Научная статья на тему 'ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общедидактические / специфические и цифровые принципы / форми-рование методической компетентности / образовательный процесс / преподаватель / выс-шая школа / general didactic / specific and digital principles / the formation of methodological com-petence / educational process / teacher / higher school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скафа Елена Ивановна, Борисова Алина Александровна

Модернизация высшего профессионального образования, в том числе и в Донецкой Народной Республике (ДНР), вызывает необходимость повышения его качества при подготовке новой генерации кадров, способных удовлетворять требованиям современного общества, развивающегося в направлении цифровизации, глобализации, интеграции науки, технологий и образования. Но каким должен быть преподаватель высшей школы, обучающий современных студентов, на каких принципах должна формироваться его методическая компетентность? Эти вопросы являются актуальными в теоретическом и практическом плане, в связи с важностью их решения при подготовке будущих преподавателей для образовательных организаций высшего профессионального образования. Цель статьи – раскрыть основные категории принципов обучения будущих преподавателей высшей школы, являющиеся основой формирования методической компетентности в процессе их университетского образования. В работе установлено, что педагогической основой формирования методической компетентности преподавателя современного вуза являются не только общепринятые принципы обучения, характеризующие особенности образовательной деятельности в высшей школе, но и принципы цифровой дидактики, которая представляет собой отрасль педагогики, нацеленную на организацию образовательного процесса в условиях цифровизации общества, являющуюся основой для построения современных методик и технологий обучения. Представленная информация расширяет общепринятые положения формирования методической компетентности преподавателей высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING PRINCIPLES OF FORMING THE METHODOLOGICAL COMPE-TENCE OF FUTURE HIGHER SCHOOL TEACHERS

The modernization of higher professional education including the latest in Donetsk People’s Republic requires its quality improvement as far as concerns graduating of new generation staff. This new staff must be able to meet the requirements of the modern society, which is developing towards digitalization, globalization, and integration of science, technologies and education. However, what features must professors teaching modern students possess? What principles must be based on his/her methodological expertize? These questions are relevant to the current age theoretically as well as practically due to the importance of their solutions while graduating future professors for educational institutions of higher professional education. The objective of the article is to specify the main categories in principles of education for future higher school professors. Those principles which are on the basis of the methodological expertize formation in the process of specialists’ university education. In the article it has been stated that pedagogical ground for the methodological expertize formation of nowadays higher school professor are not only common teaching methods defining the par-ticularities of educational activities at higher schools, but also the principles of digital didactics which belongs to pedagogics sphere aiming at organizing of the teaching process when the society is being digitalized. And digital didactics is the base for modern methodology as well as teaching technologies. The information provide in the article extends the common ways of forming higher school professors’ methodological expertize.

Текст научной работы на тему «ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

УДК 378.126

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-48-56

ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Скафа Елена Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор, e-mail: [email protected] Борисова Алина Александровна,

старший преподаватель, е-mail: borisovaalina78@gmail. com ГОУВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

]......-!

Аннотация. Модернизация высшего профессионального образования, в том числе и в Донецкой Народной Республике (ДНР), вызывает необходимость повышения его качества при подготовке новой генерации кадров, способных удовлетворять требованиям современного общества, развивающегося в направлении цифровизации, глобализации, интеграции науки, технологий и образования. Но каким должен быть преподаватель высшей школы, обучающий современных студентов, на каких принципах должна формироваться его методическая компетентность? Эти вопросы являются актуальными в теоретическом и практическом плане, в связи с важностью их решения при подготовке будущих преподавателей для образовательных организаций высшего профессионального образования.

Цель статьи - раскрыть основные категории принципов обучения будущих преподавателей высшей школы, являющиеся основой формирования методической компетентности в процессе их университетского образования.

В работе установлено, что педагогической основой формирования методической компетентности преподавателя современного вуза являются не только общепринятые принципы обучения, характеризующие особенности образовательной деятельности в высшей школе, но и принципы цифровой дидактики, которая представляет собой отрасль педагогики, нацеленную на организацию образовательного процесса в условиях цифровизации общества, являющуюся основой для построения современных методик и технологий обучения. Представленная информация расширяет общепринятые положения формирования методической компетентности преподавателей высшей школы.

