Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ'

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые инструменты / обучение / оценка знаний / интерактивные доски / онлайн-платформы / интерактивные уроки / мотивация студентов / индивидуализация обучения интеграция технологий / современные требования образования / digital tools / learning / knowledge assessment / interactive whiteboards / online platforms / interactive lessons / student motivation / individualization of learning technology integration / modern education requirements

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верещагина Александра Сергеевна, Кафарова Кизханум Загировна, Вассунова Юлия Юрьевна

В современном образовании цифровые инструменты становятся все более важным компонентом учебного процесса, играя ключевую роль в улучшении обучения и оценке знаний студентов. Эта статья обсуждает разнообразные цифровые инструменты, предназначенные для оптимизации образовательного процесса. В статье рассматривается влияние цифровых инструментов на повышение эффективности обучения и обсуждаются различные типы таких инструментов, включая интерактивные доски, онлайн-платформы для обучения, программы для создания интерактивных уроков и многое другое. Особое внимание уделяется их роли в стимулировании активного участия студентов и повышении их мотивации к обучению. Кроме того, статья рассматривает применение цифровых инструментов для оценки знаний. Здесь рассматриваются такие инструменты, как онлайн-тестирование, электронные портфолио, системы онлайн-оценивания и другие. Обсуждаются их преимущества перед традиционными методами оценки и возможности индивидуализации процесса оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верещагина Александра Сергеевна, Кафарова Кизханум Загировна, Вассунова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In modern education, digital tools are becoming an increasingly important component of the learning process, playing a key role in improving student learning and assessment. This article discusses a variety of digital tools designed to optimize the educational process. The article examines the impact of digital tools in enhancing learning and discusses the different types of such tools, including interactive whiteboards, online learning platforms, programs for creating interactive lessons, and more. Special attention is given to their role in encouraging active student participation and increasing student motivation to learn. In addition, the article looks at the use of digital tools for knowledge assessment. Tools such as online testing, e-portfolios, online assessment systems and others are discussed here. Their advantages over traditional assessment methods and possibilities of individualization of the assessment process are discussed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ»

10. Иванова, C.B. Гуманизация образования: цели, задачи и условия / C.B. Иванова // Ценности и смыслы. - 2010. -№2 (5). - С. 91-117

11. Корнеенков С.С. Гуманистическая парадигма в системе высшего образования // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 7. - С. 26-37

12. Крымский, С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации / С.Б. Крымский // Вопросы философии. -1992. -№ 12.-С. 21-28

13. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. -Хабаровск. Изд-во ХГПУ, 1997. - 315 с.

14. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. Ответственный ред. С.И. Смыгин. Серия «Учебники, учебные пособия». -Р-на-Д.: Феникс, 2002. - 512 с.

15. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю.В. Сенько. - М., 2000. - 240 с.

16. Спирин, Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач / Л.Ф. Спирин. - Кострома: КГУ, 1994.- 107 с.

17. Философия и методология науки: в 2 ч. - М.: БуР-Дргус, 2004. - Ч. 1. - 303 с.

18. Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет / И.Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1999. - 198 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат технических наук, доцент Верещагина Александра Сергеевна

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск); ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» (г. Новосибирск); старший преподаватель Кафарова Кизханум Загировна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат технических наук, доцент Вассунова Юлия Юрьевна

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Аннотация. В современном образовании цифровые инструменты становятся все более важным компонентом учебного процесса, играя ключевую роль в улучшении обучения и оценке знаний студентов. Эта статья обсуждает разнообразные цифровые инструменты, предназначенные для оптимизации образовательного процесса. В статье рассматривается влияние цифровых инструментов на повышение эффективности обучения и обсуждаются различные типы таких инструментов, включая интерактивные доски, онлайн-платформы для обучения, программы для создания интерактивных уроков и многое другое. Особое внимание уделяется их роли в стимулировании активного участия студентов и повышении их мотивации к обучению. Кроме того, статья рассматривает применение цифровых инструментов для оценки знаний. Здесь рассматриваются такие инструменты, как онлайн-тестирование, электронные портфолио, системы онлайн-оценивания и другие. Обсуждаются их преимущества перед традиционными методами оценки и возможности индивидуализации процесса оценивания.

