Научная статья на тему 'Таможенные преступления, как угроза экономической безопасности страны'

Таможенные преступления, как угроза экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
462
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / БЛАНКЕТНОСТЬ / ЛАТЕНТНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кривенцов П.О.

В статье рассмотрены основные аспекты возникновения таможенных преступлений, современная статистика таможенных преступлений, причины их возникновения, проблемы современного таможенного законодательства, намечены мероприятия по снижению уровня таможенных преступлений в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенные преступления, как угроза экономической безопасности страны»

решение проблем острого дефицита внешнего финансирования; многочисленных административных барьеров; разработка и реализация инвестиционных проектов в сфере науки, высоких технологий и инноваций; проведение семинаров, конференций; осуществление мониторинга.

Применение вышеуказанных мероприятий может обеспечить регионам России достижение и дальнейшее повышение конкурентоспособности, возможность осуществления собственных социально-экономических программ, эффективного участия в межрегиональном разделении труда, выхода на международные рынки, успешного формирования конкурентного поведения.

Список литературы:

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.

2. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации [Текст]: учеб. пособие / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 300 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

3. Орешин В.П. Управление региональной экономикой [Текст]: учеб. пособие / В.П. Орешин, Л.В. Потапов. - М.: ТЕИС, 2013. - 411 с.

4. Комарова М.А. О критериях конкурентоспособности региона // Пути и механизмы обеспечения конкурентоспособности российских регионов: Сборник научных трудов. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2011. - 292 с.

5. Корчагин, Ю.А. Неравномерность развития регионов РФ и методы ее снижения [Электронный ресурс] / Ю.А. Корчагин // «Проблемы региональной экономики. - Режим доступа: http://www.lerc.ru/bulletin/.

ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

© Кривенцов П.О.1

Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай

В статье рассмотрены основные аспекты возникновения таможенных преступлений, современная статистика таможенных преступле-

1 Студент 3 курса кафедры Экономики. Научный руководитель: Маляренко О.И., доцент кафедры Экономики.

ний, причины их возникновения, проблемы современного таможенного законодательства, намечены мероприятия по снижению уровня таможенных преступлений в стране.

Ключевые слова: таможенное преступление, бланкетность, латент-ность, коррупция, законодательный акт.

Сегодня, таможенные преступления отнесены законодателем (глава 22 Уголовного кодекса Российской Федерации) к экономическим преступлениям. Они посягают на экономическую безопасность Российской Федерации, которая определяется как, состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям [1].

Таможенные преступления совершаются на фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований, когда на смену тотальному контролю государства пришел механизм государственного регулирования торговых связей российских участников международного рынка. Рассмотрим динамику таможенных преступлений совершенных в Российской Федерации за 2014-2015 годы в таблице 1.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что за 2015 год таможенными органами Российской Федерации возбуждено 2031 уголовное дело, что больше на 7,5 % больше, чем в 2014 году 1890 дела.

При этом наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Сибирского 386, Центрального 379, СевероЗападного 354 и Дальневосточного 271 таможенных управлений.

Это свидетельствует о том, что большая часть ввоз и вывоз происходит с двух сторон:

1) страны, через которые ввозят санкционную продукцию Финляндия, Эстония, Латвия, Белоруссия и Украина

2) страны, через которые ввозят повседневную продукцию в рамках традиционного товара оборота прошлых лет Казахстан, Монголия, Китай и Япония [2].

Таможенные преступления наносят серьезный урон экономической безопасности Российской Федерации. В этой связи, одним из важных средств положительного влияния на ситуацию может служить исследование проблем квалификации и разграничения смежных составов таможенных преступлений. В конце ХХ века Российское государство лишилось монополии на внешнюю торговлю, что, неизбежно, повлекло за собой резкий рост объемов внешнеторговых операций. В связи с этим, особое значение и актуальность приобрели нормы права, регламентирующие нарушения таможенных правил и процедуру противодействия незаконным явлениям в этой сфе-

ре. Последние кризисные явления в мировой экономике породили резкий всплеск нарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, связанных с незаконным перемещением товаров через границу и имеющих цель уклонения от уплаты таможенных платежей, в целях минимизации расходов (а, следовательно, и увеличения прибыли) недобросовестного участника внешнеэкономической деятельности.

Таблица 1

Количество возбужденных уголовных дел таможенными органами Российской Федерации

Показатель Возбуждено уголовных дел, за 2014 г. Возбуждено уголовных дел, за 2015 г. Абсолютное отклонение ат с о р п м £ Темп прироста Удельный вес преступлений за 2015 г.

