УДК 37.013
DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-4-491 -499
Коммуникативная культура старших дошкольников:
компоненты, критерии, показатели
Г. Р. Халимдарова
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Российская Федерация
Аннотация. Введение. В статье представлен опыт изучения коммуникативной культуры старших дошкольников. Отмечена значимость формирования коммуникативной культуры в дошкольном возрасте. Цель исследования: оценка уровня сформированности коммуникативной культуры старших дошкольников с учетом компетенциарного, эмоционально-ценностного, поведенческого и рефлексивного компонентов. Материалы и методы исследования. Исследованы различные подходы к формулированию понятия «коммуникативная культура», сформулировано определение, которое включает основные компоненты исследуемого объекта. Выдвинуто предположение о значимости предпосылок коммуникативной рефлексивности в процессе формирования коммуникативной культуры личности. Проанализированы различные точки зрения на характер рефлексии ребенка старшего дошкольного возраста. Описаны особенности проведения пробно-поискового исследования, позволяющего оценить уровень сформиро-ванности коммуникативной культуры старших дошкольников по выделенным компонентам на небольшой выборке. Результаты исследования. В ходе проведенного исследования выяснилось, что у большинства детей старшего дошкольного возраста присутствует ряд признаков, свидетельствующих о проблемах формирования коммуникативной культуры. Многие дети имеют сложности с вхождением в контакт и поддержанием диалога, не способны самостоятельно решать конфликтные ситуации, выстраивать гармоничные отношения с другими и самим собой. Это может существенно повлиять на поведение дошкольника во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, а также его психологическое самочувствие. Выводы. Данные, полученные в ходе нашей работы, показывают необходимость проведения дальнейшей работы по формированию коммуникативной культуры среди старших дошкольников. Необходимы дальнейшие исследования с целью более масштабного изучения предпосылок рефлексивности в структуре коммуникативной культуры личности старшего дошкольника.
Ключевые слова: коммуникативная культура, компоненты коммуникативной культуры, общение, культура личности, рефлексивность
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Халимдарова Г. Р. Коммуникативная культура старших дошкольников: компоненты, критерии, показатели // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 4. С. 491-499. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-491-499
Communicative culture of senior preschoolers:
components, criteria, indicators G. R. Khalimdarova
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russian Federation
Abstract. Introduction. The article presents the experience of studying the communicative culture of older preschoolers. The importance of the formation of communicative culture in preschool age is noted. The purpose of the study is to assess the level of formation of the communicative culture of older preschoolers, taking into account the competent, emotional-value, behavioral and reflexive components. Materials and methods of research. Various approaches to the formulation of the concept of "communicative culture" are investigated, a definition is formulated that includes the main components of the object under study. The assumption is made about the importance of the prerequisites of communicative reflexivity in the process of formation of the communicative culture of the individual. Various points of view on the nature of reflection of a child of senior preschool age are analyzed. The features of conducting a trial and search study are described, which allows assessing the level of formation of the communicative culture of older preschoolers by the selected components in a small sample. The results of the study. In the course of the study, it turned out that the majority of older
preschool children have a number of signs indicating problems in the formation of a communicative culture. Many children have difficulties with getting in touch and maintaining a dialogue, are not able to independently resolve conflict situations, build harmonious relationships with others and themselves. This can significantly affect the behavior of a preschooler in relationships with peers and adults, as well as his psychological well-being. Conclusions. The data obtained during the study show the need for further work on the formation of a communicative culture among older preschoolers. Further research is needed to study the prerequisites of reflexivity in the structure of the communicative culture of the personality of an older preschooler.
Keywords: communicative culture, communication, components of communicative culture, personality culture, reflection
The author declares no conflict of interest.
For citation: Khalimdarova. G. R. Communicative culture of senior preschoolers: components, criteria, indicators. Vestnik of the Mari State University, 2022, vol. 16, no. 4, pp. 491-499. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-491-499
Введение
Одной из ключевых особенностей современного этапа развития общества по праву можно считать обилие информационных связей, происходящих между людьми. Коммуникативный потенциал личности становится не только значимым преимуществом человека в сфере общения, но и качеством, без которого невозможно представить функционирование человека в обществе.
Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, психические процессы свойственные человеку, формируются посредством усвоения языка, который в свою очередь выступает одновременно продуктом культуры и источником ее обогащения [2]. Коммуникативная культура по своей сущности выступает компонентом общей культуры человека, объединяющим в себе коммуникативные компетенции личности и существенный пласт культурных характеристик, которые отражают уровень развития цивилизации.
Особенную значимость формирование коммуникативной культуры приобретает в дошкольном возрасте, так как этот возрастной период является особенно благоприятным для формирования коммуникативных установок и стереотипов личности. Ребенок дошкольного возраста ориентирует свое общение на взрослых и на сверстников по-разному, однако обе эти формы необходимы для формирования правильных представлений о коммуникации в обществе. Ввиду невозможности реализовать все свои потребности самостоятельно, ребенок обращается за помощью к взрослому. В результате
ребенок усваивает социокультурный опыт, языковые традиции и особенности, принятые в данной среде.
Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования диктуют необходимость воспитания такого уровня коммуникативной культуры, при котором дошкольник самостоятельно способен решать конфликтные ситуации, договариваться о совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства для выражения своих чувств и желаний, учитывая интересы и чувства других1.
Цель исследования - оценка уровня сформи-рованности коммуникативной культуры старших дошкольников с учетом компетенциарного, эмоционально-ценностного, поведенческого и рефлексивного компонентов.
Методы и материалы исследования
Как было отмечено выше, коммуникативная культура личности является комплексным, многоплановым явлением. Это необходимо учитывать при оценке уровня ее сформированности, подбирая диагностический аппарат таким образом, чтобы при всем многообразии критериев наиболее точно отразить сущность и наиболее значимые характеристики. Анализ литературных источников показал большое количество
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
подходов к определению понятия «коммуникативная культура».
Л. А. Введенская и Л. Г. Павлова1 определяла коммуникативную культуру как систему сложившихся знаний о языке, а также уровень овладения устной и письменной речью личностью.
О. В. Мележик определяет коммуникативную культуру как базовый компонент культуры личности, выступающий гарантом гармоничных отношений с другими людьми и самим собой [5].
Е. Н. Стрельчук анализирует понятия «коммуникативная культура» и «культура речевого общения» и, несмотря на различие к определению этих понятий, также делает вывод о значимости коммуникативной культуры личности, как основополагающего компонента общей культуры [9].
Н. В. Хизгяева определяет ее традиционно для отечественных психологов, через совокупность знаний, умений и навыков общения, определяющих качество общения человека с окружающими людьми [10].
Ф. М. Сулейманова, Л. Б. Абдуллина и Ю. Р. Садыкова подчеркивают, что культура общения не является врожденным качеством и включает в себя знания, навыки и умения, связанные с речевой коммуникацией [7].
О. Л. Леханова и О. А. Глухова отмечают, что низкий уровень коммуникативных умений дошкольника может привести к нарушению познавательной и мотивационной сферы. Они также выделяют важнейшие компоненты в структуре коммуникативной культуры старшего дошкольника: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [4].
Обобщая данные определения, можно предположить, что коммуникативная культура старших дошкольников - это компонент общей культуры личности, который заключается в приобретении коммуникативных компетенции (языковых умений, знаний, способностей) и освоении культурных характеристик (правил, норм, ценностей, традиций), обеспечивающий успешность коммуникации личности, результатом которой является решение коммуникативных задач дошкольника в ситуациях общения со взрослыми и сверстниками. Одним из ключевых
1 Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 12-е, стер. Ростов-на-Дону : Феникс, 2012.
компонентов коммуникативной культуры являются предпосылки коммуникативной рефлексивности старших дошкольников.
Рефлексивность - это способность индивида к самопознанию, а также адекватной оценке собственных знаний, умений, навыков, способностей и поступков, соотнесения своего поведения с поведением других индивидов, а также нормами, принятыми в обществе. Рефлексия считается фундаментальной способностью сознательной формы психики. Л. С. Выготский отмечал, что возникновение рефлексии является мощным толчком для формирования у личности способности к саморазвитию [2].
