Научная статья на тему 'Осевое кодирование как метод качественного анализа медиатекста на примере анализа цифрового контента региональной газеты «Челябинский рабочий» (методический аспект)'

Осевое кодирование как метод качественного анализа медиатекста на примере анализа цифрового контента региональной газеты «Челябинский рабочий» (методический аспект) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4037
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / ОБОСНОВАННАЯ ТЕОРИЯ / КОДИРОВАНИЕ / ОСЕВОЕ КОДИРОВАНИЕ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ЧЕЛЯБИНСКИЙ РАБОЧИЙ / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕДИАТЕКСТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова С. И.

В настоящей статье рассматривается использование метода осевого кодирования как одного из методов качественного анализа текста. На примере анализа цифрового контента региональной газеты «Челябинский рабочий» автор демонстрирует алгоритм применения данного метода, приводящий к выделению тематических полей цифровых обозначений. Дается описание выявленных тематических групп, формулируются некоторые выводы по использованию цифрового контента в журналистских материалах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осевое кодирование как метод качественного анализа медиатекста на примере анализа цифрового контента региональной газеты «Челябинский рабочий» (методический аспект)»

С. И. Симакова

осевое кодирование как метод качественного анализа медиатекста на примере анализа цифрового контента региональной газеты « челябинский рабочий» (методический АСПЕКТ)

В настоящей статье рассматривается использование метода осевого кодирования как одного из методов качественного анализа текста. На примере анализа цифрового контента региональной газеты «Челябинский рабочий» автор демонстрирует алгоритм применения данного метода, приводящий к выделению тематических полей цифровых обозначений. Дается описание выявленных тематических групп, формулируются некоторые выводы по использованию цифрового контента в журналистских материалах.

Ключевые слова: качественный анализ, обоснованная теория, кодирование, осевое кодирование, цифровой контент, тематическое поле, Челябинский рабочий, методика исследования, ме-диатекст.

На сегодняшний день существуют различные трактовки понятия «качественного анализа» или «качественного исследования». Например, В. В. Семенова так трактует данное понятие: это «...исследование, где данные получены путем наблюдения, интервью, анализа личных документов (текстовых, реже визуальных - фото- и видео-источников)» [3]. Автор продолжает: «Если в количественном исследовании на вопросы: как часто? как долго? мы получаем достаточно объективный ответ, фиксирующий количество (в единицах счета: многомало), то в качественном исследовании на вопрос: как вам понравился фильм? мы получаем номинальный ответ, обозначающий качество отношения или, другими словами, субъективную ценность, значимость данного предмета для индивида в его собственных словах, исходя из его социального опыта (например, фильм скучный, интересный, любопытный и т. д.). Такие данные анализируются не математически, а путем аналитического раскрытия их субъективного смысла. Качественное исследование проводится прежде всего для изучения индивидуального аспекта социальной практики -реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Но через анализ индивидуального могут исследоваться и более широкие социальные проблемы, касающиеся социальных групп, движений или даже характера функционирования социальных институтов в конкретной социальной ситуации. Дополнительными источниками информации могут служить и количественные данные (например, статистика), но их анализ также будет

осуществлен на основе аналитического подхода» [3]. Достаточно близкое к сформулированному выше определению качественного анализа, дают определение и другие ученые, такие, как Ансельм Страусс и Джульет Корбин. Вслед за ними мы будем придерживаться следующего определения: «под термином качественное исследование мы подразумеваем любой вид исследования, в котором данные получаются нестатистическими или неколичественными способами. Этот термин может относиться к исследованию истории жизни и поведения индивидов, деятельности организаций, социальных движений или интерактивных взаимосвязей» [2. С. 16].

