УДК 159.9
Е.В. Романова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНВЕСТИЦИОННОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ
ПРОФОРИЕНТАЦИИ МГСУ
Приведен обзор исследования процесса профессионального становления абитуриентов и студентов первого курса вузов. Описаны формы и методы работы в системе профориентации: психологическое тестирование, тренинг развития профессионального самосознания и самоопределения, профориентационная школа и бизнес-лагерь, — максимально активизирующие мотивацию студента к выбранной специальности и обеспечивающие его адаптацию к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное самосознание, профориентация, абитуриенты, довузовская подготовка.
UDK 159.9 Ye. V. Romanova
PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE EXPERTS OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION SPHERE IN THE PROFESSIONAL ORIENTATION SYSTEM OF MSUCE
The phenomenology review of professional formation of graduates and first-year students of higher education institutions is represented. Forms and methods of operation description in the professional orientation: psychologic testing, development of professional self-awareness and self-professional training, school of the professional orientation and business camp as activating students’ motivation to the chosen specialty and to ensure adaptation to future professional activity is given.
Key words: professional formation, professional identity, professional orientation, graduates, pre-higher education training.
Профессиональное становление рассматривается в психологической литературе как целостный феномен, который включает в себя компоненты объективного (престижность профессии, ее социальная конкурентоспособность, уровень безработицы и т.д.) и субъективного характера (отношение человека к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы). Вместе с тем профессиональное становление личности — длительный процесс со своими стадиями, уровнями, этапами.
В настоящее время в науке нет единого мнения о периодизации профессионального становления. К.М. Левитан выделяет три основных стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала; основная (послевузовская) стадия [1]. Е.А. Климов считает, что профессиональное становление начинается уже в период дошкольного детства. Второй период «выбора профессии» (проектирования профессионального старта и жизненного пути) соответствует возрасту от 11...12 до 14...18 лет. А профессиональная подготовка и дальнейшее становление профессионала относятся к третьему возрастному периоду 15.18 до 16.23 лет [2].
Несмотря на различие в периодизациях, абсолютное большинство ученых едино во мнении, что самым важным в развитии профессионала является период старшей школы и вузовского обучения. В норме время обучения в 10-м и 11-м классах — это пора осознанной подготовки к трудовой жизни, планирование, проектирование профессионального жизненного пути. В этот период происходит овладение системой социально значимых ценностных
представлений, идеалов, активное и действенное усвоение системы отношений со сверстниками и старшими, активный самоанализ и попытки реального планирования своего будущего. Завершается довузовская стадия оформлением в сознании юноши представления о некоторой «референтной» профессиональной общности и выбором учебного заведения для освоения желаемой профессии.
Однако в последние десятилетия мы наблюдаем стихийный характер профессионального становления молодежи, что приводит к неструктуриро-ванности профессионального самосознания, слабой профессиональной идентификации и трудностям в профессиональном самоопределении — процессе принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности — кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать. Опрос старшеклассников при проведении в МГСУ Дня открытых дверей в 2008—2010 гг. показал, что среди учащихся 11 классов (216 чел.) только 17 % точно знают, на какую специальность они будут поступать, 62 % выбирают этот вуз, но еще не определились со специальностью, а оставшиеся 21 % еще не готовы принять решение о выборе будущей профессии. Для учащихся 10-х классов (453 чел.) эти показатели 6, 38 и 56 % соответственно.
