УДК 343.37:339.543
DOI 10.24412/1815-0683-2022-4-103-121
В. В. ВИТЮК*
Понятие и общая характеристика
таможенной преступности в Российской Федерации
Анализируются историко-правовые аспекты противоправных деяний в виде преступлений, а в сфере таможенного дела в Российской Федерации - современной таможенной преступности постсоветского периода, ее количественные показатели, структура и динамика, уголовно-юрисдикционная компетенция таможенных органов по борьбе с нею. Исследуется терминологическое несовершенство понятия «таможенное преступление» и влияние отсутствия его легального определения на теорию и практические аспекты противодействия данному антисоциальному явлению.
Ключевые слова: преступность, таможенная преступность, таможенное преступление.
ВИТЮК Владимир Васильевич -доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного дела; доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. VityukV. V@yandex.ru.
VITYUK V. V. - Docent, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs; Associate Professor at the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics.
V.V. VITYUK
The Concept and Common Characteristic of
Customs Criminality in the Russian Federation
The article analyzes the historical and legal aspects of illegal acts in the form of crimes, and in the field of customs of the Russian Federation quantitative indicators, structure and dynamics of modern customs crime of the post-Soviet period, the criminal and jurisdiction competence of customs authorities to combat it. The terminological imperfection of the concept of "customs crime" and the impact of the absence of its legal definition on the theory and practical aspects of countering this antisocial phenomenon are investigated.
Keywords: criminality, customs criminality, customs
crime.
Социальная жизнь и отношения лиц в ней, а также государственное управление ими в своем
* Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, Новосибирск, ул. Д. Ко-вальчук, 191; Новосибирский государственный аграрный университет. 630039, Новосибирск, ул. Добролюбова, 160.
Siberian State University of Railway Transport. 191, D. Kovalchuk Str., Novosibirsk, 630049; Novosibirsk State Agrarian University. 160, Dobrolyubova Str., Novosibirsk, 630039.
существовании не статичны и соответствуют общему процессу развития общества и содержанию его движущих сил. Преступление - явление социальное и представляет собой разновидность социального поведения, имеющего противоправный характер. Противоправный характер поведения определяет общество в зависимости от сложившейся в нем системы общественных отношений, установленных форм государственного управления, социального устройства и организованного в нем политического режима. Поскольку право - это продукт государства, а преступление и ответственность за него - продукт права, то противоправность - это проявление общества, управляемого государством как институтом политической и экономической власти одного класса (части населения) над другим(ой), с различными видами и формами государственных институтов, обеспечивающих эту власть, одним их которых является и право. В догосударственные периоды существования социума отношения в нем регулировались порядком, установленным традициями, правилами, обычаями, выработанными в обществе и в нем сложившимися.
Поскольку таможенное дело (таможенное регулирование) в системном формате в масштабах страны может быть организовано только с применением государственных институтов (права, таможенных учреждений, служащих, органов управления таможенным делом и др.), оно представляет собой направление государственного управления одной из сфер экономических отношений. Одним из инструментов таможенного регулирования ввоза в страну (вывоза из нее) товаров стал таможенный тариф. Его появление в истории таможенного дела ассоциируют с наличием в III в. до н.э. в г. Тарифе (современная провинция Кадис в Испании) таблиц, определявших ставки сборов и порядок их уплаты за право провоза товаров через Гибралтарский пролив [16, с. 5]. Система подобных сборов применялась практически с древнейших времен во всех странах Европы, а позднее Северной Африки, Ближнего Востока, Закавказья, Малой, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. На межгосударственном уровне торгово-пошлинные отношения Киевской Руси впервые были оформлены с Византийской империей в виде договора, заключенного в 911 г. в период правления Великого киевского князя Олега (879-912 гг.) [2, с. 113-114]. Как и в других сферах государственного управления в таможенном деле также совершались преступления. Так, в истории России известен случай периода правления Елизаветы I (1741-1761 гг.), когда в 1758 г., преследуя цель возродить откупную систему таможенного дела, на шестилетний срок западная сухопутная граница была вверена предпринимателю Шемякину. Но уже в 1762 г. он был обвинен в подлогах таможенной документации, потворстве купечеству, непредставлении отчетности и посажен в тюрьму; контракт с ним был расторгнут, таможни переведены в казенное ведение и под государственное управление [6, с. 43]. Более известен в российской истории иной случай, произошедший несколькими десятками лет ранее, когда за многочисленные злоупотребления, в том числе в таможенной сфере, связанной с торгово-пошлинными отношениями
с Китаем, Петром I был казнен генерал-губернатор Сибирского края (губернии) князь М. Гагарин (1719 г.) [1, с. 229].
