Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ'

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-образование / облачное хранилище / веб-квест / дистанционное обучение / цифровое пространство / развитие компетенций / типы заданий / анализ информации / коллективная работа / педагогика / online education / cloud storage / web quest / distance learning / digital space / competency development / types of tasks / information analysis / teamwork / pedagogy

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Габидуллина Чулпан Фархатовна

Современные информационные технологии предоставляют возможность обогатить образовательный процесс новыми методологическими решениями, которые, в свою очередь, призваны повысить мотивацию учащихся как при изучении определенной темы, так и курса в объеме учебного года, а также сформировать навык эффективного использования ресурсов и возможностей интернет-пространства в деле получения и закрепления знаний. Цифровое пространство характеризуется легкой интеграцией в образовательную среду, позволяет оперативно осуществлять преподавание материала, получать обратную связь при значительном географическом удалении коммуникантов друг от друга, индивидуализировать процесс обучения. Автор рассматривает такие элементы учебного процесса, как облачное хранилище, онлайн-доски и веб-квесты. В педагогической науке гибридизация обучения является достаточно молодым, однако, уже продемонстрировавшим свою продуктивность и эффективность направлением. Перечисленные инструменты ориентированы на решение педагогических задач по упорядочиванию и систематизации знаний у учащихся на индивидуальном и коллективном уровне. Онлайн-формат занятий, облачное хранилище и веб-квесты служат мощной основой для социокультурного развития образовательной среды и возможности получить качественное образование всем гражданам страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Габидуллина Чулпан Фархатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TOOLS AND METHODS IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOL

Modern information technologies provide an opportunity to enrich the educational process with new methodological solutions, which, in turn, are designed to increase the motivation of students both when studying a specific topic and a course throughout the academic year, as well as to develop the skill of effectively using the resources and capabilities of the Internet space in business. obtaining and consolidating knowledge. The digital space is characterized by easy integration into the educational environment, allows you to quickly teach the material, receive feedback when the communicants are located at a significant geographical distance from each other, and individualize the learning process. The author considers such elements of the educational process as cloud storage, online boards and web quests. In pedagogical science, hybridization of learning is a fairly young direction, however, it has already demonstrated its productivity and effectiveness. The listed tools are focused on solving pedagogical problems of organizing and systematizing students’ knowledge at the individual and collective level. The online format of classes, cloud storage and web quests serve as a powerful basis for the sociocultural development of the educational environment and the opportunity for all citizens of the country to receive a quality education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ»

Чулпан Фархатовна Габидуллина - магистрант образовательной программы «Цифровые инновации в филологии» Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы Россия, г. Москва, e-mail: chulpan.gabidullina@mail.ru

УДК 37.012

Для цитирования: Ч.Ф. Габидуллина. Цифровые инструменты и методы в преподавании русского языка в школе // Журнал

«Общество и государство». 2023. № 3 (43). С. 9-13. DOI: 10.24412/2224-9125-2023-3-9-13

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

АННОТАЦИЯ

Современные информационные технологии предоставляют возможность обогатить образовательный процесс новыми методологическими решениями, которые, в свою очередь, призваны повысить мотивацию учащихся как при изучении определенной темы, так и курса в объеме учебного года, а также сформировать навык эффективного использования ресурсов и возможностей интернет-пространства в деле получения и закрепления знаний. Цифровое пространство характеризуется легкой интеграцией в образовательную среду, позволяет оперативно осуществлять преподавание материала, получать обратную связь при значительном географическом удалении коммуникантов друг от друга, индивидуализировать процесс обучения. Автор рассматривает такие элементы учебного процесса, как облачное хранилище, онлайн-доски и веб-квесты. В педагогической науке гибридизация обучения является достаточно молодым, однако, уже продемонстрировавшим свою продуктивность и эффективность направлением. Перечисленные инструменты ориентированы на решение педагогических задач по упорядочиванию и систематизации знаний у учащихся на индивидуальном и коллективном уровне. Онлайн-формат занятий, облачное хранилище и веб-квесты служат мощной основой для социокультурного развития образовательной среды и возможности получить качественное образование всем гражданам страны.