Старшеклассники, определившиеся с вузом, могли пройти тестирование по методике «Абитуриент МГСУ», призванной помочь абитуриенту в выборе направления обучения и специальности из предлагаемых МГСУ. В тестировании приняли участие 99 абитуриентов 11 классов. Согласно обобщенным данным, 38 % абитуриентов показали осознанный выбор сферы и объектов будущей профессиональной деятельности, 56 % — условно осознанный выбор и 6 % — неосознанный выбор. Те же испытуемые по критерию «виды профессиональной деятельности» продемонстрировали: 54 % — осознанный выбор, 35 % — условно осознанный выбор, 11 % — неосознанный выбор. Было замечено, что у большей части абитуриентов наблюдается рассогласование между выбранными объектами профессиональной деятельности и ее видами. Этот факт указывает на недостаточное понимание будущими студентами специфики выбираемой профессиональной сферы [3]. Таким образом, практика подтверждает справедливость мнения психологов (Е.М. Боброва, С.В. Васьковская, В.Н. Козиев, А.К. Маркова) о необходимости целенаправленной профориентационной работы среди подростков и молодежи.
В МГСУ активная работа по профессиональному становлению специалистов строительной сферы начинается задолго до зачисления в вуз. Наряду с учебно-профориентационным центром «Абитуриент», основная задача которого — целевая подготовка к сдаче вступительных испытаний на любую специальность МГСУ, профориентационная работа выделена как самостоятельное направление в программе психолого-педагогического центра и включает:
1) психологическое тестирование, направленное на выявление личностных профессионально значимых особенностей абитуриентов;
2) методики по выявлению традиционных типов профессий: человек — природа, человек — техника, человек — художественный образ, человек — знаковая система, человек — человек, адаптированные к направлениям подготовки специалистов в МГСУ;
3) оригинальную методику «Абитуриент МГСУ», позволяющую подростку определиться с выбором направления обучения и наиболее предпочтительной специальности;
4) занятия в профориентационной школе выходного дня.
Тренинг развития профессионального самосознания и самоопределения проводимый в рамках профориентационной школы — одна из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм профориентационной и психологической работы с абитуриентами [4]. Основными задачами тренинга являются: 1) развитие всех подструктур профессионального самосознания (когнитивной, аффективной и поведенческой); 2) содействие профессиональному самоопределению в мире профессий строительной сферы;
3) подготовка к предстоящему изменению социального статуса в связи с началом обучения в вузе. Тренинговая программа состоит из трех взаимосвязанных тематических блоков.
Первый блок посвящен осознанию участниками профессионально важных особенностей развития собственных познавательных процессов. Он содержит упражнения, которые помогают оценить уровень развития памяти, внимания, образного и творческого мышления, некоторые жизненные установки, способствующие или мешающие решению задач. Осознание проблемных зон и освоение приемов коррекции в дальнейшем позволит участникам легче войти в учебную среду вуза и профессиональную деятельность. Здесь широко используются диагностические методики, деловые игры и упражнения.
Второй блок направлен на выявление личностных интересов и склонностей участников, открывающих путь к определению наиболее привлекательной сферы профессиональной деятельности. Основными средствами этого блока являются активизирующие профориентационные методики (опросники), ролевые игры.
Третий блок ориентирован на осознание участниками себя в системе профессиональной деятельности и структурирование отношения к этой системе. На этом этапе основной упор делается на расширение круга представлений о будущей профессии, осознании особенностей трудовой деятельности и соответствующих ей межличностных взаимоотношений. Участникам тренинга даются задания составить презентацию выбранной профессии, описав ее достоинства и недостатки, смоделировать производственный процесс, изобразить «живую картину», отражающую какой-либо аспект профессиональной деятельности.
Эффективность описанного метода работы и адекватность выбранных приемов поставленной задаче можно оценить по результатам «обратной связи», проводимой в конце каждой школы. Наиболее часто можно услышать следующие высказывания: «дома на это точно не обратил бы внимания», «понял, что профессия ... мне не подходит», «смог представить себя в качестве.», «определился с выбором сферы профессиональной деятельности», «понял, что работа. — совсем не то, что я себе представлял», «увидел, что особенности моего внимания будут мешать мне в качественном выполнении выбранной профессии» и т.п.
