Научная статья на тему 'БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
590
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БОРЬБА / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕАЭС / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муравьев Семён Игоревич

В статье на основе анализа норм права Евразийского экономического союза и федерального законодательства Российской Федерации, а также теоретических положений о борьбе с преступностью как о социально-юридическом явлении, рассматривается сущность и место борьбы с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности в системе функций и задач таможенных органов РФ. Автором выделяются структурные элементы и рассматриваются уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты борьбы с внешнеэкономической преступностью как особого вида социальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Муравьев Семён Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHT AGAINST CRIME IN THE SPHERE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF FUNCTIONS OF CUSTOMS OF RUSSIAN FEDERATION

Based on analysis of legislation of Eurasian economic union and federal legislation of Russian Federation, as well as on theoretical considerations regarding fight against crime as a socio-legal issue, this article discusses nature and placement of crime control in the sphere of foreign economic activity regarding functions and goals of Russian customs. Author emphasizes structural elements and discusses aspects regarding criminal law and criminal procedure of fighting crime in the sphere of foreign economic activities as a special kind of social activity.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

м,

№ 14

УДК 343.9

Муравьев Семён Игоревич

Российская таможенная академия

Юридический факультет

Россия, Люберцы

0**

muravyov.kimry@gmail .com Muravyov Semyon Igorevich

Russian Customs Academy Faculty of Law Russia, Lyubertsy

БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: в статье на основе анализа норм права Евразийского экономического союза и федерального законодательства Российской Федерации, а также теоретических положений о борьбе с преступностью как о социально-юридическом явлении, рассматривается сущность и место борьбы с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности в системе функций и задач таможенных органов РФ. Автором выделяются структурные элементы и рассматриваются уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты борьбы с внешнеэкономической преступностью как особого вида социальной деятельности.

Ключевые слова: борьба, борьба с преступностью, внешнеэкономическая преступность, внешнеэкономическая деятельность, ЕАЭС, таможенные органы.

FIGHT AGAINST CRIME IN THE SPHERE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF FUNCTIONS OF CUSTOMS OF RUSSIAN

FEDERATION

Annotation: based on analysis of legislation of Eurasian economic union and federal legislation of Russian Federation, as well as on theoretical considerations regarding fight against crime as a socio-legal issue, this article discusses nature and placement of crime control in the sphere of foreign economic activity regarding functions and goals of Russian customs. Author emphasizes structural elements and discusses aspects regarding criminal law and criminal procedure of fighting crime in the sphere of foreign economic activities as a special kind of social activity. Key words: fight, fight against crime, foreign economic crime, foreign economic activities, EAEU, customs.

Борьба с внешнеэкономической преступностью, в т. ч. с конкретными преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, представляет собой важнейшее направление деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, в том числе таможенных органов. В 2020 году таможенными органами РФ было возбуждено 2067 уголовных дел (в отношении конкретных лиц - 1334 уголовных дела) о преступлениях, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), из них: 209 дел - по статье 229.1 УК РФ; 832 дела - по статье 226.1 УК РФ; 105 дел - по статье 200.2 УК РФ; 72 дела - по статье 200.1 УК РФ; 316 дел - по статье 194 УК РФ; 70 дел - по статье 193 УК РФ; 171 дело - по статье 193.1 УК РФ; 2 дела - по статье 189 УК РФ; 10 дел - по статье 174.1 УК РФ; 109 дел - по статье 173.1 УК РФ; 171 дело - по статье 173.2 УК РФ [1]. Кроме того, в течение 2020 года сотрудниками таможенных органов были выявлены факты незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на сумму около 8 миллиардов рублей, неуплаты таможенных

платежей на сумму более 7 миллиардов рублей, невозврата из-за границы средств в иностранной валюте и валюте РФ на сумму 49,3 миллиардов рублей и

др.

