Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова Надежда Михайловна

Введение . В условиях многонациональной Российской Федерации актуальной является задача подготовки будущих учителей к осуществлению образовательной деятельности в поликультурной среде, эффективность решения которой во многом определяется успешностью протекания этнокультурной социализации студентов. Цель: определить роль этнокультурных ценностей в процессе этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Материалы и методы. В ходе исследования нами использован комплекс теоретических (анализ, синтез) и эмпирических методов (тестирование, анкетирование). Результаты исследования, обсуждения. В статье рассматривается ценностный компонент этнокультурной социализации как один из структурных компонентов этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Рассматриваются понятие «ценности» и классификация ценностей. Формирование ценностей, знания о моральных нормах и качествах, которые регулируют взаимоотношения в обществе, определяют установки в поведении людей, являются одними из компонентов успешной этнокультурной социализации будущих учителей. Этнокультурные ценности рассматриваются как взаимосвязанные с гуманистическими, общечеловеческими и этническими ценностями. Для определения ценностных ориентаций будущих учителей иностранных языков мы использовали методику М. Рокича «Ценностные ориентации». Согласно способу интерпретации методики, систему ценностных ориентаций будущих учителей иностранных языков можно определить, поняв индивидуальную закономерность субъективного структурирования системы ценностей. Также нами был проведено анкетирование среди будущих учителей иностранных языков, включающее вопросы на определение собственных этнокультурных ценностей. Заключение. Этнокультурные ценности являются важной составляющей процесса этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Вместе с тем, проведенное исследование показало недостаточную сформированность у студентов групп ценностей межличностного общения и принятия других, кроме того, студенты не рассматривали природные, исторические и этнические ценности как этнокультурные ценности, что требует организации целенаправленной работы в этом направлении - повышение значимости этнокультурных ценностей для будущих учителей иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршунова Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL VALUES AND THEIR ROLE IN THE PROCESS OF ETHNO-CULTURAL SOCIALIZATION OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

Introduction . In the conditions of the multinational Russian Federation, the task of preparing future teachers for the implementation of educational activities in a multicultural environment is relevant, the effectiveness of the solution of which is largely determined by the success of ethno-cultural socialization of students. Purpose : to determine the role of ethno-cultural values in the process of ethno-cultural socialization of future foreign language teachers. Materials and methods. In the course of the study, the author used a set of theoretical (analysis, synthesis) and empirical methods (testing, questionnaires). Results, discussion. The article considers the value component of ethno-cultural socialization as one of the structural components of ethno-cultural socialization of future foreign language teachers. The concept of “valuesˮ and the classification of values are considered. The formation of values, knowledge about moral norms and qualities that regulate relationships in society, determine attitudes in people's behavior, are among the components of successful ethno-cultural socialization of future teachers. Ethno-cultural values are considered as interrelated with humanistic, universal and ethnic values. To determine the value orientations of future teachers of foreign languages, we used the methodology of M. Rokich "Value orientations". According to the method of methodology interpretation, the system of value orientations of future foreign language teachers can be determined by understanding the individual pattern of the subjective structuring of the value system. We also conducted a survey among future teachers of foreign languages, including questions to determine their own ethno-cultural values. The scientific novelty of the article is that ethno-cultural values are considered as the most important components of the process of ethno-cultural socialization of future foreign language teachers. Conclusion. Ethno-cultural values are an important component of the process of ethno-cultural socialization of future foreign language teachers. At the same time, the conducted research showed that students have insufficiently formed groups of values of interpersonal communication and acceptance of others. In addition, students did not consider natural, historical and ethnic values as ethno-cultural values, which requires the organization of purposeful work in this direction - increasing the importance of ethno-cultural values for future foreign language teachers.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

