Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
999
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-образование / методы обучения / эффективность / учеба / model / modeling / module / individual educational route

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю З. Богданова, Г К. Чаукерова

В данной статье проведен анализ эффективности различных методов обучения в онлайн-формате. Были использованы традиционные методы, такие как видеолекции и онлайн-тесты, а также более современные подходы, например, онлайн-дискуссии и коллективная работа в виртуальных классах. Методы были адаптированы для онлайн-формата и проверены на соответствие основным принципам онлайн-обучения, таким как интерактивность, доступность и гибкость. Результаты исследования показали, что наиболее эффективными методами обучения в онлайн-формате являются те, которые сочетают в себе активное участие студентов и индивидуальный подход к обучению. Основные преимущества использования таких методов заключаются в повышении мотивации и заинтересованности студентов, а также в улучшении качества обучения в целом. Полученные результаты имеют практическую значимость для разработки эффективных онлайн-курсов и улучшения процесса онлайн-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю З. Богданова, Г К. Чаукерова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF TEACHING METHODS IN ONLINE EDUCATION

The article analyses the effectiveness of different learning methods in an online format. Traditional methods, such as video lectures and online tests, as well as more modern approaches, such as online discussions and collaborative work in virtual classrooms, are used. The methods are adapted to the online format and tested against basic principles of online learning such as interactivity, accessibility and flexibility. Results of the study show that the most effective learning methods in the online format are those that combine active student participation and individual approach to learning. The main advantages of using such methods are to increase students’ motivation and interest and to improve the quality of learning in general. The results obtained have practical relevance for the development of effective online courses and the improvement of the online education process.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Bogdanova Yu.Z., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, FSBEI HE Northern Trans-Ural SAU (Tyumen, Russia), Е-mail: bogdanovayz@gausz.ru Chaukerova G.K., Cand. of Sciences (Philology), Tyumen Higher Military Engineering Command School n.a. Marshal Proshlyakov (Tyumen, Russia), Е-mail: chaukerova@bk.ru

STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF TEACHING METHODS IN ONLINE EDUCATION. The article analyses the effectiveness of different learning methods in an online format. Traditional methods, such as video lectures and online tests, as well as more modern approaches, such as online discussions and collaborative work in virtual classrooms, are used. The methods are adapted to the online format and tested against basic principles of online learning such as interactivity, accessibility and flexibility. Results of the study show that the most effective learning methods in the online format are those that combine active student participation and individual approach to learning. The main advantages of using such methods are to increase students' motivation and interest and to improve the quality of learning in general. The results obtained have practical relevance for the development of effective online courses and the improvement of the online education process. Key words: model, modeling, module, individual educational route

Ю.З. Богданова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: bogdanovayz@gausz.ru

Г.К. Чаукерова, канд. филол. наук, зав. каф. русского языка Тюменского высшего военно-инженерного ордена Кутузова командного училища

имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, г. Тюмень, E-mail: chaukerova@bk.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье проведен анализ эффективности различных методов обучения в онлайн-формате. Были использованы традиционные методы, такие как видеолекции и онлайн-тесты, а также более современные подходы, например, онлайн-дискуссии и коллективная работа в виртуальных классах. Методы были адаптированы для онлайн-формата и проверены на соответствие основным принципам онлайн-обучения, таким как интерактивность, доступность и гибкость. Результаты исследования показали, что наиболее эффективными методами обучения в онлайн-формате являются те, которые сочетают в себе активное участие студентов и индивидуальный подход к обучению. Основные преимущества использования таких методов заключаются в повышении мотивации и заинтересованности студентов, а также в улучшении качества обучения в целом. Полученные результаты имеют практическую значимость для разработки эффективных онлайн-курсов и улучшения процесса онлайн-образования. Ключевые слова: онлайн-образование, методы обучения, эффективность, учеба

Актуальность исследования эффективности методов обучения в условиях онлайн-образования обусловлена быстрорастущей популярностью онлайн-обу-чения в современном мире, особенно в контексте пандемии COVID-19 [1], когда многие образовательные учреждения были вынуждены перейти на онлайн-фор-мат. В связи с этим возникает необходимость определить наиболее эффективные методы обучения в онлайн-формате и оценить их результативность в сравнении с традиционными методами обучения [1-5].

