Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация образования / информационно-коммуникационные технологии / компетентность / учитель изобразительного искусства / digital transformation of education / information and communication technologies / competence / teacher of fine arts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербинкина Елена Васильевна

Статья посвящена проблеме формирования готовности будущего учителя изобразительного искусства к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образования. Проведенное исследование позволило определить уровни формирования цифровой компетенции, как необходимого компонента профессиональной подготовки педагога-художника. Анализ показал, что изменение методологии образования, одним из предметов педагогики определяет цифровую коммуникацию и ИТ-компетентность. Профессиональная деятельность будущего учителя связана с универсальной способностью владеть цифровыми технологиями. Педагогическая целесообразность использования цифрового инструментария в организации учебной деятельности обусловлена открывающимися возможностями самореализации творческого потенциала обучающихся. Готовность будущего педагога-художника к работе в цифровом пространстве современной школы в широком понимании связана с общим (пользовательским) уровнем цифровой грамотности. В узком понимании уровень развития цифровых навыков определяется процессом интеграции технических возможностей цифрового инструментария в непосредственно художественно-творческую деятельность. Формирование готовности педагога-художника к педагогической деятельности предполагает преемственность традиционного обучения с учетом информатизации и индивидуализации образовательного процесса. Переход на цифровой уровень обеспечения профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства предполагает модернизацию инфраструктуры, встраивание интернет-технологий цифрового обучения, актуализацию цифрового методического обеспечения, переосмысление традиционных условий организации учебной деятельности процесса, использование интерактивных и инновационных педагогических технологий. Сформированность цифровой компетенции способствует переводу некоторых традиционных форм обучения в цифровое пространство, тем самым обеспечивает многоуровневый характер формирования готовности будущего учителя к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербинкина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the definition of the foundations of the formation of the readiness of the future teacher of fine arts for professional activity in the conditions of digital transformation of education. The conducted research made it possible to determine the stages and levels of formation of digital competence as a necessary component of the professional training of an artist teacher. The analysis showed that the change in the methodology of education, one of the subjects of pedagogy determines digital communication and IT competence. The professional activity of the future teacher is connected with the universal ability to master digital technologies. The pedagogical expediency of using digital tools in the organization of educational activities is due to the opportunities for self-realization of the creative potential of students. The readiness of the future teacher of fine arts to work in the digital space of a modern school is broadly related to the general (user) level of digital literacy. In a narrow sense, the level of development of digital skills is determined by the process of integrating the technical capabilities of digital tools directly into artistic and creative activity (special skills). The formation of a teacher-artist's readiness for pedagogical activity presupposes the continuity of traditional education, taking into account the informatization and individualization of the educational process. The transition to the digital level of providing professional and pedagogical training for teachers of fine arts involves the modernization of infrastructure, the embedding of Internet technologies for digital learning, the updating of digital methodological support, rethinking traditional forms of organizing the educational process, the use of interactive and innovative pedagogical technologies. The formation of digital competence contributes to the transfer of some traditional forms of education into the digital space, thereby ensuring the multilevel nature of the formation of the future teacher's readiness for pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА»

Литература:

ГАфзалова, А.Н. Использование гибких методологий Agil в современном образовании. Анализ зарубежной литературы / А.Н. Афзалова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 36-39

2. Гайворонская, С.А. Практика внедрения бережливых технологий в систему управления вузом: проектный подход / С.А. Гайворонская//Университетское управление: практика и анализ. -2019. -№4 (23). -С. 104-115

3. Дроженко, Г.Г. Особенности применения образовательной методики eduScrum / Г.Г. Дроженко // Педагогическая наука и практика. - 2020. - № 1 (27). - С. 65-68

4. Манокин, М.А. Методология Agile в образовательной среде / М.А. Манокин, А.Р. Ожегова, Е.А. Шенкман // Университетское управление: практика и анализ. -2018. - № 22 (4). - С. 83-96

5. На пути к agile-профессионалитету / В.В. Дубицкий, А.Г. Кислов, B.C. Неумывакин, A.B. Феоктистов // Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - № 2. - С. 6-29

6. Пономаренко, Е.В. Гибкие подходы в управлении образовательной средой / Е.В. Пономаренко, Г.П. Садов // Сборник научных работ серии «Государственное управление». - 2021. - № 22. - С. 75-91

7. Сазерленд, Дж. Scrum. Революционный метод управления проектами / Дж. Сазерленд; пер. с англ. М. Гескиной. -Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 186 с.