В учебном пособии «качественные методы: введение в гуманистическую социологию» В. В. Семенова отмечает: «Глубинное изучение человеческого мира представляется в этом аспекте все более актуальным. Процесс постепенного погружения социологов во все более глубокие слои индивидуальной жизни представляется аналогичным обращению биологов к тайнам микромира» [3]. Данный процесс неизбежно приводит к выводам о необходимости собственных методов исследования - «методов качественного анализа индивидуального» [3].

Осевое кодирование - один из методов качественного анализа текста, в основу которого положена так называемая «обоснованная теория». Термин «обоснованная теория», как специальное понятие, был введен социологами Гласером и Строссом (книга «The Discovery of Grounded Theory», В. Glaser, A. Strauss, 1967), которые были сосредоточены на теоретизиро-

вании исследовании, связанных с проверкой качественных данных, полученных в конкретных условиях, например, неструктурированных данных интервью, включенного наблюдения и архивных исследований. В дальнейшем эта теория получила свое развитие в таких трудах как «Theoretical Sensitivity» (Glaser, 1978) и «Qualitative Analysis for Social Scientists» (Strauss, 1987), «Basics of Qualitative Research: Grounded Theory, Procedures and Techniques» (Anselm Strauss, Juliet Corbin, 1990). Стоит отметить, что последняя из названных книг является первой работой в этой области, пере-

Обоснованная теория рассчитана на широкий спектр применения, прежде всего, в социологии, антропологии, философии. Тем не менее разработанные позднее на основе этой теории методики оказались вполне приложимы к большим массивам данных и, в том числе, явились своеобразным развитием и совершенствованием известного метода контент-анализа. Наиболее значимой в этой связи может рассматриваться общая схема проведения исследования, предложенная Н. Пиджиным и К. Хенвудом [9. С. 257]:

веденной на русский язык (Ансельм Страусе, Джульет Корбин. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техника / пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. М. : Эдиториал УРСС, 2001).

По словам Н. Пиджина и К. Хенвуда, «подход представляет собой попытку поиска средств противодействия позитивизму, ориентированному на подтверждение предсуществующих теорий, имеющих слабое отношение к конкретной исследовательской области и к описаниям реальности, воспринимаемой самими участниками исследования» [9. С. 253-254].

Прокомментируем эту схему. для наглядности рассмотрим ее использование при анализе цифрового контента ежедневной региональной, общеполитической газеты «Челябинский рабочий». Итак, согласно предложенной схеме, выделяются четыре исследовательских этапа.

Первый из них - подготовка данных, включающая сбор и фиксацию материала. Конкретно в нашем случае чрезвычайно значимо обоснование самой выборки. Теоретики обоснованной теории предлагают использовать здесь гипотетический подход (какие данные, предположительно, окажутся валидными для

получения результата). По мнению Н. Панди-та, это должны быть «теоретически полезные данные» [8].

Принципиально важным является обосновать основную базу данных, взятых для анализа. В центре нашего внимания оказалась годовая подборка ежедневной общественно-политической газеты «Челябинский рабочий». Газета отметила свой столетний юбилей, отличается стабильностью, склонностью к постоянному поиску в оформлении и содержании при сохранении лучших традиций отечественного газетного журнализма. для анализа нами был избран «предъюбилейный» 2007 год. Основные критерии выбора периода:

1) отсутствие крупных потрясений в течение года (докризисный период);

2) общая политическая стабильность избранного периода (отсутствие каких-либо крупных внутриполитических изменений);

3) экономически благоприятная ситуация (время широкого кредитования населения, еще не перешедшего в кредитный предкризисный бум 2008 года);

4) обращение к привычному циклу (год), который во многом организует социальные практики населения;

5) стабильность общего дизайна и оформления газеты, а также числа ее подписчиков и ее репутации в регионе.

Кроме всего, в 2007 году газета была удостоена премии Российского правительства наряду с семью другими столичными и провинциальными изданиями.

Таким образом, «Челябинский рабочий» за 2007 год может рассматриваться как показательная «площадка» для выводов и наблюдений по заявленной теме.

