Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / экологическое образование / экологическая грамотность / обучение / коммуникация / профессиональное развитие / information technology / environmental education / environmental literacy / learning / communication / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адиева Айна Ахмедовна, Меджидов Марат Ахмедович, Мусина Лилия Фаритовна

Данная статья рассматривает важную роль экологического образования. Авторами проанализированы стратегии преподавания, основанные на интеграции информационных технологий, а также использование онлайновых ресурсов в учебном процессе. Обсуждаются преимущества такого подхода, включая повышение доступности образовательных материалов, активизацию интерактивного обучения и формирование экологического сознания. Также рассмотрены вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели при внедрении информационных технологий в экологическое образование, и предложены пути их преодоления. Подчеркнута важность дальнейшего развития и интеграции информационных технологий в образовательный процесс для эффективного формирования экологически грамотного поколения. В статье делается вывод о том, что одним из ключевых аспектов успешной реализации информационных технологий в экологическом образовании является разработка и применение инновационных стратегий преподавания. Процессы обучения могут быть организованы таким образом, чтобы стимулировать активное взаимодействие студентов с информационными ресурсами, провоцировать обсуждения и коллективное решение экологических проблем, а также способствовать развитию критического мышления и навыков принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адиева Айна Ахмедовна, Меджидов Марат Ахмедович, Мусина Лилия Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the important role of information technology in modern environmental education. Teaching strategies based on the integration of information technology and the use of online resources in the teaching process are analyzed. The advantages of this approach are discussed, including increasing the accessibility of educational materials, enhancing interactive learning, and fostering environmental awareness. The challenges faced by teachers in introducing information technologies in environmental education are also discussed and ways to overcome them are suggested. In conclusion, the importance of further development and integration of information technologies into the educational process for effective formation of an ecologically literate generation is emphasized. The article concludes that one of the key aspects of the successful implementation of information technologies in environmental education is the development and application of innovative teaching strategies. Beaming processes can be organized in such a way as to stimulate students' active interaction with information resources, provoke discussions and collective solutions to environmental problems, as well as contribute to the development of critical thinking and decision-making skills.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ»

Литература:

1. Бубновская, О.В. Научное исследование как форма организации самостоятельной работы студента / О.В. Бубновская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2013. - № 11-2,- С. 62-65

2. Ганн, Н.Ю. Подготовка будущих педагогов в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования / Н.Ю. Ган, Л.И. Пономарёва // Образовательный Вестник «Сознание». - 2021. - Том 23. - №9 /2021,-С. 13-19

3. Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном языке Республики Узбекистан» https://yuz.uz/ru/news/odobren-zakon-respubliki-uzbekistan-o-gosudarstvennom-yazke-respubliki-uzbekistan

4. Каштанова, В.А. Силлабус как инструмент регулирования учебной деятельности студентов / В.А. Каштанова, С.Н. Кудрявцева // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2(15). - С. 5-9

5. Караулов, Н.Ю. Лингвокультурное сознание русской языковой личности: моделирование состояния и функционирования / Ю.Н. Караулов, Ю.Н. Филиппович. - Изд-во: Моск. гос. лингвист, ун-т, 2008 - 288 с.

6. Пономарева, Л.И. Практико-ориентированные механизмы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Научный журнал : - Ялта: РИО ГПА,2021.-Вып. 72.-Ч. 4. - С. 218-221

7. Пономарева, Л.И. Целевые ориентиры подготовки студентов педагогических вузов в системе интеграции образовательных уровней / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Детство, открытое миру: Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Омск, 2022. - С. 272-273

8. Ryndina, Yu.V. Formation of research competence of students in the classroom / Yu.V. Ryndina 11 Young scientist. - 2011. -№4(27).-Vol.2.-Pp. 127-131

