Научная статья на тему 'Цифровой контент газетного текста: тенденции развития'

Цифровой контент газетного текста: тенденции развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
356
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРА / ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ / КОНТЕНТ / ГАЗЕТНЫЙ ТЕКСТ / ЖУРНАЛИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ВРЕМЯ / ДЕНЬГИ / НУМЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна

Статья посвящена анализу цифрового контента газетного текста. Рассматривая наполнение журналистских материалов цифровым контентом в диахронном аспекте, автор отмечает некоторые тенденции его развития. Анализируются отдельные тематические группы, наиболее часто маркируемые цифрами. Автор убедительно показывает, что кроме общестилистических правил при подготовке материала журналист должен учитывать и коннотативные значения цифровых обозначений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровой контент газетного текста: тенденции развития»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 28 (243). Филология. Искусствоведение. Вып. 59 . С. 90-93.

С. И. Симакова

ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена анализу цифрового контента газетного текста. Рассматривая наполнение журналистских материалов цифровым контентом в диахронном аспекте, автор отмечает некоторые тенденции его развития. Анализируются отдельные тематические группы, наиболее часто маркируемые цифрами. Автор убедительно показывает, что кроме общестилистических правил при подготовке материала журналист должен учитывать и коннотативные значения цифровых обозначений.

Ключевые слова: цифра, цифровые обозначения, контент, газетный текст, журналистские материалы, время, деньги, нумерация.

Рассматривая в диахронном аспекте наполнение цифровым контентом журналистских материалов, нами замечено, что в силу постепенного увеличения количества газет и обострения «борьбы за читателя» точность информации конвертируется в число подписчиков, и как следствие повышается количество цифровых обозначений. Мы отмечаем, что другой причиной появления числового материала на страницах печатных изданий стала информационная компрессия. Если петровские «Ведомости» сообщали о двух-трех десятках происшествий, то 200 лет спустя события переполняли газетную полосу, а еще через сто лет появилось выражение «информационная революция». Кроме этого, начиная с рубежа Х1Х-ХХ веков, набирает силу процесс «дегуманизации» общекультурного пространства (обозначенный еще Х. Ортегой-и-Гассетом). Человеческое сознание становится все более прагматичным, и это приводит к повышенному интересу к исчисленной картине мира. В качестве подтверждения достаточно привести результаты подсчета средней плотности цифровых включений на материал в подборке газет рубежа Х1Х-ХХ веков (Московские ведомости, Новости дня, Московский листок, Русь, Новое время, Русский голос) за 1901 год1 (см. табл. 1):

Таблица 1

Месяц Количество просмотренных материалов Коли- чество цифровых обозначе- ний Средняя плотность на материал

Январь 28 9 0,3

Февраль 99 41 0,4

Март 127 82 0,6

Апрель 103 80 0,77

Май 201 160 0,79

Июнь 198 162 0,8

Июль 196 173 0,88

Август 194 170 0,87

Сентябрь 89 100 1,1

Октябрь 90 112 1,2

Ноябрь 95 129 1,3

Декабрь 76 96 1,26

ИТОГО 1496 1314 0,85

Как видим, даже в рамках материалов одного года можно наблюдать тенденцию к устойчивому уплотнению цифровых обозначений в тексте.

Анализ включенности цифровых обозначений в газетный текст позволяет утверждать -информационная компрессия приводит к тому, что на страницах печатных СМИ цифровой контент становится всё более и более актуальным. И на сегодняшний день, мы можем предполагать, что цифровым обозначениям будет уделяться всё больше внимания и со стороны исследователей в области журналистики, и со стороны журналистов-практиков. Стоит отметить следующую наметившуюся тенденцию: в региональной газете происходит вытеснение цифры из текста [8. С. 61]. Информация, требующая цифрового представления, принимает форму инфографики. Кроме этого, наблюдается еще одна тенденция - уменьшение статистического контента в газетном тексте. Можно предположить, что газетный текст будет концентрировать внимание читателя на небольшом количестве цифр, имеющих особую ценность для читателя. Возможно, эта тенденция проявится ярче в региональной газете (более приближенной к читателю). В подтверждение

этому, анализ динамики результатов цифрового контента «Челябинского рабочего» (ЧР) за 1987, 1997 и 2007 годы (см. табл. 2).

