Научная статья на тему 'ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РУССКИМ ЯЗЫКОМ КАК РОДНЫМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РУССКИМ ЯЗЫКОМ КАК РОДНЫМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
565
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казначеева Наталья Николаевна

Проблема и цель исследования. Дошкольники сегодня развиваются в пространстве усиленного информационного воздействия, что определяет качественные изменения их восприятия, сознания, мышления, мотивационной и эмоционально-волевой сфер, деятельности, этических и ценностных аспектов жизни. Наблюдаются процессы слишком раннего включения ребенка в мир гаджетов, нарушения связи с родителями и взрослыми, речевого развития и коммуникативных навыков, расстройства аутистического спектра. Отмечены проблемы формирования мышления детей, развития их познавательной активности, постепенной утраты родного языка как ведущего инструмента сознания. Речевое развитие дошкольников подвергается изменениям, касающимся формирования речевых способностей, умений и навыков, предпосылок чтения и письма, культуры речевого общения. Выявляются проблемы понимания дошкольниками семантического многообразия родного языка, трудности формирования словарного запаса, усвоения системы языковых понятий, морфологических, словообразовательных и синтаксических закономерностей, овладения звуковой культурой речи, формирования связной речи и коммуникативной компетентности. Несмотря на то, что вопросы речевого развития дошкольников в разных аспектах довольно широко освещены, особенности овладения дошкольниками русским языком как родным в условиях информационной социализации требуют более глубокого рассмотрения. Это определяет цель работы - изучение психологических влияний информационной социализации на речевое развитие ребенка, поиск новых методов, способствующих овладению русским языком как родным, форм освоения сюжетно-ролевой игры как ведущего новообразования дошкольного детства, развития эмоциональной сферы и познавательной деятельности. Методология исследования включает теоретический анализ, обобщение исследований зарубежных и отечественных ученых по проблемам влияния информационной социализации на речевое развитие детей дошкольного возраста, становление языковой грамотности детей, диагностики речевого и коммуникативного развития детей, овладение русским языком как родным. В исследовании применялись ассоциативный метод выявления уровней речевого развития, эмпирические методы, позволяющие диагностировать уровень овладения русским языком как родным. Результаты. Приведены данные диагностики уровня овладения родным языком старшими дошкольниками. Сделан вывод о важности интегративного применения диалоговых методов взаимодействия и методик, способствующих активизации творческой, познавательной, коммуникативной инициативы дошкольников: работа над семантикой слова; создание условий для развития стремления детей встроиться в совместную деятельность; ролевые игры с использованием приема смены ролей; стимулирование фантазии детей в словесном придумывании ими историй; применение методик по созданию сюжетных композиций в словесном рассказе. Заключение. Сведения, полученные в данном исследовании, позволяют актуализировать разработку новых методов, способствующих овладению дошкольниками русским языком как родным, направленных на развитие их творческой, коммуникативной и познавательной инициативы. Результаты позволяют осуществлять повышение лингвистической грамотности и языковой компетенции дошкольников с учетом необходимости активного эмоционального общения между детьми и взрослыми, оптимизировать процесс вхождения ребенка в мир русского языка, его ценностно-национальной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Казначеева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERING THE RUSSIAN LANGUAGE AS A MOTHER TONGUE BY CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF INFORMATION SOCIALIZATION

Statement of the problem. Nowadays, preschoolers are developing in a space of enhanced informational impact, which determines the qualitative changes in their perception, consciousness, thinking, motivational and emotional-volitional spheres, activities, ethical and value aspects of life. There are processes of too early inclusion of the child in the world of gadgets, which leads to disruption in communication with parents and adults, slower speech and communication skills development, autism spectrum disorders. The processes cause the problems in the formation of children's thinking, the development of their cognitive activity, which results in the gradual loss of their native language as a leading tool of consciousness. The fact arouses concern as the speech development of preschoolers is undergoing changes related to the formation of speech abilities, skills, prerequisites for reading and writing, the culture of speech communication. The study addresses the problems of preschoolers' understanding of the semantic diversity of their native language, difficulties in forming the vocabulary, mastering the system of language concepts, morphological, word-formation and syntactic regularities, mastering the sound culture of speech, the formation of coherent speech and communicative competence. Despite the fact that the issues of speech development of preschoolers in various aspects are rather widely covered, however, the particularities of preschool children learning the Russian language as a native language in the context of information socialization require a deeper consideration. The purpose of the article is to consider not only the psychological effects of information socialization on the speech development of a child, but also to search for new methods that contribute to the mastery of the Russian language as a mother tongue, forms of mastering the role-playing game as a leading neoplasm of preschool childhood, the development of the emotional sphere and cognitive activity. The research methodology includes theoretical analysis, a synthesis of studies conducted by international and Russian scientists, and research in the field of language education of children, diagnosis of speech and communicative development of children, mastery of the Russian language as a mother tongue. Empirical methods are implemented to diagnose the level of mastery of the Russian language as a native one. Research results. The study presents diagnostic data on the level of mastery of the mother tongue by senior preschoolers. The conclusion is drawn on the importance of the integrative application of interactive dialogue methods and techniques that contribute to the activation of the creative, cognitive, communicative initiative of preschool children: work on the semantics of the word; creating conditions for the development of the desire of children to integrate into joint activities; role-playing games using the role-changing technique; stimulation of children's imagination in verbal inventing stories; application of techniques for creating plot compositions in a verbal story. Conclusion. The study presents new methods that contribute to the mastery of the Russian language as their native mother tongue by preschoolers to study and develop their creative, communicative and cognitive experience. The results show that the techniques help to increase the efficiency of communication between children and adults, to optimize the adaptation process of a child in the world of the Russian language, its valuenational component.

Текст научной работы на тему «ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РУССКИМ ЯЗЫКОМ КАК РОДНЫМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-219

УДК 373.2

ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РУССКИМ ЯЗЫКОМ КАК РОДНЫМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ1

Н.Н. Казначеева (Москва, Россия)

Аннотация

Проблема и цель исследования. Дошкольники сегодня развиваются в пространстве усиленного информационного воздействия, что определяет качественные изменения их восприятия, сознания, мышления, мотивационной и эмоционально-волевой сфер, деятельности, этических и ценностных аспектов жизни. Наблюдаются процессы слишком раннего включения ребенка в мир гаджетов, нарушения связи с родителями и взрослыми, речевого развития и коммуникативных навыков, расстройства аутистического спектра. Отмечены проблемы формирования мышления детей, развития их познавательной активности, постепенной утраты родного языка как ведущего инструмента сознания. Речевое развитие дошкольников подвергается изменениям, касающимся формирования речевых способностей, умений и навыков, предпосылок чтения и письма, культуры речевого общения. Выявляются проблемы понимания дошкольниками семантического многообразия родного языка, трудности формирования словарного запаса, усвоения системы языковых понятий, морфологических, словообразовательных и синтаксических закономерностей, овладения звуковой культурой речи, формирования связной речи и коммуникативной компетентности. Несмотря на то, что вопросы речевого развития дошкольников в разных аспектах довольно широко освещены, особенности овладения дошкольниками русским языком как родным в условиях информационной социализации требуют более глубокого рассмотрения. Это определяет цель работы - изучение психологических влияний информационной социализации на речевое развитие ребенка, поиск новых методов, способствующих овладению русским языком как родным, форм освоения сюжетно-ролевой игры как ведущего новообразования дошкольного детства, развития эмоциональной сферы и познавательной деятельности.