Существует несколько мнений о возрасте, которому свойственно возникновение рефлексии как психического процесса. Некоторые ученые связывают появление процесса рефлексии с развитием мышления и речи, другие считают, что как новообразование личности оно возможно только в подростковом возрасте [6]. С точки зрения Л. С. Выготского, в предшкольном возрасте ребенок способен регулировать собственное поведение через отношение к себе и своим возможностям, а также планировать свои действия и выполнять их в соответствии с внутренним планом [2]. Этот факт можно рассматривать как способность ребенка к оценке своих мыслей и суждений с учетом поставленной задачи в процессе деятельности.
Б. Г. Ананьев не указывал возрастные рамки появления рефлексии в личности ребенка, однако, связывал ее появление со способностью ребенка выделять себя в качестве субъекта собственной деятельности [1].
Н. В. Дорофеева отмечала, что зачатки рефлексии у ребенка присутствуют с первых лет жизни. В своем исследовании она пишет, что «эти формы обусловлены определенной степенью взаимоотношений с внешним миром и соответствующими моментами физического и психического развития». Однако как целостное образование оно формируется в младшем школьном возрасте [3].
Г. А. Цукерман, исследуя возможность освоения шестилетними детьми учебной деятельности, провела эксперимент, который продемонстрировал значимость взаимодействия ребенка со сверстниками с целью наиболее эффективного формирования рефлексии [12].
В. И. Слободчиков1 подчеркивал, что одним из контекстов, в котором рассматривается процесс рефлексии, является процесс «коммуникации» и «кооперации», при котором определяются причины интеграции действий людей и способы кооперации, часто происходящие в процессе решения коллективных проблем. Изучая категорию субъективности, В. И. Слободчи-ков установил, что она является своего рода предпосылкой к рефлексивности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о значимости выделения в структуре коммуникативной культуру старшего дошкольника предпосылок для развития коммуникативной рефлексивности.
С учетом сформулированного нами определения коммуникативной культуры можно выделить основные компоненты, критерии и показатели, согласно которым целесообразно провести анализ коммуникативной культуры.
Основными компонентами коммуникативной культуры являются:
1) компетенциарный компонент,
2) эмоционально-ценностный компонент,
3) поведенческий компонент,
4) рефлексивный компонент.
В соответствии с выделенными компонентами, критерии и показатели сформированности коммуникативной культуры представлены в (табл.1).
Таблица / Table
Критерии и показатели коммуникативной культуры старших дошкольников / Criteria and indicators of the communicative culture of senior preschooler
критерии / criteria показатели сформированности / formation indicators
компетенциарный компонент
- владение коммуникативными компетенциями - дошкольник имеет широкие представления о системе языка, понимает взаимосвязь между компонентами этой системы. Правильно использует лексико-грамматические категории, соблюдает орфоэпические нормы языка, - дошкольник знает и умеет использовать в зависимости от коммуникативной ситуации и задачи формы речевого этикета, правила вежливого общения и поведения, - дошкольник знает особенности национальной культуры, императивов, традиций, и стремится выполнять связанные с ними коммуникативные ритуалы
эмоционально-ценностный компонент
- сформированность личностного типа отношения к сверстнику - преобладание чувства «общности» над обособленным, конкурентным отношением к сверстнику (понятие Е О. Смирновой) [8], - способность к эмпатии, сопереживанию, способность поставить себя на место другого, проявлять внимание к сверстнику, способность услышать и понять другого
поведенческий компонент
- способность к сотрудничеству и организации общей деятельности - умение правильно выбирать невербальные средства общения в соответствии с коммуникативной ситуацией или задачей, - способность планировать, организовывать и оценивать общую деятельность, - способность работать в команде, уметь отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнение окружающих, конструктивно решать конфликтные ситуации, искать компромиссные решения, получать удовольствие от совместной работы и общего результата
рефлексивный компонент
- адекватная оценка себя как субъекта общения - дошкольник способен оценить и соотнести с образцами, принятыми в обществе, свои знания, умения, качества в области коммуникации
1 Слободчиков В. И., Исаев С. И. Психология человека. М. : Школа-Пресс, 1995. 282 с.
