УДК 378.02
Г. Ю. Титова
РОЛЬ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
Характеризуется деятельность куратора студенческой группы с позиции современных трактовок понятия «воспитания» и условий его организации в вузе. Рассмотрены функциональные обязанности и типы кураторов, основные составляющие системы кураторства, сложившиеся в большинстве отечественных вузов, определены методические рекомендации совершенствования деятельности куратора.
Ключевые слова: воспитание, куратор студенческой группы, функции куратора, психолого-педагогиче-ское сопровождение.
Самая большая путаница в определении понятия «воспитание» происходит, когда оно трактуется в широком смысле. В данное понятие, начиная с К. Д. Ушинского, включают и собственно воспитание, и образование, и обучение. Такая широкая трактовка привела к тому, что педагогику часто упрощенно определяют как науку о воспитании.
Осознавая нецелесообразность и некорректность столь широкого толкования понятия «воспитание», ученые стали использовать его в более узком смысле. Так, Ю. К. Бабанский [1] определяет воспитание как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Это определение также является недостаточно корректным, так как в нем автором не выделено и не определено родовое понятие по отношению к понятию «воспитание» -«влияние», которое может восприниматься неоднозначно.
Воспитание часто характеризуется и как процесс целенаправленного воздействия на личность с целью побуждения воспитанника следовать определенным нормам, правилам социального поведения. В данном определении акцент ставится на понятии «воздействие». Во многих отечественных учебниках педагогики, начиная с П. П. Блонского, встречается характеристика «воспитательных воздействий». В 70-80-е гг. прошлого века воспитание все чаще трактуется как двусторонний процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника.
Л. И. Новикова, А. В. Мудрик и другие исследователи придерживаются точки зрения, что «воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности» [2]. Данное определение, являясь частью феномена «влияние», также не раскрывает специфику управления, т. е. не отвечает на вопрос, как можно управлять развитием личности. Кроме того, педагог, осуществляя воспитание, управляет не развитием, а различной деятельностью и общением воспитанников с целью их развития.
Так как управление развитием осуществляется не прямо, а преимущественно косвенно, через це-
ленаправленно организованную деятельность и общение воспитанников, то чаще всего оно трактуется как воспитательное пространство или воспитательная среда. В последние годы данный термин активно используется Л. И. Новиковой и другими российскими учеными, педагогами при переосмы-сливании сущности процесса воспитания.
На наш взгляд, оптимальным является определение понятия «воспитание», данное В. И. Андреевым: «...это один из видов человеческой деятельности, которая осуществляется преимущественно в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанника при управлении игровой, учебной, трудовой, досуговой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития (саморазвития) его личности или отдельных личностных качеств». При этом очевидно, что управление деятельностью и общением воспитанника осуществляется в некоторой образовательновоспитательной среде, которая либо способствует эффективной реализации воспитательной функции, служит как бы катализатором, активизирующим процесс воспитания, либо тормозит его [3].
В вузе воспитание наряду с обучением является важнейшей составляющей качественно организованного образовательного процесса. Однако если обучение - это четко спланированный, организованный и управляемый на всех уровнях процесс, то об управляемости, эффективности воспитательного процесса в вузе говорить намного сложнее. В различных российских (в том числе педагогических) вузах качество организации, управления, научно-методического обеспечения воспитания студентов разное. От чего это зависит? Выделим условия эффективности организации процесса воспитания в вузе.
1. Целостность системы воспитания в вузе. Именно целостная система управления процессом воспитания в вузе, скоординированность всех основных служб, выполняющих воспитательные задачи (от ректората, деканатов, кафедр до кураторов студенческих групп), определяет эффективность и качество воспитания студентов. Процесс воспита-
ния должен представлять собой целостную иерархическую систему с четко очерченными целями и ожидаемыми результатами. В этом плане важно сочетать разумную централизацию и демократизацию управления и самоуправления студенчества с учетом современных задач совершенствования воспитательной системы в вузе и специфики учебного заведения.
2. Уровень духовно-нравственных норм и ценностей (в том числе ценностей воспитания) и механизмы их формирования у студентов. В условиях вуза важно, чтобы у всех - от ректоров, деканов до каждого преподавателя кафедры, кураторов студенческих групп - было глубокое осознание роли воспитательной работы в подготовке будущего педагога. Осознание ценности воспитания позволяет правильно расставить акценты, выделить и придать значимость тем мероприятиям, традициям, которые прямо или косвенно оказывают воспитательное воздействие на каждого участвующего в нем студента. Например, День первокурсника, День кафедры, День открытых дверей факультета, День специальностей, юбилейные даты, связанные с именами выдающихся ученых, педагогов, внесших значительный вклад в развитие факультета, университета.
3. Высокий уровень профессиональной компетенции всех участников воспитательного процесса, отражающий соответствующий уровень организационно-педагогической культуры в контексте воспитания в вузе. Это подчеркивает важность внедрения в вузовский воспитательный процесс компетентностного подхода, выработки и отслеживания критериев эффективности через компетенции в контексте воспитания.
4. Реализация имиджевой политики: наличие символики, традиций, ритуалов, благоприятной среды жизнедеятельности студентов, имиджа факультета, вуза, которыми студенты должны дорожить.
