время более интерактивные методы, такие как онлайн-дискуссии и коллективная работа, демонстрируют более высокую эффективность, особенно по отношению к студентам, предпочитающим взаимодействие и обмен мнениями с преподавателем и другими студентами.
Исследование также показало, что сочетание различных методов обучения может повысить эффективность онлайн-образования. Например, использование онлайн-дискуссий после просмотра видеолекций может улучшить понимание и усвоение материала.
Полученные результаты исследования представляют значимый интерес для образовательных организаций, преподавателей и студентов, так как могут помочь определить наиболее эффективные методы обучения в онлайн-формате. В результате исследования было установлено, что коллективная работа в виртуальных классах и онлайн-дискуссии являются наиболее эффективными метода-
Библиографический список
ми обучения, поскольку они обеспечивают высокий уровень интерактивности и взаимодействия между студентами и преподавателями. Кроме того эти методы способствуют более глубокому пониманию учебного материала и развитию критического мышления у студентов.
Следует отметить, что традиционные методы, такие как видеолекции и он-лайн-тесты, также оказались достаточно эффективными и не должны быть забыты. Важно подбирать и комбинировать методы обучения в зависимости от целей и задач обучения, а также учитывать потребности и особенности студентов.
Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы для разработки новых образовательных программ в онлайн-формате и оптимизации уже существующих программ. Кроме того исследование может быть полезным для организации онлайн-курсов и обучения в компаниях и организациях, где удаленная работа и онлайн-формат обучения становятся все более популярными.
1. Ли К., Лалани Ф. Пандемия COVID-19 навсегда изменила образование. Вот как. Всемирный экономический форум. 2020. https://www.weforum.org/agenda/2020/04/ coronavirus-education-global-covid19-online-digital-learning/
2. Фриман С., Эдди С.Л., Макдоноу М., Смит М.К., Окороафор Н., Джордт Х., Вендерот М.П. Активное обучение повышает успеваемость студентов в области естественных наук, инженерии и математики. Труды Национальной академии наук. 2014; № ill (23): 8410-8415.
3. Bonk C.J., Khoo E. Добавление некоторых мероприятий TEC-VARIETY: 100 + для мотивации и удержания учащихся в сети. OpenWorldBooks. 2014.
4. Паллофф РМ., Пратт К. Уроки из виртуального класса: Реалии онлайн-преподавания. Джон Уайли и сыновья. 2013.
5. Пиччано А.Г Теории и основы онлайн-образования: поиск интегрированной модели. Онлайн-обучение и будущее образования. 2017: 27-45.
References
1. Li K., Lalani F. Pandemiya COVID-19 navsegda izmenila obrazovanie. Vot kak. Vsemirnyj 'ekonomicheskij forum. 2020. https://www.weforum.org/agenda/2020/04/coronavirus-education-global-covid19-online-digitel-learning/
2. Friman S., 'Eddi S.L., Makdonou M., Smit M.K., Okoroafor N., Dzhordt H., Venderot M.P. Aktivnoe obuchenie povyshaet uspevaemost' studentov v oblasti estestvennyh nauk, inzhenerii i matematiki. Trudy Nacional'nojakademiinauk. 2014; № 111 (23): 8410-8415.
3. Bonk C.J., Khoo E. Dobavlenie nekotoryh meropriyatij TEC-VARIETY: 100 + dlya motivacii i uderzhaniya uchaschihsya v seti. OpenWorldBooks. 2014.
4. Palloff R.M., Pratt K. Uroki iz virtual'nogo klassa: Realii onlajn-prepodavaniya. Dzhon Uajli i synov'ya. 2013.
5. Pichchano A.G. Teorii i osnovy onlajn-obrazovaniya: poisk integrirovannoj modeli. Onlajn-obuchenie ibuduschee obrazovaniya. 2017: 27-45.
Статья поступила в редакцию 29.03.23
УДК 373.2
Gavrilova K.A., teacher-psychologist, Kindergarten No. 57 of Stavropol; postgraduate, Department of Social Technologies, Institute of Economics
and Management, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
COMPONENTS OF COMMUNICATION CULTURE IN CHILDREN OF THE OLDER PRESCHOOL AGE. The article deals with a concept of "communicative culture". The expediency of forming a communicative culture in children at preschool age is substantiated. The author defines features of communicative culture in children of senior preschool age. The components of the communicative culture that are typical for a child of senior preschool age (the culture of speech of a preschooler and means of non-verbal communication; the ability to listen; emotional culture (emotional responsiveness) are identified and characterized. The structure of the concept of "communicative culture of an older preschooler" is presented. The functional dependence of all the components that make up the structure of the concept of "communicative culture of an older preschooler." The shortcomings in the development of a communicative culture among preschoolers are identified.