Для изучения уровня сформированности коммуникативной культуры было отобрано 50 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) г. Ульяновска. Для оценки уровня сформирован-ности коммуникативной культуры по компетен-циарному компоненту была предложена диагностика коммуникативных умений (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина), для оценки эмоционально-ценностного компонента - экспериментальная проблемная ситуация «Раскраска» (Г. Р. Хузее-ва) [11], для оценки поведенческого компонента -диагностика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Изучение организаторских умений детей в совместной деятельности»1, для оценки рефлексивного компонента - методика «Хороший собеседник».
Результаты исследования
Оценивая результаты по компетенциарному компоненту в задании «Тест 1», мы предложили детям тему «Семья» для знакомства. Ребенку необходимо было ответить на ряд вопросов, среди которых были: «Назови членов своей семьи. Как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушек и дедушек? Где работает мама, папа? Где (как) учится твой брат (сестра)? Для уточнения знаний испытуемых об особенностях национальной культуры и выполнения соответствующих им коммуникативных ритуалов мы сформулировали дополнительные вопросы: «Какие традиции есть в вашей семье?», «Как принято приветствовать / прощаться / просить прощения / просить помощи в Вашей семье?», «Какой труд объединяет всю Вашу семью?».
Высокий уровень сформированности коммуникативных умений предполагает активность и доброжелательность ребенка в процессе общения, ориентацию на собеседника, демонстрацию уважительного отношения к партнеру по общению, адекватность в использовании невербальных средств общения, сформированность просодической стороны речи. Ребенок перечисляет семейные традиции, вспоминает формы этикетного общения, которые приняты в семье, сообщает о ситуациях общего труда.
Средний уровень предполагает вступление ребенка в беседу по инициативе партнера. Ребе-
1 Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М. : Просвещение, Владос,
1995. 293 с.
нок может не всегда адекватно соотносить мимику, позу и жесты с коммуникативной ситуацией. Может вспомнить семейные традиции при помощи взрослого, называет формы этикетного общения, которые приняты в семье, затрудняется при ответе на вопрос об общем труде.
Уровень ниже среднего означает, что ребенок проявляет мало интереса к собеседнику. Невербальные средства используются не адекватно коммуникативной ситуации. Не может назвать семейные традиции даже при помощи взрослого, либо ответ ребенка не соответствует заданному вопросу, называет формы этикетного общения свойственные только одной ситуации, затрудняется при ответе на вопрос об общем труде.
Тест 2 предполагает ответы на вопросы анкеты, где высокому уровню соответствует более 2/я верных ответов, среднему уровню - более половины ответов с незначительным уточнением взрослого, ниже среднего - более половины ответов, где ребенок не соотносит ответ с вопросом взрослого.
Выяснилось, что 20 % дошкольников имеют выраженные сложности с вхождением в контакт и поддержанием диалога, такие дети редко используют формы речевого этикета, могут отвлекаться от темы беседы, переходить на другие темы, плохо ориентируются в традициях своей семьи. У 45 % детей возникли сложности преимущественно с определением понятий. Дети в основном давали определение через одно словосочетание, не стремясь раскрыть и уточнить его. Например, «приятный собеседник» определяли как «хороший друг», «вежливый человек» - «всегда здоровается», «грубый человек» определяли как «тот, который дерется».
Оценка эмоционально-ценностного компонента предполагала определение типа межличностного отношения детей дошкольного возраста к сверстнику (личностный, предметный, индифферентный). Для личностного типа характерно такое коммуникативное поведение ребенка по отношению к сверстнику, при котором проявляется эмоциональная расположенность, адекватность при учете оценки сверстника-собеседника, увлеченность и заинтересованность в беседе. Предметный тип также характеризуется интересом к партнеру, однако реакция на оценку может быть лишена адекватности, наблюдается противоположность мыслей и намерений по отношению к другому. Индифферентный тип
характеризуется равнодушием к действиям или оценке другого ребенка.
Оценка эмоционально-ценностного компонента продемонстрировала преимущественно предметный тип отношений со сверстниками (60 %), т. е. хотя дети и проявляли выраженный интерес к действиям сверстника, однако присутствовала неадекватная реакция на похвалу/замечание со стороны педагога к партнеру, амбивалентный тип поведения - случай, когда на просьбу сверстника ребенок предлагает помощь только при условии равноценного обмена, такая просьба может быть уточнена несколько раз и часто ведет к колебаниям, сомнениям со стороны партнера.
