Сведения для цитирования: Крашакова, Т. Ю. Способы формирования ключевых компетенций цифровой экономики у будущих техников-строителей / Т. Ю. Крашакова, И. И. Тубер // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 47-54.
УДК 377 ББК 74.57
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ У БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-СТРОИТЕЛЕЙ
Т. Ю. Крашакова, И. И. Тубер
В статье обозначены вызовы системе профессионального образования, связанные с цифрови-зацией экономики Российской Федерации, существенными изменениями в отраслях промышленности в рамках решения задачи достижения «цифровой зрелости», отмечены законодательно установленные ключевые компетенции цифровой экономики, которыми должен обладать выпускник профессиональной образовательной организации для соответствия требованиям отраслевого рынка труда. Представлен успешный опыт образовательной организации по формированию ключевых компетенций цифровой экономики у будущих техников-строителей с участием и при поддержке объединения работодателей — саморегулируемой организации «Союз строительных компаний Урала и Сибири» — в рамках решения актуальной для строительной отрасли проблемы внедрения технологий информационного моделирования. Описан содержательный подход к формированию ключевых компетенций цифровой экономики у обучающихся профессиональных образовательных организаций, заключающийся в актуализации (уточнении/расширении) предметного содержания учебных дисциплин и (или) профессиональных модулей образовательной программы. Предложены инструменты для оценки результатов сформированное™ ключевых компетенций цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, ключевые компетенции цифровой экономики, цифровая среда, технологии информационного моделирования BIM.
Глобальными трендами современной эпохи, безусловно, являются становление цифровой экономики и формирование цифрового общества как части мировой экосистемы. В соответствии с Указом Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из национальных целей является цифровая трансформация. Необходимо достигнуть «цифровой зрелости» в ключевых отраслях экономики и социальной сферы [1]. Становление цифровой экономики неразрывно связано с решением проблемы цифровых компетенций граждан, поиском новых подходов к организации содействия гражданам в освоении ключевых компетенций цифровой экономики. Изменившиеся экономические и технологические условия в рамках перехода к цифровой экономике существенно меняют рынок труда: цифровые навыки становятся критически важными с точки зрения работодателей, и это касается практически всех отраслей промышленности, а не только 1Т-сферы. Цифровизация затрагивает все отрасли промышленности, в ближайшей перспективе продолжится масштабная трансформация
требований к специалистам, так как многие операции и технологические процессы, которые не были затронуты предыдущими волнами внедрения цифровых технологий, в недалеком будущем будут автоматизированы. Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2]. Составной частью национальной программы является федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», паспорт которого утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию 28 мая 2019 г [3]. Проект направлен на масштабное использование информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Цель проекта — обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики. Проект направлен на создание условий для обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами для цифровой экономики через трансформацию всех уровней системы образования, внедрение программ переобучения в компаниях
и ведомствах. Данный проект позволит обновить содержание образования и предоставит возможность обучающимся — будущим молодым специалистам на производстве свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта „Кадры для цифровой экономики" национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации"» установлен ряд понятий, а также определен перечень ключевых компетенций цифровой экономики [4]. Согласно приказу, ключевые компетенции цифровой экономики — это компетенции, которые необходимы для решения человеком поставленной задачи или достижения заданного результата деятельности в условиях глобальной цифровизации общественных и бизнес-процессов. Документ определяет новые требования в системе профессионального образования, в частности — к выпускникам профессионального образования. Выпускники системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики, в соответствии с данным приказом, — это лица, освоившие образовательные программы среднего профессионального (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; специалистов среднего звена) или высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры) и обладающие ключевыми компетенциями цифровой экономики [4].
Цифровизация экономики существенно меняет образовательный заказ, перенося фокус на потребность в формировании спектра новых цифровых компетенций, независимо от получаемой профессии или специальности. Анализ «перспективных рынков НТИ (Национальной технологической инициативы)» показывает, что владение цифровыми производственными технологиями потребуется от выпускников самых разных направлений профессионального образования, в том числе от тех, которые прежде были связаны с процессом цифровизации только на уровне общепользовательских компьютерных навыков [5].
В приказе Минэкономразвития России от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта „Кадры для цифровой экономики" национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации"» содержится приведенный ниже перечень ключевых компетенций цифровой экономики, которыми должны владеть вы-
пускники системы среднего профессионального образования (перечень подготовлен Центром компетенций «Кадры для цифровой экономики» АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035»).
