внимания каждому из перечисленных пунктов, у учащихся возникнут проблемы с освоением лингвострановедческих сведений и, следовательно, процесс формирования коммуникативной компетенции значительно замедлится.
Таким образом, знание и понимание лингвострановедческих единиц необходимо для правильного внедрения лингвострановедческого аспекта в обучение иностранному языку в школе. Анализ безэквивалентной, коннотативной и фоновой лексики показал, что их изучение является приоритетным для понимания иностранной культуры и жизни, а также что при их освоении ученики могут столкнуться с трудностями, которые в будущем приведут к недопониманию в разговоре с носителями языка и возможно спровоцируют конфликт. Каждая лингвострановедческая единица по-своему уникальна и потому необходимо тщательнее подходить к отбору способов взаимодействия с данными компонентами.
Литература:
1. Ахметьянова, A.A. Лингвострановедческий материал как средство повышения мотивации при изучении иностранного языка / А.А Ахметьянова // Актуальные проблемы и перспективы развития системы отраслевого транспортного образования: сборник статей III Всерос. науч.-практ. конф. - Казань: Казанский филиал ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта", 2021. - С. 10-15
2. Ахтемова, Н.Ю. Мотивация деятельности учащихся на уроке английского языка / Н.Ю. Ахтемова // Гуманитарные научные исследования. - 2018. - № 8(84). - С. 4.
3. Боричевская, Е.М. Пути повышения мотивации на уроках английского языка / Е.М. Боричевская // Вестник Донецкого педагогического института. -2018. - № 3. - С. 208-214
4. Володина, М.А. Влияние введения разговорной лексики на уроках английского языка на уровень мотивации к обучению в старших классах / М.А. Володина, И.В. Плаксина // Вестник науки и образования. - 2020. - № 11-3(89). -С. 60-64
5. Ворохобов, A.B. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды / A.B. Ворохобов, Е.В. Плисов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 3,- С. 5.
6. Калентьева, И.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе / И.Н. Калентьева // Педагогика: традиции и инновации: Материалы X Международной науч. конф.. - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 71-73
7. Каракозова, E.H. Иноязычная информационная деятельность студента технического вуза / E.H. Каракозова, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 1,- С. 4.
8. Пушкарева, И.А. Страноведческий материал как основа реализации лингвострановедческого подхода в процессе обучения иностранному языку / И.А. Пушкарева // Теория и практика социогуманитарных наук. -2019. - №3 (7).
9. Скляр, С.С. Лингвострановедческий материал как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка / С.С. Скляр // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2009. -№6-2. - С. 180-185
10. Степанова, A.B. Развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка в старшей школе посредством аутентичного песенного дискурса / A.B. Степанова, A.B. Филькова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - №1-4. - С. 184-190
11. Kaufmann, S. The Linguist a Personal Guide to Language Learning / S. Kaufmann. - Canada: The Linguist Institute. -2003.
Педагогика
УДК 378.091
старший преподаватель Темирова Аза Бароновна
ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический
университет имени академика Миллионщикова» (г. Грозный);
кандидат исторических наук, доцент Абдулвахабова Бирлант Борз-Алиевна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);
старший преподаватель Саниева Алина Данилевна
ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СРАВНЕНИИ С ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ
ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается эффективность онлайн-образования в сравнении с традиционными методами обучения. Онлайн-образование становится все более популярным, благодаря своей доступности и гибкости, однако традиционные методы обучения сохраняют свою актуальность благодаря личному взаимодействию и структурированности учебного процесса. В статье проводится сравнительный анализ качества обучения, удовлетворенности студентов и влияния на развитие ключевых навыков в обеих системах. Также обсуждаются современные тренды, такие как гибридные модели обучения, и перспективы будущего образования в условиях цифровой трансформации. Авторы делают вывод о том, что Онлайн-образование обеспечивает гибкость и доступность, что делает его привлекательным для многих студентов, поскольку традиционные методы обучения обеспечивают личное взаимодействие и структурированность, важные для более глубокого развития знаний и развития социальных навыков.
Ключевые слова: Информационные технологии, экологическое образование, экологическая грамотность, обучение, коммуникация, профессиональное развитие.
Annotation. This paper examines the effectiveness of online education in comparison to traditional learning methods. Online education is becoming increasingly popular due to its accessibility and flexibility, but traditional methods of learning remain relevant due to the personal interaction and structured learning process. The article provides a comparative analysis of the quality of learning, student satisfaction and impact on the development of key skills in both systems. Current trends, such as hybrid learning models, and prospects for the future of education in the context of digital transformation are also discussed. The authors conclude that online education provides flexibility and accessibility, which makes it attractive to many students, as traditional teaching methods provide personal interaction and structure, important for deeper knowledge development and the development of social skills.