Методология исследования включает теоретический анализ, обобщение исследований зарубеж-

ных и отечественных ученых по проблемам влияния информационной социализации на речевое развитие детей дошкольного возраста, становление языковой грамотности детей, диагностики речевого и коммуникативного развития детей, овладение русским языком как родным. В исследовании применялись ассоциативный метод выявления уровней речевого развития, эмпирические методы, позволяющие диагностировать уровень овладения русским языком как родным.

Результаты. Приведены данные диагностики уровня овладения родным языком старшими дошкольниками. Сделан вывод о важности интегратив-ного применения диалоговых методов взаимодействия и методик, способствующих активизации творческой, познавательной, коммуникативной инициативы дошкольников: работа над семантикой слова; создание условий для развития стремления детей встроиться в совместную деятельность; ролевые игры с использованием приема смены ролей; стимулирование фантазии детей в словесном придумывании ими историй; применение методик по созданию сюжетных композиций в словесном рассказе.

Заключение. Сведения, полученные в данном исследовании, позволяют актуализировать разработку новых методов, способствующих овладению дошкольниками русским языком как родным, направленных на развитие их творческой, коммуникативной и познавательной инициативы. Результаты позволяют осуществлять повышение лингвистической грамотности и языковой компетенции дошкольников с учетом необходимости активного эмоционального общения между детьми и взрослыми, оптимизировать процесс вхождения ребенка в мир русского языка, его ценностно-национальной составляющей.

Ключевые слова: дошкольники, русский язык, речевое развитие, информация, социализация, коммуникативные навыки, деятельность, игра.

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00032-20-00 на 2020 ФГБНУ «ИИДСВ РАО» по проекту «Система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве: обновление содержания дошкольного образования».

Постановка проблемы. Российские педагоги определяют задачи овладения детьми дошкольного возраста русским языком как родным, признавая, что изучение языка должно быть направлено на развитие функций детской речи, языковой и коммуникативной способности, формирование речевых умений и навыков [Ушакова, 2014]. Исследуется процесс овладения детьми дошкольного возраста русским языком как родным, детерминированный ранней компьютеризацией детей, стереотипно закрепленными двигательными и речевыми программами, повторяющимися примитивными музыкальными фрагментами вместо диалоговой коммуникации и ролевой игры, нарушениями коммуникативного общения в семье, утратой современными детьми родного языка - несущей оси сознания [Белоу-сова, Карпов, Уткузова, 2014, с.110].

В работах выявлено, что у дошкольников наблюдается недостаток звуковой культуры речи, существуют проблемы в освоении грамматического уровня языка, формировании монологической речи. Эмоциональный аспект детской речи также требует особого рассмотрения в связи с задачами овладения дошкольниками русским языком как родным. Необходимо вести поиск новых методов развития словесного творчества дошкольников, роль которых возрастает не столько в силу их конкуренции с невербальными источниками информации, сколько в силу новых возможностей языковых и художественных образов, их влияния на речь дошкольника.

Цель исследования - изучение уровня овладения детьми дошкольного возраста русским языком как родным в условиях информационной социализации, актуализация методических приемов повышения уровня речевого развития дошкольников.

Обзор научной литературы по проблеме. Теоретическую основу исследования составили труды ученых, основанные на культурно-историческом, деятельностном, системном и социально-психологическом подходе: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.

Исследование опиралось на идеи Л.С. Выготского, В.В. Давыдова о дошкольном возрасте как периоде, когда формируются важные виды психической деятельности; идеи А.В. Запорожца о ключевой роли речи в развитии всех психических функций ребенка дошкольного возраста; взглядах Ф.А. Сохина на усвоение языка в дошкольном детстве, условия лингвистического развития детей, развития их метаязы-ковой деятельности, осознание языковой действительности [Сохин, 2018, с. 86 ].

Теоретический анализ показал, что проблема речевого развития дошкольников в условиях информационной социализации - предмет внимания зарубежных и российских ученых [Eutsler et al., 2020]. Влияние информационной социализации на речевое развитие детей изучается как процесс формирования индивида с явно негативной и искаженной социальной характеристикой [Kurylo, Savchenko, Karaman, 2020]. Отмечается избыточное и нерегулируемое воздействие интернет-контента на детей и их семьи [Mustafa, Rose, Ishak, 2020, p. 1-4; Казначеева, 2017, с. 251], негативное влияние гаджетов на развитие коммуникации [Al Sagr, Al Sagr, 2020, p. 1-2]. Выявлены усиление разрыва между виртуальным и реальным миром [Getman et al., 2020, p. 6-14]; замедление социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста.

В работах показано, что неоправданно раннее знакомство и продолжительное взаимодействие детей с электронными устройствами, делегирование функции речевого общения техногенным средствам, не требующим выстраивания диалоговой коммуникации (родители включают мультфильмы в надежде, что ребенок освоит фразовую речь («речевые клише»), услышав ее от любимых персонажей), порождает общее недоразвитие речи в сочетании с аутистико-подобными нарушениями [Белоусова, Карпов, Уткузова, 2014, с. 110]. Современные исследования посвящены воздействию технологии на коммуникативные навыки детей, в том числе нейро-научным аспектам, на обучение и развитие языковых навыков, жизнь детей младшего возраста и взаимодействие между родителями и деть-

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н и

w

PQ

ми [Petchimuthu et al., 2020, p. 302-308]. Особое внимание уделяется негативному влиянию СМИ на речевое развитие маленьких детей [Ribner, Barr, Nichols, 2020, p. 1-8].

Ученые отмечают, что существует взаимосвязь между увеличением времени пребывания в Интернете и повышенным риском осложнений физического здоровья, проблемами психического здоровья и негативными последствиями для когнитивного, языкового, социального и эмоционального развития [Robidoux, Ellington, Lauerer, 2019, p. 15-20]. Однако налицо и позитивное влияние информационной социализации на детей: современные технологии могут выступать как эффективные средства для стимулирования воображения и творчества у детей, могут тренировать их двигательные, когнитивные и языковые способности [Nugraheni, 2018, p. 205-208].

