ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2022, № 10 (октябрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221073 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11073 УДК 373.2
Развитие коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования
Development of communication skills of 6-7 years old children
in the process of using a Lego set
Авторы статьи
L
Authors of the article
L
Башлачёва Татьяна Павловна,
преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия [email protected] ORCID: 0000-0001-5901-3832
Савинова Светлана Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-1061-9216
Tatyana P. Bashlachyova,
Lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia [email protected] ORCID: 0000-0001-5901-3832
Svetlana V. Savinova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia
ORCID: 0000-0002-1061-9216
Конфликт интересов
I
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для цитирования
I
For citation
Башлачёва Т. П., Савинова С. В. Развитие коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 10. - С. 131147. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221073.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11073
T. P. Bashlachyova, S. V. Savinova, Development of communication skills of 6-7 years old children in the process of using a Lego set // Scientific-methodological electronic journal "Concept". - 2022. - No. 10. - P. 131-147. - URL: http://e-koncept.ru/2022/211073.htm. DOI:
10.24412/2304-120X-2022-11073
Поступила в редакцию Received 01.08.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 08.10.22
Принята к публикации Accepted for publication 08.10.22 Опубликована Published 31.10.22
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Башлачёва Т. П., Савинова С. В., 2022
Аннотация
Перед дошкольным образованием поставлена задача не только формировать у детей представления и развивать их умения и навыки, но и обеспечить способность и готовность жить в современном обществе, достигать социально значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы. Цель исследования заключалась в выявлении организационно-педагогических условий развития коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования. Ведущими методами исследования выступили: анализ, синтез, сравнение и обобщение психолого-педагогических исследований и методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, метод математической статистики - G-критерий знаков. В результате исследования выявлена структура коммуникативных способностей, которая включает в себя три ключевых компонента - когнитивный, поведенческий и эмоциональный, в соответствии с которыми определяются критерии и показатели развития коммуникативных способностей старших дошкольников, а также характеризуются уровни их развития (исходный, нормативный и продвинутый) с учетом особенностей развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных способностей может выступать сопутствующей задачей программы дополнительного образования любой направленности, в том числе технической. Так, в ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Lego-город» в рамках проведенного исследования объединяются два направления: обучение основам конструирования из Lego и развитие коммуникативных способностей. Теоретическая значимость заключается в определении и характеристике компонентной структуры коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость состоит в подборе и экспериментальной апробации диагностического инструментария, представленного двумя сериями (для детей и педагогов), для выявления уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста; разработке и апробации программы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе Lego-конструирования «Lego-город». Исследование может быть актуально для изучения педагогами дошкольного и дополнительного образования, а также студентами педагогических направлений.
Ключевые слова
Abstract
Preschool education is assigned a task not only to form ideas in children and develop their skills and abilities, but also to ensure the ability and readiness to live in modern society, achieve socially significant goals, interact effectively and solve life problems. The purpose of the study was to identify the organizational and pedagogical conditions for the development of communicative abilities of children aged 6-7 years in the process of using a Lego set. The leading research methods were: analysis, synthesis, comparison and generalization of psychological and pedagogical research works and methodological literature on the research problem, pedagogical experiment, method of mathematical statistics - G-criterion of signs. As a result of the study, the structure of communicative abilities was revealed, which includes three key components -cognitive, behavioral and emotional, in accordance with which the criteria and indicators for the development of communicative abilities of older preschoolers are determined, and the levels of their development (initial, normative and advanced) are characterized taking into account the peculiarities of communicative abilities development among children of senior preschool age. The development of communication skills can be considered as an accompanying task of any additional education program, including technical one. Thus, two areas are combined in the course of the implementation of the additional general educational (general developmental) program "Lego-city" within the framework of the study: teaching the basics of constructing using a Lego set and developing communication skills. The theoretical significance lies in the definition and characterization of the component structure of the communicative abilities of older preschool children. The practical significance lies in the selection and experimental testing of diagnostic tools, presented in two series (for children and educators), to identify the level of communicative abilities development among older preschool children; working out and testing the program for the development of communicative abilities of older preschool age children in the process of "Lego-city" construction with the use of a Lego set. The study may be relevant for the teachers of preschool and additional education, as well as for students of pedagogical areas of training.
Key words
коммуникативные способности, программа дополнительного образования, старший дошкольный возраст, Lego-конструирование
communication skills, additional education program, older preschool age, construction with a Lego set
Благодарности
I
Acknowledgements
L
Авторы выражают благодарность за предоставление базы экспериментального исследования муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 72» города Кирова.
The authors are grateful to the municipal state preschool educational institution "Kindergarten No. 72" in Kirov for the provision of the experimental research base.
Введение / Introduction
Закон «Об образовании в РФ», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» определяют новые цели в развитии системы образования в стране, а именно ее полное соответствие условиям настоящего времени, а также потребностям общества
и самого человека. В системе дополнительного образования детей дошкольного возраста развитие коммуникативных способностей традиционно рассматривается в программах социально-гуманитарной направленности. Однако в настоящее время в российской системе образования наблюдается большой интерес к программам технической направленности. Использование игр на основе Lego-конструктора помогает дошкольникам получить социальный опыт. Речевые ситуации, которые сопровождают конструирование и программирование моделей, их представление и игру с ними, способствуют речевому развитию детей, в том числе позволяют эффективно решать задачи по развитию коммуникативных способностей. Несмотря на то что процесс конструирования из Lego-кон-структора и игры с готовыми постройками обладают существенными предпосылками для успешного коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных организаций этому средству не уделяется достаточного внимания.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили формулировку темы исследования: «Развитие коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-кон-струирования».
Цель исследования - выявить организационно-педагогические условия развития коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования.
Объект исследования - развитие коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что развитие коммуникативных способностей детей 6-7 лет на занятиях Lego-конструированием будет проходить эффективно при следующих условиях:
- определено содержание компонентной структуры коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования;
- реализуется программа развития коммуникативных способностей детей 67 лет в процессе Lego-конструирования.