Существительное «борьба», являющееся производным от глагола «бороться», в русском языке имеет индоевропейские, праславянские и, как следствие, древнерусские этимологические корни. В праславянском (общеславянском) языке глаголы «борти» и «борнити» использовались в значении «обороняться», их изначальным первоисточником выступили слова *bher, *Ь^г, в переводе с индоевропейского означающие «резать, колоть, орудовать режущим предметом» [2, с. 75]. В Х1-ХУП веках на Руси глаголы «бороти и «боротися» использовались в значениях «воевать» и «биться» соответственно [2, с. 75]. В современном русском языке глагол «бороться» и существительное «борьба» имеют несколько значений. Так, в классическом «Толковом словаре русского языка» доктора филологических наук, профессора С. И. Ожегова (1900-1964) приведены несколько вариантов толкования слова «бороться», в частности, «стремиться уничтожить, искоренить что-нибудь» [3, с. 60]. Другой известный исследователь русского языка, член-корреспондент АН СССР, профессор Д. Н. Ушаков (1873-1942) определял борьбу как деятельность, направленную на преодоление, уничтожение чего-либо [4, с. 43]. В «Толковом словаре русского языка конца XX века» под редакцией доктора филологических наук, профессора Г. Н. Скляревской среди прочих значений глагола «бороться» приводится следующее: «настойчиво преодолевать какие-либо негативные антиобщественные явления» [5, с. 110].

Анализ вышеприведённых дефиниций позволяет выделить характерные черты борьбы в социально-юридическом значении:

- во-первых, борьба является особым видом деятельности. Под деятельностью в данном случае следует понимать специфическую и присущую только человеку форму активного отношения к окружающему миру; её

содержание составляет целесообразное изменение и преобразование окружающего мира. Субъект деятельности, в роли которого выступает человек, оказывает влияние на объект деятельности, противопоставленный субъекту, с целью преобразования данного объекта, получения новой формы и новых свойств. Структура любой деятельности включает в себя сам процесс деятельности, цель, средства и результат. В качестве важнейшей и неотъемлемой характеристики деятельности также следует рассматривать осознанность [6, с. 180-181];

- во-вторых, борьба предполагает преодоление и (или) уничтожение чего-либо. Таким образом, в схеме структуры борьбы как вида деятельности преодоление, как и уничтожение, выступают одновременно и в качестве процесса деятельности, и в качестве её цели. Субъектом борьбы становится человек, общество в целом, чья деятельность заключается в воздействии на объект, который следует преодолеть, уничтожить. Результатом борьбы в таком случае выступает либо полное искоренение составляющих объект данной деятельности явлений, либо обретение путей преодоления, позволяющих избежать воздействия данных явлений;

- в-третьих, объект борьбы как вида деятельности, как правило, составляет какое-либо антиобщественное явление негативного характера. В правовом дискурсе антиобщественный характер явления означает, что явление, против которого направлены действия субъекта борьбы, посягает на охраняемые законом общественные отношения, негативные же свойства выражаются в создании общественно вредных или опасных последствий.

Интересны доктринальные воззрения отечественных правоведов относительно понятия и сущности борьбы с преступностью. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РСФСР И. А. Долгова, придерживающаяся деятельностного подхода к определению борьбы с преступностью, отмечает, что борьба с преступностью представляет собой

сложную системную деятельность, сочетающую в себе общую организацию борьбы с преступностью, предупреждение преступности и правоохранительную деятельность. Исследователь рассматривает борьбу с преступностью в качестве одной из сфер социального управления, которая обеспечивает воздействие на причины и условия, порождающие преступность и преступления, оказывающие влияние на их развитие, а также на саму преступность «в целях предупреждения и пресечения ее самодетерминации, недопущения рецидива преступлений» [7, с. 380]. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Г. А. Аванесов (1934-2014) ещё в 1980-е годы отмечал, что система борьбы с преступностью включает в себя такие элементы, как: раскрытие преступлений; розыск преступников; расследование преступлений; назначение и исполнение наказания; прокурорский надзор и обеспечение законности в данной сфере. Таким образом, по мнению учёного, в данную систему вливаются «профилактика, предотвращение и пресечение преступлений» [8, с. 335].