Ключевые слова: онлайн-образование, облачное хранилище, веб-квест, дистанционное обучение, цифровое пространство, развитие компетенций, типы заданий, анализ информации, коллективная работа, педагогика.

Chulpan Farkhatovna GABIDULLINA - Master's student of the educational program «Digital Innovations in Philology» of the Peoples' Friendship University of Russia, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba Russia, Moscow, e-mail: chulpan.gabidullina@mail.ru

DIGITAL TOOLS AND METHODS IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOL

ANNOTATION

Modern information technologies provide an opportunity to enrich the educational process with new methodological solutions, which, in turn, are designed to increase the motivation of students both when studying a specific topic and a course throughout the academic year, as well as to develop the skill of effectively using the resources and capabilities of the Internet space in business. obtaining and consolidating knowledge. The digital space is characterized by easy integration into the educational environment, allows you to quickly teach the material, receive feedback when the communicants are located at a significant geographical distance from each other, and individualize the learning process. The author considers such elements of the educational process as cloud storage, online boards and web quests. In pedagogical science, hybridization of learning is a fairly young direction, however, it has already demonstrated its productivity and effectiveness. The listed tools are focused on solving pedagogical problems of organizing and systematizing students' knowledge at the individual and collective level. The online format of classes, cloud storage and web quests serve as a powerful basis for the sociocultural development of the educational environment and the opportunity for all citizens of the country to receive a quality education.

Keywords: online education, cloud storage, web quest, distance learning, digital space, competency development, types of tasks, information analysis, teamwork, pedagogy.

Образовательное пространство на современном образом связано с цифровыми технологиями, зна-этапе развития учебного процесса самым тесным чимым достоинством которых является возмож-

ность учитывать индивидуальные способности обучаемых. Компонент инновационности образовательных технологий в первую очередь ориентирован на повышение эффективности и качества учебного процесса, а также на закрепление и успешное применение усвоенных знаний. Использование цифровых технологий на этапе школьного обучения рассматривалось рядом исследователей. В этой связи умение свободно ориентироваться в цифровом пространстве и продуктивно использовать его потенциал приобретает особое значение, поскольку формат синергичной организации подачи материала позволяет вывести планку усвоения знаний как системы на новый уровень. Использование возможностей, предоставляемых современными техническими и интерактивными решениями, положительно влияет на инфраструктуру, культурный, поведенческий и управленческий аспекты процесса образования.

Одними из причин, послуживших мотиваторами внедрения цифровых технологий, стали предоставление возможности учащемуся дистанционно получать учебные материалы и выполнять задания, индивидуализация образовательного процесса, моментальный доступ учеников к результатам проверки выполненного задания, оперативное взаимодействие с преподавателем [4]. Качественным отличием цифровых технологий является их легкая интеграция в образовательную среду, поскольку они довольно длительный период времени являются неотъемлемой частью жизни общества, что, безусловно, способствует более легкому усвоению материала.

Рассмотрим комплекс инструментов, который позволяет повысить продуктивность преподавания. К ним можно отнести онлайн-формат проведения уроков, использование облачного хранилища, оформление проверочных заданий в виде викторины, игры или интерактивные мероприятия соревновательного характера с индивидуальным или командным зачетом.

Облачные хранилища выгодно отличаются от физических носителей информации (жесткие диски, флеш-носители) тем, что информация на них регулярно обновляется и за счет синхронизации каждый пользователь, взаимодействующий с облаком, имеет возможность синхронизироваться и получить актуальную версию учебного материала. Такой подход открывает возможности для коллективной работы над определенной темой или разделом грамматики. Также и со стороны учащихся размещение выполненных письменных заданий в облачном хранилище является достаточно удобным для педагога, поскольку все результаты проверки будут незамедлительно доступны для ученика.