С конца XV в. на Руси стали складываться два способа комплектации таможен кадрами и, соответственно, управления таможенным делом и таможенными учреждениями. Первый способ - откупной, второй - на вере, представлявший собой почетную безвозмездную обязанность, связанную с осуществлением таможенных формальностей (несением таможенной службы). При таком способе таможни возглавляли таможенные головы, помощниками им могли быть добропорядочные, честные, не бражные и грамотные люди, которые в подтверждение «веры» целовали крест, в связи с чем именовались целовальниками. Все должности были выборными сроком на один год. Вступление в должность таможенных голов оформлялось царским указом. Таможенные головы выбирались чаще всего из торговых людей, зажиточных крестьян, в крупных таможнях - из купцов. Целовальники выбирались из людей посадских или черносошных крестьян. Все документирование вели подъячие, получавшие жалованье из денежных сборов за оформление таможенных документов. По итогам работы таможенные головы за успешное управление могли быть поощрены царем, а за «неискусное или недобросовестное управление», уменьшившее таможенные сборы, с них взыскивали недоимку, а то и били кнутом [6, с. 41-42; 17, с. 45-48], но это при отсутствии таможенных преступлений.
Из приведенных исторических примеров следует, что государство уже в достаточно давние времена предусматривало ответственность, в том числе и уголовную, за противоправные деяния в сфере таможенного дела.
Формирование современного уголовного законодательства с ответственностью за преступления в таможенной сфере прошло несколько этапов, начиная с периода позднего СССР, отметившегося процессом демократизации ВЭД в виде устранения государственной монополии на внешнюю торговлю и введении свободы на занятие ВЭД (1986-1989 гг.) [4, с. 86], когда еще действовал советский УК РСФСР. Поскольку потребности уголовно-правовой защиты таможенных отношений постсоветского периода (с 1992 г.) изменились, изменилось и уголовное законодательство, но в рамках существующей кодификации, т. е. УК РСФСР, до момента, когда ему на смену в 1997 г. пришел УК РФ (1996 г.). На новом этапе в части таможенных преступлений УК РФ также несколько раз подвергался существенным изменениям, связанным с совершенствованием составов преступлений, а также с введением новых статей.
Так, из пяти статей, предусмотренных начальным вариантом УК РФ (контрабанда (ст. 188); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189); невозвращение на территорию РФ культурных ценностей (ст. 190); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194)), к современному моменту все они подверглись модификации от трех
до пяти раз как в части содержания, так и наименований, а ст. 194 УК РФ - более десяти.
Наиболее существенными изменениями, носившими, скорее, революционный, чем эволюционный, характер были следующие. В 2011 г. ст. 188 УК РФ была поделена на две самостоятельных: 226.1 и 229.1, к последней из которых относилась контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, наркорастений (их частей), инструментов и оборудования, используемых для их изготовления, а к ст. 226.1 УК РФ - контрабанда остальных предметов (товаров), перемещение которых запрещено или ограничено (ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие и/или его части, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение и военная техника, материалы и оборудование, могущие быть использованными при их создании, а также стратегически важные товары и ресурсы, культурные ценности, особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы). А в 2013 и 2014 гг. УК РФ был дополнен двумя составами, предусматривающими уголовную ответственность лиц за контрабанду: а) наличных денежных средств и денежных инструментов (ст. 200.1) и б) алкогольной продукции и табачных изделий (ст. 200.2). В более подробном варианте историография данного вопроса изложена в [5, с. 40-44], а перечень статей УК РФ, предусматривающих ответственность за современные преступления в области таможенного дела, приведены в табл. 1.
В то же время таможенные органы РФ как государственные органы федерального уровня и исполнительной ветви власти в современном их варианте и компетенции являются правоохранительными, в силу чего правоохранительная деятельность - одно из направлений функционирования таможенной службы, которое заключается в ведении (осуществлении): а) дознания по преступлениям, производство по которым отнесено к полномочиям таможенных органов; б) неотложных следственных действий по преступлениям, следствие по которым является прерогативой следственных органов Следственного комитета, ФСБ и МВД России. Данная уголовно-процессуальная компетенция таможенных органов закреплена в следующих нормативных актах, в том числе уровня ЕАЭС:
- п/п 4, 5 п. 2 ст. 351; п. 1 ст. 354 Таможенного кодекса ЕАЭС1;
- п. 1 ч. 1 ст. 40; п. 9 ч. 3 ст. 151; п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ2;
- п/п 5 п. 2 ст. 254 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ3;
- п. 5.96, 5.97 Положения о ФТС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.2021 № 6364.
1 Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org, 12.04.2017.
2 Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.
3 Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5082.
4 Собрание законодательства РФ. 2021. № 18. Ст. 3146.
Таблица 1
Уголовные правонарушения, относимые к области таможенного дела
Статья УК РФ Название статьи
189 Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
190 Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей
193 Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации
194 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
200.1 Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
200.2 Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий
226.1 Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного воружения, иной военной теники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов
229.1 Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ
Наделение таможенных органов подобной компетенцией привело к тому, что на них как органы дознания с 2013 г. было возложено производство неотложных следственных действий по ряду преступлений, не являющихся собственно таможенными: ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 193.1 (табл. 2).
Полномочия в части ведения дознания либо проведения неотложных следственных действий по выявленным таможенными органами преступлениям определяются УПК РФ и в настоящий момент компетенция по данному вопросу распределена следующим образом.