Задачи исследования:
1. Определить компонентную структуру коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста и дать ее характеристику.
2. Подобрать и апробировать диагностический инструментарий по выявлению уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать программу развития коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования «Lego-город».
Методологическая основа исследования включает в себя следующие ведущие подходы:
- личностный подход (И. А. Зимняя [1] и др.);
- деятельностный подход (А. Н. Леонтьев [2], С. Л. Рубинштейн [3] и др.);
- полисубъектный (диалогический) подход (М. М. Бахтин [4] и др.).
Теоретическими основаниями исследования выступают:
- концепция о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (А. В. Запорожец [5], М. И. Лисина [6] и др.);
- концепция диалогового взаимодействия (А. В. Мудрик [7], А. Г. Рузская [8] и др.);
- концепции социализации личности (Г. М. Андреева [9] и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем определена компонентная структура коммуникативных способностей старших дошкольников; разработана и апробирована программа дополнительного образования технической направленности по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе Lego-конструирования «Lego-город».
Обзор литературы / Literature review
Общие вопросы проблемы развития общения поднимаются в трудах Г. М. Андреевой [10]. Общение является одним из первых видов деятельности, возникающих в процессе развития человека. Общение при этом выступает важным средством психического развития человека. М. И. Лисина пишет о его проявлениях и особенностях именно у детей дошкольного возраста [11]. Старший дошкольный возраст является значимым этапом в развитии поведения и социального ориентирования ребёнка. В этот период происходит накопление практического опыта по выстраиванию взаимоотношений с социальным окружением (взрослыми, детьми). Одним из главных вопросов работ ученых является также исследование проблемы: как научить ребенка общаться со взрослыми и сверстниками [12].
В работах Л. С. Выготского отмечается, что умение общаться позволяет ребенку комфортно жить в обществе людей [13], а также помогает ему успешно социализироваться в нем [14]. Общение всегда подразумевает обмен информацией, непосредственное взаимодействие и восприятие людьми друг друга. Общение является сложной деятельностью и требует высокого уровня знаний, развитых умений и навыков. Благодаря общению ребенок познает других и самого себя [15].
В словаре синонимов русского языка З. Е. Александровой понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет ей считать эти термины взаимозаменяемыми [16]. М. И. Лисина [17], рассматривая проблему общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками, обращает внимание на его отличие от коммуникации, но при этом указывает, что и коммуникация, и общение по своей сути могут рассматриваться как взаимодействие двух и более субъектов. Отсюда она делает вывод, что коммуникативная деятельность может рассматриваться как синоним общения. В исследовании Т. А. Репиной [18], посвященном изучению социально-психологических особенностей взаимодействия детей в группе детского сада, общение и коммуникативная деятельность также рассматриваются в качестве синонимов.
Способность человека к общению, коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность. Для того чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными способностями. Именно этот факт определяет высокую значимость развития коммуникативных способностей детей с самого раннего возраста.
В психолого-педагогической литературе различные авторы давали определение коммуникативных способностей. А. А. Кидрон рассматривает коммуникативную способность как совокупность навыков, связанных с осуществлением социального взаимодействия и формированием межличностных отношений [19]. Л. Дубина рассматривает данную дефиницию как способность к общению, при этом сводит ее всего лишь к двум основным умениям: слушать и понимать услышанное [20]. Е. А. Кули-гина и Е. В. Кислякова, изучая проблему социальной адаптации дошкольников, указывают, что коммуникативные способности - это личностное образование, обеспечи-
вающее общение [21]. Е. Кравцова и Т. Пуртова отмечают, что коммуникативные способности, будучи особенностями личности, проявляются в общении [22]. Основываясь на анализе рассмотренных понятий коммуникативных способностей, можно сделать вывод, что большинство авторов рассматривают их как совокупность коммуникативных умений и коммуникативных навыков.
Обобщая мнения о структуре коммуникативных способностей [23, 24] и обращая внимание на то, что исследователи коммуникативной компетентности выделяют три компонента: когнитивный (знаниевый), поведенческий и эмоциональный (аффективный) [25, 26], в нашем исследовании придерживаемся их мнения и представляем компонентную структуру коммуникативных способностей, состоящую из трех частей, представленных в табл. 1.
Таблица 1
Компонентная структура коммуникативных способностей
Компонент Аспект Содержание
Когнитивный Наличие коммуникативных знаний, отвечающих возрастным особенностям - Знание способов и особенностей передачи информации другому человеку; - знание норм и правил поведения в ситуациях общения; - знание речевого этикета
Поведенческий Способность начать, поддержать и завершить беседу - Умение применять различные способы начать разговор со сверстником или взрослым; - умение держать линию беседы, адекватно отвечать на реплики; - умение завершить диалог по его окончании
Способность привлечь внимание собеседника - Умение вежливо обращаться ко всем; - умение выражать свое желание, просьбу пообщаться
Способность использовать вербальные и невербальные средства общения - Умение подобрать вербальные средства общения в зависимости от ситуации; - умение применить невербальные средства общения в зависимости от ситуации
Способность проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику - Умение демонстрировать приветливое отношение к собеседнику; - умение проявлять интерес к тому, что говорит собеседник
Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других - Осознание особенностей собеседника; - оказание помощи в разговоре при необходимости; - принятие помощи от других
Способность решать конфликты, используя адекватные методы - Умение отстаивать свою позицию, доказывать, аргументировать; - умение уступать; - умение не конфликтовать
Эмоциональный Мотивация к коммуникативной деятельности - Наличие мотивов к использованию социально одобряемых форм коммуникативной деятельности; - желание вступать в контакт с другими людьми
Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать - Контроль эмоционального состояния собеседника; - эмоциональный отклик на чувства и переживания собеседника; - проявление сочувствия, сопереживания
Личностные особенности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности - Учет особенностей самовосприятия и восприятия других в различных ситуациях общения; - проявление особенностей характера и поведения
В научных исследованиях рассматриваются отдельные стороны применения конструктора в развитии детей. А. И. Савенков отмечает, что Lego помогает провести диагностическую работу по выявлению личностных особенностей поведения детей в коллективе [27]. Благодаря разнообразию и простоте конструктор Lego доступен каждому ребенку, его внешний вид и конструктивные возможности позволяют с удовольствием и самостоятельно осваивать детям умение скреплять детали и получать готовые объекты. Lego также позволяет осуществить коррекционную работу по проблеме общения со взрослыми и сверстниками [28, 29]. В то же время учеными также рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в области познавательного развития средствами Lego-конструирования [30, 31].
