Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ: СУЩНОСТЬ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ: СУЩНОСТЬ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / БАКАЛАВРЫ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрейко И.А.

Воспитательная работа со студенческой молодежью в высшей школе является обязательным компонентом образовательного процесса, в результате которого у бакалавров славянской филологии формируются профессионально значимые качества, определяющие их готовность к педагогической деятельности. На основании анализа актуальных исследований, посвященных вопросам воспитания студенческой молодежи, требований ФГОС ВО 3++, ключевых положений относительно содержания воспитания в высшей школе, действующих рабочих программ учебных дисциплин для подготовки будущих учителей-гуманитариев и с учетом специфики профессионально-педагогической подготовки учителя-словесника в образовательной организации высшего образования в статье определена специфика основных направлений воспитательной работы студентов-филологов Донецкого национального университета: патриотическое, гражданско-правовое, духовно-нравственное, валеологическое, трудовое, эстетическое, экологическое, превентивное и студенческое самоуправление. В статье определены условия, обеспечивающие формирование профессионально значимых качеств, умений и навыков у бакалавров славянской филологии в процессе комплексной реализации названных направлений воспитательной работы. Авторский подход заключается в раскрытии сущности ключевых положений воспитательной работы будущего учителя словесности с целью формирования его как духовно-нравственной и профессионально мобильной личности, способной к конкуренции в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL ASPECT OF THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF FUTURE TEACHERS OF LITERATURE: THE ESSENCE AND KEY PROVISIONS

Educational work with students in higher education is an obligatory component of the educational process, as a result of which bachelors of Slavic philology form professionally significant qualities that determine their readiness for pedagogical activity. Based on the analysis of current research on the education of students, the requirements of the Federal State Educational Standard in 3++, the key provisions regarding the content of education in higher education, the current work programs of academic disciplines for the training of future teachers of humanities and taking into account the specifics of the professional and pedagogical training of a verbal teacher in an educational organization of higher education, the article defines the specifics of the main directions educational work of philology students of Donetsk National University: patriotic, civil law, spiritual and moral, valeological, labor, aesthetic, environmental, preventive and student self-government. The article defines the conditions that ensure the formation of professionally significant qualities, skills and abilities of bachelors of Slavic philology in the process of complex implementation of these areas of educational work. The author's approach is to reveal the essence of the key provisions of the educational work of the future teacher of literature in order to form him as a spiritual, moral and professionally mobile personality capable of competition in modern socio-economic conditions.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ: СУЩНОСТЬ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Воспитательный аспект формирования профессионально значимых качеств будущих учителей

словесности: сущность и ключевые положения

Ирина Александровна Кудрейко

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедры славянской филологии и прикладной лингвистики

Донецкий национальный университет Донецк, Донецкая Народная Республика kudreiko@donnu.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 12.04.2022 Принята 17.05.2022 Опубликована 15.06.2022

I 10.25726/10913-5060-0277-е

Аннотация

Воспитательная работа со студенческой молодежью в высшей школе является обязательным компонентом образовательного процесса, в результате которого у бакалавров славянской филологии формируются профессионально значимые качества, определяющие их готовность к педагогической деятельности. На основании анализа актуальных исследований, посвященных вопросам воспитания студенческой молодежи, требований ФГОС ВО 3++, ключевых положений относительно содержания воспитания в высшей школе, действующих рабочих программ учебных дисциплин для подготовки будущих учителей-гуманитариев и с учетом специфики профессионально-педагогической подготовки учителя-словесника в образовательной организации высшего образования в статье определена специфика основных направлений воспитательной работы студентов-филологов Донецкого национального университета: патриотическое, гражданско-правовое, духовно-нравственное, валеологическое, трудовое, эстетическое, экологическое, превентивное и студенческое самоуправление. В статье определены условия, обеспечивающие формирование профессионально значимых качеств, умений и навыков у бакалавров славянской филологии в процессе комплексной реализации названных направлений воспитательной работы. Авторский подход заключается в раскрытии сущности ключевых положений воспитательной работы будущего учителя словесности с целью формирования его как духовно-нравственной и профессионально мобильной личности, способной к конкуренции в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова

воспитательная работа, воспитание, образовательный процесс, профессионально значимые качества, бакалавры славянской филологии.