При оценке поведенческого компонента наблюдатель оценивал способность к сотрудничеству и организации ребенка с высоким уровнем в том случае, если испытуемый демонстрировал способность предлагать цель общей деятельности, планировал ее содержание, давал адекватную оценку вкладу каждого участника, умел соблюдать правила, был способен к компромиссу, стремился самостоятельно решать конфликтные ситуации. Средним уровнем - если испытуемый не во всех случаях успешно планирует содержание деятельности, может завысить/занизить оценку вклада в общее дело других участников, иногда такому ребенку требуется вмешательство со стороны взрослого при решении спорных ситуаций. Низким уровнем - если испытуемый самостоятельно не ставит цель деятельности и не стремится ее планировать, не замечает собственных ошибок, но может критично относиться к «промахам» других, стремится использовать авторитет взрослого при решении спорных моментов, нарушает правила или неадекватно реагирует на их нарушение.
Оценка поведенческого компонента выявила следующие недостатки в организаторских умениях детей в процессе наблюдения за самостоятельной коллективной игровой деятельностью. У 35 % детей возникли сложности с умением учитывать мнение партнера, умением оценить общий результат и вклад каждого, умением справедливо решать спорный вопрос без вмешательства взрослого. Пример ситуации:
Дети в игровой кухне. 2 девочки и 1 мальчик.
Д1: Мы будем готовить суп. Чисти овощи.
Д2: Я буду готовить кашу. (Продвигается к плите).
Д1: (оттесняет от плиты) Тогда ты с нами не играешь. (Обращаясь к другому испытуемому) -Почисти ты.
Д2: (обращаясь к воспитателю) Она не дает мне играть!
Д1: Я приготовила вам суп. Он очень вкусный. (Приносит кастрюлю воспитателю)
У 45 % детей уровень организаторских умений можно определить как средний. Дети, как правило, легко увлекают сверстников общей целью, могут привлекательно описать план и перспективы совместной деятельности, следят за соблюдением правил, однако не всегда адекватно реагируют на их нарушения. Часто привлекают взрослого для решения конфликтов, самостоятельное решение конфликтов часто деструктивное, сопровождается спорами, грубостью, обидами.
Для оценки уровня сформированности рефлексивного компонента коммуникативной культуры старших дошкольников мы провели диагностику «Хороший собеседник». Данная диагностика позволяет определить способность дошкольника оценить собственные коммуникативные знания, умения и способности, соотнести свой уровень коммуникативного развития с уровнем развития своих сверстников, соотнести свое поведение с нормами, принятыми в обществе, оценить возможные перспективы в области коммуникации, спрогнозировать их развитие.
Диагностика «Хороший собеседник»
1. Чем ты похож, а чем отличаешься от хорошего собеседника?
1 балл - находит 1 общую/отличную характеристику;
2 балла - находит 2-3 общие/отличные характеристики;
3 балла - находит более 3 общих/отличных характеристик.
2. Будешь ли ты хорошим собеседником, когда пойдешь в школу? Почему?
1 балл - ребенок не может аргументировать свой ответ;
2 балл - ребенок приводит 1-2 аргумента в пользу своего ответа;
3 балла - ребенок приводит более 3 аргументов в пользу своего ответа.
3. Среди ребят в детском саду, кто самый лучший собеседник? Почему?
1 балл - ребенок затрудняется ответить на вопрос либо не может аргументировать свой ответ;
2 балла - ребенок отвечает на вопрос, но ответ не подкреплен аргументами либо аргументы нельзя соотнести с понятием «лучший собеседник»;
3 балла - ребенок отвечает на вопрос и верно соотносит свой ответ с определением «лучший собеседник».
4. Используешь ли ты вежливые слова в разговоре? Какие вежливые слова ты используешь чаще всего?
1 балл - называет 1-2 слова;
2 балла - называет три-четыре вежливых слова;
3 балла - называет пять и более вежливых слов.
5. Как ты считаешь, каким собеседником тебя считают другие люди?