Одной из сложных для решения задач в дошкольном возрасте является активизация детской речи и развитие их коммуникативных способностей в различных видах деятельности, чтобы это происходило активно и с интересом. Применение Lego-конструирования является одним из эффективных средств в этом направлении. Г. Ф. За-гиева в своей статье рассматривает применение Lego с детьми раннего возраста [32], другие исследования чаще раскрывают возможности и способы внедрения Lego в образовательный процесс старших дошкольников [33, 34].
В настоящее время конструирование из Lego рассматривают с разных позиций: как игру, труд, творчество, искусство. Это объясняется тем, что конструктивная деятельность взаимосвязана с другими видами детской деятельности и сочетает в себе их элементы. Особое внимание уделяется использованию Lego в коррекционно-педаго-гической работе детского сада [35, 36].
В детских садах воспитатели используют авторские программы по развитию коммуникативных навыков и умений детей с использованием игр на основе Lego-кон-структора, однако во всех изученных программах отсутствуют задачи и содержание, связанные с развитием коммуникативных способностей детей. Мы провели анализ наиболее распространенных комплексных программ, которыми являются «STEM -образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» [37] и «НАУСТИМ - цифровая интерактивная среда» [38]. Основной акцент обеих программ заключается в развитии инженерного творчества детей на основе конструкторской, экспериментальной, исследовательской деятельности, при этом в целевом разделе представлены и задачи, связанные с выстраиванием коммуникации, работой в команде. В содержании программ отражены используемые методы работы, приемы и средства, однако понять, каким именно образом они влияют на развитие коммуникативных умений и навыков, остается сложным.
Самостоятельная конструктивная деятельность детей предполагает два основных этапа: замысел и процесс его выполнения. Первый этап заключается в формулировке идеи, представлении будущего результата, выборе способов достижения цели, обдумывании процесса практической деятельности, планировании конструктивной творческой деятельности. А на втором этапе ребенка увлекает сам процесс конструирования, создания модели, в этом и заключается для них игра. Дети договариваются, что и как будут строить, распределяют обязанности и приступают к непосредственному строительству из деталей Lego. Дошкольники стремятся поделиться своими мыслями, предпочтениями, планами со сверстником [39].
Lego в самостоятельной детской игре является эффективным средством коммуникации, поскольку в процессе создания моделей дети обсуждают и сравнивают, совместно их усовершенствуют для последующей игры, договариваются, учитывают
мнения партнеров по игре и считаются с ними, придумывают сюжет, создают дополнительные модели для его реализации. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют речевому развитию детей, которое служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Основными методами проведения исследования являются:
- теоретические методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение психолого-педагогических исследований и методической литературы по проблеме исследования; анализ и синтез содержания нормативных документов; анализ, синтез и сравнение программ дошкольного и дополнительного образования;
- эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта; интервьюирование; анкетирование; педагогический эксперимент;
- математические и статистические методы: метод математической статистики - G-критерий знаков.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72» города Кирова.
Выбранная тема и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в четыре этапа, с 2020 по 2022 год:
- прогностический (сентябрь 2020 года - ноябрь 2020 года) - постановка целей, определение задач, формулировка гипотезы, выбор методов, прогнозирование ожидаемых результатов;
- поисково-теоретический (декабрь 2020 года - август 2021 года) - изучение и анализ литературы по теме исследования, изучение и обобщение опыта работы педагогов, сбор эмпирических данных;
- экспериментальный (сентябрь 2021 года - апрель 2022 года) - организация опытно-экспериментальной работы, проверка гипотезы, диагностики, отслеживание текущих результатов, проверка эффективности;
- обобщающий (май 2022 года - июнь 2022 года) - анализ и обобщение полученных результатов, соотнесение их с поставленными целями и задачами, формулировка выводов и рекомендаций, оформление текста диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены обоснованностью методологии исследования; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; адекватностью использованных для избранной темы исследования взаимодополняющих методов исследования; репрезентативностью объема выборки; экспериментальной апробацией основных положений; использованием различных методик количественной и качественной оценки и интерпретации эмпирических результатов.
Результаты исследования / Research results
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на высокий интерес ученых к проблеме развития коммуникативных способностей детей 67 лет, проблема внедрения Lego-конструирования в дошкольной образовательной организации и его влияния на развитие способностей детей исследована недостаточно, что явилось основанием для проведения практической части нашего исследования.
Эмпирическое исследование представляло собой педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Цель экспериментальной работы - апробировать организационно-педагогические условия развития коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования.
В эмпирической части нашего исследования на констатирующем этапе мы выяснили актуальный уровень развития коммуникативных способностей экспериментальной и контрольной групп детей 6-7 лет. Это исследование было проведено с целью дальнейшего учета актуального уровня при проведении работы по повышению уровня развития коммуникативных способностей, в том числе в процессе Lego-конструирования.
Основная задача диагностики детей старшего дошкольного возраста - получить максимально полную информацию об уровне развития способностей детей, на основе которой могут быть разработаны рекомендации педагогам и родителям для их дальнейшего улучшения.
М. В. Осипов, В. А. Шершнева характеризуют структуру и содержание метаком-петентности, одной из составляющих которой, с нашей точки зрения, выступает коммуникативная компетентность. В качестве диагностик исследователи предлагают использовать комплекс диагностических методик, удовлетворяющих критериям наименьшей трудоемкости, простоты в использовании и возможности качественной воспроизводимости любым пользователем [40]. А. А. Заречная, Е. В. Куфтяк и М. С. Одинцова предлагают применять для диагностики коммуникативных умений детей с проблемами в развитии ряд диагностических методик [41, 42]. А. Н. Грязнова, В. В. Васина дают оценку сформированности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с помощью VB-MAPP [43]. Однако данная методика трудоемка и не может быть использована педагогами дошкольных образовательных организаций.