Введение

В современном обществе приоритетными задачами системы образования являются формирование профессионально значимых качеств и становление системы личностных морально-этических ценностей студенческой молодежи. Решению поставленных задач способствует системный комплексный подход к проблемам воспитания при формировании и становлении личности обучающихся.

На протяжении всей истории развития дидактики воспитание было неотъемлемым компонентом образовательного процесса (например, работы: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Л. Соловейчик, И.Г. Песталоцци, Ш.А. Амонашвили и др.).

В актуальной научно-педагогической литературе воспитанию студенческой молодежи посвящены работы таких исследователей, как Д.В. Аширов (Аширов, 2021), М.В. Иващенко (Иващенко, 2021), Г.В. Михалева (Михалева, 2021), Ю.А. Ревизская (Ревизская, 2019), Е.И. Скафа (Скафа, 2019), Б.А. Федулов (Федулов, 2022), В.А. Цвык (Цвык, 2021) и др. В их трудах рассматриваются вопросы, связанные с нравственным воспитанием студенчества в современном обществе, с духовно-нравственными основами воспитания в учебно-воспитательном процессе вуза, с поиском современных моделей воспитания, с использованием материалов отечественного художественного кинематографа для гражданско-патриотического воспитания, с ролью ценностей в воспитательном процессе, с принципами обучения и воспитания в вузе и т. д.

Анализ научно-педагогической литературы и результатов практической деятельности позволяют сделать вывод, что не все теоретические аспекты воспитательной работы в высшей школе разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема формирования личности будущего учителя-словесника как гражданина Донецкой Народной Республики с развитой патриотической, гражданско-правовой, духовно-нравственной, экологической, эстетической, трудовой, валеологической культурой.

Цель работы - на основании анализа актуальных исследований, посвященных вопросам воспитания студенческой молодежи с целью формирования личностных и профессионально значимых качеств будущих учителей словесности, определить специфику реализации основных направлений воспитательной работы бакалавров славянской филологии, соответствующую содержанию и целям обучения в университете.

Университетское образование - комплексный учебно-воспитательный процесс, основной целью которого является формирование духовно-нравственной и профессионально мобильной личности, способной к саморазвитию, самопознанию, самооценке, самореализации и конкуренции в современных социально-экономических условиях.

Учитывая разноплановую направленность обучения в университете, воспитание студентов должно осуществляться с учетом их базовой профессиональной подготовки.

Материалы и методы исследования

В данной работе проанализируем особенности организации учебно-воспитательного процесса бакалавров направления подготовки 45.03.01 Филология (Профиль: Славянская филология), акцентируя внимание на универсальных компетенциях, профессионально значимых качествах, которые необходимо сформировать у студентов во время реализации программы воспитания в вузе.

В педагогической теории и практике термин «воспитание» относится к системе собственно педагогических и отражает устоявшиеся в данной научной отрасли знания.

Современные педагогические словари определяют воспитание как:

1) «целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализации его задатков и внутренних резервов; процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными институтами общества» (Педагогический словарь, 2008);

2) «процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни» (Новиков, 2013).

В нашей работе под воспитанием понимаем непрерывный, системный, последовательный, деятельный процесс, направленный на реализацию потенциальных интеллектуальных, творческих, физических способностей студентов-филологов, на гармоничное формирование личности с развитой системой духовно-нравственных, профессионально значимых ценностей и на содействие становлению активной гражданской позиции.

С учетом требований ФГОС ВО 3++, на основе анализа ключевых положений относительно содержания воспитания в высшей школе, действующих рабочих программ учебных дисциплин для подготовки будущих учителей-гуманитариев и с учетом специфики профессионально-педагогической подготовки учителя-словесника, мы считаем целесообразным выделить следующие направления воспитательной работы у бакалавров славянской филологии: патриотическое, гражданско-правовое, духовно-нравственное, валеологическое, трудовое, эстетическое, экологическое, превентивное и студенческое самоуправление.

