Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподёрова Климентина Руслановна, Харитонова Валерия Павловна

Несмотря на то, что проектному методу более ста лет его использование актуально и сегодня. Объясняется это адаптируемостью метода ко времени и его вызовам. Сегодня инструментальной основой проектной деятельности выступают различные цифровые инструменты. Рассмотрено использование вики, облачных сервисов, инструментов онлайн визуализации. Особое внимание уделено инструментам для организации совместной деятельности. Приведены примеры информационных продуктов, разработанных студентами Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Рассмотрена организация проектной деятельности в рамках коммуникативно-цифрового модуля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподёрова Климентина Руслановна, Харитонова Валерия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TOOLS FOR ORGANIZING INDIVIDUAL AND JOINT PROJECT ACTIVITIES OF FUTURE TEACHERS

Despite the fact that the design method is more than a hundred years old, its use is still relevant today. This is explained by the adaptability of the method to time and its calls. Today, various digital tools act as the instrumental basis for project activities. The use of wikis, cloud services, online visualization tools is considered. Particular attention is paid to tools for organizing joint activities. Examples of information products developed by students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given. The organization of project activities within the framework of the communicative-digital module is considered.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

14. Черенкова, В.М. Проектирование рабочих программ внеурочной деятельности по информатике / В.М. Черенкова // Научные вести. - 2021. - № 1(30). - С. 81-85

УДК 378.14

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студентка Харитонова Валерия Павловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Технологический прогресс в образовании прошел путь от применения технических средств обучения к внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и сегодня к цифровой трансформации образования. Авторы многих пособий [1, 5, 7] показывают примеры использования цифровых инструментов как высокоэффективного педагогического средства, позволяющего получить новое качество образовательного процесса при меньших затратах сил и времени как преподавателей, так и обучающихся. Например, в статье [2] проводится анализ цифровых инструментов для представления контента при дистанционном образовании, в статье [4] рассматриваются Интернет-сервисы и ресурсы для организации смешанного обучения на уроках математики, статья [9] посвящена современным инструментам оценивания в цифровой среде, в статье [12] представлены инструменты для реализации компетентностного подхода в обучении будущих учителей.

Особый интерес для нашего исследования представляют цифровые инструменты для организации проектной деятельности будущих педагогов. На подготовку будущих учителей к использованию современных образовательных технологий и методик обучения нацеливают требования ФГОС и профессионального стандарта педагога.

В монографии [6] обосновано использование различных Интернет-сервисов на каждом из этапов проектной деятельности: организационно-подготовительном, поисково-исследовательском, проектировочном, презентационном, рефлексивном. Проектная деятельность будущих бакалавров педагогического образования с применением современных цифровых инструментов может быть организована как через проведение учебных проектов в рамках дисциплин, так и через внеаудиторную проектную деятельность.

Объектом нашего исследования является обучение будущих бакалавров педагогического образования с использованием метода проектов. Предмет исследования: организация индивидуальной и совместной проектной деятельности будущих бакалавров педагогического образования с помощью современных цифровых инструментов.

Изложение основного материала исследования. С 2022 г. во всех педагогических вузах России введено Ядро высшего педагогического образования, цель которого обеспечение единых подходов к подготовке будущих учителей в любом вузе страны. Автор статьи [8] подчеркивает, что внедрение Ядра высшего педагогического заставит систему высшего педагогического образования обновиться. Наличие в Ядре модуля учебно-исследовательской и проектной деятельности показывает актуальность поиска инструментария для организации проектной деятельности будущих учителей, подготовке их применению метода проектов в условиях цифровой образовательной среды школы. Важно применять проектный метод и в других модулях Ядра. Например, в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина проектный метод используется в дисциплинах коммуникативно-цифрового модуля. Причем, студенты выполняют как индивидуальные проекты, так и работают над совместными проектными заданиями.

Рассмотрим примеры некоторых цифровых инструментов для индивидуальной и совместной проектной деятельности. В пособии [11] описаны такие цифровые ресурсы, как цифровая лаборатория GlobalLab, цифровая платформа GitHub. В пособии [1] рассмотрена программа-оболочка Hot Potatoes, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания, викторины, кроссворды, тесты. В учебно-методическом пособии [7] рассмотрено большое количество цифровых инструментов таких как, конструкторы цифровых историй; онлайн платформы для создания графики и инфографики, редактирования и обработки видео; платформы для создания интерактивных упражнений, презентаций, видео.