Ключевые слова: цифровые инструменты, обучение, оценка знаний, интерактивные доски, онлайн-платформы, интерактивные уроки, мотивация студентов, индивидуализация обучения интеграция технологий, современные требования образования.

Annotation. In modern education, digital tools are becoming an increasingly important component of the learning process, playing a key role in improving student learning and assessment. This article discusses a variety of digital tools designed to optimize the educational process. The article examines the impact of digital tools in enhancing learning and discusses the different types of such tools, including interactive whiteboards, online learning platforms, programs for creating interactive lessons, and more. Special attention is given to their role in encouraging active student participation and increasing student motivation to learn. In addition, the article looks at the use of digital tools for knowledge assessment. Tools such as online testing, e-portfolios, online assessment systems and others are discussed here. Their advantages over traditional assessment methods and possibilities of individualization of the assessment process are discussed.

Key words: digital tools, learning, knowledge assessment, interactive whiteboards, online platforms, interactive lessons, student motivation, individualization of learning technology integration, modern education requirements.

Введение. Одной из главных причин актуальности цифровых инструментов является современный образовательный ландшафт, который стал более многообразным и многоуровневым.

Другой важной причиной является смена парадигмы обучения: от пассивного приема информации к активному участию и исследовательскому подходу. Например, с помощью интерактивных досок учителя могут создавать динамичные уроки, включающие игры, видеоролики, анимации и другие интерактивные элементы, что делает учебный процесс более привлекательным и запоминающимся для учеников.

Гще одним фактором является требование адаптации образовательных программ к современным реалиям и требованиям рынка труда. Это является одной из ключевых задач, решение которой сможет оказать существенное повышение качество профессионального образования (П.Б. Байханов [1]).

Таким образом, актуальность использования цифровых инструментов в обучении обусловлена не только технологическим прогрессом, но и необходимостью адаптации образовательного процесса к современным требованиям и потребностям студентов. Появление цифровых инструментов и платформ онлайн-обучения вызвало значительные преобразования в сфере высшего образования, изменив традиционные педагогические подходы и перестроив методологические подходы.

Изложение основного материала статьи. Смена парадигмы обусловлена повсеместной интеграцией информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный контекст, что способствует более гибкому, доступному обучению, что, в целом, обеспечивает практический механизм персонализированному подходу.

В настоящем исследовании изучается влияние цифровых инструментов и платформ онлайн-обучения на результаты обучения в вузах РФ. Благодаря изучению точек зрения основных субъектов образовательного процесса, исследование выявило как преимущества, так и проблемы, связанные с интеграцией этих технологий.

Полученные результаты подчеркнули положительное влияние цифровых инструментов и онлайн-платформ на вовлеченность, мотивацию и успеваемость обучаемых.

Все основные субъекты образовательного процесса (преподаватели, студенты) признали преимущества интерактивных электронных учебных мероприятий, которые обеспечивают постоянный доступ обучаемых к множеству онлайн-ресурсов.

Эти результаты согласуются с существующими данными, подтверждающими эффективность цифровых учебных сред в повышении качества обучения и улучшении результатов (Л.Г. Паршина, П.В. Замкин, И.Б. Буянова, Е.В. Щербинкина [13], Е.В. Рябова, З.А. Саидов, И.Р. Позднякова [14] и др.). Однако, несмотря на очевидные преимущества, исследование также пролило свет на серьезные проблемы, препятствующие эффективному использованию цифровых инструментов в высшем образовании.

В качестве существенных препятствий были названы технические трудности, ограниченный доступ к ресурсам и недостаточные возможности для обучения. Это подразумевает не только инвестиции в технологическую инфраструктуру и вспомогательные услуги, но и приоритетные инициативы по профессиональному развитию, направленные на повышение цифровой грамотности педагогов и учащихся.

Кроме того, усилия по формированию культуры открытости к инновациям и изменениям жизненно важны для преодоления сопротивления и содействия плавной интеграции цифровых инструментов в процесс преподавания и обучения.