Хранение информации в облачном хранилище позволяет экономить время, что востребовано в организациях и учреждениях с высокой частотой размещения данных. Создатели образовательных курсов получают возможность генерировать контент, мгновенно его публиковать, предоставлять доступ к последней версии учебных материалов.

Также стоить отметить большую, чем при привычном формате обучения, гибкость во взаимодействии педагога и учащегося: хранение данных локализовано в цифровом пространстве, что позволяет осуществлять выполнение и проверку заданий в любой точке земного шара; важным аспектом использования облака является возможность поделиться данными посредством ссылки или ОЯ-кода, причем здесь нет ограничения по объему в отличие от отправления через почту или мессенджеры [6].

Следующее достоинство рассматриваемого ресурса — возможность редактировать размещенный документ при первой необходимости без обращения к дополнительному программному обеспечению или получения лицензии, что, как правило, сопровождается временными и экономическими тратами. Расположение файлов в виртуальном пространстве в определенной степени гарантирует их защиту и сохранность, а также регуляцию периода размещения файла на облачном диске.

Другим важным инструментом для проведения занятия по русскому языку являются онлайн-до-ски. Данное интерактивное средство, так же как и облачное хранилище предоставляет возможность размещать образовательные материалы в пространстве с общим доступом для группы лиц, коллективно просматривать информацию и вносить изменения. В качестве отличительной особенности представленного ресурса следует выделить размещение стикеров, заметок, видео и прочих графических элементов. Поддержка кириллических шрифтов существенно расширяет аудиторию, у которой востребовано данное технологическое решение [9, с. 83].

Веб-квесты составляют еще одну разновидность взаимодействия на уроке русского языка. Веб-квесты делятся на длительные, нацеленные на преобразование и углубление комплекса знаний и рассчитанные на период обучения от нескольких месяцев до года и на кратковременные, ориентированные на обобщение и углубление знаний в конкретном разделе изучаемого предмета [3]. В классификации по предметному содержанию выделяют межпредметные веб-квесты и монопредметные. Веб-квест представляет задание, где каждый участник в рамках игры действует от лица определенного персонажа, используя ресурсы Интернета. Подобного рода подход позволяет использовать коммуникационные информтехнологии для вовлечения обучаемых в образовательный процесс и развития у них творческого и аналитического мышления. Особенностью такого формата получения знаний заключается в размещении актуальной информации для выполнения задания (самостоятельно или в группе) на разных сайтах. Педагог, предоставляя гиперссылки для получения актуальной информации, позволяет ученикам почувствовать себя в едином информпространстве, при этом фактор местонахождения не влияет на качество учебного процесса [7].

Веб-квест предполагает или решение теоретической задачи, или анализ проблемы. Учитель на

свое усмотрение может предоставить ссылки на обязательные или факультативные ресурсы или же предложить учащимся самостоятельно провести селекцию актуальной информации с возможностью оперативно получить консультацию. Результатом проделанной работы становятся сообщения в форме презентации, статьи, в иной письменной или устной форме [7].

Группируя веб-квесты по типу заданий, один из современных исследователей предложил выделить следующие. Научные — предназначены для приобщения и знакомства учащихся с научными подходами и стратегиями в области знания, освоению эффективного поиска нужных данных в интерактивном пространстве. Умение работать с архивными материалами и свежей информацией существенным образом повышает продуктивность исследования.

Оценочные — ориентированы на развитие способности оценивать и классифицировать некую совокупность объектов, явлений, принять правильное решение при нескольких возможных. Нередко при данном типе закрепления знаний ученик выступает в роли врача, управляющего, адвоката в вымышленных жизненных ситуациях и т.д.

