УДК 343.985.7 ББК 67.52
© 2020 г. Плясов Константин Анатольевич,
начальник Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент. E-mail: rui@mvd.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ДОЗНАВАТЕЛЕЙ И ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ РАСКРЫТИЯ, РАССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается ряд основных вопросов взаимодействия следователей, дознавателей и других участников процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: криминалистика, взаимодействие, внешнеэкономическая деятельность, назначение уголовного судопроизводства.
Plyasov Konslanlin Anatolyevich - Head of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.
THEORETICALAND APPLIED ISSUES OFTHE INTERACTION OFTHE INVESTIGATORS, INTERROGATORS AND OTHER PARTICIPANTS IN THE CRIME SOLUTION, INVESTIGATION AND CRIME PREVENTION IN THE FIELD OF FOREIGN ECONOMICACIWITY
The article deals with theoretical and applied issues of the interaction between investigators, interrogators and other participants in the crime solution, investigation and prevention of crimes in the field offoreign economic activity.
Keywords: forensic science, interaction, foreign economic activity, purpose of criminal proceedings.
Сегодня среди национальных целей по развитию нашей страны определено наращивание экспорта, что расширяет масштабы внешнеэкономической деятельности. Российские товары, услуги, технологии могут быть конкурентоспособными и востребованными на мировых рынках, в том числе новых.
Обеспечить возможность занять ниши современным высокотехнологичным и качественным российским товаром должен национальный проект «Международная кооперация и экспорт», который рассчитан на шесть лет. Начало реализации - 1 октября 2018 года, а завершение - 31 декабря 2024 года. За этот период объем российского несырьевого и неэнергетического экспорта должен вырасти до 250 млрд дол. США, в том числе объем экспорта продукции машиностроения должен составить 60 млрд дол. США, продукции агропромышленного комплекса - 45 млрд дол. США, экспорта услуг - 100 млрд дол. США. Доля экспорта продукции обрабатывающей промышленности и сельхозпродукции в ВВП увеличится до 20 % [1].
Национальный проект объединяет пять федеральных проектов. При этом каждый регион является участником реализации данно-
го нацпроекта, развивая свой экспортный и инвестиционный потенциал.
В контексте реализации национальных проектов председатель Следственного комитета России А. Бастрыкин в марте этого года призвал уделить самое пристальное внимание отраслям экономики, наиболее подверженным коррупции, вскрывать возможные должностные преступления в организованных формах, обеспечивать неотвратимость наказания, активно разыскивать и налагать арест на имущество, добытое преступным путем, достигая полного возмещения ущерба [2].
Раскрытие, расследование и предупреждение преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) зависят от организации взаимодействия различных субъектов. Вопросы взаимодействия субъектов расследования и других участников в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений изучаются как в криминалистике, так и других науках достаточно продолжительный период.
Анализ состояния борьбы с преступностью в целом и раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере ВЭД сви-
детельствует, что не все вопросы взаимодействия и обусловленные им проблемы изучены для разработки оптимальных и эффективных криминалистических рекомендаций и алгоритмов.
Преступления в сфере ВЭД представляют собой обширную группу противоправных посягательств, которая в специальной юридической литературе дифференцируется по различным критериям. Представляется, что в структуре названной группы преступлений ключевое значение имеют деяния, посягающие на установленный порядок перемещения товаров и иных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза (преступления в сфере таможенного контроля при перемещении товаров и иных ценностей через таможенную границу), предусмотренный следующими нормами уголовного закона: ст. 189 УК РФ («Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ или оказание услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»), ст. 190 УК РФ («Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей»), ст. 193 УК РФ («Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»), ст. 193.1 УК РФ («Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов»), ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»), ст. 200.1 УК РФ («Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»), ст. 200.2 УК РФ («Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий»), ст. 226.1 УК РФ («Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть исполь-
зованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов»), ст. 229.1 УК РФ («Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»).
По нашему мнению, перечень преступлений в сфере ВЭД не ограничивается перечисленными выше составами, но в рамках настоящей работы воздержимся от подробного анализа самой категории «преступления в сфере внешнеэкономической деятельности» [3].
Построение комплексной методики раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере ВЭД связано с разработкой криминалистических рекомендаций по взаимодействию следователей, дознавателей и других участников раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.