Раскроем содержательный компонент каждого из указанных направлений:

Патриотическое воспитание - комплекс действий, способствующий развитию таких чувств и качеств бакалавров-филологов, как любовь к семье, Родине; трудолюбие, уважение и бережное отношение к окружающему миру. Данное воспитание является приоритетным, поскольку от уровня сформированности патриотического сознания и устойчивой системы мировоззренческих принципов личности, от ее готовности к выполнению гражданского долга и защите Отечества зависит безопасность государства, его статус на международной арене, настоящее и будущее каждого гражданина.

В основе патриотизма лежит любовь к Родине, именно любовь, а не чувство благосклонности. В исследовании, посвященном формированию патриотического сознания молодежи, Т.А. Чикаева приводит цитату Л.С. Франка, в которой философ объясняет, что любовь «не есть просто субъективное чувство... В предмете любви многое может нам не нравиться, сознаваться как недостаток - от этого мы не перестанем его любить, и забота о благе любимого связана со многими страданиями и волнениями. Любовь есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого. Любовь есть, таким образом, благоговейное религиозное восприятие конкретного живого существа, видение в нём некоего божественного начала. Всякая истинная любовь. есть, по самому её существу, религиозное чувство» (Чикаева, 2019).

Результаты и обсуждение

Полагаясь на данное высказывание, отметим, что любовь к Родине - это безусловная (материнская) любовь, это чувство, не требующее ничего взамен, и подпитываемое осознанием принадлежности к объекту любви.

Реализация патриотического воспитания студентов-филологов направлена на формирование: патриотического сознания, гражданской идентичности, «социальных знаний» об основных этапах и закономерностях исторического развития народа и страны, о героях Донецкой Народной Республики, которые ценой собственной жизни защищают права и свободы граждан, гарантированные Конституцией ДНР; знаний об атрибутике Донецкой Народной Республики; на развитие и становление: чувства верности Отечеству, уважения к исторической памяти народа, его героям, достижениям страны в различных сферах жизнедеятельности; готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей; способностей успешно трудиться в мирное и военное время, противостоять терроризму, национализму, фашизму, экстремизму.

Гражданско-правовое воспитание - это совокупность мер, направленных на регулирование системы отношений субъектов права в условиях гражданского общества, на формирование поведенческих установок, созидательной активности во благо государства и общества (Педагогический словарь, 2008).

Процесс формирования гражданственности и правосознания будущих бакалавров славянской филологии должен основываться, прежде всего, на знании нормативно-правовых документов международного и республиканского уровней: Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конституции ДНР, Закона ДНР «Об образовании» и др.

Данные знания необходимы учителям-словесникам в их дальнейшей педагогической практике, поскольку они должны соблюдать и защищать не только свои права, но и права своих подопечных.

Анализируя вышеизложенное, отметим, что гражданско-правовое воспитание будущих учителей словесности - это одновременно просветительская и практическая деятельность, в результате которой

они овладевают знаниями нормативно-правовой базы, регламентирующей социальную защиту детей, а также формируют навыки правомерного, законопослушного поведения, умения передавать накопленный опыт подрастающему поколению.

Комплекс мер, направленный на реализацию гражданско-правового воспитания бакалавров славянской филологии, позволяет сформировать у студентов такие качества: политическая культура, развитое правосознание, социальная активность, коллективизм, уважение к правам и свободам человека; способность противостоять религиозному экстремизму; умения и навыки: сохранять и приумножать культурные традиции, повышать собственную гражданско-правовую культуру и грамотность, а также обучаемых.

Духовно-нравственное воспитание. Относительно дефиниции понятия «духовно-нравственное воспитание», сосредоточим внимание на том, что устойчивого однозначного определения данного понятия в научно-педагогической литературе нет. По мнению А.М. Новикова, этот «термин не определен, его применение нежелательно» (Новиков, 2013).

Учитывая мнение А.М. Новикова, на основании анализа исследований ученых, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания общества, в нашей работе сделаем попытку дать определение данному понятию. Для этого проанализируем его базовые составляющие: духовность и нравственность.

В современных педагогических словарях духовность рассматривают как:

1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся наиболее значимые человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом (Новиков, 2013).

Согласно Г.Н. Гумницкому, духовностью является «потребность в духовных ценностях, причем последние воспринимаются как высшие по отношению к материальным» (Гумницкий, 2011). Также ученый отмечает, что «стержнем, системообразующим элементом всех форм духовности служит нравственность. Поэтому и в воспитании личности, ее духовности, главное значение имеет моральное воспитание и этическое образование» (Гумницкий, 2011). Данное высказывание перекликается с идеями И. Канта, согласно которому нравственность должна предшествовать, богословие - следовать ей. Это и будет религией. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону (Кант, 1980).