В пособии [5] акцент делается на инструменты, позволяющие организовать совместную проектную деятельность обучающихся. Несомненной дидактической ценностью при организации совместной деятельности обладают облачные технологии и сервисы Веб 2.0. В начале 21 века парадигма сети Интернет существенно изменилась. С появлением сервисов Веб 2.0 сетевое взаимодействие участников проектной деятельности выходит на новый технологический уровень. Организации коллективной работы студентов в цифровой образовательной среде посвящены также статьи [3, 10].

Примером сервиса совместного редактирования гипертекста является сервис вики. Например, в НГПУ им. К. Минина студенты первого курса используют вики для размещения портфолио проекта, разработанного в рамках дисциплины «Технологии цифрового образования». Студенты выбирают в качестве темы проекта темы из своей предметной области. Примеры тем проектов будущих учителей технологии и экономики «Питаемся вкусно и полезно», «Наш друг робот», «Мир моды», «Банки в современной экономике», «Невидимая рука рынка». Вики-портфолио проекта включает аннотацию проекта; вопросы, направляющие проект (основополагающий, проблемные, учебные); план проекта; вводную презентацию для мотивации обучающихся; информационные продукты учеников; оценочные инструменты; различные дидактические материалы (обучающие инструкции по цифровым инструментам, алгоритмы работы, списки полезных ресурсов, шаблоны документов и т.п.).

Рассмотрим использование в проектной деятельности облачных технологий. Облачные технологии - это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. «Облако» - это, в некотором смысле рабочая площадка пользователя в Интернете, а точнее на удаленном сервере. Универсальным средством совместной деятельности обучающихся и педагогов являются диск Яндекс или Google.

Среди сервисов Веб 2.0 особый интерес для использования в проектной, исследовательской деятельности представляют сервисы онлайн визуализации (кластеры, карты памяти, диаграммы Исикавы, ленты времени, инфографика и т.п).

Приведем некоторые примеры совместной деятельности обучающихся. В Яндекс-таблице https://clck.ru/33BCXb обучающиеся собирают примеры отечественных Интернет-сервисов. В совместной Google-презентации (https://clck.ru/33BCin) участники проекта «Выходи в Интернет» размещали свои слайды с инфографикой, посвященной Дню космонавтики.

При изучении темы «Тенденции развития информационного общества» в курсе «Современные информационные технологии» студенты отобразили эти тенденции с помощью ментальной карты (https://clck.ru/T2i6m), построенной с помощью онлайн сервиса https://www.mindmeister.com/. Подготовлена совместная вики-статья «Информационные ресурсы» (https://clck.ru/UCEXT). Разработана онлайн анкета по информационной культуре (https://clck.ru/33NLyg), проведено анкетирование, выполнена обработка результатов.

В дисциплине «Технологии цифрового образования» будущие учителя на совместной онлайн интерактивной доске анализировали сетевые проекты. При этом использовалась стратегия: 3-2-1 - три наиболее ярких момента проекта, два вопроса автору, одно предложение. Пример выполнения задания: https://clck.ru/33XYwe (использован сервис https://padlet.com).

Приведем еще один пример проектного задания (дисциплина «Методы исследовательской и проектной деятельности). Обучающимся предлагается спроектировать учебный проект по одной из тем (для своей дисциплины) с использованием Интернет-сервисов. Необходимо продумать темы индивидуальных и групповых исследовательских работ, подобрать источники информации по теме проекта. Для представления идей проекта необходимо использовать один из освоенных цифровых инструментов. Нужно предложить инструменты для размещения портфолио проекта, представления результатов исследований обучающихся, материалов по оцениванию, материалов по сопровождению и поддержке проектной деятельности. Также требуется создать от имени обучающихся вариант продукта проектной деятельности. Пример выполнения задания: https://clck.ru/UVHVy.

При организации проектной деятельности следует уделить внимание цифровым инструментам для организации оценивания как итогового, так и формирующего. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения рассматриваются в статье [10]. Для организации критериального оценивания продуктов проектной деятельности, самооценивания, взаимооценивания, рефлексии могут использоваться документы совместного редактирования, онлайн анкеты, виртуальные доски, ментальные карты, блоги, страницы обсуждений на вики-сайтах.