Key words: communication, culture, communicative culture, preschoolers, preschool age
К.А. Гаерилоеа, педагог-психолог МБДОУ д/с 57 г. Ставрополя, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, Институт экономики
и управления, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается понятие «коммуникативная культура». Обоснована целесообразность формирования коммуникативной культуры у детей в дошкольном возрасте. Автором определены особенности коммуникативной культуры у детей в старшем дошкольном возрасте. Выделены и охарактеризованы компоненты коммуникативной культуры, которые характерны для ребенка старшего дошкольного возраста (культура речи дошкольника и средства невербального общения; умение слушать; эмоциональная культура (эмоциональная отзывчивость). Представлена структура понятия «коммуникативная культура старшего дошкольника». Определена функциональная зависимость всех компонентов, составляющих структуру понятия «коммуникативная культура старшего дошкольника». Определены недостатки развития коммуникативной культуры у дошкольников. Рассмотрены возможные социальные деформации личности при низком уровне сформированности коммуникативной культуры.
Ключевые слова: коммуникация, культура, коммуникативная культура, дошкольники, дошкольный возраст
Потребность каждой личности в постоянном общении и взаимодействии с другими людьми, выстраивании связей и отношений, наполняющим смысловым содержанием его жизнь, обусловлена социальной сущностью человека. Дошкольный возраст является важным периодом развития личности, поскольку в этот период он получает первичные навыки взаимодействия с окружающим социумом. В настоящее время особенно актуальна проблема развития коммуникативной культуры, которую целесообразно начинать еще в период дошкольного детства. «Коммуникативная культура» как научное понятие рассматривается различными науками: педагогикой, психологией, социологией, философией. Проблема развития у дошкольников коммуникативной культуры связана с дефицитом внимания, культуры, неустойчивой нравственной системы. Поэтому в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных организаций должно уделяться время на формирование коммуникативной культуры дошкольников. В исследовании Л.А. Саенко и ПН. Соломатиной [6] отмечено, что при диагности-
ке уровня сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников (126 чел., возраст участников исследования 5-6,5 лет) только у 19% детей выявлен высокий уровень, 35% демонстрируют средний уровень, 24% - уровень ниже среднего, 12% - низкий уровень и 10% - очень низкий.
Следовательно, потребность в раннем формировании компонентов коммуникативной культуры у старших дошкольников связана с тем, что их отсутствие приводит к конфликтным ситуациям, появлению негативных форм поведения, дети не умеют вступать в контакт, проявлять вежливость и доброжелательность в общении.
Цель статьи - выявить и охарактеризовать основные компоненты коммуникативной культуры с учетом специфики старшего дошкольного возраста.
Основные задачи статьи: 1) рассмотреть понятие «коммуникативная культура», определить специфические особенности с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; 2) выделить основные компоненты
коммуникативной культуры; 3) определить общую структуру коммуникативной культуры старших дошкольников.
Научная новизна определяется выявлением основных компонентов коммуникативной культуры старших дошкольников; разработкой структуры и базовых элементов коммуникативной культуры старших дошкольников, выделением функционально зависимых связей между элементами.
Теоретическая значимость статьи: выявлены особенности коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста; обоснована необходимость формирования коммуникативной культуры в период дошкольного детства как основы взаимодействия личности в обществе.
Методы исследования: анализ научной литературы по дошкольной педагогике, синтез понятий и определений, систематизация, конструирование, выделение функциональных связей.
Коммуникативная культура является важным личностным качеством и выступает важнейшим элементом человеческого общения. Уровень сформирован-ности коммуникативной культуры оказывает влияние на успешность обучения, взаимодействия между людьми, общественную активность. В период дошкольного возраста, как уникального периода развития личности, формируются базовые составляющие личностной культуры. Педагоги Ф.М. Сулейманова, Л.Б. Абдулли-на, Ю.Р Садыкова [6] отмечают, что именно в дошкольном возрасте целесообразно закладыватьосновыкоммун икативн ойкультуры.
Понятие «коммуникативная культура» с учетом возрастных особенностей детей старшегодоокооьвоговооростам ожетбытьроссоотренооак л ичностное новообразование, интегрирующее в себе следующие элементы: потребность в общенииы срсортобтолоныТ во1борраытнсыыапообщению, эиоцооральыо полсжи-тельное отношение к партнеру способность к компромиссу при взаимодействии.
Опиваясоыаоаботы Д.Ы.Кулошоывй[0],И.В. Пйпывич [3], И.К.Шюлыковы ской [8], выделены компоненты коммуникативной культуры, которые характерны для ре беокрвтаыышего д ошыольноговйзрасыа:
1) культура речи дошкольника и средства невербального общения;
2)о1веоюесрушаоь;
3) эмоциональная культура (эмоциональная отзывчивость).
