Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТАМОЖЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ЦИФРОВОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТАМОЖЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФИЛАКТИКА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ТЕНДЕНЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожуханов Николай Михайлович

В статье анализируется современное состояние профилактики таможенной преступности. Таможенные преступления обособляются в самостоятельную группу противоправных деяний, преследуемых по уголовному законодательству. Автор, проводя нормативистский анализ, раскрывает особенности правового регулирования профилактики преступности в Российской Федерации. Дается экспертная оценка перспектив внедрения информационных технологий в деятельность таможенных органов и возможностей их использования для профилактики таможенной преступности. Определяется основная тенденция развития профилактики таможенной преступности и делается прогноз по ее развитию с учетом обострения геополитической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кожуханов Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL VECTOR OF PREVENTION CUSTOMS CRIME DEVELOPMENT

The article analyzes the current state of customs crime prevention. Customs crimes are separated into an independent group of illegal acts prosecuted under criminal law. The author, conducting a normative analysis, reveals the features of the legal regulation of crime prevention in the Russian Federation as a whole. The publication provides an expert assessment of the prospects for the introduction of information technologies in the activities of customs authorities and the possibility of their use for the prevention of customs crime. As a result, the author determines the main trend in the development of customs crime prevention and makes a forecast for its development, taking into account the aggravation of the geopolitical situation.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТАМОЖЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

правовые аспекты таможенной деятельности

legal aspects of customs activity

УДК 342.95

DOI 10.54048/20727240_2022_02_98

цифровой вектор развития профилактики таможенной преступности

н. М. Кожуханов1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье анализируется современное состояние профилактики таможенной преступности. Таможенные преступления обособляются в самостоятельную группу противоправных деяний, преследуемых по уголовному законодательству. Автор, проводя нормативистский анализ, раскрывает особенности правового регулирования профилактики преступности в Российской Федерации. Дается экспертная оценка перспектив внедрения информационных технологий в деятельность таможенных органов и возможностей их использования для профилактики таможенной преступности. Определяется основная тенденция развития профилактики таможенной преступности и делается прогноз по ее развитию с учетом обострения геополитической обстановки.

Ключевые слова: информационные технологии, профилактика, таможенные органы, таможенная преступность, тенденция, цифровизация.

digital vector of prevention customs crime development

N. M. Kozhukhanov1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the current state of customs crime prevention. Customs crimes are separated into an independent group of illegal acts prosecuted under criminal law. The author, conducting a normative analysis, reveals the features of the legal regulation of crime prevention in the Russian Federation as a whole. The publication provides an expert assessment of the prospects for the introduction of information technologies in the activities of customs authorities and the possibility of their use for the prevention of customs crime. As a result, the author determines the main trend in the development of customs crime prevention and makes a forecast for its development, taking into account the aggravation of the geopolitical situation.

Keywords: information technologies, prevention, Customs, customs crime, trend, digitalization.

© Кожуханов Н. М., 2022

Н. М. Кожуханов

ВВЕДЕНИЕ

В условиях обострения геополитического противостояния государств особую значимость приобретает профилактика преступности, которая является внутренним дестабилизирующим фактором гармоничного функционирования общественных отношений в стране. Это особенно актуально применительно к таможенной преступности, которая направлена на подрыв экономической безопасности Российской Федерации (РФ), так как экономика является базисом, позволяющим функционировать всей управленческой надстройке.

Таможенная преступность занимает небольшой удельный вес в общем количестве зарегистрированных преступлений - 0,1% [1, с. 2; 2], однако значителен финансовый ущерб, который наносится ими. Он исчисляется десятками миллиардов рублей [2], и это только по выявленным преступлениям, вне поля оценки остается латентная часть. Поэтому предупреждение таможенной преступности, как нам представляется, должно быть одним из приоритетных направлений работы таможенных органов РФ.

Таможенные органы в последние годы претерпевают значительные изменения, которые связаны с внедрением информационных технологий в их деятельность. Так, реализуется цифровой переход, когда электронные документы вытесняют бумажные и многие управленческие процессы встраиваются в цифровую матрицу. Изучению возможностей, которые открываются для профилактики таможенной преступности в процессе данного перехода, посвящена эта публикация.

Методологической основой работы выступают: метод дедукции - при обособлении таможенных преступлений в отдельную группу; нормативистский подход -при анализе норм, регулирующих профилактику преступности; моделирование -при выделении цифрового вектора развития профилактики таможенной преступности.

ТАМОЖЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Группа таможенных преступлений1 занимает особое место среди других групп преступлений. Это продиктовано как спецификой воплощения объективных признаков противоправного деяния, так и субъективной стороной уголовно наказуемых нарушений.