Комплексная методика расследования преступлений в сфере ВЭД представляет собой информационную модель, реализующую совокупность криминалистических признаков и свойств, характеризующих такие преступления, для криминалистических рекомендаций по их расследованию на первоначальном и последующем этапах.
Объектом комплексной методики расследования преступлений в обозначенной сфере является криминалистическая и процессуальная деятельность следователя, дознавателя, органа дознания, прокурора по раскрытию и расследованию таких преступлений.
Гипотетичность проводимого исследования заключается в том, что наличие теоретических, методологических, гносеологических, прикладных основ формирования, как и создание комплексной методики расследования преступлений в сфере ВЭД, представляющей собой информационную модель по реализа-
ции совокупности криминалистических признаков и свойств, характеризующих подобные преступления. Безусловно, разработка криминалистических рекомендаций по их расследованию на первоначальном и последующем этапах позволит повлиять как на эффективность и качество деятельности следователей, дознавателей, органов дознания, прокуроров по раскрытию и расследованию данной группы преступлений, так и на развитие криминалистики в целом.
Вопросы взаимодействия при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений достаточно дискуссионны, что наиболее отражается в многозначности понимания данного явления. Данное понятие раскрывается так: «согласованная деятельность независимых друг от друга органов» [4], «разумное сочетание и эффективное использование полномочий и методов [5]», «согласованная по целям, месту и времени деятельность» [6], «одна из форм организации раскрытия и расследования преступлений, заключающаяся в основанном на законе сотрудничестве следователя с органами дознания» [7].
Следует согласиться с белорусскими учеными в том, что взаимодействие выступает как «научная категория, которая отсутствует в УПК РФ и УПК РБ. Только совместная деятельность, разумеется, в пределах, допускаемых законом, отражает сущность рассматриваемого понятия» [8].
Наиболее интересным, на наш взгляд, выступает методологический подход И.Ф. Герасимова, который под взаимодействием органов, призванных бороться с преступностью, понимает «такую взаимосвязь их деятельности, которая обеспечивает правильное сочетание полномочий, методов и средств, присущих каждому из названных органов и направленных на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений» [5].
Приверженность наших взглядов к данному концептуальному подходу обусловлена тем, что И.Ф. Герасимовым заложена как предметность криминалистической науки, так и направленность задач при создании криминалистических рекомендаций и алгоритмов при взаимодействии субъектов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Поскольку взаимосвязь в такой деятельности проявляется как закономерность раскры-
тия, расследования и предупреждения преступлений, постольку именно такая взаимосвязь и ее познание позволяют разработать соответствующие криминалистические средства и методы. Именно такой подход взаимодействия носит, по нашему мнению, практи-ко-ориентированный характер.
В.В. Фомин пишет, что «практика идет впереди законодательства и теоретических концепций, поэтому не следует сковывать инициативу штатных и нештатных сотрудников оперативно-розыскных органов в применении тактических приемов и средств в раскрытии и расследовании преступлений.
Здесь должен соблюдаться единственный критерий - не допустить угрозы жизни и здоровью граждан, нарушения или ограничения их конституционных гарантий» [9].
Безусловно, следует учитывать изменения, произошедшие в уголовном законодательстве и уголовно-процессуальном законодательстве при разработке проблем взаимодействия следователей, дознавателей и других участников раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.
Считаем, что такое взаимодействие должно соответствовать назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), которое в конечном счете направлено на разрешение задач УК РФ (ст. 2 УК РФ).
Как пишут Ю.А. Ковтун и другие, «в основе взаимодействия должны быть не эпизодические поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а их системное согласованное планирование с выдвижением и проверкой всех возможных версий в рамках созданной СОГ» [10].
Проблемы взаимодействия следователей, дознавателей и других участников раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере ВЭД необходимо рассматривать с позиций обусловленности их с деятельностью по координации сил и средств. В процессе раскрытия и расследования таких преступлений «координация и взаимодействие» [11] - детерминирующие друг друга процессы.