С.И. Ожегов определяет нравственность как «1) правила, определяющие поведение; 2) духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения» (Ожегов, 1999).

Опираясь на вышеизложенное, определяем, что в цивилизованном обществе духовность и нравственность прочно взаимосвязаны, поскольку являются морально-этической основой поведения личности.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание - это непрерывный, системный, целенаправленный процесс воздействия на человека / социум для формирования у него системы знаний о моральных нормах, становления нравственного сознания и основ морально-этического поведения; является основополагающим компонентом воспитания личности.

Следует отметить, что в современных реалиях, когда образование является синергией обучения и воспитания, образовательные организации разных типов должны рассматриваться как важнейший гарант духовного возрождения народа, а педагог - как центральная фигура в формировании духовно-нравственных ценностей у обучающихся (Ибрагимова, 2021).

Реализация данного компонента воспитания позволяет сформировать у студентов-филологов умения анализировать категории морали, определять нравственные цели, вырабатывать личностные моральные правила, соответствующие нравственным принципам, принятым в данном обществе.

Валеологическое воспитание направлено на развитие и укрепление в сознании подрастающего поколения «идеи здоровья», которая в последние десятилетия приобрела особую популярность. Данная

воспитательная работа предполагает формирование знаний обучающихся об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления во всех сферах жизнедеятельности.

Следует отметить, что большое внимание валеологической подготовке студентов при получении ими университетского образования уделяла в своей научно-педагогической, научно-методической работе Е.В. Еремка, доктор педагогических наук, и.о. директора института педагогики Донецкого национального университета. Именно она впервые ввела в научный обиход термин «валеологическая компетентность», которая, как утверждает исследователь, является качественной характеристикой личности, включает систему валеологических научно-теоретических знаний, умений, навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья в личной жизни, в общественной и профессиональной деятельности (Еремка, 2019, с.11).

Таким образом, в процессе валеологического воспитания будущих учителей словесности особое значение приобретает валеологическое самосовершенствование, основанное на следующих положениях, принципах и методах:

- «познай самого себя» (лат. nosce te ipsum; temet nosce). Руководствуясь данным высказыванием, студенты-филологи должны научиться: критически оценивать свое духовное и физическое здоровье, уравновешивать внутренние резервы и внешнюю деятельность, брать ответственность за свои мысли и поступки;

- «нельзя научить других тому, чего не умеешь сам». В основе этого положения находится метод «личного примера педагога», который, по мнению многих ученых-дидактиков, является наиболее естественным и эффективным в воспитательной практике, поскольку позволяет избежать нравоучений, которые не всегда обучаемые воспринимают положительно;

- «во всем нужна мера». Полагаясь на данный принцип, обучающиеся должны усвоить, что чрезмерные занятия физической культурой, спортом приводят к негативным последствиям: ослабевают мышцы, развивается склонность к остеопорозу, может появиться аритмия и т. д.

- «прежде всего, не навредить» (лат. primum non nocêre). Это один из основных принципов биоэтики, в основе которого лежит разумный подход к сохранению и укреплению здоровья, ведению здорового образа жизни с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей организма без ущерба для него;

- «гармония души и тела». Данное положение основано на восточной философии: еще китайские мыслители полагали, что физическая дисгармония организма человека возникает в результате психической дисгармонии. Они утверждали, что склонность человека к плохим, болезненным настроениям, к которым следует отнести печаль, грусть, озабоченность, уныние, страх, тревожность, гнев, вспыльчивость, озабоченность переживаниями, сокращает жизнь человека, нарушает и парализует энергию как отдельных его органов, так и всего организма в целом. Радость же, наоборот, придает гармоничную эластичность энергопотокам организма и продлевает жизнь (Скляров, 2016).

Реализация данного компонента воспитания осуществляется во время освоения учебных дисциплин: Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура. Также бакалавры славянской филологии участвуют в создании макетов, презентаций «Как оказать первую помощь», «Как правильно организовать свой день» и т. п.