Крлнтунюррчврюл яерсвыдзовешкоюпонынком ныткоетвееюоымкн иыыарик-
ной культуры старших дошкольников. Культура речи в дошкольном возрасте рас-сматривaeкcякaки^ы■кгpоцивеoмырнвкaбевбыxккчeттвбыЫщн ка, что формирует-
ся в речевой деятельности и состоит из двух элементов: осознанного усвоения чужой речи и уместного использования собственной речи. Как показатели культуры речи старших дошкольников можно рассматривать логичность, точность, выразительность. В коммуникативный процесс, помимо речи, включается знаковая неречевая система - невербальная коммуникация. Средства невербальной коммуникации можно рассматривать как вспомогательные при общении, но нередко они могут выступать и как самостоятельные элементы. Психолог А.А. Леонтьев отмечает, что невербальные средства общения выступают «ориентировочной основой», часто становятся «визуальными ключами» при взаимодействии. Вербальное воздействие усиливается или ослабевает при использовании неречевых средств. В период дошкольного возраста именно «довербальные» средства предваряют появление речевого общения (в ст. С.В. Бобрышова, Л.А. Саенко, Л.В. Суменко) [1, с. 172].
Умение слушать, так же, как и умение говорить, является базовым компонентом коммуникативной культуры. Коммуникация как диалогический субъект-субъектный процесс предполагает, что участники общения будут меняться ролями - говорить и слушать. Важность компонента «умение слушать» отмечает И.К. Шилыковская [8, с. 27], поскольку не прерывать собеседника есть основное правило диалогичного общения. Умение слушать позволяет говорить о процессе коммуникации как о двустороннем процессе. Слушание позволяет оценить информа цию собеседника,сфо рмироватьсвоюответнуюпозиц ию. Выделяют четыре типа слушания: 1) активное - получение максимального количества ин-форма^и; 2)пасеивьое - вьзетжностьву|сказатосодая соуеседника; 3) эмпа-тическое - сопереживание собеседнику; 4) ритуальное - при официальной обета нсакф.
В речи выражаются не только мысли, но и чувства собеседников. На про-цесскоовунфкоции эмссииокауыфа ют аилсноевоиятиупоокольку являются субъективной реакцией на внешние и внутренние раздражители и факторы. Эфцуонепьность рвчицрфизюодттддюоспиоепьсое вьздеустеие на того, кто эту речь воспринимает. Следовательно, эмоциональная культура, или эмоциональная стзывтипость юклоется нацн ым коапькенюом воммуюикотивной культуры дошкольников. Способность расположить к себе собеседника, «прочитать» его чувств а, ад еквьтнааеагипоаата нае го амоцдандльные пуоявл ени я, способность контролировать свои эмоции - это те качества, которые обеспечивают успешность процесса коммуникации.
Рис.1.Структура коммуникативнойкультурыудетейстаршегодошкольноговозраста
Коммуникативная культура старшего дошкольника предполагает, что у ребенка будут сформированы основные психические процессы:
1) внимание (распределение и устойчивость внимания);
2) мышление (способность анализировать информацию, способность рассуждать, выражать свои мысли вербальными средствами);
3) воображение (творческая коммуникативная активность, сопереживание).
Коммуникативная культура в старшем дошкольном возрасте базируется на
способности ребенка к самопознанию, самообладанию, что составляет психологическую культуру при межличностном общении.
Педагоги Е.И. Зритнева, Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина [4; 5] отмечают, что коммуникативная культура личности предполагает эмоционально-положительное отношение к партнеру по коммуникации, речевой этикет, усвоение нравственных норм поведения при общении. Дети в период старшего дошкольного возраста характеризуются высокой потребностью в общении, яркой эмоциональностью, инициативностью в общении, хотя в силу возраста обладают невысоким количеством сформированных выразительных средств. Формирование коммуникативной культуры у дошкольников в детском саду должно концентрироваться на формировании следующих умений: излагать свои мысли, слушать, понимать услышанное, адекватно реагировать на собеседника, управлять своими эмоциями.
Таким образом, коммуникативная культура не является врожденным качеством, а выступает сложным личностным образованием, которое формируется поэтапно в длительный период становления и развития личности. Формирование коммуникативной культуры необходимо начинать еще с дошкольного возраста, что выражается в культуре говорения, культуре слушания и эмоциональной культуре.
Опираясь на вышеизложенное, структуру коммуникативной культуры старших дошкольников можно представить в виде схемы (рис. 1).
Отметим, что период дошкольного возраста является сензитивным для реализации воспитательных процессов по формированию коммуникативной куль-
Библиографический список
туры ребенка. В образовательной среде ДОО имеются необходимые ресурсы для формирования коммуникативной культуры старших дошкольников: квалифицированный педагогический состав, методическое оснащение, владение современными педагогическими технологиями; технологическое оснащение и т. д. Важность формирования коммуникативной культуры старших дошкольников очевидна, поскольку далее дети пойдут в школу и социальных контактов становится значительно больше. Формирование коммуникативной культуры у дошкольников выступает профилактикой социальной девиации и поведенческих дезадаптаций в школьной образовательной среде.