Ключевые слова: общедидактические, специфические и цифровые принципы, формирование методической компетентности, образовательный процесс, преподаватель, высшая школа.

Для цитирования: Скафа Е.И. Ведущие принципы формирования методической компетентности будущих преподавателей высшей школы / Е.И.Скафа, А.А.Борисова // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. -2021. - № 54. - С. 48-56.

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-48-56

i.......i

Постановка проблемы. Современ- преподавателя высшей школы искусного

ный образовательный процесс требует от владения инновационными технология-

ми, методиками обучения и воспитания, диагностикой оценки результативности подготовки специалистов. От профессионализма преподавателя, его умений видеть и формулировать педагогические задачи, высказывает мысль А.В. Хуторской, управлять образовательным и воспитательным процессом, проектировать этапы обучения, подбирать содержание учебного материала с учетом познавательных возможностей студентов, привлекать их к научному поиску средствами современных методов и технологий обучения будет зависеть качество подготовки студента к его будущей профессиональной деятельности [22]. Отмеченное выше обуславливает актуальность формирования методической компетентности будущих преподавателей высшей школы.

Анализ актуальных исследований. Анализ научной литературы показывает, что практика подготовки преподавателя высшей школы широко освещена в работах А. Андреевой, Е. Бочаровой, Е. Бело-зерцева, А. Гуры, Е. Евсеевой, П. Лузана,

A. Полозенко, П. Решетника, В. Свистун,

B. Сидоренко, С. Сысоевой и др. Авторы утверждают, что овладение способностями успешного осуществления методической деятельности возможно только в процессе собственной педагогической деятельности.

В дополнение к выше отмеченному Н. Якса высказывает мысль о том, что научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в частности умственно) можно только в процессе деятельности. По мнению ученого, человек выступает в жизни, прежде всего, как деятель и творец, независимо от того, каким видом деятельности он занимается. [24].

Общеизвестным является тот факт, что преподаватель высшей школы должен постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, совершенствовать педагогическое мастерство, обеспечивать высокий научно-теоретический и методический уровень препода-

вания дисциплин. Методическая компетентность, как составляющая профессиональной подготовленности будущего преподавателя высшей школы базируется на ведущих общедидактических и специфических принципах дидактики, что и рассмотрено нами в этой статье.

Цель работы - раскрыть категории принципов обучения будущих преподавателей высшей школы, являющиеся основой формирования методической компетентности в процессе их университетского образования.

Изложение основного материала. Анализ и классификация принципов обучения в педагогике высшей школы нашли отражение в работах учёных Ю. Бабанс-кого, М. Данилова, М. Скаткина, И. Харламова, Г. Щукиной и др. Их научная позиция, проявляющаяся в выделении и философской трактовке дидактических принципов, далеко не идентична, что объясняется педагогическими различиями в подходе к требованиям и условиям рациональной организации и продуктивности учебно-воспитательного процесса [16].

Рассмотрим основные принципы дидактики высшей школы в контексте возможностей формирования методической компетентности будущих преподавателей высшей школы.

Впервые дидактические принципы были выделены и описаны классиком научной педагогики - Я. Коменским в его педагогическом наследии «Великая дидактика». Обращает на себя внимание то, что при построении методической системы обучения важно опираться на психолого-педагогические закономерности организации учебного процесса, которые положены в основу педагогических принципов и учитываются в процессе деятельности преподавателя.

В современной дидактике принципы обучения рассматривают как рекомендации, которые должны направлять педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, а также как способ дости-

жения педагогических целей с учетом всех закономерностей учебного процесса. Принципы обучения - это фундаментальные дидактические положения, определяющие организацию и протекание процесса обучения, его направленность на личность студента [17]. Практика показывает, что методология подготовки будущего преподавателя высшей школы базируется на определённых дидактических принципах - общедидактических и специфических. Эти принципы, отмечает А. Коржуев, являются взаимообусловленными, взаимосвязанными и влияющими на формирование методической компетентности будущих преподавателей высшей школы [11].

Среди общедидактических принципов выделим те, которые в наибольшей степени влияют на формирование методической компетентности будущего преподавателя. Выделим следующие принципы: научности; системности и последовательности обучения; доступности и посильности обучения: связи теории с практикой; сознательности и активности; индивидуального подхода.