При сравнении результатов диагностики современных детей и детей начала 1990-х гг., выявлено, что общий уровень интеллекта современных детей выше по таким показателям, как словарный запас, общая осведомленность и логическое мышление [Ларионова, Горбунова, 2020, с. 469]. В исследовании В.Г. Каменской, Л.В. Томанова обнаружено достоверно значимое возрастание невербального и общего интеллекта у девочек в выборке 2014 г. по сравнению с выборкой 2006 г. Вербально-логический интеллект практически не изменился ни у мальчиков, ни у девочек за годы интенсивного процесса информатизации. Гипотеза о негативном влиянии интернет-технологий на интеллектуальные функции современных дошкольников не нашла экспериментального подтверждения [Каменская, Томанов, 2019, с. 56].

В ряде зарубежных исследований рассматриваются особенности развития речи у детей с рождения, проблемный характер психологической и социальной основы языка, устаревание традиционных понятий «коммуникация», «язык» и «грамотность» [Watt, 2010, p. 141-148]. Модели овладения языком, основанные на социокультурном подходе, выявляют влияние коммуникационных технологий на

более поздние формирующиеся языковые навыки и навыки грамотности [Tomasello, 2005].

Современные российские исследователи отмечают устойчивый рост числа детей с недостатками речеязыкового развития, намечая пути его возможного совершенствования [Грошенкова, Рыжова, 2014, с. 145-147]. Растет и количество семей, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи [Темникова, 2016, с. 115]. Не потеряла своей значимости задача формирования грамматически правильной речи для старшего дошкольного возраста и успешно решается при опоре на развитие лингвистического отношения к слову, возникающего в результате работы на предыдущих этапах его развития [Арушанова1, 2004, с. 12].

Ведется поиск новых методов овладения русским языком дошкольниками, актуализируется своевременная дифференциация детей с языковыми и речевыми трудностями в условиях современной образовательной практики. Интересна методика Т.В. Лебедевой, состоящая из пяти субтестов: «Пассивный словарь», «Лингвистические операторы», «Активный словарь», «Структура предложений», «Структура слов», которая позволяет определять границы пассивных и активных знаний ребенка в таких областях, как синтаксис, лексика, морфология, фонология, а также сравнивать активные и пассивные лингвистические возможности детей [Лебедева, 2014, с. 247].

Отмечается важность диагностики речевого и коммуникативного развития детей; формирования культуры речевого общения, вопросов преемственности развития речи между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой. В исследованиях подчеркивается необходимость развития диалогических умений, нужных ребенку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте [Галеева, Бартош, 2016, с. 219], выявления

1 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи: метод, пособие для воспитателей / Центр «Дошкольное детство» им. A.B. Запорожца. 2-е изд., испр., и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2004. С. 12. (Библиотека воспитателя). URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=19917566 (дата обращения: 27.06.2020).

индивидуальных особенностей детей в овладении родным языком; изучения взаимосвязи речевой и художественной деятельности в словесном творчестве дошкольников [Ушакова, 2014].

Овладение детьми родным языком включает не только формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, но и формирование осознания языковой действительности; доказана ведущая роль семантического компонента языка, актуализирована связь языкового и когнитивного аспекта в развитии речи дошкольников [Ушакова, Яшина, 2016, с. 40-41].

Рассматриваются проблемы обучения родному языку детей дошкольного возраста; закономерности овладения родным языком в пределах каждого уровня языковой системы, вопросы осознания явлений языка и речи в дошкольном детстве. Ведется поиск методов и средств образовательных технологий речевого развития у дошкольников, посещающих детский сад, которые могут быть использованы воспитателями в рамках функционирования современной образовательной системы [Потапова, 2020, с. 280-283]. Подчеркивается роль филологической подготовки будущих педагогов в преподавании таких дополнительных учебных дисциплин и базовых курсов, как «Детская речь: овладение родным и неродным языком в онтогенезе», «Русский язык», «Русский язык с основами языкознания», «Русский язык и культура речи», «Детская речь» [Лаврентьева, 2013, с. 28-29].

Нисколько не умаляя вклад ученых в исследования речевого развития детей дошкольного возраста, следует отметить, что задачу овладения детьми дошкольного возраста русским языком как родным нужно решать, понимая важность приобщения детей к ценностному наследию русского языка. В эпоху информационной социализации важно вести разработку новых методик коррекции содержания занятий по речевому развитию в дошкольных образовательных организациях, искать такие методы и формы работы с детьми дошкольного возраста, которые бы учитывали преобладание аудио-

визуального способа получения информации в ущерб вербальному, незнание детьми большого массива лексики, трудности в построении речевых высказываний, недостаток эмоционального общения детей и взрослых.

Методология исследования. Для анализа уровня овладения старшими дошкольниками русским языком как родным были использованы методы исследования: беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, ассоциативный метод выявления уровней речевого развития дошкольника; количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов экспериментального развития.

Результаты. Данное исследование было проведено на базе МДОУ № 5 «Незабудка» городского округа Павловский Посад Московской области. Экспериментальная группа состояла из 25 детей в возрасте 5 лет. У 25 % детей из этой группы наблюдается общее недоразвитие речи 4-го уровня, которое характеризуется отдельными пробелами в развитии лексического и грамматического строя речи. Контрольная группа участвующих в диагностике воспитанников состояла также из 25 детей в возрасте 5 лет, которые также имеют отклонения в нормативном речевом развитии 4-го уровня. Всего в диагностике участвовало 50 детей.

В ходе наблюдения за детьми на констатирующем этапе были выявлены следующие особенности: у 25 % детей речь невыразительна, с характерным замедленным темпом; у 30 % детей присутствуют серьезные грамматические ошибки, наблюдаются нарушения последовательности и связности в речевых высказываниях, фрагментарность речи, ее лексическая бедность. Дети с ОРН 4-го уровня демонстрируют несформированность навыка программирования развернутого высказывания, испытывают трудности при построении фраз, не способны к логическим описаниям предметов (детям были предложены картинки с сюжетом для описания), не могут адекватно выразить свое эмоциональное отношение к ним.

< И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и л

с и

о

[-4

0

ё и л

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[-4 <

э

с

к

н и

и

В группах выявились трудности, связанные с усвоением русского языка как родного: наблюдается недостаточное употребление глаголов, обозначающих эмоциональные состояния и переживания персонажей сказок и их действия, что приводит к замедленной познавательной активности детей и не дает возможности сформировать словарь старших дошкольников как национальную языковую модель. Испытуемые демонстрировали достаточно скудное продуцирование глаголов, активный и пассивный словарь которых значительно расходится; дети не различают приставочные формы, не умеют выстраивать синонимические отношения между глаголами. Затруднения вызывали и многие глагольные формы, семантическое значение которых для детей было не ясно.