Основываясь на существующих доктринальных представлениях о борьбе с преступностью и понимании борьбы как вида деятельности, направленной на преодоление и (или) уничтожение каких-либо посягающих на общественные отношения явлений, представляется возможным охарактеризовать борьбу с преступностью как деятельность, направленную на преодоление и (или) уничтожению преступности; при этом вопрос о том, можно ли полностью уничтожить преступность, по мнению И. А. Долговой и ряда других учёных, остаётся открытым [7, с. 390-391]. Преступность, являющаяся в данном случае объектом деятельности в форме борьбы, носит очевидный антиобщественный характер, посягает на охраняемые законом общественные отношения, причиняет данным отношениям вред. Субъектом данного вида деятельности выступает общество, представленное уполномоченными на осуществление функций по противодействию преступности органами государственной власти;

государство, которому общество делегирует функции по борьбе с преступностью, стремится к полному искоренению преступности, при этом на практике также реализуя меры по преодолению преступности.

Борьба с преступлениями в сфере с внешнеэкономической деятельностью (с внешнеэкономической преступностью) как особый вид борьбы с преступностью обладает характерными признаками, обусловленными спецификой общественных отношений, которые затрагиваются при осуществлении данной борьбы. Необходимо обратить внимание на тот факт, что при структуризации российского уголовного закона в соответствии с родовыми и видовыми объектами преступных посягательств внешнеэкономическая деятельность как самостоятельный родовой или видовой объект не выделяется, в связи с чем понятие преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности является теоретическим и собирательным. Несмотря на то, что понятие преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности де-факто является более объёмным, нежели понятие таможенных преступлений [9, с. 40], в контексте российского законодательства преступления в сфере внешнеэкономической деятельности вынужденно сужается до тождества с таможенными. Позиции, выражающейся в отождествлении преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенных, также придерживаются некоторые правоведы [10, с. 153].

Обратившись к ст. 254 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 289-ФЗ), можно увидеть, что к функциям таможенных органов Российской Федерации законодатель относит выявление, предупреждение, пресечение преступлений, отнесённых законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иных связанных с ними преступлений, проведение неотложных следственных действий и

осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях (п. 5 ч. 2 ст. 254 Федерального закона № 289-ФЗ) [11]. Не содержит такой детальной конкретизации аналогичная норма ТК ЕАЭС, в которой отмечается, что к функциям таможенных органов относится предупреждение, выявление и пресечение преступлений (п. 5 ч. 2 ст. 351 Таможенного кодекса ЕЭАС) [12].

Помимо вышеперечисленных функций, отечественный законодатель относит к основным направлениям деятельности таможенных органов:

- осуществление в соответствии с законодательством РФ и в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности оперативно-розыскной деятельности (п. 6 ч. 2 ст. 254 Федерального закона № 289-ФЗ) [11];

- оказание содействия в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом (п. 7 ч. 2 ст. 254 Федерального закона № 289-ФЗ) [11];

- осуществление противодействия незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и (или) через Государственную границу РФ (п. 7 ч. 2 ст. 254 Федерального закона № 289-ФЗ) [11];

- осуществление противодействия коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах, а также некоммерческих организациях и государственных унитарных предприятиях (научные, образовательные, медицинские организации и др.), подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в

области таможенного дела (п. 8 ч. 2 ст. 254 Федерального закона № 289-ФЗ) [11].

Отнесённые к компетенции таможенных органов и приведённые в п. 5 ч. 2 ст. 351 Таможенного кодекса ЕАЭС, а затем более подробно раскрытые и конкретизированные в пунктах 5-8 ч. 2 ст. 254 Федерального закона № 289-ФЗ функции и составляют борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности. В контексте деятельности таможенных органов субъектом данного вида деятельности являются непосредственно таможенные органы, объектом - внешнеэкономическая преступность в целом и конкретные преступления в сфере внешнеэкономической деятельности, которые де-юре сводятся к таможенным преступлениям, отнесённым к компетенции таможенных органов; целью и ожидаемым результатом при осуществлении данной деятельности является искоренение (уничтожение) внешнеэкономической преступности в целом, а также преодоление конкретных преступных деяний в данной сфере; осуществляется деятельность по борьбе с внешнеэкономической преступностью в формах выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности; средствами осуществления данной деятельности являются проведение неотложных следственных действий, осуществление предварительного расследования в форме дознания, осуществление оперативно-розыскной деятельности и т. д.

