Российская юстиция в XXI веке:
реалии, проблемы, перспективы
УДК 343.359.3
Колтунова Дарья Олеговна Уральский государственный юридический университет
Институт юстиции
Россия, Екатеринбург Darya. kltnv@mail. ru
Koltunova Darya
Ural State Law University
Institute of Justice Russia, Ekaterinburg
ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ КОНТРАБАНДЫ В РОССИЙСКОЙ
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы квалификации контрабанды в Российской Федерации. Анализируются пробелы в понятийном аппарате данного преступления. Автором проводится исследование в области правовой регламентации незаконного перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу. Выявляется и обосновывается необходимость внесения изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации в области таможенного регулирования с целью установления определенности правовых категорий, составляющих объективную сторону контрабанды.
Ключевые слова: контрабанда, таможенная граница, ЕврАзЭС, незаконное перемещение, 200.1 УК РФ.
THE PROBLEMS OF QUALIFICATION OF SMUGGLING IN THE
RUSSIAN FEDERATION
Annotation: the article scrutinizes the problem of qualification of smuggling in the Russian Federation and analyzes the gaps in the conceptual apparatus of this crime. A
ФЕДЕРАЦИИ
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
research was conducted in the field of legal regulation of the illegal movement of
goods and other items across the customs border. The author revealed and justified the need to amend and supplement the current legislation of the Russian Federation in the field of customs regulation in order to establish certainty of the legal categories that make up the objective side of smuggling.
Key words: smuggling, customs border, EurAsEC, illegal movement, 200.1 The Criminal Code Of The Russian Federation.
В связи с утратой силы статьей 188 Уголовного кодекса Российской Федерации - «Контрабанда», квалификация преступлений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации предметов в настоящее время осуществляется, в зависимости от их видов, по четырем статья УК РФ: 200.1, 200.2, 226.1, 229.1[5].
Различие между ст. 188 УК РФ и статьями, заменившими ее, состоит в объективной стороне.
Сравнив нормы ст. 188 УК РФ и нормы действующих редакций статей 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, нельзя не обратить внимание на такой признак объективной стороны, как место совершения преступления.
Согласно ст. 188 УК РФ, ответственность наступала при перемещении в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации, а в редакции статей 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ местом совершения преступления является «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС».
Проанализировав положения таких нормативных актов, регулирующих перемещение товаров через таможенную границу, как Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации» [6], Договор о Таможенном кодексе [2], Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» [4], и т.д., можно заметить, что ни одним из действующих на данный момент нормативных правовых актов понятие «таможенной границы» не
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
разъясняется.
Прекративший своей действие 29 декабря 2010 года Таможенный кодекс Российской Федерации в статье 1 устанавливал [14], что Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов некоторых территорий. Следовательно, ранее, т.е. по ст. 188 УК РФ, уголовная ответственность наступала в случае пересечения государственной границы Российской Федерации. Она установлена статьей 2 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 47304 [8], и статьей 1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ [7].
При определении же понятия таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (в редакции действующих норм, предусмотренных статьями 200.1, 226.1 и 229.1 УК РФ) возникают некоторые трудности, которые заключаются в том, что, во-первых, определение данного понятия отсутствует в законодательстве, и, во-вторых, присутствует большое количество бланкетных норм.
Для того, чтобы определить место совершения преступления, предусмотренного статьями 200.1, 226.1 и 229.1 УК РФ, необходимо изучить положения «Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", вступившего в законную силу с 1 января 2018 года, "Договор о Евразийском экономическом союзе" [3], а также утративший силу «Таможенный кодекс Таможенного союза» [13] и т.д.
Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации» определения понятия «таможенная граница» не содержит.
Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума "О судебной практике по делам о контрабанде" [9], ссылаясь на Договор о Евразийском экономическом союзе, призывает понимать под "таможенной границей Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" (далее - "таможенная граница Таможенного союза")
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
таможенную границу Евразийского экономического союза. Чтобы разобраться
детальнее, необходимо выяснить значение последнего термина.
В соответствии с частью 2 статьи 5 ТК ЕЭС, Таможенной границей Союза являются пределы таможенной территории Союза, а также, в соответствии с международными договорами в рамках Союза, - пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов.
Где же проходят пределы данной таможенной территории? Являются ли они конкретными, обозначенными географически, или это лишь условные линии?
ТК ЕЭС не дает точного ответа на перечисленные вопросы, давая тем самым почву для размышлений.
ТК ТС же устанавливал, что Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.
Таможенной границей, в свою очередь, могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза. Четкое понятие не приводится.
Таким образом, юридическая определенность в данном вопросе отсутствовала и ранее.
На основании вышеперечисленного, можно предположить, что в понятие «пределов» по настоящее время вкладывается то же, что и до упразднения статьи 188 УК РФ - государственные границы.