Традиционно под таможенной преступностью понимается совокупность таможенных преступлений, связанных с нарушением порядка вывоза и ввоза, возврата на территорию государства через таможенную границу товаров и ценностей [3, с. 607]. Идеологически созвучен приведенному подходу взгляд на таможенную преступность Н. И. Крюковой, которая под таможенными преступлениями понимает «общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и ввоза на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету» [4, с. 43-44]. Вместе с тем в последнем определении наблюдается уголовно-правовой уклон. Ряд авторов, используя формулировку «преступность

1 В данную группы мы включаем следующие статьи Уголовного кодекса РФ: 229.1, 226.1, 200.2, 200.1, 194, 193, 193.1, 190, 189, 174, 174.1, 173.1, 173.2.

в таможенной сфере» [5, с. 71-76], по сути понимают под рассматриваемым явлением то же, что и указанные выше правоведы, говоря о «таможенной преступности».

Однако отметим, что, по нашему мнению, не стоит отождествлять преступления, совершаемые государственными служащими, работающими на различных должностях таможенных органов, с таможенной преступностью. Объект их посягательства иной, как, впрочем, и предмет, содержание самого преступного деяния и т. п. При этом нельзя отрицать наличия связи между должностными преступлениями сотрудников таможенных органов и таможенной преступностью. Так, говоря о детерминизме таможенной преступности, подчеркнем, что ее воплощению в жизнь могут способствовать должностные нарушения, допускаемые таможенниками.

Проведенный анализ таможенных преступлений позволил выявить ряд тенденций, присущих им.

1. Общее количество возбужденных таможенными органами уголовных дел за период 2012-2021 гг. имеет тенденцию к росту [2] (табл.). По нашему мнению, во многом это связано с тем, что в последние годы в деятельность таможенных органов внедряют различные информационные технологии, которые позволяют выявить преступника еще на этапе предоставления сведений о перевозимом товаре. Так работает система управлениями рисками (СУР), которая в автоматическом режиме проверяет информацию, поступающую в рамках предварительного информирования или декларирования. Учитывая, что суть таможенного преступления - нарушение некоего уголовно наказуемого таможенного правила, то и удаленного анализа информации о товаре зачастую достаточно, чтобы сузить круг потенциальных преступников, осуществив непосредственный таможенный контроль только тех грузов, что указаны СУР, т. е. попали под тот или иной профиль риска. Поэтому общий рост таможенной преступности, на наш взгляд, не свидетельствует об активизации преступников, а скорее, об эффективном ответе со стороны государства.

Таблица

Количество возбужденных таможенными органами уголовных дел за период 2012-2021 гг. [2]

Годы 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Количество 1 612 1 917 1 890 2 031 2 235 2 103 2 054 2 014 2 067 2 041

2. Ряд авторов колебания количества возбужденных таможенными органами уголовных дел связывают с «либерализацией борьбы с экономической преступностью» [6, с. 29-35], относя данный фактор к негативным. Однако, по нашему мнению, с этим можно согласиться лишь отчасти. Либерализация борьбы с экономи-

н. м. кожуханов

ческой преступностью подразумевает шаг навстречу бизнесу, а не пренебрежение законом.

Рассматривая отдельные виды таможенных преступлений, можно отметить в них ряд специфичных индивидуальных тенденций. Так, количество возбужденных таможенными органами уголовных дел по ст. 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) («контрабанда наличных денежных средств») имеет устойчивую тенденцию к росту. При этом в последние два года кратно увеличились размеры предотвращенного незаконного перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в 11 раз в 2020 г., составив 3 млрд руб., и в 5,6 раза в 2021 г. - 1,5 млрд руб. [2]. Согласно диспозиции ст. 200.1 УК РФ преступники могут перемещать как наличные денежные средства, так и денежные инструменты, которыми являются векселя, дорожные чеки, различные ценные бумаги, банковские чеки. Однако, как показывает практика таможенных органов, «в качестве предмета преступления фигурируют только наличные денежные средства» [7, с. 67; 6]. Оценивая возбужденные таможенными органами уголовные дела по ст. 194 УК РФ («уклонение от уплаты таможенных платежей»), следует сказать, что хотя их количество и возросло с 228 дел в 2012 г. до 349 дел в 2021 г., но пиковые значения возрастания приходятся на 2014-2016 гг., когда было заведено 506, 691 и 683 дела соответственно. Таможенники предотвратили неуплату таможенных платежей в 2012 г. на сумму 1,48 млрд руб., а в 2021 г. уже на 18,8 млрд руб., сумма возросла в 12,7 раза [2]. Своя специфика есть и по другим составам таможенных преступлений, что ранее рассматривалось в других публикациях [8].

