Научная статья на тему 'РОЛЬ КУРАТОРА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

РОЛЬ КУРАТОРА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алферова Светлана Ивановна, Кочергина Наталья Ивановна, Харченко Галина Юрьевна

В статье рассмотрены основные направления работы кураторов на естественно-географическом факультете Воронежского государственного педагогического университета. Авторы показали социальную значимость работы кураторов. Представлены результаты работы кураторов студенческих групп в течение ряда последних лет, показана необходимость воспитательной работы, которая приобретает в педвузе особую значимость. Подготовка будущих учителей требует формирования не только профессиональных компетенций, но и формирование высокой гражданственности, духовно-нравственного воспитания, культуры межнационального общения, эстетического воспитания, уважения к историческому прошлому своей Родины. Такие высокие требования к будущему учителю обусловлены тем, что их будущая профессия несет в себе ответственность за формирование всех вышеназванных качеств у учащейся молодежи. Особенно актуально это в сегодняшние дни, когда современная молодежь «втягивается» в политические акции, которые носят противоправный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CURATOR IN THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE TEACHER

The article discusses the main areas of work of curators at the Faculty of Natural Geography of the Voronezh State Pedagogical University. The authors showed the social significance of the curators’ work. The article presents the results of the work of curators of student groups over the past few years, shows the need for educational work, which acquires special significance in the pedagogical university. The training of future teachers requires the formation of not only professional competencies, but also the formation of high citizenship, spiritual and moral education, culture of interethnic communication, aesthetic education, respect for the historical past of their homeland. Such high requirements for a future teacher are due to the fact that their future profession is responsible for the formation of all the above-mentioned qualities in young students. This is especially true today, when modern youth are “drawn” into political actions that are illegal.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КУРАТОРА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

Роль куратора в становлении личности будущего учителя

Алферова Светлана Ивановна,

кандидат химических наук, доцент, декан естественно-географического факультета, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» Е-таП: Alferowasv@yandex.ru

Кочергина Наталья Ивановна,

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой химии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» Е-таП: NIKo4ergina@yandex.ru

Харченко Галина Юрьевна,

кандидат химических наук, доцент кафедры химии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»

Е-тшП: harchenko.g.u@mail.ru

В статье рассмотрены основные направления работы кураторов на естественно-географическом факультете Воронежского государственного педагогического университета. Авторы показали социальную значимость работы кураторов. Представлены результаты работы кураторов студенческих групп в течение ряда последних лет, показана необходимость воспитательной работы, которая приобретает в педвузе особую значимость. Подготовка будущих учителей требует формирования не только профессиональных компетенций, но и формирование высокой гражданственности, духовно-нравственного воспитания, культуры межнационального общения, эстетического воспитания, уважения к историческому прошлому своей Родины. Такие высокие требования к будущему учителю обусловлены тем, что их будущая профессия несет в себе ответственность за формирование всех вышеназванных качеств у учащейся молодежи. Особенно актуально это в сегодняшние дни, когда современная молодежь «втягивается» в политические акции, которые носят противоправный характер.

Ключевые слова: куратор, воспитательная работа, гражданственность, учитель, студенчество, духовно-нравственное воспитание.

Студенчество - это особый период в жизни молодого человека. Он предполагает формирование личности в условиях социокультурного пространства университета путем усвоения в ходе обучения и воспитания общекультурного и социального опыта. За годы учебы происходит выработка собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и индивидуальности, определение собственного взгляда на жизнь и пути его реализации. Становятся актуальными вопросы о своем месте в обществе, о карьере и материальном благосостоянии, о будущем семейном положении.

Однако, можно с уверенностью сказать, что современное студенчество, не имея жизненного опыта, не руководствуясь традициями, обычаями и простыми правилами человеческих взаимоотношений, обладает высокой социальной динамичностью, быстрым восприятием нового как положительного, так и отрицательного. И при всей относительной самостоятельности, молодость нуждается в постоянном наставлении, советах, разъяснении типовых ситуаций и ошибок.

В системе педагогического образования студенчество в ещё большей степени нуждается в качественной, планомерной и разносторонней воспитательной работе со стороны тех, кто уже состоялся как педагог, как ученый, как личность. Следует вспомнить слова К.Д. Ушинского, утверждавшего: «Хорошим педагогом может сделаться только тот, кто сам получил правильное педагогическое воспитание» [2]. Проблемам формирования личности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки, исследованию разнообразных аспектов профессионального становления личности учителя посвящено большое количество работ разных авторов [3]. На наш взгляд, следует отметить, что здесь важная роль отводится институту кураторства. Преподаватель - куратор студенческой группы наиболее тесно контактирует с молодыми людьми, выполняя роль наставника, а подчас выполняет функцию и друга. Миссия куратора заключается в том, чтобы сформировать у студентов правильное понимание значимости своей будущей профессии. Профессия учителя несет ответственность не только трансляцию информации, приобретение учащимися знаний, формирование умений и навыков, но и за духовное становление ученика, его моральный, политический и социальный облик, за адекватное, соответствующее идеалам общества, включение в социальную жизнь.

