УДК 34.03
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ТАМОЖЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Александрова Наталия Сергеевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент, e-mail: [email protected]
Тюлин Дмитрий Сергеевич
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, магистрант юридического факультета, e-mail: [email protected]
В ст. рассматривается понятие таможенной преступности, ее структура и динамика, а также анализируется связь таможенной преступности с экономической, организованной и коррупционной
Ключевые слова: таможенная преступность; организованная преступность; коррупционная преступность
THE CURRENT STATE
AND DYNAMICS OF CUSTOMS CRIME
Aleksandrova Nataliya S.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Department of Criminal Law, PhD, e-mail: [email protected]
Tyulin Dmitry S.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Master of the law faculty, e-mail: [email protected]
The article discusses the concept of customs crime, its structure and dynamics, as well as analyzes the relationship of customs economic crime, corruption and organized crime
Keywords: customs crime; organized crime; corruption crimes
s
s
n
hi
н ц
s
я н
а
С
о
Cd
ъ
hi
М
hi н
н о
М
013
а
П
М
Для цитирования: Александрова Н.С., Тюлин Д.С. Современное состояние и динамика таможенной преступности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской
таможенной академии. 2017. № 1 (61). С. 63-67.
Одной из наиболее опасных разновидностей современной преступности является таможенная преступность. Она тесно связана с организованной и коррупционной преступностью, наносит существенный экономический ущерб интересам государства, посягая на его социально-политические основы, и представляет угрозу внутренней и внешней безопасности России.
Динамика таможенной преступности характеризуется устойчивой тенденцией к росту. В структуре таможенной преступности первые позиции по распространенности занимают: контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, вооружения и военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей, особо ценных диких животных и водных биоресурсов (ст. 226.1 УК РФ), контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (ст. 229.1 УК РФ), а также уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).
Эффективность правоприменительной деятельности по данной категории дел достаточна низка. В числе наиболее значимых недостатков следует отметить: недостаточное внимание к профилактике таможенных преступлений, ошибки при квалификации действий правонарушителей, в частности, привлечение к административной ответственности при наличии признаков состава преступления, отсутствие
должной координации в следственной и оперативно-розыскной работе.
Повышенная общественная опасность таможенной преступности, ее массовость, латентность, с одной стороны, и недостаточная эффективность деятельности правоприменительных органов, с другой - выдвигают на приоритетные позиции разработку комплексной стратегии борьбы с таможенной преступностью. Решение вышеперечисленных проблем возможно только при тесном взаимодействии контролирующих и правоохранительных ведомств, осуществляющих противодействие экономической преступности.
Таможенная преступность включает в себя таможенные преступления в сфере экономической деятельности (ст. 189, 190, 194, 200.1, 200.2 УК РФ), таможенные преступления против общественной безопасности (ст. 226.1 УК РФ) и таможенные преступления против здоровья населения (ст. 229.1 УК РФ).
Прежде всего, следует отметить, что таможенная преступность тесно связана с экономической преступностью, под которой понимается совокупность корыстных посягательств, совершаемых субъектами экономической деятельности с использованием условий соответствующей деятельности.
Во-первых, это обусловлено тем, что такие разновидности таможенных преступлений, как незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ
(оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст.190 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или юридического лица (ст. 194 УК РФ), контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ), контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ) обладают всеми криминологически значимыми особенностями экономической преступности. Для этих экономических таможенных преступлений характерны умышленная форма вины и корыстная мотивация. Все эти преступления совершаются виновными в ходе осуществления ими экономической деятельности. Для экономических таможенных преступлений характерно отсутствие реального потерпевшего, а также, нейтральное, а то и одобрительное отношение к ним членов общества.
Во вторых, таможенная преступность тесно взаимосвязана с «теневой экономикой», образуя ее «черный» сектор. Криминологические исследования показывают, что контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий может быть сопряжена как с незаконным предпринимательством (ст. 171 УК РФ) и незаконным использованием товарного знака (ст. 180 УК РФ), так и с производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом товаров и продукции без маркировки и (или) нанесением информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ст. 171.1 УК РФ).
Таможенные преступления взаимосвязаны также с отмыванием денежных средств, добытых в результате совершения преступления (ст. 174, ст. 174.1 УК РФ). Для контрабанды наличных денежных средств используются те же способы, маршруты, курьеры, что и для отмывания «грязных» денег [1].
Таможенная преступность взаимосвязана также с организованной преступностью, под которой понимается «функционирование устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции» [2, с. 5].