1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей.
2. Саморазвитие в условиях неопределенности. Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций.
3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.
4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач.
5. Критическое мышление. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде проводить оценку информации, ее достоверности, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных [4].
Таким образом, цифровые компетенции необходимы специалистам как для выполнения профессиональных задач, так и для полноценного взаимодействия личности с окружающим миром и решения повседневных задач.
Цифровая экономика и цифровое общество предъявляют объемный, динамично меняющийся комплекс требований к выпускникам системы профессионального образования, на основе которого могут быть сформированы два типа дидактических целей (ожидаемых образовательных результатов). При этом среднее профессиональное образование ориентировано на достижение обоих типов целей, представленных в таблице 1 [5].
* Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК РФ). Утверждена в форме документа «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н).
** Базовая модель компетенций (БМК) — нормативный документ, устанавливающий систему единых требований к формированию, непрерывному и преемственному наращиванию компетенций цифровой экономики в течение всей жизни человека. Необходимость разработки БМК установлена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы „Цифровая экономика Российской Федерации"».
Таблица 1
Типы дидактических целей (ожидаемых образовательных результатов) профессионального образования
Тип дидактических целей (ожидаемых результатов) Источники информации об ожидаемых результатах
СПО
Актуальные Перспективные
1. Общая готовность к жизни в цифровом обществе и эффективной деятельности в условиях цифровой экономики - Национальная рамка квалификаций Российской Федерации*; - ФГОС СПО (общие компетенции) - Базовая модель компетенций** (универсальные компетенции); - ФГОС СПО (общепрофессиональные компетенции)
2. Функциональная подготовленность к решению конкретных типов задач профессиональной деятельности (в рамках определенной профессии / трудовой функции) - ФГОС СПО (профессиональные компетенции); - профессиональные стандарты; - требования конкретного заказчика (работодателя) - профессиональные стандарты; - требования конкретного заказчика (работодателя); - персональные образовательные потребности обучающегося
Образовательные результаты, связанные с формированием общей готовности человека к жизни в цифровом обществе и эффективной деятельности в условиях цифровой экономики, формируются поэтапно и преемственно на всех уровнях образования. На этапе среднего профессионального образования формируется комплекс универсальных и общепрофессиональных компетенций (а также профессиональных компетенций в соответствии с профилем подготовки). Собственно, цифровые компетенции (digital skills), хотя и составляют особую группу ожидаемых результатов профессионального образования и обучения, тем не менее, могут быть отнесены либо к универсальным (общим) компетенциям (soft skills), либо к профессиональным компетенциям (hard skills) [5].
Ключевые компетенции цифровой экономики носят надпрофессиональный характер, соответственно процесс их формирования имеет сквозной характер, реализуемый через все содержание образовательной программы подготовки специалиста. Цифровые компетенции как структурные компоненты общих и профессиональных компетенций формируются в течение освоения всей образовательной программы СПО. Формирование ключевых компетенций цифровой экономики является своего рода «надстройкой» процесса формирования как общих, так и профессиональных компетенций.
Одним из подходов к формированию ключевых компетенций цифровой экономики у обучающихся профессиональных образовательных
организаций является актуализация (уточнение/ расширение) предметного содержания учебных дисциплин и (или) профессиональных модулей образовательной программы. Данный подход (сценарий) видится наиболее методически обоснованным, так как надпрофессиональный характер ключевых компетенций цифровой экономики подразумевает сквозной процесс их формирования в течение всего срока обучения по образовательной программе [6].
Формирование ключевых компетенций цифровой экономики у студентов колледжей и техникумов осуществляется посредством цифровиза-ции образовательного процесса через развитие цифровой образовательной среды образовательной организации — и это главное условие качества работы по организации образовательного процесса, результатом которого является формирование у обучающихся ключевых компетенций цифровой экономики [7].
Цифровая образовательная среда образовательной организации включает в себя набор ИКТ-инструментов, в том числе специализированного отраслевого программного обеспечения и электронных образовательных ресурсов, использование которых должно носить системный характер. Развитие цифровой образовательной среды способствует модернизации образовательного процесса; внедрению в педагогическую практику технологии электронного обучения, модели смешанного обучения; автоматизации процессов управления качеством образования, формированию у обучающихся навыков существования
в цифровом мире, умения эффективно применять цифровые ресурсы в своей будущей профессиональной деятельности [8].
ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» работает над проблемой формирования у будущих специалистов среднего звена ключевых компетенций цифровой экономики не первый год, в рамках решения данной проблемы активно взаимодействуя с отраслевыми министерствами, работодателями и их объединениями. Колледж на протяжении 80 лет осуществляет подготовку специалистов для строительной отрасли, постоянно совершенствует содержание реализуемых образовательных программ, обновляет материально-техническую базу подготовки будущих техников-строителей, внедряет современные образовательные технологии, работает над совершенствованием цифровой образовательной среды.
Обновление содержания образовательных программ строится, во-первых, на анализе запросов отраслевого министерства (Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области), работодателей и их объединений (саморегулируемая организация «Союз строительных компаний Урала и Сибири») с учетом перспектив развития строительной отрасти, в том числе ее цифровизации; во-вторых, на анализе результатов независимой оценки квалификаций выпускников и демонстрационных экзаменов. Еще в 2018 г от саморегулируемой организации «Союз строительных компаний Урала и Сибири» поступил запрос на включение в содержание подготовки специалистов среднего звена технологий информационного моделирования. Технология информационного моделирования, или Building Information Model (BIM), — это новый подход к возведению, оснащению, обеспечению эксплуатации и ремонту здания, предполагающий сбор и комплексную обработку в процессе проектирования всей архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и иной информации о здании, когда здание и все, что имеет к нему отношение, рассматривается как единый объект [9]. BIM-технологии позволяют сделать большой шаг вперед при проработке объекта — от принятия концептуального решения при проектировании до вывода объекта из эксплуатации. Внедрение данной технологии значительно повысит качество проектирования и при этом упростит работу на всех этапах жизненного цикла объекта, что позволит перейти на новый этап развития отрасли. Соответственно, для того чтобы будущие специалисты успешно овладели технологиями
информационного моделирования, необходимо, во-первых, обеспечить опережающую подготовку специалистов для строительной отрасли, во-вторых, обеспечить формирование у выпускников ключевых компетенций цифровой экономики, таких как «Коммуникация и кооперация в цифровой среде», «Креативное мышление» и «Управление информацией и данными».
С учетом перспектив развития и цифровизации строительной отрасли с целью формирования ключевых компетенций цифровой экономики было актуализировано (расширено) содержание образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений; существенно расширено предметное содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (освоение программного обеспечения Renga), профессиональных модулей «ПМ.01. Участие в проектировании зданий и сооружений» (освоение программного комплекса «Лира САПР», работа в ПО Renga и ПК «Лира САПР), «ПМ.03. Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, в том числе отделочных работ, эксплуатации, ремонте и реконструкции зданий и сооружений» (освоение и работа в ПО «ГРАНД Смета»); введен новый вариативный модуль «Разработка информационной модели зданий (сооружений)», включающий освоение специализированного программного обеспечения Renga, Tekla, Nawiswork, Pilot-ICE, Revit, СКИД и работу с ним. Для реализации нового содержания в колледже создана лаборатория BIM-техно-логий, оснащенная современной компьютерной техникой и необходимым программным обеспечением; под патронажем СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» организовано приобретение российского программного обеспечения (программы Renga), проведено обучение преподавателей колледжа работе в данной программе, обеспечена постоянная консультативная поддержка педагогов со стороны компании «Аскон». С 2019 г. в колледже проводится олимпиада по BIM-технологиям, студенты колледжа успешно участвуют в чемпионатах профессионального мастерства по компетенции «Технологии информационного моделирования BIM», с 2020 г. они успешно сдают демонстрационный экзамен по компетенции «Технологии информационного моделирования BIM».
На сайте Правительства РФ 17 сентября 2020 г. была опубликована информация о том,
что премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление об информационном моделировании в строительстве. Этим документом внедряется новый градостроительный подход с использованием технологий BIM, который является одним из элементов цифровизации строительной отрасли. Применение BIM-тех-нологий позволит отслеживать состояние объекта на протяжении всего жизненного цикла. Это также должно улучшить качество строительства и снизить риски ошибок и потерь при реализации масштабных проектов. Кроме того, в 2020 г. законодательно определен список объектов социального назначения (школы, детские сады, учреждения культуры и спорта и т. д.), при строительстве которых за бюджетные деньги использование информационной модели с января 2022 г. является обязательным. Следовательно, возник острый дефицит специалистов, владеющих технологиями информационного моделирования. Освоение выпускниками колледжа технологий разработки информационной модели, успешное участие в демонстрационном экзамене по компетенции «Технологии информационного моделирования BIM» обеспечили готовность выпускников колледжа к работе в условиях тотальной информатизации отрасли. Многие выпускники 2020 г. уже успешно устроились в строительные компании и организации на должности BIM-менеджеров и применяют полученные в колледже умения и навыки разработки информационной модели зданий при решении реальных производственных задач.