Рассматривая ситуацию цифровых включений в современный журналистский текст, мы отмечаем, что цифровые включения в медиатекстах необходимо рассматривать с позиций трех магистральных подходов: философско-исторического, социокультурного, филологического или практико-стилистического. При этом граница между этими разными аспектами достаточно прозрачна, и нередко философское может рассматриваться как социокультурное, а в паралингвистическом аспекте просвечивает символико-философское значение. Поэтому выделение этих трех подходов проведено нами с определенной долей условности.

С философской точки зрения сам знак числа (его цифровое обозначение) имеет не только поверхностно утилитарный смысл (фиксирование результатов исчисления), но и глубинный ментальный, сакральный, зачастую «стертый», растворенный в быту. Цифровое обозначение числа, имеющее древнейшую историю и нагруженное сакральными смыслами, обладает особым потенциалом воздействия на воспринимающее сознание.

С социокультурной точки зрения цифровое обозначение выступает в роли символа, организующего специфические поведенческие (скрыто ритуальные) реакции людей. Это подтверждает мысль о наличии у цифровых обозначений коннотативных значений. Таким образом, цифры в журналистском тексте оказываются одновременно источником информации и воздействия на подсознание читателя.

Анализируя наполнение цифрового контента в рамках стилистической уместности, мы определили основные позиции использования журналистами цифровых обозначений. Во-первых, четкие количественные показатели придают сообщению фактическую точность и достоверность и способствуют эффективной реализации информационной функции СМИ. Во-вторых, при обработке цифровых данных журналистами необходимо учитывать особенности восприятия подобной информации читателем и стараться грамотно поддерживать равновесие между цифрой и словом. Авторы работ на эту тему (например, Н. Бондарчук, К. Накорякова, А. Тертычный и др.) называют основные способы: пересчет в процентах; сравнение; образная расшифровка через сравнение; пояснение. В-третьих, рассматривая

экспрессивно-эмоциональную функцию использования цифр в журналистских текстах, мы отмечаем, что в этой связи цифровые обозначения выступают как средство воздействия на читателя в качестве сильнейшего «раздражителя внимания». «Не случайно цифры так часто включают в заголовочные элементы публикаций - собственно заголовки, начальные фразы, выделенные шрифтом, лид. “Оптический эффект” цифры хорошо известен составителям рекламных текстов», - пишет в своей работе К. М. Накорякова. В-четвертых, сегодня наблюдается еще одна особенность включения цифровых обозначений в современный журналистский текст - это игровой принцип. Игра может строиться на смене единиц измерения, использовании заведомо гиперболических значений, иронизировании и т. п. Игровой принцип является, с одной стороны, основой современного мировосприятия, по сути своей постмодернистского, но с другой стороны, примеры таких игровых включений мы можем найти и в истории отечественной журналистики.

Выполненный качественный анализ места цифровых обозначений на газетной полосе, в основе которого - метод осевого кодирования [5], позволил выделить основные функции этого элемента журналистского текста. Мы убедились, что существуют тематические поля, наиболее часто маркируемые цифровыми обозначениями: обозначение времени, мера, нумерация, исчисление денег, исчисление людей [7].

Мы предположили, что данные тематические группы сохраняются независимо от типа издания, времени и социально-экономических условий. А вот их рейтинг, в связи с выше перечисленными обстоятельствами, может меняться. Анализу были подвержены региональная общественно-политическая газета «Челябинский рабочий» (ЧР) (г. Челябинск) за 1987, 1997, 2007 годы, рекламно-информационная газета «Интересное предложение» (ИП) (г. Копейск, Челябинская область) за 2009 год, федеральная газета «Российская газета» (РГ) за 2007 год. Наши предположения полностью оправдались (см. табл. 2).