Представленная структура коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста позволит педагогу ДОО содержательно и методически грамотно построить образовательно-воспитательную работу с детьми.
Перспектива дальнейших исследований состоит в выявлении новых педагогических технологий формирования коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста, разработке методических пособий для воспитателей дошкольных организаций.
Таким образом, коммуникативная культура является важным элементом в структуре личности. Формированию коммуникативной культуры следует уделять внимание, начиная с дошкольного периода, поскольку дошкольное детство - син-зетивный период для развития личности и формирования навыков коммуникации. В отечественной педагогике и психологии под коммуникативной культурой понимают совокупность знаний и навыков общения, что предопределяет эффективность взаимодействия между людьми. Компоненты коммуникативной культуры, которые характерны для ребенка старшего дошкольного возраста, включают культуру речи дошкольника и средства невербального общения; умение слушать; эмоциональную культуру (эмоциональную отзывчивость). Практическая значимость данного исследования состоит в том, что выявленные компоненты коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста и представленная структура коммуникативной культуры могут быть использованы для конструирования эффективного педагогического процесса в ДОО.
1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах. Вестник Академии права и управления. 2016; № 1 (42): 170-175.
2. Кулешова Э.В. Особенности формирования коммуникативной культуры дошкольников с нарушениями в развитии. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019; № 1 (53): 31-41.
3. Попович И.В. Развитие коммуникативной культуры старших дошкольников. Вопросы дошкольной педагогики. 2019; № 3 (20): 1-3.
4. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212-219.
5. Саенко Л.А., Зритнева Е.Н. Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019; № 2 (41): 153-161.
6. Сулейманова Ф.М., Абдуллина Л.Б., Садыкова Ю.Р Культура общения как коммуникативная характеристика личности старшего дошкольника. Традиции и новации в дошкольном образовании. 2021; № 1 (18): 16-18.
7. Суменко Л.В., Саенко Л.А., Бобрышов С.В. Особенности распределения семейных обязанностей и семейных ролей в современных многодетных семьях. Kant. 2016; № 2 (19): 29-34.
8. Шилыковская И.К. Преемственность в работе по формированию основ коммуникативной культуры у дошкольников и младших школьников. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014; № 2: 27.
References
1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Personifikaciya cennostej svobody i dostoinstva lichnosti v sovremennyh social'no-pedagogicheskih processah. VestnikAkademii prava i upravleniya. 2016; № 1 (42): 170-175.
2. Kuleshova 'E.V. Osobennosti formirovaniya kommunikativnoj kul'tury doshkol'nikov s narusheniyami v razvitii. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. 2019; № 1 (53): 31-41.
3. Popovich I.V. Razvitie kommunikativnoj kul'tury starshih doshkol'nikov. Voprosy doshkol'nojpedagogiki. 2019; № 3 (20): 1-3.
4. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.
5. Saenko L.A., Zritneva E.N. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti detej i podrostkov v letnem lagere otdyha. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2019; № 2 (41): 153-161.
6. Sulejmanova F.M., Abdullina L.B., Sadykova Yu.R. Kul'tura obscheniya kak kommunikativnaya harakteristika lichnosti starshego doshkol'nika. Tradicii i novacii v doshkol'nom obrazovanii. 2021; № 1 (18): 16-18.
7. Sumenko L.V., Saenko L.A., Bobryshov S.V. Osobennosti raspredeleniya semejnyh obyazannostej i semejnyh rolej v sovremennyh mnogodetnyh sem'yah. Kant. 2016; № 2 (19): 29-34.
8. Shilykovskaya I.K. Preemstvennost' v rabote po formirovaniyu osnov kommunikativnoj kul'tury u doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. 2014; № 2: 27.
Статья поступила в редакцию 23.03.23
УДК 378
Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Military University, Moscow; senior teacher, Financial University under the Government
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ELECTRONIC TEXTBOOK AS AN EFFECTIVE MEANS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES. The article investigates the basic properties of an electronic textbook as an effective teaching a foreign language to military universitiesmeans cadets means. To do this, the researcher first considers features of the modern society and development, particularly, the higher military education system. The integrating electronic textbooks in a foreign language into it necessity is proved. The role of language training in the future military specialists teaching at the current development stage of law enforcement agencies is specified. The paper reveals the essential characteristic of the concept "electronic textbook". The basic principles that must be followed in its development and implementation in the educational process are highlighted. The progressive changes that its use can bring to the course of teaching a foreign language to military university cadets are studied. The key features of the material systematization in the electronic textbook are characterized.
Key words: higher education, higher military education, electronic textbook, cadet, teacher.