Педагогика

УДК 372.891;004.94

доктор биологических наук Адиева Айна Ахмедовна

ГАОУ ДО РД «Центр развития талантов «Альтаир» (г. Махачкала); кандидат технических наук, доцент Меджидов Марат Ахмедович

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (г. Махачкала); преподаватель Мусина Лилия Фаритовна

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ

Аннотация. Данная статья рассматривает важную роль экологического образования. Авторами проанализированы стратегии преподавания, основанные на интеграции информационных технологий, а также использование онлайновых ресурсов в учебном процессе. Обсуждаются преимущества такого подхода, включая повышение доступности образовательных материалов, активизацию интерактивного обучения и формирование экологического сознания. Также рассмотрены вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели при внедрении информационных технологий в экологическое образование, и предложены пути их преодоления. Подчеркнута важность дальнейшего развития и интеграции информационных технологий в образовательный процесс для эффективного формирования экологически грамотного поколения. В статье делается вывод о том, что одним из ключевых аспектов успешной реализации информационных технологий в экологическом образовании является разработка и применение инновационных стратегий преподавания. Процессы обучения могут быть организованы таким образом, чтобы стимулировать активное взаимодействие студентов с информационными ресурсами, провоцировать обсуждения и коллективное решение экологических проблем, а также способствовать развитию критического мышления и навыков принятия решений.

Ключевые слова: информационные технологии, экологическое образование, экологическая грамотность, обучение, коммуникация, профессиональное развитие.

Annotation. This article examines the important role of information technology in modern environmental education. Teaching strategies based on the integration of information technology and the use of online resources in the teaching process are analyzed. The advantages of this approach are discussed, including increasing the accessibility of educational materials, enhancing interactive learning, and fostering environmental awareness. The challenges faced by teachers in introducing information technologies in environmental education are also discussed and ways to overcome them are suggested. In conclusion, the importance of further development and integration of information technologies into the educational process for effective formation of an ecologically literate generation is emphasized. The article concludes that one of the key aspects of the successful implementation of information technologies in environmental education is the development and application of innovative teaching strategies. Teaming processes can be organized in such a way as to stimulate students' active interaction with information resources, provoke discussions and collective solutions to environmental problems, as well as contribute to the development of critical thinking and decision-making skills.

Key words: information technology, environmental education, environmental literacy, learning, communication, professional development.

Введение. В настоящий момент в мире резко обострились проблемы экологии. При этом учёными отмечается всё возрастающая роль образования в формировании экологического сознания подрастающего поколения, которое сможет в дальнейшем уберечь планету Земля от экологической катастрофы. Это связано с тем, что существующее поколение уже получило определённые пробелы в образовании в заданном направлении и не способны удержать всё ухудшающуюся экологическую ситуацию.

Как отмечают педагоги - практики П.Б. Байханов [2; 3], Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, A.C. Канюк, Н.И. Соколова [11] заметную роль в повышении качества образования, в том числе, экологического, играют современные информационные технологии. Они помогают более эффективно сформировать у подрастающего поколения осознанное и ответственное отношение к окружающей среде, так как позволяют наглядно показать обучающимся катастрофические последствия не соблюдения экологических норм ведения народного хозяйства. Тем самым в экологическом образовании (далее - ЭО) информационные технологии играют ключевую роль. Рассмотрим подробнее роль информационных технологий в обеспечении ЭО.

Изложение основного материала статьи. На основе анализа публикаций отечественных учёных рассмотрим стратегии преподавания и конкретные способы использования онлайновых ресурсов в контексте ЭО.

Информационные технологии играют ключевую роль в обучении экологии, так как они позволяют преподавателям и учащимся получать доступ к актуальным и проверенным данным об окружающей среде. Интерактивные учебные программы, веб-сайты, мобильные приложения и онлайн-курсы предоставляют широкие возможности для обучения и исследования в области экологии. Одной из ключевых стратегий преподавания экологии с использованием информационных технологий является активное использование интерактивных методик обучения.