На констатирующем этапе дошкольникам было предложено составить рассказ на основе использования личного опыта (по методике В.П. Глухова), также они составляли рассказ по сериям из 3, 4, 5 картинок различных сюжетов из сказок В.И. Даля [Глухов, 2004, с. 8]. В экспериментальной группе высокий уровень показали 10 % детей, средний уровень при этом показали 65 %, низкий уровень отмечен у 25 % испытуемых. В контрольной группе высокий уровень был выявлен также у 10 % дошкольников, средний уровень отмечен у 60 %, а при этом низкий уровень показали 30 % испытуемых.

В рассказах детей с нормальным развитием речи иногда наблюдались нарушения связности и последовательности изложения; смысловые пропуски и ошибки практически не фиксировались, дети самостоятельно выполняли задания по составлению рассказа. У детей с ОНР 4-го уровня грамматические нарушения относились, прежде всего, к построению предложений и словосочетаний, а также к неправильному образованию глагольных форм, особенно видовременных.

В ходе формирующего эксперимента в экспериментальной группе было обнаружено, что после проведения диалоговых бесед с дошкольниками по литературным произведениям, тщательной работы над семантическим

значением глаголов и их форм, способами их употребления показатели уровня овладения русским языком возросли. Этому способствовали и создаваемые педагогом условия, стимулирующие стремление детей встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли. Для обучения рассказу использовались такие традиционные приемы, как: мотивационная установка; образец рассказа; план рассказа; коллективное составление рассказа; оценка детских рассказов и детских рисунков по сказкам.

В качестве домашнего задания в экспериментальной группе предлагалось познакомиться со сказкой В.И. Даля «Лиса и медведь», попробовать нарисовать понравившегося персонажа и приготовить небольшой рассказ по своему рисунку (если это Лиса, то рассказать о Лисе, о том, как она обманывала Медведя и что из этого вышло; если Медведь, то рассказать о нем, его действиях и поступках, характере). Было рекомендовано послушать сказку на канале YouTube в исполнении Дмитрия Васяно-вича или посмотреть короткометражный мультфильм «Лиса и медведь» (1975) и рассказать о своих впечатлениях. Современным детям не столь интересно смотреть мультфильмы из прошлого, но после того как педагог предложила нарисовать рисунок, интерес возрос.

На занятии педагог прокомментировала детские рисунки по сказке, отметив все рисунки как оригинальные, и провела беседу по вопросам, активизирующим понимание смысла текста и, самое главное, роли глаголов-действий в характеристике персонажей: «Расскажите о характере Лисы. Почему она стала проситься к Медведю в жилички?», «Как вы понимаете слова о Лисе: стала о себе промышлять?», «Что означают слова Лисы: не объем, не обопью, после тебя поживлюсь?», «Какие косточки собралась оглодать Лиса после Медведя, понравится ли ему это предложение Лисы?»; «Почему Лисе бы не сказать: „не буду много пить", „не буду много есть"?»; «Почему она использует не много слов, а одно

слово, потому что она - хитрая и умная?»; ]

«Посмотрите, сколько успела Лиса: она и заохала, и с печи слезла, и вскарабкалась на полку, и кадочку стала починать, и ела-ела, и досыта наелась, и кадочку закрыла, и камешком заложила, все прибрала, и в избушку воротилась - молодец Лиса, много успела?»; «Почему больного ребенка, якобы вылеченного Лисой, она назвала Верхушечкой?»; «Как назывались другие „больные детки", вылеченные Лисой? Произнесите четко эти имена»; «С помощью каких слов и действий удалось Лисе убедить Медведя поверить ей?»; и др.

Дети рассказывали о том, как Лиса охала, кряхтела, поплелась к дверям, как прикинулась больной, как ответа не дала, закашлялась, как сшалила. Дошкольникам нравилось описывать действия Лисы, которые позволили ей обмануть простодушного Медведя, с другой стороны, они выражали свое сочувствие Мишке, описывая его характер прилагательными: добрый, простодушный, доверчивый и др.

Далее педагог предложила детям представить другое течение событий в сказке, содействуя игровому замыслу детей: Медведь разоблачает Лису с начала развития сюжета. Детям было предложено разделиться на микрогруппы и разыграть небольшие сценки из сказки, сыграть роли Лисы и Медведя, рассказать не только о тех действиях, которые соответствовали сказочному сюжету, но и придумать свою историю. Так ребятам удалось реализовать свойственную этому возрасту способность к сюжетно-ролевой игре.

Был задан вопрос: «С помощью каких слов и выражений Медведь мог бы разоблачить обман Лисы?». Дети рассказывали об этом, используя разные глаголы и глагольные формы, такие как: сообразил, проследил, понял, разгадал, узнал, разведал и др. В процессе игры дети комбинировали разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая свои оригинальные сюжеты: «Медведь понял обман Лисы, проследил за ней», «Медведь не спал - следил за Лисой», «Медведь проверял мед и знал, что Лиса хитрая и обманывает его», «Мишка все узнал про Лису и не дал ей обманывать себя».

Дошкольники повторили и узнали много глаголов: промышлять, стала проситься, не объем, не обопью, поживлюсь, огложу, стала осматривать да обнюхивать, наедался, заприметила, любит поесть, полизать, постукивает, прислушался, не хочется вставать, ступай, заохала, закряхтела, прибрала, захворал, вскарабкалась, починать, прикинулась, разведай, вытопится, не сваливай и др. Диалоговая форма взаимодействия и интонационное внимание воспитателя к глаголам и их формам помогли сформировать у детей понимание темы высказывания, определения ее границ, выбрать нужные глаголы для характеристики действий персонажа. Дети учились владеть элементарными знаниями о построении текста и способах его связи.

После работы со словами-действиями дошкольники рассказали о Лисе и Медведе, стараясь пользоваться глаголами, которые они узнали из текста, строили свою речь преднамеренно и произвольно. Были созданы условия для организации ребенком действий 2-3 сверстников (работа в микрогруппах), для составления словесного предложения.

По мере усложнения проведения занятий, направленных на активное овладение детьми русским языком как родным, у детей экспериментальной группы увеличился показатель выраженности познавательного интереса к русским сказкам, составлению словесных высказываний, сочинению собственных рассказов с оригинальным сюжетом (79 %). В контрольной группе данный показатель отличался (15 %).