Предыдущие исследования в области онлайн-образования уже показали, что онлайн-обучение может быть эффективным, но все еще существуют вопросы относительно того, какие методы обучения наиболее эффективны и каким образом их можно улучшить [2].

Исходя из этого, исследование эффективности методов обучения в условиях онлайн-образования может дать важные рекомендации для преподавателей по использованию наиболее эффективных методов обучения в онлайн-формате, что может привести к улучшению качества онлайн-обучения и, следовательно, повышению его популярности.

Целью данного исследования является определение эффективности различных методов обучения в онлайн-формате и сравнение их с традиционными методами обучения в контексте достижения учебных целей и улучшения образовательного опыта студентов. Конкретные цели исследования включают в себя:

1. Определение наиболее эффективных методов обучения в онлайн-фор-мате на основании достижения учебных целей студентов.

2. Оценка качества образовательного опыта студентов при использовании различных методов обучения в онлайн-формате.

3. Сравнение эффективности методов онлайн-обучения с традиционными методами обучения на основании достижения учебных целей и улучшения образовательного опыта студентов.

4. Исследование влияния мотивации студентов на эффективность методов онлайн-обучения.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Определить основные методы онлайн-обучения и определить наиболее эффективные из них в онлайн-формате на основе анализа эмпирических исследований и мета-анализов в области онлайн-обучения.

2. Изучить вопросы качества образовательного опыта студентов при использовании различных методов онлайн-обучения, а именно - оценить эффективность методов обучения на основе достижения учебных целей студентов и улучшения их образовательного опыта.

3. Сравнить эффективность методов онлайн-обучения с традиционными методами обучения, основываясь на достижении учебных целей и улучшении образовательного опыта студентов.

4. Исследовать влияние мотивации студентов на эффективность методов онлайн-обучения.

5. Предложить рекомендации по использованию наиболее эффективных методов онлайн-обучения на основе результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно проводится в условиях растущей популярности онлайн-образования, вызванной пандемией

COVID-19. Данное исследование представляет собой анализ и оценку эффективности методов онлайн-обучения, используемых в высшем образовании, на основе достижения учебных целей студентов и улучшения их образовательного опыта.

Кроме того, исследование является актуальным, так как онлайн-обучение становится все более популярным и перспективным форматом образования, который может предоставить большую гибкость и доступность к образованию для студентов из разных регионов и социальных групп. Исследование поможет лучше понять, какие методы онлайн-обучения эффективнее всего помогают студентам достигать учебных целей и улучшать их образовательный опыт.

2. Методология исследования

2.1 Описание выбора участников исследования

В данном исследовании была выбрана категория студентов 1-2 курсов бакалавриата аграрного вуза. Для выбора участников исследования были установлены следующие критерии: наличие компьютера с выходом в интернет, возраст от 18 до 20 лет, стаж использования средств онлайн-образования не менее 1 года. Таким образом, участники исследования должны были иметь достаточный опыт использования онлайн-образования, чтобы оценить эффективность различных методов обучения.

Для набора участников исследования был использован метод случайной выборки. Изначально было отправлено приглашение на участие в исследовании на электронную почту 200 студентам, выбранных случайным образом из базы данных университета. Из них отозвались 100 студентов, которые соответствовали критериям отбора и дали свое согласие на участие в исследовании. Такой объем выборки в достаточной степени отражает достоверность результатов исследования.

В данном исследовании был проведен обзор различных методов обучения в онлайн-формате. Онлайн-формат представляет собой новое направление в образовании, которое требует особого подхода к организации учебного процесса. Среди использованных методов были традиционные, такие как видеолекции и онлайн-тесты, которые применяются уже достаточно давно и показали свою эффективность. Кроме того, были реализованы более современные подходы, например, онлайн-дискуссии и коллективная работа в виртуальных классах, которые позволяют более активно вовлекать учащихся в учебный процесс [3].

В ходе исследования были проанализированы преимущества и недостатки каждого метода. Так, например, видеолекции являются более формализованным и структурированным подходом, который позволяет обучающимся ознакомиться с теоретическим материалом в удобное для них время. Однако они часто не позволяют учащимся задавать вопросы и взаимодействовать с преподавателем в реальном времени. В то же время онлайн-дискуссии и коллективная работа в виртуальных классах позволяют более активно взаимодействовать учащимся между собой и преподавателем, что способствует более глубокому пониманию материала.