Key words: Information technology, environmental education, environmental literacy, learning, communication, professional development.
Введение. Онлайн-образование в последние годы стало важной основой образовательной системы, получившей широкое распространение благодаря таким их свойствам как гибкость и доступность.
Развитие информационных технологий и доступа к Интернету привело к появлению новых платформ для онлайн-обучения, таких как массовые открытые онлайн-курсы (МООК), вебинары, видеолекции и другие. В то же время традиционные методы обучения, включающие занятия, лекции и семинары продолжают оставаться необходимыми для многих образовательных учреждений.
Как отмечают педагоги - практики П.Д. Абдурахманова, Л.Ф. Артеменкова, Ф.Р. Асадулаева и др. [1], И.Б. Байханов [3; 4], заметную роль в повышении качества образования играют современные информационные технологии, онлайн -платформы, которые позволяют осуществлять образование в соответствии с уровнем технологического развития нашего общества и потребностей потребителей образовательных услуг.
В этой статье проводится анализ эффективности онлайн-образования с учетом тенденций в методах обучения, их преимуществ и недостатков, а также влияния на качество обучения, удовлетворенность студентов и развитие ключевых навыков. Изучение данной темы особенно актуально в условиях продолжающейся цифровой трансформации образования.
Лабораторные работы, проводимые в традиционном формате, предоставляют студентам уникальную возможность практического применения теоретических знаний. Работа с реальными инструментами и материалами позволяет глубже понять предмет и приобрести практические навыки, что особенно важно в технических и естественно-научных дисциплинах.
Личное общение также позволяет студентам развивать социальные навыки и поддерживать профессиональные связи, что важно для их будущей карьеры (Павлова И.В. [10]).
Организованная структура традиционных занятий обеспечивает дисциплину и регулярность, что помогает учащимся следовать плану обучения и достигать поставленных целей. Взаимодействие с однокурсниками в первое время способствует развитию навыков командной работы и коллективного решения проблем.
Новизна темы "Эффективность онлайн-образования в сравнении с традиционными методами обучения" заключается в исследовании текущих тенденций и инноваций в образовательном процессе, вызванных быстрым развитием цифровых технологий и изменяющимися потребностями общества. В условиях глобализации и цифровизации возникает необходимость переоценки традиционных методов обучения и поиска новых подходов к образовательному процессу.
Основное внимание уделяется сравнительному анализу эффективности онлайн-образования и традиционных методов обучения, учитывая такие аспекты, как доступность, гибкость, качество взаимодействия, и практическая применимость полученных знаний. Онлайн-образование предоставляет уникальные возможности для персонализации обучения, использования мультимедийных ресурсов и интерактивных технологий, которые могут значительно повысить мотивацию и успеваемость студентов.
Новизна исследования также связана с анализом воздействия онлайн-образования на различные категории студентов, включая тех, кто живет в удаленных районах или имеет особые образовательные потребности. Важным аспектом является исследование гибридных форматов обучения, сочетающих онлайн- и офлайн-методы, что позволяет максимально эффективно использовать преимущества обоих подходов.
Изложение основного материала статьи. Исследования показывают, что качество обучения в онлайн-образовании и традиционных методах может быть последовательным, однако оно зависит от многих факторов, таких как дизайн курса, квалификация преподавателей и уровень сложности студентов. Онлайн-курсы могут обеспечить высочайшее качество обучения при существенном использовании передовых технологий и методики преподавания. В то же время традиционные методы обучения могут быть более эффективными в случае сложных и практико-ориентированных дисциплин, требующих контекстного воздействия и практических навыков.
Удовлетворенность студентов является показателем эффективности образовательного процесса. Вопросы показывают, что многие студенты удовлетворены онлайн-образованием благодаря его гибкости и доступности.
Как отметил автор в своём исследовании «Качество учебных материалов и интерактивность контента играют ключевую роль в эффективности онлайн-образования. Интерактивные задания, мультимедийные ресурсы и виртуальные симуляции могут значительно улучшить понимание и усвоение материала, однако они не могут полностью заменить живое общение и практическое взаимодействие, присущее традиционным методам обучения» (В.А. Ситаров [11]).
Учащиеся должны научиться работать самостоятельно и без постоянного руководства и контроля, делая дистанционное обучение вызовом для тех, кто не легко самомотивируется», но для этого необходимо. Что бы преподаватели обладали соответственным уровнем информационной компетентности (С.Н. Жданова, М.А. Валеева, Ю.П. [8]).
