Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ'

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Кутепов Максим Михайлович

Современный процесс подготовки в высших учебных заведениях нацелен как на формирование компетентности специалиста, так и на формирование его ответственной и культурной личности, обладающей гуманистическим мировоззрением. Поэтому, опираясь на требования законодательства и потребности общества, в процессе обучения необходимо использовать инновационные образовательные технологии, способствующие достижению поставленных целей. В статье раскрывается опыт использования гуманистических образовательных технологий в подготовке студентов высших учебных заведений. Гуманистические образовательные технологии представляют собой технологии, основанные на общечеловеческих ценностях, развивающие самостоятельность, активность, креативность, положительное отношение к учебной деятельности, умение работать в группе и другие качества и компетенции, способствующие развитию личности и профессиональной компетентности специалиста. Реализация гуманистических технологий в системе высшего образования способствует формированию компетентности современных специалистов на основе формирования опыта будущей профессиональной деятельности. Студенты не только приобретают знания, умения и навыки, но и развивают гуманистическое мировоззрение и ценности. Использование современных технологий группового обучения, информационных, проектных, игровых и других гуманистических образовательных технологий ориентируется на личность будущего специалиста, его индивидуальные потребности и способствует наиболее результативному формированию его профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Кутепов Максим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

The modern training process in higher educational institutions is aimed at both the formation of a specialist's competence and the formation of his responsible and cultural personality with a humanistic worldview. Therefore, based on the requirements of legislation and the needs of society, in the learning process it is necessary to use innovative educational technologies that contribute to the achievement of the set goals. The article reveals the experience of using humanistic educational technologies in training students of higher educational institutions. Humanistic educational technologies are technologies based on universal human values that develop independence, activity, creativity, a positive attitude to educational activities, the ability to work in a group and other qualities and competencies that contribute to the development of the personality and professional competence of a specialist. The implementation of humanistic technologies in the higher education system contributes to the formation of the competence of modern specialists on the basis of the formation of the experience of future professional activities. Students not only acquire knowledge, skills and abilities, but also develop a humanistic outlook and values. The use of modern technologies of group training, information, design, game and other humanistic educational technologies is guided by the personality of the future specialist, his individual needs and contributes to the most effective formation of his professional competence.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ВАГАНОВА Ольга Игоревна и другие ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ...

VTTK" 4.ППД I -—V /Ti /5Л 1©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

•УД14 J /О.Ч-.ииЧ- |(сс) (JjCs) Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1002-0046 ь^дтмтм https://creativecommons.org/hcenses/by-nc/4.o/)

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

ВАГАНОВА Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) AuthorID: 831424 SPIN: 2817-3404 ResearcherID: AAH-6493-2019 ORCID: 000-0001-9122-5712 ScopusID: 57190961213

ГЛАДКОВА Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: glamarin@rambler.ru)

AuthorID: 362695

SPIN: 2601-5962

ResearcherID: L-8344-2017

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5397-6168

ScopusID: 57190970102

КУТЕПОВ Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail:e-mail:kmm-asb@mail.ru) Аннотация. Современный процесс подготовки в высших учебных заведениях нацелен как на формирование компетентности специалиста, так и на формирование его ответственной и культурной личности, обладающей гуманистическим мировоззрением. Поэтому, опираясь на требования законодательства и потребности общества, в процессе обучения необходимо использовать инновационные образовательные технологии, способствующие достижению поставленных целей. В статье раскрывается опыт использования гуманистических образовательных технологий в подготовке студентов высших учебных заведений. Гуманистические образовательные технологии представляют собой технологии, основанные на общечеловеческих ценностях, развивающие самостоятельность, активность, креативность, положительное отношение к учебной деятельности, умение работать в группе и другие качества и компетенции, способствующие развитию личности и профессиональной компетентности специалиста. Реализация гуманистических технологий в системе высшего образования способствует формированию компетентности современных специалистов на основе формирования опыта будущей профессиональной деятельности. Студенты не только приобретают знания, умения и навыки, но и развивают гуманистическое мировоззрение и ценности. Использование современных технологий группового обучения, информационных, проектных, игровых и других гуманистических образовательных технологий ориентируется на личность будущего специалиста, его индивидуальные потребности и способствует наиболее результативному формированию его профессиональной компетентности.