Отметим, что в процессе валеологического воспитания у студентов-филологов повышается уровень гигиенической культуры, формируется система знаний о причинах заболеваний (избыточный вес, малоподвижный образ жизни, курение, алкоголь и т. д.).

Валеологическое воспитание направлено на формирование здорового образа жизни, ответственного отношения к себе и окружающим, а также на развитие саногенного мышления, базирующегося на способности к рефлексии, что и дает возможность сохранять спокойствие и душевное равновесие даже в проблемных и сложных ситуациях, и, как результат, - саногенного поведения, под которым понимаем «образ мыслей и действий, который способствует оздоровлению и стабилизации психологического состояния личности, избавлению от внутренней напряженности, тревожности, навязчивых страхов и т. д.» (Феоктистова, 2022).

Трудовое воспитание - комплекс установок, мотивирующих обучающегося к созидательной деятельности. В основе трудового воспитания лежит труд, деятельность как способ существования человека, выражающийся в материально-практических, интеллектуальных, духовных, процедурных знаниях.

Таким образом, деятельность - это одновременно и процесс познания, и личностное поведение.

М.С. Каган, рассматривая деятельность как систему, компонентами которой являются субъект, объект, активность субъекта, выделяет такие ее виды: «В зависимости от целей, которые преследует субъект, деятельность бывает преобразовательная, познавательная и т. п., в зависимости от используемых средств - материально-практическая, практически-духовная, отраженно-духовная. Далее, деятельность может быть производительной и потребительской, выступая в одном случае в форме опредмечивания, а в другом - в форме распредмечивания. Все виды деятельности удваиваются еще в одном отношении, представая в качестве творческой, продуктивной деятельности и репродуктивной, механической...; в зависимости от активности субъекта. Направленной на других субъектов -коммуникативная» (Каган, 1974).

Полагаясь на данное высказывание, отметим, что бакалавры славянской филологии, являясь субъектами учебно-воспитательного процесса в высшей школе, участвуют в преобразовательной, познавательной, творческой, материально-практической и других видах деятельности, что позволяет сформировать у них систему знаний по всем учебным дисциплинам образовательной программы бакалавриата в соответствии с требованиями общей профессиональной образовательной программы и профессиональными стандартами по направлению подготовки 45.03.01 Филология (Профиль: Славянская филология); расширить кругозор, повысить самооценку, значимость общественно-полезного труда, способность к долгосрочному планированию, сформировать созидательную творческую направленность, принципы нравственного и общественного поведения.

Эстетическое воспитание - система средств, обеспечивающих передачу от поколения к поколению эстетического опыта, основывающегося на созидании и потреблении эстетических ценностей. Данный вид воспитания предполагает сочетание в учебно-воспитательном процессе высшей школы обучения, общественно-полезного труда, творческо-исполнительской деятельности.

Важным является изучения будущими учителями словесности предшествующего опыта, представленного в работах В.Г. Белинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

В ДонНУ студенты-филологи участвуют в олимпиадах, фестивалях, концертах, кураторских часах, посвященных кино, театру, музыке, а также мероприятиях, проводимых «Есенинским центром ДонНУ», постановках студенческого театра.

Активное участие студентов в общественно-культурной жизни факультета, университета воспитывает у бакалавров славянской филологии любовь к искусству, к природе, физической культуре и спорту, созидательному труду; способствует формированию эстетического сознания, высоких эстетических чувств личности, адекватных эстетических вкусов, разумных культурных потребностей; развитию культурной активности студенческой молодежи, творческих способностей, умений понимать и ценить прекрасное в искусстве, ориентироваться в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном обществе представлениями об их значимости; навыки освоения основных законов развития и функционирования эстетического в окружающей действительности.

Эффективное использование комплекса целенаправленных действий возможно при условии интеграции усилий всех заинтересованных социальных институтов.

Экологическое воспитание - комплекс действий, направленных на усвоение экологических, природоохранительных знаний, формирование основ биоэтического мировоззрения, экологического сознания, нравственной и экологической культуры, экологических норм, обеспечивающих эмоционально-нравственное и ответственное отношение к охране окружающей среды, соблюдение требований экологического законодательства.