Таблица 2
Уголовные правонарушения, относимые не только к области таможенного дела, включенные в уголовно-процессуальную компетенцию таможенных органов
Статья УК РФ Название статьи
173.1 Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица
173.2 Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица
174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
193.1 Перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов
Так, таможенные органы уполномочены осуществлять предварительное расследование в форме дознания в полном объеме (т. е. с момента возбуждения уголовных дел до их завершения и передачи в суд) по преступлениям, ответственность за которые предусмотрена: а) ч. 1 и ч. 2 ст. 194 УК РФ; б) ч. 1 ст. 200.1 УК РФ; в) ч. 1 ст. 200.2 УК РФ; г) ч. 1 ст. 193 УК РФ; д) ч. 1 ст. 193.1 УК РФ (п. 1 ч. 1 ст. 40; п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Право ведения дознания по ч. 1 ст. 200.2 УК РФ -это предпоследнее нововведение в части уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов, дополненное законодательством5 и распространенное на таможенные органы с 26.10.2020. Одновременно с расширением уголовно-процессуальных полномочий таможенных органов расширены полномочия и пограничных органов, которым также разрешено проводить предварительное расследование (дознание) по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 200.1 и ч. 1 ст. 200.2 УК РФ, если они выявлены органами ФСБ России. Последней новеллой является распространение на таможенные органы с 18.10.2022 г. права вести дознание по ч. 1 ст. 193 и ч. 1 ст. 193.1 УК РФ6.
Полномочия таможенных органов в части производства неотложных следственных действий (т. е. в возбуждении уголовных дел при наличии к тому оснований и выполнении в течение 10 дней их расследования в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования) распространяются на преступления, выявленные таможенными органами, ответственность за которые
5 О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 15.10.2020 № 328-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 42 (часть II). Ст. 6515.
6 О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 07.10.2022 № 382-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2022. № 41. Ст. 6944.
предусмотрена: а) ст. 189, 190, 193; ч. 3, 4 ст. 194; ч. 2 ст. 200.1; ч. 2, 3 ст. 200.2; ст. 226.1, 229.1 УК РФ; б) ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1; ч. 2, 3 ст. 193.1 УК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Завершают расследование указанных дел уже правоохранительные органы РФ, в структуре которых есть следственные подразделения: СК - по ч. 3, 4 ст. 194 УК РФ; ФСБ - по ст. 189; ч. 2 ст. 200.1; ст. 226.1, 229.1 УК РФ; МВД - по ч. 2 ст. 193, ч. 2 ст. 200.1; ч. 2, 3 ст. 200.2; ст. 226.1, 229.1, 173.1, 173.2, 174, 174.1; ч. 2, 3 ст. 193.1 УК РФ.
УПК РФ (ч. 5 ст. 151) предусмотрено право осуществлять по ряду статей предварительное расследование следователям тех правоохранительных органов, которыми выявлены эти преступления - по ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 190, 193, 193.1; ч. 1, 2 ст. 194; ч. 1 ст. 200.1; ст. 200.2, 226.1, 229.1.
Уголовно-процессуальное законодательство, в том числе в части уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов, прошло определенные этапы формирования, историография которого того же периода освещена в [5, с. 46-48].
Тем самым, мы имеем нормативно-уголовную основу в виде УК РФ для определения ряда противозаконных деяний в качестве преступлений таможенного характера (в области таможенного дела), а также нормативно-процессуальную основу в виде УПК РФ, определяющую уголовно-процессуальную компетенцию правоохранительных, в том числе таможенных, органов по предварительному расследованию названных преступлений.
Отметим, что таможенные преступления никогда не имели в уголовном законодательстве СССР и не имеют в современном УК РФ уголовно-правовой автономии, т. е. интеграции в самостоятельный вид преступления, исходя из характера правоотношений, на которые посягало (посягает) преступное деяние -таможенно-правовое отношение (таможенное правоотношение), с обособлением их в подраздел УК РФ. Так, по УК РСФСР контрабанда (ст. 78) относилась к иным государственным преступлениям и как другие преступления - незаконный экспорт товаров и технологий двойного назначения (ст. 78.1), невозвращение на территорию страны культурных ценностей (ст. 78.2), располагалась в разд. II гл. 1 Особенной части УК. Иные преступления, относящиеся к таможенным, находились в главе о хозяйственных преступлениях (гл. 6): уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 162.6), незаконные сделки с валютными ценностями (ст. 162.7), сокрытие средств в иностранной валюте (ст. 162.8), нарушение таможенного законодательства РФ (ст. 169.1).
В современном УК РФ преступления, посягающие на таможенные правоотношения, также дифференцированы по различным главам, но с учетом различных идеологических моделей построения Особенных частей УК РСФСР и УК РФ заняли в последнем иные места:
а) к гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» (разд. VIII «Преступления в сфере экономики») относятся ст. 189, 190, 193, 194, 200.1, 200.2;
б) к гл. 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» (разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка») относится ст. 226.1;
в) к гл. 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (разд. IX) относится ст. 229.1.
Статьи, перечисленные в табл. 2, в УК РФ отнесены к гл. 22.