По частотности наиболее плотным тематическим полем оказалось «время». Важно, что эта тенденция отмечается как при анализе региональных СМИ (общественно-политическая газета «Челябинский рабочий», рекламно-информационная газета «Интересное предложение»), так и при анализе федеральной газеты «Российская газета» [6].

Таблица 2

ЧР 1987 ЧР 1997 ЧР 2007 РГ 2007 ИП 2009

Обозначение времени от общего числа цифровых обозначений (%) 32,7 39,6 30,1 38,4 34,9

Обозначение денег от общего числа цифровых обозначений (%) 8,2 13,8 24,1 20,9 6,2

Обозначение людей от общего числа цифровых обозначений (%) 8,3 11,3 16,3 19,1 9,7

Обозначение нумерации от общего числа цифровых обозначений (%) 13,9 9,2 8,5 6,6 22,8

Обозначение меры от общего числа цифровых обозначений (%) 21,5 10,3 8,3 6,1 13,7

Другое(%) (человеческая деятельность, отдельные предметы, природа, техника) 15,4 15,8 12,7 8,9 12,7

Данное обстоятельство объясняется в первую очередь тем, что исчисление времени в газете - ее важнейшая функция. Остановимся на анализе этой группы более подробно. Анализируя хронометраж, мы установили, что региональная газета «живет» в плотном круге небольшого («недалекого») времени, отмечая события, непосредственно примыкающие к сегодняшнему дню. Число цифровых обозначений отдаленного прошлого или будущего несущественно. Газета создает цифровую картину вписанности человеческого бытия во «вчера, сегодня, завтра» в прямом смысле

этих слов. При этом данные, полученные по «Российской газете», показывают, что временное поле центрального издания значительно шире: читательское сознание погружается во временной период, превосходящий рамки человеческой жизни. Мы можем в этом видеть, с одной стороны, различие самих функций региональной и центральной газеты: одна из них призвана очерчивать «ближайшее поле жизни» конкретных читателей, другая - вписывать жизни современников в более широкий временной контекст. С другой стороны, наши наблюдения свидетельствуют о большей интимизации материалов регионального издания, их ориентации на конкретного читателя, о выраженном стремлении не «выбиваться» из рамок современности, даже сиюминутности происходящего.

Вторая подгруппа временных обозначений, выявленная нами при осевом кодировании материала, это указание возраста. Мы обнаружили, что возраст человека часто заменяет его характеристику, указание на возраст необходимо в журналистских сообщениях для создания эмпатии к информации. Кроме того, своеобразным подтверждением нашего наблюдения

о большей степени интимизации региональных материалов служит тот факт, что в региональной прессе указание возраста встречается чаще, чем в центральной. Для «Российской газеты» люди - скорее крупный массив данных, нежели совокупность уникальных личностей с их неповторимыми судьбами. Здесь очень высок процент округления исчисления людей. В региональной прессе персонификации материалов уделяется значительно большее внимание: региональная газета нацелена на конкретизацию «человеческого материала» на своих страницах.

Все остальные группы занимают разные строчки при ранжировании тематических полей. Хотелось бы остановиться на анализе некоторых из них. Нумерация объектов. Номер в человеческом мире означает привычность и порядок, пронумерованный мир стабилен и безопасен. Нумеративный принцип, применяемый газетой, выступает механизмом социальной адаптации. Человек подсознательно упорядочивает свой мир с помощью цифр, стремясь противостоять вселенскому хаосу. На наш взгляд, этим объясняется достаточно высокий рейтинг данной тематической группы. Отдельно проанализируем такую категорию, как исчисление денег. Любопытно, что в региональной газете «Челябинский рабо-