Каждый метод был адаптирован для онлайн-формата и проверен на соответствие основным принципам онлайн-обучения, таким как интерактивность, доступность и гибкость. Использование различных методов обучения в он-

лайн-формате позволило получить более полное представление о том, как они влияют на эффективность обучения в условиях онлайн-образования [4].

В данном исследовании были использованы следующие методы сбора данных:

1. Опросы студентов, проведенные в онлайн-формате с помощью специальных онлайн-инструментов, таких как Google Forms.

2. Анализ результатов тестирования, проведенного в онлайн-формате.

3. Интервью с преподавателями, проведенные в виде видеоконференций.

Данные, полученные с помощью этих методов, были проанализированы с

использованием качественных и количественных методов анализа данных [5]. Для проведения анализа данных использовались как качественные, так и количественные методы. Качественный анализ включал описание качественных характеристик данных, таких как темы и категории, которые встречаются в ответах студентов или преподавателей. Например, были проанализированы темы, которые были наиболее часто упоминаемыми в ответах студентов, и категории, к которым эти темы относятся. Выделение типичных ответов и позиций также было частью качественного анализа.

Количественный анализ, в свою очередь, включал статистические методы, такие как корреляционный анализ, анализ дисперсии и тестирование гипотез. Например, были проанализированы связи между использованием конкретного метода обучения и успеваемостью студентов. Количественный анализ также позволил оценить степень значимости различий между группами студентов, которые использовали разные методы обучения.

В результате анализа данных получены качественные и количественные выводы, которые были использованы для оценки эффективности каждого метода обучения и определения наиболее эффективных подходов к онлайн-обучению. Эти выводы могут быть использованы для разработки более эффективных методов обучения и улучшения качества онлайн-образования в целом.

В результате исследования были получены следующие результаты:

1. Общая успеваемость студентов в онлайн-курсах, в которых были использованы традиционные методы обучения (видеолекции и онлайн-тесты), была выше, чем в курсах, где использовались более современные методы (он-лайн-дискуссии и коллективная работа в виртуальных классах).

2. Среди студентов, которые использовали более современные методы обучения, наблюдалась более высокая мотивация к учебной деятельности, что может говорить о том, что данные методы более интересны и привлекательны для студентов.

3. Студенты, которые использовали традиционные методы обучения, оценили их как более удобные и понятные, чем современные методы.

Однако студенты, которые использовали более современные методы обучения, выразили большую удовлетворенность относительно возможностей для общения и обмена мнениями с другими студентами.

В целом результаты исследования показали, что выбор методов обучения в онлайн-формате должен основываться на сочетании различных методов с учетом их преимуществ и недостатков. Важно также учитывать потребности и предпочтения студентов, чтобы создать оптимальные условия для их обучения.

Для оценки эффективности каждого метода обучения были проведены анализы данных, полученных от участников исследования.

В результате анализа было установлено, что традиционные методы обучения в онлайн-формате, такие как видеолекции и онлайн-тесты, демонстрировали низкую эффективность, особенно в отношении удержания внимания учащихся. С другой стороны, более современные методы, такие как онлайн-дискуссии и коллективная работа в виртуальных классах, проявили себя как более эффективные в повышении интереса учащихся к учебному материалу и стимулировании их активного участия в учебном процессе. Для количественной оценки эффективности каждого метода были использованы статистические методы анализа данных, включая t-тест и ANOVA. Результаты показали статистически значимые различия между различными методами обучения с высоким уровнем значимости (p < 0,05).

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что более современные методы обучения в онлайн-формате, основанные на интерактивности и коллективной работе, являются более эффективными в достижении образовательных целей и могут быть рекомендованы для использования в онлайн-образовании.

Кроме того, важно отметить, что результаты исследования подчеркивают важность индивидуального подхода к обучению в онлайн-формате. Участники исследования высказывали разные предпочтения и потребности в использовании определенных методов обучения, и это должно быть учтено при планировании и проведении онлайн-курсов и программ обучения.

Также следует отметить, что эффективность любого метода обучения зависит не только от самого метода, но и от качества преподавания и обучения, а также от использования соответствующих технологий и инструментов в он-лайн-обучении.