Данный компонент позволяет воспитывать у будущих учителей- словесников чувство ответственности за сохранение и приумножение природных богатств, готовность к конструктивному поведению в экологически значимых ситуациях; а также способствует формированию системы норм и правил, регламентирующих производственное и духовно-практическое освоение человеком природы; убежденности в приоритетном значении общественного над личностным, общечеловеческих экологических ценностей над индивидуальными потребностями отдельных людей; выработке навыков экологического восприятия мира, экологической мотивации; умений использовать экологические и природоохранительные знания на практике, видеть перспективы и последствия вмешательства человека в природную систему.

Реализация осуществляется при проведении тематических кураторских часов, экологических уроков во время прохождения производственной (педагогической) практики, создания брошюр о правилах сортировки мусора, участия в фотоконкурсе «Флора и фауна Донбасса» и т. п.

Превентивное воспитание - система профилактических действий, направленных на предотвращение формирования вредных привычек, черт характера, асоциальных поведенческих моделей.

В образовательной деятельности университета данный компонент воспитания должен сочетать в себе как общественную, так и социальную превенции, совместная деятельность которых направлена на выявление причин социальных аддикций и определение способов их предотвращения и устранения в студенческой молодежной среде.

Следует отметить, что пагубные привычки у молодежи могут провоцировать как «фактор неудачи», так и «фактор успешности». «Фактор неудачи» обусловлен отсутствием мотивации, позитивного мышления, ленью, неразвитой способностью к самоорганизации, а также боязнью не справиться с поставленной задачей, комплексом неполноценности, отсутствием необходимых знаний, отработанных умений и навыков. «Фактор успешности» как основа девиантного поведения личности базируется на природных способностях (хорошая память, развитое логическое мышление), харизме и одновременно завышенной самооценке, отсутствии силы воли. При этом как заниженная самооценка, так и излишняя самоуверенность студентов препятствуют саморазвитию, движению вперед.

Правильная организация свободного времени молодежи, привлечение их к общественно-значимой деятельности: учебной, научной, творческой, трудовой позволяет бакалаврам славянской филологии реализовать свой потенциал и достичь определенных успехов в различных сферах жизнедеятельности, развивает у студентов-филологов чувство востребованности в жизни социума, удовлетворения потребности в самовыражении, ответственность за собственные поступки и решения; толерантность, эмпатию.

Реализация данного компонента воспитания позволяет корректировать, при необходимости, девиантное поведение бакалавров славянской филологии, предотвращать отрицательное влияние неблагоприятных жизненных ситуаций, формировать мотивацию нормативного общепринятого поведения. Студенческое самоуправление - форма инициативной организации студенческой молодежи, базирующаяся на определенных установках и требованиях, регламентирующих их компетенции, определенные Уставом университета. Студенческое самоуправление - коллегиальный орган, который формируется их числа наиболее активных и ответственных студентов, желающих принимать участие в жизнедеятельности университета.

А.Н. Гостев, В.Г. Семенова, В.П. Серикова, активно изучая отечественные традиции студенческого самоуправления, выделяют следующие его функции: «представление интересов студенчества на различных уровнях (вузовском, межвузовском, местном, региональном, федеральном); взаимодействие с администрацией, руководителями структурных подразделений образовательного учреждения; разработка предложений по совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской работы в вузе; участие в разработке нормативной правой базы для различных сфер жизнедеятельности студенческой молодежи и активного включения ее в социальнозначимую деятельность; формирование, обучение студенческого актива образовательного учреждения и др.» (Гостев, 2015).

Студенческое самоуправление представляет процесс социальной адаптации к новым условиям жизнедеятельности, в результате которого происходит приобщение к нормам и правилам, определяющим поведение в университете. Привлечение студентов-филологов к участию в самоуправлении способствует развитию их творческого потенциала, силы воли, эмоциональной устойчивости.

Заключение

Таким образом, воспитание - это системное воздействие, влияние на личность обучающегося для его самоопределения, социализации с целью формирования у него ценностных ориентаций и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, государства. Государству, ориентирующемуся на гуманизацию и демократизацию, социально-экономические реформы, нужны профильные специалисты, обладающие такими качествами, как патриотизм, свободолюбие, ответственность, предприимчивость, принципиальность, милосердие, толерантность, чувство собственного достоинства, созидательная активность. Отметим, что воспитание студенческой молодежи требует от всех заинтересованных социальных институтов не паллиативных мер, а комплексного подхода, который способствует успешной социализации студентов-филологов в обществе, их социальной и профессиональной мобильности, непрерывному профессиональному росту, идентификации себя с будущей профессией, имеющей свои ценности, традиции, этику.