8. Семичева, Н.В. Возможности трансформации профессионального образования под влиянием экспоненциального технологического роста / Н.В. Семичева, О.Ф. Природова // Методология и технология непрерывного профессионального образования. -2020. -№ 1,- С. 13-19

9. Яшина, М.Н. Формирование системы непрерывного образования на основе гибких технологий / М.Н. Яшина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2018. - № 5 (74). - С. 127-130

Педагогика

УДК 378:7(045)

старший преподаватель Щербинкииа Елена Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования готовности будущего учителя изобразительного искусства к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образования. Проведенное исследование позволило определить уровни формирования цифровой компетенции, как необходимого компонента профессиональной подготовки педагога-художника. Анализ показал, что изменение методологии образования, одним из предметов педагогики определяет цифровую коммуникацию и ИТ-компетентность. Профессиональная деятельность будущего учителя связана с универсальной способностью владеть цифровыми технологиями. Педагогическая целесообразность использования цифрового инструментария в организации учебной деятельности обусловлена открывающимися возможностями самореализации творческого потенциала обучающихся. Готовность будущего педагога-художника к работе в цифровом пространстве современной школы в широком понимании связана с общим (пользовательским) уровнем цифровой грамотности. В узком понимании уровень развития цифровых навыков определяется процессом интеграции технических возможностей цифрового инструментария в непосредственно художественно-творческую деятельность. Формирование готовности педагога-художника к педагогической деятельности предполагает преемственность традиционного обучения с учетом информатизации и индивидуализации образовательного процесса. Переход на цифровой уровень обеспечения профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства предполагает модернизацию инфраструктуры, встраивание интернет-технологий цифрового обучения, актуализацию цифрового методического обеспечения, переосмысление традиционных условий организации учебной деятельности процесса, использование интерактивных и инновационных педагогических технологий. Сформированность цифровой компетенции способствует переводу некоторых традиционных форм обучения в цифровое пространство, тем самым обеспечивает многоуровневый характер формирования готовности будущего учителя к педагогической деятельности.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, информационно-коммуникационные технологии, компетентность, учитель изобразительного искусства.

Annotation. The article is devoted to the definition of the foundations of the formation of the readiness of the future teacher of fine arts for professional activity in the conditions of digital transformation of education. The conducted research made it possible to determine the stages and levels of formation of digital competence as a necessary component of the professional training of an artist teacher. The analysis showed that the change in the methodology of education, one of the subjects of pedagogy determines digital communication and IT competence. The professional activity of the future teacher is connected with the universal ability to master digital technologies. The pedagogical expediency of using digital tools in the organization of educational activities is due to the opportunities for self-realization of the creative potential of students. The readiness of the future teacher of fine arts to work in the digital space of a modern school is broadly related to the general (user) level of digital literacy. In a narrow sense, the level of development of digital skills is determined by the process of integrating the technical capabilities of digital tools directly into artistic and creative activity (special skills). The formation of a teacher-artist's readiness for pedagogical activity presupposes the continuity of traditional education, taking into account the informatization and individualization of the educational process. The transition to the digital level of providing professional and pedagogical training for teachers of fine arts involves the modernization of infrastructure, the embedding of Internet technologies for digital learning, the updating of digital methodological support, rethinking traditional forms of organizing the educational process, the use of interactive and innovative pedagogical technologies. The formation of digital competence contributes to the transfer of some traditional forms of education into the digital space, thereby ensuring the multilevel nature of the formation of the future teacher's readiness for pedagogical activity.

Key words: digital transformation of education, information and communication technologies, competence, teacher of fine arts.

Статья выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогическийуниверситет имени М. Акмуллы» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический -университет имени М.Е. Евсевьева») по теме «Формирование готовности будущего учителя изобразительного искусства к профессиональной деятельности в школе

цифрового века»

Введение. Интенсивный процесс цифровизацни жизненного пространства обозначил проблемное поле встраивания цифровых технологий в систему образования. Актуальность анализа характера применения цифровых технологий в образовательной практике обусловлена ускорением процесса модернизации образования. Стратегия традиционного «аналогово-инструкционного подхода» к обучению, в которой преподаватель является единственным источником знания представляется сегодня малоэффективной. Парадоксальность существования более обширных информационно-коммуникативных знаний у студентов, выросших вместе с развитием цифровой культуры и наличием недостаточных умений в этой области у преподавателей, изучающих их в зрелом возрасте, указывает на своеобразный «конфликт» в процессе преподавания. Поколение «digital» с детства окружено цифровыми технологиями, способствующими высокой скорости получения информации через многочисленные каналы, которые внесли принципиальные изменения в характер взаимодействия с информацией.

