УДК 339.543:340
DOI 10.24866/1815-0683/2021-1/35-49
В. В. ВИТЮК*
Историко-правовые аспекты некоторых вопросов таможенного права, преподаваемого в вузах
Анализируются и комментируются историко-правовые аспекты некоторых вопросов таможенного права (его отдельных правовых институтов), преподаваемого в вузах в рамках различных учебных дисциплин по специальности «Таможенное дело». Отмечается значимость знания истории вопроса при формировании (проектировании) его современного состояния для использования в различных областях деятельности, в том числе образовательной.
Ключевые слова: таможенное право, образование, история вопроса.
ВИТЮК Владимир Васильевич -кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело» факультета «Мировая экономика и право». [email protected].
VITYUK V. V. - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs of the Faculty of World Economy and Law.
V.V. VITYUK
Historical and Legal Aspects of Some Issues
of Customs Law Taught in Universities
The article analyzes and comments on the historical and legal aspects of some issues of customs law (its separate legal institutions), taught in universities within the framework of various academic disciplines in the specialty "Customs". The importance of knowledge of the background in the formation (design) of its current state for use in various fields of activity, including education, is noted.
Keywords: customs law, education, background.
В научной литературе отмечается, что «знание истории правового вопроса в некоторых случаях не менее важно и интересно, чем знание современного состояния этого правового вопроса» [3, с. 106]. Историческое (историзм) при этом выступает и как общенаучный метод познания (исследования) вопросов права, и как способ толкования норм права.
* Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, Новосибирск, ул. Д. Ко-вальчук, 191.
Siberian State University of Railway Transport. 191, D. Kovalchuk Str., Novosibirsk, 630049.
Обращение к истории в целях познания существа исследуемого вопроса позволяет определить преемственность его современного состояния в сравнении с состоянием, ему предшествующим, а также возможность прогнозирования его изменения в будущем, в том числе в зависимости от факторов, на него влияющих, т. е. «становление и развитие в органической связи с порождающими их условиями» [13, с. 177]. Чтобы рассмотреть отдельные вопросы истории развития таможенных правоотношений постсоветского периода на разных этапах существования российского государства и в разные периоды развития указанных отношений, актуальным представляется освещение общеисторической и общеполитической ситуации в стране, на фоне которой и происходила эволюция и модификация таможенных правоотношений по различным направлениям таможенного и смежных с ним законодательств.
Итак, в период, непосредственно предшествующий распаду СССР (8 декабря 1991 г.), на уровне Союза ССР постановлением Верховного Совета СССР от 26.03.1991 № 2053-1 был принят Таможенный кодекс СССР, введенный в действие с 01.07.1991 и, соответственно, пришедший на смену Таможенному кодексу СССР 1964 г. Одновременно с ТК СССР был принят и введен в действие и Закон СССР от 26.03.1991 № 2054-1 «О таможенном тарифе».
Своеобразный переходный период в законодательном регулировании вопросов таможенного дела, начавшийся в декабре 1991 г., продолжался до середины 1993 г., в связи с чем таможенное право Российской Федерации указанного периода состояло не только из нормативно-правовых актов президента и Правительства Российской Федерации и ГТК России постсоветского периода, но и Таможенного кодекса СССР, и Закона СССР «О таможенном тарифе», применявшихся в части, не противоречащей новому российскому таможенному законодательству. Принятие в 1993 г. Таможенного кодекса Российской Федерации и закона РФ «О таможенном тарифе» в основном завершили переходный период, хотя до конца 1993 г., на основании п. 4 постановления Верховного Совета РФ от 18.06.1993 № 5223-1 «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации», разрешалось применение ряда статей ТК СССР (ч. 2 ст. 40, 57, 65-71) еще в течение шести месяцев с момента опубликования ТК РФ.