Принцип научности. Данный принцип предполагает, что содержание любой дисциплины должно отвечать состоянию развития соответствующей науки. Все факты, знания, положения, закономерности и законы, предусмотренные учебными программами, должны быть объективными, истинными, научно доказанными. Для формирования методической компетентности у будущих преподавателей эта норма особенно важна: они должны научиться определять, является ли научным содержание учебной дисциплины, прогрессивны ли те или иные научные идеи и положения, которые содержат учебные пособия.

Заметим, что соблюдение принципа научности при формировании методической компетентности будущих преподавателей высшей школы актуализируется «двусторонней» ситуацией. С одной стороны, будущий преподаватель должен

определиться с научностью и объективностью теории, в рамках которой строится дисциплина, положений той дисциплины, которую должен преподавать, а с другой - из предлагаемой палитры современных методов и технологий выбрать именно те, которые используются в современной дидактике высшей школы.

Принцип системности и последовательности обучения предполагает соблюдение и наличие логических связей при изучении учебного материала. Впервые этот принцип, как и многие другие, был применён Я. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Эти идеи были позднее развиты К. Ушинским, который сравнивал голову, наполненную бессвязными знаниями, с кладовой, где все в беспорядке [21]. Принцип системности и последовательности ориентирован на формирование у студентов системы знаний по преподаваемой дисциплине. Касательно формирования методической компетентности для будущих преподавателей важно сформировать способность определять содержательную основу каждой системы, уметь грамотно распределять учебный материал на логически завершённые фрагменты при соблюдении межпредметных связей. Не менее важно то, что данный принцип предусматривает последовательное вовлечение будущих преподавателей высшей школы в деятельность, начиная от репродуктивных действий, и путём усложнения учебных задач - до творческого уровня их решения.

Принцип доступности и посильности обучения. Этот принцип должен реализо-вываться в образовательном процессе соблюдением следующих правил: «от простого - к сложному», «от близкого - к далёкому», «от известного - к неизвестному» и т.п. Его применение требует, как справедливо утверждает А. Хуторской, чтобы доступность не подмелась «лёгкостью», а обучение сопровождалось напряжением умственных сил студентов

[22]. Не следует забывать и о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным с учётом норм затрат времени и труда, уровня умственного напряжения студентов. Отметим, что сегодня соблюдение этого принципа обеспечивается определённым образом образовательными стандартами.

Принцип связи теории с практикой. Это один из современных принципов дидактики. Данный дидактический принцип приобрёл большую весомость в советской системе образования. Смысл его состоит в том, что принцип предусматривает возможность применения полученных знаний и умений в практической профессиональной деятельности студентов. По этому поводу З. Слепкань отмечает, что в высшей школе специалистов должны готовить, опираясь на современный уровень соответствующих наук, на практику настоящего и на прогностическую практику завтрашнего дня. Для этого необходимо поддерживать постоянную связь науки, техники, производства и практического опыта с учебным процессом и практической подготовкой студентов [20].

Успешное формирование методической компетентности основывается на реализации требований принципа сознательности и активности в обучении. Интеллектуальная собранность, выдержанность, организованность, самодисциплина - это те составляющие, которые свидетельствуют об осознанном овладении знаниями и умениями будущих преподавателей высшей школы, приобретенными ими профессиональными компетенциями. Данный принцип требует последовательного привития студентам интереса к будущей профессиональной деятельности, выбора эффективных методов, форм и средств учебной, научной и практической деятельности [7].

Применение принципа индивидуального подхода в условиях групповой фор-

мы работы позволяет будущим преподавателям овладевать методической компетентностью, и учитывает уровень развития познавательных способностей, самостоятельности, настойчивости и работоспособности. Данный принцип заключается в обеспечении такого подхода к каждому студенту, который бы учитывал его индивидуальные особенности, способности и базировался на мотивах учения будущих преподавателей высшей школы.

Наряду с общедидактическими принципами на формирование методической компетентности будущих преподавателей высшей школы существенное влияние оказывают и специфические принципы, а именно: принцип ориентации на будущую педагогическую деятельность; принцип единства научной и учебной деятельности студентов.