На воспитательную деятельность кураторов возлагается социальная ответственность: помочь студенту утвердиться в правильности выбора профессии учителя, полюбить её, искоренить отрицательные качества и ориентировать их на цен-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см

ностные приоритеты. Каждый куратор сам оценивает границы своего общения со студентами. Но, безусловно, это общение включает духовно-нравственное и патриотическое воспитание, формирование культуры толерантности в молодежной среде, воспитание гражданственности.

В Воронежском государственном педагогическом университете работа кураторов непосредственно связана с деятельностью управления по воспитательной работе, деканатами и кафедрами факультетов.

На естественно-географическом факультете Воронежского государственного педагогического университета кураторов студенческих групп назначает деканат по рекомендации кафедр из числа наиболее опытных, ответственных и креативных молодых преподавателей. Молодым легче работать с молодыми, так они в равной степени мобильны, динамичны в реализации своих воспитательных программ, открыты для сотрудничества. Однако опыт старшего поколения профессорско-преподавательского состава факультета не сдан в архив, а широко внедряется в работу кураторов через систему дополнительного образования, школу кураторов, кураторские методические объединения.

В планах работы кураторов первых курсов в качестве одной из первоочередных задач рассматривается знакомство с подшефной группой, которое включает анализ мотивации поступления в педагогический вуз, постоянное место жительства и состав семьи, материальное положение, характер интересов и увлечений, наличие достижений в той или иной области. Конечно, первоочередной задачей кураторов, является помощь студентам-первокурсникам в адаптации к новой, непривычной для них студенческой жизни, помощь в учебной деятельности, бытовых вопросах. И эту помощь кураторы оказывают на протяжении всего периода обучения. Можно с уверенностью констатировать, что ознакомительный период в работе куратора порой растягивается не на один год.

Контингент студентов нашего факультета составляют главным образом выпускники сельских школ Воронежской, Липецкой, Белгородской, Курской областей. Так, в 2021 году доля студентов естественно-географического факультета - выпускников сельских школ составила 84%. Практически половина студентов из неполных семей и третья часть студентов получают социальную стипендию, что свидетельствует о соответствующем материальном положении их семей.

Анализируя ежегодно планы работы кураторов, отмечаем наличие таких разделов как:

- организационно-управленческие мероприятия;

- учебная работа, включая самостоятельную работу студентов, направленную на самореализацию физических и духовных потенций развивающейся личности;

- научная работа;

- работа в общежитии, деятельность органов студенческого самоуправления

- работа по профилактике социально негативных явлений в студенческой среде. Формирование к мотивации к здоровому образу жизни;

- спортивно-оздоровительная работа;

- воспитание экологической грамотности;

- формирование эстетических идеалов и чувства прекрасного в окружающем мире. Раскрытие и совершенствование собственных талантов обучающихся;

- знание истории своей малой Родины, обычаев, традиций народов родного края, истории и традиций родного вуза и факультета;

- волонтерское движение на факультете;

- формирование культуры толерантности через совместные мероприятия со студентами Туркменистана;

- связь с родителями.

По каждому из вышеназванных разделов запланированы не только кураторские часы, но и целый ряд мероприятий во внеурочное время.

Большое внимание кураторов уделяется учебной деятельности студентов. Это и помощь в адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении, и организации учебного процесса, и систематический контроль за посещением занятий, успеваемостью своих подшефных. Кураторы постоянно находятся на связи с родителями. На естественно-географическом факультете налажена практика проведения родительских собраний, когда кураторы могут побеседовать с родителями лично, обсудить сложившиеся проблемы и вместе найти выход из сложных ситуаций.