К основным проблемам на уровне процессов координации и взаимодействия (организационно-управленческий характер) при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности относятся:
- специфика и феномен внешнеэкономической деятельности России в современных условиях;
- проявление преступлений в сфере ВЭД как части транснациональной и организованной преступности;
- беспрецедентное и адаптивное противодействие правоприменению;
- влияние фактора времени на процессы раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере ВЭД;
- изменчивость ситуаций уголовно-процессуальной и криминалистической деятельности;
- информационная перегруженность субъектов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности;
- динамичность среды при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.
Указанные выше проблемы достаточно часто выступают причинами хаотичности в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, что влечет за собой более тяжелые последствия, а именно -риски, тактические ошибки [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18].
На наш взгляд, такое хаотичное состояние при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений в сфере ВЭД предопределяет содержание не только неблагоприятных или конфликтных следственных ситуаций, но и, как отмечает ряд ученых, неординарных следственных ситуаций.
Появление неблагоприятных, конфликтных и неординарных ситуаций влечет допущение следующих тактических ошибок:
- отсутствие анализа ситуаций, возникающих как во время совершения (до, во время, после), так и при раскрытии и расследовании изучаемых категорий преступлений;
- непоследовательную версионную работу;
- отсутствие плановости при производстве следственных, процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- недостаточное использование арсенала криминалистической тактики (особенно остро проявляется при осуществлении тактических приемов и их комбинаций при производстве первоначальных следственных действий);
- отсутствие связанности следственных, процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- отсутствие деятельности субъекта предварительного расследования по выявлению новых эпизодов или эпизодов-предикатов;
- ненадлежащее взаимодействие субъектов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере ВЭД;
- непроведение ряда следственных действий (экспертиз, обысков и др.).
Итак, проводимое исследование в рамках изучения данной статьи позволило сделать следующие выводы:
1) взаимодействие субъектов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере ВЭД является многоаспектным и мультидисциплинарным понятием;
2) основные направления такого взаимодействия проявляются: на первоначальном этапе расследования; последующем этапе расследования; в ходе судебного разбирательства;
3) взаимодействие имеет жестко сбалансированную иерархическую структуру;
4) взаимодействие субъектов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере ВЭД должно соответствовать назначению уголовного судопроизводства и решению задач уголовного законодательства;
5) наиболее оптимальной формой взаимодействия субъектов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере ВЭД выступает криминалистическая операция;
6) вопросы взаимодействия субъектов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере ВЭД выступают необходимым элементом комплексной методики раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере ВЭД;
7) для познания взаимодействия субъектов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере ВЭД как части предметного поля криминалистики должны применяться системный, деятельностный и ситуационный подходы.
Таким образом, под взаимодействием следует понимать закономерную взаимосвязанную деятельность субъектов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере ВЭД, которая обеспечивает назначение уголовного судопроизводства при эффективном сочетании методов и средств в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений такого характера.
Литература
1. URL: http://minpromtorg.gov.ru/projects/ international/.
2. Бастрыкин А. Выступление 1 марта 2019 года // URL: https://tass.ru/obschestvo/ 6176010.
3. Варданян А.В., Плясов К.А. Полномочия органов дознания как субъектов расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Известия ТулГУ. Экономич. и юридич. науки. 2017. № 1-2.
4. Практика применения нового уголовно-процессуального судопроизводства. М., 1962.
5. Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск, 1975.
6. Кулагин Н.И. Организация управления в сфере предварительного следствия. Волгоград, 1980.
7. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.
8. Матюк А.В. Особенности взаимодействия следователя с органом дознания при раскрытии и расследовании преступлений против порядка осуществления экономической деятельности (по законодательству Республики Беларусь) // Известия ТулГУ. Экономич. и юридич. науки. 2018. № 1-2.
9. Фомин В.В. Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений // Человек: преступление и наказание. 2016. № 4 (95).
10. Ковтун Ю.А., Жукова Н.А., Шевцов Р.М., Рудов Д.Н. Взаимодействие следователей органов внутренних дел РФ с органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6.
11. Драпкин Л.Я. Вопросы взаимодействия следователя и других участников расследования преступлений: межвуз. сб. науч. трудов. Свердловск, 1984.
12. Айвазова О.В. Неотложные следственные действия: теоретико-прикладной подход // Вестник Томского госуниверситета.
