КРИМИНАЛИСТИКА И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
УДК 343.985.7 ББК 67.52
© 2019 г. Плясов Константин Анатольевич,
начальник Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент.
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОВЕРШЕННЫХ ГРУППОЙ ЛИЦ
В статье на основе криминалистической характеристики преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности рассмотрены некоторые особенности проведения первоначальных следственных действий. Раскрыты особенности расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, совершенных группой лиц.
Ключевые слова: криминалистика, криминалистическая характеристика, способ преступления, следы, внешнеэкономическая деятельность, первоначальный и последующий этапы расследования.
Plyasov Konslanlin Anatolyevich - head of the Rostov law institute of the Ministry of internal affairs of Russia,
PhD in law, associate professor.
FEATURES OF DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES IN THE SPHERE OF FOREIGN
ECONOMIC ACTIVITIES COMMITTED BYA GROUP OF PEOPLE
In the article on the basis of criminalistical characteristics of crimes in the sphere of foreign economic activity some features of initial investigative actions are considered. The purpose of the article is to reveal the peculiarities of investigation of crimes in the sphere offoreign economic activity committed by a group ofpeople.
Keywords: forensic science, criminalistical characteristics, method of crime, traces, foreign economic activity, the initial and subsequent stages of the investigation.
Процессы глокализации в мире, а также социальные, экономические, политические преобразования в России влияют на трансформации, происходящие в организованной преступности и методы борьбы с ней.
Анализ правоприменительной практики показал, что преступления в сфере внешнеэкономической деятельности - явление устойчивое в целом, при этом выступает своеобразным индикационным показателем изменений социума и технологий в России и за рубежом, на протяжении последней четверти века [1].
Цифровизация [2], сквозные технологии, виртуализация объективной действительности, засекреченность преступных групп, огромные финансовые ресурсы, современное технологическое оснащение, патернализм и коррупция на всех уровнях власти, организованное противодействие расследованию влияют на эффективность раскрытия и расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.
В криминалистической литературе и исследованиях практически отсутствуют разра-
ботки подобной направленности и до сих пор не сформирована основа для создания базовой криминалистической методики.
Результаты авторского исследования показали, что каждое второе преступление в сфере внешнеэкономической деятельности совершено группой лиц. Указанные факторы и обстоятельства предопределили актуальность и содержание данной статьи.
Построение базовой криминалистической методики расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) носит исключительно концептуальный характер с использованием методологического инструментария отечественной криминалистики.
Как обосновано и логично отмечают А. В. Варданян и О. П. Грибунов, «при расследовании преступлений необходимы не только практические навыки, но также и теоретические знания, которые помогут структурировано и планомерно осуществлять процесс расследования преступлений различных категорий.
Процесс формирования концепции мето-дико-криминалистического обеспечения расследования имеет давнюю историю, тем не менее в настоящий момент остается нерешенным значительное количество вопросов. Именно поэтому состояние методико-крими-налистического обеспечения расследования преступлений должно находиться и находится в научном осмыслении» [3].
Нами отмечалось, что преступления в сфере ВЭД в криминалистическом аспекте включают:
1) преступления, посягающие на установленный порядок перемещения товарно-материальных или иных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза;
2) предикатные преступления экономической направленности;
3) преступления коррупционной и (или) служебной направленности, совершаемые сотрудниками таможенных и иных государственных органов;
4) преступления, обеспечивающие сокрытие преступлений в сфере таможенного контроля при перемещении товарно-материальных ценностей [4].
Именно раскрытие объекта науки дает четкое понимание предмета и, соответственно, позволяет теоретически правильно концептуализировать проблему базовой методики расследования преступлений в сфере ВЭД, на основе изучения корреляционных взаимосвязей криминалистической характеристики данной группы преступлений, а также закономерностей производства первоначальных следственных действий [5; 6].
Достаточно интересными являются идеи А. С. Андреева о структуре объекта криминалистики, который предлагает дополнить структуру традиционного объекта (преступная деятельность и деятельность по ее раскрытию и расследованию) посткриминальным поведением лиц, связанных с преступной деятельностью [7].
На наш взгляд, не менее интересны и практически значимы предложения Г. М. Мере-тукова в подходе к пониманию криминалистической науки [8].
По этой причине и ряду других обстоятельств, посткриминальное поведение должно, в случае отсутствия противоправности, выступать элементом криминалистической характеристики преступлений в сфере ВЭД. В случае, если преступление обеспечивает
сокрытие преступлений в сфере таможенного контроля при перемещении товарно-материальных ценностей, оно может иметь самостоятельную криминалистическую характеристику, но в рамках частных методик.
Посткриминальную деятельность и поведение на уровне базовых методик необходимо комплексировать со всей системой преступных действий изучаемых преступлений в сфере ВЭД.
Соглашаясь с ведущими учеными-криминалистами в том, что деятельностный подход является приоритетным в современных криминалистических исследованиях [9; 10], рассмотрим ряд аспектов криминалистической характеристики преступлений в сфере ВЭД на основе следующих элементов:
1) характеристика группы и личность преступника;
2) способы преступлений и особенности посткриминального периода;
3) типовые следы.