1 балл - ответ на вопрос включает одну характеристику, возможно, аргументирован;
2 балла - ответ на вопрос включает 2-3 характеристики и аргументацию;
3 балла - ответ на вопрос включает более трех характеристик и аргументацию.
Высокий уровень сформированности рефлексивного компонента (13-15 баллов), средний уровень (9-12 баллов), низкий уровень (5-8 баллов).
Результаты оценки рефлексивного компонента демонстрируют нам сложности с аргументацией своего ответа у дошкольников. Также ответы некоторых детей указывают на неадекватность в оценке своих коммуникативных способностей и умений, как от завышенной (отсутствие критичности в своих суждениях, самоуверенность), так и заниженная (неуверенность в своих качествах, отсутствие подтверждения с учетом анализа реальных фактов).
Выводы
В результате анализа литературных источников нами было дано авторское определение коммуни-
кативной культуры старших дошкольников как компонента общей культуры личности, обоснована значимость коммуникативной рефлексивности старших дошкольников в процессе формирования коммуникативной культуры личности, определены основные компоненты, критерии и показатели сформированное™ коммуникативной культуры.
Мы отметили, что основными проблемами формирования коммуникативной культуры старших дошкольников является недостаточная произвольность коммуникативного поведения, эгоцентризм в общении, незнание культурных традиций общения, принятых в месте своего проживания, неадекватность в оценке собственных коммуникативных способностей.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о целесообразности проведения дальнейшей работы по формированию коммуникативной культуры старших дошкольников.
Настоящее исследование служит первым шагом для улучшения понимания особенностей протекания коммуникативных процессов в группе детей старшего дошкольного возраста, в том числе оценке роли рефлексивного компонента в процессе формирования коммуникативной культуры.
Исходя из задач пробно-поискового исследования, мы изучали феномен коммуникативной культуры на относительно небольшой выборке участников. Дальнейшую перспективу исследования мы видим в его проведении на более широкой выборке, а также проведения формирующего этапа исследования, в процессе которого мы планируем провести комплексную работу по повышению уровня коммуникативной культуры дошкольников.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: монография. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Психология развития человека. М. : Смысл, Эксмо, 2004. 1136 с.
3. Дорофеева Н. В. Рефлексивное развитие в познавательно-творческой активности дошкольников: монография. Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского гос. гуманитарного ун-та, 2008. 141 с.
4. Леханова О. Л., Глухова О. А. Формирование коммуникативной культуры как фактор социализации дошкольников с нарушениями речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 1 (88). С. 196-202. DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2019-1-88-19
5. Мележик О. В. Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия «коммуникативная культура» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № (174). С. 108-115. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-174-108-115
6. Рослякова Н. И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 66. С. 314-320. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=11696654 (дата обращения: 08.07.2022).
7. Сулейманова С. М., Абдуллина Л. Б., Садыкова Ю. Р. Культура общения как коммуникативная характеристика личности старшего дошкольника // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2021. № 1 (18). С. 16-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44885075 (дата обращения: 06.07.2022).
8. Смирнова Е. О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 2. № 2 (34). С. 25-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41103103 (дата обращения: 09.07.2022).
9. Стрельчук Е. Н. «Коммуникативная культура» и «культура общения»: синонимичные понятия? // Известия высших учебных заведений. Серия: гуманитарные науки. 2011. Т. 2. № 4. С. 276-278. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17079512 (дата обращения: 06.07.2022).
10. Хизгяева Н. В. Психологические особенности развития коммуникативной культуры дошкольника // NB: Психология и психотехника. 2014. № 3. С. 1-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21827461 (дата обращения: 09.07.2022).
11. Хузеева Г. Р. Особенности коммуникативной компетентности современных дошкольников // Психология обучения. 2015. № 3. С. 106-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22968696 (дата обращения: 09.07.2022).
12. Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 39-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39388758 (дата обращения: 08.07.2022).
Статья поступила в редакцию 09.08.2022; одобрена после рецензирования 30.09.2022; принята к публикации 19.10.2022.
Об авторе
Халимдарова Гюзелия Ринатовна
аспирант кафедры дошкольного и начального общего образования, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова (432071, Российская Федерация, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5643-8859, [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
1. Ananyev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya: monografiya [Man as a subject of knowledge: monograph], SPb, Pros-veshchenie Publ., 2001, 288 p. (In Russ.).