УДК 37.013.8

DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-2-135-141

Этнокультурные ценности и их роль в процессе этнокультурной

социализации будущих учителей иностранных языков

Н. М. Коршунова

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В условиях многонациональной Российской Федерации актуальной является задача подготовки будущих учителей к осуществлению образовательной деятельности в поликультурной среде, эффективность решения которой во многом определяется успешностью протекания этнокультурной социализации студентов. Цель: определить роль этнокультурных ценностей в процессе этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Материалы и методы. В ходе исследования нами использован комплекс теоретических (анализ, синтез) и эмпирических методов (тестирование, анкетирование). Результаты исследования, обсуждения. В статье рассматривается ценностный компонент этнокультурной социализации как один из структурных компонентов этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Рассматриваются понятие «ценности» и классификация ценностей. Формирование ценностей, знания о моральных нормах и качествах, которые регулируют взаимоотношения в обществе, определяют установки в поведении людей, являются одними из компонентов успешной этнокультурной социализации будущих учителей. Этнокультурные ценности рассматриваются как взаимосвязанные с гуманистическими, общечеловеческими и этническими ценностями. Для определения ценностных ориентаций будущих учителей иностранных языков мы использовали методику М. Рокича «Ценностные ориентации». Согласно способу интерпретации методики, систему ценностных ориентаций будущих учителей иностранных языков можно определить, поняв индивидуальную закономерность субъективного структурирования системы ценностей. Также нами был проведено анкетирование среди будущих учителей иностранных языков, включающее вопросы на определение собственных этнокультурных ценностей. Заключение. Этнокультурные ценности являются важной составляющей процесса этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Вместе с тем, проведенное исследование показало недостаточную сформированность у студентов групп ценностей межличностного общения и принятия других, кроме того, студенты не рассматривали природные, исторические и этнические ценности как этнокультурные ценности, что требует организации целенаправленной работы в этом направлении -повышение значимости этнокультурных ценностей для будущих учителей иностранных языков.

Ключевые слова: этнокультура, этнокультурная социализация, ценности, педагогические ценности, этнокультурные ценности

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Коршунова Н.М. Этнокультурные ценности и их роль в процессе этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 2. С. 135-141. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-135-141

Ethno-cultural values and their role in the process of ethno-cultural socialization of future foreign language teachers

N. M. Korshunova

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russian Federation

Abstract. Introduction. In the conditions of the multinational Russian Federation, the task of preparing future teachers for the implementation of educational activities in a multicultural environment is relevant, the effectiveness of the solution of which is largely determined by the success of ethno-cultural socialization of students. Purpose: to determine the role of ethno-cultural values in the process of ethno-cultural socialization of future foreign language teachers. Materials and methods. In the course of the study, the author used a set of theoretical (analysis, synthesis) and empirical methods (testing, questionnaires). Results, discussion. The article considers the value component of ethno-cultural socialization as one of the structural components of ethno-cultural socialization of future foreign language teachers. The concept of "values" and the classification of values are

considered. The formation of values, knowledge about moral norms and qualities that regulate relationships in society, determine attitudes in people's behavior, are among the components of successful ethno-cultural socialization of future teachers. Ethno-cultural values are considered as interrelated with humanistic, universal and ethnic values. To determine the value orientations of future teachers of foreign languages, we used the methodology of M. Rokich "Value orientations". According to the method of methodology interpretation, the system of value orientations of future foreign language teachers can be determined by understanding the individual pattern of the subjective structuring of the value system. We also conducted a survey among future teachers of foreign languages, including questions to determine their own ethno-cultural values. The scientific novelty of the article is that ethno-cultural values are considered as the most important components of the process of ethno-cultural socialization of future foreign language teachers. Conclusion. Ethno-cultural values are an important component of the process of ethno-cultural socialization of future foreign language teachers. At the same time, the conducted research showed that students have insufficiently formed groups of values of interpersonal communication and acceptance of others. In addition, students did not consider natural, historical and ethnic values as ethno-cultural values, which requires the organization of purposeful work in this direction - increasing the importance of ethno-cultural values for future foreign language teachers.

Keywords: ethno-culture, ethno-cultural socialization, values, pedagogical values, ethno-cultural values The author declares no conflict of interests.