Подобная дифференциация несовершенна и вызывает в научной среде споры, поскольку, к примеру, преступления, объединенные понятием контрабанды (ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1), размещены в разных главах УК РФ. Споры ведутся и по поводу относимости тех или иных преступлений к области таможенного дела. Так, некоторые авторы в различных вариантах относят к таможенным преступлениям те, за которые ответственность предусмотрена статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 193.1 УК РФ (табл. 2). Другие, наоборот, исключают из перечня статей, приведенных в табл. 1, отдельные преступления, к примеру, предусмотренные ст. 189, 190, 193, 194, как по отдельности, так и вместе взятые.
Причины этому видятся следующие: а) отсутствие законодательно закрепленного определения понятию преступления в области таможенного дела; б) отсутствие в правовой литературе единого подхода к систематизации преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере таможенного дела как объект уголовно-правовой охраны; в) невыделение в УК РФ таких преступлений в отдельную категорию. Это привело к формированию в уголовном праве, уголовном процессе, криминалистике, криминологии неофициального понятия (условного названия) «таможенные преступления», к которому стали относить группы вышеназванных преступлений, отождествляемого с аналогичными или подобными ему понятиями: «преступления в таможенной сфере», «преступления в сфере таможенной деятельности», «преступления в области таможенного дела», «преступления в сфере ВЭД», «преступления, отнесенные к компетенции таможенных органов».
В то же время различная группировка (классификация) преступлений и, соответственно, их отнесение к «таможенным преступлениям» объясняется использованием авторами разных признаков преступного деяния в качестве основания для их группировки, в результате чего каждый из них имеет свою особую дефиницию понятия «таможенное преступление». Так, в качестве основания классификации используются следующие критерии: а) объект преступления (преступного посягательства); б) место или сфера совершения преступления; в) уголовно-процессуальная компетенция таможенных органов, связанная с предварительным расследованием выявленных преступлений; г) отрасль или институт законодательства, нарушаемые преступлением; д) задачи, функции тех или иных государственных органов по управлению данным видом деятельности (сферой отношений) и др. В литературе приводятся следующие определения понятию «таможенное преступление» (табл. 3).
Все указанные дефиниции неидеальны, т. к. не учитывают особенностей формулирования законодателем составов «таможенных преступлений».
Таблица 3
Определения уголовным правонарушениям, совершаемым в области таможенного дела (таможенным преступлениям)
Автор(ы) Определение таможенного преступления
Зуева К. Ю. Уголовно наказуемое противоправное деяние, существенно нарушающее деятельность таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством, совершаемое в сфере таможенного дела при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу таможенного союза в рамках ЕврАзЭС [12, с. 110]
Иванова С.Ю. Общественно опасное виновное посягательство, существенно нарушающее деятельность таможенных органов по реализации ими целей и задач, установленных законодательством [13, с. 21]
Малиновская В.М. Запрещенное уголовным законом виновное общественно опасное деяние, посягающее на экономическую безопасность государства, его финансовые интересы и выраженное в нарушении правил, установленных законодательством о таможенном деле [21, с. 376]
Картавцев В.И., Нестеров А. В. Общественно опасное, виновное, наказуемое деяние, посягающее на сферу экономической деятельности, связанной с порядком вывоза и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу, вопреки правовому запрету [16, с. 22]
Долгова А.И. Совокупность экономических преступлений, связанных с нарушением порядка вывоза и ввоза, возврата на территорию Российской Федерации через таможенную границу товаров и ценностей [9, с. 761]
Иванова С.Ю., Чучаев А. И. Общественно опасное, виновное, наказуемое деяние, посягающее на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу, вопреки правовому запрету [14, с. 42]
Постнова Д.А. Противоправное, виновное, наказуемое деяние, совершая которое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, посягает на установленный национальными и международными правовыми актами о таможенном деле порядок перемещения через таможенную границу товаров, их таможенного оформления, уплаты таможенных платежей, предоставления различных льгот или пользования ими, а также соблюдения государственных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, при проведении предварительного расследования уголовных дел, по которым в соответствии с УПК РФ таможенные органы Российской Федерации наделены правом осуществления дознания и производства неотложных следственных действий (ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ) [23, с. 26]
Туленев А.И. Запрещенное уголовным законом под угрозой наказания общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое лицами, достигшими возраста уголовной
112 ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(101)/2022
Окончание табл. 3
Автор(ы) Определение таможенного преступления
ответственности, посягающими на установленный порядок перемещения товаров, транспортных средств и иных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, Таможенного союза государств - членов ЕврАзЭС в рамках единого экономического пространства, на порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей [24, с. 214]
Грачев О.В. Противоправное, виновное деяние, представляющее угрозу и опасность для экономической и иной безопасности стран -участниц таможенной интеграции Таможенного союза, причиняющее вред интеграционным отношениям и запрещенное действующим законодательством под угрозой уголовного наказания [8, с. 41]
Краснов А.Д. Запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на нормальную внешнеэкономическую деятельность государства и причиняющее или создающее угрозу причинения вреда правам и законным интересам граждан, обществу и государству [18, с. 64]
Кузнецова Н. В. Виновно совершенное, противоправное, уголовно-наказуемое деяние, имеющее место в сфере внешнеэкономической деятельности, препятствующее деятельности таможенных органов по выполнению функций, установленных действующим законодательством РФ, совершаемое при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза, по которым таможенные органы в соответствии с УПК РФ наделены правом производства дознания и неотложных следственных действий [20, с. 89]
Исаева Л. М. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное законодательством государств - членов таможенного союза под угрозой уголовного наказания, в условиях реализации внешнеэкономической деятельности, сопряженное с пересечением границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственной границы Российской Федерации, нарушающее таможенные правила, установленные законодательством государств -членов таможенного союза [15, с. 31]
Арестова Е. Н., Крюкова Н. И., Никольская А. Г. Виновно совершенное, общественно опасное, уголовно наказуемое деяние, связанное с осуществлением деятельности в сфере таможенного регулирования и относящиеся к уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов [3, с. 18]
Во-первых, таможенные преступления, чаще всего, многообъектны, но основанием выделения преступных деяний в группу таможенных преступлений должен быть положен основной из нескольких непосредственных объектов преступного посягательства, которым в области таможенного дела служит - установленный порядок государственного регулирования сферой таможенного дела
(т. е. таможенно-правовых отношений), а дополнительными могут выступать иные общественные отношения, представляющие для государства ценность, на которые одновременно посягает преступление, к примеру, государственная, общественная, экономическая безопасности, интересы национальной культуры, личность человека, установленный порядок регулирования государством денежно-финансовой сферы, сферы налогового дела, экспортного контроля и др. [7, с. 74, 88, 102, 106, 111, 120, 124, 128].