Влияние этих технологических достижений очень велико, поскольку они не только повышают вовлеченность и мотивацию учащихся, но и способствуют совместному обучению и развитию навыков критического мышления. Цифровые инструменты в настоящий момент имеют огромный спектр реализации различных функций в условиях современного образования, включая:

- виртуальные лаборатории,

- системы управления обучением (LMS),

- интерактивные симуляторы,

- образовательные приложения.

Каждый из видов цифровых ресурсов каждая из которых вносит свой уникальный вклад в образовательный ландшафт.

Эти инструменты позволяют преподавателям разрабатывать и предоставлять контент инновационными способами, учитывая различные стили обучения и предпочтения. Например, LMS-платформы, такие как Blackboard и Moodle, обеспечивают структурированную, но гибкую основу доя проведения курсов, позволяя использовать возможности асинхронного обучения и непрерывного доступа к материалам курса, что может повысить результаты обучения за счет соответствия разнообразным графикам студентов.

Эти платформы предлагают массовые открытые онлайн-курсы (МООК), которые привлекают миллионы учащихся, преодолевая географические и экономические барьеры (Ю.Ф. Катханова [2]).

Однако переход к цифровому обучению не обходится без проблем. Необходимо решать такие вопросы, как цифровое неравенство, постоянная необходимость разработки эффективных педагогических стратегий для полноценной интеграции цифровых технологий в образовательный процесс.

Несмотря на эти проблемы, потенциальные преимущества данных технологий в высшем образовании весьма значительны.

Цифровые инструменты способствуют развитию у обучаемых критического мышления, что положительным образом сказывается на их профессиональном развитии. Например, задания, требующие решения проблемы через коллективное обсуждение в онлайн-форумах или создание мультимедийных презентаций, развивают у обучаемых так же навыки командной работы, гибкости мышления (В.И. Калыхматов [4]).

Использование цифровых инструментов в образовании помогает студентам освоить различные цифровые технологии и программы, а также научиться эффективно их применять в различных сферах жизни, также способствуют созданию учебной среды, ориентированной на сотрудничество и командную работу.

Цифровизация в современном образовании заключается в обеспечении доступности образования, индивидуализации обучения, создании увлекательной учебной среды, развитии цифровой грамотности и стимулировании сотрудничества и командной работы.

Эти инструменты играют важную роль в формировании компетентных и адаптивных выпускников, способных успешно справляться с вызовами современного мира (Е.В. Клейменова [6]).

Влияние цифровых инструментов на процесс обучения огромно и многогранно. Они не только изменяют способы передачи знаний, но и влияют на саму динамику и организацию учебного процесса.

Прежде всего, цифровые инструменты улучшают доступность обучения, а так же способствуют индивидуализации обучения. Например, при использовании онлайн-платформ студенты могут пройти персонализированный курс, который автоматически адаптируется к их актуальному на тот момент уровню знаний. Это помогает каждому обучаемому учиться наиболее эффективным образом и успешно развиваться (А.А. Коломейцева [5]).

Следующее влияние заключается в увеличении интерактивности учебного процесса (ИМ. Красильников [7]).

Еще одно важное влияние - улучшение обратной связи. Например, онлайн-платформы могут автоматически проверять задания и предоставлять студентам детализированный анализ их ошибок. Это помогает студентам лучше понимать свои ошибки и извлекать уроки из них для дальнейшего улучшения (Т.Б. Ларина [8]).

Эти инструменты помогают создать современную, адаптивную и эффективную образовательную среду, способствующую успешному обучению и развитию личности.

Вместо пассивного прослушивания лекций или чтения учебников, студенты вовлекаются в диалог с учителем и с друг другом, обсуждают концепции, задают вопросы и предлагают свои идеи. Это помогает им лучше понимать материал и запоминать его, поскольку активное обсуждение и взаимодействие стимулируют мыслительные процессы.

Вместо того чтобы просто принимать информацию, они сталкиваются с реальными проблемами и задачами, которые требуют от них применения знаний и размышлений.