Подробнее остановимся на характеристике группы и личности преступника [11; 12].
Основополагающим в криминалистической характеристике, применительно к теме статьи, выступает то, что преступление в сфере ВЭД совершено группой лиц.
Основной мотив преступной деятельности группы по изучаемой категории - корыстный. Большинство из исследованных нами групп - это группы по предварительному сговору (71,7 %), в 2/3 из которых имелся лидер.
Исследованные группы достаточно устойчивы и существуют, как правило, более четырех месяцев. Лидер обладает достаточным жизненным опытом, профессиональными навыками, высшим образованием. Процент судимых лидеров по данной категории невелик (2-3 %). Состав наиболее типичной группы - 3-5 человек. Более 40 % участников из исследованных групп проживают в разных регионах страны или в разных странах.
Исследование показало, что закономерности первоначального расследования преступлений напрямую зависят от типа группы и ее особенностей.
К особенностям раскрытия и расследования преступлений в сфере ВЭД, совершенных группой лиц, относятся:
а) влияние лидера на преступную и посткриминальную деятельность участников;
б) планирование и строгая субординация в преступной деятельности;
в) коррупционность и связанные с ней преступные посягательства [13].
Способы преступлений, посягающие на установленный порядок перемещения товарно-материальных или иных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза, по результатам исследования, составили 53 % случаев по изученным уголовным делам всех четырех групп.
Проведенное изучение уголовных дел показало, что в 83 % случаев указанные способы включают тщательную и кропотливую подготовку.
Особенность способов преступлений данной группы заключается в том, что они носят в 97,6 % случаев полноструктурный характер, т. е. включают подготовку, совершение и сокрытие.
Подчиненность других способов преступлений, совершенных группой лиц в сфере ВЭД, выражается в том, что способы преступлений, посягающие на установленный порядок перемещения товарно-материальных или иных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза, предопределяют:
- характер предикатных преступлений экономической направленности;
- возможности для способов преступлений коррупционной и (или) служебной направленности, совершаемых сотрудниками таможенных и иных государственных органов (или наоборот);
- необходимость и реализацию способов преступлений, обеспечивающих сокрытие преступлений в сфере таможенного контроля при перемещении товарно-материальных ценностей.
Как отмечает И. В. Нецкин, «в системе организованной преступной деятельности противодействие расследованию таможенных преступлений осуществляется руководителями организованных преступных групп и сообществ. При этом их цели и мотивы определяются необходимостью обеспечения безопасности преступного сообщества в целом и его деятельности, а не только конкретного исполнителя преступления.
Наличие такого закономерно проявляющегося противодействия между групповым и личным интересом следует постоянно иметь в виду и учитывать при расследовании преступлений в условиях противодействия.
Учитывая, что значительное количество таможенных преступлений совершается организованными преступными сообществами, для анализа противодействия и разработки рекомендаций по его преодолению важнейшее значение приобретают выделение и исследование элементов криминалистической характеристики указанных преступлений» [14].
Следует отметить, что опрос 107-ми субъектов раскрытия и расследования преступлений в сфере ВЭД показал, что противодействие расследованию существенно осложняет процесс раскрытия и расследования в случаях, когда данные преступления носят групповой и организованный характер (59,81 %).
Выявлено, что в группе четко распределены роли и, как правило, проявляются следующие линии противодействия:
- полное непризнание вины и беспрецедентное противодействие;
- признание одним лицом вины с целью исключения признаков совершения преступления группой;
- один или несколько участников группы признают, что данное деяние подпадает под действие КОАП РФ и отсутствуют признаки состава преступлений, относящихся к сфере ВЭД.
К типовым способам первоначальной посткриминальной деятельности по исследуемым преступлениям относятся ложные объяснения, уничтожение следов, попытки подкупа, а также деятельное раскаяние или досудебное соглашение.
Знания о способах преступлений в сфере ВЭД оптимизируют версионную работу субъекта их раскрытия и расследования.
Вопрос исследования следов таможенных и связанных с ними преступлений достаточно проработан в криминалистической науке. Вместе с тем с учетом классификации и пол-ноструктурности способов, совершаемых группой преступлений, следует особое внимание обратить на механизм следообразова-ния с точки зрения подготовки, совершения и сокрытия, а также дальнейшей посткриминальной деятельности. При этом необходимо учитывать связи с соподчиненными способами преступлений.
Формирование и дальнейшее развитие базовой методики расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятель-
ности связаны с решением следующих задач теоретико-прикладного характера:
- познание новых закономерностей объективной действительности и тем самым уточнение ее предметно-объектного поля;
- создание эффективных комплексов раскрытия и расследования данной группы преступлений на первоначальном и последующих этапах;
- оптимизация системы ТКО раскрытия и расследования преступлений в сфере ВЭД;
Литература
1. Варданян А. В., Плясов К. А. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, в системе внешнеэкономических преступлений: правовой и криминалистический анализ // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 2.