В дальнейшем выявлен более высокий уровень овладения русским языком как родным по сравнению с тестами, проведенными ранее. Методика оценки уровня овладения дошкольниками русским языком как родным показала положительную динамику: в экспериментальной группе высокий уровень показали 15 % детей, средний уровень при этом показали 75 %, низкий уровень отмечен у 10 % испытуемых. В контрольной группе: высокий уровень - 10 % дошкольников, средний уровень - 65 %, низкий уровень - 25 % (рис.).

С И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и л

с и

о

[-4

0

ё и л

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

к

н и

и

Рис. Результаты диагностирования уровня овладения дошкольниками русским языком как родным Fig. Diagnostic results showing the level of mastery of the Russian as a native language by preschool children

Ролевые игры с использованием приема смены ролей, стимулирование фантазии детей в словесном придумывании ими историй, применение методик по созданию сюжетных композиций в словесном рассказе способствовали речевой и коммуникативной деятельности детей, овладению ими русским языком как родным. Работа над семантикой слова, формирование языковых обобщений при усвоении грамматического строя речи, интонационная выразительность в звуковом оформлении высказывания способствуют развитию у дошкольников произвольности и осознанности речи. Они учатся отбирать точные и выразительные средства при построении связных высказываний.

На формирующем этапе в речевые занятия были включены беседы, словесные игры, упражнения с лексическим, грамматическим и фонетическим контекстом; чтение художественной литературы; заучивание стихов, работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами; сюжетно-ролевая игра, драматизация. На некоторых занятиях использовались

ресурсы Интернета - мультфильмы, чтение сказок мастерами художественного слова, в исполнении которых русский язык был наиболее благозвучным и гармоничным.

Работа педагога по овладению детьми русским языком как родным должна осуществляться в условиях воспитывающей среды, способствующей развитию у ребенка его первоначальных замыслов. Поэтому на формирующем этапе эксперимента видоизменялась имеющаяся игровая обстановка, обозначались в речи игровые роли, стимулировалась творческая инициатива детей в сюжетно-ролевых играх.

На занятиях по сказкам В.И. Даля активно использовались не только условные действия, но и ролевая речь, ролевые диалоги. Например, с детьми проводилась игра «Поездка в страну русских сказок». Педагог рассказывал о жизни и творчестве В.И. Даля; дети вместе с педагогом находили его портрет в Интернете, рисовали сказочных героев из таких сказок, как «Война грибов с ягодами», «Ворона», «Девочка Снегурочка», «Журавль и цапля», «Лиса и медведь»,

«Лиса-лапотница», «Медведь-половинщик», «О дятле», «Про мышь зубастую да про воробья богатого», «Сказка о баранах» и др. Была проведена беседа о том, какие животные «живут» в русских сказках, дети рисовали рисунки по сказкам.

Перевод реального опыта в игровой осуществлялся в ходе дидактической игры «Волшебные звери в сказках В.И. Даля», драматизации сказок «Лиса и Медведь», «Журавль и Цапля», «Девочка Снегурочка». Особое значение придавалось изменению предметно-игровой среды (подбор предметов, подходящих к сюжету сказок, иллюстративного материала и др.). Различные ролевые диалоги с игрушками и сверстниками активизировали инициативу детей («Сегодня мы отправимся в удивительную страну сказок, где животные разговаривают с людьми, совершают человеческие поступки. Какой вид транспорта для путешествия мы выберем? Как вы думаете, кого из сказочных героев мы встретим первым?» и т.д.). Создание разнообразных сказочных ситуаций позволяет активизировать их коммуникативную активность и диалоговое взаимодействие.

На контрольном этапе эксперимента были заданы вопросы на понимание значений слов, выявлялся уровень развития лексической и грамматической стороны речи дошкольников, их речевых и коммуникативных компетенций, уровень овладения детьми нормами русского языка. Отмечено, что у детей развились речевые и коммуникативные компетенции, повысился уровень овладения правилами родного языка, свободного использования лексики и грамматики при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания, сформировался запас эстетических впечатлений.

Ассоциативный метод выявления уровней речевого развития дошкольника позволил выявить, насколько сформировано у ребенка умение выбирать наиболее подходящее слово для определенного контекста, а также возможность использования этого слова в связном высказывании.

В экспериментальной группе было предложено задание на составление небольшой сказки на тему многозначного слова зерно. Задание

выявляет понимание детьми разных значений многозначного слова и развивает умение отобразить это понимание. Дети выполняли задание после прослушивания сказки К.Д. Ушинского «История одной яблоньки». С детьми была проведена беседа, в ходе которой выявлялся смысл рассказа, комментировались действия персонажей. Дети узнали, что из зерна, если правильно и терпеливо за ним ухаживать, появляется прекрасное дерево; они представляли зерно как образ существа, способного мыслить и разговаривать. Задание можно давать на дом, либо педагог может предложить ребенку продиктовать свою сказку, чтобы можно было записать каждое слово. В ходе выполнения анализа сказок педагог обращала внимание, насколько правильно они оформлены с точки зрения грамматики и логики, соответствуют ли заданной теме.

Пример сказки, придуманной ребенком и высоко оцененной (сказка имеет интересный сюжет, составлена грамматически верно, излагается в логической последовательности, отражает понимание ребенком разных значений многозначного слова).

Посадили зерно в горшок на балконе. Солнышко грело, и оно росло, росло и стало большим. Зерно очень обрадовалось, что выросло. Однажды оно увидело Солнце. «Как хорошо!» - подумало Зерно - «Я стало большим! Теперь можно видеть Солнце, играть и дружить!» Вдруг рядом с Зерном появилась Фея. Зерно спросило Фею: «Ты кто? Будешь со мной дружить?» Фея ответила, что будет. Зерну понравилась Фея. Глаза у нее были похожи на жемчужные зерна. Они стали дружить и дружат до сих пор (Алина К., 5 лет).

Для проведения диагностики использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. В результате были выявлены некоторые изменения в формировании лексической стороны испытуемых экспериментальной группы. Особое внимание на контрольном этапе эксперимента было уделено сочетанию семантического и ассоциативного аспектов для формирования у детей системы значений, механизма выбора, поиска слов, способов их связей. Отмечалось, что

< И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и л

с и

о

[-4

0

ё и л

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

э

с

к

н и

и

подобное сочетание создает оптимальные условия не только для совершенствования лексической стороны языка, но и для развития речи дошкольника в целом. Овладение русским языком как родным в условиях информационной социализации происходит наиболее эффективно, когда педагог тщательно работает над всем языковым многообразием русского языка, создает условия для сюжетно-ролевой игры, для словесного творчества детей. Продуманная работа со словом ведет к созданию позитивной мотивации дошкольников к чтению русской литературы, приобщению детей к ее ценностному потенциалу.