Принцип ориентации на будущую педагогическую деятельность. Ещё в середине ХХ в. известный российский учёный А.Иоффе убеждал, что преподавание дисциплины должно учитывать профиль подготовки студентов. Так, рассматривая обучение физике, ученый подчеркивал, что нельзя преподавать одну и ту же физику студентам различных специальностей, потому что для агронома физика -это основа агротехники, а для врача более важна биофизика [10]. Положение учёного актуализируется спецификой педагогической деятельности, доминантными особенностями которой выступают: ярко выраженный гуманитарный характер; двухфакторный субъектный характер педагогической деятельности как особого вида деятельности, тесно связанного с деятельностью отдельного студента, академической группы и деятельностью определённого преподавателя; специфика объекта и предмета деятельности, так как она направлена на развитие личности; практическая направленность педагогической деятельности как деятельности, обусловливающей изменения сознания, мировоззрения другого человека; результативность педагогической деятельности

©

заметны не сразу, видно лишь её частичные результаты и т.п. [9].

Согласно данному принципу каждое учебное занятие, каждый метод или приём обучения будущих преподавателей высшей школы должны быть направлены на формирование структурных компонентов педагогической деятельности: целевого, содержательного, операционно-деятельностного, результативно-оценочного. В свою очередь, А. Вербицкий указывает, что при организации обучения следует заранее планировать деятельность, для которой необходимы определённые знания, умения и навыки [7]. Педагогическая общественность высшей школы осуществляет поиск принципов сочетания учебной (аудиторной и внеаудиторной) работы студента с другими видами деятельности, в частности научно-исследовательской.

По нашему мнению, действенной формой реализации принципа единства научной и учебной деятельности будущих преподавателей высшей школы является выполнения индивидуального самостоятельного задания. Такой опыт содержит элемент поисковой, частично научно-исследовательской работы и выступает фактором привлечения студента к научно-исследовательской деятельности, которая может быть продолжена через выполнение курсовой, магистерской диссертации и т.п.

В современных условиях трансформации высшего образования актуальными стали тренды его технологизации, внедрения психологических аспектов сетевых коммуникаций в условиях дистанционных форм образования и многое другое [2; 3; 14]. Акцент делается на осмыслении и открытом обсуждении педагогами высшей школы происходящих процессов, появления таких новых форматов, как методика перевёрнутого класса, микро/макрообучение, геймификация, пиринговое обучение, смешанное и гибридное обучение и пр. [1; 18; 23]. То есть развитие информационно-коммуни-

кационных технологий (ИКТ) приводит к активному использованию электронного обучения, электронных устройств, Интернета, компьютеров в учебном процессе. Как преподаватели, так и студенты должны принять это как данность, чтобы иметь возможность работать и учиться в сложившихся социальных условиях.

Чем больше преподаватели знакомятся с технологиями, тем большие возможности они получают, отмечает О. Ваганова, и эти технологии дают им практические и творческие идеи и заставляют создавать свою собственную методическую базу для электронного обучения [5; 6].

В педагогике появилось новое направление - цифровая дидактика, которая нацелена на организацию образовательного процесса в условиях цифрови-зации общества, являющаяся основой для построения современных методик и технологий обучения [3].

В рамках цифровой дидактики актуализированы такие принципы, как: доминирования (персонализации); целесообразности; гибкости и адаптивности; успешности; обучение в сотрудничестве и взаимодействии; практико-ориентиро-ванности; нарастания сложности; насыщенности образовательной среды; полимодальности (мультимедийности); включённого оценивания [12]. Охарактеризуем вышеперечисленные принципы, являющиеся основой формирования методической компетентности будущих преподавателей высшей школы.

Принцип доминирования (персонали-зации) активного процесса учения, преемственно связанный с дидактическим принципом воспитывающего и развивающего обучения. Этот принцип ориентирован на самостоятельную учебную деятельность студента в цифровой образовательной среде. Реализация принципа позволяет сформировать у студентов навыки самообразования, умение применять технологию «цифрового следа» и обеспечить лонгитюдный подход образовательного

процесса, т.е. отслеживание «обратной связи» со студентами [8].