Научные исследования, содержащие анализ глобальных трендов цифровизацни, определяют сквозными трендами цифровизацни образования: использование искусственного интеллекта, распространение мобильных и облачных технологий, технологий обработки больших данных, разработки технологий дополненной реальности [4]. Встраивание цифровых инструментов в традиционные образовательные технологии способствует переходу к новым методам преподавания, соответствующим требованиям «цифровой школы». Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли Е.В. Гнатышина, Ю.Ф. Катханова, Е.В. Клейменова, и другие [3; 6; 7].

Изложение основного материала статьи. Готовность будущего педагога-художника к профессиональной деятельности определяется сложным симбиозом психолого-педагогических и художественно-эстетических компетенций. В русле цифровизацни образования решение задачи обеспечения эффективной цифровой поддержки участников образовательных отношений становится приоритетной и выдвигает цифровую культуру учителя на новый уровень.

Для современного учителя цифровая грамотность становится неотъемлемым компонентом его профессиональной компетентности. Интеграция цифровых технологий в подготовку педагога-художника представляет собой процесс адаптации системы образования и существующих педагогических технологий с возможностями цифровых технологий, и наоборот, адаптацию цифровых технологий к требованиям образовательной практики. Вместе с тем, возникает потребность в создании новых образовательных структур и соответствующих им цифрового обеспечения процесса обучения.

Изменение методологии образования вводит в проблематику педагогики информационную культуру личности, цифровую коммуникацию и ИТ-компетентность. Уровень цифровой грамотности определяется универсальной способностью обучающегося владеть технологиями поиска и обработки информации. Набор знаний и умений в области цифровых технологий является основой цифровой компетенции - готовности к решению разнообразных задач с применением цифровых технологий. Выделяют следующие цифровые навыки: общие (пользовательские), необходимые для повседневной жизни; профессиональные, применяемые для работы с цифровыми продуктами; проблемно-ориентированные, направленные на разработку специализированных программ, систем и т.д.; комплементарные, ориентированные на коммуникацию в социальных сетях и т.д.); специальные, способствующие работе с интернет-сервисами, облачными хранилищами, информационными ресурсами. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что современный учитель обладает общими, комплементарными и специальными цифровыми навыками [5, С. 32]. Цифровая культура, как более широкое понятие, связана с качествами личности педагога, в которых отражается информационное мировоззрение и нацеленность на ценности информационного воздействия в цифровом пространстве [3, С. 31].

Современные условия доступа к информации, скорость ее получения выводит на значимые позиции методическое обеспечение учебного процесса средствами цифровых сервисов. Учитель должен быть уверенным пользователем цифровой среды Интернета, обладать умениями поиска новых знаний и их интерпретации в образовательное пространство. Работа с текстом и графическим изображениями, обработки и хранения информации, создание презентационных материалов, выраженная направленность к самосовершенствованию в области знания цифровых инструментов обучения в целом определяет уровень цифровой культуры учителя. Индекс цифровой грамотности современного учителя базируется на оценке показателей информационной, коммуникативной, компьютерной и медиаграмотности, а также личного отношения к технологическим инновациям [31.

Готовность будущего педагога-художника к работе в цифровом пространстве современной школы в широком понимании этого процесса связано с общими (пользовательскими) и специальными навыками использования цифровых сервисов. В узком понимании готовность педагога изобразительного искусства к условиям цифровой школы формируется в процессе интеграции технических возможностей цифрового инструментария и художественно-творческой деятельности.