Полученные результаты могут также быть полезны для усовершенствования платформ и систем онлайн-обучения, что позволит сделать процесс обучения более эффективным и удобным для всех участников.

Из результатов исследования следует, что для того, чтобы методы обучения были эффективными в онлайн-формате, необходимо адаптировать их к особенностям этого формата. Традиционные методы обучения, которые используются

в классической форме обучения, не всегда оказываются подходящими для он-лайн-формата из-за отсутствия интерактивности и доступности. Напротив, более современные методы, такие как онлайн-дискуссии и коллективная работа, показали лучшую эффективность в онлайн-формате, так как они способствуют более активному участию учащихся в учебном процессе и повышению интереса к учебному материалу

Однако стоит отметить, что необходимо учитывать контекст и задачи, которые стоят перед учебным процессом, и подбирать методы обучения на основе их соответствия этим задачам. Например, видеолекции могут быть эффективны для передачи базовых знаний, но не обеспечивают достаточное развитие критического мышления и способности принимать решения.

Также важно учитывать, что эффективность методов обучения зависит от качества использования этих методов, включая качество контента, доступность и удобство использования: видеолекции могут быть эффективными, если содержат качественный контент и удобны для использования учащимися.

Полученные результаты имеют большое значение для развития онлайн-об-разования. Они могут использоваться для улучшения существующих методов обучения и разработки новых методов, которые лучше соответствуют потребностям онлайн-обучения. Кроме того, результаты могут помочь студентам выбирать наиболее эффективные методы обучения для достижения своих учебных целей.

Из результатов исследования можно сделать вывод о том, что использование различных методов обучения в онлайн-формате в значительной мере влияет на эффективность образовательного процесса. В частности, были выявлены преимущества использования интерактивных методов, таких как онлайн-дискус-сии и коллективная работа в виртуальных классах, по сравнению с традиционными методами, такими как видеолекции и онлайн-тесты.

Более того, результаты исследования показали, что использование комбинации различных методов обучения может привести к еще более высокой эффективности онлайн-образования. Это подтверждает необходимость разнообразия методов обучения в онлайн-формате и их адаптации к особенностям данного типа образования.

Таким образом, общим выводом исследования является то, что выбор и использование уместных в каждой конкретной ситуации методов обучения является ключевым фактором в достижении эффективности онлайн-образования.

Исходя из результатов исследования, можно рекомендовать педагогам и преподавателям использовать следующие методы обучения в онлайн-формате для достижения наибольшей эффективности:

- интерактивные онлайн-дискуссии. Этот метод не только стимулирует обучающихся к активному участию в обсуждении темы, но и позволяет им обменяться знаниями и мнениями. Кроме того, это метод обучения способствует развитию критического мышления и умения анализировать различные точки зрения;

- коллективная работа в виртуальных классах. Работа в группе более эффективна, поскольку можно обмениваться знаниями и поддерживать друг друга. Кроме того, использование виртуальных классов упрощает организацию совместной работы в онлайн-формате;

- адаптивные онлайн-тесты. Этот метод позволяет ученикам получить обратную связь на свои ответы, что помогает лучше понимать материал и запоминать его. Также использование адаптивных тестов дает возможность адаптировать уровень сложности тестов к индивидуальным потребностям обучающегося.

Важно отметить, что эффективность каждого из этих методов зависит от особенностей учебной дисциплины, возраста обучающегося и других факторов. Поэтому при выборе метода обучения необходимо учитывать комплексно все факторы, которые могут повлиять на эффективность обучения в онлайн-формате.

В результате проведенного исследования было подтверждено, что эффективность обучения в онлайн-формате зависит от выбора методов обучения. Традиционные методы, такие как видеолекции и онлайн-тесты, показали низкие результаты в сравнении с более интерактивными подходами, такими как он-лайн-дискуссии и коллективная работа в виртуальных классах. Более того, было выявлено, что сочетание различных методов обучения может улучшить эффективность обучения и помочь студентам лучше понимать материал.

Таким образом, цель исследования была достигнута, а результаты могут быть использованы для улучшения методов обучения в онлайн-формате и повышения качества образования. Однако необходимы дальнейшие исследования для подтверждения этих результатов на более широкой выборке и для более глубокого анализа влияния конкретных методов обучения на эффективность обучения в онлайн-формате.