В качестве эффективных интерактивных методик обучения можно выделить следующие:

- создание виртуальных экспериментов;

- использование на занятиях интерактивных учебных материалов;

- проведение онлайн-дискуссий;

- разработка и презентация проектов, способствующих активному вовлечению студентов в процесс обучения.

Онлайн- ресурсы играют важную роль в обучении экологии, предоставляя доступ к широкому спектру информации и

инструментов для исследования. Это могут быть интерактивные карты, базы данных о видовом разнообразии, видеоматериалы о природных явлениях, онлайн-курсы и многое другое. (Е.П. Фертикова [12]).

Использование таких ресурсов позволяет студентам самостоятельно исследовать темы экологии и развивать критическое мышление. Информационные технологии являются мощным инструментом в обучении экологии, обеспечивая доступ к знаниям и разнообразным образовательным ресурсам. Эффективное использование информационных технологий в сочетании с современными методами преподавания способствует формированию экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде у учащихся.

Одним из ключевых аспектов роли информационных технологий в экологическом образовании является создание и использование интерактивных учебных материалов.

Отметим виды интерактивных учебных материалов, которые наиболее часто используются в образовательной практике:

- материалы, полученные из веб-сайтов экологической направленности;

- материалы, полученные из виртуальных экскурсий;

- использование мультимедийных презентаций из специализированных сайтов и др.

Все эти материалы имеют высокие дидактические способности и позволяют студентам получать информацию об экологии в увлекательной и доступной форме.

В качестве примере можно привести:

- проведение виртуальных экскурсий по экосистемам;

- изучение интерактивных диаграмм круговорота вещества в природе;

- различные симуляции экологических процессов.

Информационные технологии значительно упрощают доступ к знаниям об экологии. Интернет предоставляет доступ к огромному количеству информации. В результате вузы получили возможность доступа своих студентов к электронным библиотекам, научным журналам и различным базам данных, чтобы предоставить студентам широкий спектр информации об экологических проблемах и решениях (Л.Г. Паршина [7]).

С помощью информационных технологий возможно создание виртуальных экспериментов и моделей, которые помогают студентам понять сложные экологические процессы.

Например, программы моделирования климата, водных ресурсов или биоразнообразия позволяют студентам изучать взаимосвязи в природе и оценивать последствия различных вмешательств в экосистемы. Возможность изучать экологию онлайн предоставляет огромные преимущества для студентов, особенно для тех, кто не имеет доступа к традиционным учебным заведениям или живет в удаленных регионах.

Множество онлайн-курсов и образовательных платформ предлагают обучение по экологии на различных уровнях: от кратких курсов до полноценных программ дистанционного обучения.

Информационные технологии используются для мониторинга различных экологических показателей окружающей среды, например:

- состояния и качественного состава почвы;

- качество воздуха;

- измерения уровня загрязнения воды;

- изучение последствий изменений климата и др.

Мониторинг параметров окружающей среды проводится припомощи специализированных устройств:

- различных сенсоров, улавливающих информацию об изменениях окружающей среды;

- беспилотных летательных аппаратов (дронов);

- спутниковых систем;

- автоматизированных датчиков и др.

Системы сбора и анализа данных позволяют получать информацию в реальном времени, что важно для эффективного управления экосистемами и принятия решений в области экологии.

Тем самым в процессе экологического образования крайне важным является необходимость знакомства студентов с этими технологиями и формирование у них умений использовать их в своей будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время экологические проблемы становятся все более актуальными и требуют комплексного подхода к их решению. Одним из ключевых элементов в этом процессе является экологическое образование, которое играет важную роль в формировании экологической осознанности и ответственности у студентов. В данном контексте информационные технологии становятся мощным инструментом для эффективного преподавания и изучения экологии.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для обучения экологии. Использование интерактивных презентаций, мультимедийных материалов, виртуальных экскурсий и онлайн-лекций позволяет студентам получать доступ к актуальной информации и визуализировать сложные экологические концепции.