For citation: Korshunova N.M. Ethno-cultural values and their role in the process of ethno-cultural socialization of future foreign language teachers. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 2, pp. 135-141. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-135-141

Введение

В условиях многонациональной Российской Федерации актуальной является задача подготовки будущих учителей к осуществлению образовательной деятельности в поликультурной среде, эффективность решения которой во многом определяется успешностью протекания этнокультурной социализации студентов. Этнокультурные ценности являются важной составляющей данного процесса, что требует серьезного осмысления ценностных ориентаций будущих учителей иностранных языков в процессе этнокультурной социализации. Вопросам этнокультурной социализации личности посвящены труды И. В. Кожанова, М.Б. Кожановой и Л.В. Кузнецовой, в которых раскрываются сущность и особенности протекания данного процесса у обучающихся разного возраста. Аксиологические аспекты образовательного процесса, формирование ценностей и становление ценностных ориен-таций раскрываются в работах И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, Г.Ж. Фахрутдиновой, А.В. Кирья-ковой, С.Б. Дагбаевой. Вместе с тем, проблема роли этнокультурных ценностей в процессе этнокультурной социализации недостаточно изучена, что определило выбор темы настоящего исследования, цель которого заключается в определении роли этнокультурных ценностей в процессе этнокультурной социализации будущих

учителей иностранных языков. В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования: 1) раскрыть сущность понятий «ценности», «ценностные ориентации», «этнокультурные ценности»; 2) провести диагностику с будущими учителями иностранных языков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»; 3) провести анкетирование будущих учителей иностранных языков, включающее вопросы на определение этнокультурных ценностей. Научная новизна статьи состоит в том, что этнокультурные ценности рассматриваются как важнейшие составляющие процесса этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков.

Материал и методика исследований

В ходе исследования нами использован комплекс теоретических (анализ, синтез) и эмпирических методов (тестирование, анкетирование).

Результаты исследования

И.В. Кожанов определяет этнокультурную социализацию как «единый неразрывный процесс вхождения индивида в культуру родного народа, усвоения традиционных этнических ценностей и норм, сопровождающийся приобщением к общечеловеческой культуре, ценностям и нормам, формированием этнокультурной компетентности, обеспечивающей эффективное функционирование

личности в условиях поликультурной среды» [5]. Мы, опираясь на исследования И.В. Кожанова, и учитывая такие факторы, как необходимость совершенствования поликультурного педагогического образования, переход к компетентност-ной модели подготовки педагога, обладающего такими этнокультурно значимыми качествами, как этнокультурная толерантность, этнопатрио-тизм и др., определяем этнокультурную социализацию будущих учителей как процесс усвоения будущими педагогами этнокультурного социального опыта (знаний, умений, ценностей), формирование этнокультурно компетентной личности, способной не только к эффективной педагогической деятельности, но и обладающей этнокультур-но значимыми качествами, с целью оптимального включения по окончании вуза в систему межнациональных отношений, их успешной интеграции в поликультурную образовательную среду.

Основываясь на проведенных исследованиях [6; 7], мы рассматриваем этнокультурную социализацию в единстве ее структурных и функциональных компонентов. Раскроем содержание ценностного компонента как одного из структурных компонентов этнокультурной социализации будущих учителей. Ценностный компонент предполагает сформированную систему ценностных ориентаций в этнокультурной сфере, мотивацию профессиональной деятельности. Рассмотрим теорию ценностей и их классификацию в педагогической науке. К примеру, исследуя теорию ценностей, А.В. Кирьякова дает следующее определение ценности: «ценность - это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом» [4]. Появление ценности, по ее мнению, «связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способами удовлетворить определенные потребности общества, человека, а с другой - как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом» [4]. И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, используя аксиологический подход к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина, определяют педагогические ценности как «особенности педагогической деятельности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей» [3, с. 197]. Ученые разделяют педагогические