Подобранные и апробированные нами методики в полной мере охватывают весь спектр критериев оценки коммуникативных способностей. Для изучения особенностей коммуникативных способностей у старших дошкольников в работе были использованы следующие методики:
1. Методика А. В. Чулковой - диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста [44]. Индивидуально в беседе ребенку предлагалось выполнить два задания из методики: речевые ситуации и разговор по телефону.
2. Проективная методика «Игровая комната» (О. М. Дьяченко) [45].
3. Методика «Необитаемый остров» (О. В. Дыбина) [46].
4. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова) [47].
Данные методики рекомендованы авторами для детей старшего дошкольного возраста. Именно такое количество методик и их содержание позволяют выявить актуальный уровень и особенности развития коммуникативных способностей детей 67 лет. Для проведения объективной оценки уровня развития коммуникативных способностей детей было установлено соответствие между компонентами коммуникативных способностей и заданиями диагностических методик (см. табл. 2).
В исследовании принимали участие две группы детей (экспериментальная и контрольная) по 20 человек в возрасте 6-7 лет. Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены на рис. 1.
Таблица 2
Соответствие диагностических методик компонентам коммуникативных способностей
Компонент
Критерии
Задания диагностической методики
Когнитивный компонент
Наличие коммуникативных знаний, отвечающих возрастным особенностям
Методика А. В. Чулковой - диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста: речевые ситуации и разговор по телефону
Способность решать конфликты, зная и используя адекватные методы
Проективная методика (О. М. Дьяченко)
«Игровая комната»
Поведенческий компонент
Способность привлечь внимание собеседника, начать, поддержать и завершить беседу
Методика А. В. Чулковой -диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста: речевые ситуации и разговор по телефону_
Способность использовать вербальные и невербальные средства общения
Методика А. В. Чулковой -диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста: речевые ситуации и разговор по телефону_
Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других_
Проективная методика «Игровая комната» (О. М. Дьяченко)
Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать
Проективная методика «Игровая комната» (О. М. Дьяченко)
Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова): блок вопросов «Коммуникативные действия и умения»
Эмоциональный компонент
Мотивация к коммуникативной деятельности
Методика А. В. Чулковой -диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста: речевые ситуации и разговор по телефону_
Способность проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику_
Проективная методика «Игровая комната» (О. М. Дьяченко)
Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова): блок вопросов «Коммуникативные качества личности»
Личностные особенности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности
Методика «Необитаемый остров» (О. В. Дыбина)
Таким образом, анализ полученного материала позволяет сделать вывод о том, что уровень развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста данных групп нуждается в увеличении. Актуальные методы работы (беседы, игры, игровые упражнения) имеют свой результат по развитию способностей привлечь внимание собеседника, замечать его эмоциональное состояние, проявлять уважение и отзывчивость, помогать партнеру в беседе.
Рис. 1. Уровень развития коммуникативных способностей детей на констатирующем этапе эксперимента
Способности использовать вербальные и невербальные средства общения, а также начинать, поддерживать и завершать беседу, соответствующие поведенческому компоненту, проявились у большинства детей оптимально возрасту. При этом многие дети обладают недостаточным объемом коммуникативных знаний, предусмотренных программой для данного возраста, неспособны адекватно решать конфликты, а значит, особое внимание нужно уделить развитию когнитивного компонента их коммуникативных способностей. Часть детей имеет низкий уровень мотивации к коммуникативной деятельности и не проявляет себя как активные субъекты коммуникативной деятельности, что демонстрирует недостаточную развитость эмоционального компонента. Необходимо проводить групповую и индивидуальную работу, особенно с детьми, показавшими исходный уровень по нескольким компонентам, и детьми, которые обладают нормативным уровнем, по развитию коммуникативных способностей на специальных занятиях и в процессе самостоятельной деятельности детей для улучшения показателей. Возможно, использование обучающего потенциала Lego-конструирования позволит улучшить показатели развития коммуникативных способностей детей.
Во второй части эмпирического исследования был проведен формирующий этап эксперимента. Его цель - экспериментально апробировать организационно-педагогические условия развития коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования. На этом этапе нами была проведена работа по развитию коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования. Работа проводилась с 20 детьми экспериментальной группы.
Для реализации формирующего этапа эксперимента нами была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных способностей детей 6-7 лет в процессе Lego-конструирования «Lego-город».
Цель программы «Lego-город» включает в себя непосредственно свое техническое направление (продолжать учить детей основам конструирования и элементарного программирования на основе конструктора Lego) и общее развитие детей (развитие коммуникативных способностей).
Задачи программы, связанные с развитием коммуникативных способностей:
- продолжать учить детей рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы;
- продолжать формировать коммуникативные представления детей (способы и особенности общения);
- совершенствовать умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- развивать у детей умения вести диалог, участвовать в беседе;
- совершенствовать коммуникативные способности детей при работе в паре, в подгруппе, в группе.
В содержании работы по программе «Lego-город» развитие коммуникативных способностей реализуется в ходе занятий, которые проводятся в занимательной игровой форме. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют участию детей в диалогах, формированию умения высказывать свою точку зрения, развитию умения доброжелательно общаться друг с другом, формированию потребности делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками. Каждый этап занятия обладает потенциалом для развития того или иного компонента коммуникативных способностей, который максимально раскрывается педагогом с учетом этих возможностей благодаря тщательно подобранным формам, методам и приемам, средствам, используемым в работе с детьми.