Например, использование проблемно-ориентированных методов обучения позволяет студентам анализировать ситуации, искать решения и принимать взвешенные решения (Е.Ю. Никитина, Н.А. Куликов [9]).

Следующий аспект Работа в группах или командах позволяет студентам обмениваться идеями, вырабатывать совместные стратегии и решения, развивать уважение к мнению других и учиться слушать и взаимодействовать с разными точками зрения.

Индивидуализация учебного процесса - это подход, при котором обучение адаптируется к индивидуальным потребностям, способностям и интересам каждого студента. Этот подход является важным элементом современной педагогики, поскольку учитывает разнообразие учеников и помогает им достигать лучших результатов (И.В. Павлова [10]).

Например, студенты могут выбирать темы для исследовательских проектов или задания в зависимости от своих интересов и предпочтений (М.В. Пашков [11], А.В. Пеша [12]).

Третий аспект - индивидуализация учебного процесса обеспечивает возможность гибкого темпа обучения. Каждый студент учится по-разному и имеет свой собственный темп усвоения материала. Использование цифровых инструментов

позволяет студентам учиться в своем собственном темпе, принимая во внимание их индивидуальные потребности и возможности.

Л.Р. Салаватулина [15] и др. отмечают, еще одно важное преимущество индивидуализации учебного процесса - это учет особенностей каждого студента.

Некоторым студентам может потребоваться дополнительная помощь или разъяснения, в то время как другие могут нуждаться в дополнительных заданиях для развития своих навыков.

Улучшение мотивации студентов - это ключевая задача для всех образовательных учреждений, и цифровые инструменты играют важную роль в достижении этой цели. Мотивация - это то, что побуждает студентов к обучению, заставляет их стремиться к достижению целей и улучшению результатов. Использование цифровых инструментов в обучении может значительно повысить мотивацию студентов по ряду причин.

Многие цифровые платформы предлагают системы баллов, достижений и рейтингов, что мотивирует студентов соревноваться друг с другом и стремиться к лучшим результатам. Например, студенты могут соревноваться за лучшие результаты на тестах или за первое место в списке лучших учеников, что стимулирует их к большему усердию и стараниям в учебе.

Использование цифровых инструментов в обучении дает ряд значительных преимуществ, влияющих на эффективность и результативность процесса.

Во-первых, цифровые инструменты существенно облегчают доступ к образованию.

С помощью онлайн-курсов, видеоуроков, электронных книг и других цифровых ресурсов студенты могут изучать интересующие их предметы, не выходя из дома или даже не прерывая свою повседневную жизнь.

Во-вторых, цифровые инструменты обеспечивают более индивидуализированный подход к обучению. С их помощью учитель может создавать персонализированные технические материалы и работы, изменяющие внешний вид, интересы и уровень подготовки каждого студента. Это позволяет учащимся учиться в собственном темпе и стиле, что предполагает более глубокое изучение материала.

Третье преимущество заключается в возросшей мотивации студентов.

По свидетельству авторов (A.B. Пеша [12], Ю.В. Сорокопуд, Н.И. Соколова, Л.Д. Шишков [17], Л.М. Шайхутдинова [19] и др.), можно выделить ряд шагов, которые могут быть применены для подготовки педагогов к использованию цифровых инструментов:

1. Обучение основам цифровых технологий: Педагоги должны иметь базовые навыки работы с компьютером, интернетом и различными программами. Для этого могут быть проведены специальные курсы или семинары, на которых педагоги освоят основы работы с программным обеспечением, интернет-ресурсами и цифровыми устройствами.

2. Педагогическое обучение и тренинги: Проведение педагогических тренингов и семинаров по использованию цифровых инструментов позволяет педагогам не только овладеть техническими навыками, но и научиться интегрировать цифровые инструменты в учебный процесс с учетом педагогических принципов.

3. Это может включать в себя проведение интерактивных уроков, использование онлайн-досок, создание учебных блогов и форумов для обсуждения учебных вопросов.

4. Поддержка и обратная связь: Педагоги должны иметь возможность получать помощь и консультации по вопросам использования технологий, а также получать обратную связь от коллег и учеников по эффективности применения цифровых инструментов.