Спустя десятилетие после принятия ТК РФ 1993 г. вновь потребовалась модернизация таможенного законодательства, причинами которой послужили произошедшие изменения в социальной, политической, экономической и правовой сферах жизни и деятельности общества и государства. Так:
- изменилась социальная структура российского общества: появился новый слой граждан, профессионально занимающихся предпринимательством, в том числе во внешнеэкономической сфере. Изменились на основе внедряемой в стране рыночной системы и социальные отношения между государством и его гражданами: государство перестало быть работодателем для всех без исключения граждан, что повлекло изменения в сфере пенсионной, налоговой, образования, здравоохранения и др.;
- произошли изменения в политической сфере: укрепился политический режим в стране, стала совершенствоваться деятельность государственных инсти-
тутов политической сферы как внутри государства, так и за рубежом, поднялся авторитет России на мировой арене, были созданы и начали реально функционировать различные межгосударственные союзы на постсоветском пространстве; Россия стала стремиться интегрироваться в мировое экономическое сообщество;
- произошли стабилизация и подъем экономики, расширение экономических связей и экономического влияния России за рубежом, формирование новых рыночных отношений внутри страны, со странами СНГ, с мировым сообществом, продолжился процесс интеграции России в мировое экономическое сообщество. Предпринимательство все чаще стало заявлять о необходимости предсказуемости, последовательности, открытости государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела, стабильности таможенного и иных законодательств - это стало проявлением новых процессов в экономической сфере, ранее неизвестных государству и обществу;
- существенно изменились и правовые основы регулирования общественных отношений в стране. За прошедший период было принято множество современных законов, в том числе и кодифицированного характера (кодексов), это к примеру, Гражданский кодекс РФ (часть I - в 1994 г., часть II - в 1995 г., часть III -в 2001 г., часть IV - в 2006 г.), Семейный кодекс РФ (в 1995 г.), Кодекс РФ об административных правонарушениях (в 2001 г.), Таможенный кодекс РФ (в 1993 г.), Уголовный кодекс РФ (в 1996 г.), Уголовно-исполнительный кодекс РФ (в 1996 г.), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (в 2001 г.), Гражданский процессуальный кодекс РФ (в 2002 г.), а также Налоговый, Земельный, Жилищный и другие кодексы Российской Федерации и иные законодательные акты.
Все вышеуказанное свидетельствовало, что прежнее таможенное законодательство устаревало, отставая от современных реалий общественных отношений, и требовалась его адаптация к новому национальному законодательству. Стремление вступления России в мировое экономическое сообщество в качестве равноправного члена, в первую очередь в ВТО, требовало учета действующего международного права в сфере таможенного дела. Определенные требования вытекали и из необходимости унификации таможенного и иного законодательства со странами, заключившими соглашение о создании таможенного союза, а также со странами СНГ, связанными между собой рядом межгосударственных экономических отношений, в том числе в таможенной сфере.
Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 г. был рассчитан на:
- продекларированную государством политику либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях практического отсутствия как законодательных, так и организационных механизмов эффективного регулирования рыночных, в том числе внешнеэкономических отношений;
- потребности оперативного правового реагирования на порядок импорта товаров в Российскую Федерацию и экспорта товаров из нее, на что широкие полномочия были предоставлены Правительству Российской Федерации и таможенной службе (ГТК/ФТС) России.
В связи с тем, что документ морально устарел и стал утрачивать регулирующее воздействие, в 2003 г. был принят новый Таможенный кодекс Российской
Федерации, а также Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», которые разрешили большинство накопившихся вопросов в указанных сферах отношений, и тем самым:
а) обновили правовую основу таможенной деятельности;
б) учли процесс экономической интеграции России в мировое экономическое сообщество;
в) провозгласили новую идеологию регулирования таможенного дела [4, с. 6-8].
Пришедший на смену Таможенному кодексу РФ 2003 г., Таможенный кодекс Таможенного союза 2010 г. учел вопросы создания региональной экономической интеграции в статусе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в составе Российской Федерации, республик Беларусь и Казахстан и создание в рамках указанного экономического сообщества Таможенного союза. Принятый в 2017 г. и введенный в действие с 01.01.2018 Таможенный кодекс ЕАЭС учел очередной этап экономической интеграции названных государств (и впоследствии присоединившихся к ЕАЭС республик Армении и Кыргызстан) в форме Евразийского экономического союза (ЕАЭС), образованного Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
Именно на фоне указанных общеисторических и общеполитических процессов и имевших место в этот период изменений таможенного законодательства и законодательства о внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности, безусловно, повлиявших на содержание таможенного права как в целом, так и его отдельных институтов, можно обратиться к историко-правовым вопросам отдельных институтов таможенного права, изучаемого в различных учебных дисциплинах по специальности «Таможенное дело».