Определения понятию таможенного дела приведено в п. 2 ст. 2 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, а понятию таможенное регулирование (государственное регулирование сферой таможенного дела) в названном федеральном законе (п. 2 ст. 2) и в ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 1).
В силу указанного, доминирование в качестве основного любого иного непосредственного объекта преступления, кроме как установленного порядка государственного регулирования сферой таможенного дела, исключает отнесение преступных деяний к таможенным преступлениям и придает им либо характер преступлений, вообще не относимых к области таможенного дела, либо преступлений, «сопутствующих» преступлениям в сфере/области таможенного дела, в том числе, к примеру, организационно предназначенных для подготовки к совершению преступлений в области таможенного дела.
Аналогично, расширение непосредственного объекта преступления до сферы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - это есть размывание понятия таможенного преступления и смешение его с понятием преступлений в сфере ВЭД, которые таможенными преступлениями не ограничиваются [20, с. 87, 89]. Кроме того, указанное отождествление сфер таможенного дела и ВЭД недопустимо по причинам того, что сфера ВЭД - это не таможенная сфера как таковая, а кроме того, это более широкое понятие, что следует из «частного» определения, содержащегося в специальном федеральном законе от 18.07.1999 № 183-ФЗ7 (т. е. не является ни универсальной законодательной дефиницией, ни устоявшимся доктринальным определением). Так, согласно названному федеральному закону (абз. 2 ст. 1), «внешнеэкономическая деятельность - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них)», составной частью которой является внешнеторговая деятельность, которая, в свою очередь, в соответствии с федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ8 (п. 4 ст. 2) определяется следующим образом: «внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью», из которых только товары как объект государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются
7 Собрание законодательства РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.
8 Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.
предметом таможенного дела в качестве объектов перемещения через таможенную границу [6, с. 11]. В то же время внешнеэкономическая деятельность (как совокупность общественных отношений, установленных в Российской Федерации, обеспечивающих функционирование установленного порядка государственного регулирования ВЭД) вполне может служить родовым (видовым) объектом преступления, в том числе и для таможенных преступлений [7, с. 74, 88, 102, 106, 111, 120, 124, 128].
Во-вторых, порядок перемещения товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу ЕАЭС или государственную границу РФ является предметом правового регулирования не только таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, но и других отраслей (и институтов) права: о государственной границе Российской Федерации, о валютном регулировании, о налогах и сборах, об экспортном контроле, о защите внутреннего рынка и др., в силу чего составы таможенных преступлений, чаще всего, бланкетные. В связи с указанным таможенные органы наделены и специальными полномочиями, позволяющими им осуществлять помимо таможенного контроля и иные виды контроля и надзорно-контрольные функции при перемещении товаров через таможенную (государственную) границу, обеспечивая тем самым исполнение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании, а также иного национального законодательства этих государств, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы (п/п 3 п. 1 ст. 351 ТК ЕАЭС).
Чтобы правильно понимать используемую в уголовном законодательстве терминологию и соотносить ее с таможенными терминами, надо иметь объективное представление о таможенном деле, понятийный аппарат которого в большей степени и используется в уголовном праве в качестве специальной таможенной (профессиональной) терминологии. Используемое в УК РФ понятие «перемещение товаров через таможенную границу» одним из таковых и является (п. 27 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС). Другими терминами, которыми необходимо владеть, являются: ввоз, вывоз товаров на/с таможенную(ой) территорию(и) (п. 3, 5 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС); незаконность перемещения (п. 25 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС); таможенная территория и таможенная граница ЕАЭС (п. 1, 2 ст. 5 ТК ЕАЭС); государственная граница РФ (ст. 1 закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1).