Художественное образование предполагает довольно длительное развитие у обучающихся специальных умений и навыков в процессе взаимодействия нескольких образовательных уровней, которые обеспечивают непрерывность образовательного процесса и его преемственность. Система художественно-педагогического образования с позиции цифровой трансформации может функционировать как в измерениях, сохраняющих преемственность и непрерывность, так и в проблемном поле информатизации и индивидуализации [6, С. 7]. Информатизация представлена внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационного инструментария. Индивидуализация образования как тренд развития образования в целом проявляется в распространении практики индивидуальных образовательных маршрутов, применении индивидуального или личностно-ориентированного подхода в обучении, внимательного отношения к творческим способностям и профессиональным интересам каждого обучающегося, тем самым обеспечивая персональный характер обучения [14, С. 210].

Появление разнообразных форм цифровых искусств, распространение компьютерной графики и экранных форм творчества требуют новых подходов к художественно-педагогической деятельности, поэтому педагогическая целесообразность использования цифрового инструментария в образовательной практике взаимосвязана с поиском эффективных средств самореализации творческого потенциала обучающихся. Следовательно, внедрение цифровых технологий следует рассматривать с позиции решения задач:

- поиска эффективных методических инструментов, способствующих формированию профессионала, ориентированного на постоянное развитие;

- создания учебной развивающей среды открытого характера, направленной на поиск путей самовыражения и самообразования, не только обучающихся, но и преподавателей.

Методический инструментарий, используемый в художественно-педагогическом образовании, обладает широкими возможностями включения разнообразных цифровых продуктов. Информационные и коммуникационные системы, применяемые при подготовке художников-педагогов, связаны прежде всего с использованием инструментов поиска и обработки информации в Интернет (электронные каталоги, базы данных, справочники и пр.). Наличие цифровых сервисов архивирования и хранения профессионально значимой информации, с возможностью ее обработки, передачи, тиражирования ускоряет решение учебных задач в процессе обучения. Использование интернет-тренажеров, графических

программ разработки и создания двухмерных и трехмерных объектов, моделирования средовых форм, анимации и пр., формирует компетенции будущего педагога-художника как профессионала в области изобразительного искусства. Дидактический потенциал современных цифровых продуктов обуславливает появление разного рода обучающих платформ, способствует эффективному сетевому взаимодействию [14, С. 212].

Цифровая трансформация художественно-педагогического образования обусловлена информационно-коммуникационными технологиями, которые понимаются как - «приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса» [4, С. 22]. Включение в учебный план основной образовательной профессиональной программы дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» позволяет обеспечить базовый уровень владения навыками работы с цифровым инструментами. С позиции педагогики это выражается в возможности использования цифровых инструментов для автоматизации информационного и методического обеспечения учебного процесса, решения воспитательных задач, осуществления диагностики и тестирования, оценивания знаний и пр. Ракурс предметной направленности, характеризующийся наличием знаний и умений в области изобразительного искусства, связан с интеграцией традиционных методик обучения изобразительному искусству и технологий информационно-коммуникационной культуры. Этот процесс открывает новые возможности межпредметного взаимодействия и способствует активизации мотивационных, когнитивных и деятельностных компонентов обучения [2, С. 488]. Дидактический потенциал цифровизации раскрывается в практике дифференциации технологий и методов обучения, в том числе в процессе использования вариативного обучения [7, С. 33]. Использование активных и интерактивных педагогических технологий (проектной деятельности, игровых технологий и пр.) с включением цифровых инструментов расширяет инновационные формы обучения.

Использование средств цифровизации закрепило в образовательных практиках элементы онлайн-обучения. Дистанционные технологии реализуются за счет новых форматов: вебинаров, видеолекций, видеоконференций и пр. Система дистанционного обучения по мнению исследователей способна со временем адаптировать способы передачи знаний области художественного образования, что позволит высвободить обучающимся «временной ресурс для научных исследований и творческой деятельности» [15, С. 115].

Особе место в цифровом поле занимает возможность организации и воспроизведения условий будущей профессиональной деятельности. Сетевое взаимодействие, использование ресурсов виртуальной среды, обучающих тренажеров позволяют формировать необходимые компетенции педагога-художника. Цифровая образовательная среда предполагает наличие комплекса ресурсов, условий и возможностей для обучения и развития, и способствует актуализации самостоятельности обучающихся в рамках учебной деятельности [14, С. 213]. Цифровой ресурс дидактического инструментария, строящийся на принципах индивидуализации обеспечивает адресный характер обучения. Педагог в таком случае выступает как тьютор, и является сопровождающим индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Реализации дидактического потенциала цифровых технологий в процессе подготовки будущего педагога может осуществляться на нескольких уровнях: планирования, организации и управления образовательным процессом; взаимодействия субъектов образовательных отношений; содержательно-организационной деятельности; образовательных результатов; диагностики и оценки качества освоения программного материала [11, С. 77].