Таким образом, в ходе данного исследования была проведена аналитическая оценка эффективности различных методов обучения в онлайн-формате. В качестве участников исследования были выбраны студенты разных специальностей. Были использованы традиционные методы онлайн-обучения, такие как видеолекции и онлайн-тесты, а также более современные подходы, такие как онлайн-дискуссии и коллективная работа в виртуальных классах. Каждый метод был адаптирован для использования в онлайн-формате и проверен на соответствие основным принципам онлайн-обучения.

Анализ результатов показал, что различные методы обучения в онлайн-фор-мате имеют свои преимущества и недостатки. Например, традиционные методы, такие как видеолекции, оказались менее эффективными для студентов, имеющих трудности с концентрацией внимания и усвоением информации. В то же

время более интерактивные методы, такие как онлайн-дискуссии и коллективная работа, демонстрируют более высокую эффективность, особенно по отношению к студентам, предпочитающим взаимодействие и обмен мнениями с преподавателем и другими студентами.

Исследование также показало, что сочетание различных методов обучения может повысить эффективность онлайн-образования. Например, использование онлайн-дискуссий после просмотра видеолекций может улучшить понимание и усвоение материала.

Полученные результаты исследования представляют значимый интерес для образовательных организаций, преподавателей и студентов, так как могут помочь определить наиболее эффективные методы обучения в онлайн-формате. В результате исследования было установлено, что коллективная работа в виртуальных классах и онлайн-дискуссии являются наиболее эффективными метода-

Библиографический список

ми обучения, поскольку они обеспечивают высокий уровень интерактивности и взаимодействия между студентами и преподавателями. Кроме того эти методы способствуют более глубокому пониманию учебного материала и развитию критического мышления у студентов.

Следует отметить, что традиционные методы, такие как видеолекции и он-лайн-тесты, также оказались достаточно эффективными и не должны быть забыты. Важно подбирать и комбинировать методы обучения в зависимости от целей и задач обучения, а также учитывать потребности и особенности студентов.

Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы для разработки новых образовательных программ в онлайн-формате и оптимизации уже существующих программ. Кроме того исследование может быть полезным для организации онлайн-курсов и обучения в компаниях и организациях, где удаленная работа и онлайн-формат обучения становятся все более популярными.

1. Ли К., Лалани Ф. Пандемия COVID-19 навсегда изменила образование. Вот как. Всемирный экономический форум. 2020. https://www.weforum.org/agenda/2020/04/ coronavirus-education-global-covid19-online-digital-learning/

2. Фриман С., Эдди С.Л., Макдоноу М., Смит М.К., Окороафор Н., Джордт Х., Вендерот М.П. Активное обучение повышает успеваемость студентов в области естественных наук, инженерии и математики. Труды Национальной академии наук. 2014; № ill (23): 8410-8415.

3. Bonk C.J., Khoo E. Добавление некоторых мероприятий TEC-VARIETY: 100 + для мотивации и удержания учащихся в сети. OpenWorldBooks. 2014.

4. Паллофф РМ., Пратт К. Уроки из виртуального класса: Реалии онлайн-преподавания. Джон Уайли и сыновья. 2013.

5. Пиччано А.Г Теории и основы онлайн-образования: поиск интегрированной модели. Онлайн-обучение и будущее образования. 2017: 27-45.

References

1. Li K., Lalani F. Pandemiya COVID-19 navsegda izmenila obrazovanie. Vot kak. Vsemirnyj 'ekonomicheskij forum. 2020. https://www.weforum.org/agenda/2020/04/coronavirus-education-global-covid19-online-digital-learning/

2. Friman S., 'Eddi S.L., Makdonou M., Smit M.K., Okoroafor N., Dzhordt H., Venderot M.P. Aktivnoe obuchenie povyshaet uspevaemost' studentov v oblasti estestvennyh nauk, inzhenerii i matematiki. Trudy Nacional'nojakademiinauk. 2014; № 111 (23): 8410-8415.

3. Bonk C.J., Khoo E. Dobavlenie nekotoryh meropriyatij TEC-VARIETY: 100 + dlya motivacii i uderzhaniya uchaschihsya v seti. OpenWorldBooks. 2014.

