Научная статья на тему 'Анализ критериев и классификация таможенных преступлений'

Анализ критериев и классификация таможенных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1775
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ACTIVITY / OBJECT OF CRIME / CUSTOMS / CUSTOMS CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожуханов Николай Михайлович, Трунин Дмитрий Сергеевич

В статье на основе информации о результатах деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов проведен анализ таможенных преступлений, в которых дополнительным объектом преступных посягательств выступает нарушение таможенных правил. Обозначены условия, при которых совершаются данные противоправные деяния, выявлены основные тенденции таможенной преступности в настоящее время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AND CLASSIFICATION OF CUSTOMS OFFENCES

The article examines the current state of customs crimes, in which a violation of customs rules is an additional object of criminal attacks. The analyzed material is information on the results of the activities of law enforcement units of the customs authorities. The authors study the objective conditions under which these illegal acts are committed. As a result, the researchers identified the main trends that are taking place in customs crime at present

Текст научной работы на тему «Анализ критериев и классификация таможенных преступлений»

УДК 343.37

АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Кожуханов Николай Михайлович

Российская таможенная академия, научно-исследовательский институт, начальник отдела исследования проблем в теории и практике таможенного контроля, товарной номенклатуры, экспертизы и торговых ограничений, к.ю.н., доцент, e-mail: 1979nic@mail.ru

Трунин Дмитрий Сергеевич

Филиал ФГКУ ДПО «Ростовская школа служебно-розыскного собаководства МВД России» (г. Егорьевск), преподаватель кинологии и правовых дисциплин, e-mail: t.d.s.89@bk.ru

В статье на основе информации о результатах деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов проведен анализ таможенных преступлений, в которых дополнительным объектом преступных посягательств выступает нарушение таможенных правил. Обозначены условия, при которых совершаются данные противоправные деяния, выявлены основные тенденции таможенной преступности в настоящее время

Ключевые слова: объект преступления; таможенные органы; таможенная преступность

ANALYSIS OF CRITERIA AND CLASSIFICATION OF CUSTOMS OFFENCES

Kozhukhanov Nikolay M.

Russian Customs Academy, Research Institute, Head of Research Division on Problems in Customs Control Theory and Practice, Product Nomenclature, Expertise and Trade Restrictions, PhD, Docent, e-mail: 1979nic@mail.ru

Trunin Dmitriy S.

Rostov School of Service and Search Dogs of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Egor-evsk brunch), Lecturer in Canine Studies and Law, e-mail: t.d.s.89@bk.ru

The article examines the current state of customs crimes, in which a violation of customs rules is an additional object of criminal attacks. The analyzed material is information on the results of the activities of law enforcement units of the customs authorities. The authors study the objective conditions under which these illegal acts are committed. As a result, the researchers identified the main trends that are tak-ingplace in customs crime at present

Keywords: activity; object of crime; Customs; customs crime

Для цитирования: Кожуханов Н.М., Трунин Д.С. Анализ критериев и классификация таможенных преступлений // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской

таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 23-27.

В последние годы деятельность таможенных органов претерпевает существенные изменения. В работу таможенных органов Российской Федерации активно внедряются современные таможенные технологии, которые позволяют повысить эффективность осуществления таможенного контроля, и, кроме того, они направлены на выявление и профилактику таможенных преступлений и правонарушений, при том, что таможенная преступность адаптируется к изменяющимся условиям, используя новые средства и способы совершения преступных посягательств.

Существует множество критериев преступлений, относящихся к группе таможенных, к сфере таможенного дела, которые непосредственно связаны с нарушением таможенных правил (гл. 22, 24, 25 Уголовного кодекса Российской Федерации от 24.05.1996. Обзор изменений «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020)) [1], также преступления коррупционной направленности и должностные преступления, совершаемые самими сотрудниками таможенных органов. Формально в ходе взаимодействия должностных лиц таможенных органов,

участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и иных лиц могут иметь место различные виды преступлений.