Такие модели позволяют использовать преимущества обоих подходов, создавать более гибкие и эффективные образовательные программы.
Как отмечается в статье авторов O.I. Vaganova, A.V. Lapshova, М.М. Kutepov [14], технологические инновации, такие как виртуальная и дополненная реальность (VR и AR), искусственный интеллект и адаптивные системы обучения, обещают значительные изменения в образовательной сфере. Эти технологии могут сделать обучение более интерактивным и персонализированным, повысить качество образовательного процесса и удовлетворенность студентов.
В результате проведенного исследования авторами Ю.З. Богданова, Г.К. Чаукерова [5], было подтверждено, что: «Эффективность обучения в онлайн-формате зависит от выбора методов обучения. Традиционные методы, такие как видеолекции и онлайн-тесты, показали низкие результаты в сравнении с более интерактивными подходами, такими как онлайн-дискуссии и коллективная работа в виртуальных классах. Более того, было выявлено, что сочетание различных методов обучения может улучшить эффективность обучения и помочь студентам лучше понимать материал» (Ю.З. Богданова Г.К., Чаукерова [5]).
Как отмечают A.A. Галиакберова, Э.Х. Галямова, М.И. Захарова [6; 7], индивидуализация образовательного процесса становится приоритетом онлайн-образования. Благодаря необходимости приспосабливаться к обучаемым онлайн-платформы предлагают АОТ, которые значительно повышают уровень усвоения знаний за счёт специального технологического оборудования, обеспечивая персонализированный подход к обучению.
Традиционные методы обучения представляют собой классическую форму образовательного процесса, в котором обучение происходит в физическом пространстве, таком как классная комната или лаборатория. Эти методы включают очные занятия, лекции и семинары, где студенты и преподаватели взаимодействуют лицом к лицу. Основной характеристикой традиционного обучения является личное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса, что способствует более глубокому и непосредственному восприятию учебного материала.
Очные занятия в классе, являясь одной из основных форм традиционного обучения, предоставляют студентам возможность прямого взаимодействия с преподавателем и однокурсниками. Это позволяет преподавателям адаптировать содержание и методику преподавания в зависимости от потребностей и уровня подготовки студентов. В таких условиях преподаватели могут сразу же отвечать на вопросы, разъяснять сложные моменты и давать дополнительные объяснения, что способствует более глубокому усвоению материала (A.A. Галиакберова, Э.Х. Галямова, М.И. Захарова [7]).
Лекции составляют основу традиционного обучения, в процессе проведения лекции преподаватели имеют возможность изложить учебный материал в систематизированной и структурированной форме. Во время лекций студенты получают доступ к обширным знаниям и научным данным, которые преподаватели могут дополнять собственными комментариями и примерами из практики. Это позволяет студентам не только усваивать теоретические аспекты, но и понимать их практическое применение. Лекции также часто сопровождаются визуальными материалами, такими как презентации и демонстрационные эксперименты, что помогает студентам лучше воспринимать и запоминать информацию (В.А. Ситаров [11]).
Традиционные методы обучения также включают использование различных учебных материалов и ресурсов, таких как учебники, лабораторные пособия, наглядные пособия и оборудование для проведения экспериментов. Это позволяет студентам не только получать теоретические знания, но и развивать практические навыки, что особенно важно для технических и естественно-научных дисциплин. Лабораторные работы и практические занятия дают возможность студентам применять полученные знания на практике, что способствует более глубокому их усвоению и подготовке к профессиональной деятельности.
Важной составляющей традиционного обучения является организованная структура учебного процесса. Фиксированное расписание занятий помогает студентам придерживаться учебного плана и развивает у них дисциплину. Регулярные занятия и четко определенные сроки выполнения заданий способствуют систематичному изучению материала и предотвращают накопление пропусков в знаниях. Кроме того, структурированный подход к обучению обеспечивает последовательность и логичность изложения учебного материала, что облегчает его усвоение и запоминание.
Традиционные методы обучения обладают рядом преимуществ, которые делают их важной и неотъемлемой частью образовательной системы. Личное взаимодействие, структурированность занятий и возможность проведения практических упражнений способствуют глубокому и всестороннему освоению учебного материала. Несмотря на развитие онлайн-образования, традиционные методы продолжают оставаться эффективными и востребованными, особенно в тех случаях, когда требуется непосредственное участие преподавателя и использование специализированного оборудования (A.B. Лапшов, Е.А. Челнокова, [5]).
Основные выводы: Сравнительный анализ эффективности онлайн и традиционных методов обучения.