Всего уголовных дел 1890 2031 141 107,46 7,46 100

В отношении конкретных лиц возбуждено уголовных дел 1185 1213 28 102,36 2,36 59,72

По статье 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, психотропные вещества или их прекурсоры) 491 399 -92 81,26 -18,74 19,65

По статье 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия т.д.) 616 544 -72 88,31 -11,69 26,78

По статье 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) 0 25 25 2500 2500 1,23

по статье 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) 76 88 12 115,79 15,79 4,33

По статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) 506 691 185 136,56 36,56 34,02

По статье 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) 33 90 57 272,73 172,73 4,43

По статье 189 УК РФ (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и т.д.) 9 7 -2 77,78 -22,22 0,34

По статье 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) 20 11 -9 55 -45 0,54

По статье 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации юр. лица) 6 8 2 133,33 33,33 0,39

Помимо экономического ущерба, преступления в таможенной сфере зачастую наносят урон здоровью граждан, подрывают рынок отечественных производителей путем ввода в оборот более дешевых и некачественных, нежели их российские аналоги, товаров, посягают на экологическую безопасность, нарушают законодательство о товарных знаках. Однако, несовершенство современного законодательства зачастую затрудняет привлечение виновных к ответственности, а также создает трудности при квалификации преступлений [3].

Квалификация преступлений в сфере таможенного дела имеет некоторые особенности. Поэтому, здесь приходится обращаться как к нормам уголовного, так и таможенного, административного, финансового и других отраслей права.

На основании анализа деятельности таможенной службы Российской Федерации, можно выделить следующие проблемы:

- Высокая латентность преступлений;

- Недостаточная эффективность нормативно правовой базы;

- Бланкетность;

- Коррупция в таможенных органах.

Несовершенство законодательства создает актуальную проблему в том, что порой законы и подзаконные акты дублируют друг друга и противоречат в отдельных аспектах правового поля.

На данный момент нормативно правовая база в сфере таможенного права имеет множество иных законов помимо Уголовного кодекса Российской Федерации. Для квалификации преступления приходится прибегать к большому количеству законов и подзаконных актов таким как Таможенный кодекс Таможенного союза, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей др., а также указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов.

Суть проблемы заключается в трудности разграничения состава преступления. Считаются весьма спорными различия при квалификации контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, поэтому до сих пор возникают трудности по этому вопросу, поскольку, достаточно сложно провести различие между этими двумя видами преступлений. И подобные трудности при квалификации таможенных преступлений порой носят системный характер, что в значительной мере сказывается на деятельность таможенной службы Российской Федерации. Таким образом, идентичные

преступления могут быть квалифицированны различно по степени их вины и ответственности за совершенное деяние.

Имеются серьезные отставания в разработке новых подходов к концепции об ответственности лиц, участвующих в совершении таможенных и других преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности, в разработке проблем корпоративной ответственности, ответственности «профессионалов»: банковских служащих, адвокатов, оказывающих помощь преступникам.

Проблема бланкетности таможенных норм заключается, в диспозициях которых не определяются признаки состава преступления или определяются не все его признаки, а отсутствующие описываются в других не уголовных законах или иных нормативных правовых актах.

В ряде таможенных норм с бланкетными диспозициями сделаны ссылки не на конкретные законы и другие нормативные правовые акты, а на целые правовые институты, порой, точно не очерченные, регламентирующие определенные сферы общественных отношений, каждый из которых слагается из совокупности норм, установленных в разных законах и иных нормативных правовых актах.

Упоминаемые не уголовные законы и другие нормативные правовые акты расконцентрированны по различным источникам. Это создает дополнительные организационные трудности, порой непреодолимые, требующие больших временных затрат, связанные с отысканием указанных источников.

В бланкетных нормах УК РФ в сфере таможенного законодательства содержатся ссылки не только на законы, но и на другие нормативные правовые акты, причем нормы ряда этих законов еще и конкретизируются, детализируются разъясняются и порой корректируются иными нормативными правовыми актами. Такое положение создает исполнительной власти возможность непосредственно влиять на изменение, расширение или ограничение сферы уголовной ответственности, тогда как это является исключительной прерогативой законодательной власти.

В не уголовных законах, являющихся адресатами бланкетных норм УК РФ, также порой содержатся ссылки на другие нормативные правовые акты, хотя отсутствуют какие-либо препятствия включению соответствующих положений в данный закон. Так, в части второй статьи 2, именуемой «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ установлено, что «Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел» [4].

Что качается коррупции в рядах сотрудников таможенной службы официальная статистика указывает на небольшое количество совершенных преступлений должностными лицами. Из штатной численности Федеральной таможенной службы России в количестве 73673 человек, всего задержано 133 лица это составляет 0,18 %. Но этот показатель занижен, к примеру в сотрудниками органов внутренних дел в 2015 году было выявлено 21763 преступления коррупционной направленности что составляет 2,16 % от общего штата сотрудников Министерства внутренних дел. Это свидетельствует о том, что на статистику влияет укрытие преступлений данной категории от учета, а так же некомпетентность и слабые оперативные позиции сотрудников службы собственной безопасности, их коррумпированность, ненадлежащая деятельность органов государственного контроля. Таким образом, преступления коррупционной направленности в таможенной службе имеют высокую латентность.