Ключевые слова: гуманистические технологии, конкурентоспособность, образовательные технологии, высшее учебное заведение, профессиональная подготовка, процесс обучения, личность студента, гуманистическое мировоззрение, ценности, профессиональная компетентность.

HUMANISTIC TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

© The Author(s) 2021

VAGANOVA Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) GLADKOVA Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Tyumen higher military engineering command school. Marshal of engineering troops A. I. Proshlyakov (625051, Russia, Tyumen, ul. L. Tolstogo 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) KUTEPOV Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

of "Physical education and sports" Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev str., 9, e-mail:e-mail:kmm-asb@mail.ru) Abstract. The modern training process in higher educational institutions is aimed at both the formation of a specialist's competence and the formation of his responsible and cultural personality with a humanistic worldview. Therefore, based on the requirements of legislation and the needs of society, in the learning process it is necessary to use innovative educational technologies that contribute to the achievement of the set goals. The article reveals the experience of using humanistic educational technologies in training students of higher educational institutions. Humanistic educational technologies are technologies based on universal human values that develop independence, activity, creativity, a positive attitude to educational activities, the ability to work in a group and other qualities and competencies that contribute to the development of the personality and professional competence of a specialist. The implementation of humanistic technologies in the higher education system contributes to the formation of the competence of modern specialists on the basis of the formation of the experience of future professional activities. Students not only acquire knowledge, skills and abilities, but also develop a ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008 193

VAGANOVA Olga Igorevna and others HUMANISTIC TECHNOLOGIES IN HIGHER ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

humanistic outlook and values. The use of modern technologies of group training, information, design, game and other humanistic educational technologies is guided by the personality of the future specialist, his individual needs and contributes to the most effective formation of his professional competence.

Keywords: humanistic technologies, competitiveness, educational technologies, higher educational institution, vocational training, learning process, student personality, humanistic outlook, values, professional competence.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Экономические, политические и социокультурные преобразования обусловили появление реформацион-ных процессов в области подготовки студентов высших учебных заведений.

На сегодняшний день образовательный процесс направлен не только на формирование компетентности специалиста, но и его нравственной, ответственной и культурной личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, способной к самостоятельной деятельности и креативному решению профессиональных задач.

Государство на законодательном уровне акцентирует внимание на необходимости реализации гуманистических основ подготовки компетентных специалистов с использованием инновационных образовательных технологий, способствующих достижению поставленных образовательных целей.

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» выделяет приоритетные задачи для достижения целей государственной молодежной политики, среди которых формирование ответственной «молодежи, способной к реализации своих конституционных прав и обязанностей, обладающей гуманистическим мировоззрением и системой нравственных и гражданских ценностей; развитие просветительской деятельности молодежи и реализация инновационных образовательных и воспитательных технологий» [1]. В целях соблюдения требований законодательства и потребностей общества к подготовке современного специалиста высшим образовательным учреждениям необходимо использовать гуманистические технологии.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Актуальные вопросы реализации образовательных технологий освещены в работах О.И. Вагановой [2], [3], С.М. Маркова [4], М.Н. Гладкова [5], Е.В. Мялкина [6], Е.А. Алешугина [7], А.А. Прокин [8], А.А. Эльканова [9] и др. [10-17].

Обосновывается актуальность исследования. В процессе реализации гуманистических технологий в высшей школе достигается наибольшая результативность формирования компетентности современных специалистов.

Студенты развивают не только компетенции, но и гуманистическое мировоззрение и ценности.

Использование современных технологий группового обучения, информационных, проектных, игровых и других гуманистических образовательных технологий ориентируется на личность будущего специалиста, его индивидуальные потребности и способствует наиболее результативному формированию его профессиональной компетентности.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в рассмотрении опыта реализации гуманистических образовательных технологий в подготовке студентов высших учебных заведений.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- уточнить сущность и роль гуманистических технологий в высшем образовании;

- раскрыть влияние гуманистических технологий на

формирование профессиональной компетентности обучающихся.

Используемые методы, методики и технологии. В статье проведен анализ опыта реализации гуманистических образовательных технологий, осуществлена систематизация и обобщение полученных данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Гуманизация процесса обучения направлена на формирование свободной личности, обладающей критическим мышлением, способной к самостоятельному принятию решений.