ценности на: 1) социально-педагогические ценности, под которыми понимаются нормы, традиции и правила, определяющие деятельность общества в образовании; 2) групповые педагогические ценности, представляемые в виде норм, идей педагогической деятельности в рамках определенных институтов; 3) личностно-педаго-гические ценности, под которыми понимается мировоззрение самого педагога, составляющие систему его ценностных ориентаций [3, с. 198]. Исследуя систему ценностных ориентаций как динамическое психологическое образование, С.Б. Дагбаева, отмечает, что ценностные ориентации являются образцом, с которым личность соотносит свои интересы, склонности и поведение [1]. Г.Ж Фахрутдинова подчеркивает, что хотя и система ценностных ориентаций не остается неизменной, «но это изменение не затрагивает уровня этнической идентичности личности, так что этноценностные ориентации остаются стабильными» [10]. В результате своего исследования Г.Ж. Фахрутдинова приходит к выводу, что «уровень социальной адаптации прямо связан с уровнем этнической идентичности и значимостью этнических ценностей» [10].

Формирование ценностей, ценностных ориен-таций, знания о моральных нормах и качествах, которые регулируют взаимоотношения в обществе, определяют установки в поведении людей, являются одним из компонентов успешной этнокультурной социализации будущих учителей. Среди ценностей, оказывающих влияние на этнокультурную социализацию будущих учителей, мы рассматриваем традиционные этнические и этнокультурные ценности. Под традиционными этническими ценностями И.В. Кожанов [6] представляет идеальные, отобранные народом ценности, которые являются образцом для воспитания будущего семьянина и гражданина. Автор полагает, что традиционные этнические ценности народов не сильно отличаются друг от друга, что дает возможность приравнять их к общечеловеческим ценностям, так как «достижения своего народа можно ценить, лишь зная ценности других» [6]. Под общечеловеческими ценностями О.И. Юдина понимает нормы, являющиеся общими для людей всех культур, такие как «гуманизм, свобода, семья, долг, ответственность, честь, достоинство, гостеприимство, совесть, благородство, милосердие, сострадание и т. п.» [11]. Привитие ребенку общечеловеческих

ценностей является одной из задач современного учителя. Именно аксиологические знания, приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, формируют систему ценностных ориентаций педагогов. Ознакомление будущих учителей с этнокультурными ценностями продолжается в период обучения в педагогическом вузе. Г.П. Иванова, Н.Н. Ширкова полагают, что образовательный процесс в вузе способствует освоению этнокультурной составляющей, формированию толерантного отношения к различным этносам, развитию диалога культур в процессе формирования этнокультурных ценностей [2, с. 148]. Проблеме формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке посвящены исследования Е.С. Самойловой, О.К. Логвиновой, В.И. Зеленова и других. Под этнокультурными ценностями Е.С. Самойловой понимается «совокупность ценностей мировой национальной и народной культуры, основанной на трех взаимосвязанных ценностных уровнях и объективирующихся в памятниках культуры, историческом наследии, языке, мировоззрении, ориентированном на этническую идентификацию и национальную интеграцию» [9]. Этнокультурные ценности Е.С. Самойлова предлагает рассматривать на уровнях, основанием которых служат высшие гуманистические ценности, и все уровни взаимосвязаны между собой; следующий уровень включает в себя семейные и природные ценности каждого народа, на последнем уровне представлены исторические и этнические ценности народов. О.К. Логвинова, В.И. Зеленов предлагают определять этнокультурные ценности как «совокупность ценностей всех областей материальной и духовной жизни этноса» [8, с.153]. Ученые считают, что этнокультурные ценности, формируя личность, воспроизводят ее культурные и исторические корни [8, с. 153].