Принцип целесообразности. Этот принцип требует достижения поставленных целей образовательного процесса путём применения цифровых технологий. Он предусматривает новизну научных фактов, явлений, процессов, законов, технологий, теорий и концепций педагогического процесса. Этот принцип лежит в основе формирования у будущих преподавателей умений, связанных с разработкой рабочих программ, электронного учебно-методического комплекса по изучению дисциплины, с организацией дистанционного обучения, разработкой авторской учебной литературы, учебно-методических рекомендаций по читаемой дисциплине.

Принцип гибкости и адаптивности. Позволяет развивать умения у преподавателя организовывать учебный процесс на основе индивидуального подхода к обучению студентов, например, подбирать цифровые средства, которые построены с учетом темпа продвижения обучаемых по своей индивидуальной траектории в освоении учебного материала. Будущий преподаватель должен овладеть умением построения адаптивных курсов, разрабатывать обучающие тренажёры, создавать разноуровневые подсказки [19]. Данный принцип применительно к формированию методической компетентности будущих преподавателей высшей школы позволяет гибко настроить образовательный процесс каждого конкретного студента (включая порядок, способ и темп предъявления учебного материала; уровень и характер педагогической поддержки, в том числе в форме персонализированных рекомендаций, количества повторений, уровня сложности заданий).

Принцип успешности. В контексте цифровой дидактики он заключается в том, что преподаватель должен не только знать этапы дидактической цепочки «объяснение - закрепление - контроль», но и уметь применить цифровые ресур-

сы, разрабатывать современные образовательные технологии, например, перевёрнутое, гибридное обучение, метациф-ровые технологии, что, безусловно, формирует его методическую компетентность [1; 13; 15].

Принцип обучение в сотрудничестве и взаимодействии (принцип интерактивности). С методической точки зрения этот принцип можно рассматривать как «круговое» педагогическое взаимодействие преподавателя, студента и информационной среды (сетевого взаимодействия). При этом основным для преподавателя выступает структура содержания учебного материала в зависимости от средств обучения и сочетания методов обучения на основе логико-познавательных противоречий процесса обучения. Именно такой подход позволит организовать учебный процесс с использованием проблемных ситуаций [4].

Принцип практико-ориентирован-ности. Строится исходя из того, что преподавателю важно заложить у студентов основы практической профессиональной деятельности на основе приобретения практического опыта грамотного применения цифрового контента. Он реализуется в ходе методической разработки полностью или частично практико-ориентированных дисциплин, организации разных видов практик и выполнения практических заданий студентами.

Принцип насыщенности образовательной среды. Требует обеспечения избыточной ресурсной возможности для построения студентам индивидуального образовательного маршрута, выбора элементов содержания и уровня их освоения. Такая ресурсная избыточность может быть реализована на основе сетевого образовательного ресурса и единой информационной образовательной среды [15]. Сегодняшний образовательный процесс организуется частично в электронном формате. Как показывает практика трудность реализации этого принципа для будущих преподавателей высшей школы

с методической точки зрения заключается в том, чтобы научить студентов находить необходимую информацию в цифровой среде. Значительным в работе преподавателя являются умения работать и размещать необходимую информацию для студентов на электронных платформах, хранилищах, применять электронные образовательные программы, совершенствовать методическое мастерство путём дистанционного обучения, онлайн-курсов, а также он должен уметь разрабатывать образовательный контент (цифровой учебно-методический комплекс).

Принцип полимодальности (мульти-медийности, интерактивности). Этот принцип представляет собой развитие дидактического принципа наглядности применительно к условиям цифрового образовательного процесса, также он оптимизирует и интенсифицирует образовательный процесс. По мнению А.В. Коржу-ева и Н.Н.Антоновой, при этом задейству-ется в учебном процессе зрительный, слуховой и моторный (кинестетический) способы восприятия [11]. Студенты легко воспринимают учебный материал, путём применения тренажёров, симуляторов, датчиков, устройств, машин, мультимедийной аппаратуры, различных компьютерных программ, средствами дополнительной реальности могут отрабатывать профессиональные умения [3]. В связи с этим при формировании методической компетентности будущих преподавателей важно обучать их применению в учебном процессе «подкаста», «водкаста» и в особенности «преводкастинга» с моделированием инфографики в разных форматах цифрового образовательного пространства.