Сравнительный анализ онлайн и традиционных методов обучения выявляет значительные различия, а также уникальные преимущества и недостатки каждой системы.
Лабораторные работы и практические занятия, проводимые в рамках традиционного обучения, являются незаменимыми для дисциплин, требующих непосредственного практического опыта.
Оба метода обучения имеют свои сильные стороны, и их эффективность зависит от контекста и целей обучения. Онлайн-образование лучше подходит для теоретических курсов, которые не требуют значительных практических навыков, тогда как традиционные методы обучения эффективнее для дисциплин, требующих непосредственного практического опыта и личного взаимодействия.
Рекомендации: как оптимизировать учебный процесс, используя лучшие практики обеих систем.
Для оптимизации учебного процесса следует рассмотреть интеграцию лучших практик как онлайн, так и традиционного обучения, создавая гибридные модели образования. Такие модели могут сочетать гибкость и доступность онлайн-курсов с личным взаимодействием и структурированностью традиционных методов.
1. Комбинированное расписание: Включение онлайн-лекций и семинаров в расписание наряду с очными занятиями позволяет студентам гибко распределять свое время и учиться в удобном для них режиме. Например, теоретические лекции можно проводить онлайн, тогда как семинары и лабораторные работы — в очной форме.
2. Использование технологий: Это особенно полезно для сложных технических и естественно-научных дисциплин, где важно визуализировать процессы и проводить виртуальные эксперименты.
3. Персонализация обучения: Адаптивные образовательные системы, которые подстраиваются под индивидуальные потребности каждого студента, могут значительно повысить эффективность обучения. Такие системы могут анализировать прогресс студента и предлагать дополнительные материалы или задания, которые помогут лучше усвоить сложные темы.
4. Групповые проекты и командная работа: Включение групповых проектов и задач, требующих командной работы, способствует развитию социальных и коммуникативных навыков. Это можно реализовать как в онлайн-формате через виртуальные команды, так и в очной форме.
5. Постоянная обратная связь: Обеспечение регулярной обратной связи от преподавателей и однокурсников помогает студентам своевременно корректировать свое обучение и лучше понимать материал. Онлайн-платформы могут включать автоматизированные тесты и опросы, а традиционные методы — регулярные консультации и обсуждения в классе.
Перспективы: Будущее образования в контексте продолжающейся цифровой трансформации.
Будущее образования будет во многом определяться продолжающейся цифровой трансформацией, которая открывает новые возможности для обучения и развития. Технологии будут играть ключевую роль в создании гибридных образовательных моделей, которые объединят лучшие черты онлайн и традиционного обучения. (Э. Эльмурзаева, Р.В. Юсупова, A.A. Потапов [12]).
Как отмечают Д.В. Агальцова, Ю.Е. Валькова [2], развитие искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения позволит создать более персонализированные образовательные программы, которые адаптируются к индивидуальным потребностям и стилю обучения каждого студента. ИИ сможет анализировать прогресс студентов, выявлять пробелы в знаниях и предлагать оптимальные пути их заполнения.
Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) сделают обучение более интерактивным и погружающим, особенно в областях, требующих визуализации сложных процессов и явлений. VR и AR могут использоваться для создания виртуальных лабораторий, симуляций и интерактивных учебных материалов, которые будут доступными студентам независимо от их физического местоположения.
Гибридные модели обучения, сочетающие онлайн- и традиционные методы, станут стандартом в образовательных учреждениях, обеспечивая гибкость и доступность, необходимые для удовлетворения потребностей современного общества. Эти модели будут включать онлайн-курсы, очные занятия, виртуальные лаборатории и интерактивные проекты, создавая интегрированную образовательную среду. По мнению исследователей Н.У. Ярычева, И.Е. Емельяновой, Г.С.Х. Дудаева [13], гибридные модели обучения требуют от педагога перестройки в характере взаимодействия с обучаемыми.
Однако, успешное внедрение данных технологий в образовательную практику будет зависеть от уровня профессиональной компетентности преподавателей. Это связано со следующим:
Во-первых, развитие профессиональных компетенций у педагогов обеспечивает повышение качества образования [3; 4]. Современные обучающиеся требуют новых подходов и методов, которые учитывают их интересы, мотивы и особенности. Инновационные возможности позволяют разрабатывать педагогику и внедрять эффективные образовательные стратегии, стимулируя активное внедрение знаний, развитие критического мышления и творческих способностей у учащихся.
Во-вторых, внедрение информационно-коммуникационных педагогических технологий в образовательный процесс требует навыков работы с современными цифровыми инструментами. Инновационные навыки включают в себя навыки использования различных образовательных платформ, программного обеспечения и онлайн-ресурсов, которые позволяют педагогам создавать интерактивные и динамичные уроки, стимулирующие интерес учащихся и способствующие их обработке в учебном процессе.