Формирование ключевых компетенций цифровой экономики у студентов колледжа обеспечивается применением в образовательном процессе различных групп технологий, таких как:
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) универсального назначения (офисные программы, графические редакторы, интернет-браузеры, средства организации телекоммуникации, дополненная реальность и т. п.);
- педагогические технологии (технологии обучения), в том числе предполагающие использование ИКТ или основанные на их использовании;
- специализированные цифровые образовательные технологии (edtech), например, виртуальные наставники, тренажеры, обучающие игровые квесты в дополненной реальности, игровые среды и т. п.;
- производственные технологии (в том числе цифровые, предполагающие использование специализированного программного обеспечения),
способствующие формированию у обучающихся необходимых профессиональных компетенций [5].
В условиях цифровизации образовательного процесса возрастает роль активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на собственной активности обучающихся. Так, в ходе освоения технологий информационного моделирования студенты — будущие техники-строители учатся интерактивной коммуникации, командной работе (компетенция «Технологии информационного моделирования BIM» предполагает совместную работу, разделение ролей и ответственности за результат), групповой и индивидуальной рефлексии. Данные технологии и методы обеспечивают новые условия деятельности обучающихся и формирование у них компетенций, востребованных цифровой экономикой за счет использования ИКТ (в качестве вспомогательного педагогического средства при их реализации) и цифровых средств (как основы самой технологии).
Контроль и оценка хода формирования ключевых компетенций цифровой экономики у студентов колледжа осуществляются в процессе аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, на этапах практики, при выполнении проектных, проблемных и практических заданий. Так, будущие техники-строители в рамках промежуточной аттестации по профессиональному модулю презентуют и защищают разработанную информационную модель, отмечают ее плюсы и минусы, обосновывают выбор программной среды для создания модели, объясняют принципы распределения ролей в команде. При выполнении заданий по разработке информационной модели здания студенты могут работать в аудитории (очно), а также вне аудитории (в онлайн-формате), обсуждать решения с применением программ для коммуникации и совместной деятельности, что также способствует развитию ключевых компетенций цифровой экономики.
Одним из распространенных инструментов для оценки результатов сформированности общих (надпрофессиональных) компетенций, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, является электронное, или цифровое, портфолио. В 2020 г. в колледже запущен проект по разработке и применению электронного портфолио карьерного продвижения студентов. Электронное, или цифровое, портфо-лио — электронные свидетельства, собранные и определяемые студентом, обычно с использованием Web. Формирование электронного
портфолио карьерного продвижения студентов начинается с детального рассмотрения соответствующего профессионального стандарта, определения требуемых жестких и мягких навыков; далее осуществляется методичный сбор так называемого цифрового следа во время обучения и создание цифрового профиля компетенций выпускника. Цифровой след организует базу данных и фактов, имеющих отношение к работе в цифровой среде: это могут быть личные профили, информация о посещаемых веб-сайтах, открытые и созданные файлы, репосты и комментарии, видео, электронные коллекции работ, проектов и другая цифровая активность. Технологии образовательного блокчейна позволяют фиксировать цифровой след и интегрировать в течение ряда лет все достижения студента [8]. Для формирования портфолио студентов могут быть использованы различные электронные
ресурсы. Проведенный в 2021 г. конкурс электронных портфолио карьерного продвижения студентов показал, насколько интересна и значима для студентов данная деятельность. Студенты сами изучают, анализируют и выбирают сервисы для создания электронного портфолио, детально продумывают наполнение его блоков и страниц, организацию предоставления доступа к нему предполагаемому работодателю, что значительно повышает шансы на успешное трудоустройство.
Таким образом, формирование ключевых компетенций цифровой экономики выпускников колледжа является одним из условий подготовки востребованных в различных отраслях цифровой экономики мультипрофильных, «конвергентных» специалистов, имеющих опыт участия в производственных и бизнес-проектах, реализованных в цифровой среде.