Выводы. Проектная деятельность является необходимым элементом структуры профессиональной подготовки будущего педагога. Проектная деятельность закреплена в ФГОС ВО как тип задач профессиональной деятельности. Метод проектов возник более 100 лет назад, но интерес к нему по-прежнему высок. Дело здесь в адаптируемости метода к современным условиям цифровой эпохи. Сегодня инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы цифровых технологий и, прежде всего, сетевые сервисы.

Дидактические возможности различных цифровых инструментов рассмотрены на примере организации проектной деятельности будущих учителей в рамках коммуникативно-цифрового модуля и модуля учебно-исследовательской и проектной деятельности Ядра высшего педагогического образования.

Аннотация. Несмотря на то, что проектному методу более ста лет его использование актуально и сегодня. Объясняется это адаптируемостью метода ко времени и его вызовам. Сегодня инструментальной основой проектной деятельности выступают различные цифровые инструменты. Рассмотрено использование вики, облачных сервисов, инструментов онлайн визуализации. Особое внимание уделено инструментам для организации совместной деятельности. Приведены примеры информационных продуктов, разработанных студентами Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Рассмотрена организация проектной деятельности в рамках коммуникативно-цифрового модуля.

Ключевые слова: проект, совместная деятельность, сервисы Web 2.0, облачные технологии.

Annotation. Despite the fact that the design method is more than a hundred years old, its use is still relevant today. This is explained by the adaptability of the method to time and its calls. Today, various digital tools act as the instrumental basis for project activities. The use of wikis, cloud services, online visualization tools is considered. Particular attention is paid to tools for organizing joint activities. Examples of information products developed by students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given. The organization of project activities within the framework of the communicative-digital module is considered.

Key words: project, team work, Web 2.0 services, cloud technologies.

Литература:

1. Глотова, М.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие / М.Ю. Глотова, Е.А. Самохвалова. - М.: МПГУ, 2020. - 253 с.

2. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 71-1. - С. 193-196

3. Круподерова, Е.П. Формирование компетенций цифровой экономики в условиях информационно-образовательной среды вуза / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-1. - С. 227-230

4. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64- 1. - С. 179-182

5. Круподерова, К.Р. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2022. -112 с.

6. Круподерова, К.Р. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. -106 с.

7. Панюкова, С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие / С.В. Панюкова. - М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. - 33 с.

8. Сиренко, Ю.С. Внедрение «Ядра высшего педагогического образования» в перспективах управления, преподавания и методической работы / Ю.С. Сиренко // Наука и школа. - 2022. - №4. - С. 45-50

9. Смирнова, Ж.В. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения / Ж.В. Смирнова, О.Г. Красикова // Вестник Мининского университета. - 2018. - №3 (24). - С. 9.

10. Шмульская, Л.С. Организация групповой работы студентов в электронной образовательной среде / Л.С. Шмульская С.В. Мамаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. -С. 358-361

11. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И.А. Карлов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников [и др.]. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 200 с.

12. Samerkhanova, E.K. Implementation of the competence approach with the help of network project activities / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin, T.I. Kanyanina // Opcion. - 2019. - T. 35. - № Special Issue 19. - C. 565-590

УДК 378.147:372.881.1:004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

доцент Малкова Татьяна Вячеславовна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Эффективность развития коммуникативных навыков в процессе иноязычной подготовки в значительной степени определяется адекватностью выбора методов и приемов обучения и зависит от того, каким образом преподаватель воздействует на обучающихся для достижения поставленных учебных целей. Однако не меньшее значение в процессе изучения иностранного языка имеет самостоятельная работа обучающихся, их автономная, осознанная и целенаправленная учебно-познавательная деятельность, направленная на совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Современному студенту необходимо самостоятельно осуществлять поиск и обработку поступающей информации в соответствии с собственными системами понимания и знания, что позволит ему стать не просто специалистом, но и самостоятельной личностью, способной воспроизводить собственную деятельность многократно без участия посторонних [1].

Изложение основного материала исследования. Вопрос подготовленности обучающихся к самостоятельному обучению приобрел особую актуальность в период пандемии новой коронавирусной инфекции, когда образовательным организациям всех уровней пришлось в неотложном порядке и на неопределенный срок перейти на дистанционный формат работы. Анализ приобретенного опыта онлайн

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.