Список литературы

1. Аширов Д.В., Пастухова Л.С., Турлакова О.Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2. С. 79-93.

2. Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю., Буренкова Н.В. Проблемы и перспективы профессионально ориентированного обучения русскому языку в современном образовательном пространстве // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 123-136.

3. Гостев А.Н., Семенова В.Г., Серикова В.П. Студенческое самоуправление: исторические традиции // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2015. № 2. С. 113-117.

4. Гумницкий Г.Н. О понятии духовности // Философия и общество. 2011. № 3. С.21-37.

5. Еремка Е.В. Реализация целей методической системы валеологической подготовки студентов университета // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международ. сборн. науч. работ. 2019. №50. С. 7-13

6. Ибрагимова Л.А., Салаватова А.М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4. С. 79-83

7. Иващенко М.В., Кульчейко О.В., Чередова Е.А. К вопросу о роли ценностей в воспитании // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 277-278.

8. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.

9. Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 445-504.

10. Михалева Г.В. Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи на материале отечественного художественного кинематографа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). С. 105-112.

11. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Изд. центр ИЭТ, 2013.

268 с.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений; РАН; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

13. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.

14. Ревизская Ю.А. Принципы обучения и воспитания высшей школы как основа развития гражданской культуры студентов классического университета // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международ. сборн. науч. работ. 2019. Вып. 49. С. 19-27.

15. Скафа Е.И. Какую культуру формировать у студентов классического университета? // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международ. сборн. науч. работ. 2019. Вып. 50. С. 24-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Скляров Д. А., Скляров А.В., Залиева Н.А. Здоровый образ жизни: критерии и реализация // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. № 4. С. 116-121.

17. Федулов Б.А., Заречнев Д.О. Духовно-нравственные основы воспитания студенческой молодежи в педагогическом процессе // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 93-95.

18. Феоктистова С.В., Васильева Н.Н. Актуализация проблемы развития саногенного потенциала педагогов в условиях цифровизации образования // Современный учитель: профессиональная компетентность социальная значимость: материалы I Междунар. научно-практ. конф. (Донецк, 24 июня 2022 г.) / под общ. ред. С.В. Беспаловой, И.А. Кудрейко; ДонНУ. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. Т. 2. С. 304-308.

19. Цвык В.А., Цвык И.В. Нравственное воспитание студенческой молодежи в современном обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. № 2. С. 340353.

20. Чикаева Т.А. Формирование патриотического сознания личности // Манускрипт. 2019. № 3. С. 97-100.

The educational aspect of the formation of professionally significant qualities of future teachers of

literature: the essence and key provisions

Irina A. Kudreiko

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Slavic Philology and Applied Linguistics Donetsk National University Donetsk, Donetsk People's Republic kudreiko@donnu.ru 0000-0000-0000-0000

Received 12.04.2022 Accepted 17.05.2022 Published 15.06.2022

i 10.25726/i0913-5060-0277-e

Abstract

Educational work with students in higher education is an obligatory component of the educational process, as a result of which bachelors of Slavic philology form professionally significant qualities that determine their readiness for pedagogical activity. Based on the analysis of current research on the education of students, the requirements of the Federal State Educational Standard in 3++, the key provisions regarding the content of education in higher education, the current work programs of academic disciplines for the training of future teachers of humanities and taking into account the specifics of the professional and pedagogical training of a verbal teacher in an educational organization of higher education, the article defines the specifics of the main directions educational work of philology students of Donetsk National University: patriotic, civil law, spiritual and moral, valeological, labor, aesthetic, environmental, preventive and student self-government. The article defines

the conditions that ensure the formation of professionally significant qualities, skills and abilities of bachelors of Slavic philology in the process of complex implementation of these areas of educational work. The author's approach is to reveal the essence of the key provisions of the educational work of the future teacher of literature in order to form him as a spiritual, moral and professionally mobile personality capable of competition in modern socio-economic conditions.