Наиболее эффективными методами и приемами развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации программы «Lego-город» являются:
- коммуникативные игры и упражнения (например, игра «Бывает - не бывает», упражнение «Я начну, а вы продолжите»);
- решение проблемных ситуаций (наиболее удачно была реализована при рассматривании фотографий автомобилей и обсуждении вопроса «От чего зависит скорость автомобиля?»);
- познавательная беседа, включающая сообщение познавательных сведений, рассматривание иллюстраций, схем, чертежей, просмотр видеофрагментов по теме;
- рассказы из личного опыта, которыми дети часто делились во время конструирования или представления готовой модели;
- практическая работа по конструированию, в ходе которой дети помогали друг другу, часто обменивались мнениями, возникали и спорные ситуации, решение которых развивало способность выходить из конфликта, зная и используя адекватные методы;
- обыгрывание готовых моделей (особенно интересно в начале курса прошел этот этап на занятии «Жители города», где дети смогли немногословно рассказать о своей работе, а ответы на вопросы педагога помогли включить их в диалог).
Планируемые результаты по программе «Lego-город», связанные с развитием коммуникативных способностей:
- Знают: способы и особенности общения со взрослыми и сверстниками.
- Умеют: рассказывать о модели, ее составных частях, принципе построения и работы, излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; вести диалог, участвовать в беседе.
- Владеют: коммуникативными способностями при работе в паре, в подгруппе, в группе; способностью к сотрудничеству в рамках совместной деятельности в паре, в
подгруппе, в группе, навыками эффективного общения в процессе решения творческих задач, умением преодолевать трудности в ходе командной работы; навыками публичного выступления при презентации модели.
Формы контроля достижения результатов и оценочные материалы для них также подразумевают оценку двух направлений: тестирование и практическое задание для диагностики результатов, связанных с конструированием и программированием на основе Lego, и диагностику коммуникативных способностей, включающую четыре методики, определенные в диагностическом инструментарии исследования в целом.
Далее программа «Lego-город» была апробирована с детьми экспериментальной группы на протяжении 24 занятий.
В третьей, заключительной, части экспериментальной работы нами был проведен контрольный этап эксперимента. Его целью стало выяснение динамики уровня развития коммуникативных способностей детей 6-7 лет после проведения формирующего этапа с детьми экспериментальной группы с использованием программы «Lego-город».
Методики проводились в таком же порядке. Педагоги вновь оценивали коммуникативные качества, действия и умения детей на основе их наблюдений за деятельностью детей в режимных моментах дня. Результаты их анкетирования сопоставлялись с результатами диагностик, проводимых непосредственно с детьми. Результаты контрольного этапа эксперимента представлены на рис. 2.
Уровень развития коммуникативных способностей (контрольный этап)
Количество 100
детей до
ЭГ исходный ЭГ нормативный ЭГ продвинутый КГ исходный КГ нормативный КГ продвинутый
Уровень
■ К општнвный компонент ■ Пов еденческнй компонент ■ Эмоциональный компонент
Рис. 2. Уровень развития коммуникативных способностей детей на контрольном этапе эксперимента
Мы видим, что в экспериментальной группе за исключением одного человека, который не в полном объеме освоил курс «Lego-roрод», у четырех детей исходный уровень сменился на нормативный. Более чем в три раза выросло число воспитанников с продвинутым уровнем развития коммуникативных способностей, в то время как в контрольной группе - только у двух человек.
Результаты, полученные на этапе контрольного эксперимента, показывают, что работа в ходе формирующего эксперимента была успешна. Нами были подобраны верные методы и приемы, которые использовались для развития коммуникативных способностей детей в процессе Lego-конструирования. Играя с конструктором, дети на разных
этапах упражнялись в выстраивании коммуникации между собой и с педагогом. В итоге уровень их коммуникативных способностей по многим показателям значительно вырос по сравнению с констатирующим экспериментом и в сравнении с контрольной группой, где работа проводилась с применением стандартных методов и приемов работы.
Для определения достоверности полученных результатов мы воспользовались методом математической статистики - С-критерием знаков. Данный метод позволяет определить, случайны ли полученные изменения или они являются следствием влияния целенаправленных условий. Попарно сравнив значения итогового уровня развития коммуникативных способностей, полученные экспериментальной группой, отбросили нулевые сдвиги из рассмотрения, получили данные, представленные в табл. 3.
Таблица 3
Результаты применения метода математической статистики -
С-критерия знаков
Общее число значений -11 «Отрицательные» сдвиги - 0 «Положительные» сдвиги -11
для p < 0,05 Gэмп = 0 к р = 2
для p < 0,01 Gэмп = 0 вкр = 1
Делаем вывод, что Gэмп < GKp. Следовательно, экспериментальная гипотеза подтверждается: преобладание сдвига в сторону увеличения уровня развития коммуникативных способностей является достоверным. Результаты, полученные в практической части исследования с экспериментальной группой детей, являются не случайными, а закономерными.
Проведя опытно-экспериментальную работу по развитию коммуникативных способностей детей 6-7 лет, мы доказали, что выделенные нами организационно-педагогические условия верны и эффективны в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Заключение / Conclusion
В исследовании был проведен анализ проблемы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. На теоретическом и эмпирическом уровнях был рассмотрен процесс развития коммуникативных способностей дошкольников в условиях дополнительного образования в детской образовательной организации.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы и исследований позволило выявить отсутствие единого понимания, а следовательно, актуальность уточнения составляющих компонентов, определяющих критериев и показателей коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативные способности являются общими способностями, которые определяют успешность коммуникативной деятельности личности. В исследовании раскрыто содержание компонентов коммуникативных способностей детей 6-7 лет, установлены соответствующие им критерии и показатели, включающие знания, умения, способности, личностные особенности в коммуникативной сфере.
Анализируя данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, мы пришли к выводу, что разработанный нами комплекс занятий программы, использованный совместно с остальными методами и с соблюдением организационно-педагогических условий, является эффективным рабочим инструментом для повышения уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
Полученные результаты проведенного исследования, на наш взгляд, являются стимулом для дальнейшей работы по внедрению в деятельность педагога современной дошкольной образовательной организации эффективных программ, условий, методов, приемов и средств по развитию коммуникативных способностей дошкольников. Перспективой исследования считаем поиск возможностей включения семей воспитанников в решение проблемы развития этих способностей.
Ссылки на источники / References
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Университетская книга: Логос, 2007. - 384 с.
2. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева. - М.; Л., 1948. - С. 4-15.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1998. - 314 с.
4. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. -С. 361-373.
5. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. - М.: Педагогика, 1974. - 288 с.
6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. - М.: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 384 с.
7. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
8. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А. Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 216 с.
9. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
10. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Лига-пресс, 2016. - 334 с.
11. Лисина М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М.: Академия, 2012. - 270 с.
12. Репина Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. - М.: Проспект, 2012. - 188 с.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
14. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П. и др. Восприятие и действие. - М.: Просвещение, 1967. - 324 с.
15. Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев: Издательство «Штиинца», 1987. - 383 с.
16. Словарь синонимов русского языка. Около 11 000 синонимических рядов: практ. справ. / З. Е. Александрова. -10-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1999. - 493 с.
17. Лисина М. И. Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 2013. - 215 с.
18. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 178 с.
19. Кидрон A. A. Коммуникативная способность и ее совершенствование: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1981. - 19 с.
20. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. -С. 26-36.
21. Кулигина Е. А., Кислякова, Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 54-63.
22. Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 11. - С. 73-78.
23. Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Волгоград, 2001. - 23 с.
24. Галич Г. О. Обучение в школе как фактор развития коммуникативной компетентности детей и подростков // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2008. - № 11. - С. 124-128.
25. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 189 с.
26. Петрушин С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе. - М., 2000. - 256 с.
27. Савенков А. И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема // Педагогика. - 2000. -№ 10. - С. 87-94.
28. Программа воспитания и обучения в детском саду / отв. ред. М. А. Васильева. - М.: Просвещение, 1985. - 174 с.
29. Ботух А. И., Фортыгина С. Н. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по лего-конструированию // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.: в 6 ч. / под ред. А. Л. Сукиасяна. - Уфа, 2016. - Ч. 3. - С. 30-32. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=27532167.
30. Емельянова И. Е. Педагогическая стратегия и тактика развития одаренности детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - Челябинск, 2012. - 394 с.
31. Максаева Ю. А. Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Челябинск, 2014. - 184 с.
32. Загиева Г. Ф. Использование конструкторов LEGO в педагогической деятельности воспитателя в ДОО // Инновационная наука. - 2021. - № 6. - С. 172-173.
33. LEGO-конструирование как средство всестороннего развития дошкольников / А. О. Лесных, Е. С. Кривоше-енко, Э. Э. Гуженко, Е. С. Горожанкина // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. - Чебоксары, 2019. - С. 213-216.
34. Щербенева Т. С. LEGO-конструирование в детском саду // Современная образовательная среда: теория и практика. - Чебоксары, 2018. - С. 136-139.
35. Тюльникова И. Н., Медведева Е. Ю. Использование лего-технологий в развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 246-249.
36. Петелина Д. Ю. Lеgо-технология как средство развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями // Актуальные проблемы образования в период детства: материалы Всерос. студ. науч.-метод. конф., Екатеринбург, 22 апреля 2021 года. - Н. Тагил; Екатеринбург: [б.и.], 2021. - С. 63-67.
37. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учеб. программа / Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин. - 2-е изд., стереотип. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, - 2019. - 112 с.: ил.
38. НАУСТИМ - цифровая интерактивная среда: парциальная образовательная программа для детей от 5 до 11 лет / О. А. Поваляев, Г. В. Глушкова, Н. А. Иванова, Е. В. Сарфанова, С. И. Мусиенко. - М.: Де'Либри, 2020. - 68 с.: ил.
39. Squiers J., Bricker J. D. An Activity-Based Approach to Developing Young Children's Social Emotional Competence. -Baltimor, 2006. - P. 496.
40. Osipov M. V., Shershneva, V. A. Diagnostics of formation of metacompetence of the subject of educational activity // Perspektivy nauki i obrazovania [Perspectives of Science and Education]. - 2020. - 45(3). - Р. 52-64. - URL: https://pnojournal.wordpress.com/2020/07/12/osipov-shershneva/ DOI: 10.32744/pse.2020.3.4.
41. Zarechnaya A. A. Features of Development of Communicative Competence in Children with Mental Retardation // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological-Educational Studies]. - 2018. - 10. - № 1. - Р. 32-41. -URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2018/n1/Zarechnaya.shtml. DOI: 10.17759/ psyedu.2018100104.
42. Kuftyak E. V., Odintsova M. S. Study of the Communicative Abilities of Pre-School Children with Severe Speech Impairments // Clinical Psychology and Special Education. - 2018. - Vol. 7. - № 2. - Р. 70-82.
43. Gryaznova A. N., Vasina V. V. Assessment of the Formation of Communication Skills Using VB-MAPP in Preschool Children with ASD // Autizm i narusheniya razvitiya = Autism and Developmental Disorders. - 2020. - Vol. 18. -№ 4. - P. 23-32. - URL: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180403.
44. Чулкова А. В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста. - Волгоград: Перемена, 2003. - 168 с.
45. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128 с.
46. Дыбина О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: пособие для воспитателей и учителей начальных классов. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 64 c.
47. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
1. Zimnyaya, I. A. (2007). Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]: ucheb. dlya vuzov, Izd. 2-e, dop., ispr. i pererab, Universitetskaya kniga, Logos, Moscow, 384 p. (in Russian).
2. Leont'ev, A. N. (1948). "Psihicheskoe razvitie rebenka v doshkol'nom vozraste" [Mental development of a child in preschool age], in Leont'ev, A. N. (ed.). Voprosy psihologii rebenka doshkol'nogo vozrasta, Leningrad, Moscow, pp. 4-15 (in Russian).
3. Rubinshtejn, S. L. (1998). Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of General Psychology]: v 2 t, Pedagogika, Moscow, 314 p. (in Russian).
4. Bahtin, M. M. (1979). "K metodologii gumanitarnyh nauk" [To the issue of the Humanities methodology], Estetika slovesnogo tvorchestva, Iskusstvo, Moscow, pp. 361-373 (in Russian).
5. Zaporozhec, A. V., & Lisina, M. I. (1974). Razvitie obshcheniya u doshkol'nikov [The development of communication in preschoolers], Pedagogika, Moscow, 288 p. (in Russian).