Соответственно, при отсутствии факта ввоза/вывоза (либо отсутствии обязательств по ввозу/вывозу или обязательств, связанных с ввозом/вывозом) объектов перемещения, подконтрольных таможенным органам, на/с таможенную территорию ЕАЭС (территорию Российской Федерации), либо перемещения предметов, не относимых к объектам перемещения подконтрольных таможенным органам, состав таможенных преступлений отсутствует либо имеет место совершение преступлений, субъективная сторона которых не охватывается целью
перемещения предметов преступления через таможенную границу ЕАЭС (государственную границу РФ).
В-третьих, уголовно-процессуальная компетенция таможенных органов, связанная с предварительным расследованием выявленных преступлений, к которым относимы и преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 193.1 УК РФ (п. 9 ч. 3 ст. 151, п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ), к уголовно-правовой характеристике (признакам) преступления не относима и в качестве основания классификации преступлений на таможенные и нетаможенные преступления служить не может, т. к. определяет лишь подследственность преступлений.
К примеру, при любом виде и способе контрабанды таможенными органами могут быть обнаружены поддельные документы, служащие основанием либо условием ввоза/вывоза предметов контрабанды, что образует состав преступления по ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков». Однако при этом ст. 327 УК РФ, как и ст. 218, 221, 221.1, 222, 222.1, 234, 355 УК РФ и др., к таможенным преступлениям не относимы, и в качестве компетенции таможенных органов по их предварительному расследованию в УПК РФ - не указаны.
Руководствуясь указанными критериями, определяющими существенные признаки таможенных преступлений, из всех вышеназванных преступных деяний к таможенным преступлениям следует относить все виды контрабанды (ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ), незаконный экспорт ... (ст. 189 УК РФ), незаконное уклонение от исполнения обязанностей: по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193 УК РФ), по уплате таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), по возвращению на территорию РФ культурных ценностей (ст. 190 УК РФ), а преступления по статьям 173.1, 173.2, 174, 174.1, 193.1 УК РФ, тем самым, - к нетаможенным.
В то же время среди преступлений возможны составы, объединенные в одну статью, как относимые к таможенным преступлениям, так к ним и не относимые. Примером может служить ст. 189 УК РФ, согласно которой способ совершения преступления, связанный с незаконным экспортом предметов преступлений, будет являться таможенным преступлением, а незаконная передача товаров (сырья, материалов, оборудования, технологий), научно-технической информации или незаконное выполнение работ/услуг, совершенные на территории России без их перемещения через таможенную границу ЕАЭС (государственную границу РФ с государствами - членами ЕАЭС), безусловно, к таможенным преступлениям не относимы и даже могут быть таможенными органами объективно не выявлены.
Основываясь на вышеназванных критериях, можно дать определение понятию «таможенное преступление», причем в широком и узком смыслах; в одном случае, основываясь на определении «преступление», приведенном в ч. 1 ст. 14 УК РФ, а во втором случае - концептуально определяющее таможенное преступление на вышеуказанных признаках, выделяющих его из общей системы преступлений, предусмотренных УК РФ.
Так, в широком смысле таможенное преступление - это разновидность преступлений, посягающая на установленный порядок государственного регулирования сферой таможенного дела (установленный порядок таможенного регулирования), т. е. правовое регулирование таможенно-правовых отношений. Наличие у таможенных преступлений всех признаков, присущих преступлению (общественная опасность, противоправность, уголовная наказуемость, виновность, выраженность в деянии), вытекает из словосочетания, что таможенное преступление - это разновидность преступлений.
То, что таможенное регулирование осуществляется законодательством на двух уровнях: таможенным законодательством ЕАЭС и национальным законодательством государств - членов ЕАЭС, не отменяет для первого случая государственный характер такого регулирования, поскольку все органы ЕАЭС являются коллегиальными и представительными от всех государств - членов ЕАЭС и, соответственно, выражают волю и интересы всех и каждого из государств - членов ЕАЭС.
В узком смысле таможенное преступление - это уголовно наказуемое преступное деяние, совершаемое в сфере таможенного дела и посягающее на установленный порядок государственного регулирования сферой таможенного дела (таможенного регулирования), т. е. правовое регулирование общественных отношений, связанных с перемещением товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу ЕАЭС и/или государственную границу Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, либо с возникновением обязательств, связанных с ввозом/вывозом названных объектов перемещения, таможенный и иной контроль в отношении которых охватывается компетенцией таможенных органов.
Анализировать таможенную преступность и судить о ней проблематично в силу многочисленных изменений, вносимых в уголовное законодательство в части ответственности за преступления, относимые к таможенным, а также дифференциации среди правоохранительных органов и частого изменения их уголовно-процессуальной компетенции по возбуждению и расследованию уголовных дел. Это, так сказать, объективные факторы, а есть и субъективные, малоизвестные, скрывающие причины высокой или низкой эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов. К примеру, число таможенных преступлений в 1997-2005 гг. не превышало 5,0 тыс. шт., а в 2006-2008 гг. возросло до 7,4-8,5 тыс. шт. [19, с. 763], т. е. 0,20-0,26 % общего количества преступлений в стране.
Статистика же преступлений, выявленных таможенными органами, за последние 10 лет показывает, что их доля еще более незначительна - 0,1 % и менее в общем количестве преступлений по стране (табл. 4).