Образовательные технологии в подготовке студентов высших учебных заведений обеспечивают гуманистическую направленность деятельности.

Гуманистическая направленность обозначает приобщение студентов к культурным традициям, гражданским и общечеловеческим ценностям в процессе приобретения опыта профессиональной деятельности других с сохранением собственной уникальности. Гуманистически направленное обучение отражает глубокие связи между обучающимся и обществом, человеком и средой, наукой и культурой.

Гуманизация раскрывает широкие возможности для самоактуализации личности, наиболее полного раскрытия ее особенностей, способностей и потенциала. И в этой связи гуманистические технологии способствуют развитию мотивации студентов. «Для стимуляции учебной деятельности студентов, развития их умения работать в группе и ответственности при реализации гуманистических образовательных технологий используется системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств» [18]. В центре внимания гуманистических технологий личность студента, поэтому данные технологии являются личностно-ориентированными и ха-растеризуются как антропологические. Для реализации данных технологий преподаватели должны соблюдать особые условия:

- условия для формирования исследовательского мышления;

- организация групповых занятий на основе диалога и имитационно-ролевых игр.

При этом преподаватель выполняет следующие действия:

- оценка и своевременная коррекция эмоциональных состояний студентов;

- мотивация обучающихся в течение всего занятия;

- использование различных способов и средств обучения;

- коррекция деятельности студентов (при необходимости);

- оценка работ студентов (студенты самостоятельно оценивают работу друг друга).

Гуманистические технологии выполняют следующие функции:

- мотивационная (принятие и обоснование деятельности);

- «рефлексивная (субъект обращает внимание на самого себя и на свое сознание, а также на продукты собственной деятельности)» [18];

- смыслотворческая (процесс, позволяющий студенту создавать новые материальные и духовные ценности);

- ориентационная (формирование собственных идей и взглядов на мир);

- креативная (проявление самостоятельного творчества в профессиональной сфере деятельности);

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 23Q9-1754; e-ISSN: 2712-S474

ВАГАНОВА Ольга Игоревна и другие ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ...

- самореализации (проявление студента как самостоятельного высококвалифицированного специалиста, применение знаний на практике).

Технология группового обучения применяется на занятиях в вузе для того, чтобы студенты смогли ощутить ответственность не только за свой успех, но и за успех всего коллектива.

В результате выполнения совместных работ обучающиеся самостоятельно распределяют роли и функции, оказывают друг другу взаимную поддержку, обмениваются опытом, развивают навыки управления конфликтами, формируют такие качества как лидерство, доверие, ответственность, нацеленность на результат.

Реализация игровых технологий позволяет привлечь студентов не только к подготовке к игровым мероприятиям, но и к более глубокому изучению учебного и научного материала по конкретной теме. Этап анализа и обсуждения является наиболее активным, поскольку на него отводится более ограниченное количество времени. Студенты обмениваются мнениями, обсуждают и оценивают результаты проделанной работы. Игра позволяет сформировать гуманистические ценностные ориентации.

Проектные технологии способствуют активизации научной деятельности студентов. Они самостоятельно занимаются обработкой информации, подготовкой материала и его представления. Результативность проектной деятельности достигается за счет множества факторов, среди которых:

- общение в основе которого лежит взаимоуважение;

- центральной фигурой образовательного процесса выступает личность студента. Он является активным субъектом образовательного процесса;

- создание благоприятного климата.

Информационные образовательные технологии в образовательном процессе обеспечивают выполнение различных заданий в электронной форме.

Обмен результатами и достижениями, получение консультаций и оценка выполненных заданий осуществляется с использованием электронных образовательных платформ, которые предоставляют множество инструментов для взаимодействия на удаленном расстоянии.

Студенты самостоятельно могут провести рефлексию собственной деятельности.

При использовании гуманистических образовательных технологий реализуется индивидуализированный подход к студентам.

С помощью информационных технологий каждый студент получает индивидуальную консультацию, выполняет индивидуальные задания в соответствии со своими потребностями и возможностями.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В статье были уточнены сущность и роль гуманистических технологий в высшем образовании, их влияние на формирование культурной нравственной личности и профессиональной компетентности современного студента.

Систематизация информации об инновационных гуманистических образовательных технологиях позволила выявить специфику их реализации в сфере высшего образования.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Реализация гуманистических технологий в высшем образовании продиктовано требованиями государства и потребностями общества.