Заключение. Изучение уровня овладения детьми дошкольного возраста русским языком как родным в условиях информационной социализации и актуализация методических приемов для повышения уровня речевого развития дошкольников позволили:

1) выявить у старших дошкольников серьезные речевые проблемы: невыразительность, замедленность речи, грамматические ошибки, нарушение последовательности и связности в речевых высказываниях, фрагментарность речи, ее лексическая бедность, неспособность к логическим описаниям предметов, неадекватность выражения эмоционального отношение к ним;

2) выявить трудности, связанные с овладением старшими дошкольниками русским языком как родным: недостаточное употребление глаголов, неразличение их форм и семантического значения, замедленная познавательная активность;

3) определить возможные пути повышения уровня речевого развития дошкольников, условия овладения детьми русским языком для пробуждения интереса дошкольников к русскому языку, его семантическому многообразию, морфологическим, словообразовательным и синтаксическим закономерностям, интонационной благозвучности;

4) актуализировать традиционные методики, способствующие овладению детьми дошкольного возраста русским языком как родным, обосновать возможность их комплексного применения;

5) развить речевые и коммуникативные компетенции детей; научить овладевать литературными нормами и правилами родного языка; способствовать свободному использованию лексики и грамматики при выражении своих мыслей и составлении словесного рассказа; приобщить детей к богатству русского языка, сформировать запас эстетических впечатлений; содействовать становлению выразительной литературной речи;

6)спрогнозировать задачи исследования не только психологических последствий информационной социализации на речевое развитие ребенка, но и новых форм его взаимодействия с социальной средой; обосновать ведущую роль сюжетно-ролевой игры в овладении детьми русским языком как родным в условиях информационной социализации. Данные о том, в каких условиях осуществляется сегодня овладение дошкольниками русским языком, позволят повысить роль педагога в процессе эмоционального, интонационного воздействия на детей всеми возможными языковыми средствами и необходимым педагогическим инструментарием. По-прежнему актуальной остается задача поиска новых способов взаимодействия взрослых и детей, открытия новых граней восприятия детьми дошкольного возраста русского языка, его богатства и художественной выразительности.

Авторский вклад в исследование определяется разработанной методикой комплексного применения семантического анализа слов и сюжетно-ролевой игры и обоснованными условиями реализации данной методики (диалоговое взаимодействие, работа над многозначностью и семантикой слова, создание разнообразных сказочных ситуаций, обозначение в речи игровых ролей, изменение предметно-игровой среды и др.).

Библиографический список

1. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // Практическая медицина. 2014. № 9 (85). URL: https://

cyberleninka.m/artide/n/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-kommunikatsii-sotsializatsii-i-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.06.2020). 8.

2. Галеева Е.В., Бартош Н.Н. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-dialogicheskoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.06.2020).

3. Глухов В.П. Формирование связной речи 9. детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп.

М.: АРКТИ, 2004. URL: https://metodich.ru/ metodika-raboti-po-formirovaniyu-svyaznoj-rechi-detej-s-onr-ii/63900.pdf (дата обращения: 29.06.2020).

4. Грошенкова В.А., Рыжова Н.В. Формирование связного речевого высказывания у до- 10. школьников 5-6 лет с нарушениями речи

// Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 4. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=22810807 (дата обращения: 30.06.2020). 11.

5. Казначеева Н.Н. Аудиовизуальный характер информационной социализации и уроки литературы в школе: проблемы и задачи // « Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России. 2017. С. 249-256. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29336753 (дата 12. обращения: 01.07.2020).

6. Каменская В.Г., Томанов Л.В. Динамика интеллектуальных функций российских дошкольников в период становления интернет-технологий // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 3. С. 56-63. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=41113743 (дата обращения: 30.06.2020). 13.

7. Лаврентьева А.И. Вопросы овладения родным и неродным языком в онтогенезе в профессиональной подготовке учителя // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психо-

логия. 2013. № 1. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=19131661 (дата обращения: 29.06.2020).

Ларионова Л.И., Горбунова А.Ю. Сравнительное исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях цифровой среды // Экопсихологические исследования^: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. С. 465-469. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitel-noe-issledovanie-intellektualnogo-razvitiya-d etey-dosh ko l n ogo-voz ra sta-v-usloviyah-ts ifro -voy-sredy (дата обращения: 29.06.2020). Лебедева Т.В. Новый подход к исследованию овладения русским языком детьми дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием // Психологическая наука и образование www. psyedu. ru. 2014. Т. 6, № 3. С. 243-254. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=22413120 (дата обращения: 29.06.2020).

Потапова Ю.С. Речевое развитие дошкольников в детском саду // Вопросы педагогики. 2020. № 5-1. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=42852379 (дата обращения: 30.06.2020).

Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. 2018. URL: http://www.manpo.ru/manpo/confer-ences/materials/2018/sbornik201802_2. pdf#page=87 (дата обращения: 29.06.2020). Темникова Е.Ю. Развитие детско-родительс-ких отношений в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-semyah-imey-uschih-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 29.06.2020). Ушакова О.С., Яшина В.И. Взаимосвязь языкового и когнитивного аспекта в развитии речи дошкольников // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 40-42. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=27509661 (дата обращения: 30.06.2020).

С И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

14. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. М.: ТЦ «Сфера», 2014. 288 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32720106 (дата обращения: 30.06.2020).

15. Al Sagr A.N., Al Sagr N.A. The effect of electronics on the growth and development of young children: A Narrative Review // Journal of Health Informatics in Developing Countries. 2020. Vol. 14. № 1. URL: https://jhidc. org/index.php/jhidc/article/view/250 (дата обращения: 01.07.2020).

16. Eutsler L. et al. The influence of mobile technologies on preschool and elementary children's literacy achievement: a systematic review spanning 2007-2019 // Educational Technology Research and Development. 2020. P. 1-30. URL: https://link.springer.com/ article/10.1007/s11423-020-09786-1 (дата обращения: 01.07.2020).

17. Getman A.P. et al. Information security in modern society: Sociocultural aspects // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, № 25. URL: https://www. amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/ar-ticle/view/1021 (дата обращения: 01.07.2020).

18. Kurylo V., Savchenko S., Karaman O. Aberrational socialization as a new type of socialization of an individual in modern information society // Postmodern Openings / Deschideri Postmoderne. 2020. Vol. 11, № 1. P. 225-237. URL: https://web.a.ebscohost.com/abstract?direc-t=true&profile=ehost&scope=site&authtype= crawler&jrnl=20680236&AN=141948059&h= Gj M 1cV2TXrq M sAxo3GuTu L%2bsK4xkYi u9MQ KlWjVTZH1p7aP03Vf0t7X1WLiKIrWCCpKvwBk W%2bmmQiAtmCc2xTA%3d%3d&crl=c&result Ns=AdminWebAuth&resultLocal=ErrCrlNotAu th&crlhashurl=login.aspx%3fdirect%3dtrue%2 6profile%3dehost%26scope%3dsite%26autht ype%3dcrawler%26jrnl%3d20680236%26AN% 3d141948059 (дата обращения: 01.07.2020).