Взаимообусловленность таможенной и организованной преступности объясняется тем, что в сферу интересов организованных преступных формирований попадают такие преступления в сфере таможенной деятельности, как контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров
и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1 УК РФ), контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ); контрабанда наличных денежных средств и (или денежных инструментов) (ст. 200.1 УК РФ), контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ), а также незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст.190 УК РФ).
К особенностям организованной таможенной преступности следует отнести:
1) высокий уровень сплоченности членов преступных группировок, благодаря иерархическому построению криминальных формирований, при котором функции исполнителей и организаторов исключают друг друга;
2) наличие мощной материально-технической базы;
3) создание новых структур, взявших на себя решение вопросов стратегического и тактического характера, и даже создание постоянно действующих «управляющих» центров;
4) копирование государственной системы безопасности, создание подразделений ранее присущих только государственным структурам, члены которых имеют профессиональную подготовку охранных, разведывательных, контрразведовательных служб;
5) включенность не только в легальные сферы экономики, но и в и государственных структуры;
6) международный характер организованной преступной деятельности. По мнению экспертов, большинство организованных групп (около 65 %) поддерживают связи с аналогичными формированиями в странах ближнего и дальнего зарубежья;
7) корыстно-насильственная направленность организованной преступной деятельности и ее тесная связь с теневой экономикой, наркобизнесом, незаконным оружейным бизнесом; контрабандой культурных ценностей и стратегически важных сырьевых товаров; изготовлением и продажей фальсифицированных товаров, прежде всего, алкогольных изделий и других [3, с. 9].
В значительной степени таможенные преступления связаны с преступлениями коррупционными. Многие преступники стремятся облегчить незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо
через государственную границу России с государствами - участниками этого Таможенного союза товаров и иных предметов, находящихся в гражданском обороте, а также предметов, оборот которых ограничен или полностью запрещен, прибегнув для этого к подкупу должностных лиц таможенных органов.
Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых таможенниками, являются: получение взятки (ст. 290 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ). Наибольшая часть возбуждаемых уголовных дел в отношении таможенников приходится на получение взяток, причем в течение последнего года средняя сумма взятки увеличилась в 3 раза и составила в среднем по стране 27 тыс. руб. [4].
В целях создания эффективной системы противодействия таможенной преступности необходимо иметь четкое представление о ее количественно-качественных характеристиках. Количественная сторона таможенной преступности характеризуется такими показателями, как состояние, уровень, динамика. Качественная сторона преступности характеризуется ее структурой.
Объективная оценка состояния преступности, отражающая действительность, предполагает анализ:
- зарегистрированной преступности (совокупности преступлений, информация о которых поступила в государственные органы и зафиксирована в соответствии с установленными правилами);
- латентной преступности (части реально существующей в определенных пространственно-временных границах фактической преступности, которая представляет собой кумулятивный (накопительный) массив преступлений и совершивших их лиц, не выявленных органами уголовной юстиции и не учтенных уголовной статистикой в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности) [5, с. 42].
Анализ официальных статистических данных Федеральной таможенной службы России показывает, что в 2011 году таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 4 539 уголовных дел, что на 10,2 % больше, чем за аналогичный период 2010 года - 4 116 дел. По подозрению в совершении преступлений в 2011 году задержано 348 лиц (в 2010 году - 380). В суды с обвинительными актами направлено 158 уголовных дел (в 2010 году - 277). По 155 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры (в 2010 году - по 252) [6]. В этот период в структуре таможенных преступлений преобладала контрабанда, доля которой в общем количестве возбужденных уголовных дел составила 90 %. По ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в 2011 году возбуждено 4 065 уголовных дел (в 2010 году - 3 719). По ст. 193 УК РФ «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» возбуждено 300 уголовных дел (в 2010 году - 260), удельный вес которых от общего числа возбужденных таможенными органами уголовных дел составил около 7 %. В связи
с уклонением от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК России) возбуждено 79 уголовных дел (в 2010 году - 137 дел).
Кроме того, в 2011 году возбуждено 10 уголовных дел по ст. 226.1 УК России «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей» и 85 уголовных дел по ст. 229.1 УК России «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» [7].
Предметами преступлений, квалифицируемых по статьям 188, 226.1, 229.1 УК России, чаще всего являлись: наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества - 1 599 уголовных дел; товары народного потребления - 389; средства наземного транспорта - 370; лес и лесоматериалы -243; продукты питания - 205 уголовных дел.
В 2012 году таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 1 612 уголовных дел, в том числе в отношении конкретных лиц - 814 уголовных дел. В 2012 году по подозрению в совершении преступления задержан 301 человек (в 2011 году -348) [8].