При этом соотношение между таможенными преступлениями (табл. 1) и смежными с ними (табл. 2) имеет динамику роста последних, с реальной долей таможенных преступлений в 0,08-0,09 % (табл. 5). По этой причине четкие
признаки уголовно-правовых характеристик уголовно-таможенных деяний имеют существенное значение, т. к. определяют размеры такой преступности и уровень угрозы правопорядку в сфере таможенного дела, необходимость выработки и реализации мер по ее нейтрализации, локализации, ликвидации и подобных мер противодействия и борьбы с нею.
В разрезе преступлений, расследование которых относится к уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов, данные по статьям УК РФ за 2015-2021 гг. следующие (табл. 6). Наибольшее количество уголовных возбуждается по ст. 226.1 и 194 УК РФ; за ними следует ст. 229.1; не более 10 дел - по ст. 189 и 174.1; практически отсутствуют по ст. 190 и 174; по остальным - в пределах нескольких десятков или одной-двух сотен.
Преступность - понятие многоплановое и исследуется рядом наук: социологией, политологией, психологией, педагогикой, криминологией и др. В свете предмета последней, нивелируя различные точки зрения по этому вопросу, под преступностью следует понимать исторически обусловленное и изменчивое массовое социальное и уголовно-правовое явление (вид негативно отклоняющегося поведения людей), представляющее собой совокупность (систему) всех преступлений, совершенных на определенной территории (в стране, регионе и др.) за (в) определенный период времени. Таможенная преступность, имея специфические черты и особенности, тем не менее, обладает характерными свойствами общей преступности, в частности:
а) обусловлена, изменчива и исторически детерминирована совокупностью разнообразных факторов, порождаемых системой существующих общественных отношений социально-экономического, политического, правового плана, выступающих катализаторами ее роста или, наоборот, нейтрализуя ее масштабы и уровень;
б) явление как уголовно-правовое, так и социальное. Социальный аспект состоит в том, что все противоправные деяния любого вида имеют своим происхождением социальную среду, являясь проявлением ее пороков, масштабы и уровень которых зависит от степени пораженности социума преступностью. Уголовно-правовой аспект преступности проявляется в уголовных запретах совершения определенных деяний, которые общество полагает для себя потенциально опасными и переводит их в статус преступлений, поручая государству с ними бороться, в том числе уголовно-правовыми методами;
в) явление массовое, интегрированное признаками общественной опасности и уголовной противоправности, в то же время дифференцированное уголовным законодательством на разновидности преступлений, количественные и качественные показатели учета которых характеризуют состояние преступности и ее отдельных видов и их взаимосвязь с социумом, в результате которой преступность либо присутствует во всех институтах социальной среды, даже в быту, либо она отвергается обществом и имеет место только в профессиональном криминальном сообществе;
Таблица 4
Количественные данные и соотношение преступности в России и преступлений, выявленных таможенными органами
Показатель Год
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Общее кол-во преступлений в РФ (шт.) [10; 11] 2 302168 2 206249 2 190 578 2 388 476 2160 063 2 058 476 1991532 2 024337 2 044221 2 004404
Кол-во уголовных дел, возбужденных таможенными органами (шт.) [22] 1612 1917 1890 2 031 2 235 2 103 2 054 2014 2 067 2 041
Доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами (%) 0,0700 0,0869 0,0863 0,0850 0,1035 0,1022 0,1031 0,0995 0,1011 0,1018
Таблица 5
Количество и динамика уголовных дел, возбужденных таможенными органами, и соотношение между различными видами выявленных преступлений [22]
Год Общее кол-во уголовных дел, возбужденных таможенными органами (шт.) По ст. 189,190,193,194,200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ По ст. 173.1,173.2,174,174.1,193.1 УК РФ
Кол-во (шт.) Доля (%) Кол-во (шт.) Доля (%)
2015 2 031 1922 94,6 109 5,4
2016 2 235 1817 81,3 418 18,7
2017 2 103 1753 83,4 350 16,6
2018 2 054 1638 79,7 416 20,3
2019 2 014 1571 78,0 443 22,0
2020 2 067 1606 77,7 461 22,3
2021 2 041 1573 77,1 468 22,9
Таблица 6
Постатейное количество и динамика уголовных дел, возбужденных таможенными органами [22]
Год Количество возбужденных уголовных дел (шт.) Всего уголовных дел (шт.)
Ст. 189 Ст. 190 Ст. 193 Ст. 194 Ст. 200.1 Ст. 200.2 Ст. 226.1 Ст. 229.1 Ст. 173.1 Ст. 173.2 Ст. 174 Ст. 174.1 Ст. 193.1
2015 7 0 168 691 88 25 544 399 11 8 0 0 90 2 031
2016 1 1 170 683 60 32 528 342 87 187 1 1 142 2 235
2017 0 0 173 481 65 52 661 321 45 188 1 0 116 2 103
2018 1 1 246 359 90 52 586 303 79 163 0 3 171 2 054
2019 1 0 190 344 72 51 679 234 115 131 0 3 194 2 014
2020 2 0 70 316 72 105 832 209 109 171 0 10 171 2 067
2021 2 0 32 349 99 87 742 262 124 196 0 8 140 2 041
г) вид негативно отклоняющегося поведения людей, т. е. такого, которое не соответствует сложившимся в обществе правилам, традициям, обычаям, нормам и им порицаемо, с предусмотренной юридической (в широком смысле) и уголовной (в узком смысле) ответственностью.
