дения в региональные системы специализированного и университетского типа. Региональные вузы содействуют:
- развитию географически, социально-экономически и культурно отставших областей;
- обеспечению услуг контингенту учащихся из малых и средних предприятий, из малообеспеченных слоев населения, из местных органов власти;
- обеспечению преемственной связи входящих в университет субъектов на основе интеграции государственного управления и общественного самоуправления в их деятельности.
Основу содержания регионального компонента высшего образования составляют этнокультурная самобытность, исторические, профессиональные и трудовые традиции народов региона, диалог истории культуры с сегодняшним днем, те материальные и духовные феномены, которые выдерживают диалог со временем, диалог с другими культурами и цивилизациями.
Литература
1. Зимин Л.Н. Регионализация образования: проблемы и перспективы // Вестник Воронежского государственного университета. - 2005. - №2-3. - С. 17-23.
2. Малахов Н.Д. Нововведения в региональном управлении образованием // Народное образование. - 2006. - №3. - С.58-61.
3. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 2-е изд. - СПб., 1875. - Т. 1.
Маланов Иннокентий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета.
Malanov Innokentiy Aleksandrovich, candidate of pedagogical science, assistant professor of department of general pedagogy of Buryat State University.
УДК 378:331.548
А. С. Мутырова
РАБОТА ВУЗА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Вопрос профессиональной ориентации образовательных учреждений в современных условиях требует качественных преобразований. В настоящее время профориентационная работа, нацеленная на качество, — задача первостепенной важности не только для среднего общеобразовательного учреждения, но также и для многоуровневого учреждения непрерывного образования. Формирование духовной культуры в процессе подготовки студентов различных образовательных уровней к сознательной профессиональной работе требует особого изучения. Данная статья посвящена опыту работы по профессиональной ориентации в Калмыцком государственном университете.
Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация, выбор профессии
A.S. Mutyrova
THE WORK OF HIGH EDUCATIONAL ESTABLISHMENT ON THE FORMATION OF
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF GRADUATES AND PROFESSIONAL
ORIENTATION OF STUDENTS
The problem of professional orientational work of educational establishments in modern conditions requires corrections. In the modern conditions purposeful orientational work is the task of primary importance not only for secondary educational institution but also for the multilevel educational establishment of continuous education. Forming of spiritual culture in the process of preparing students of different educational levels to the conscious professional work obtains the higher profile. This article shows the work experience on the professional orientation in Kalmyk State University.
Key words: orientational work, vocational counselling, professional self-determination, professional adaptation, trade choice.
Современный этап социально-экономических преобразований в стране оказывает огромное влияние на сферу образования. Проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, ядром которого является переход в старших классах на профильное обучение. Профиль обучения предполагает профессиональный выбор учащихся, от которого зависят успешность обучения в старших классах, подготовка учащихся к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом - и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет профессиональное самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит специалиста-профессионала.
Профильное обучение - это система специальной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, с учетом потребностей рынка труда.
Тенденция профилизации таит в себе опасность подмены профориентации профильным обучением. Профориентационная работа не должна сводиться только к профильному и дифференцированному обучению, которые, по нашему мнению, представляют собой один из инструментов, обеспечивающих профессиональное самоопределение старшеклассников.
В разные периоды развития общества и школы проблемы профориентации решались с учетом исторического характера воспитания и обучения. За все время существования профориентации был накоплен богатый опыт работы в этой области как в зарубежной, так и отечественной практике. Однако современные реформы в нашей стране диктуют необходимость пересмотра наработок прошлых лет, поиска новых теоретико-методических оснований профессионального развития личности.
Анализ современного состояния проблемы профессиональной ориентации старшеклассников позволяет сделать вывод о том, что профориентация учащихся осуществляется в основном образовательными учреждениями. Участие в профориентации родителей обычно рассматривается как дополнительная мера.
Ряд ученых (Е.А.Климов, И.С.Кон, Ю.Кушнер, Г.Крайг) основную роль в профориентации отводят родителям. Е.А.Климов говорит о том, что семья является системой, которая оказывает очень сильное влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников и в то же время семья очень сложно поддается управлению со стороны школы [1].
Как показал анализ литературы, на сегодняшний день в профориентации применялась диагностика только школьников. По нашему мнению, важной является диагностика родителей с целью выявления адекватности их представлений об интересах, способностях и возможностях детей в контексте выбора профессии.
Изучив и оценив важность роли родителей в профориентационной работе, можно сделать вывод, что повышение психолого-педагогической компетентности родителей в профессиональном самоопределении старшеклассников возможно посредством их привлечения к профориентационной работе.