В-третьих, инновационные навыки необходимы для реализации проектного и кооперативного обучения, которое способствует развитию навыков сотрудничества, коммуникации и самоорганизации среди учащихся. Педагог, владеющий инновационными компетенциями, может эффективно организовывать групповые проекты, создавать условия для взаимодействия и обмена данными между учащимися, а также анализировать их результаты с учетом существующих достижений.
В последующих изменениях стандартов и требований общества развитие высоких компетенций становится необходимостью для обеспечения конкурентоспособности и успешного образования учреждений. Инновационные подходы к обучению позволяют подготовить учащихся к жизни и работе в условиях глобализированного мира, где важны навыки адаптации, решения сложных проблем и непрерывного обучения на протяжении всей жизни.
Выводы. Онлайн-образование и традиционные методы обучения имеют свои преимущества и недостатки, и выбор между ними зависит от конкретных целей и обстоятельств студентов и учебных заведений. Онлайн-образование обеспечивает гибкость и доступность, что делает его привлекательным для многих студентов, поскольку традиционные методы обучения обеспечивают личное взаимодействие и структурированность, важные для более глубокого развития знаний и развития социальных навыков. Оптимальная стратегия может заключаться в сочетании лучших практик современных систем, создании гибридных моделей обучения, которые принесут пользу современным студентам и обеспечат высокое качество образования в условиях цифровой трансформации.
Литература:
1. Абдурахманова, П.Д. Актуальные проблемы психолого-педагогических наук: коллективная монография / П.Д. Абдурахманова, Л.Ф. Артеменкова, Ф.Р. Асадулаева и др. - Москва: Московский институт государственного управления и права, 2016. - 195 с.
2. Агальцова, Д.В. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза / Д.В. Агальцова, Ю.Е. Валькова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2 (99). - С. 5-7
3. Байханов, И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году / И.Б. Байханов // Вестник института развития образования Чеченской Республики. - 2019. -№ 17. - С. 5-13
4. Байханов, И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике / И.Б. Байханов // Отечественная и зарубежная педагогика. -2019,- Т. 1. -№ 6 (63). - С. 46-55
5. Богданова Ю.З. Исследование эффективности методов обучения в условиях онлайн-образования / Ю.З. Богданова, Г.К. Чаукерова // Мир науки, культуры, образования, 2023. - № 99. - С. 219-221
6. Галиакберова, А.А. Развитие цифровых компетенций педагогов (в том числе в условиях сельской школы): учебно-методическое пособие / А.А. Галиакберова, Э.Х. Галямова, М.И. Захарова [и др.]; под редакцией И.М. Захаровой, З.М. Филатовой. - Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2021. -№ 1-1.-С. 98-104
7. Галиакберова, А.А. Цифровой симулятор педагогической деятельности как средство развития профессиональных компетенций педагогов: методические рекомендации для педагогов среднеобразовательных школ и обучающихся педагогических вузов / А.А. Галиакберова, Э.Х. Галямова, И.М. Захарова [и др.]; под редакцией И.М. Захаровой. -Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2021. - С. 47-53
8. Жданова, С.Н. Информационная культура социального педагога / С.Н. Жданова, М.А. Валеева, Ю.П. Яблонских. -Оренбург: ОренПечать, 2013. - 192 с.
9. Лапшов, А.В. Внедрение информационных технологий в систему профессионально-педагогического образования. / А.В. Лапшов, Е.А. Челнокова, К.А. Максимова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т.9. - № (2 (31). - 197-199
10. Павлова, П.В. Опыт разработки лабораторных стендов студентами в рамках проектного обучения / ИВ. Павлова, А.А.Потапов//Преподаватель XXI век,-2021.-№ 1-1.-С. 114-121
11. Ситаров, В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. -2019. - Т. 10. -№2.-С. 148-157
12. Эльмурзаева, М.Э. Возможности использования онлайн-курсов и вебинаров для обучения студентов бакалавриата / М.Э. Эльмурзаева, Р.В. Юсупова, А.А. Потапов // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 6(103). - С. 413-416
13. Ярычев, Н.У. Специфика педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения / Н.У. Ярычев, И.Е. Емельянова, Г.С.Х. Дудаев // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3 (100).-С. 298-300
14. Vaganova, O.I. Technologies for organizing research activities of students at the university / O.I. Vaganova, A.V. Papshova, M.M. Kutepov [etc.] // Amazonia Investiga. - 2020. -T.9.- № 25. - C. 369-375