Аналитические — помогают понять взаимодействие элементов реальной действительности в пределах обозначенной проблемы. Подобные задачи формируют навык внимательного изучения признаков, свойств, характеристик одного или нескольких предметов, установить сходства и различия, определить причинно-следственные связи и по возможности составить прогноз в случае дальнейшего взаимодействия с исследуемыми единицами действительности.

Убеждающие веб-квесты направлены на развитие способности убедительно излагать информацию, уверенно и аргументированно отстаивать точку зрения. Речевая деятельность иллюстрирует компетентность спикера в ориентации в определенной сфере, поэтому нуждается в умении не только находить актуальный для проблемной области материал, но и продуктивно его использовать в рамках коммуникации. Результатом прохождения упомянутого веб-квеста может быть статья, имитация выступления на судебном процессе или в государственном учреждении, статья, презентация, видеозапись.

Решение спорных проблем — данный веб-квест предусматривает развитие диспута, в рамках которого оппоненты ищут такие пути решения обозначенной проблемы, которые устроили бы каждого участника диалога и послужили бы основой для консенсуса. Здесь отрабатываются различные способы поиска единого решения: собственно переговоры, разрешение ситуации через взаимные уступки, использование коммуникантами услуг посредника, сотрудничество двух сторон.

Творческие веб-квесты предполагают создание интеллектуального продукта в определенном формате: песня, презентация, игра, ораторское выступление, сценка, приуроченная к какому-нибудь

празднику. Творческие задания характеризуются элементом свободы и непредсказуемостью результатов, вместе с тем учащийся имеет возможность оценить эффективность и функциональность фигур речи, художественных приемов выражения мысли в конкретном типе дискурса. Также такие проекты имеется пространство для проявления самовыражения и умения интерпретировать, преподносить уже известные события под новым углом.

Конструкторские веб-квесты отличаются компонентом планирования. Перед его участниками ставится задача разработать стратегию по созданию продукта или производственного процесса, актуального в кратко— или долгосрочной перспективе, например, планирование кухни, разработка этапов карьерного роста для сотрудников предприятия.

Журналистские — здесь в одном из жанров журналистики (интервью, репортаж или др.) ученикам предстоит собрать факты и на их основе создать новостной продукт.

Загадки — подобные задания сопряжены с обработкой информации, в результате чего участник формулирует такую загадку, ответ на которую не удастся найти элементарным обращением к поисковым системам или только лишь книжным изданиям, но потребуется обращение к комплексу источников, обобщение найденной информации и ее организация в единую смысловую структуру, определение истинных и ложных признаков, влияющих на поиск правильного ответа.

Компиляционный тип задания включает подготовку информации из различных источников и приведение полученных сведений к единому формату. Итоговый вариант компилятивной обработки материала может быть размещен в публичном пространстве или репрезентирован в виде продукта или нецифрового решения. Это может быть книга, принадлежность гардероба и т.д.

Пересказ — наиболее простой пример переработки полученной информации. Содержание докладов по конкретной проблеме отлично от исходных данных, каждый учащийся свободен в организации, последовательности расположения и определении иерархии материала.

В основе веб-квеста находится дидактическая модель, наличие которой влияет на характер взаимодействия педагогов и обучающихся, соответственно, влекущего изменения в масштабе всей системы образования. К достоинствам комбинации человек-компьютер можно отнести легкую интеграцию Интернета в образовательный процесс, выбор индивидуального или коллективного прохождения квеста, наличие коммуникации и обмена мнениями, развитие критического мышления, умения сопоставлять, выделять, анализировать, нестандартно и абстрактно мыслить [8]. Важной составляющей является поощрение преподавателем самостоятельного принятия решений при выполнении задания и аргументация сделанного выбора. Мультимедийная составляющая позволяет максимально эффективно продемонстрировать достижения учеников, подчеркнуть не только со-

держательную ценность проделанной работы, но и проиллюстрировать результаты в эстетически привлекательной визуализации (ролик, презентация, плакат, буклет, брошюра) [10, с. 135]. Цифровое пространство дает возможность каждому создателю контента использовать анимационные, звуковые и видеоэффекты, чтобы маркировать ту или иную часть сообщения/доклада.