История вуза, история факультета начинается с посещения музея ВГПУ, с открытой лекции в аудитории им. Героя Советского Союза, доктора географических наук, профессора Н.С. Бевза, с посещения аудиторий им. участника Великой Отечественной войны, доктора медицинских наук, профессора А.Ф. Гончаровой. Мы знакомим своих студентов с именами тех преподавателей факультета, чьи имена высечены на мемориальных табличках в аудиториях факультета. А историю России наши первокурсники начинают изучать с ежегодной поездки в город Москву, с посещения трех ратных полей: Бородинского, Прохоровского, Куликовского. Эти поездки стали для студентов ВГПУ неотъемлемым атрибутом начала студенческой жизни, как зачетная книжка или студенческий билет. Экскурсия ли по городу, или первое совместное с куратором посещение камерного театра, алые гвоздики защитникам Воронежа в День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, первые поездки в Сомовский детский дом, Сомовский санаторий для детей и участие в акции «Спасем первоцветы» - все это оставляет неизгладимый след не только в студенческой памяти, но и остается на всю жизнь.

На факультете функционируют два волонтерских студенческих объединения «Добрый ангел» и «Дружина охраны природы». Волонтеры организуют сбор одежды, игрушек, предметов первой необходимости для детей отделения палеотивной

помощи Воронежской ОДКБ № 2. Волонтеры приходят не только к больным детям, к сиротам - малюткам, но и к одиноким ветеранам педагогического труда ВГПУ. Обычная работа по дому, задушевные беседы с пожилыми преподавателями, поздравления с праздниками и приобретение лекарств стали неотъемлемой частью жизни наших волонтеров.

Ежегодно кураторы профиля «Экология» вывозят студентов в Воронежский государственный природный биосферный заповедник им. В.М. Пескова для реконструкции экологической тропы. Проводят экологические операции «Елочка, живи!», «Серая шейка», «Останови огонь», «Первоцветы», «Трава, расти!», «Дать жизнь дубкам». Подобные мероприятия помогают не только сохранить и преумножить лесное богатство Воронежской области, но и способствуют формированию экологической грамотности, воспитывают в наших студентах чувство ответственности и активной гражданской позиции.

Кураторы студенческих групп совместно с деканатом, планируя работу по формированию здорового образа жизни, по искоренению социальных пороков в студенческой среде, проводят анкетирование обучающихся «Мое алкогольное досье...». Результаты каждый раз шокируют нас. Будущие учителя, конечно, не алкоголики, но то, что они попробовали и то, что употребляют, свидетельствует об отсутствии культуры пития, о беспечности по отношению к своему здоровью, здоровью своих будущих детей. И здесь каждый из нас понимает, нельзя рубить с плеча, одними запретами не обойтись: «У молодых должен быть вкус к жизни, жизни осмысленной, духовной, созидательной и нравственной» [1]. На протяжении всего периода обучения студентов кураторы естественно-географического факультета разными средствами, в разной форме доказывают, что алкоголь - это зло, что культура здоровья - это еще не вся культура человечества, но без владения ею трудно, а часто и бессмысленно осваивать пласты других видов культур. Листовки в общежитии, плакаты, лекции наркологов, личные беседы, взаимодействие с представителями ФСИН по Воронежской области, экскурсии в музей Воронежской медицинской академии, использование интернет - ресурсов на лекциях, безусловно, дает положительные результаты. Но главным оружием в борьбе с асоциальными явлениями является то, что факультет и вуз в целом может предложить молодым людям взамен. В общежитии конкурс на лучшее блюдо «Химия начинается с кухни», проведение «Чайного фестиваля» и других мероприятий по здоровому питанию, поэзия преподавателей и самих студентов, совместные праздники факультета «Потому, что мы народ горячий.», конкурс семейной хроники «Моя педагогическая династия», представление студенческих семей факультета.

На факультете обучаются представители разных национальностей. В настоящее время только

студентов из Туркменистана около двухсот человек. В связи с этим перед кураторами стоит задача формирования культуры толерантности в молодежной среде, уважительного отношения к другим народам и их культуре, воспитания отзывчивости, взаимопомощи и поддержки. Мы проводим дни национальной культуры «Здравствуй, Туркменистан!», «Здравствуй, Вьетнам!» Национальные танцы, песни, музыкальные ритмы, необычные картины - все это вызывает не только восхищение, но и порождает желание узнать больше информации о той или иной стране. Разве можно понять вьетнамскую картину «Свадьба мышей», не выслушав рассказ вьетнамских студентов о происхождении столь необычного сюжета. Так называемая «свадьба» возможна только тогда, когда во Вьетнаме богатый урожай риса.

Поездки в Москву, в Санкт-Петербург иностранных обучающихся стали мощным катализатором к изучению истории России, к познанию ее глубинки. Вот поэтому и вьетнамские студенты, и студент из Ганы с интересом проходили педагогическую практику в отдаленном муниципальном Калачеевском районе Воронежской области. Студенты из Туркменистана принимали активное участие в реализации проекта «Учительский парк», в ходе которого пришкольные участки сельских школ Богучарского и Бобровского районов Воронежской области были озеленены и благоустроены.