Отдельные аспекты вопросов истории, освещаемых в настоящей статье институтов законодательства, нашли отражение в ряде работ иных авторов, но в большей степени фрагментарно, чаще всего применительно к теме исследований авторов и к законодательству, действующему в рассматриваемый период времени. Так, можно выделить работы А. О. Никитиной, Е. Ю. Тимофеевой, содержащие ретроспективный анализ вопросов развития методологии определения таможенной стоимости товаров [10; 11]; Е. А. Азаренковой и Н. Ю. Приходько, А. В. Макарова и А. С. Жуковой, Е. О. Филипповой по исследованию уголовно-правового законодательства, относящегося к преступлениям совершаемым в сфере таможенного дела [1; 8; 12]; В. Г. Беспалько, Е. В. Миллерова и А. А. Подопригоры, содержащих исследование уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов, связанной с подследственностью расследуемых ими преступлений и правом проведения ими неотложных следственных действий [2; 9].
Формирование в российском законодательстве методологии определения таможенной стоимости товаров. В рамках учебных дисциплин «Государственное (таможенно-тарифное и/или нетарифное) регулирование внешнеторговой деятельности» и/или им подобных изучаются вопросы, связанные с определением
таможенной стоимости (ТС) товаров в качестве одного из элементов системы (на-лого)обложения товаров, перемещаемых через таможенную границу, а именно -как «...базы (основы) для исчисления таможенных пошлин, а также составной части налоговой базы для исчисления налогов, взимаемых при ввозе/вывозе товаров на/с таможенную территорию Российской Федерации, с применением адвалорных и комбинированных ставок, а также при определении размера таможенных сборов за таможенные операции» [7, с. 68], которая с точки зрения налогового законодательства (ст. 17 НК РФ) является одним из обязательных элементов системы налогообложения.
Поскольку в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю в СССР потребность в указанной категории таможенного законодательства отсутствовала, то в правовом плане ТС не определялась и нормативного закрепления не имела. Необходимость расчета, в первую очередь, ввозных таможенных пошлин повлекла необходимость введения методики определения и расчета ТС, а также создание в российском национальном законодательстве методологии ее определения.
Используемая в настоящее время в сфере таможенного дела методология определения ТС товаров сформировалась не сразу, и в своей основе в начале 90-х гг. прошлого века была заимствована таможенным законодательством Российской Федерации, а впоследствии и таможенными законодательствами ЕврАзЭС и ЕАЭС, из международного права, восприняв одну из двух международных систем определения ТС товаров, возникших в середине XX в., а именно -ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле, 30.10.1947), ст. VII которого и заложила основу методологии определения ТС, а на основе и в развитие указанной ст. VII ГАТТ в последующем по результатам двух многолетних раундов (токийского и уругвайского) переговоров были заключены два основных международных соглашения по указанному вопросу, сформировав правовую основу международного права по определению таможенной стоимости (таможенной оценке) товара:
- Соглашение о применении ст. VII ГАТТ «Оценка товаров для таможенных целей» (Токио, 12.04.1979);
- Соглашение о выполнении ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (Марракеш, 15.04.1994).
Именно на основе указанных соглашений и ст. VII ГАТТ первоначально вопросы по определению ТС ввозимых товаров были урегулированы постановлением Правительства РФ от 05.11.1992 № 856 «Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» (введен в действие с 01.01.1993), а впоследствии нормы и принципы международного права по указанному вопросу получили закрепление в Законе РФ от 21.05.1993 «О таможенном тарифе» (введен в действие с 01.07.1993), а при создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС - в Соглашении правительств РБ, РК и РФ от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза», а также в ряде иных
заключенных соглашениях и решениях в рамках Таможенного союза, принятых его участниками либо органами управления Таможенного союза, в частности:
- в Порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденном Решением комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 376;
- в Правилах применения методов определения таможенной стоимости товаров методами 1, 2-3, 4, 5, 6, утвержденных решениями коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) (соответственно):
• от 20.12.2012 № 283 (в ред. решений от 26.03.2013 № 53, от 02.12.2013 № 279, от 27.03.2018 № 42) - по методу 1;
• от 30.10.2012 № 202 - по методам 2-3;
• от 13.11.2012 № 214 - по методу 4;
• от 12.12.2012 № 273 - по методу 5;
• от 06.08.2019 № 138 (в ред. решения от 14.01.2020 № 6) - по методу 6, а также в ряде иных.