правовое регулирование профилактики таможенной преступности

Вопрос о необходимости издания нормативного правового акта, который бы регулировал профилактику (предупреждение) преступности, довольно долго стоял на повестке дня, но не получал своей реализации, пока в 2016 г. не был принят Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (ФЗ № 182). Областью регулирования данного нормативного правового акта стала не только уголовная плоскость общественных отношений, но и административная, а следовательно, профилактика нацелена не только на преступления, но и на административные правонарушения.

ФЗ № 182 под профилактикой правонарушений понимает «совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения; а система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики

правонарушений». Таможенные органы, исходя из сферы их деятельности, как органы исполнительной власти должны участвовать в профилактике таможенной преступности. Однако в таможенных органах нет отдельного ведомственного акта, направленного на конкретизацию норм ФЗ № 182 в преломлении к профилю работы таможенников, с целью дальнейшей реализации предписаний федерального законодательства.

ФЗ № 182 устанавливает два вида профилактики правонарушений: общий и индивидуальный. В рамках каждого из видов могут быть реализованы десять форм профилактического воздействия. При этом в ходе анализа методического материала по профилактике таможенных преступлений со стороны Федеральной таможенной службы (ФТС России) «выявлена нехватка каких-либо практических рекомендаций по применению форм профилактического воздействия, установленных на федеральном уровне, в преломлении к анализируемым» [9, с. 7175; 10, с. 114-116] уголовно наказуемым правонарушениям. Вместе с тем «совершенствование правового обеспечения могло бы привести к улучшению ситуации... в части минимизации рисков совершения правонарушений и преступлений, связанных с таможенным делом...» [11].

Систематизируем проблемы профилактики таможенной преступности:

1) недостаточная системность в реализации профилактического воздействия;

2) отсутствие подзаконных нормативных актов, которые рассматривают указанную профилактику в преломлении к таможенным преступлениям;

3) нехватка в таможенных органах практических рекомендаций по применению форм профилактического воздействия.

Считаем, что использование комплексного, системного подхода при предупреждении таможенных преступлений должно способствовать действительному сокращению их количества.

заключение

Информационные (цифровые) технологии в последние 30 лет все более и более внедряются в общественную жизнь. В настоящее время можно утверждать, что информационный вектор развития человечества является доминирующим. Поэтому и профилактика (предупреждение) преступности в целом и таможенной преступности в частности может и должна черпать свои ресурсы в цифровом пространстве.

ФТС России активно внедряет в свою работу современные информационные технологии. Таможенная служба «развивает систему «единого окна», то есть систему электронного межведомственного взаимодействия. широкое распространение получают Центры электронного декларирования, продолжают использоваться и модернизируются Инспекционно-досмотровые комплексы, в том числе и мобильные, Единая автоматизированная система таможенных органов. к услугам участников внешнеэкономической деятельности представлена система одного окна. в целях выявления правонарушений массово применяется автома-

н. м. кожуханов

тизированная СУР» [12; 13, с. 44-45]. Во исполнение «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» цифровизация охватит практически все направления деятельности таможенных органов. Однако из текста нормативного правового акта не совсем ясно, как цифровые технологии будут использованы в профилактике таможенной преступности. Как нам видится, в данном направлении имеются перспективы для развития.

Задача профилактики таможенной преступности не стоит в ряду первоочередных задач таможенных органов. Годовая отчетность, формируемая ведомством, показывает, что в направлении профилактики таможенной преступности нет системного подхода. Показатели профилактики предметно не выражены ни в числовом, ни в описательном виде. Проведенную работу по профилактике таможенной преступности можно определить только по косвенным сведениям. Таможенные органы более сосредоточены на выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, что важно, но данные действия по сути есть реакция государственного органа на реализацию спланированного преступного замысла, что вторично по отношению к работе по его предупреждению. На наш взгляд, логичнее было бы действовать на упреждение, уделяя больше внимания профилактике таможенной преступности.

Привлечение к уголовной ответственности есть реализация частной и общей превенции, но, как нам видится, современная профилактика таможенной преступности, используя цифровой ресурс, может сосредоточиться не собственно на преступнике, а более уделить внимание ситуативному предупреждению, противодействуя типовым ситуациям совершения противоправных посягательств. Для этого логичным шагом было бы заимствование из информационной сферы принципа поиска системных уязвимостей, которые непосредственным образом связаны с совершением преступлений при перемещении товаров через таможенную границу, и устранять их. Мероприятия по выявлению системных уязвимостей могли стать одним из показателей работы по профилактике таможенной преступности.