Опираясь на методику «конструирования недели» [7. С. 150], разработанную американскими исследователями Р. Джоунсом и Р. Картером, нами была выбрана целенаправленная квота отбора номеров - рубежные показатели: из каждой помесячной подшивки мы выбрали по два номера (начало и середину месяца) с целью получить пошаговый срез всей годовой подписки, фиксирующий именно «среднестатистические», «обычные» дни. Тем самым мы обеспечивали достоверность исследования. Очевидно, что включение в анализ выбранных номеров, равномерно представляющих весь год (годовой цикл издания), вполне может рассматриваться как достаточное для получения значимых выводов. В то же время уже отобранные

24 номера были подвергнуты методу сплошной выборки с целью учета всех случаев использования цифровых обозначений на газетной полосе. использование сплошной выборки также направлено на получение валидных результатов эксперимента. Как известно, любая выборка в гуманитарных исследованиях ориентирована во многом на естественно-научные принципы (валидность, надежность, обобщаемость) и представляет собой важнейшую часть эксперимента (исследования).

На втором этапе исследования, этапе первичного анализа данных, было проведено кодирование цифровых обозначений.

Нам хотелось бы подчеркнуть активные попытки отечественных ученых упорядочить вопросы методологии. В связи с этим значимо для нас, было, например, исследование Г. В. Ка-ныгина (докторская диссертация по социологии), в числе прочих, обосновывающего метод кодирования: «В каждом из контекстов своего применения функции кодирования сохраняют структурное своеобразие, которое характеризуется следующими пунктами:

(1) Исходной информацией являются качественные данные.

(2) Данные фрагментируются исследователем (аналитиком) на заранее не оговариваемых основаниях.

(3) На тех же основаниях аналитиком вводятся аналоги исследовательских понятий -коды.

(4) Коды соотносятся исследователем с фрагментами данных. Разным кодам могут соответствовать как разные, так и одни и те же фрагменты.

(5) Фрагмент данных считается контекстом для кода, т. е. формальным описанием тех обстоятельств, в которых вводится код.

(6) Аналитические процедуры с кодами не оговариваются, исследователь вводит их по собственному усмотрению. Как правило, отношения между кодами устанавливаются в виде списков, древовидных графов и т. п.

Это структурное своеобразие дополняется одним общенаучным методологическим постулатом:

(7) Данные рассматриваются как факты, т. е. обосновывают сугубо авторские коды в традиции научного эксперимента - через предъявление связи между наблюдаемым событием, существующим в виде фрагментированного свидетельства информанта, и его описанием, выраженным в виде кода» [1. С. 21-22].

Качественные (текстовые) данные

' Когда ты переезжаешь в свой собственный дом, то | I тебе становится одиноко. Никаких людских |

I шевелений вокруг. Я чувствую, что мне недостает.» I кого-нибудь рядом, .Чтобы просто поговорить. Я включаю телевизор или музыку, для того чтобы слышать какой-нибудь звук, тишина делает меня | таким одинок им..Иногда я усаживаюсь перед поганым телевизором и думаю, что лучше было бы уйти из дома и что-нибудь сделать вместо того, ^чтобы смотреть эту ерундууЯ много читаю, но иногда слишком устаю, и возникает желание ^просто проветриться^ Однако это хорошо съехать"' от мамы с папой, ведь не здорово во всем полагаться на них, зная, что они не вечны. Я стал самостоятельным и принимаю свои собственные решения. Это хорошо, что они по-прежнему ^Л-способны откликнуться., когдяТ"нуждяюсь в них." ГЭто хорошо быть от них на расстояний, т"к~огдая I бывал лома,Гя_много спорил с отцом, чш и Vодтолкнуло меня к решению разъехаться.

Рис. 1. Кодирование отдельных фрагментов и иерархизация кодов, выполняемые аналитиком - основа операций с качественными данными. Каждый текстовый фрагмент выражает контекст введения понятия (кода).