Keywords

educational work, upbringing, educational process, professionally significant qualities, Bachelor of Slavic philology.

References

1. Ashirov D.V., Pastuhova L.S., Turlakova O.E. Vospitanie v vysshej shkole: poisk sovremennoj modeli // Cennosti i smysly. 2021. № 2. S. 79-93.

2. Voronichev O.E., Mospanova N.Ju., Burenkova N.V. Problemy i perspektivy professional'no orientirovannogo obuchenija russkomu jazyku v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2021. № 2 (42). S. 123-136.

3. Gostev A.N., Semenova V.G., Serikova V.P. Studencheskoe samoupravlenie: istoricheskie tradicii // Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A. P. Chehova. 2015. № 2. S. 113-117.

4. Gumnickij G.N. O ponjatii duhovnosti // Filosofija i obshhestvo. 2011. № 3. S.21-37.

5. Eremka E.V. Realizacija celej metodicheskoj sistemy valeologicheskoj podgotovki studentov universiteta // Didaktika matematiki: problemy i issledovanija: Mezhdunarod. sborn. nauch. rabot. 2019. №50. S. 7-13

6. Ibragimova L.A., Salavatova A.M. Jetnokul'turnyj komponent v dejatel'nosti sovremennyh shkol regiona // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 4. S. 79-83

7. Ivashhenko M.V., Kul'chejko O.V., Cheredova E.A. K voprosu o roli cennostej v vospitanii // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2021. № 2 (87). S. 277-278.

8. Kagan M.S. Chelovecheskaja dejatel'nost'. (Opyt sistemnogo analiza). M.: Politizdat, 1974. 328

s.

9. Kant I. O pedagogike // Traktaty i pis'ma. M.: Nauka, 1980. S. 445-504.

10. Mihaleva G.V. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi na materiale otechestvennogo hudozhestvennogo kinematografa // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. № 4 (42). S. 105-112.

11. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij. M.: Izd. centr IJeT, 2013. 268 s.

12. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij; RAN; In-t rus. jaz. im. V. V. Vinogradova. 4-e izd., dop. M.: Azbukovnik, 1999. 944 s.

13. Pedagogicheskij slovar': ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / V.I. Zagvjazinskij, A.F. Zakirova, T.A. Strokova i dr.; pod red. V.I. Zagvjazinskogo, A.F. Zakirovoj. M.: Akademija, 2008. 352 s.

14. Revizskaja Ju.A. Principy obuchenija i vospitanija vysshej shkoly kak osnova razvitija grazhdanskoj kul'tury studentov klassicheskogo universiteta // Didaktika matematiki: problemy i issledovanija: Mezhdunarod. sborn. nauch. rabot. 2019. Vyp. 49. S. 19-27.

15. Skafa E.I. Kakuju kul'turu formirovat' u studentov klassicheskogo universiteta? // Didaktika matematiki: problemy i issledovanija: Mezhdunarod. sborn. nauch. rabot. 2019. Vyp. 50. S. 24-29.

16. Skljarov D.A., Skljarov A.V., Zalieva N.A. Zdorovyj obraz zhizni: kriterii i realizacija // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016. № 4. S. 116-121.

17. Fedulov B.A., Zarechnev D.O. Duhovno-nravstvennye osnovy vospitanija studencheskoj molodezhi v pedagogicheskom processe // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2022. № 2 (93). S. 93-95.

18. Feoktistova S.V., Vasil'eva N.N. Aktualizacija problemy razvitija sanogennogo potenciala pedagogov v uslovijah cifrovizacii obrazovanija // Sovremennyj uchitel': professional'naja kompetentnost'

social'naja znachimost': materialy I Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. (Doneck, 24 ijunja 2022 g.) / pod obshh. red. S.V. Bespalovoj, I.A. Kudrejko; DonNU. Doneck: Izd-vo DonNU, 2022. T. 2. S. 304-308.

19. Cvyk V.A., Cvyk I.V. Nravstvennoe vospitanie studencheskoj molodezhi v sovremennom obshhestve // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Sociologija. 2021. № 2. S. 340-353.

20. Chikaeva T.A. Formirovanie patrioticheskogo soznanija lichnosti // Manuskript. 2019. № 3. S.

97-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.