19. Mustafa M.Y., Rose N.N., Ishak A.S. Internet addiction and family stress: symptoms, causes and

effects // Journal of Physics: Conference Series. IOP Publishing. 2020. Vol. 1529, № 3. P. 1-4. DOI:10.1088/1742-6596/1529/3/032017 URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/ 1742-6596/1529/3/032017/meta (дата обращения: 01.07.2020).

20. Nugraheni A.D. The influence of the digital age on early childhood education based characters. In: Procedings of the 4th International Conference on Early Childhood Education. Sema-rang Early Childhood Research and Education Talks (SECRET 2018). Atlantis Press, 2018. DOI: https://doi.org/10.2991/secret-18.2018.33 (дата обращения: 01.07.2020).

21. Petchimuthu R. et al. Media and child growth // Studies in Indian place names. 2020. Vol. 40, № 48. P. 302-308. URL: https://archives.tpnsin-dia.org/index.php/sipn/article/view/3335 (дата обращения: 01.07.2020).

22. Ribner A.D., Barr R. F., Nichols D.L. Background media use is negatively related to language and literacy skills: indirect effects of self-regulation // Pediatric Research. 2020. URL: https://www. nature.com/articles/s41390-020-1004-5 (дата обращения: 01.07.2020).

23. Robidoux H., Ellington E., Lauerer J. Screen Time: The impact of digital technology on children and strategies in care // Journal of psychosocial nursing and mental health services. 2019. Vol. 57, № 11. DOI: https://doi. org/10.3928/02793695-20191016-04 (дата обращения: 01.07.2020).

24. Tomasello M. Beyond formalities: The case of language acquisition // The Linguistic Review. 2005. Vol. 22, is. 2-4. P. 183-197. DOI: https:// doi.org/10.1515/tlir.2005.22.2-4.183 (дата обращения: 01.07.2020).

25. Watt H.J. How does the use of modern communication technology influence language and literacy development? A review // Contemporary issues in communication science and disorders. 2010. Vol. 37. Fall Issue. URL: https://pubs.asha. org/doi/pdf/10.1044/cicsd_36_F_141(дата обращения: 01.07.2020).

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-219

MASTERING THE RUSSIAN LANGUAGE AS A MOTHER

TONGUE BY CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

IN THE CONDITIONS OF INFORMATION SOCIALIZATION

N.N. Kaznacheeva (Moscow, Russia)

Abstract

Statement of the problem. Nowadays, preschoolers are developing in a space of enhanced informational impact, which determines the qualitative changes in their perception, consciousness, thinking, motivational and emotional-volitional spheres, activities, ethical and value aspects of life. There are processes of too early inclusion of the child in the world of gadgets, which leads to disruption in communication with parents and adults, slower speech and communication skills development, autism spectrum disorders. The processes cause the problems in the formation of children's thinking, the development of their cognitive activity, which results in the gradual loss of their native language as a leading tool of consciousness. The fact arouses concern as the speech development of preschoolers is undergoing changes related to the formation of speech abilities, skills, prerequisites for reading and writing, the culture of speech communication. The study addresses the problems of preschoolers' understanding of the semantic diversity of their native language, difficulties in forming the vocabulary, mastering the system of language concepts, morphological, word-formation and syntactic regularities, mastering the sound culture of speech, the formation of coherent speech and communicative competence. Despite the fact that the issues of speech development of preschoolers in various aspects are rather widely covered, however, the particularities of preschool children learning the Russian language as a native language in the context of information socialization require a deeper consideration.

The purpose of the article is to consider not only the psychological effects of information socialization on the speech development of a child, but also to search for new methods that contribute to the mastery of the Russian language as a mother tongue, forms of master-

ing the role-playing game as a leading neoplasm of preschool childhood, the development of the emotional sphere and cognitive activity.

The research methodology includes theoretical analysis, a synthesis of studies conducted by international and Russian scientists, and research in the field of language education of children, diagnosis of speech and communicative development of children, mastery of the Russian language as a mother tongue. Empirical methods are implemented to diagnose the level of mastery of the Russian language as a native one.

Research results. The study presents diagnostic data on the level of mastery of the mother tongue by senior preschoolers. The conclusion is drawn on the importance of the integrative application of interactive dialogue methods and techniques that contribute to the activation of the creative, cognitive, communicative initiative of preschool children: work on the semantics of the word; creating conditions for the development of the desire of children to integrate into joint activities; role-playing games using the role-changing technique; stimulation of children's imagination in verbal inventing stories; application of techniques for creating plot compositions in a verbal story.

Conclusion. The study presents new methods that contribute to the mastery of the Russian language as their native mother tongue by preschoolers to study and develop their creative, communicative and cognitive experience. The results show that the techniques help to increase the efficiency of communication between children and adults, to optimize the adaptation process of a child in the world of the Russian language, its value-national component.

Keywords: preschoolers, Russian language, speech development, information, socialization, communication skills, activity, game, dialogue.

References

1. Belousova M.V., Karpov A.M., Utkuzova M.A. The influence of gadgets on the development of communication, socialization and speech in children of early and preschool age // Prakticheskaya meditsina (Practical medicine). 2014. No. 9 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-

gadzhetov-na-razvitie-kommunikatsii-sotsial-izatsii-i-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta (access date: 06.27.2020).

2. Galeeva E.V., Bartosh N.N. Pedagogical conditions for the development of dialogical speech among children of preschool age // Baltiyskiy gu-manitarnyy zhurnal (Baltic Humanities Journal).

<

PQ £ a

4

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

2016. Vol. 5, No. 2 (15). URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-raz-vitiya-dialogicheskoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (access date: 06.27.2020).

3. Glukhov V.P. Formation of coherent speech among preschool children with general speech underdevelopment. 2nd Edition. M.: ARKTI, 2004. URL: https://metodich.ru/metodika-raboti-po-formirovaniyu-svyaznoj-rechi-detej-s-onr-ii/63900.pdf (access date: 06/29/2020).

4. Groshenkova V.A., Ryzhova N.V. The formation of a connected speech utterance among preschool children of 5-6 years old with speech disorders // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vest-nik (Yaroslavl Pedagogical Bulletin). 2014. Vol. 2, No. 4. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=22810807 (access date: 06.30.2020).