Пройдя полный цикл мероприятий психолого-педагогического центра по профориентации, молодой человек получает индивидуальный профиль способностей, интересов и черт характера; список профессий, максимально соответствующих индивидуальным особенностям подростка, с указанием на те, которыми можно овладеть в МГСУ; подробные текстовые интерпретации результатов.
К сожалению, не все абитуриенты МГСУ имеют возможность принять участие в довузовской профориентационной подготовке. В МГСУ обучается большое количество иногородних и иностранных студентов, которые включаются в профориентационную программу, как правило, только и сразу после поступления.
Обучение в вузе — очередной этап вхождения в профессию. Он начинается с адаптации к новым условиям обучения, возникновения определенных сомнений в правильности сделанного выбора, а заканчивается определением специализации в рамках выбранной профессии, конкретного места работы, востребованности на рынке труда.
Особенности профессионального самосознания первокурсников (представления о себе как профессионале и о будущем образовании) изучаются с помощью анкет. В 2008—2010 гг. в опросе приняли участие 320 студентов специальности «Менеджмент в строительстве»: 186 юношей и 134 девушки. Согласно полученным результатам студенты могут назвать от одного до семи присущих им личностных качеств, оцениваемых ими как профессионально значимые. В общей сложности было названо 67 качеств, среди которых чаще всего встречались коммуникабельность (41,4 %), ответственность (23,6 %), целеустремленность (21,8 %), дисциплинированность (13,7 %), организаторские (8,4 %) и лидерские (7,9 %) качества. Они действительно входят в число профессионально важных для менеджера [5].
Представления о дальнейшем профессиональном росте у тех же студентов менее четкие. На вопрос «что вам необходимо освоить в университете, чтобы стать успешным менеджером?» подавляющее большинство указывает «учебную программу, теорию и практику, основы профессии, все». Среди конкретных предметов выделяют (в порядке убывания): иностранный язык, экономику, математику, физику, психологию, социологию, правила общения и поведения.
Таким образом, полученные результаты дают возможность предположить, что различные виды психологического профориентационного тестирования, которое проходит большинство студентов перед поступлением в вуз, выявляет набор личностных качеств, открывающих молодому человеку двери в предполагаемую профессию. Однако место этих качеств в структуре профессионального самосознания остается неясным, да и конкретный образ будущей профессии несформированным.
Что же приводит студентов на специальность «Менеджмент в строительстве»? По результатам того же опроса данная специальность была выбрана студентами по причинам, приведенным в табл.
Значимый фактор Юн., % Дев., %
Это престижно 34,3 21,6
Среди моих родных есть менеджеры 7,7 5,8
Я надеюсь, что после окончания учебы я найду высокооплачиваемую работу 35,4 35,1
Мне посоветовали родители (родственники) 12,9 19,2
Мои друзья (родственники) уже учатся на этой специальности 5,4 13,1
Просто понравилось (хочу себя попробовать в этой должности) 3,4 5,2
Я тут случайно 0,9 —
Таким образом, при выборе специальности обучения на первом месте для молодых людей стоят критерии престижности профессии и перспективы последующего трудоустройства. Мнения, опыт и личный пример других людей играют второстепенную роль. Хотя, это именно те источники, которые могут дать самую непосредственную информацию о будущей профессии.
Отсутствие непосредственной связи с представителями выбранной профессии создает трудности для формирования профессиональной идентификации, которая определяется как «процесс самоотождествления и отождествления себя с другими представителями профессиональной среды (реальными и идеальными)» [6]. Восполнить этот недостаток призвана
учебно-ознакомительная практика. Для студентов-менеджеров, например, она проходит в формате бизнес-лагеря и разделяется на два этапа: один — в первый месяц обучения, другой — по окончании первого курса.
Формат бизнес-лагеря является оптимальной формой вхождения в профессию, способствуя самоопределению личности. Самоопределившаяся в профессиональном плане личность осознает свои жизненные и профессиональные цели, личностные и физические качества как профессионала, возможности, способности, требования, предъявляемые деятельностью.