чий» в предкризисные годы (1997 и 2007) эта группа занимает лидирующее, второе, место. Мы можем предположить, что это связано с интеграцией России в пространство мировой рыночной экономики. Включение в текст газеты цифровых обозначений различных сумм, а также процентного исчисления этих сумм, позволяющего сопоставить расходы и доходы в разные периоды времени или по другим основаниям, может рассматриваться как знак общей коммерциализации информационной повестки дня. Следует заметить, что газетные цифровые измерения денежных сумм, скорее, говорят о благополучии. Анализируя применение указанных цифровых обозначений непосредственно в журналистском тексте, мы отмечаем, что используемые авторами огромные числа находятся вне зоны соотнесения с обычной жизненной ситуацией, в силу чего их точность не работает, теряясь на уровне ощущения «много». На уровне сопоставления данных региональной и федеральной газет отмеченное противоречие становится более явным. На наш взгляд, это связано с самим предназначением федеральной газеты, ориентированной скорее не на рядового читателя, а на руководителя соответствующего уровня, чиновника, бизнесмена - несмотря на то, что сама концепция центральных изданий такого типа нацелена на охват большой «рядовой» аудитории. Любопытен тот факт, что категория денег в газете «Интересное предложение» оказалась на последнем месте. По нашему предположению, это, с одной стороны, связано с временным периодом выхода материалов (мы исследовали номера изданий в период, когда у населения проходит первоначальный шок от мирового финансового кризиса 2008 года, и о деньгах, в связи с этим, лишний раз стараются не упоминать), а с другой - рекламной направленностью издания, где деньги - это скрытая информация.

Проведенное исследование подтверждает, что в диахронном аспекте прослеживается уплотнение цифрового контента журналистских материалов. А сами цифровые обозначения кроме прямого денотативного значения имеют коннотативное (скрытое) значение. В связи с этим цифровые обозначения в газетных текстах должны стать объектом повышенного внимания при формировании контента газеты. Кроме общестилистических правил, практикующие журналисты при подготовке материала должны учитывать весь комплекс психологических воздействий, которыми обладают циф-

ровые обозначения, в том числе в современных газетных материалах необходимо учитывать символическую нагрузку цифровых обозначений как иконических знаков.

Примечание

I Использованы материалы сайта «Газетные старости». иЯЬ : http://starosti.ru.

Список литературы

1. Бондарчук, Н. Н. Число в журналистском тексте // Журналистика и медиаобразование-2008 : сб. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-27 сент. 2008 г.) : в 2 т. Т.

II / под ред. проф. М. Ю. Казак, проф. У. Перси, проф. А. В. Полонского, доц. Е. А. Кожемякина. Белгород : БелГУ, 2008.

2. Горяйнова А. В. Инфографика - современный подход к визуализации журналистских материалов / А. В. Горяйнова, С. И. Симакова // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. Челябинск, 2010. № 2 (6). С. 68-73.

3. Накорякова, К. М. Цифра в публицистическом тексте. иЯЬ : http://www.lenizdat.ru/a0/ ги/рт 1/с-1026911-0.Мт1#3.

4. Симакова, С. И. Интерпретация цифровых обозначений времени в газетном тексте (время как число) // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2009. № 34 (172). Филология. Искусствоведение. Вып. 36. С. 106-109.

5. Симакова, С. И. Осевое кодирование как метод качественного анализа медиатекста. На примере анализа цифрового контента региональной газеты «Челябинский рабочий» (методический аспект) // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. Челябинск, 2010. № 1 (5). С. 60-70.

6. Симакова, С. И. Цифра в газетном тексте (на примере рекламно-информационной газеты «Интересное предложение») // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2010. Вып. 48. № 32 (213). С.128-131.

7. Симакова, С. И. Цифровые обозначения как элемент газетного текста (на примере «Челябинского рабочего») : дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2009. 184 с.

8. Симакова, С. И. Цифровые обозначения как фактор формирования картины мира читателя в современной медиаситуации // Челяб. гуманитарий. Челябинск, 2010. № 3 (12). С. 57-63.

9. Тертычный, А. А. Цифра - материя тонкая // Журналист. 2006. № 1. С. 76-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.