Наличие латентной преступности в таможенной службе объясняется следующими обстоятельствами:

- нежелание потерпевших сообщить в правоохранительные органы о совершивших в отношении них преступлениях, причины для этого самые различные: собственная преступная деятельность, незначительность нанесенного ущерба, неуверенность в розыске, изобличении и наказании виновного в совершении преступления, и т.д.;

- недостатки в деятельности контрольно-ревизионных органов, органов дознания и следствия по выявлению замаскированных преступлений;

- недостатки в регистрации и учета совершенных преступлений;

- правовая безграмотность населения;

- коррумпированность сотрудников.

Все это ведет к увеличению не выявленных преступлений, а следовательно страдает экономическая безопасность Российской Федерации.

По результатам решения этих проблем Федеральная таможенная служба Российской федерации сможет в полном объеме выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению безопасности государства как экономической, так и национальной.

Для устранения недостаточной эффективности нормативно правовой базы необходимо произвести реформы уголовного, административного и таможенного законодательства. По результатам которых все незаконные деяния в сфере таможенного права необходимо выявить, выделить и систематизировать в единый правовой документ. Который будет четко и ясно трактовать норму закона. Вдобавок необходимо разграничить нормы закона идентичных преступлений для более точной квалификации по степени их вины. Помимо систематизации незаконных деяний в сфере таможенного права необходимо также сгруппировать возложенные обязанности на тамо-

женные органы а также нормы права регламентирующие их деятельность. Данные реформы необходимо проводить поэтапно, так как они носят масштабный характер. При этом необходимо осуществлять четкий контроль работоспособности реформ, осуществлять изменение и дополнение учитывая внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации и стремительно развивающегося научно технического процесса в мире.

Все это позволит таможенной службе оперативно, качественно и своевременно выявлять нарушение таможенного законодательства.

Для минимизации латентных преступлений в сфере таможенного права Российской Федерации необходимо бороться с факторами в следствии которых возникают трудности по выявлению фактов правонарушений [5].

Для этого необходимо:

- оснастить имеющиеся учебные заведения и центры учебной подготовки современными технологиями применяемыми на практике во всех видах пунктов пропуска;

- отправлять сотрудников Федеральной таможенной службы на курсы повышения квалификации в страны члены Таможенного союза для обмена опытом;

- реформировать законодательство в сфере таможенного права;

- увеличить бюджет, выделяемый Федеральной таможенной службе;

- скоординировать работу таможенных органов с другими правоохранительными органами;

- создать единую базу правонарушителей не только в таможенной сфере, но и других отраслей права - финансового, уголовного, административного и других;

- достаточно четко и в полном объеме доносить информацию о введениях и изменениях таможенного законодательства гражданам.

Что касается бланкетности таможенных преступлений то она возникает в следствии недостаточной эффективности нормативно правовой базы, коррумпированности с стороны не только сотрудников таможенной службы но и иных правоохранительных служб а также судебной системы. Для устранения данного факта необходимо принимать жесткие меры. В первую очередь минимизировать коррупцию в рядах сотрудников правоохранительных органов и судей. Усовершенствовать нормы закона в области таможенного законодательства.

В борьбе с коррупцией в таможенных органах необходимо выработать четкую стратегию, в которой будут задействованы не только сотрудники правоохранительных и надзорных органов, но и граждане Российской Федерации. Необходимо воспитать молодое поколение с нетерпимостью и призрением у данной категории преступлений.

Таким образом, в результате проведения предложенных мероприятий, таможенная служба Российской Федерации может решить основные про-

блемы в своей деятельности, при этом минимизировать факты преступности и нарушения таможенного законодательства, а также профессионально выявлять преступления, что несомненно повысит экономическую безопасность страны.

Список литературы:

1. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. - Режим доступа: http://www.customs.ru/.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]. -Доступ из информационно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Бушуева Т.А. национальная, экономическая безопасность страны и таможенные преступления [Текст] / Т.А. Бушуева // Транспортное дело России Серия: Государство и право. Юридические науки. - 2012. - № 68. - С. 44-48.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [от 30.12.2001 N 195-ФЗ]: офиц. текст: по состоянию на 25 января 2016 г. - М.: Проспект, КноРус 2016. - 560 с.

5. Бушуева Т.А. Экономическая безопасность страны и таможенные преступления [Текст] / Т.А. Бушуева // Ленинградский юридический журнал Серия: Государство и право. Юридические науки. - 2014. - № 2. - С. 143-154.

СОЧЕТАНИЕ ФИСКАЛЬНЫХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ

ФУНКЦИЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

© Кучеренко А.В.1

Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай

В данной статье рассмотрены особенности взаимозависимости и взаимодействия фискальных и стимулирующих функций налоговой системы для обеспечения финансово-экономической безопасности Российской Федерации. Произведен анализ доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации для определения изменений в государственной политике по обеспечению финансово-эконо-

1 Студент 3 курса кафедры Экономики. Научный руководитель: Маляренко О.И., доцент кафедры Экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.