Обсуждение

Проанализировав понятия педагогические ценности, традиционные этнические ценности, этнокультурные ценности, мы представляем понятие этнокультурные ценности как составляющие ценностного компонента этнокультурной социализации будущих учителей. Рассматривая этнокультурные ценности и традиции как факторы этнокультурной социализации будущих учителей, мы под этнокультурными ценностями

будущих учителей понимаем те духовные и материальные ценности, которые проявляются в нормах педагогического общения с представителями различных этнических культур с учетом не только своих собственных, но и других национальных обычаев, традиций, норм поведения, языка. В системе работы педагогов, как и в любой другой системе, субьекты деятельности обладают своими представлениями о ценностях, однако учет этнокультурных ценностей, основанных на знании этнокультурных норм, традиций, готовности к позитивному общению с представителями других народов, эмпатии, позитивной оценке своей принадлежности к определенному этносу, умении выстраивать взаимоотношения в поликультурном образовательном пространстве, являются показателем успешной этнокультурной социализации будущих учителей. Для определения ценностных ориентаций будущих учителей иностранных языков мы использовали методику М. Рокича «Ценностные ориентации»1. Согласно способу интерпретации методики, систему ценностей будущих учителей иностранных языков можно определить, поняв индивидуальную закономерность субъективного структурирования системы ценностей. Так, среди терминальных ценностей прослеживаются закономерности преобладания конкретных жизненных ценностей (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) - 60,7 %, ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) - 25 %, абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество) - 10,7 %, пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость) - 3,5 %. Среди инструментальных ценностей можно выделить интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) - 42,8 %, ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) - 28,5 %, ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) - 17,8 %, ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов) - 10,7 %. Следует отметить, что будущих учителей иностранных языков больше привлекают конкретные жизненные ценности, чем абстрактные и пассивные, интеллектуальные

1 Психологические тесты для профессионалов / авт. тост. Н.Ф. Гребень. Минск : Соврем. шк., 2007. 496 с.

ценности и ценности самоутверждения ставятся выше, чем ценности межличностного общения и ценности принятия других. Работа по формированию ценностных ориентаций будущих учителей иностранных языков к таким ценностям, как красота природы и искусства, жизненная мудрость старшего поколения, чуткость, терпимость, широта взглядов, будет являться одним из факторов успешной этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Также для определения этнокультурных ценностей был проведен анкетирование среди будущих учителей иностранных языков. Ответы на вопросы анкеты предполагали определение своих этнокультурных ценностей и ценностей, полученных при общении с другими народами. В числе ценностей, сформированных у будущих учителей иностранных языков как представителей определенного этноса, студентами отмечаются «семейные ценности - уважение к родителям к старшему поколению, готовность помочь нашим братьям и сестрам; уважительное отношение к природе; ценность семьи превыше всего; уважение мнения старших; любовь к Родине». Среди ценностей, приобретенных в условиях общения с представителями других национальностей указываются: «самоуверенность, ценность своего народа, ценности свободы выбора, культурные, доброта, усердие, дружба народов, открытость».

Основываясь на классификации этнокультурных ценностей, выделенных Е. С. Самойловой [9], проанализируем ответы студентов. Будущими учителями иностранных языков в качестве этнокультурных ценностей, прежде всего, указываются семейные ценности своего народа как главные этнокультурные ценности, среди гуманистических ценностей перечисляются такие ценности,

как любовь, доброта, усердие, свобода выбора, открытость, дружба. Среди этнокультурных ценностей студентами не отмечаются природные ценности, защита природных ресурсов земли, на которой проживают разные народности, любовь и бережное отношение к природе также входят в число этнокультурных ценностей. В ответах студентов нами не выявлены исторические ценности народов, такие как известные здания, сооружения, памятники, культовые сооружения. Среди этнических ценностей названа ценность своего народа, но не выявлены ценности родного языка, национальных обычаев и традиций, фольклора, художественных промыслов, ремесел и другого.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные этнокультурные ценности и обозначенная их роль в процессе этнокультурной социализации могут быть использованы для повышения уровня этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков.

Заключение

Этнокультурные ценности являются важной составляющей процесса этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Вместе с тем, проведенное исследование показало недостаточную сформированность у студентов групп ценностей межличностного общения и принятия других, кроме того, студенты не рассматривали природные, исторические и этнические ценности как этнокультурные ценности, что требует организации целенаправленной работы в этом направлении - повышение значимости этнокультурных ценностей для будущих учителей иностранных языков в процессе этнокультурной социализации.