5. Kaznacheeva N.N. The audiovisual nature of socialization and literature lessons at school: problems and tasks. In: Digital generation and the pedagogical realities of modern Russia.

2017. P. 249-256. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=29336753 (access date: 01.07.2020).

6. Kamenskaya V.G., Tomanov L.V. Dynamics of the intellectual functions of Russian preschoolers during the formation of Internet technologies // Psikhologiya. Psikhofiziologiya (Psychology. Psychophisiology). 2019. Vol. 12, No. 3. P. 56-53. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=41113743 (access date: 06.30.2020).

7. Lavrentyeva A.I. Questions of mastering the native and non-native languages in teacher training // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Peda-gogika i psikhologiya (Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and Psychology). 2013. No. 1. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=19131661 (access date: 06.29.2020).

8. Larionova L.I., Gorbunova A.Yu. A comparative study of the intellectual development of preschool children in a digital environment // Ekopsikhologicheskie issledovaniya-6: ekologiya detstva i psikhologiya ustoychivogo razvitiya (Ecopsychological research-6: childhood ecology and developmental psychology). 2020. No. 6.

P. 465-469. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sravnitelnoe-issledovanie-intellektual-nogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-us-loviyah-tsifrovoy-sredy (access date: 06.29.2020).

9. Lebedeva T.V. A new approach to the study of the mastery of the language by preschool children with normal and impaired development // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education www.psyedu. ru). 2014. Vol. 6, No. 3. P. 243-254. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=22413120 (access date: 06.29.2020).

10. Potapova Yu.S. Speech development of preschoolers in the kindergarten // Voprosy pedagogiki (Questions of pedagogy). 2020. No. 5-1. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42852379 (access date: 06.30.2020).

11. Sokhin F.A. Speech awareness by preschoolers. In: Teacher Professionalism: Essence, Content, Development Prospects. 2018. URL: http:// www.manpo.ru/manpo/conferences/materi-als/2018/sbornik201802_2.pdf#page=87 (access date: June 29, 2020).

12. Temnikova E.Yu. The development of parent-child relationships in the family with children with general speech underdevelopment // Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2016. No. 3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-semyah-imey-uschih-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (access date: 29.06.2020).

13. Ushakova O.S., Yashina V.I. The relationship of the linguistic and cognitive aspect of the development of speech of preschoolers // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka (Pedagogical education and science). 2016. No. 5. P. 40-42. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=27509661 (access date: 06.30.2020).

14. Ushakova O.S. Patterns of mastery of the native language: the development of linguistic and communicative abilities in preschool childhood. Moscow: TC Sphere. 2014. 288 p. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=32720106 (access date: 06.30.2020).

15. Al Sagr A.N., Al Sagr N.A. The effect of electronics on the growth and development of young children: A Narrative Review // Journal of Health Informatics in Developing Countries. 2020. Vol. 14, No. 1. URL: https://jhidc.org/in-dex.php/jhidc/article/view/250 (access date: 01.07.2020).

16. Eutsler L. et al. The influence of mobile technologies on preschool and elementary children's literacy achievement: a systematic review spanning 2007-2019 // Educational Technology Research and Development. 2020. P. 1-30. URL: https://link.springer.com/ar-ticle/10.1007/s11423-020-09786-1 (access date: 01.07.2020).

17. Getman A.P. et al. Information security in modern society: Sociocultural aspects // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, No. 25. URL: https://www. amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/ article/view/1021 (access date: 01.07.2020).

18. Kurylo V., Savchenko S., Karaman O. Aberrational socialization as a new type of socialization of an individual in modern information society // Postmodern Openings / Deschideri Postmoderne. 2020. Vol. 11, No. 1. P. 225-237. URL: https://web.a.ebscohost.com/abstract?direc-t=true&profile=ehost&scope=site&authtype= crawler&jrnl=20680236&AN=141948059&h= Gj M 1cV2TXrq M sAxo3GuTu L%2bsK4xkYi u9MQ KlWjVTZH1p7aP03Vf0t7X1WLiKIrWCCpKvwBk W%2bmmQiAtmCc2xTA%3d%3d&crl=c&result Ns=AdminWebAuth&resultLocal=ErrCrlNotAu th&crlhashurl=login.aspx%3fdirect%3dtrue%2 6profile%3dehost%26scope%3dsite%26autht ype%3dcrawler%26jrnl%3d20680236%26AN% 3d141948059 (access date: 01.07.2020).

19. Mustafa M.Y., Rose N.N., Ishak A.S. Internet addiction and family stress: symptoms, causes and effects // Journal of Physics: Conference Series. IOP Publishing. 2020. Vol. 1529, No. 3. P. 1-4. DOI: 10.1088/1742-6596/1529/3/032017 URL:

https://iopscience.iop.org/article/10.1088/ 1742-6596/1529/3/032017/meta (access date: 01.07.2020).

20. Nugraheni A.D. The influence of the digital age on early childhood education based characters. In: Procedings of the 4th International Conference on Early Childhood Education. Sema-rang Early Childhood Research and Education Talks (SECRET 2018). Atlantis Press, 2018. DOI: https://doi.org/10.2991/secret-18.2018.33 (access date: 01.07.2020).

21. Petchimuthu R. et al. Media and child growth // Studies in Indian place names. 2020. Vol. 40, No. 48. URL: https://archives.tpnsindia.org/in-dex.php/sipn/article/view/3335 (access date: 01.07.2020).

22. Ribner A.D., Barr R. F., Nichols D.L. Background media use is negatively related to language and literacy skills: indirect effects of self-regulation // Pediatric Research. 2020. URL: https://www. nature.com/articles/s41390-020-1004-5 (access date: 01.07.2020).

23. Robidoux H., Ellington E., Lauerer J. Screen Time: The impact of digital technology on children and strategies in care // Journal of psychosocial nursing and mental health services. 2019. Vol. 57, No. 11. P. 15-20. DOI: https:// doi.org/10.3928/02793695-20191016-04 (access date: 01.07.2020).

24. Tomasello M. Beyond formalities: The case of language acquisition // The Linguistic Review. 2005. Vol. 22, is. 2-4. P. 183-197. DOI: https:// doi.org/10.1515/tlir.2005.22.2-4.183 (access date: 01.07.2020).

25. Watt H.J. How does the use of modern communication technology influence language and literacy development? A review // Contemporary issues in communication science and disorders. 2010. Vol. 37. Fall Issue. URL: https://pubs.asha. org/doi/pdf/10.1044/cicsd_36_F_141(access date: 01.07.2020).

С PQ

£ a

4

с

PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w V

s

b

1-й <

G

«

S К

H U

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.