Создание республиками Беларусь, Российская Федерация, Казахстан Евразийского экономического союза, закрепленное Договором о ЕАЭС от 29.05.2014 (вступил в силу с 01.01.2015), сформировало новое таможенное законодательство (о таможенном регулировании) ЕАЭС, которое в части определения ТС товаров, в силу своеобразия того момента - т. е. до принятия государствами - членами Союза новых соглашений по вопросам методологии определения ТС и формировании собственно таможенного законодательства ЕАЭС по указанному вопросу, предусматривало применение международных договоров государств - членов ТС ЕврАзЭС, заключенных по названному вопросу при формировании договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, а именно: а) Таможенного кодекса Таможенного союза; б) Соглашения между Правительствами РБ, РК и РФ от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», а также иных международных договоров государств - членов Таможенного союза ЕврАзЭС (в частности, вышеназванные Правила и Порядок).
С момента введения в действие ТК ЕАЭС (с 01.01.2018) и в условиях расширения состава ЕАЭС за счет новых его членов были признаны утратившими силу ТК ТС 2010 г. и вышеназванное Соглашение от 25.01.2008. Вместо них в указанной части стали применяться нормы ТК ЕАЭС (ст. 37-45); действие иных актов ЕАЭС было продлено до наступления необходимости их замены (п. 17 ст. 38, п. 3 ст. 444 ТК ЕАЭС). К примеру, с 01.07.2019 на смену Порядку декларирования, контроля и корректировки ТС товаров пришел Порядок заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденный решением коллегии ЕЭК от 16.10.2018 № 160.
Формирование в российском законодательстве уголовной ответственности за преступления в области таможенного дела. В рамках учебной дисциплины «Таможенное право» изучаются в том числе вопросы, связанные с уголовной ответственностью за преступления, совершаемые лицами в области таможенных правоотношений, регулируемых таможенным и смежными с ним законодательствами. Соответствующее указанной части права законодательство
также сформировалась не сразу и имело либо эволюционное, либо революционное развитие. Так, бесспорно, исключительно к сфере таможенного дела относимы виды преступлений [5, с. 46; 6, с. 43], предусмотренные статьями УК РФ, приведенными в табл. 1, историография которых имеет непосредственный правовой интерес.
Таблица 1
Перечень статей УК РФ, предусматривающих уголовные правонарушения, относимые к области таможенного дела
Статья УК РФ Название
Статья 189 Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
Статья 190 Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей
Статья 193 Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации
Статья 194 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
Статья 200.1 Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
Статья 200.2 Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий
Статья 226.1 Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов
Статья 229.1 Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ
Так, история уголовного законодательства в отношении преступлений, совершаемых в области внешней торговли и перемещения товаров через таможенную границу и связанных с ней иных преступных деяний, имеет определенную
периодизацию. Во-первых, это этап, в основе которого лежало законодательство советского периода; во-вторых, этап, когда в Российской Федерации действовало законодательство советского периода, но модифицированное в требуемой части применительно к актуальным на тот момент потребностям уголовно-правовой защиты существующих в обществе правоотношений; в-третьих, этап, когда в 1997 г. на смену УК РСФСР 1960 г. пришел УК РФ 1996 г.