Исследования последних лет показывают, что около 40 % молодых людей в нашей стране осуществляют выбор профессии неосознанно. Недостаточная готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению заключается в следующем:
- у большинства старшеклассников недостаточно развиты личностные качества, необходимые для профессионального самоопределения (способность к самопознанию и саморазвитию, ответственность, самостоятельность, целенаправленность, самокритичность, эмоциональная лабильность, сила воли, готовность к выбору);
- у старшеклассников практически отсутствуют знания, необходимые для профессионального самоопределения, - о мире профессий, о самом себе, о потребностях рынка труда;
- занижена потребность в профессиональном самоопределении;
- не учитываются при выборе профессии потребности в кадрах своего региона и страны в целом;
- завышен уровень притязаний;
- не сформированы мотивы выбора профессии;
- отсутствует трудовая мотивация.
Недостаточная готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях многоуровневого учебного заведения приводит у студентов к отсутствию или недостаточно развитой потребности в получении образования, познавательного интереса, профессио-
нальной направленности. Анализ образовательной практики Калмыцкого государственного университета свидетельствует о наличии ряда затруднений у студентов в учебном процессе: непонимание цели образования, незнание своих индивидуальных особенностей, неумение планировать свое учебное время и определять программу овладения профессией. В решении всех этих проблем необходима помощь со стороны учебного заведения.
Сегодня как никогда необходим системный подход к профориентации студентов в условиях высшей школы. Существенной для вузов является не только профориентация школьников, связанная с определением общественно значимых мотивов выбора профессии, но профориентация студентов, обучающихся в многоуровневом учебном заведении. Большое значение приобретают формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки студентов разного уровня обучения к сознательной профессиональной деятельности, разработка теоретических и методических основ профориентационной работы.
В условиях Калмыцкого государственного университета профориентационная работа осуществляется путем создания многоуровневой структуры, которая включает в себя:
- профориентационную работу с абитуриентами, учащимися средних школ; -социально-педагогическую поддержку слушателей факультета довузовской подготовки;
- социально-педагогическую поддержку студентов факультета СПО;
- социально-педагогическую поддержку студентов факультетов ВПО;
- профессиональную ориентацию слушателей центра повышения квалификации, переподготовки кадров и дополнительного образования;
Специально созданный отдел профориентации и нового набора (ПНН) Калмыцкого государственного университета является центром всей профориентационной работы в вузе. Основное направление деятельности отдела ПНН КГУ - работа со старшеклассниками и абитуриентами.
Ориентация учащихся в пространстве и маршрутах будущего образования должна обеспечиваться всеми компонентами социальной и образовательной среды: и внешними информационными потоками, и профессиологической информацией, включаемой в материал учебных предметов, и созданием соответствующих задачных ситуаций в учебном процессе, дополнительными образовательно-ориентирующими мероприятиями в школе, психологическим консультированием и т.д.
Профориентация в том виде, в каком она сейчас существует всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Существенным тормозом развития профориентации в средней школе является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика. Отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Недостаточная подготовка квалифицированных специалистов - профинформаторов, отсутствие текущей информации о потребностях в кадрах также становятся причиной слабой профориентационной работы со школьниками. О ее низкой результативности свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся между:
- их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии;
- осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;
- их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест;
- склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении;
- несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией, и др. Поэтому при выборе будущей профессии абитуриент часто опирается на мнение близких и знакомых ему людей и ориентируется на «выгодные » и «модные» специальности.
В соответствии с возрастом интересы школьников довольно разнообразны. Однако не каждый старшеклассник способен выделить для себя свои наиболее устойчивые предпочтения и склонности, которые могли бы помочь ему в реализации планов на будущее. Еще больше обо-
стряет проблему выбора профессии непонимание или незнание школьниками конкретных требований, предъявляемых к человеку определенной профессии.
Решение многих проблем и противоречий, существующих в профориентационной работе с абитуриентами и старшеклассниками, на наш взгляд, возможно в условиях вуза. Специалисты отдела профориентации и нового набора (ПНН) Калмыцкого государственного университета предлагают помощь старшеклассникам в подборе профессий в соответствии с их индивидуальными качествами, ведут разъяснительную работу, знакомя с особенностями различных профессий, осуществляют психологическую подготовку будущих студентов к ускоренной адаптации в условиях обучения в вузе. Сотрудничество Калмыцкого государственного университета с Центром гуманитарных технологий при Московском государственном университете играет существенную роль в профориентационной работе отдела ПНН. Разработанный Центром гуманитарных технологий МГУ психологический тест «Профориентатор» позволяет производить широкую диагностику специальных интересов, навыков, интеллектуальных и личностных черт будущих абитуриентов и составлять их психологический портрет. Обработанные в Центре гуманитарных технологий индивидуальные данные тестирования выдаются школьникам на руки в виде распечатанного текста с подобранными профессиями и конкретными рекомендациями.