В 2012 году в структуре таможенных преступлений преобладали преступления, предусмотренные ст. 226.1 и 229.1 УК РФ. По этим статьям было возбуждено 1 179 дел, что составило 73 % от общего количества возбужденных уголовных дел. По ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) возбуждено 228 уголовных дел (в 2011 году - 79), их доля от общего количества возбужденных таможенными органами уголовных дел составила 14,1 %. По ст. 193 УК России «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» возбуждено 197 уголовных дел, по ст. 189 УК РФ - 8 [9].
По итогам работы за 9 месяцев 2013 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 415 уголовных дел, что на 14,6 % больше, чем за аналогичный период 2012 года (1 234 дела). В том числе в отношении конкретных лиц возбуждено 772 уголовных дела (за 9 месяцев 2012 года - 608) [10].
В этот период в структуре таможенных преступлений преобладали преступные деяния, предусмотренные ст.226.1 и 229.1 УК РФ. По этим статьям было
возбуждено 977 уголовных дел, что на 11,5% больше, чем за 9 месяцев 2012 года (876). Доля этих разновидностей контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел составила 69 % (за аналогичный период прошлого года - 71 %). По ст. 194 УК РФ возбуждено 289 уголовных дел, за аналогичный период прошлого года - 182. Удельный вес уголовных дел данной категории от общего количества возбужденных таможенными органами дел составил 20 % (за аналогичный период прошлого года -15 %). По ст. 193 УК РФ возбуждено 86 уголовных дел (за 9 месяцев 2012 года - 168). По ст. 200.1 УК России (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) возбуждено 42 уголовных дела. По ст. 189 УК России (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники) возбуждено 19 уголовных дел (за 9 месяцев 2012 года - 8). Также таможенными органами Российской Федерации возбуждено 2 уголовных дела по ст. 173.1 УК России (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица).
В 2014 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 890 уголовных дел (в 2013 году - 1 917), в том числе в отношении конкретных лиц возбуждено 1 185 уголовных дел (в 2013 году - 1 037). По подозрению в совершении преступлений в 2014 году таможенными органами задержано 168 лиц (в 2013 году - 261). В суды с обвинительными актами/постановлениями направлено 142 уголовных дела (в 2013 году - 59). Из них по 134 уголовным делам судами постановлены обвинительные приговоры (в 2013 году - 27), принято 6 решений о прекращении уголовных дел в связи с деятельным раскаянием (по нереабилитирующим основаниям) [11].
В структуре таможенных преступлений преобладало уклонение от уплаты таможенных платежей. По ст. 194 УК РФ было возбуждено 506 уголовных дел. Удельный вес уголовных дел данной категории от общего количества возбужденных таможенными органами дел составил 27 %. На втором месте пораспространенностинаходилисьпреступления,пре-дусмотренные ст.й 226.1 УК РФ - 616 уголовных дел; на третьем - ст.й 229.1 УК РФ - 491 уголовное дело, и ст.й 200.1 УК РФ - 76 уголовных дел. Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел за 2014 год составила 62 %.
По ст. 193 УК РФ возбуждено 132 уголовных дела. По ст. 193.1 УК РФ возбуждено 33 уголовных дела, по ст. 189 УК РФ - 9 уголовных дел.
Также таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 уголовное дело по ст. 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления), 6 уголовных дел по ст. 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации)
юридического лица), 20 уголовных дел по ст. 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица).
В 2015 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 2 031 уголовное дело, что на 7,5 % больше, чем в 2014 году (в 2014 году - 1 890 дела). В отношении конкретных лиц возбуждено 1213 уголовных дел (в 2014 году - 1185). В суды с обвинительными актами/постановлениями направлено 140 уголовных дел (в 2014 году - 142). Судами по 100 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры (в 2014 году - 134), 4 дела прекращены в связи с деятельным раскаянием (в 2014 году - 6) [12].
Первое место по распространенности в этот период принадлежало уклонению от уплаты таможенных платежей. По ст. 194 УК РФ возбуждено 691 уголовное дело. Удельный вес уголовных дел данной категории от общего количества возбужденных таможенными органами дел составил 34 %. Второе место в структуре таможенной преступности занимает контрабанда, предусмотренная ст.й 226.1 УК РФ - возбуждено 544 дела. Третье место принадлежит контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры. Из общего числа уголовных дел по ст. 229.1 УК РФ - возбуждено 399 дел, по ст. 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) было возбуждено -88 уголовных дел, а по ст. 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) -25 дел. Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел в 2015 году составила 52 % (в 2014 году - 63 %).