К таможенным преступлениям относят:

1) «подследственные» (согласно п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ) дознавателям таможенных органов составы преступлений, по которым производится дознание, а именно ст. 194 ч. 1 и 2 (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), ст. 200.1 ч. 1 (Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) УК РФ;

2) дела, по которым таможенными органами производятся неотложные следственные действия согласно п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, а именно: ст. 173.1 (Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица), ст. 173.2 (Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица), ст. 174 (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем), ст. 174.1 (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате

совершения им преступления), ст. 189 (Незаконные экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники), ст. 190 (Невозвращение на территорию РФ культурных ценностей), ст. 193 (Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ), ст. 193.1 (Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов), ст. 194 ч. 3 и 4 (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), ст. 200.1 ч. 2 (Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов), ст. 200.2 (Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий), ст. 226.1 (Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов), ст. 229.1 (Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ), непосредственно выявленные таможенными органами [2].

Приведенные составы преступлений объединяет еще один объект преступного посягательства - законный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. При этом важно отметить, что сгруппированные авторами статьи находятся в двух разных разделах, имея родовым объектом составов преступлений или законные интересы в экономической сфере, или общественную безопасность и общественный порядок. Из видовых объектов составов преступлений следует выделить три подвида общественных отношений: экономическая деятельность (гл. 22 УК РФ), общественная безопасность (гл. 24 УК РФ), здоровье населения и общественная нравственность (гл. 25 УК РФ).

Характеризуя составы таможенных преступлений следует отметить, что «составы преступлений,

предусмотренных гл. 22 УК РФ, имеют схожие признаки, такие как видовой объект данной группы преступлений, субъект преступления, субъективная сторона (все преступления совершаются с прямым умыслом), однако имеют различные предметы и образуются различными видами деяний (действие/бездействие; сущностные различия характера совершаемых деяний, места совершения преступлений)» [3, с. 146].

Составы таможенных преступлений, отнесенные к гл. 24 и 25 УК РФ, являются контрабандообра-зующими. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] внес существенные изменения в УК РФ. Так, был упразднен единый состав преступления, предусмотренный ст. 188 «Контрабанда». При этом сразу же в гл. 24 и 25 УК РФ были введены контрабанднообразующие составы преступлений, а именно: ст. 226.1 УК РФ, устанавливавшая ответственность за «контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей» [1] и ст. 229.1 УК РФ, которая предусматривает ответственность «за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» [1]. До указанной корректировки контрабанда в уголовном праве России рассматривалась исключительно как преступление в сфере экономической деятельности, в силу того что ст. 188 находилась в гл. 22 УК РФ.

«Состав контрабанды предметов, ограниченных в обороте и образующих состав преступления, предусмотренный ст. 226 УК РФ, имеет свои характерные особенности наряду с иными видами контрабанды, предусмотренными Уголовным кодексом, специфический состав предметов преступления, перемещение которых подрывает общественную безопасность, дополнительное место совершения преступления в виде таможенной границы» [3, с. 146].

Выделение самостоятельного состава ст. 226.1 УК РФ в первую очередь связано со специфическим предметом данного преступления, а равно

и с «политикой, проводимой не только в Российской Федерации, но и в государствах - членах ЕАЭС, направленной на борьбу с национальным и межнациональным оборотом наркотических средств и иных опасных для здоровья населения веществ» [3, с. 147].

Сгруппировав таможенные преступления, логично перейти к анализу присущих им в настоящее время тенденций. При оценке количественных показателей таможенных преступлений, напрашивается вывод об их росте. Анализ таможенных преступлений проведен авторами в ретроспективе и отправной точкой стал 2011 г. - год упразднения ст. 188 УК РФ. Статистические данные о количестве таможенных преступлений, соотнесенные авторами с таким показателем, как число уголовных дел с 2012 по 2019 гг. представлены в табл. 1.

Таблица 1

Анализ статистики таможенных преступлений за последние восемь лет [5]

№ п/п Год Количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами

1 2019 2 014

2 2018 2 054

3 2017 2 103

4 2016 2 235

5 2015 2 031

6 2014 1 890

7 2013 1 917

8 2012 1 612

Из таблицы видено, что рост количества таможенных преступлений имеет циклический характер, который сопровождается несущественными спадами. Вместе с тем, количество выявленных таможенных преступлений в период, когда ст. 188 УК РФ действовала и по которым таможенными органами были возбуждены уголовные дела «в период с января по сентябрь 2011 года - равно 3 641 дел» [6]. Ввиду декриминализации (так называемой экономической контрабанды) значительное число преступлений было отнесено к административным правонарушениям и теперь квалифицируется преимущественно по статье 16.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [7]. Градация количества возбужденных уголовных дел в исследуемой области по регионам представлена в табл. 2. Данный анализ также проведен с учетом ретроспективы.