Результаты профориентационного тестирования вызывают интерес не только у старшеклассников, но и у их родителей, так как содержат объективную информацию об умениях и качествах школьников на момент тестирования. Последнее обстоятельство оказалось полезным для более взвешенного подхода к решению проблемы выбора будущей профессии. Абитуриенты Калмыцкого государственного университета имеют возможность получить у квалифицированного психолога консультацию по вопросам выбора профессии. В этом случае интерпретация результатов теста специалистом сводится к разъяснению психологических черт и склонностей школьника в соответствии с показанными на тестировании умениями и распределением интересов.
Бывает и так, что процесс профессионального самоопределения выпускника школы оказывается недолгим и заканчивается после поступления в вуз на «проходную специальность». Опыт работы Калмыцкого университета показывает, что с такими студентами необходимо продолжить профриентационную работу и в стенах учебного заведения. Сомнения студентов в правильности выбора профессии, серьезные нравственные и психологические проблемы, возникающие при определении профиля специальности, на наш взгляд, требуют корректировки содержания профориентационной работы в учебном заведении.
Как свидетельствует анализ исследований, практическая деятельность государственных образовательных учреждений непрерывного образования не ограничивается профессиональной ориентацией старшеклассников и абитуриентов, не менее важными являются вопросы педагогической поддержки студентов в процессе планирования ими пути продолжения образования и профессиональной карьеры. В современных условиях ГОУ ВПО столкнулись с необходимостью целенаправленной работы по формированию профессиональной направленности у студентов разных уровней обучения (НПО, СПО, ВПО).
Таким образом, профориентационная работа в условиях учебных заведений, сохраняясь в своей основной сути, наполняется новым содержанием и включает в себя деятельность по следующим направлениям:
- профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и про-фагитацию, предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии, распространяются не только на старшеклассников и абитуриентов, но и сохраняют свою актуальность и в работе со студентами;
- профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности, осуществляется на разных уровнях обучения в учебном заведении;
- профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов, как показывает опыт работы ГОУ непрерывного образования, оказывается необходимой не только абитуриентам, но и студентам разных уровней обучения (слушателям центра повышения квалификации и переподготовки кадров, студентам факультета среднего профессионального образования и др.);
- социально-профессиональная адаптация, профессиональное воспитание в условиях учебного заведения направлено на формирование профессиональной направленности (чувства дол-
га, ответственности, профессиональной чести и достоинства) будущих специалистов.
На каждом этапе профориентационной работы со студентами в условиях учебного заведения необходима реализация различных целей:
- начальный этап (студенты 1 курса) - формирование представлений о выбранной профессии, о понимании роли знаний в жизни человека через участие в профессии — различных видах деятельности, учебной практике, при отработке первичных учебных навыков;
- первый этап (студенты 2 курса) — развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии в ходе технологической и производственной практики;
- второй этап (студенты 3 курса) — формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей в ходе обучения профессии;
- третий этап (выпускники учебного заведения) — формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений студентов, развитие способностей через углубленное изучение основных предметов цикла (СД, ОПД), в ходе преддипломной практики.
Профориентационная работа может осуществляться как на занятиях, так и вне их. Практически все учебные предметы на различных уровнях обучения могут информировать учащихся о профессиональной деятельности. Именно на практических занятиях по разным дисциплинам педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать студентов о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы к профессии. Успех профориентационной работы на занятиях во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение студентов к деятельности. Организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной профессии необходима на протяжении учебы в ГОУ непрерывного образования.
Главным критерием эффективности профориентационной работы служат как мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на учебу в учебные заведения непрерывного образования, так и количество студентов, продолживших обучение по профессии на более высоком уровне, отвечающего актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом [3]. Чем больше число выпускников разных уровней обучения в ГОУ непрерывного образования в дальнейшем работает по полученной ими профессии, тем выше действенность профориентационной работы этого учебного заведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что качественная целенаправленная профориентационная работа в современных условиях является первостепенной и главной задачей не только средних общеобразовательных учреждений, но и многоуровневого учебного заведения непрерывного образования.
Литература
1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - С.150.
2. Гендин А.М., Сергеев М.П. Профессиональная ориентация школьников // Социологические исследования. -1996. - №8. - С.101-104.
3. Профессиональная ориентация учащейся молодежи / под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 1988. -С.223.
4. Борликов Г.М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста. - Волгоград: Перемена, 2001. С.104-106.
Мутырова Алла Санджиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и менеджмента профессионального образования Калмыцкого государственного университета. E-mail: рк @ kalmsu.ru
Mutyrova Alla Sandzhievna, candidate of pedagogical science, assistant professor of department of technology and management of professional education of Kalmik State University. E-mail: рк @ kalmsu.ru