Так, в советском уголовном законодательстве (УК РСФСР) существовали следующие нормы, относимые к области таможенного дела: ст. 78 УК РСФСР «Контрабанда» и ст. 88 УК РСФСР «Нарушение правил о валютных операциях». При этом своеобразием законодательства указанного периода являлось то, что таможенное законодательство закрепляло в таможенных кодексах уголовно-правовые деяния, квалифицируемые как преступления, а их конкретные уголовные составы и меры ответственности уже закреплялись уголовным законодательством. Так, Таможенный кодекс СССР 1991 г. содержал ст. 82 «Контрабанда», которой и соответствовала ст. 78 УК РСФСР. Таможенный кодекс РФ 1993 г. содержал три вида преступных деяний: ст. 219 «Контрабанда», ст. 220 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» и ст. 221 «Незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями». Указанным статьям ТК РФ соответствовали статьи УК РСФСР: модифицированные (ст. 78 УК РСФСР), либо вновь введенные в 1993 г. (ст. 78.1 УК РФ), а также в 1994 г., в том числе в новой редакции (ст. 169.1, ст. 78.2 УК РСФСР), а также появившиеся взамен других статей (статьи 162.6, 162.7 и 162.8, введенные вместо ст. 88 УК РСФСР):
- ст. 78 «Контрабанда»;
- ст. 78.2 «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран»;
- ст. 162.6 «Уклонение от уплаты таможенных платежей»;
- ст. 162.7 «Незаконные сделки с валютными ценностями»;
- ст. 162.8 «Сокрытие средств в иностранной валюте»;
- ст. 169.1 «Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации»;
- ст. 78.1 «Незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения».
Указанный случай стал последним, когда в таможенном законодательстве закреплялись правоохранительные нормы уголовно-правовой компетенции.
В таком варианте уголовно-правовые составы просуществовали до 1996 г. -принятия нового УК РФ. Новый Уголовный кодекс РФ, заменивший УК РСФСР 1960 г., устранил излишнюю политизированность уголовного законодательства советского периода, привел уголовно-правовые нормы в соответствие современным реалиям общественной жизни и уголовно-правовой доктрине, сформировавшейся на данный период времени, - о гуманизации уголовного права. При этом в целом уголовное законодательство Российской Федерации было кардинально
модифицировано под современную социально-экономическую ситуацию и криминогенную обстановку страны конца XX в., когда преступность в России после распада СССР не только росла, но и совершенствовалась как в финансовом и организационном плане, так и интеллектуально, а также по другим направлениям, приобретая коррупционно-олигархический характер, и повышая общественную опасность за счет роста тяжких и особо тяжких преступлений. Однако не приходится полагать, что УК РФ 1996 г. в полной мере были учтены социально-экономические, социально-демографические, социально-психологические и иные явления, причинно связанные с преступностью, а также что было учтено криминологическое прогнозирование количественно-качественных изменений современной преступности, поскольку во многих вопросах уголовного законодательства практика показала необходимость его совершенствования, буквально через непродолжительное время после введения УК РФ в действие [5, с. 5, 7].
В новом УК РФ были закреплены следующие составы уголовных преступлений в сфере таможенного дела:
- ст. 188 «Контрабанда»;
- ст. 189 «Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»;
- ст. 190 «Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей»;
- ст. 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»;
- ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей».
При этом большинство прежних статей УК РСФСР приобрели в УК РФ новое наименование и содержание; часть же статей УК РСФСР, не вошедшие в УК РФ в качестве самостоятельных норм, эволюционировали или модифицировались, к примеру:
- ст. 162.8 УК РСФСР слилась с составом преступления по ст. 193 УК РФ;
- ст. 169.1 УК РСФСР вошла в состав преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ.
В указанном варианте уголовное законодательство также долго не находилось в статичном состоянии. Так, наиболее радикальной модификации подверглась ст. 188 УК РФ, которая в 2011 г. была разделена на две статьи: 226.1 и 229.1 УК РФ, окончательно получившие свое содержание в современной редакции: первая в 2013 г., вторая - в 2012 г.
Изменениям подвергалась и ст. 189 УК РФ в 1998 г., 2002 г., 2003 г., 2011 г., 2013 г., наиболее существенными из которых были изменения 2002 г., в результате которых статья получила полностью новую редакцию, структуру, составообразу-ющие и квалифицирующие признаки.