Сформированность изобразительных навыков выступает «сердцевиной» художественной деятельности педагога-художника. Освоение дисциплин предметной направленности происходит в большей степени с опорой на традиционные педагогические технологии, в которых практические занятия в аудитории, использование натурных постановок, мастер-классов в очном режиме играют основную роль. Многие исследователи отмечают необходимость переосмысления традиционных форм обучения и предлагают конкретные действия в виде включения графического интерфейса в качестве дополнения к инструментам обучения [12]. Опыт пандемии наглядно показал возможности дистанционных форм обучения изобразительному искусству. Современные профессиональные художники стремительно осваивают рисование в виртуальной реальности, используют нейросети для творческого вдохновения. Наличие специально разработанных программ для рисования способствует активному развитию цифровых форм искусства [13]. Сторонники такого подхода отмечают, что использование графических планшетов, интерактивных досок, графических редакторов дает неограниченный ресурс возможностей для формирования профессиональных навыков художника. Цифровые технологии - новые возможности для углубленной работы с материалами искусства. Они расширяют «фронт» художественной деятельности, облегчают операционную составляющую художественно-творческой работы [8, С. 99]. Компьютер становится своеобразным посредником между традиционными подходами к обучению изобразительному искусству, методами развития творческого потенциала обучающихся и процессами цифровизации различных областей искусства. Противники активного внедрения компьютерного творчества высказываются опасения, что его широкое распространение может нарушить связь мышления и воображения с телесным характером памяти. По мнению А. А. Васильевой: «Цифровизация снижает актуальность и значимость контактного, персонифицированного, личностно развивающего обучения, несмотря на то что, образование есть и останется чем-то человеческим, а не цифровым» [1,С. 115].

Позитивные и негативные стороны включения цифровых технологий в практику образования показывают их двойственный характер и разное отношение педагогического сообщества к их активному внедрению [9; 10]. Тем не менее, неоспоримым фактом остается понимание неизбежности появления цифровых технологий в процессе обучения изобразительному искусству. Практика дистанционного обучения показала необходимость живого общения студентов-первокурсников с преподавателем. Оно особо значимо на начальном этапе формирования профессиональных подходов, так как обучение строится на основе натурных постановок. Студентам выпускных курсов, обладающих сформированными навыками рисования, и сосредоточенных в большей степени на композиционных поисках или творческих экспериментах по представлению, цифровые инструменты (например, графические редакторы) способствуют эффективной реализации творческих замыслов [10, С. 125].

Выводы. Таким образом, анализ проблемы формирования готовности учителя изобразительного искусства к условиям современной «цифровой «школы» показал необходимость интеграции цифровых технологий в процесс его подготовки. Доступность, транспарентность знаний, развитые навыки цифровой компетентности обучающихся содействуют переходу некоторых традиционных форм подачи учебного материала в цифровое пространство, тем самым способствуют многоуровневому характеру формирования готовности будущих педагогов-художников к профессиональной деятельности. Активное внедрение цифровых инструментов в процесс подготовки продиктовано тем, что они могут выступать не только надстройкой в художественно-педагогическом образовании, а могут стать его неотъемлемой частью, предоставляя новые возможности обучающимся для их становления в будущей профессии.

Литература:

1. Васильева, A.A. К вопросу о цифровизации образовательной среды современного вуза / A.A. Васильева // Проблемы современного педагогического образования. -2020. -№ 69-1. -С. 114-117

2. Герасимова, А.Г. Формирование компонентов готовности будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности / А.Г. Герасимова, К.Н. Фадеева // Педагогика искусства. - 2014. - № 4. - С. 485-489

3. Гнатышина, Е.В. Формирование цифровой культуры будущего педагога: монография / Е.В. Гнатышина. -Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. -294 с.

4. Гэйбл, Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / Э. Гэйбл; Пер. с анг.; под науч. ред. П.А. Сергоманова. - Москва: НИУ ВШЭ, 2019. - 108 с.