Список литературы

1. Дагбаева С.Б. Становление системы ценностных ориентаций личности в процессе этнической социализации // Вестник КемГУ. 2015. № 1-1 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sistemy-tsennostnyh-orientatsiy-lichnosti-v-protsesse-etnicheskoy-sotsializatsii (дата обращения: 24.02.2021).

2. Иванова Г.П., Ширкова Н.Н. Формирование этнокультурных ценностей у иностранных студентов в контексте социокультурной адаптации // Акмеология. 2016. № 2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnokulturnyh-tsennostey-u-inostrannyh-studentov-v-kontekste-sotsiokulturnoy-adaptatsii (дата обращения: 25.02.2021).

3. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/aksiologicheskiy-i-kulturologicheskiy-podhody-k-issledovaniyu-problem-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-nauchnoy-shkole-v-a-slastenina (дата обращения: 24.02.2021).

4. Кирьякова А.В. Теория ценностей - методологический базис аксиологии образования // Электронное научное издание «Аксиология и инноватика образования». 2010. № 1. URL: http://www.orenport.ru/axiology/?doc=3 (дата обращения: 27.09.2018).

5. Кожанов И.В. Этнокультурная социализация как основа формирования гражданской идентичности личности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2012. № 3 (75). С. 113-117.

6. Кожанов И.В. Модель формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 2А. С. 315-326.

7. Кожанова М.Б., Кожанов И.В., Кузнецова Л.В. Этнокультурная социализация ребенка в дошкольном образовательном учреждении Чувашской Республики: программа и методические рекомендации. Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. 82 с.

8. Логвинова О.К., Зеленов В.И. Проблема формирования и развития этнокультурных ценностей личности в отечественных и зарубежных исследованиях // Акмеология. 2016. № 2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-i-razvitiya-etnokulturnyh-tsennostey-lichnosti-v-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-issledovaniyah (дата обращения: 25.02.2021 ).

9. Самойлова Е.С. Проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке / Самойлова Елизавета Сергеевна // Педагогическое образование в России. 2018. № 3. С. 20-25.

10. Фахрутдинова Г.Ж. Влияние ценностных ориентаций на формирование этнокультурной личности // Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект: сборник Междунар. научно-практич. конф. / под ред. Г.Ж. Фахрутдиновой. Казань : РИЦ «Школа», 2016. С. 353-356.

11. Юдина О.И. Этнопедагогика как аксиологический ресурс образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 492-495. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34586 (дата обращения: 20.02.2021).

Статья поступила в редакцию 10.03.2021 г.; одобрена после рецензирования 15.04.2021 г.; принята к публикации 21.05.2021 г.

Об авторе

Коршунова Надежда Михайловна

аспирант, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (428000, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 38), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3812-32^, nadya4ka7@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

References

1. Dagbaeva S.B. Stanovlenie sistemy tsennostnykh orientatsii lichnosti v protsesse etnicheskoi sotsializatsii [Formation of value orientations of the individual in the process of ethnic socialization]. Vestnik KemGU = Bulletin of Kemerovo State University, 2015, no. 1-1 (61). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sistemy-tsennostnyh-orientatsiy-lichnosti-v-protsesse-etnicheskoy-sotsializatsii (accessed 24.02.2021). (In Russ.).

2. Ivanova G.P., Shirkova N.N. Formirovanie etnokul'turnykh tsennostei u inostrannykh studentov v kontekste sotsiokul'turnoi adaptatsii [Formation of foreign students' ethnocultural values in the context of sociocultural adaptation]. Akmeologiya = Acmeolo-gy, 2016, no. 2 (58). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnokulturnyh-tsennostey-u-inostrannyh-studentov-v-kontekste-sotsiokulturnoy-adaptatsii (accessed 25.02.2021). (In Russ.).