Таким образом, таможенная преступность - это вид преступности, который представляет собой совокупность преступлений, уголовно-правовые нормы о составах которых содержат уголовно-правовые признаки преступлений в области таможенного дела (таможенных преступлений).
Как указывается в литературе, преступность в сфере таможенного дела отличается высоким уровнем общественной опасности, латентностью, сложностью выявления, различными формами соучастия лиц (вплоть до преступных сообществ), многообъектностью посягательств [15, с. 31].
При этом таможенные преступления в большей степени исследуются уголовным правом и криминологией, но с разных научных позиций, определяемых предметами этих наук: уголовным правом - с точки зрения уголовно-правовой характеристики преступления, криминологией - с точки зрения его криминологической характеристики. Определенный вклад в исследование таможенной преступности вносят и другие науки, что позволяет реализовывать одну из задач криминологии по проектированию мер по предупреждению (профилактике, борьбе различными правовыми методами) преступности как социального явления, проявляющегося в массе.
Список литературы
1. Акунин Б. Азиатская европеизация. История Российского государства. Царь Петр Алексеевич. М.: АСТ, 2017. 384 с.
2. Акунин Б. Часть Европы. История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия. М.: АСТ, 2014. 396 с.
3. Арестова Е.Н., Крюкова Н. И., Никольская А. Г. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела: учебник и практимум для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2022. 258 с.
4. Витюк В. В. Геоисторические и правовые аспекты формирования института таможенного представительства в период позднего СССР и Российской Федерации доинтеграционного периода // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 2 (99). С. 83-98.
5. Витюк В. В. Историко-правовые аспекты некоторых вопросов таможенного права, преподаваемого в вузах // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1 (94). С. 35-49.
6. Витюк В. В. Подходы к основам методики определения таможенной стоимости товаров в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза: учебно-практическое пособие. Новосибирск: ООО «Новополиграфцентр», 2015. 56 с.
7. Витюк В. В. Преступления в области таможенного дела: уголовно-правовая характеристика (периода формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза): учебное пособие. Новосибирск: ООО «Новопо-лиграфцентр», 2017. 148 с.
8. Грачев О. В. Понятие преступлений, посягающих на экономическую безопасность России в сфере таможенной интеграции // Адвокатская практика. 2012. № 6. С. 41-42.
9. Долгова А. И. Криминология: учебник для вузов / под ред. А. И. Долговой. 4-е изд. М.: НОРМА, 2010. 996 с.
10. Ежегодные отчеты Росстата за период с 2012 по 2020 г. «Россия в цифрах». 2020. Крат. стат. сб. / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/ 12993 (дата обращения: 29.11.2022).
11. Ежегодный сборник Генеральной Прокуратуры РФ за январь - декабрь 2021 г. «Состояние преступности в России» / Генеральная прокуратура РФ. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 29.11.2022).
12. Зуева К. Ю. Понятие и классификация таможенных преступлений // Молодой ученый. 2017. № 47. С. 109-111.
13. Иванова С. Ю. Уголовно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 1999. 24 с.
14. Иванова С. Ю., Чучаев А. И. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право. 1998. № 11. С. 40-46.
15. Исаева Л. М. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела: учебное пособие: практикум. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: ИЦ «Интермедия», 2019. 128 с.
16. Картавцев В. И., Нестеров А. В. Использование специальных знаний в раскрытии и расследовании таможенных преступлений // Электронный каталог библиотеки юридического факультета СПбГУ 2011. 172 с.
17. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России: учебник. 5-е изд. М.: Издательство РТА, 2011. 244 с.
18. Краснов А. Д. Противодействие таможенным преступлениям: дис. . канд. юрид. наук. Н.Новгород, 2010. 164 с.
19. Криминология: учебник / под общ. ред. А. И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. 1008 с.
20. Кузнецова Н. В. Таможенные преступления в системе преступлений, посягающих на внешнеэкономическую деятельность // Уголовная ответственность и наказание: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. (Рязань, 17.02.2017) / под ред. В. Ф. Лапшина; Академия права и управления ФСИН. Рязань, 2017. 244 с.
21. Малиновская В. М. Таможенное право России: учебник по публичному и частному праву: в 2-х т. Т. 1: Публичное право. М.: Статут, 2008. 564 с.
22. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации / Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-uprav leniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/ 323702 (дата обращения: 29.11.2022).
23. Постнова Д. А. Развитие теоретико-правовых и организационных основ международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при выявлении и расследовании таможенных преступлений: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006. 28 с.
24. Туленев А. И. Актуальные проблемы терминологии и понятия таможенных преступлений // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. № 5. С. 211-215.
© Витюк В. В., 2022 © Vityuk V. V., 2022
Для цитирования:
Витюк В. В. Понятие и общая характеристика таможенной преступности в Российской Федерации // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 4(101). С. 103-121.