Вот образец кодирования текста аналитиком из той же работы (с. 22):

Здесь особенно важно, что перед нами образец сложной сплошной проработки нестатистических данных. Создатели обоснованной теории специально это подчеркивают, однако на возможный вопрос о совмещении качественного анализа и контент-анализа, основанного на сплошной статистической обработке данных, они отвечают утвердительно.

Собственно кодирование определяется следующим образом: «Кодирование представляет собой операции, посредством которых данные разделяют, концептуализируют и снова соединяют по-новому. Это центральный процесс, благодаря которому из данных строятся теории» [2. С. 49].

Отметим, что общий путь анализа включает в себя три этапа кодирования (открытое, осевое, избирательное).

В. В. Семенова отмечает, что «на этапе открытого кодирования исследователь как бы маркирует все темы, имеющиеся в тексте, как категории, находящиеся на очень низком уровне абстракции. Они вытекают из общих исследовательских вопросов и первого погружения в текст. После первичного кодирования он составляет общий список выявленных тем, что

служит ориентацией и стимулом к дальнейшей конкретизации. Такой список наиболее полно отражает всю широту собранной информации и может содержать темы, выходящие за рамки данного исследования (они могут быть использованы в будущих проектах)» [3].

Итак, открытое кодирование - это сплошное обозначение кодов (при помощи процедуры постоянного вопрошания - Что это такое? О чем здесь идет речь?). Мы могли наблюдать процедуру открытого кодирования в примере из автореферата Г. В. Каныгина. Но уже сам факт иерархирования кодов (на рисунке это изображено в виде соподчиненности кодов) говорит о переходе к кодированию осевому. В. В. Семенова продолжает: «осевое кодирование является вторым «проходом» через данные. На начальном этапе темы сосуществовали разрозненно и о связи между ними исследователь не задумывался. При осевом кодировании он концентрируется на самих кодах и их возможном уточнении применительно к определенному контексту. Он движется в направлении организации идей или устанавливает ось ключевых категорий. Выясняются причины и последствия событий, условия и виды взаимодействия, стратегии и процессы. Возникает вопрос: можно ли комбинировать и выстраивать

категории в определенной последовательности и соотнести с основной темой моего интереса? Осевое кодирование стимулирует размышления о связях между темами и категориями, рождает новые вопросы. Благодаря этому усиливается связь между свидетельствами и концепциями, категории уточняются, переформулируются или, наоборот, отбрасываются и заменяются новыми. Устанавливается логическое отношение между центральной темой исследования и ее подтверждениями, разбросанными по разным отрывкам первичного текста» [3].

В соответствии с выше заявленной схемой исследования, осевое кодирование - это третий этап проводимого исследования (так называемый «ядерный анализ»), предполагающий установление связей между кодами. Дж. Кор-бин и А. Страусе определяют осевое кодирование следующим образом: «Осевое кодирование: Ряд процедур, с помощью которых данные после открытого кодирования соединяют по-новому, устанавливая связи между категориями. Это делается с помощью парадигмы кодирования, включающей условия, контекст, стратегии действия/взаимодействия и следствия» [2. С. 81]. Применительно к нашей конкретной задаче нам будет важно установить связи между различными единицами «оцифровывания» по принципу тематическому, для того чтобы составить ограниченное число кодов и проследить их динамику. При этом выделение категорий и субкатегорий основывается на принципах качественно-количественного анализа материалов (содержательный анализ текста): на методе экземплификации (от немецкого - объяснение с помощью примеров) - конкретизация выделенной категории на основе употребления тех или иных параметров цифрового обозначения в тексте.

Наконец, по окончании осевого кодирования наступает фаза «избирательного кодирования» (в упомянутой книге В. В. Семеновой она определяется как «выборочное кодирование», автор подчеркивает, что «выборочное кодирование является последним «проходом» по

тексту, когда уже становится ясна центральная тема и ее формулировка, как она вырисовывается из полученных материалов. Выборочно отыскиваются подтемы или эпизоды, которые наиболее ярко иллюстрируют основную тему, одновременно осуществляется сравнение или противопоставление разных отрывков текста. Выделяется основное направление и отдельные подтемы будущего анализа» [3]).