6. Lisina, M. I. (1997). Obshchenie, lichnost' i psihika rebenka [Communication, personality and psyche of the child], Izd-vo Institut prakticheskoj psihologii, NPO MODEK, Voronezh, Moscow, 384 p. (in Russian).
7. Mudrik, A. V. (1986). Uchitel': masterstvo i vdohnovenie [Teacher: skill and inspiration], Prosveshchenie, Moscow, 160 p. (in Russian).
8. Ruzskaya, A. G. (ed.) (1989). Razvitie obshcheniya doshkol'nikov so sverstnikami [Development of communication among peers preschoolers], Pedagogika, Moscow, 216 p. (in Russian).
9. Andreeva, G. M. (2005). Social'naya psihologiya [Social Psychology] :ucheb. posobie dlya vuzov, Aspekt Press, Moscow, 302 p. (in Russian).
10. Andreeva, G. M. (2016). Social'naya psihologiya [Social Psychology], Liga-press, Moscow, 334 p. (in Russian).
11. Lisina, M. I. (2012). Obshchenie i ego vliyanie na razvitie psihiki doshkol'nika [Communication and its influence on the development of the psyche of a preschooler], Akademiya, Moscow, 270 p. (in Russian).
12. Repina, T. A. (2012). Deyatel'nost' i vzaimootnosheniya doshkol'nikov [Activities and relationships of preschoolers], Prospekt, Moscow, 188 p. (in Russian).
13. Vygotskij, L. S. (1999). Myshlenie i rech' [Thinking and speech], Labirint, Moscow, 352 p. (in Russian).
14. Zaporozhec, A. V., Venger, L. A., Zinchenko, V. P. et al. (1967). Vospriyatie i dejstvie [Perception and action], Pros-veshchenie, Moscow, 324 p. (in Russian).
15. Lisina, M. I., & Kapchelya, G. I. (1987). Obshchenie so vzroslymi i psihologicheskaya podgotovka detej k shkole [Communication with adults and psychological preparation of children for school], Izdatel'stvo "Shtiinca", Kishenev, 383 p. (in Russian).
16. Aleksandrova, Z. E. (1999). Slovar' sinonimov russkogo yazyka [Dictionary of synonyms of the Russian language] Okolo 11 000sinonimicheskih ryadov: prakt. sprav., 10-e izd., ster, Rus. yaz., Moscow, 493 p. (in Russian).
17. Lisina, M. I. (2013). Razvitie obshcheniya doshkol'nikov so sverstnikami [Development of communication among peers preschoolers], Pedagogika, Moscow, 215 p. (in Russian).
18. Repina, T. A. (1988). Social'no-psihologicheskaya harakteristika gruppy detskogo sada [Socio-psychological characteristics of the kindergarten group], Pedagogika, Moscow, 178 p. (in Russian).
19. Kidron, A. A. (1981). Kommunikativnaya sposobnost' i ee sovershenstvovanie [Communication ability and its improvement]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Leningrad, 19 p. (in Russian).
20. Dubina, L. (2005). "Razvitie u detej kommunikativnyh sposobnostej" [Development of communication skills in children], Doshkol'noe vospitanie, № 10, pp. 26-36 (in Russian).
21. Kuligina, E. A., & Kislyakova, E. V. (2010). "Kommunikativnye sposobnosti doshkol'nikov kak faktor social'noj adap-tacii" [Communicative abilities of preschool children as a factor of social adaptation], Doshkol'noe vospitanie, № 5, pp. 54-63 (in Russian).
22. Kravcova, E., & Purtova, T. (1995). "Uchite detej obshchat'sya" [Teach kids how to communicate], Doshkol'noe vospitanie, № 11, pp. 73-78 (in Russian).
23. Alifanova, E. M. (2001). Formirovanie kommunikativnoj kompetencii detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta sredstvami teatralizovannyh igr [Building the communicative competence of preschool and primary school age children by means of theatrical games]: avtoref. dis.... kand. psihol. nauk, Volgograd, 23 p. (in Russian).
24. Galich, G. O. (2008). "Obuchenie v shkole kak faktor razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti detej i podrostkov" [Learning at school as a factor in the development of communicative competence of children and adolescents], Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo, № 11, pp. 124-128 (in Russian).
25. Kolominskij, Ya. L., & Pan'ko, E. A. (1988). Uchitelyu o psihologii detej shestiletnego vozrasta [To the teacher about the psychology of six-year-old children], Prosveshchenie, Moscow, 189 p. (in Russian).
26. Petrushin, S. V. (2000). Psihologicheskij trening v mnogochislennoj gruppe [Psychological training in a large group], Moscow, 256 p. (in Russian).
27. Savenkov, A. I. (2000). "Diagnostika detskoj odarennosti kak pedagogicheskaya problema" [Diagnostics of children's giftedness as a pedagogical problem], Pedagogika, № 10, pp. 87-94 (in Russian).
28. Vasil'eva, M. A. (ed.) (1985). Programma vospitaniya i obucheniya v detskom sadu [The program of education and training in kindergarten], Prosveshchenie, Moscow, 174 p. (in Russian).
29. Botuh, A. I., & Fortygina, S. N. (2016). "Razvitie social'no-kommunikativnyh navykov u detej doshkol'nogo vozrasta na zanyatiyah po lego-konstruirovaniyu" [Development of social and communicative skills in preschool children in construction classes with the use of Lego sets], in Sukiasyan, A. L. (ed.). Intellektual'nyj i nauchnyj potencial XXI veka: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 6 ch., Ufa, ch. 3, pp. 30-32. Available at: http://eli-brary.ru/item.asp?id=27532167 (in Russian).
30. Emel'yanova, I. E. (2012). Pedagogicheskaya strategiya i taktika razvitiya odarennosti detej doshkol'nogo vozrasta [Pedagogical strategy and tactics of giftedness development among preschool children]: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.02, Chelyabinsk, 394 p. (in Russian).