Видоизменениям подвергалась и ст. 193 УК РФ в 2003 г., 2010 г., 2011 г., 2013 г., 2016 г. При этом наиболее значимыми являлись изменения 2013 г. и 2016 г., в результате которых была изменена структура статьи, в которой стало три части вместо одной, дополненные квалифицирующими признаками, отягчающими ответственность.
Статья 194 УК РФ подвергалась изменениям более десяти раз, наиболее существенными из которых были изменения 1998 г., в результате которых статья была представлена в новом варианте ее содержания, но без изменения структуры; последующие изменения вплоть до 2016 г. носили уже не такой кардинальный характер.
Статья 190 УК РФ подвергалась изменениям однажды - в 2013 г. - только корректирующего характера, и дважды - в 2003 г. и 2011 г. - в части системы предусмотренных ею наказаний.
Очередное совершенствование уголовного законодательства произошло в 2013 г. и 2014 г., когда УК РФ был дополнен, соответственно, ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и/или денежных инструментов» и ст. 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и/или табачных изделий». Редакции статей изменениям за истекший период не подвергались.
Формирование в российском законодательстве уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов. Таможенные органы являются государственными органами федерального уровня и исполнительной ветви власти и относятся к системе правоохранительных органов Российской Федерации, в силу чего осуществляют правоохранительную деятельность, которая является одним из направлений деятельности таможенной службы, в том числе в уголовно-процессуальной сфере юрисдикции. Применительно к указанной сфере деятельности компетенция таможенных органов заключается в производстве (осуществлении): а) неотложных следственных действий; б) дознания, по преступлениям, производство по которым отнесено к компетенции таможенных органов, что имеет нормативно-правовое закрепление как в актах российского законодательства, так и в таможенном законодательстве Евразийского экономического союза, а именно [5, с. 72]:
- п/п 4 и 5 п. 2 ст. 351 и п. 1 ст. 354 Таможенного кодекса ЕАЭС1;
- п/п 5 п. 2 ст. 254 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ2;
- пункты 5.42 и 5.43 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 8093 (с изм. и доп.);
- п. 1 ч. 1 ст. 40, п. 9 ч. 3 ст. 151 и п. 3 ч. 2 ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации4.
1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза / Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
2 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 32 (часть I), ст. 5082 / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.08.2018.
3 Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 г. № 809 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2013. № 38, ст. 4823 / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 19.09.2013.
4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4921; Ведомости Федерального Собрания. 01.01.2001. № 1, ст. 1; Российская газета. 22.12.2001. № 249.
На правоохранительный статус компетенции таможенных органов указано также в ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»5, а на статус как военизированной организации -в указе Президента РФ от 22.12.1993 № 2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям»6.
В соответствии с действующим (современным) уголовно-процессуальным законодательством таможенные органы РФ являются органами дознания и имеют право осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным преступлениям, ответственность по которым предусмотрена следующими статьями УК РФ (п. 1 ч. 1 ст. 40; п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ): а) части 1 и 2 ст. 194; б) ч. 1 ст. 200.1; в) ч. 1 ст. 200.2, а также производить неотложные следственные действия по уголовным делам, ответственность по которым предусмотрена статьями (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ): 189, 190, 193, ч. 3 и ч. 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200.1, ч. 2 и ч. 3 ст. 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ (табл. 1), по иным статьям, относимым не только исключительно к сфере таможенного дела, - 173.1, 173.2, 174, 174.1, 193.1 УК РФ [5, с. 47; 6, с. 43] (табл. 2).
Таблица 2
Перечень статей УК РФ, предусматривающих уголовные правонарушения, относимые не только к области таможенного дела, включенные в уголовно-процессуальную компетенцию таможенных органов
Статья УК РФ Название статьи
Статья 173.1 Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица
Статья 173.2 Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица
Статья 174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
Статья 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
Статья 193.1 Перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов
При этом приведенная уголовно-процессуальная компетенция таможенных органов не была всегда одинаковой и видоизменялась в зависимости от различных факторов, ее определяющих, в первую очередь, от модификации уголовного законодательства, в результате которого исчезали одни составы преступлений
5 О службе в таможенных органах Российской Федерации: федер. закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30, ст. 3586; Российская газета. 31.07.1997. № 146.