Из данных табл. 2 видно, что одним из наиболее криминально неблагополучных регионов является Северо-Западный. Подразделениями таможенных органов данного региона систематически выявляются и возбуждаются уголовные дела, связанные с нарушением таможенных правил. Северо-Западное таможенное управление трижды за рассматриваемый период возглавляло рейтинг среди таможенных управлений РФ по количеству выявленных таможенных преступлений, при

Таблица 2

Выявленные таможенные преступления по регионам за период с 2012 по 2019 гг. (тах значения) [5]

Год Регион (таможенное управление) Количество возбужденных уголовных дел

2019 нет данных нет данных

2018 Северо-Западный Сибирский Дальневосточный 499 447 290

2017 Северо-Западный Сибирский Дальневосточный Центральный 515 435 285 208

2016 Северо-Западный Сибирский Центральный Дальневосточный 502 486 318 280

2015 Сибирский Центральный Северо-Западный Дальневосточный 386 379 354 271

2014 Центральный Сибирский Северо-Западный Дальневосточный 539 334 226 213

2013 нет данных нет данных

2012 Центральный Северо-Западный Сибирский Дальневосточный 673 206 190 141

этом важно отметить, что наблюдается тенденция к росту этих негативных явлений. Так, если сравнить 2012 и 2018 гг., видно, что количество таможенных преступлений, по которым возбуждены уголовные дела, возросло более чем в 2,4 раза, а в 2017 г. - в 2,5 раза. Северо-Западный регион из года в год возглавляет рейтинг регионов, где выявлено наибольшее количество таможенных преступлений.

Проводя оценку ситуации в Сибирском таможенном управлении, следует отметить, что оно четырежды было вторым по количеству возбужденных уголовных дел, связанных с нарушением таможенных правил (в 2015 г. возглавив данный рейтинг, а в 2012 г. - заняв третью строчку). Сравнивая показатели таблицы по годам видно, что количество уголовных дел, возбужденных по факту нарушения таможенных правил в Сибирском таможенном управлении увеличилось с 2012 г., по сравнению с 2016 г., почти в 2,6 раза, а с 2019 г. - в 2,4 раза.

Дальневосточный регион в рейтинге выявленных таможенных преступлений находится, как правило, на нижней строчке, однако в данном регионе количество возбужденных уголовных дел, связанных с нарушением таможенным правил, постоянно возрастает, что позволяет говорить об удвоении в 2018 г. количества выявленных таможенных преступлений.

Таблица 3

Итоги расследования таможенных преступлений за период с 2012 по 2019 гг. [5]

Год Незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС стратегически важных товаров и ресурсов ст. 226.1 УК РФ, млрд руб. Неуплата таможенных платежей ст. 194 УК РФ, млрд руб. Невозврат из-за границы средств в иностранной валюте и валюте РФ ст. 193 УК РФ, млрд руб. Перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов ст. 193.1 УК РФ, млрд руб. Незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов ст. 200.1 УК РФ, млн руб. Незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и (или) табачных изделий ст. 200.2 УК РФ, млн руб.

2019 около 9 6 26,7 более 31 185,8 более 329

2018 около 4,2 4,3 29,6 17,9 224,2 406,8

2017 около 22 5,2 более 24 14,2 более 141 более 157

2016 более 10,3 5,2 около 39 около 23,9 более 222 около 171

2015 более 2,2 4,3 33,6 более 19,4 около 244 более 256

2014 нет данных 3 более 40 более 8,7 нет данных более 228

2013 нет данных 2 43 нет данных нет данных 67,5

2012 нет данных 1,48 88,3 нет данных нет данных нет данных

В Центральном регионе наблюдается сокращение количества дел, возбужденных за преступления, связанные с нарушением таможенных правил. Так, в настоящее время в Центральном таможенном управлении сократилось количество выявленных таможенных преступлений настолько, что оно перестало входить в рейтинг криминально опасных. Судя по данным табл. 2, количество возбуждаемых уголовных дел за нарушение таможенных правил сократилось в 3,2 раза.

За последние восемь лет таможенными управлениями выявлено в ходе расследований разного вида таможенных преступлений и ежегодно возвращаются государству огромные суммы, что было проанализировано авторами и отражено в табл. 3.