Примечательно, что действующая редакция № 187 (от 2 августа 2019 года) Уголовного Кодекса Российской Федерации использует понятие таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, несмотря на то, что Евразийское экономическое сообщество прекратило свое существование в 2015 году - почти 5 лет назад. В связи с упразднением Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Многие авторы при определении понятия таможенной границы,
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
ссылаются, как бы проводя аналогию, на утративший силу Таможенный кодекс
Российской Федерации от 1993 года, в котором говорилось, что таможенная граница РФ совпадает с Государственной границей РФ, а также включает пределы находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на ее континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, особых экономических зон, являющихся частью таможенной территории РФ.
В то же время, Пленум Верховного суда в своем Постановлении от 27 апреля 2017 г. N 12 разъяснил, что таможенная граница не совпадает с государственной границей.
Вывод о данном несовпадении можно сделать на основании того, что незаконное перемещение товаров или иных предметов, перечисленных в диспозиции указанных статей, через государственную и таможенную границу -это разные преступления, которые могут рассматриваться как одно лишь при наличии единого умысла, в противном же случае - это совокупность преступлений.
Действующее легальное определение понятия таможенной границы до настоящего момента не было предложено законодателем, оставляя тем самым пробел в уголовном законодательстве и возможность разночтений при осуществлении квалификации данного вида преступлений уполномоченными органами и, кроме того, усложняя процесс установления момента окончания -ведь определение стадии контрабанды связано с концепцией перемещения через таможенную границу: было ли совершено оконченное преступление или имело место только покушение на него [10, с. 33].
В этой связи представляется необходимым предложить внести изменения в статью 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в статью 2 "Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" от 01.01.2018
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
года, дополнив их обозначением понятия «таможенная граница»,
сформулировав его как «несовпадающие с государственной границей Российской Федерации, а также с государственными границами иных государств-членов Евразийского экономического союза пределы таможенной территории, устанавливаемой Таможенным кодексом».
Второй проблемой объективной стороны составов 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ является неопределенность толкования такого термина норм статей 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, как «незаконное перемещение».
В отличие от статьи 188 УК РФ, указанные выше статьи УК РФ не содержат таких квалифицирующих признаков состава контрабанды, как перемещение предметов через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля или с недостоверным декларированием и т.д. Вместо этого приводится признак «незаконного перемещения», который никак не раскрывается в диспозиции статьи настоящего Федерального закона от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
Таким образом, в настоящее время в приведенных выше составах устанавливаются такие признаки объективной стороны (преступное деяние и место совершения преступления), применение которых неосуществимо. Пленум Верховного суда от 27 апреля 2017 г. N 12 "О судебной практике по делам о контрабанде", разъясняет способы совершения данного преступления, главными из которых являются сокрытие от таможенного контроля (которое, в свою очередь, может состоять в использовании тайников, утаивании подлинных свойств товара и т.д.), а также недекларирование [11, с. 442].
Но, на основании статья 126 Конституции Российской Федерации [1], Верховный суд является не законодательным, а судебным органом власти, и, соответственно, его акты не входят в систему источников российского права.
Таким образом, на основании проведенного исследования, следует констатировать отсутствие принципиально значимого для квалификации деяния как преступления по статьям 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ термина
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
«таможенная граница», т.е. места совершения указанных преступлений.
Следовательно, применение указанных статей УК РФ в действующей редакции не представляется возможным.
Кроме того, необходимо сделать вывод, что отсутствие в диспозициях (и/или в Примечаниях) данных статей признаков преступного деяния и самого понятия «незаконное перемещение» создает существенные трудности в доказывании события уголовно наказуемого деяния и в законном его обосновании.
Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, №31.
2. «Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Подписан в г. Москве 11.04.2017) // официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
3. «Договор о Евразийском экономическом союзе". Подписан в г. Астане 29.05.2014 // официальный сайт Евразийской экономической комиссии http: //www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014.
4. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25.
6. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 06.08.2018, № 32 (часть 1).
7. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном
Российская юстиция в XXI веке:_
реалии, проблемы, перспективы
море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 N 155-ФЗ //
«Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31.
8. Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 // «Ведомости СНД и ВС РФ», 29.04.1993 № 17.
9. Постановление Пленума от 27 апреля 2017 г. N 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» // «Российская газета, № 99, 11.05.2017.
10. Рогатых Л. Ф. Квалификация контрабанды: Учебное пособие. СПб., 1999. 64 с.
11. Гладких В.И., Курчеев В.С. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник. Под общей редакцией д.ю.н., профессора В.И. Гладких. -М.: Новосибирский государственный университет, 2015. -614с.
12. Федоров А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду: новые реалии и проблемы // Уголовное право. 2012. N 2.
13. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // «Собрание законодательства РФ», 13.12.2010, №50 - утратил силу.
14. "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, № 22 - утратил силу.