Куратор студенческой академической группы является одним из субъектов воспитательного процесса, деятельность которого определена востребованностью в поддержке студентов в период обучения в вузе. В словаре русского языка «куратор» (от лат. curator - попечитель, опекун) имеет два значения, одно из которых: лицо, которому поручено наблюдение за кем-либо, за чем-либо. Деятельность куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы.
Охарактеризуем основные составляющие системы кураторства, сложившейся в большинстве отечественных вузов.
1. Совет кураторов координирует работу кураторов студенческих групп, оказывая помощь в проведении семинаров по обмену опытом, организуя
научно-методическое сопровождение воспитательного процесса в студенческой группе.
2. Подбор кураторов из числа молодых преподавателей, которые, с одной стороны, в силу возраста легче понимают учебные и житейские трудности студентов, с другой - имеют небольшой жизненный и педагогический опыт, недостаточный багаж знаний по психологии. При этом большое значение в налаживании контактов между наставниками и студентами имеет личное желание куратора.
3. Регламентация системы кураторства
должна быть определена разработанными и утвержденными в вузе положениями о системе кураторства, о кураторе.
4. Формы и методы работы кураторов схожи с деятельностью классных руководителей, но имеют свою специфику, которую помогают определить семинары по обмену опытом, периодические совещания, собрания, конференции, круглые столы. Необходимо также издание специальной литературы по организации кураторства.
5. Документация куратора (журнал, отчеты) позволяет отслеживать результативность его деятельности.
6. Система стимулирования в вузах России, как правило, недостаточно разработана или вовсе отсутствует, что обусловливает формальность отношения куратора к своим обязанностям.
Спектр функциональных обязанностей куратора студенческой группы достаточно обширен. Приведем пример классификации кураторов, разработанной В. П. Зелеевой [4], которая отражает доминирующий вид помощи, реализуемый в деятельности куратора.
1) Куратор-«информатор» ставит своей основной функцией своевременную подачу информации группе, но не вникает в жизнь группы, считая студентов достаточно самостоятельными.
2) Куратор-«организатор» считает необходимым налаживание тесных контактов в группе с помощью каких-либо внеучебных мероприятий, в свои обязанности включает участие старосты, чувствует ответственность за происходящие конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.
3) Куратор-«психотерапевт» близко воспринимает проблемы студентов, готов выслушать их откровения, поддержать их, старается помочь советом, оказать психологическую поддержку.
4) Куратор-«родитель» берет на себя родительскую роль и заботу о студентах. Он излишне контролирует, нередко лишает инициативы, берет на себя ответственность в решении личных проблем студентов.
5) Куратор-«приятель» заинтересован в том, чем живет группа, участвует во многих групповых
мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, уважают его, но отсутствие дистанции может привести к тому, что в критических ситуациях куратору трудно предъявить требования.
6) Куратор-«беззаботный студент» не считает нужным выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих полномочий. Он только формально считается куратором, нередко не имеет понятия, чем живет группа.
7) Куратор-«администратор» основной своей задачей, с одной стороны, ставит информирование администрации факультета, вуза о пропусках занятий студентами, а с другой - передает студентам требования деканата. Он формально выполняет контролирующую функцию.
В каждом из этих типов превалирует одна черта, а для эффективной работы куратора важно оптимальное сочетание всех функций: информационной, социализирующей, психотерапевтической, организационно-коммуникативной, контролирующей, коррекционной, организаторской.
Основной вид деятельности, которую осуществляет куратор студенческой группы в совокупности вышеобозначенных функций, на наш взгляд, подразумевает психолого-педагогическое сопровождение, в понимании которого мы солидарны с Е. Б. Манузиной [5]. Психолого-педагогическое сопровождение — это система профессио-
нальной деятельности, направленной на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации взаимодействия его с разными участниками образовательного процесса в вузе.
При организации процесса совершенствования деятельности куратора необходимо учитывать следующие рекомендации:
- четкое определение границ должностных обязанностей и полномочий кураторов;
- организация школы молодых кураторов;
- издание методических указаний для кураторов;
- организация стажировок, прохождение курсов повышения квалификации в других вузах, в вузах других городов для обмена опытом;
- шефство над кураторами кафедр педагогики и психологии;
- материальное поощрение работы кураторов;
- регулярные отчеты кураторов на заседаниях кафедры;
- проведение конкурсов на лучшего куратора.
Деятельность кураторов несет в себе большой
воспитательный потенциал, если она целенаправленна и имеет научное и программно-методическое обеспечение процесса психолого-педагогиче-ского сопровождения.
Список литературы
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988.
2. Теория и практика воспитательных систем / под ред. Л. И. Новиковой. М., 1993.
3. Андреев В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
4. Зелеева В. П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе. Казань, 2002.
5. Манузина Е. Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 110.
Титова Г. Ю., кандидат педагогических наук, доцент, декан.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
Е-шаП: titova_g@mail.ru
Материал поступил в редакцию 11.07.2011.
G. Y. Titova
THE ROLE OF STUDENTS GROUP MENTOR IN ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK IN HIGHER SCHOOL
The article characterizes the activities of students’ group mentor from the position of the concept “training” and the conditions of its organization in high school. The author considers functional responsibilities and types of curators, the main components of the system of curator, established in most national high schools. Guidelines to improve the curators’ activities are given.
Key words: educational work, curator of the students ’ group, curator’s functions, psychoeducational support.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
Е-mail: titova_g@mail.ru