Эти шаги помогут педагогам успешно интегрировать цифровые инструменты в свою педагогическую практику и эффективно использовать их для улучшения качества образования, что является основной проблемой современного профессионального образования, решение которой крайне актуально, особенно, в регионах, где ещё наблюдается отставание цифровизации образовательного процесса (И.Б. Байханов [1]).

Выводы. Интеграция современных цифровых инструментов в управление образовательными процессами имеет большой потенциал для улучшения доступности, качества и эффективности образования. Однако для реализации этого потенциала необходимо учитывать вызовы и принимать меры по их решению для обеспечения успешной интеграции цифровых технологий в образовательную практику. Однако их успешное внедрение и использование требует комплексного подхода, учета вызовов и постоянного развития, чтобы обеспечить качественное образование для всех учащихся.

В итоге, исследование цифровых инструментов для управления образовательными процессами выявляет их значительный потенциал в современном образовании. Важно отметить, что использование таких инструментов может значительно улучшить эффективность управления образовательными процессами, повысить доступность образования, обогатить учебный опыт и улучшить результаты обучения. Однако успешная интеграция цифровых инструментов требует комплексного подхода, учета потребностей различных стейкхолдеров, а также постоянного мониторинга и обновления (A.A. Коломейцева [5]).

Кроме того, важно учитывать проблемы и вызовы, такие как доступность, цифровое неравенство, безопасность данных и обучение персонала. Поэтому дальнейшие исследования в этой области должны быть направлены на разработку инновационных подходов, учитывающих сложность современного образовательного процесса и возможности цифровых технологий.

Литература:

1. Байханов, И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году / И.Б. Байханов // Вестник института развития образования Чеченской Республики. - 2019. -№ 17. - С. 5-13

2. Исследователи из МГППУ научили феномен Zoom-усталости студентов // БезФормата. - URL: https://moskva.bezformata.com/Hstnews/fenomen-zoom-ustalosti-studentov/100869097/ (дата обращения: 20.10.2022)

3. Катханова, Ю.Ф. Цифровая трансформация в художественном образовании: монография / Ю.Ф. Катханова. - Уфа: МЦИИ «Omega science», 2021. - С. 221.

4. Калыхматов, В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учеб-метод, пособие / В.И. Калыхматов. - Санкт-Петербург: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. - С. 135.

5. Коломейцева, A.A. Многозадачность образовательного процесса в условиях цифровизации высшей школы / A.A. Коломейцева//Профессиональное образование в современном мире.-2021. - Т. 11,№ 1.-С. 84-93

6. Клейменова, Е.В. Технология вариативного обучения студентов вуза в условиях цифровизации образовательной среды / Е.В. Клейменова // Вестник Воронежского государственного университета. - 2019. - № 2. - С. 32-34

7. Красильников, И.М. Педагогический потенциал цифровых технологий и его реализация в художественном образовании / И.М. Красильников // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т.1, №2 (59). - С. 95-104

8. Ларина, Т.Б. Виртуализация операционных систем: учебное пособие / Т.Б. Ларина. - Москва: Российский университет транспорта (МИИТ), 2020. - 65 с.

9. Никитина, Е.Ю. Теоретико-методологические аспекты развития компьютерной грамотности будущего учителя / Е.Ю. Никитина,, H.A. Куликов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. -2012.-№ 5.-С. 137-150

10. Павлова, И.В. Геймификация как средство обучения в профессиональном образовании / И.В. Павлова, A.A. Потапов // ЦИТИСЭ. - 2023. - № 4(38). - С. 117-125

11. Пашков, М.В. Проблемы и риски цифровизации высшего образования / М.В. Пашков, В.М. Пашкова // Высшее образование в России. - 2022. - Т.31. - № 3,- С. 40-57

12. Пеша, A.B. Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований / A.B. Пеша // Образование и саморазвитие. -2020. -№ 1. - Т. 17. - С. 201-220

13. Паршина, Л.Г. Дидактический потенциал цифровых технологий в подготовке студентов педагогического вуза / Л.Г. Паршина, П.В. Замкин, И.Б. Буянова и др. // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Т. 13, № 4(52). - С. 73-80