Библиографический список
1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21.07.2020. — Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. — 2021. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012 (дата обращения: 20.04.2021).
2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : [утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 № 16] // Информационно-правовая система Гарант : [сайт]. — 2021. — URL: https://base.garant.ru/72190282/#friends (дата обращения: 21.04.2021).
3. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» : [утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28 мая 2019 г. № 9] // Министерство экономического развития Российской Федерации : [офиц. сайт]. — 2021. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/chelovecheskiy_ kapital/kadry_dlya_cifrovoy_ekonomiki/ (дата обращения: 18.04.2021).
4. Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : [приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41] // Министерство экономического развития Российской Федерации : [офиц. сайт]. — 2021. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/ prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_24_yanvarya_2020_g_41.html (дата обращения: 23.04.2021).
5. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов [и др.] ; под науч. ред. В. И. Блинова. — Москва : Перо, 2019. — 98 с. — ISBN 978-5-00150-679-9.
6. Методические рекомендации по формированию ключевых компетенций цифровой экономики у обучающихся профессиональных образовательных организаций / сост. Т. А. Липае-ва, Т. В. Чернова ; ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования». — Кострома : ОГБОУ ДПО КОИРО, 2020. — 54 с.
7. Гайсина, С. В. Технологии оценки и повышения цифровой компетентности обучающихся ПОУ : информ.-метод. материалы / С. В. Гайсина // гБу ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования : [офиц. сайт]. — 2018. — URL: https://spbappo. ru/wpcontent/uploads/2019/02/%D0%93%D0%B0%D0%B9%D1%81D0%B8%D0%BD%D0%B0_% D0%9F%D0%9E%D0%A3_%D0%A6%D0%93-1.pdf (дата обращения: 28.04.2021).
8. Цифровая грамотность для экономики будущего / Л. Р. Баймуратова, О. А. Долгова, Г. Р. Имаева [и др.] ; Аналитический центр НАФИ. — Москва : НАФИ, 2018. — 86 с.
9. Шахраманьян, М. Российская «дорожная карта» перехода на BIM. Год спустя / М. Шахрама-ньян, А. Осипов, М. Король // Отраслевой журнал «Строительство». — 2018. — № 4. — С. 34-36. — URL: http://ancb.ru/files/pdf/pc/0traslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2018_god_04_2018_pc.pdf (дата обращения: 12.05.2021).
For citation: Krashakova, T. Yu. Methods for forming key competences of the digital economy in future construction technicians / T. Yu. Krashakova, I. I. Tuber // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 47-54.
METHODS FOR FORMING KEY COMPETENCES OF THE DIGITAL ECONOMY IN FUTURE CONSTRUCTION TECHNICIANS
T. Yu. Krashakova, 1.1. Tuber
The article outlines the challenges to the vocational education system related to the digitalization of the economy of the Russian Federation, significant changes in the industries within the framework of solving the problem of achieving «digital maturity». The legally established key competencies of the digital economy are noted. A professional educational organization graduate must have them in order to meet the requirements of the industry market labor.
The successful experience of an educational organization in the formation of key competencies of the digital economy in future construction technicians with the participation of the employers' association — the self-regulatory organization «Union of Construction Companies of the Urals and Siberia» — as part of solving the problem of implementing information modeling technologies, which is urgent for the construction industry, is presented. A meaningful approach to the formation of key competencies of the digital economy among students of professional educational organizations is described. It consists in updating (clarifying / expanding) the subject content of academic disciplines and (or) professional modules of the educational program. Instruments are proposed for assessing the results of the formation of key competencies in the digital economy.
Key words: digitalization, digital economy, key competencies of the digital economy, digital environment, BIM information modeling technologies.