31. Maksaeva, Yu. A. (2014). Razvitie odarennosti detej doshkol'nogo vozrasta sredstvami legokonstruirovaniya [Development of the giftedness among preschool children by means of Lego sets]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02, Chelyabinsk, 184 p. (in Russian).
32. Zagieva, G. F. (2021). "Ispol'zovanie konstruktorov LEGO v pedagogicheskoj deyatel'nosti vospitatelya v DOO" [The use of LEGO sets in the pedagogical activity of the educator in the preschool organization], Innovacionnaya nauka, № 6, pp. 172-173 (in Russian).
33. Lesnyh, A. O., Krivosheenko, E. S., Guzhenko, E. E., Gorozhankina, E. S. (2019). "LEGO-konstruirovanie kak sredstvo vses-toronnego razvitiya doshkol'nikov" [The use of LEGO sets as a means of comprehensive development of preschoolers], Pedagogicheskoe masterstvo isovremennyepedagogicheskie tekhnologii, Cheboksary, pp. 213-216 (in Russian).
34. Shcherbeneva, T. S. (2018). "LEGO-konstruirovanie v detskom sadu" [The use of LEGO construction sets in kindergarten], Sovremennaya obrazovatel'naya sreda: teoriya ipraktika, Cheboksary, pp. 136-139 (in Russian).
35. Tyul'nikova, I. N., & Medvedeva, E. Yu. (2021). "Ispol'zovanie lego-tekhnologij v razvitie svyaznoj rechi detej doshkol'nogo vozrasta s ONR" [The use of Lego technologies in the development of coherent speech of preschool children with health disorders], Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, № 70-2, pp. 246-249 (in Russian).
36. Petelina, D. Yu. (2021). "Lego-tekhnologiya kak sredstvo razvitiya svyaznoj rechi u doshkol'nikov s rechevymi narusheniyami" [Lego technology as a means of developing coherent speech in preschoolers with speech disorders], Aktual'nye problemy obrazovaniya v period detstva: materialy Vseros. stud. nauch.-metod. konf., Ekaterinburg, 22 aprelya 2021 goda, Ekaterinburg, N. Tagil, pp. 63-67 (in Russian).
37. Volosovec, T. V., Markova, V. A., & Averin, S. A. (2019). STEM-obrazovanie detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. Parcial'naya modul'naya programma razvitiya intellektual'nyh sposobnostej v processe poz-navatel'noj deyatel'nosti i vovlecheniya v nauchno-tekhnicheskoe tvorchestvo [STEM education for children of preschool and primary school age. Partial modular program for the development of intellectual abilities in the process of cognitive activity and involvement in scientific and technical creativity]: ucheb. programma, 2-e izd., stereotip, BINOM. Laboratoriya znanij, Moscow, 112 p.: il. (in Russian).
38. Povalyaev, O. A. et al. (2020). NAUSTIM - cifrovaya interaktivnaya sreda: parcial'naya obrazovatel'naya programma dlya detej ot 5 do 11 let [NAUSTIM - digital interactive environment: partial educational program for children from 5 to 11 years old], De'Libri, Moscow, 68 p.: il. (in Russian).
39. Squiers, J., & Bricker, J. D. (2006). An Activity-Based Approach to Developing Young Children's Social Emotional Competence, Baltimor, p. 496 (in English).
40. Osipov, M. V., & Shershneva, V. A. (2020). "Diagnostics of formation of metacompetence of the subject of educational activity", Perspektivy nauki i obrazovania [Perspectives of Science and Education], 45(3), pp. 52-64. Available at: https://pnojournal.wordpress.com/2020/07/12/osipov-shershneva/ DOI: 10.32744/pse.2020.3.4 (in English).
41. Zarechnaya, A. A. (2018). "Features of Development of Communicative Competence in Children with Mental Retardation", Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological-Educational Studies], 10, № 1, pp. 32-41. Available at: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2018/n1/Zarechnaya.shtml. DOI: 10.17759/ psyedu.2018100104 (in Russian, abstr. in English).
42. Kuftyak, E. V., & Odintsova, M. S. (2018). "Study of the Communicative Abilities of Pre-School Children with Severe Speech Impairments", Clinical Psychology and Special Education, vol. 7, № 2, pp. 70-82 (in English).
43. Gryaznova, A. N., & Vasina, V. V. (2020). "Assessment of the Formation of Communication Skills Using VB-MAPP in Preschool Children with ASD", Autizm i narusheniya razvitiya = Autism and Developmental Disorders, vol. 18, № 4, pp. 23-32. Available at: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180403 (in Russian).
44. Chulkova, A. V. (2003). Metodika formirovaniya dialogicheskoj rechi u detej doshkol'nogo vozrasta [Methodology for the development of dialogic speech in preschool children], Peremena, Volgograd, 168 p. (in Russian).
45. D'yachenko, O. M., & Lavrent'eva, T. V. (1984). Psihicheskoe razvitie doshkol'nikov [Mental development of preschoolers], Pedagogika, Moscow, 128 p. (in Russian).
46. Dybina, O. V. (2010). Pedagogicheskaya diagnostika kompetentnostej doshkol'nikov [Pedagogical diagnostics of preschoolers' competences]: posobie dlya vospitatelej i uchitelej nachal'nyh klassov, Mozaika-Sintez, Moscow, 64 p. (in Russian).
47. Shchetinina, A. M. (2000). Diagnostika social'nogo razvitiya rebenka [Diagnostics of the child's social development]: ucheb.-metod. posobie, NovGU im. Yaroslava Mudrogo, Velikij Novgorod, 88 p. (in Russian).
Вклад авторов
Т. П. Башлачёва - анализ нормативных документов, программ, психолого-педагогических исследований по теме, проведение экспериментальной работы для получения эмпирических данных.
С. В. Савинова - систематизирована и структурирована информация, полученная в ходе экспериментального исследования, сформулированы выводы и значимость проведенного исследования.
Contribution of the authors
T. P. Bashlacheva - analysis of regulatory documents, programs, psychological and pedagogical research works on the topic, conducting experimental work to obtain empirical data.
S. V. Savinova - systematized and structured the information obtained in the course of the experimental study, formulated the conclusions and significance of the study.