Принцип включённого оценивания является основой организации обратной связи в виде констатирующего оценивания успешности студента в процессе выполнения учебных заданий образовательного характера. Использование цифровых технологий обеспечивает объективность и прозрачность оценки, а также создаёт

устойчивую учебную мотивацию у студентов. Будущий преподаватель должен профессионально овладеть новыми цифровыми компетенциями на основе сетевого контролирующего взаимодействия со студентами. Уметь использовать цифровую контролирующую программу в информационной среде с учетом своевременной коррекции результатов студентов, что, безусловно, будет формировать методическую компетентность у будущего преподавателя высшей школы.

Выводы. Таким образом, методическая компетентность будущего преподавателя высшей школы - это интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность решать профессионально-методические задачи, которые формулируются учебно-методической ситуацией образовательного процесса. Описанные нами общедидактические, специфические принципы и принципы цифровой дидактики являются эффективной педагогической основой формирования методической компетентности у будущих преподавателей высшей школы.

Важно отметить, что в современных условиях цифровизации образовательного процесса в дальнейшем будут расширяться и углубляться принципы цифрового обучения, что требует их учёта при разработке содержания таких дисциплин как «Педагогика высшей школы» и «Методика преподавания в высшей школе» в образовательных организациях высшего профессионального образования.

1.Антонова Н.Л. Модель «перевернутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия [Электронный ресурс] / Н.Л.Антонова, А.В.Меренков // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22. - № 2. - С. 237247. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ агЫс1е/п/тоёе1-регеуети^ооЬискетуа-у-sisteme-vysshey-shkoly-problemy-i-protivorechiya (дата обращения: 22.03.2021).

2. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование - наука - производство» / М.М. Батова // Вопросы

инновационной экономики. - 2019. - Том 9. -№ 4. - С. 1573-1584. - DOI: 10.18334/vinec. 9.4.41467

3.Блинов В.И. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, М.В. Дули-нов, Е.Ю. Есенина, Е.С. Сергеев. - Москва : Издательство «Перо», 2019. - 72 с.

4. Богомолова Е.В. Интеграция личност-но-ориентированного и синергетического подходов как методологическая основа подготовки современного специалиста / Е.В. Богомолова, В.И. Байденко // Гуманизация образования. - 2017. - № 4. - С. 33-38.

5. Ваганова О.И. Использование мультимедиа-технологий на лекционных занятиях в вузе / О.И. Ваганова, Е.А. Челнокова, О.Г. Шагалова //Балтийский гуманитарный журнал. -2020. - Т. 9. - № 3(32). - С.203-207.

6. Ваганова О.И. Психологические аспекты реализации игровых технологий / О.И. Ваганова, Е.А. Алешугина // Научный вектор Балкан. - 2020. - Т. 4. № 2 (8). - С. 21-24.

7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вербицкий. - Москва : Высшая школа, 1991. - 207 с.

8. Газизов А.Р. Инструментарий реализации возможностей технологии «виртуальная реальность» в образовании в условиях информатизации обществ / А.Р. Газизов, А.И. Кухта // Трибуна ученого. - 2020. - Вып. 06. -С.64-71.

9. Евсеева Е.Г. Деятельностный подход как методологическая основа формирования методической компетентности будущего учителя математики / Е.Г Евсеева // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2020. - Вып. 52. - С. 57-65.

10. Иоффе А.Ф. О преподавании физики в высшей технической школе / А. Ф. Иоффе // Вестник высшей школы. - 1951. - №10. -С. 17-18.

11. Коржуев А.В. Основы учебно-исследовательской деятельности в педагогике : учеб. пособие для СПО / А.В.Коржуев, Н.Н.Антонова. - Москва: Изд-во Юрайт, 2019. -177 с.

12. Королев М.Е. Психолого-педагогические основы цифровой трансформации обучения студентов современного университета / М.Е. Королев, И.А. Дерий // Вестник Академии гражданской защиты: научный журнал. -Донецк : ГОУ ВПО «Академия гражданской

защиты» МЧС ДНР, 2021. - Вып. 2 (26). -С. 115-121.

13. Краснов С.В. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации / С.В. Краснов, С.В. Калмыкова, С.К. Краснова //Проблемы современного образования. Научно-информационный журнал. Сетевое издание. -2020. - № 1. - С.89-101.

14. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина, П.Н. Биленко, М. В. Дулинов, А.М. Кондаков. -Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС,

2020. -112 с.

15. Повышение уровня профессиональных компетенций с использованием виртуальной образовательной среды / В.А. Немтинов,

A.Б. Борисенко, В.В. Морозов, Ю.В. Немтино-ва // Высшее образование в России. - 2021. -№3. - С. 104-113.

16. Психология и педагогика в 2 ч. Ч. 2. Педагогика : учебник для академического бакалавриата [Электронный ресурс] / В.А. Сла-стенин [и др.]; под общей редакцией

B.А. Сластенина, В. П. Каширина. - Москва : Издательство Юрайт, - 2017. - 374 с. - (Режим доступа) : https://urait.ru/bcode/400452. -Загл. с экрана. - Дата обращения: 13.05.2021.

17. Скафа Е.И. Методика обучения математике: эвристический поход. Общая методика: учебное пособие / Е.И. Скафа. - Донецк : ДонНУ, 2020. - 440 с.

18. Скафа Е.И. Что актуально в высшей школе - смешанное или гибридное обучение математике? / Е.И. Скафа //Донецкие чте-ния-2021. Образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VI Междунар. научной конф. (Донецк, ДонНУ, 29 октября 2021 г.).- Том 6: Педагогические науки. Ч. 2 / под общей ред. проф.

C.В. Беспаловой. - Донецк: Изд-во ДонНУ,

2021. - С. 87-89.

19. Скафа Е.И. Эвристический подход к разработке мультимедийных средств обучения в высшей школе /Е.И.Скафа //Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : материалы IVМеждунар. науч. конф. Красноярск, 6-9 октября 2020 г. : в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М.В. Носкова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2020. - С.227-231.

20. Слепкань З.1. Науков1 засади педагогг-чного процесу у вищт школ1: навч. поабник /

(D

З.1. Слепканъ. - Кшв : Вища школа, 2005. -

23. Эволюция образования в условиях цифровизации. Коллективная монография / М.В. Носков, П.П. Дьячук, Б.С. Добронец и др.; под ред. М.В. Носкова. - Красноярск : изд-во Сибирский федеральный университет, 2019. -

239 с.

21. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11т. / К. Д. Ушинский. - Т. 10. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1952. - 537 с.

22. Хуторской А.В. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.В. Хуторской. - Санкт-Петербург : Питер,

212 с.

24. Якса Н.В. Основи педагогячних знанъ : навч. поабник / Н.В. Якса. - Кигв : Знання, 2007. - 358 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019. - 608 с.

§.......%

LEADING PRINCIPLES OF FORMING THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE HIGHER SCHOOL TEACHERS

Abstract. The modernization of higher professional education including the latest in Donetsk People's Republic requires its quality improvement as far as concerns graduating of new generation staff. This new staff must be able to meet the requirements of the modern society, which is developing towards digitalization, globalization, and integration of science, technologies and education. However, what features must professors teaching modern students possess? What principles must be based on his/her methodological expertize? These questions are relevant to the current age theoretically as well as practically due to the importance of their solutions while graduating future professors for educational institutions of higher professional education.

The objective of the article is to specify the main categories in principles of education for future higher school professors. Those principles which are on the basis of the methodological expertize formation in the process of specialists' university education.

In the article it has been stated that pedagogical ground for the methodological expertize formation of nowadays higher school professor are not only common teaching methods defining the particularities of educational activities at higher schools, but also the principles of digital didactics which belongs to pedagogics sphere aiming at organizing of the teaching process when the society is being digitalized. And digital didactics is the base for modern methodology as well as teaching technologies. The information provide in the article extends the common ways of forming higher school professors' methodological expertize.

Keywords: general didactic, specific and digital principles, the formation of methodological competence, educational process, teacher, higher school.

For citation: Skafa E., Borisova A. (2021). Leading principles of forming the methodological competence of future higher school teachers. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 54, pp. 48-56. (In Russ., abstract in Eng.)

Skafa Еlena,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Borisova Alina, senior lecturer Donetsk National University, Donetsk

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-48-56

Статья поступила в редакцию 28.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.