6 Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям: указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2253 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52, ст. 5065.
и появлялись новые, во-вторых, от профессионального состояния, правовой и уголовно-процессуальной подготовленности кадров и готовности правоохранительных подразделений определенного ведомства (службы) осуществлять данный вид уголовно-процессуальной юрисдикции (в том числе по конкретным составам преступлений), в-третьих, от политического доверия со стороны высших органов государственной власти осуществлять тому или иному ведомству (службе) расследование определенных преступлений.
Так, на этапе, предшествовавшем введению в действие нового УК РФ 1996 г., уголовно-процессуальная юрисдикция таможенных органов как органов дознания охватывала большинство правонарушений, квалифицируемых в качестве преступлений в области таможенного дела (п. 9 ст. 117 УПК РСФСР):
- по делам о контрабанде (ст. 78 УК РСФСР);
- о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации (ст. 169.1 УК РСФСР);
- об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 162.6 УК РСФСР);
- о преступлениях по ст. 78.1 (незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения) и ст. 78.2 УК РСФСР (невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран), касающихся таможенного дела.
На этапе, начало которого было обусловлено введением с 01.01.1997 в действие нового УК РФ 1996 г., изменившего квалификацию ряда преступлений, их уголовно-правовые характеристики (составообразующие и квалифицирующие признаки) и местоположение составов преступлений (статей) в иерархии уголовного закона, уголовно-процессуальная компетенция таможенных органов как органов дознания была закреплена по преступлениям, ответственность за которые предусматривалась (п. 9 ст. 117 УПК РСФСР):
- ст. 188 УК РФ (контрабанда);
- ст. 189 УК РФ (незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники);
- ст. 190 УК РФ (невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей);
- ст. 193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте);
- ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей).
Указанный объем уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов действовал с вышеуказанного момента до введения в действие с 01.07.2002 нового УПК РФ 2001 г.
С введением в действие УПК РФ за таможенными органами сохранилось право осуществления дознания по преступлениям, ответственность за которые была предусмотрена ч. 1 ст. 188 УК РФ и ст. 194 УК РФ (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Названная компетенция действовала до декабря 2011 г., когда в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения, в том числе изменившие уголовно-процессуальную компетенцию таможенных органов, которая в части производства дознания по каким-либо преступлениям была аннулирована, но с сохранением права на производство неотложных следственных действий по преступлениям, предусмотренным частями 2-4 ст. 188, статьями 189, 190, 193 УК РФ, право на производство которых было предоставлено таможенным органам еще в июне 2002 г. на основании Федерального закона от 29.05.2002 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Указанный вакуум уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов по осуществлению дознания был преодолен только в июле 2013 г., когда Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», таможенным органам вновь были предоставлены полномочия ведения дознания по уголовным делам, квалифицируемым по частям 1 и 2 ст. 194 и ч. 1 ст. 200.1 УК РФ (п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Компетенция таможенных органов в части производства неотложных следственных действий, установленная федеральным законом от 29.05.2002 № 58-ФЗ, к современному варианту пришла в несколько этапов: сначала в соответствии с федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ с декабря 2011 г. в круг компетенции таможенных органов стали входить статьи 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 УК РФ. Новеллы в уголовном законодательстве дополнили и компетенцию таможенных органов в уголовно-процессуальной сфере: согласно федеральному закону от 28.06.2013 № 134-ФЗ круг полномочий таможенных органов по производству неотложных следственных действий составил по преступлениям, предусмотренными статьями 189, 190, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 193, 193.1, частями 3 и 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200.1, 226.1, 229.1 УК РФ. Указанный объем этой компетенции увеличился только в январе 2015 г. на одну статью 200.2 УК РФ, дополненную в приведенный перечень Федеральным законом от 31.12.2014 № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий», сформировав тем самым предпоследний вариант современной компетенции таможенных органов по осуществлению неотложных следственных действий по ряду преступлений.