14. Рябова, Е.В. Особенности организации образовательного процесса в современном вузе в условиях дистанционного обучения / Е.В. Рябова, З.А. Саидов, И.Р. Позднякова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3 (100). - С. 327-329

15. Салаватулина, Л.Р. Цифровая трансформация дидактического пространства профессиональной подготовки педагогов / Л.Р. Салаватулина, А.Н. Богачев // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. -2018. - № 1. - С. 208-220

16. Сорокопуд, Ю.В. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития / Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, A.C. Канюк, H.H. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 2 (105).-С. 320-324

17. Сорокопуд. Ю.В. Подходы к обучению будущих преподавателей созданию и применению онлайн-курсов / Ю.В. Сорокопуд, Н.И. Соколова, Л.Д. Шишков // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - №1 (98). - С. 257-259

18. Стариченко, Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2020. - №. 4. - С. 16-26

19. Шайхутдинова, Л.М. Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения / Л.М. Шайхутдинова // Скиф. - 2021. - №5 (57). - С. 208-220

Педагогика

УДК 37.011

кандидат педагогических наук, доцент Виноградов Владислав Львович

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Шатунова Ольга Васильевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); заместитель директора Шакурова Юлия Рафаиловна Государственное автономное учреждение культуры Республики Татарстан «Казанский государственный цирк» (г. Казань)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СУБЪЕКТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА СОСТОЯНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье сопоставляется два важнейших и активно обсуждаемых образовательных феномена -развивающая (образовательная) среда и субъектность образовательной организации. Несмотря на широкую представленность обозначенных феноменов в педагогической литературе различного уровня, они не получили должного внимания в аспекте взаимозависимости. Хотя оба феномена являются фундаментальными по своей сути и связанными друг с другом «по определению», до сих пор остаются не выясненными вопросы о механизмах их взаимосвязи и о первичности/вторичности каждого из них. С одной стороны, развивающая среда, выступающая контекстом становления личности обучающихся в системе дополнительного образования, в значительной степени определяет эффективность образовательной организации, в том числе и ее субъектность. На это указывают результаты множественных исследований школьной успешности/неуспешности. С другой стороны, субъектность образовательной организации, отражая ее способность выступать единым коллегиальным актором учебной и воспитательной деятельности, определяет возможности эффективного использования организацией средовых условий для достижения смыслов и целей своего существования. Очерченное затруднение разрешается авторами на основе постулирования личностной ориентированности современного образования. Развивающая образовательная среда обучающихся в системе дополнительного образования является совместным продуктом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и самих обучающихся. Целостность и эффективность этой среды очевидно зависит от целостности/субъектности ее проектантов. Соответственно, состояние среды выступает зависимой переменной от состояния субъектности организации, и, как следствие, может рассматриваться в качестве индикатора субъектности.

Ключевые слова: развивающая образовательная среда, субъектность образовательной организации, успешность образования, личностная ориентированность образования, образовательная деятельность.

Annotation. The article compares two important and actively discussed educational phenomena - the developing (educational) environment and the subjectivity of an educational organization. Despite the wide representation of these phenomena in the pedagogical literature of various levels, they have not received due attention in the aspect of interdependence. Although both phenomena are fundamental in their essence and related to each other "by definition", questions about the mechanisms of their relationship and the primary/secondary nature of each of them still remain unresolved. On the one hand, the developing environment, which acts as the context of the formation of the personality of students in the system of additional education, largely determines the effectiveness of an educational organization, including its subjectivity. This is indicated by the results of multiple studies of school success/failure. On the other hand, the subjectivity of an educational organization, reflecting its ability to act as a single collegial actor of educational and educational activities, determines the possibilities of an organization's effective use of environmental conditions to achieve the meanings and goals of its existence. The outlined difficulty is resolved by the authors on the basis of postulating the personality orientation of modern education. The developing educational environment of students in the system of additional education is a joint product of the organization carrying out educational activities and the students themselves. The integrity and effectiveness of this environment obviously depends on the integrity/subjectivity of its designers. Accordingly, the state

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.