5. Калыхматов, В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учеб-метод, пособие // В.И. Калыхматов. - Санкт-Петербург: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. - 135 с.

6. Катханова, Ю.Ф. Цифровая трансформация в художественном образовании: монография / Ю.Ф. Катханова. - Уфа: МЦИИ «Omega science», 2021. - 221 с.

7. Клейменова, Е.В. Технология вариативного обучения студентов вуза в условиях цифровизации образовательной среды / Е.В. Клейменова // Вестник Воронежского государственного университета. -2019. - № 2. - С. 32-34

8. Красильников, ИМ. Педагогический потенциал цифровых технологий и его реализация в художественном образовании / И.М. Красильников // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т.1, №2 (59).- С. 95-104

9. Коломейцева, A.A. Многозадачность образовательного процесса в условиях цифровизации высшей школы / A.A. Коломейцева // Профессиональное образование в современном мире. - 2021. - Т. 11,№ 1,- С. 84-93

10. Коломейцева, A.A. Модернизация образовательной среды к вызовам цифровизации высшей школы / A.A. Коломейцева, P.P. Гасанова // Мир университетской науки: культура и образование. - 2020. - № 9,- С. 167-175

11. Паршина, Л.Г. Дидактический потенциал цифровых технологий в подготовке студентов педагогического вуза / Л.Г. Паршина, П.В. Замкин, И.Б. Буянова, Е.В. Щербинкина // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Т. 13, № 4(52). -С. 73-80

12. Пугач, В.А. Академический рисунок и цифровые технологии: Возможен ли союз? / В.А. Пугач // Мир университетской науки: культура, образование. - 2020. - № 9. - С. 119-126

13. Савлучинская, Н.В. Художественное образование в период цифровой глобализации / Н.В. Савлучинская, Е.С. Лыкова, Е.А. Морозкина // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 11. - С. 193-197. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39420 (дата обращения: 20.09.2023)

14. Салаватулина, Л.Р. Цифровая трансформация дидактического пространства профессиональной подготовки педагогов / Л.Р. Салаватулина, А.Н. Богачев // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2022. - № 1. - С. 208-220

15. Тютюнова, Ю.М. Художественное образование на современном этапе: проблемы цифровизации / Ю.М. Тютюнова // Проблемы современного образования. - 2021. - № 3. - С. 105-116

Педагогика

УДК 378:004(045)

старший преподаватель Щербинкина Елена Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В настоящее время к числу актуальных относится проблема потребности общества в квалифицированных специалистах. Их отличает грамотное использование возможностей информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Ввиду происходящего в современном обществе процесса информатизации в системе образования требуется разработка новой модели. В ее основе лежит применение цифровых образовательных ресурсов. Их внедрение в профессиональную деятельность учителей изобразительного искусства относится к числу приоритетных направлений модернизации всего отечественного образования. Не является исключением и художественное образование. В процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства необходимо учитывать особенности цифровых образовательных ресурсов. Не подлежит сомнению перспективность их использования в условиях современного информационного общества. В статье рассмотрена классификация современных цифровых образовательных ресурсов. Также описываются их дидактические функции и положительные стороны использования при обучении бакалавров изобразительного искусства.

Ключевые слова: учитель изобразительного искусства, цифровая компетентность, цифровые образовательные ресурсы, профессиональная деятельность, информационные технологии, цифровизация образования.

Annotation. Currently, the problem of society's need for qualified specialists is one of the most pressing. They are distinguished by the competent use of information technology capabilities in their professional activities. In view of the process of informatization taking place in modern society in the education system, the development of a new model is required. It is based on the use of digital educational resources. Their introduction into the professional activities of fine arts teachers is one of the priority areas for the modernization of all domestic education. Art education is no exception. In the process of training future fine arts teachers, it is necessary to take into account the features of digital educational resources. There is no doubt about the prospects of their use in the conditions of the modern information society. The article discusses the classification of modern digital educational resources. Their didactic functions and positive aspects of use in teaching bachelors of fine arts are also described.

Key words: fine arts teacher, digital competence, digital educational resources, professional activity, information technology, digitalization of education.

Статья выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогическийуниверситет имени М. Акмуллы» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический -университет имени М.Е. Евсевьева») по теме «Формирование готовности будущего учителя изобразительного искусства к профессиональной деятельности в школе

цифрового века»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.