Существует множество онлайн-ресурсов и образовательных платформ, специализирующихся на экологическом образовании.

Специализированные онлайн-ресурсы экологической направленности позволяют активизировать студентов на занятиях, так как предоставляют доступ:

- к учебным материалам;

- отдельным экологическим курсам;

- вебинарам по проблемам экологии;

- экспертным мнениям и форумам для обсуждения экологических вопросов. Они также позволяют преподавателям индивидуализировать обучение в соответствии с потребностями студентов.

Информационные технологии способствуют взаимодействию и обмену опытом между студентами и преподавателями. Онлайн-форумы, чаты и группы в социальных сетях создают возможность для обсуждения актуальных экологических проблем, обмена мнениями и опытом, а также совместной работы над проектами.

Информационные технологии позволяют создавать адаптивные образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности студентов. Также они предоставляют возможность для эффективной оценки знаний и навыков, используя интерактивные тесты, онлайн-опросы и другие инструменты.

Использование информационных технологий в обеспечении ЭО открывает новые возможности для эффективного и увлекательного обучения. Онлайн-ресурсы, интерактивные материалы, образовательные платформы и адаптивные программы способствуют повышению качества образования в области экологии и подготовке кадров, способных эффективно решать современные эколог.

Так же следует отметить важность мотивационной направленности студентов в данных процессах (В.П. Бикбулатова, P.C. Рабаданова, A.C. Кагосян [4]. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, свидетельствующий о том, что если знания студентами усваиваются пассивно, то положительная мотивация не будет сформировано, что приведёт к низкой эффективности формирования соответствующих компетенций. В этой связи, в след за авторами Д.В. Агальцовой и Ю.Е. Вальковой [1] следует отметить положительную роль информационных технологий в данном процессе, а так же в последнее время перед преподавателями открывают огромные возможности искусственного интеллекта, который поможет сделать образовательный процесс более наглядным.

Рассмотрим ведущие ключевые аспекты ЭО в процессе формирования у населения экологической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде:

1. Ведущие цели: ЭО направлено на повышение осведомленности у обучаемых об экологических проблемах, формирование уважения к природе и развитие навыков устойчивого поведения.

2. Многоуровневый подход: ЭО реализуется проводится на различных уровнях, включая изучение отдельных экологических дисциплин или разделов в биологии в общеобразовательных учебных, затем в вузах в условиях бакалавриата и магистратуры (Ю.В. Маслова [7]).

3. Практическая направленность: ЭО отличается выраженной практической направленностью. Как отмечают Т.Е. Свириденко, Рыжова Н.И., В.И. Ерошенко [10], в процессе профессионального обучения предусмотрены многочисленные полевые исследования, проведение экспериментов, разработка экологических проектов, эковолонтерство.

4. Активное применение в образовательном процессе информационных технологий: С развитием информационных технологий ЭО стало более доступным и интерактивным. Мультимедийные презентации, специализированные онлайн-ресурсы, возможность участвовать в виртуальных экскурсиях позволяют привлечь больше людей к изучению экологии, а у обучающихся повысить эффективность формирования профессиональных компетенций (Н.В. Левченко [6]).

5. Социальное взаимодействие и активное участие: ЭО становится все более важным в контексте решения современных экологических проблем, связанных с изменением климата, потери биоразнообразия и загрязнения окружающей среды (И.В. Павлова [9]).

A.B. Лапшов, Е.А. Челнокова, К.А. Максимова [5], Л.Г. Паршина, П.В. Замкин, И.Б. Буянова, Е.В. Щербинкина [8] отмечают, что информационные технологии (ИТ) играют существенную роль в современном экологическом обществе, обеспечивая средства сбора, анализа и визуализации данных, необходимых для понимания и управления окружающей средой. Эффективное использование ИТ в экологии позволяет решать сложные экологические проблемы, оптимизировать использование ресурсов и создавать инновационные подходы к охране природы.