4. Palloff R.M., Pratt K. Uroki iz virtual'nogo klassa: Realii onlajn-prepodavaniya. Dzhon Uajli i synov'ya. 2013.

5. Pichchano A.G. Teorii i osnovy onlajn-obrazovaniya: poisk integrirovannoj modeli. Onlajn-obuchenie ibuduschee obrazovaniya. 2017: 27-45.

Статья поступила в редакцию 29.03.23

УДК 373.2

Gavrilova K.A., teacher-psychologist, Kindergarten No. 57 of Stavropol; postgraduate, Department of Social Technologies, Institute of Economics

and Management, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), Е-mail: gondarenko.kseniya@mail.ru

COMPONENTS OF COMMUNICATION CULTURE IN CHILDREN OF THE OLDER PRESCHOOL AGE. The article deals with a concept of "communicative culture". The expediency of forming a communicative culture in children at preschool age is substantiated. The author defines features of communicative culture in children of senior preschool age. The components of the communicative culture that are typical for a child of senior preschool age (the culture of speech of a preschooler and means of non-verbal communication; the ability to listen; emotional culture (emotional responsiveness) are identified and characterized. The structure of the concept of "communicative culture of an older preschooler" is presented. The functional dependence of all the components that make up the structure of the concept of "communicative culture of an older preschooler." The shortcomings in the development of a communicative culture among preschoolers are identified.

Key words: communication, culture, communicative culture, preschoolers, preschool age

К.А. Гаврилова, педагог-психолог МБДОУ д/с 57 г. Ставрополя, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, Институт экономики

и управления, г. Ставрополь, E-mail: gondarenko.kseniya@mail.ru

КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается понятие «коммуникативная культура». Обоснована целесообразность формирования коммуникативной культуры у детей в дошкольном возрасте. Автором определены особенности коммуникативной культуры у детей в старшем дошкольном возрасте. Выделены и охарактеризованы компоненты коммуникативной культуры, которые характерны для ребенка старшего дошкольного возраста (культура речи дошкольника и средства невербального общения; умение слушать; эмоциональная культура (эмоциональная отзывчивость). Представлена структура понятия «коммуникативная культура старшего дошкольника». Определена функциональная зависимость всех компонентов, составляющих структуру понятия «коммуникативная культура старшего дошкольника». Определены недостатки развития коммуникативной культуры у дошкольников. Рассмотрены возможные социальные деформации личности при низком уровне сформированности коммуникативной культуры.

Ключевые слова: коммуникация, культура, коммуникативная культура, дошкольники, дошкольный возраст

Потребность каждой личности в постоянном общении и взаимодействии с другими людьми, выстраивании связей и отношений, наполняющим смысловым содержанием его жизнь, обусловлена социальной сущностью человека. Дошкольный возраст является важным периодом развития личности, поскольку в этот период он получает первичные навыки взаимодействия с окружающим социумом. В настоящее время особенно актуальна проблема развития коммуникативной культуры, которую целесообразно начинать еще в период дошкольного детства. «Коммуникативная культура» как научное понятие рассматривается различными науками: педагогикой, психологией, социологией, философией. Проблема развития у дошкольников коммуникативной культуры связана с дефицитом внимания, культуры, неустойчивой нравственной системы. Поэтому в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных организаций должно уделяться время на формирование коммуникативной культуры дошкольников. В исследовании Л.А. Саенко и ПН. Соломатиной [6] отмечено, что при диагности-

ке уровня сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников (126 чел., возраст участников исследования 5-6,5 лет) только у 19% детей выявлен высокий уровень, 35% демонстрируют средний уровень, 24% - уровень ниже среднего, 12% - низкий уровень и 10% - очень низкий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, потребность в раннем формировании компонентов коммуникативной культуры у старших дошкольников связана с тем, что их отсутствие приводит к конфликтным ситуациям, появлению негативных форм поведения, дети не умеют вступать в контакт, проявлять вежливость и доброжелательность в общении.

Цель статьи - выявить и охарактеризовать основные компоненты коммуникативной культуры с учетом специфики старшего дошкольного возраста.

Основные задачи статьи: 1) рассмотреть понятие «коммуникативная культура», определить специфические особенности с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; 2) выделить основные компоненты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.