Рассматриваемые нами технологии позволяют повысить результативность формирования профессиональной компетентности и способствуют формированию культурной и нравственной личности, способной к реализации свой прав и готовой к исполнению своих гражданских обязанностей.

В процессе реализации преподавателями в учебной деятельности инновационных гуманистических образо-

вательных технологий развивается позитивная взаимозависимость между студентами в процессе которой они обретают необходимые компетенции и важные социальные навыки.

В процессе использования образовательных технологий студенты осваивают практический опыт деятельности и готовы к применению его в реальной сфере деятельности.

Технологии позволяют мотивировать обучающихся и включить их в активный познавательный процесс.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Формирование современного выпускника как разносторонне развитой личности, способной к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, компетентного специалиста, готового к самостоятельному и творческому решению профессиональных задач - сложный и многогранный процесс. Для достижения данной цели необходимо использование и дальнейшее внедрение гуманистических образовательных технологий в подготовку студентов высших учебных заведений, поскольку они активизируют деятельность обучающегося, мотивируют его, включают в деятельность и взаимодействие и он обретает как необходимые компетенции, так и важные личностные качества, гуманистическое мировоззрение, способность к саморазвитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 Ж 240S-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

2. Ваганова, О.И. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации / A.В. Гладков, О.И. Ваганова, M.^ Прохорова //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. Ж 1 (26). С. 274-276

S. Ваганова, О.И. Применение проектных образовательных технологий в учебном процессе вуза /M.H. Гладкова, О.И. Ваганова, M.M. ^тепов // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. Ж 2 (2S). С. 209-212.

4. Mаркова CM. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Mининского университета. 2019. Т. 7, №S. С S.

5. Гладкова M.H., Aбрамова Н.С., ^тепов M.M. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. Ж 2 (19). С. 10S-105.

6. Mялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Mининского университета. 2019. Т. 7, ЖS. С 4.

7. Aлешугина E.A., ^тепова Л.И., Белоусова RA. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. Ж 1 (26). С. 25S-255.

8. Прокин A.A., Вечканова E.A., Фадеева K.A. Использование информационных технологий в образовательном процессе системы среднего профессионального и высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Kонцепт». 2019. Ж1. С. 1-5.

9. Эльканова A.A., Aйдинова 3.M., Узденова M£. Использование современных образовательных технологий в высшем образовании // Проблемы современного высшего педагогического образования. 2019. С. 275-278.

10. Воронин В.Н., Kaростелев A.A. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск: Технологии управления организацией. Ячество продукции и услуг. 2008. Ж 10. С. 25-S2.

11. Braslavska O.V., Rozhi I.G. Peculiarities of innovative learning in a modern educational environment // Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. Ж 2 (8). С. 24-26.

12. Rakhimbaeva I.E., Korostelev A.A., Shakirova I.A., Ayshwarya B., Nguyen P.T., Hashim W., Maseleno A. Integration of the educational and didactic systems in the training of future teachers //International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. Ж 2.1. С. 11S1-11S6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1S. John R., Korostelev A.A., Yarygin O.N., Mukhutdinov R.H., Maseleno A. The genesys and base concepts of competentology // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Т. 7. Ж 6. С. 78-86.

14. Klinkova I.A. Role and place of the learning task in technology and entrepreneurship education //Balkan Scientific Review. 2019. Т. S. Ж 2 (4). С. S7-40.

15. Aндриенко ОЛ. Сетевые образовательные технологии и их использование при работе с обучающимися //Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. S. Ж 1 (S). С. 5-7.

16. Зубренкова О.A., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., ^сс E.A. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Aзимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. Ж 2 (S1). С. 172-175.

17. Дунаева Т.Ю., Kамалиев Т.Ф. Возможности современных образовательных технологий в учебном процессе вуза //Mеждународный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. ЖS. С. 1-S._

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

195

VAGANOVA Olga Igorevna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

HUMANISTIC TECHNOLOGIES IN HIGHER ... 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

18. Казданян С.Ш., Асланян А.Г. О роли гуманистических технологий в личностно-ориентированном взаимодействии в вузе // Бюллетень науки и практики. 2016. 12 (13). С. 354-359.

Статья поступила в редакцию 11.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.