Кроме того, информационные технологии активно применяются для создания систем управления природными ресурсами. Благодаря геоинформационным системам (ГИС), автоматизированным системам мониторинга и управления, цифровым картам и другим технологиям можно эффективно управлять использованием лесов, водных ресурсов, земельных угодий и других природных ресурсов, минимизируя негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.

Кроме того, информационные технологии играют важную роль в образовании и просвещении в области экологии. Современные онлайн-ресурсы, веб-порталы, мобильные приложения и цифровые образовательные платформы позволяют широкому кругу пользователей получать доступ к актуальным знаниям об экологических проблемах, а также участвовать в образовательных мероприятиях и проектах. Это способствует повышению экологической грамотности населения и мобилизации общественности для решения экологических проблем.

Таким образом, информационные технологии играют ключевую роль в современном экологическом управлении, обеспечивая доступ к данным, оптимизируя использование ресурсов и способствуя осведомленности общества в вопросах охраны окружающей среды. Внедрение современных ИТ-решений в экологическое образование и практику позволяет создавать более эффективные стратегии управления и обеспечивать устойчивое развитие нашей планеты.

Выводы. В современном мире информационные технологии становятся все более важным инструментом в образовании, особенно в контексте ЭО. Использование онлайновых ресурсов и цифровых инструментов позволяет преподавателям эффективно привлекать внимание студентов к проблемам окружающей среды и создавать увлекательные учебные материалы.

В ходе исследования были рассмотрены различные стратегии преподавания, включая интерактивные уроки, онлайн-квесты, виртуальные экскурсии и другие методы, которые способствуют активному участию студентов и формированию у них навыков устойчивого развития.

Однако необходимо учитывать, что использование информационных технологий в экологическом образовании требует компетентности со стороны преподавателей и разработчиков учебных материалов. Важно разрабатывать качественные и содержательные онлайн-ресурсы, которые соответствуют актуальным потребностям обучающихся и учитывают специфику учебной программы.

В заключении хотелось бы подчеркнуть важность роли информационных технологий в современном экологическом образовании и обсудить основные выводы.

Информационные технологии играют ключевую роль в трансформации ЭО, предоставляя новые возможности для обучения, исследования и просвещения. Они позволяют эффективно собирать, анализировать и визуализировать данные об окружающей среде, что способствует более глубокому пониманию экологических проблем и разработке эффективных стратегий их решения. Благодаря онлайновым ресурсам, веб-порталам и цифровым образовательным платформам студенты и преподаватели могут получать доступ к актуальным знаниям и участвовать в образовательных мероприятиях и проектах, не выходя из дома или аудитории.

Одним из ключевых аспектов успешной реализации информационных технологий в экологическом образовании является разработка и применение инновационных стратегий преподавания. Процессы обучения могут быть организованы таким образом, чтобы стимулировать активное взаимодействие студентов с информационными ресурсами, провоцировать обсуждения и коллективное решение экологических проблем, а также способствовать развитию критического мышления и навыков принятия решений.

Однако необходимо отметить, что успешная реализация информационных технологий в экологическом образовании требует не только технических средств, но и квалифицированных кадров. Педагоги должны обладать соответствующими компетенциями в области использования информационных технологий, а также быть готовыми к постоянному обновлению своих знаний и навыков.

Таким образом, роль информационных технологий в экологическом образовании несомненно важна и стратегии их использования должны быть направлены на повышение качества образования, развитие экологической грамотности и мотивацию к действиям в области охраны окружающей среды.