3. Isaev I.F., Shiyanov E.N. Aksiologicheskii I kul'turologicheskii podkhody k issledovaniyu problem pedagogicheskogo obra-zovaniya v nauchnoi shkole V.A. Slastenina [Axiological and culturological approaches to problems of pedagogical education in V.A.Slastenin's scientific school]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, 2005, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-i-kulturologicheskiy-podhody-k-issledovaniyu-problem-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-nauchnoy-shkole-v-a-slastenina (accessed 24.02.2021). (In Russ.).

4. Kiryakova A.V. Teoriya tsennostei - metodologicheskii bazis aksiologii obrazovaniya [The theory of values - the methodological basis of the axiology of education]. Elektronnoe nauchnoe izdanie «Aksiologiya I innovatika obrazovaniya» = Electronic scientific publication "Axiology and Innovation of Education", 2010, no. 1. Available at: http://www.orenport.ru/axiology/?doc=3 (accessed 27.09.2018). (In Russ.).

5. Kozhanov I.V. Etnokul'turnaya sotsializatsiya kak osnova formirovaniya grazhdanskoi identichnosti lichnosti [Ethnocultural socialization as the basis for the formation of a person's civil identity]. Vestnik Chuvashsko gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta imeniI.Ya. Yakovleva = I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 3 (75), pp. 113-117. (In Russ.).

6. Kozhanov I.V. Model' formirovaniya grazhdanskoi identichnosti lichnosti v protsesse etnokul'turnoi sotsializatsii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [The model of formation of civic identity of the personality in the process of ethnic and cultural socialization in the system of continuous education]. Pedagogicheskii zhurnal = Pedagogical Journal, 2017, vol. 7, no. 2A, pp. 315-326. (In Russ.).

7. Kozhanova M.B., Kozhanov I.V., Kuznetsova L.V. Etnokul'turnaya sotsializatsiya rebenka v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii Chuvashskoi Respubliki: programma i metodicheskie rekomendatsii [Ethnocultural socialization of a child in a preschool educational institution of the Chuvash Republic: program and guidelines]. Cheboksary, ChSPU Publ., 2009, 82 p. (In Russ.).

8. Logvinova O.K., Zelenov V.I. Problema formirovaniya I razvitiya etnokul'tumykh tsennostei lichnosti v otechestvennykh I zarubezhnykh issledovaniyakh [The problem of personal ethnic and cultural values development in Russian and foreign contemporary research]. Akmeologiya = Acmeology, 2016, no. 2 (58). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-i-razvitiya-etnokulturnyh-tsennostey-lichnosti-v-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-issledovaniyah (accessed 25.02.2021). (In Russ.).

9. Samoilova E.S. Problema formirovaniya etnokul'turnykh tsennostei v sovremennoi pedagogicheskoi nauke [The problem of formation of ethno-cultural values in modern pedagogical science]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2018, no. 3, pp. 20-25. (In Russ.).

10. Fakhrutdinova G.Zh. Vliyanie tsennostnykh orientatsii na formirovanie etnokul'turnoi lichnosti [The influence of value orientations on the formation of an ethnocultural personality]. Vzaimodeistie organov vlasti, obshchestvennykh ob "edinenii I obrazovatel'nykh uchrezhdenii po garmonizatsii etnokonfessional'nykh i mezhnatsional'nykh otnoshenii: regional'nyi aspekt: sbornik Mezhdunar. nauch-no-prakticheskoi konf. = Interaction of authorities, public associations and educational institutions for the harmonization of ethno-confessional and interethnic relations: regional aspect: collection of Intern. scientific and practical conf., ed. by G.Zh. Fakhrutdinova, Kazan, EPC "School", 2016, pp. 353-356. (In Russ.).

11. Yudina O.I. Etnopedagogika kak aksiologicheskii resurs obrazovaniya [Ethnopedagogics as axiological resource of education]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 8-2, pp. 492-495. Available at: http://www.fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=34586 (accessed 20.02.2021). (In Russ.).

The article was submitted 10.03.2021; approved after reviewing 15.04.2021; accepted for publication 21.05.2021.

About the author Nadezhda M. Korshunova

Postgraduate Student, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University (38 K. Marx St., Cheboksary 428000, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3812-321X, nadya4ka7@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.