал педагога[1].
Однако процесс внедрения компьютерных технологий в сложившуюся образовательную среду сегодня не достаточно эффективен. Среди ключевых проблем внедрения новых технологий специалисты указывают на недостаточное материально-техническое обеспечение дея-