References
1. O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 474 ot 21.07.2020. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii, 2021, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (accessed: 20.04.2021). (In Russian)
2. Pasport nacional'noj programmy «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii» : [utv. Prezidiu-mom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam 24.12.2018 № 16]. Informacionno-pravovaja sistema Garant, 2021, available at: https://base.garant. ru/72190282/#friends (accessed: 21.04.2021). (In Russian)
3. Federal'nyj proekt «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki» : [utv. prezidiumom Pravitel'stvennoj ko-missii po cifrovomu razvitiju, ispol'zovaniju informacionnyh tehnologij dlja uluchshenija kachestva zhizni i uslovij vedenija predprinimatel'skoj dejatel'nosti, protokol ot 28 maja 2019 g. № 9]. Ministerst-vo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii, 2021, available at: https://www.economy.gov.ru/ material/directions/chelovecheskiy_kapital/kadry_dlya_cifrovoy_ekonomiki/ (accessed: 18.04.2021). (In Russian)
4. Ob utverzhdenii metodik rascheta pokazatelej federal'nogo proekta «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki» nacional'noj programmy «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii» : [prikaz Minjekonom-razvitija Rossii ot 24.01.2020 № 41]. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii, 2021, available at: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_ rossii_ot_24_yanvarya_2020_g_41.html (accessed: 23.04.2021). (In Russian)
5. Bilenko P. N., Blinov V. I. (ed), Dulinov M. V. [et al. ] Didakticheskaja koncepcija cifrovogo professional'nogo obrazovanija I obuchenija [Didactic concept of digital vocational education and training]. Moscow, Pero, 2019, 98 p., ISBN 978-5-00150-679-9. (In Russian)
6. Lipaeva T. A. (ed), Chernova T. V.(ed) Metodicheskie rekomendacii po formirovaniju kljuchevyh kompetencij cifrovoj jekonomiki u obuchajushhihsja professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Guidelines for the formation of key competencies of the digital economy among students of professional educational organizations]. Kostroma, OGBOU DPO KOIRO, 2020, 54 p. (In Russian)
7. Gajsina S. V. Tehnologii ocenki I povyshenija cifrovoj kompetentnosti obuchajushhihsja POU : inform.-metod. materialy [Technologies for assessing and improving the digital competence of students of POU: inform.-method. materials], GBU DPO Sankt-Peterburgskaja akademija postdiplomno-go pedagogicheskogo obrazovanija [GBU DPO St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical
Education], 2018, available at: https://spbappo.ru/wpcontent/uploads/2019/02/%D0%93%D0%B0% D0%B9%D1%81D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%9E%D0%A3_0/oD0%A6%D0%93-1. pdf (accessed: 28.04.2021). (In Russian)
8. Baimuratova L. R., Dolgova O. A., Imaeva G. R. [and others] Cifrovaja gramotnost' dlja jekonomiki budushhego [Digital literacy for the economy of the future]. Moscow, NAFI, 2018, 86 p. (In Russian)
9. Shakhramanyan M., Osipov A., Korol M. Rossijskaja «dorozhnaja karta» perehoda na BIM. God spustja [Russian «road map» of the transition to BIM. A year later], Otraslevoj zhurnal «Stroitel'stvo». [Construction magazine], 2018, no. 4, pp. 34-36, available at: http://ancb.ru/files/ pdf/pc/0traslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2018_god_04_2018_pc.pdf (accessed: 12.05.2021). (In Russian)
Крашакова Татьяна Юдовна, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Тубер Игорь Иосифович, директор ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: tuber@ sustec.ru
Krashakova Tatyana Yudovna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, South Ural State Technical College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Tuber Igor Iosifovich, Director of the South Ural State Technical College, Candidate of Pedagogy, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Манапова, О. Н. Современные мессенджеры в учебном процессе профессиональной образовательной организации: сильные и слабые стороны / О. Н. Манапова, М. С. Подин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 54-59.
УДК 377:004 ББК 74.57
СОВРЕМЕННЫЕ МЕССЕНДЖЕРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
О. Н. Манапова, М. С. Подин
Авторы статьи обосновывают тезис, что современные мессенджеры являются не только способом передачи сообщений, но и необходимым средством образовательной коммуникации. Анализируя сильные и слабые стороны мессенджеров-лидеров, обсуждают преимущества и недостатки использования мессенджеров в учебном процессе профессиональной образовательной организации (ПОО). Реализуя задачи исследования по совершенствованию образовательного процесса в ПОО посредством применения мессенджеров, авторы рассматривают систему взаимодействия структурных подразделений ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» в мессенджере Viber и приводят результаты анкетирования педагогических работников колледжа, позволившие выявить самые популярные веб-сервисы и преобладающие формы коммуникации преподавателей с обучающимися. Представлен рейтинг достоинств и недостатков использования мессенджеров в учебном процессе, а также перечислены виды научно-исследовательских работ, защита которых была организована с использованием веб-сервисов.
Ключевые слова: цифровые технологии, мессенджеры, эффективность учебного процесса, структура взаимодействия в мессенджере Viber, формы коммуникации, достоинства и недостатки мессенджеров.