Литература:

1. Агальцова, Д.В. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза / Д.В. Агальцова, Ю.Е. Валькова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2 (99). - С. 5-7

2. Байханов, И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году / И.Б. Байханов // Вестник института развития образования Чеченской Республики. - 2019. -№ 17. - С. 5-13

3. Байханов, И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике / И.Б. Байханов // Отечественная и зарубежная педагогика. -2019,- Т. 1. -№ 6 (63). - С. 46-55

4. Бикбулатова, В.П. Мотивационная направленность как фактор формирования профессиональной компетентности студентов вуза / В.П. Бикбулатова, P.C. Рабаданова, A.C. Кагосян // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2021. - Т. 10. - № 3. - С. 70-73

5. Лапшов, A.B. Внедрение информационных технологий в систему профессионально-педагогического образования / A.B. Лапшов, Е.А. Челнокова, К.А. Максимова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т.9. - № (2 (31). - 197-199

6. Левченко, Н.В. Просветительская деятельность экологических общественных организаций в современной России / Н.В. Левченко // Актуализированные ценности современного российского общества: монография / под ред. П.А. Халий. -М.: Институт социологии Российской академии наук, 2015. - 273 с.

7. Маслова, Ю.В. Экологическое образование как фактор развития экологической культуры в современном российском обществе / Ю.В. Маслова // Гуманитарные и социальные науки. - 2020. - № 5. - С. 270-278

8. Паршина, Л.Г. Дидактический потенциал цифровых технологий в подготовке студентов педагогического вуза / Л.Г. Паршина, П.В. Замкин, И.Б. Буянова, Е.В. Щербинкина // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Т. 13. -№ 4(52). - С. 73-80

9. Павлова, И.В. "Фабрика процессов" как эффективный инструмент обучения персонала принципам бережливого производства / И.В. Павлова, A.A. Потапов // Инновации в образовании. - 2021. - № 5. - С. 81-90

10. Рыжова, Н.И. Тенденции и актуальные задачи экологического образования и просвещения в условиях угроз современного социума / Н.И. Рыжова, Т.Е. Свириденко, В.И. Ерошенко // Преподаватель XXI век. - 2020. - № 4-1. -С. 36-48

11. Сорокопуд, Ю.В. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития / Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, A.C. Канюк, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 2 (105).-С. 320-324

12. Фертикова, Е.П. Актуальные вопросы организации экологического образования и просвещения в Российской Федерации / Е.П. Фертикова // Общество. Среда. Развитие. - 2019,- № 1 (50). - С. 86-91

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК 376.4

кандидат педагогических наук, доцент Алирзаева Индира Бабаевна

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью. Определяется важность семьи, как первого социального института для ребенка раннего возраста. Рассматриваются направления деятельности узких специалистов. Дается определение понятия психолого-педагогического сопровождения. Раскрываются задачи сопровождения детей раннего возраста. Отмечаются проблемы познавательного и психомоторного развития рассматриваемой группы детей. Актуализируется необходимость включения родителей детей раннего возраста в коррекционно-развивающий процесс. Описываются условия и этапы сопровождения детей. Определяются формы коррекционной работы с детьми раннего возраста с интеллектуальными нарушениями. Представлены методические приемы коррекционно-педагогической работы с учетом психофизических особенностей детей.

Ключевые слова: умеренная, тяжелая умственная отсталость, психолого-педагогическое сопровождение, ранний возраст, этапы сопровождения детей.

Annotation. The article updates the problem of supporting families raising young children with moderate, severe or profound mental retardation. The importance of the family as the first social institution for a young child is determined. The areas of activity of narrow specialists are considered. A definition of the concept of psychological and pedagogical support is given. The tasks of accompanying young children are revealed. Problems of cognitive and psychomotor development of the group of children under consideration are noted. The need to include parents of young children in the correctional and developmental process is becoming more urgent. The conditions and stages of accompanying children are described. The forms of correctional work with young children with intellectual disabilities are determined. Methodological techniques for correctional pedagogical work are presented, taking into account the psychophysical characteristics of children.

Key words: moderate, severe mental retardation, psychological and pedagogical support, early age, stages of support for children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.