Сложность вхождения не только в профессию, но и в систему вузовского обучения заставляет внедрять в практику новые пути профессиональной ориентации абитуриентов и подготовки студентов. Интерактивные формы профориентационной работы, подобные профориентационной школе и бизнес-лагерю МГСУ максимально активизируют мотивацию студента к выбранной специальности и обеспечивают его полноценную адаптацию к будущей профессиональной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1991.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
3. Романова Е.В. Осознанность профессионального выбора: от абитуриента к выпускнику // Гуманитарное сознание: проблемы, поиски, перспективы : труды Шестой Всероссийской и четвертой международной научно-практической конференции «Гуманитарные проблемы современности», 8—9 апреля 2009 г. : в 2 т. Т. 1 / под науч. ред. З.И. Ивановой, Е.Г. Кривых, Н.Г. Милорадовой. М. : МГСУ, 2009. С. 154—156.
4. Романова Е.В. Развитие профессионального самосознания в профориентационной школе МГСУ // Гуманитарное сознание: проблемы, поиски, перспективы : труды Шестой Всероссийской и четвертой международной научно-практической конференции «Гуманитарные проблемы современности», 8—9 апреля 2009 г. : в 2 т. Т. 2 / под науч. ред. З.И. Ивановой, Е.Г. Кривых, Н.Г. Милорадовой. М. : МГСУ, 2009. С. 195—201.
5. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессио-граммы. 2-е изд. СПб. : Питер, 2008.
6. Ефремов Е.Г. Психологические проблемы профессионального становления личности // Актуальные проблемы психологии : сб. науч. тр. Омск, 2000.
REFERENCES
1. Levitan K.M. Lichnost pedagoga: stanovleniye i razvitiye [Personality of teacher: emergence and development]. Saratov, 1991.
2. Klimov YE.A. Psikhologiya professionalnogo samoopredeleniya [Psychology of vocational self-determination]. Rostov-on-Don, 1996.
3. Romanova Ye.V. Gumanitarnoye soznaniye: problemy poiska perspertivy : tr. Shestoy vseross. i Chetvertoy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. “Gumanitarnyye problemy sovremennosti”, 8—9 aplelya 2009 g.: v 2 t. T. 1. [Humanitarian consciousness: problems, searches, prospects : The Sixth All-Russian and the Fourth International Scientific Conference “Humanitarian issues of the day” papers, 8—9 April 2009: in 2 parts. P. 1]. Moscow, 2009. pp. 154—156.
4. Romanova Ye.V. Gumanitarnoye soznaniye: problemy poiska perspertivy: tr. Shestoy vseross. i Chetvertoy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. “Gumanitarnyye problemy sovremennosti”, 8—9 aplelya 2009 g.: v 2 t. T. 2. [Humanitarian consciousness: problems, searches, prospects : The Sixth All-Russian and the Fourth International Scientific Conference “Humanitarian issues of the day” papers, 8—9 April 2009: in 2 parts. P. 2]. Moscow, 2009. pp. 195—201.
5. Romanova Ye.S. 99populyarnykh professiy. Psikhologicheskiy analiz iprofessiogrammy [99 popular professions. Psychological analysis and job descriptions]. Saint Petersburg, 2008.
6. Efremov YE.G. Aktualnyye problemy psikhologii: sb. naych. tr. [Topical issues of psychology : collection of scientific papers]. Omsk, 2000.
Поступила в редакцию в мае 2011 г.
Об авторе: Романова Елена Валерьевна, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, МГСУ, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, кафедра психологии, (499) 18354-74, romanova_e_v@mail.ru
About author: Romanova Elena Valerevna, Assistant Professor, Candidate of Psychology Science, Assistant Professor of psychology department, MSUCE, 26 Yaroslavskoye Freeway, 129337, Moscow, Russia, romanova_e_v@mail.ru