2. Vygotskiy L. S. Problema kul'turnogo razvitiya rebenka [The problem of the cultural development of the child]. Psikhologiya razvitiya cheloveka = Psychology of Human Development, M., 2004, 1136 p. (In Russ.).
3. Dorofeeva N. V. Refleksivnoe razvitie v poznavatel'no-tvorcheskoi aktivnosti doshkol'nikov: monografiya [Reflexive development in the cognitive and creative activity of preschoolers]. Nizhnevartovsk, Publishing house of Nizhnevartovsk State Humanitarian University, 2008, 141 p. (In Russ.).
4. Lekhanova O. L., Glukhova O. I. Formirovanie kommunikativnoi kul'tury kak faktor sotsializatsii doshkol'nikov s narusheniyami rechi [Formation of communicative culture as a factor of socialization of preschool children with speech disorders]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta = Cherepovets State University Bulletin, 2019, no. 1 (88), pp. 196-202. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2019-1-88-19
5. Melezhik O. V. Osnovnye podkhody otechestvennykh i zarubezhnykh uchenykh k opredeleniyu ponyatiya "kommunikativnaya kul'tura" [Basic approaches of domestic and foreign scientists to the definition of "communicative culture" notion]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, 2018, vol. 23, no. 174, pp. 108-115. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-174-108-115
6. Roslyakova N. I. Vozrastnye predposylki razvitiya refleksii u starshego doshkol'nika [Age preconditions of reflexion development among senior preschool children]. Izvestiya rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2008, no. 66, pp. 314-320. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=11696654 (accessed 08.07.2022). (In Russ.).
7. Suleimanova S. M., Abdullina L. B., Sadykova Yu. R. Kul'tura obshcheniya kak kommunikativnaya kharakteristika lichnosti starshego doshkol'nika [Culture of communication as a communicative characteristic of the senior preschooler's personality]. Traditsii i novatsii v doshkol'nom obrazovanii = Ttraditions and innovations in preschool education, 2021, no. 1 (18), pp. 16-18. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44885075 (accessed 06.07.2022). (In Russ.).
8. Smirnova E. O. Spetsifika sovremennogo doshkol'nogo detstva [Specific features of modern preschool childhood]. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal = National Psychological Journal, 2019, vol. 2, no. 2 (34), pp. 25-32. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41103103 (accessed 09.07.2022). (In Russ.).
9. Strelchuk Ye. N. "Kommunikativnaya kul'tura" i "kul'tura obshcheniya": sinonimichnye ponyatiya? ["Communicative culture" and "culture of verbal communication": synonymous concepts?]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Seriya: gumanitarnye nauki = News of Higher Schools. Series "Humanities", 2011, vol. 2, no. 4, pp. 276-278. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 17079512 (accessed 06.07.2022). (In Russ.).
10. Khizgyaeva N. V. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya kommunikativnoi kul'tury doshkol'nika [Psychological features of the development of the communicative culture of a preschooler]. NB: Psikhologiya i psikhotekhnika = Psychology and Psychotechnics, 2014, no. 3, pp. 1-18. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21827461 (accessed 09.07.2022). (In Russ.).
11. Khuzeeva G. R. Osobennosti kommunikativnoi kompetentnosti sovremennykh doshkol'nikov [Features of communicative competence of modern preschool children]. Psikhologiya obucheniya = Psychology of Education, 2015, no. 3, pp.106-114. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22968696 (accessed 09.07.2022). (In Russ.).
12. Tsukerman G. A. Usloviya razvitiya refleksii u shestiletok [Conditions for the development of reflection in six-year-olds]. Voprosy psikhologii = Issues of Psychology, 1989, no. 2, pp. 39-46. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39388758 (accessed 08.07.2022). (In Russ.).
The article was submitted 09.08.2022; approved after reviewing 30.09.2022; accepted for publication 19.10.2022.
About the author Gyuzelia R. Khalimdarova
Postgraduate Student, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, (4/5 Lenin Square, Ulyanovsk 432071, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5643-8859, salahova-gyuzel@mail. ru
The author has read and approved the final manuscript.