По ст. 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) возбуждено 168 дел, по ст. 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) возбуждено - 90 дел. По ст. 189 УК РФ (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники) возбуждено 7 уголовных дел (в 2014 году - 9). Также таможенными органами Российской Федерации возбуждено 11 уголовных дел по ст. 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица); 8 дел -по ст. 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица).
По итогам работы за январь-сентябрь 2016 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 864 уголовных дела, что на 15 % больше, чем за январь-сентябрь 2015 года (1 617) . В отношении конкретных лиц возбуждено 1 116 уголовных дел
(2015 году - 1 004). В суды с обвинительными актами/постановлениями направлено 90 уголовных дел (2015 году - 102). Судами по 61 уголовному делу постановлены обвинительные приговоры (в 2015 году - 69), 2 дела прекращены в связи с деятельным раскаянием (2015 году - также 2) [13].
Из общего числа уголовных дел по ст. 229.1 УК РФ возбуждено 271 дело (в 2015 году - 331), по ст. 226.1 УК РФ - 452 дела (в 2015 году - 462). По ст. 200.2 УК РФ - 24 дела (в 2015 году - 19); по ст. 200.1 УК РФ -44 дела (в 2015 году - 78).
Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел за январь-сентябрь 2016 года составила 42 % (в 2015 году - 55 %). По ст. 194 УК РФ возбуждено 562 уголовных дела (в 2015 году - 488). Удельный вес уголовных дел данной категории от общего количества возбужденных таможенными органами дел составил 30 % (в 2015 году - 30 %). По ст. 193 УК РФ возбуждено 148 дел (в 2015 году -142).По ст. 193.1 УК РФ возбуждено 131 дело (в 2015 году - 78), по ст. 190 УК РФ возбуждено одно уголовное дело, по ст. 189 УК РФ- 1 (в 2015 году - 7). Также таможенными органами Российской Федерации возбуждено одно уголовное дело по ст. 174 УК РФ легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем); одно уголовное дело - по ст. 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления); по ст. 173.2 УК РФ - 150 дел (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица) (в 2015 году - 2); по ст. 173.1 УК РФ - 78 дел (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) (в 2015 году - 10).
Подводя итоги, следует отметить, что современная таможенная преступность представляет собой криминологически неоднородное явление, объединяющее по сути общеуголовную преступность (ordinary crime) и «респектабельную», «беловоротничковую» (whitecollar crime) преступность. Специфическими характеристиками таможенных преступлений являются высокая степень общественной опасности, мно-гообъектность, организованный и международный характер преступной деятельности.
Библиографический список:
1. Диканова Т.А. Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями: Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 2000. URL: http://lawtheses.com/aktualnye-problemy-borby-s-tamozhennymi-prestupleniyami\ (дата обращения:12.02.2017).
2. Основы борьбы с организованной преступностью / под ред. В.С. Овчинникова, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М., 1996. 400 с.
3. Бакаева О.Ю. Борьба с коррупцией в таможенной сфере как инструмент оптимизации баланса частных и публичных интересов // Таможенное дело. 2009. № 2. С. 12-16.
4. Бородина А.В. О проблеме коррупции в таможенных органах // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2009. Выпуск № 2-2. С. 262-268. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/o-probleme-korruptsii-v-tamozhennyh-organah#ixzz4QqBt0K2o (дата обращения: 12.12.2016).
5. Витвицкая С.С., Паршин А.В., Перекрестов Н.П. Криминология. Курс лекций. Р/на-Дону, 2004. 564 с.
6. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по декабрь 2011 года. URL: http://www.tks.ru/news/ nearby/2012/01/27/0009 (дата обращения: 12.01.2016).
7. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по декабрь 2011 года. URL: http://www.tks.ru/news/ nearby/2012/01/27/0009 (дата обращения: 12.01.2016).
8. Итоги правоохранительной деятельности таможенных органов за 2012 год. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=16960:-2012-&catid=55:2011%E2%80%93 (дата обращения: 12.01.2016).
9. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по сентябрь 2013 года. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view = article&id = 24255:-2016-&catid=55:2011-01-24-16-40-26 (дата обращения: 12.01.2016).
10. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2014 год. URL:http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=24255:-2016-&catid=55:2011-01-24-16-40-26 (дата обращения: 12.01.2016).
11. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2015 год. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=24255:-2016-&catid=55:2011-01-24-16-40-26 (дата обращения: 11.01.2017).
12. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 9 месяцев 2016 года. URL: http://www.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=24255:-2016-&catid=55:2011-01-24-16-40-26. (дата обращения: 20.02.2017).
13. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 9 месяцев 2016 года. URL: http://www.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=24255:-2016-&catid=55:2011-01-24-16-40-26 (дата обращения: 20.02.2017).