Средства, применяющиеся для реализации форм борьбы с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности (проведение неотложных следственных действий, осуществление предварительного расследования в форме дознания, осуществление оперативно-розыскной деятельности и др.), в рамках деятельности таможенных органов имеют особое уголовно-процессуальное значение. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ), таможенные органы РФ вправе

проводить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных нормами тринадцати статей УК РФ (ст. ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, ч. 3 и 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200.1, ч. 2 и 3 ст. 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ) [13]. Осуществлять предварительное расследование в форме дознания таможенные органы имеют право по гораздо меньшему количеству составов преступлений: в п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ указывается, что дознаватели таможенных органов РФ проводят дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 194, ч. 1 ст. 200.1 УК РФ, а также о выявленных таможенными органами преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 200.2 УК РФ; предварительное расследование по уголовным делам о других преступлениях в сфере внешнеэкономической деятельности осуществляется следователями органов Следственного комитета РФ, органов внутренних дел и органов федеральной службы безопасности [13]. Также, в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, таможенные органы РФ относятся к категории органов дознания [13]. Право на осуществление оперативными подразделениями таможенных органов оперативно-розыскной деятельности закреплено ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [14]; как отмечали доктор юридических наук, профессор А. Ю Шумилов (1956-2018) и доктор исторических наук, профессор М. А. Самелюк, официально субъектами современной оперативно-розыскной деятельности таможенные органы стали именно в августе 1995 года [15, с. 11].

Основываясь на подробном анализе теоретических и практических аспектов осуществления борьбы с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности (внешнеэкономической преступностью), можно прийти к выводу, что данный специфический вид деятельности является разновидностью борьбы с преступностью и представляет собой осуществляемую государством в лице уполномоченных органов

государственной власти, в т. ч. таможенных, деятельность, направленную на преодоление и (или) искоренение (уничтожение) внешнеэкономической преступности путём выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, а также иных связанных с ними преступлений. Таможенные органы и их конкретные подразделения в пределах своей компетенции при реализации форм борьбы с внешнеэкономической преступностью применяют ряд специфических средств, к которым относятся неотложные следственные действия, предварительное расследование в форме дознания, оперативно-розыскная деятельность и др.

Список литературы:

1. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2020 год [Электронный ресурс] // URL: https: //customs .gov.ru/activity/pravooxranitel -naya-deyatel-no st-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/265853 (дата обращения: 28.07.2021).

2. Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А. К. Шапошников: в 2 т. Т. 1. М.: Флинта: Наука, 2010. 584 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. Под ред. проф. Л. И. Скворцова. 27-е изд., испр. М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2019. 736 с.

4. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: «Аделант», 2014. 800 с.

5. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Российская академия наук, Институт лингвистических исследований; под ред. Г. Н. Скляревской. СПб: Издательство «Фолио-Пресс», 1998. 700 с.

6. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Т. 8. Дебитор -Евкалипт. М.: «Советская Энциклопедия», 1972. 592 с.

7. Криминология: учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. 912 с.

8. Аванесов Г. А. Криминология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Академии МВД СССР, 1984. 500 с.

9. Никифорова А. А. Уголовно-правовой механизм противодействия преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Нижний Новгород, 2017. 273 с.

10. Плясов К. А. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности как объект криминалистического научного анализа: современное состояние и потребность в систематизации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2017. № 1-2. С. 153-158.

11. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.07.2021).

12. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.07.2021).

13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.07.2021).

14. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс] // URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.07.2021).

15. Основы оперативно-разыскной деятельности: учебник: в 2 т. Т. 1: Общая часть / С. П. Жданов, О. Г. Карпович, Е. С. Недосекова и др.; предисл. В. Б. Мантусова; под ред. А. Ю. Шумилова. М.: РИО Российской таможенной академии, 2020. 430 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.