Во внеурочной работе куратора со студентами идет в основном важное межличностное взаимодействие, воспитывается не только интерес к выбранной профессии, но и формируется реальный профессиональный опыт вхождения в профессию учителя. Кураторы своим личным примером, или организуя встречи с выдающимися преподавателями и ветеранами факультета, бывшими выпускниками факультета, которые посвятили свою жизнь учительской профессии, мотивируют студентов на педагогическую деятельность [4].

Современная молодежь проводит много времени в социальных сетях. Это все свидетельствует о том, что для подростков источником информации становится интернет-среда. Однако, наряду с положительными факторами молодежная интернет-среда стала площадкой для развития деструктивных тенденций, которые подчас выплескиваются в политические противоправные действия в форме несанкционированных митингов. В связи с этим современная школа в лице учителя должна быть нацелена на развитие самостоятельности, гибкости, критичности, политической грамотности современного человека. Учитель обязан не только дать знания, но и сформировать важные и значимые для общества компетенции и нравственные правила, которые необходимы молодежи для социальной адаптации в новом информационном мире.

Конечно, стиль работы каждого куратора отличается своей оригинальностью, своими подходами, своим разнообразием досуговой деятель-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

ности. Но, несмотря на все различия, кураторов естественно-географического факультета Воронежского государственного педагогического университета объединяет общая цель: с полной отдачей сил трудиться на благо Отечественного образования, обучая и воспитывая будущего учителя так, чтобы в дальнейшем он получил право называться с большой буквы «Учитель».

Литература

1. Мы победим только вместе// Приложение к газете «Моё». Наше общее дело. - 2009. - октябрь. - С. 2.

2. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2 / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1989. - 496 с.

3. Горбунова Н.В. Особенности личностно-профессионального становления будущего учителя/ Н.В. Горбунова - Текст: электронный // Гуманитарные науки. - 2016. - № 4. -С. 142-149. - URL: https: // cyberleninka.ru/arti-cle/n/ osobennosti- lichnostno-professionalnogo-stanovleniya-buduschego-uchitelya/viewer (дата обращения: 04.04.2022). - Режим доступа: Научная электронная библиотека Киберленинка.

4. Потому что мы народ горячий: обобщение опыта сотрудничества естественно-географического факультета с образовательными учреждениями Воронежской области: монография/ С.И. Алферова, Ю.Ю. Шамари-на, Н.И. Кочергина, О.Н. Тюленева. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. -232 с.

THE ROLE OF THE CURATOR IN THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE TEACHER

Alferova S.I., Kochergina N.I., Kharchenko G.Y.

Voronezh State Pedagogical University

The article discusses the main areas of work of curators at the Faculty of Natural Geography of the Voronezh State Pedagogical University. The authors showed the social significance of the curators' work. The article presents the results of the work of curators of student groups over the past few years, shows the need for educational work, which acquires special significance in the pedagogical university. The training of future teachers requires the formation of not only professional competencies, but also the formation of high citizenship, spiritual and moral education, culture of interethnic communication, aesthetic education, respect for the historical past of their homeland. Such high requirements for a future teacher are due to the fact that their future profession is responsible for the formation of all the above-mentioned qualities in young students. This is especially true today, when modern youth are "drawn" into political actions that are illegal.

Keywords: curator, educational work, citizenship, teacher, students, spiritual and moral education.

References

1. We will win only together// Appendix to the newspaper "Moe". Our common cause. - 2009. - October. - p.2.

2. Ushinsky K.D. Teacher's Seminary project. Pedagogical essays: in 6 vols. Vol.2 / K.D. Ushinsky. - M.: Pedagogika, 1989. -496 p.

3. Gorbunova N.V. Features of the personal and professional formation of the future teacher / N.V. Gorbunova - Text: electronic // Humanities. - 2016. - No.4. - pp. 142-149. - URL: https: // cyberleninka.ru/article/n / osobennosti- lichnostno-professionalnogo-stanovleniya-buduschego-uchitelya/viewer (accessed 04.04.2022). - Access mode: Cyberleninka Scientific Electronic Library.

4. Because we are a hot people: generalization of the experience of cooperation of the Faculty of Natural Geography with educational institutions of the Voronezh region: monograph / S.I. Alferova, Yu. Yu. Shamarina, N.I. Kochergina, O.N. Tyuleneva. - Voronezh: Voronezh State Pedagogical University, 2021. - 232 p.

о с

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.