Научная статья на тему 'Работа кураторов студенческих групп на кафедре физики, математики и медицинской информатики'

Работа кураторов студенческих групп на кафедре физики, математики и медицинской информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / CURATOR / СТУДЕНТ / STUDENT / МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРИЁМОВ / EDUCATIONAL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва И.Н., Козлова Е.К., Дмитриева Е.В.

В статье обсуждаются методы работы кураторов студенческих групп начальных курсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF THE CURATORS OF STUDENT GROUPS AT THE DEPARTMENT OF PHYSICS, MATHEMATICS AND MEDICAL INFORMATICS

The working methods of curators of students group are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Работа кураторов студенческих групп на кафедре физики, математики и медицинской информатики»

ДИСКУССИЯ

УДК 61(07.07):378.180.6+51/.53:002.6

РАБОТА КУРАТОРОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП

НА КАФЕДРЕ ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ И МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

Соловьёва И.Н., Козлова Е.К., Дмитриева Е.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д.28

Резюме. В статье обсуждаются методы работы кураторов студенческих групп начальных курсов

Ключевые слова: куратор, студент, методы воспитательных приёмов

THE WORK OF THE CURATORS OF STUDENT GROUPS

AT THE DEPARTMENT OF PHYSICS, MATHEMATICS AND MEDICAL

INFORMATICS

Solovyova I.N., Kozlova E.K., Dmitrieva E.V.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. The working methods of curators of students group are discussed in the article. Key words: curator, student, educational methods

Сегодня главной целью образования стало формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира. Мы все знаем, с каким нравственным багажом приходит большая часть абитуриентов в вузы. Современные условия зачастую калечат молодых людей, питая их не нравственными, а безнравственными принципами. В связи с этим возрастает роль кураторов, особенно на младших курсах. Куратор, как нам кажется, это прежде всего друг для студентов, играющий роль связующего звена между студентами и академией. С первых моментов общения нужно установить доверие и взаимоуважение между куратором и студентами. Он должен общаться на языке студентов, чтобы стать ближе и понятнее для ребят. Куратор это наставник и помощник и в то же время он должен проявлять строгость и требовательность. Работа кураторов зависит от их опыта, авторитета, характера. Но, хороших результатов куратор может добиться

Должно быть гордое призванье, Давать другим образование

только при каждодневной, добросовестной работе, а также при индивидуальном подходе к каждому студенту. Очень важен личный пример.

Наши реалии таковы, что студент стал намного свободнее и независимее, но общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Он с легкостью пропускает лекции и даже практические занятия. Поэтому одна из самых важных и первоочередных задач куратора -убедить студента, что самое главное для него - учеба. Необходимо именно на первых курсах пробудить у студентов интерес к учебе: для этого им надо показать интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей профессии в целом.

Как решить эту задачу? Необходимо применять различные методы воспитательных приемов (беседы, лекции, встречи с лучшими преподавателями, авторитетными специалистами и т.д.), а иногда очень жесткие меры (информация для родителей, контроль за выполнением учебного графика и т.д.). Конечно, проводя эту работу не постоянно, а лишь

ДИСКУССИЯ

периодически, когда происходит какое-либо ЧП, воспитание не даст положительных результатов. Работа куратора не должна сводиться только к контролю за успеваемостью и посещаемостью студентов. На кафедре физики, математики и информатики, достаточно опытными кураторами студенческих групп выделены следующие методы работы:

- ознакомление студентов с историей и деятельностью академии и факультетов, специализациями факультета и кафедр, перспективами их развития;

- ознакомление студентов с характером и особенностями их учебы на факультете, с приемами и методами умственного труда и отдыха, организации самостоятельной работы;

- ознакомление студентов со структурой, организацией и деятельностью студенческих органов самоуправления в учебно-воспитательном процессе (студенческое научное общество, студенческий профком, студсовет);

- помощь в адаптации (в условиях нового студенческого быта). Общаясь с первокурсниками, мы выяснили, что на первом этапе они не умеют пользоваться библиотекой, не умеют записывать лекции, конспектировать литературу, есть трудности с жильём;

- помощь в рациональном распределении времени для учебы и других дел. Студенты не сразу могут сориентироваться в многогранной жизни вуза (кафедрах, кружках, секциях, общественных организациях и т.п.);

- особое внимание уделяется развитию

нравственных, патриотических качеств личности первокурсника в соответствии с требованиями к будущему специалисту;

- посещение кино и театров, последующее обсуждение просмотренного;

- помощь больным и нуждающимся студентам. Кураторы нашей кафедры совместно с деканатами выявляют таких студентов и оказывают им различные виды помощи (социальная стипендия, льготное питание, койко-место в общежитии и др.)

Популярна среди студентов научно-исследовательская работа. Кураторы нашей кафедры помогают заинтересовать студента к выступлению на студенческой конференции и получить бонус в портфолио. Создаются условия для коллективного творчества студентов. Мы помогаем методистам по воспитательной работе отбирать номера художественной самодеятельности для выступления в конкурсах среди факультетов. Студенты курируемых групп принимают активное участие в жизни нашей академии и в городских мероприятиях.

Все вышеперечисленные формы и методы нашей кураторской работы непосредственно связаны с решением ещё одной очень важной задачи. Это - воспитание в студентах уважения и доброжелательности к людям. Следует отметить, что у каждого нашего куратора свой подход к студентам, свои методы работы. По отзывам студентов, наши усилия находят отклик в их душах. И это, наверное, самая большая радость для куратора.

Литература

1. Глуховцова, А.А. Роль и место куратора в воспитательном пространстве вуза [Текст] / А.А. Глуховцова, Г.Т. Шпарева // Вестник Адыгейского государственного университета.

- 2005. - № 1. - С. 155-156.

2. Иванова, В.С. Кураторству должно учиться [Текст] / В.С. Иванова // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2007. - № 1. - С. 13-14.

3. Исаев, И. Институт кураторства: проблемы эффективности [Текст] / И. Исаев, Е. Кроле-вецкая // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 90-94.

4. Кролевецкая Е. К проблеме субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой [Текст] / Е. Кролевецкая // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2006.

- № 7. - С. 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.