Последним нововведением законодателя, изменившим уголовно-процессуальную юрисдикцию таможенных органов, было принятие Федерального закона от 15.10.2020 № 328-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которым компетенция таможенных органов по проведению предварительного расследования в форме дознания была расширена правом проводить дознание по преступлениям, квалифицируемым по ч. 1 ст. 200.2 УК РФ и выявленным самими таможенными органами. Одновременно
в указанной части уголовно-процессуальной компетенции расширены права и пограничных органов, которые стали вправе также проводить дознание по выявленным органами ФСБ преступлениям, квалифицируемым по ч. 1 ст. 200.1 и ч. 1 ст. 200.2 УК РФ.
В силу того что по ч. 1 ст. 200.2 УК РФ таможенные органы стали проводить дознание, необходимость производства неотложных следственных действий по указанному составу преступления отпала, и их проведение сохранило силу только по преступлениям, предусмотренным ч. 2 и ч. 3 ст. 200.2 УК РФ. Проведение же предварительного следствия по составам преступлений, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 200.2 УК РФ, сохранено за органами внутренних дел.
Таким образом, с момента вступления федерального закона от 15.10.2020 № 328-ФЗ в силу (26.10.2020) компетенция таможенных органов дополнилась новым составом преступления по ч. 1 ст. 200.2 УК РФ. Подобным нововведением преследуется цель увеличить выявляемость и раскрываемость уголовных преступлений данного вида, поскольку таможенные органы обладают достаточным опытом правоохранительной деятельности в данной сфере, а сами преступления в своей массе совершаются в зоне ответственности таможенных органов - при пересечении таможенной границы ЕАЭС.
Список литературы
1. Азаренкова Е. А., Приходько Н. Ю. Квалифицированные виды «контрабандных» преступлений в уголовном законодательстве Российской Федерации // Союз криминалистов и криминологов. 2020. № 2. С. 45-50.
2. Беспалько В. Г. Уголовно-процессуальная компетенция таможенных органов Российской Федерации и проблемы ее расширения в свете обеспечения духовной безопасности // Евразийский юридический журнал. 2009. № 1 (8). С. 27-31.
3. Витюк В. В., Киприянова Д. В. Историография формирования в таможенном законодательстве постсоветского периода методологии определения таможенной стоимости товаров // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XII Всеросс. научно-практ. конф. (Новосибирск, 27.10.2016 г.). Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2016. С. 106-109.
4. Витюк В. В. Подходы к основам методики определения таможенной стоимости товаров в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза: учебно-практ. пособие. Новосибирск: ООО «Но-вополиграфцентр», 2015. 56 с.
5. Витюк В. В. Преступления в области таможенного дела: понятие и состав, международное сотрудничество по уголовным делам и совершенствование уголовного законодательства на пространстве Евразийского экономического союза: учебное пособие. Новосибирск: ООО «Новополиграфцентр», 2020. 140 с.
6. Витюк В. В. Современная компетенция таможенных органов как органов уголовно-процессуальной юрисдикции и субъектов обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации // Сборник научных трудов. Новосибирск: Изд-во Новосибирского военного института им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, 2018. С. 42-47.
7. Витюк В. В. Таможенная стоимость и ее налоговая функция // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2 (79). С. 58-69.
8. Макаров А. В., Жукова А. С. Отечественное законодательство о преступлениях в сфере таможенного регулирования и таможенного контроля: вопросы дифференциации уголовно-правовых санкций // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 4. С. 761-769.
9. Миллеров Е. В., Подопригора А. А. Вопросы процессуальных полномочий и организации деятельности подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 11 (126). С. 119-123.
10. Никитина А. О. Таможенное законодательство ЕАЭС о порядке расчета таможенной стоимости товара // Войска национальной гвардии Российской Федерации в системе органов обеспечения безопасности: сборник научных статей межвузовской науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во Новосибирского военного института им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, 2017. С. 233-238.
11. Тимофеева Е. Ю. контроль таможенной стоимости товаров: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ 2016. 89 с.
12. Филиппова Е. О. Контрабанда: история развития уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду в таможенной сфере и меры ее предупреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 183-186.
13. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. 590 с.
© Витюк В. В., 2021 © Уйуик V. V., 2021
Для цитирования:
Витюк В. В. Историко-правовые аспекты некоторых вопросов таможенного права, преподаваемого в вузах // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 35-49.