Интегративный аспект освоения учебной программы посредством веб-квеста включает возможность переосмысливать процессы окружающей действительности, раскрывать личные способности в сфере интерпретации фактов и роли объектов виртуальной среды. Повышенная заинтересованность учащихся, повышенная мотивация в обучении, сочетание текстовых, графических, видео— и звуковых средств демонстрации теоретико-практических достижений — все это не только повышает уровень знаний, но и воспитывает информационную культуру [5]. Веб-квесты включают в свою методологическую структуру мотивационный компонент, который положительно влияет на психоэмоциональное состояние учеников, стимулирует работу воображения, формирует позитивный фон, укрепляет настрой на успешное выполнение задания [2, с. 372].

Большое количество источников информации способствует развитию речи и памяти, вырабатывает навык быстрой ориентации в пространном массиве данных, позволяет оценить сопровождение доклада иллюстративным материалом в тех случаях, когда устного или письменного повествования недостаточно. Учащийся в процессе выполнения задания осваивает структурированное восприятие необходимых данных, изначально представленных гиперссылками, создает систему логических связей, являющихся ключом к пониманию вопроса. Формирование информационной компетентности при данном типе закрепления знаний соединяется с осознанием ответственности за определение структуры, объема и актуальности сообщения, предлагаемого аудитории.

Веб-квест предполагает органичную интеграцию в курс изучаемого предмета, взаимосвязь как с недавно изученными (или требующими повторения) темами, так и с темами, которые предстоит изучать непосредственно после прохождения квеста. Задание важно сформулировать таким образом, чтобы оно пробуждало интерес, а распределение ролей осуществить с тем расчетом, чтобы каждый мог осмыслить проблемную ситуацию через призму своего мировоззрения.

Проведение веб-квестов является образцом проведения проектной работы. В интерактивном пространстве имеется множество шаблонов, методических рекомендаций и инструкций для организации веб-квестов. Работа над веб-квестом включает ряд этапов. На первом учитель вводит учащихся в проблематику занятия, знакомит с темой, формулирует задачу, школьники распределяют роли между собой и помогают друг другу с использованием компьютерной программы. Второй этап включает

формирование у учащихся исследовательских навыков в процессе работы с большим количеством научной информации, умение классифицировать, сравнивать, использовать имеющиеся способности для решения поставленных задач по руководством педагога. Третий этап предполагает анализ проведенной работы и кристаллизацию выводов в виде слайд-шоу, доклада, репортажа, буклета и т.п. На четвертом (заключительном) этапе проходит обсуждение индивидуальной и командной работы; команда выбирает ученика, который будет защищать проект, что, безусловно, стимулирует к формированию чувства ответственности, взаимной поддержки и умению выступать перед аудиторией. Неотъемлемой частью работы является подведение итогов и моральное, и материальное поощрение учащихся [1].

Совокупность описанных средств в рамках преподавания русского языка в школе позволяет усвоить знания по теме или разделу, привести материал в систему, сформировать навыки самоконтроля и мотивацию к дальнейшему совершенствованию в освоении учебной программы, а презентация результатов проделанной работы служит показателем ориентации учащегося в конкретном разделе грамматики. Несомненным достоинством применения интерактивных инструментов является высвобождение времени для индивидуальной творческой работы, контролируемое и управляемое погружение в тему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артюхина А.А. Проблемы организации веб-квеста // Наука, образование и культура. 2017. №4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-organizatsii-veb-kvesta(дата обращения: 06.07.2023).

2. Архипенков, С. Хранилища данных. От концепции до внедрения / C. Архипенков, Д. Голубев, О. Максименко. М.: Диалог-МИФИ., 2008. 528 с.