2. Варданян А. В. Беспилотные летательные аппараты как сегмент цифровых технологий в преступной и посткриминальной действительности / А. В. Варданян, А. С. Андреев // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 6. DOI: 10.17150/25004255.2018.12 (6).785-790.
3. Варданян А. В., Грибунов О. П. Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 2 (81).
4. Плясов К. А. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности как объект криминалистического научного анализа: современное состояние и потребность в систематизации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. № 1-2.
5. Варданян А. В., Плясов К. А. полномочия органов дознания как субъектов расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2017. № 1-2.
6. Варданян А. В., Говоров А. А. Общие положения допроса подозреваемых, обвиняемых по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2019. № 1 (88).
7. Андреев А. С. Теоретико-прикладные вопросы уточнения объекта криминалисти-
- изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью в данном направлении.
Полученные криминалистические выводы и рекомендации требуют дальнейшей проработки в рамках концепции по созданию базовой методики расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, а также на основе исследования полученных закономерностей применения оптимальных криминалистических средств и методов антикриминальной деятельности.
Bibliography
1. Vardanyan A. V., Plyasov K. A. Evasion of customs duties levied on an organization or an individual in the system of foreign economic crimes: legal and forensic analysis // All-Russian criminological journal. 2019. Vol. 13, № 2.
2. Vardanyan A. V. Unmanned aerial vehicles as a segment of digital technologies in criminal and post-criminal reality / A.V. Vardanyan, A. S. And-reev //All-Russian criminological journal. 2018. Vol. 12, № 6. DOI.: 10.17150/2500-4255.2018. 12 (6). 785-790.
3. Vardanyan A. V., Gribunov O. P. The Modern doctrine of the methodical-criminal maintenance of investigation of certain types of crimes // Bulletin of the East Siberian Institute of MIA of Russia. 2017. № 2 (81).
4. Plyasov K. A. Crimes in the field of foreign economic activity as an object of forensic scientific analysis: the current state and the need for sys-tematization // Izvestiya Tulskogo gosudarstven-nogo universiteta. Economic and legal Sciences. 2017. № 1-2.
5. Vardanyan A. V., Plyasov K. A. Powers of bodies of inquiry as subjects of investigation of crimes in the sphere of foreign economic activity // Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Economic and legal Sciences. 2017. № 1-2.
6. Vardanyan A. V., Govorov A. A. General provisions of interrogation of suspects accused in cases of misuse of budgetary funds and funds of state extra-budgetary funds // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2019. № 1 (88).
7. Andreev A. S. Theoretical and applied questions of specification of object of criminalistic science // Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Economic and legal Sciences. 2013. № 5-2.
8. Meretukov G. M. Once Again about the object and subject of criminology / G. M. meretukov // Scientific journal of Kubgau. № 96.
ческой науки // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. № 5-2.
8. Меретуков Г. М. Еще раз об объекте и предмете криминалистики / Г. М. Меретуков // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 96.
9. Варданян А. В. Криминалистическая превенция в системе государственных мер по предупреждению преступности // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430.
10. Варданян А. В., Андреянченко Д. В. Сущность организации незаконной миграции как информационный потенциал для формирования частной криминалистической методики расследования данной категории преступлений // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 3 (13).
11. Варданян А. В. Субъект преступления и личность преступника как междисциплинарные категории уголовно-правовых наук: вопросы соотношения и интеграции // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 2.
12. Варданян А. В., Казаков В. В. Криминалистический анализ субъектов преступлений, связанных с воспрепятствованием законной предпринимательской или иной деятельности, как фактор повышения результативности расследования // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 4.
13. Варданян А. В., Айвазова О. В. Должностные преступления в сфере экономики как объект криминалистического научного анализа // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41).
1 4. Нецкин И. В. Противодействие расследованию таможенных преступлений, криминалистические средства и методы его преодоления: дис. ... канд. юрид. наук Нецкина И. В. М., 2001.
9. Vardanyan A.V. Forensic prevention in the system of state measures for crime prevention // Bulletin of Tomsk state University. 2018. № 430.
10. Vardanyan A. V., Andriyancenco D. V. The Essence of the organization of illegal migration as a potential for the formation of private criminalistic methods of investigation of this category of crimes // Bulletin of the Tomsk state University. Right. 2014. № 3 (13).
11. Vardanyan A. V. The Subject of the crime and the criminal personality as interdisciplinary categories of criminal law Sciences: problems of correlation and integration // All-Russian criminological journal. 2016. Vol. 10. № 2.
12. Vardanyan A. V., Kazakov V. V. Forensic analysis of the subjects of crimes related to the obstruction of legitimate business or other activities as a factor in improving the effectiveness of the investigation // Criminological journal of the Baikal state University of Economics and law. 2015. Vol. 9. № 4.
13. Vardanyan A. V., Aivazova O. V. Official crimes in the sphere of economy as an object of forensic scientific analysis // Proceedings of The Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2017. № 1 (41).
14. Netskin I. V. Counteraction to investigation of customs crimes, criminalistic means and methods of its overcoming. M., 2001.