Мы переходим к заключительному, четвертому, этапу исследования, состоящему в обобщении данных и выделении категорий. «Избирательное кодирование: Процесс избрания центральной категории, во время которого происходит систематическое связывание центральной категории с другими категориями, ва-лидизация этих связей и наполнение категорий, требующих дальнейшего совершенствования и развития» [2. С. 97]. Фактически последняя процедура кодирования есть создание убедительной интерпретации данных, это именно форма интеграции полученных знаний, их изложение в виде связной «истории». С точки зрения сложившейся исследовательской практики в отечественной науке - это обязательный элемент исследования, закрепившийся под названием «анализ». Таким образом, речь идет об осевом кодировании базы данных - установлении кодов, соотнесенных друг с другом по принципу подчиненности.

Обратимся к нашему примеру. Итак, базой данного исследования послужили объекты исчисления в 24 номерах газеты «Челябинский рабочий» за 2007 год. Прежде чем мы перейдем к избирательному кодированию (анализу полученных результатов), важно было бы дать более или менее полное описание данных с точки зрения основных кодов, а также продемонстрировать саму технику сбора материала.

Рабочая таблица имела следующий вид (первый этап кодирования - открытое кодирование). Постоянно спрашивая себя: «Что это такое?», заполняем последний столбик таблицы (кодирование):

1 я а ч « а 1 <и н « г ■ а К р е д о е и н

Выходные ные о н и « О 5 е Название риала Тема (краткое с ние) Контекст « в о р и до оК

№ 8 (25369) Годовой В минувшем 580 килограм- Вес

Четверг в овк ш «улов» нар- году наркополи- мов

18 января кополиции цейские Южно- почти 1900 пре- Количество пре-

2007 у го Урала изъяли ступлений ступлений

Ст. 2 « и из незаконного 791 человек Количество людей

а оборота 580 ки- в 2006 году Дата

лограммов дурмана. свыше 600 тонн Вес

№ 8 (25369) Осень коман- Внучка бывше- 9 марта 1953 дата

Четверг данте го советского года

18 января генсека Никиты в 1985 году дата

2007 а в е Хрущева, а ныне в 1980 году дата

Ст. 3 щ у - преподаватель в 1990-х годах дата

а X американского в начале 1990-х Дата

а н Университета годов

и I Нью Скул размышляет о судьбе Фиделя кастро

№ 8 (25369) Мамы? Без 29 декабря про- с 1 января 2007 дата

Четверг очереди! шлого года был года

18 января принят Феде- с 1 января 2007 Дата

2007 ая к ц е д ральный закон года

Ст. 3 «о дополнительных мерах в сумме 250 тысяч рублей Колич. руб

о р государственной после 1 января Дата

£ а н я ь та поддержки се- 2007 года

мей, имеющих после 1 января Дата

детей». 2007 года

аТ не ранее 1 января 2010 года 261-13-13, 23241-72. Дата Номер телефона

Как видим, здесь произведено сплошное определение тематического кода каждого цифрового включения.

Задача осевого кодирования (второй этап кодирования) - установление качественных связей между всеми этими разнородными кодами.