3. Горбунова О.В., Иванова О.А. Веб-квест как педагогический инструмент // Народное образование. 2014. №7 (1440). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/veb-kvest-kak-pedagogicheskiy-instrument(да-та обращения: 06.07.2023).

4. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

5. Лошкарева Д.А., Ваганова О.И., Макеева А.В. Методика проведения занятий с использованием интерактивных технологий обучения //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 53-56.

6. Муравьёва Н.Г. Модель формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности (на примере иностранного языка). Образование и наука, 2013, № 3, С. 121-131.

7. Пономарева Я.С. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности обучающихся. URL:https://www.pedm.ru/ categories/10/articles/17

68?ysclid=ljqwy 7f26t683084400(dama обращения: 5.07.2023).

8. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. URL:https:// urok.1sept.ru/articles/513088?ysclid=ljqycrc0m2476373 619 (дата обращения: 5.07.2023).

9. Самерханова, Э. К. Проектирование единого информационно-образовательного пространства в вузе: подходы и принципы: монография/Э. К. Самерханова, А. В. Макеева. Нижний Новгород: НГПУ, 2011.107 с.

10. Шульгина Е.М. Дидактический потенциал технологии веб-квест в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов туристского профиля //Язык и культура. 2013, №1(21), с. 132-139.

SPISOK LITERATURY:

1. Artyukhina A.A. Problemy organizatsii veb-kvesta //Nauka. obrazovaniye i kultura. 2017. №4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-veb-kvesta(data obrashcheniya: 06.07.2023).

2. Arkhipenkov. S. Khranilishcha dannykh. Ot kontseptsii do vnedreniya / C. Arkhipenkov. D. Golubev. O. Maksimenko. M.: Dialog-MIFI.. 2008. 528 c.

3. Gorbunova O.V.. Ivanova O.A. Veb-kvest kak pedagogicheskiy instrument // Narodnoye obrazovaniye. 2014. №7(1440). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ veb-kvest-kak-pedagogicheskiy-instrument(data obrashcheniya: 06.07.2023).

4. Kostylev D.S.. Kutepova L.I.. Trutanova A.V. Informatsionnyye tekhnologii otsenivaniya kachestva uchebnykh dostizheniy obuchayushchikhsya//Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2017. T. 6. № 3 (20). S. 190-192.

5. Loshkareva D.A.. Vaganova O.I.. Makeyeva A.V. Metodika provedeniya zanyatiy s ispolzovaniyem interaktivnykh tekhnologiy obucheniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 59-4. S. 53-56.

6. Muravyeva N.G. Model formirovaniya sotsiokulturnoy kompetentsii studentov vuza v proyektnoy deyatelnosti (na primere inostrannogo yazyka). Obrazovaniye i nauka. 2013. № 3. S. 121-131.

7. Ponomareva Ya.S. Veb-kvest kak sposob aktivizatsii uchebnoy deyatelnosti obuchayushchikhsya. URL:https://www.pedm.ru/ categories/10/articles/17 68?ysclid=ljqwy7f26t683084400(data obrashcheniya: 5.07.2023).

8. Romantsova Yu.V. Veb-kvest kak sposob aktivizatsii uchebnoy deyatelnosti uchashchikhsya. URL:https://urok.1sept.ru/articles/513088?ysclid=ljq ycrc0m2476373619 (data obrashcheniya: 5.07.2023).

9. Samerkhanova. E. K. Proyektirovaniye edinogo informatsionno-obrazovatelnogo prostranstva v vuze: podkhody i printsipy: monografiya/E. K. Samerkhanova. A. V. Makeyeva. Nizhniy Novgorod: NGPU. 2011.107s.

10. Shulgina E.M. Didakticheskiy potentsial tekhnologii veb-kvest v formirovanii inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov neyazykovykh fakultetov turistskogo profilya // Yazyk i kultura. 2013. №1(21). s. 132-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.