2018. № 432. DOI: 10.17223/15617793/432/27.
13. Варданян А.В., Говоров А.А. Общие положения допроса подозреваемых, обвиняемых по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России.
2019. № 1 (88).
Bibliography
1. URL: http://minpromtorg.gov.ru/projects/ international/.
2. Bastrykin A. Speech March 1, 2019 // URL: https://tass.ru/obschestvo/6176010.
3. Vardanyan A.V., Plyasov K.A. Powers of bodies of inquiry as subjects of investigation of crimes in the sphere of foreign economic activity. Izvestiya Tulgu. Economic and legal Sciences. 2017. № 1-2.
4. The practice of applying the new criminal procedure procedure. M., 1962.
5. Gerasimov I.F. Some problems of crime detection. Sverdlovsk, 1975.
6. Kulagin N.I. Organization of management in the sphere of preliminary investigation. Volgograd, 1980.
7. Belkin R.S. Criminalistics encyclopedia. M., 2000.
8. Matyuk A.V. Features of interaction of the investigator with the body of inquiry in the disclosure and investigation of crimes against the order of economic activity (according to the legislation of the Republic of Belarus) // Izvestiya Tulgu. Economic and legal Sciences. 2018. № 1-2.
9. Fomin V.V. Interaction of investigative and operational-search units in the disclosure and investigation of crimes // Man: crime and punishment. 2016. № 4 (95).
10. Kovtun Yu.A., Zhukova N.A., Shevtsov R.M., Rudov D.N. Interaction of investigators of bodies of internal Affairs of the Russian Federation with bodies of investigation at disclosure and investigation of crimes // Gaps in the Russian legislation. 2014. № 6.
11. Drapkin L.Ya. Questions of interaction of the investigator and other participants of investigation of crimes: the Intercollegiate collection of scientific works. Sverdlovsk, 1984.
12. Aivazova O.V. Urgent investigative actions: theoretical and applied approach. Bulletin of Tomsk state University. 2018. № 432.
13. Vardanyan A.V., Govorov A.A. General provisions of interrogation of suspects accused in cases of misuse of budgetary funds and funds of state extra-budgetary funds // Vestnik Vos-tochno-Sibirskogo Institut MVD of Russia. 2019. № 1 (88).
14. Vardanyan A.V. Novelties in the regulation of search and seizure as a need for modernization of tactical and forensic techniques. Actual problems of criminalistics and forensic examination: materials of the International scientific and practical conference.
14. Варданян А.В. Новеллы в регламентации обыска и выемки как потребность в модернизации тактико-криминалистических приемов. Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы: материалы Международной научно-практич. конф. Восточно-Сибирский институт МВД России. Иркутск, 2019.
1 5. Варданян Г.А. Особенности производства обыска по уголовным делам о преступлениях, связанных с производством и оборотом фальсифицированных лекарственных препаратов // Юристъ-Правоведъ. 2012. № 6 (55).
16. Варданян Г.А. Особенности проведения выемки по уголовным делам о преступлениях, связанных с производством и оборотом фальсифицированных лекарственных средств // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 389.
17. Варданян А.В., Ларионов И.А. Актуальные проблемы расследования организации незаконной миграции // Вестник КРУ МВД России. 2017. № 1 (35).
18. Варданян А.В., Айвазова О.В. Принципы формирования частных криминалистических методик: современное состояние и пути совершенствования // Известия ТулГУ. Экономич. и юридич. науки. 2016. № 1-2.
East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of the RF. Irkutsk, 2019.
15. Vardanyan G.A. Features of production of a search on criminal cases about the crimes connected with production and turnover of the falsified medicines // Jurist-Pravoved. 2012. № 6 (55).
16. Vardanyan G.A. Features of the seizure in criminal cases of crimes related to the production and circulation of counterfeit drugs // Vestn. Tom. state University. 2014. № 389.
17. Vardanyan A.V., Larionov I.A. Actual problems of investigation, organization of illegal migration // Journal of Crewe of the Ministry of interior of Russia. 2017. № 1 (35).
18. Vardanyan A.V., Aivazova O.V. Principles of formation of private forensic techniques: current state and ways of improvement. Izvestiya Tulgu. Economic and legal Sciences. 2016. № 1-2.