В качестве перспективного ресурса предупреждения преступности может быть востребована технология искусственного интеллекта. Ее использование вполне применимо для оптимизации процесса выявления системных уязвимостей, о котором мы уже упомянули. Для этого необходимо разработать максимально детализированную матрицу совершения типовых таможенных преступлений, после чего совершить ее оцифровку. Задачей искусственного интеллекта станет выявление рисковых уязвимостей, которые следует устранить. В основе работы приведенного информационного ресурса будет лежать алгоритм, схожий с работой действующей СУР. Только решаемые задачи у этих двух информационных технологий, исходя из назначения, будут несколько различны. У одной - выявление уязвимостей с целью принятия мер по профилактике ситуативной таможенной преступности, у другой - выявление поставок товаров, подпадающих под профили риска, тем самым ускоряя перемещение нерисковых партий товаров.

Участники внешнеэкономической деятельности черпают наиболее объективные знания об особенностях, связанных с перемещением товаров через тамо-

женную границу, как правило, из информационных ресурсов ФТС России. Поэтому, с нашей точки зрения, необходимо более широко взглянуть на вопрос предоставления и распространения информации таможенными органами о таможенной преступности. Например, можно рассмотреть возможность ведения ведомством реестров правонарушителей (физических лиц, совершивших преступления, и физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения и привлеченных к ответственности). Это позволит добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности повысить уровень осведомленности о своих контрагентах.

Профилактика таможенной преступности видится нам как комплексная деятельность широкого круга субъектов при ведущей роли ФТС России с использованием средств цифровизации.

Проведенный в работе анализ позволил определить цифровой вектор развития профилактики таможенной преступности в качестве одного из приоритетных направлений работы таможенных органов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2021 года: сборник Министерства внутренних дел Российской Федерации / ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». М.: МВД России, Главный информационно-аналитический центр, 2022. 66 с.

2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs. gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/267646 (дата обращения: 28.02.2022).

3. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Долговой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА (Изд. группа НОРМА - ИНФРА М), 2001. 848 с.

4. Крюкова Н. И. Понятие таможенной преступности // Российский следователь. 2017. № 2. С. 43-44.

5. Диканова Т. А. О состоянии преступности в таможенной сфере в 2015-2019 годах // Российский следователь. 2020. № 9. С. 71-76.

6. Диканова Т. А., Изгагина Т. Ю. О состоянии организованной преступности в таможенной сфере // Таможенное дело. 2021. № 1. С. 29-35.

7. Исследование актуальных проблем наук уголовно-правового цикла: отчет о НИР / под науч. рук. А. Г. Никольской; кол. авт.: А. Г. Никольская, М. А. Алпеева, И. В. Коркина, Е. Ю. Евланова, О. Н. Седукина. Люберцы, 2016. 77 с.

8. Кожуханов Н. М., Трунин Д. С. Анализ критериев и классификация таможенных преступлений // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 23-27.

9. Кожуханов Н. М. Формы профилактического воздействия, направленные на недопущение совершения посягательств на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях // Защита интеллектуальной собственности в деятельности бизнеса и государства: сборник докладов. СПб., 2021. С. 69-75.

10. Кожуханов Н. М. К вопросу о профилактике административных правонарушений, связанных с посягательствами на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: сборник материалов Всерос-

В. А. жбанков, Я. В. Барченкова

сийской научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. С. 112-116.

11. Kozhukhanov N. M., Ketsba B. I., Somov Yu. I. Legal Support of the Activities of the Customs Authorities as a Factor of the Sustainable Development of the Russian Economy // E3S Web of Conferences. 1. 2020. С. 06006.

12. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ra/index.php?option=com_ content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 21.02.2022).

13. Кожуханов Н. М. Проблемы функционирования таможенных органов Российской Федерации в условиях внедрения новых информационных технологий // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 41-50.

Информация об авторе

Кожуханов Николай Михайлович - кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела исследования проблем в теории и практике таможенного контроля, товарной номенклатуры, экспертизы и торговых ограничений научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected].

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Кожуханов Н. М. Цифровой вектор развития профилактики таможенной преступности // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 98-105.

УДК 343.985.7

DOI 10.54048/20727240_2022_02_105

судебная компьютерно-техническая экспертиза при расследовании таможенных преступлений

в. А. жбанков1, Я. в. Барченкова1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются роль и значение судебной компьютерно-технической экспертизы при расследовании таможенных преступлений и особенности подготовки материалов при ее назначении. Отмечается, что при расследовании таможенных преступлений такая экспертиза используется редко из-за отсутствия у ряда следователей и дознавателей знаний о данном виде экспертиз и ее возможностях, особенностях оформления материалов, направляемых на исследование. Авторами раскрывается алгоритм проведения судебной компьютерно-технической экспертизы и выделяется ряд особенностей ее применения в современных условиях. Большую роль играет аппаратно-техническая экспертиза мобильных телефонов, в па© Жбанков В. А., Барченкова Я. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.