В диспозицию статьи 200.1 УК РФ входит перемещение как наличных денежных средств, так и денежные инструменты, а именно: векселя, дорожные чеки, различные ценные бумаги, банковские чеки. Однако, как показывает практика, «в качестве предмета преступления фигурируют только наличные денежные средства» [8, с. 67].

Урон государству от незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и (или) табачных изделий, имеет тенденцию к возрастанию, при этом кривая роста неравномерна. Наибольший ущерб был нанесен преступниками в 2017 г., когда наблюдался рост в 6 раз.

Сведения о перечислении средств в федеральный бюджет в результате принятых мер - от возмещения причиненного ущерба до возбуждения уголовного дела (табл. 4), что является показателем эффективности деятельности таможенных органов по противодействию таможенным преступлениям.

Как видно из табл. 5 в целом наблюдается тенденция постепенного роста сумм средств, перечисленных таможенными органами в федеральный

Таблица 4

Результаты возмещения таможенными органами ущерба государству в суммарном выражении [5]

Год Перечислено в федеральный бюджет, млн руб.

2019 759,6

2018 821,4

2017 711

2016 более 838

2015 около 271

2014 более 32

2013 нет данных

2012 нет данных

Таблица 5

Количество наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ, изъятых из незаконного оборота [5]

Год Изъято из незаконного оборота

Наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры, кг Сильнодействующие вещества, кг

2019 более 2 411 более 322

2018 85 68

2017 395 2 200

2016 2533 23,3

2015 1 200 20

2014 465 20

2013 350 22

2012 148 104

бюджет, Наибольший рост отмечается в 2016 г., когда было зафиксировано увеличение отчислений в 26,2 раза.

Авторами также проанализировано количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ представлено в табл. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные показатели также имеют общую тенденцию к увеличению, несмотря на некоторые колебания в разные исследуемые годы, что связанно со спецификой выявления и профилактики незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ.

«Таможенные органы являются функциональной системой. Их деятельность строго регламентирована и направлена на решение конкретных задач, стоящих перед ними. В последние время в работу таможенных органов активно внедряются информационные технологии, кардинальным образом преображающие парадигму реализации функций, которыми они наделены, оказывает определенное воздействие на службу и быструю смену кадров. Из-за этого возникают различные правовые и организационные проблемы в деятельности таможенных органов. Они носят как объективный, так и субъективный характер и могут быть как прогнозируемыми, так и сложно предсказуемыми» [9, с. 41-42]. Авторы считают, что нельзя однозначно характеризовать существующие тенденции, однако следует их учитывать и это требует постоянного анализа причин роста или снижения количества возбужденных уголовных дел по фактам выявленных таможенных преступлений.

Таким образом, произведенный в работе анализ критериев позволил провести классификацию таможенных преступлений. Исследование приведенных статистических показателей деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов позволило авторам выявить отдельные тенденции, которые присутствуют в таможенной преступности в настоящее время.

Библиографический список:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24.05.1996. Обзор изменений «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) (с изм. от 18.02.2020 № 22-ФЗ) / Российская газета, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 18, 25.06.1996.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020) (с изм. от 18.02.2020 № 25-ФЗ) / Парламентская газета. № 241-242, 22.12.2001.

3. Исследование уголовно-правовой и криминологической характеристики таможенной преступности // отчет о научно-исследовательской работе студентов / под научным руководством А.Г. Никольской (коллектив авторов - Никольская А.Г., Алпеева М.А., Запольская К.С., Дунайцев И.Н., Тихонов И.А., Колода Н.В., Снигирев Д.В.). Люберцы. 2016. 153 с.

4. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362; СЗ РФ. 2010. № 23. Ст. 2796.

5. http://customs.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya

6. Официальный сайт ФТС России / URL: http:// customs.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/13379

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ(ред. от 01.03.2020) / Парламентская газета, № 2-5, 05.01.2002.

8. Исследование актуальных проблем наук уголовно-правового цикла // отчет о научно-исследовательской работе / под научным руководством А.Г. Никольской (коллектив авторов: Никольская А.Г., Алпеева М.А., Коркина И.В., Евланова Е.Ю., Седуки-на О.Н.). Люберцы. 2016. 77 с.

9. Кожуханов Н.М. Проблемы функционирования таможенных органов Российской Федерации в условиях внедрения новых информационных технологий // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 41-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.