когда устанавливались связи между кодами, создавались так называемые промежуточные

таблицы по определенным частям выборки (в нашем случае наиболее удобной оказалась форма помесячных обобщений). Тогда коды выстраивались уже в следующем виде (выборка января 2007 года):

субкатегория количество категория

1. вес 5 мера

2. возраст человека 12 время

3. время 12 время

4. высота 1 мера

5. дата 80 время

6. длина 1 мера

7. количество времени 10 время

8. количество домов 6 жилье

9. количество денег 1 деньги

10. количество животных 2 животные

11. количество квадратных метров 2 жилье

12. количество комбайнов 1 техника

13. количество людей 15 люди

14. количество матчей 1 спорт

15. количество машин 1 техника

16. количество организаций 2 власть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. количество посетителей 1 люди

18. количество премий 1 деньги

19. количество преступлений 2 преступления

20. количество разрешений 2 власть

21. количество регионов 1 власть

22. количество рублей 62 деньги

23. количество соток 2 имущество

24. количество учреждений 3 власть

25. количество экипажей 1 техника

26. количество родов 3 люди

27. номер закона 1 нумерация

28. номер места 1 нумерация

29. номер приказа 6 нумерация

30. номер телефона 1 нумерация

31. номер учреждения 14 нумерация

32. номер программы 2 нумерация

33. размер 1 мера

34. расстояние 2 мера

35. рост 1 мера

36. стаж работы 1 время

37. счет игры 3 спорт

38. часть меры 2 мера

ИТОГО 265

Следующая процедура осевого кодирования - это определение иерархии категорий. Для конкретного примера, приведенного здесь, это было сделано следующим образом:

доля в общей

категория количество совокупности (в %)

животные 2 0,75

имущество 2 0,75

преступления 2 0,75

техника 3 1,13

спорт 4 1,51

власть 8 3,02

жилье 8 3,02

мера 13 4,91

люди 19 7,17

нумерация 25 9,43

деньги 64 24,15

время 115 43,39

ИТОГО 265 100

В результате выделено было следующее количество языковых явлений:

- обозначение времени;

- мера;

- исчисление разных предметов и совокупностей («точечное» исчисление, где наиболее существенные совокупности - исчисление денег и исчисление людей);

- нумерация (порядковые номера различных предметов и объектов).

Разумеется, процедура осевого кодирования не исключает работы с каждым отдельным случаем цифровых обозначений. Для нас наиболее значимым было рассмотреть цифровое обозначение как несомненный маркер текста, обладающий определенными функциями.

Проведя качественный анализ выборки, мы убедились, что существуют тематические поля, наиболее часто маркируемые цифровыми обозначениями.

По частотности наиболее плотным тематическим полем оказалось «время». Исчисление времени в газете - ее важнейшая функция. Анализируя хронометраж, мы установили, что региональная газета «живет» в плотном круге небольшого («недалекого») времени, отмечая события, непосредственно примыкающие к сегодняшнему дню. Газета создает цифровую картину вписанности человеческого бытия во «вчера, сегодня, завтра» в прямом смысле этих слов. При этом контрольные данные, полученные по «Российской газете», показывают, что

временное поле центрального издания значительно шире: читательское сознание погружается во временной период, превосходящий рамки человеческой жизни. Мы можем в этом видеть, с одной стороны, различие самих функций региональной и центральной газеты: одна из них призвана очерчивать «ближайшее поле жизни» конкретных читателей, другая - вписывать жизни современников в более широкий временной контекст. С другой стороны, наши наблюдения свидетельствуют о большей инти-мизации материалов регионального издания, их ориентации на конкретного читателя, о выраженном стремлении не «выбиваться» из рамок современности, даже сиюминутности происходящего.

Вторая подгруппа временных обозначений, выявленная нами при осевом кодировании материала, это указание возраста. Мы обнаружили, что возраст человека часто заменяет его характеристику, указание на возраст необходимо в журналистских сообщениях для создания эмпатии к информации. Кроме того, своеобразным подтверждением нашего наблюдения о большей степени интимизации региональных материалов служит тот факт, что в региональной прессе указание возраста встречается чаще, чем в центральной. Для «Российской газеты» люди - скорее крупный массив данных, нежели совокупность уникальных личностей с их неповторимыми судьбами. В региональной прессе персонификации материалов уделяется значительно большее внимание: региональная газета нацелена на конкретизацию «человеческого материала» на своих страницах.

Вторая крупная группа цифровых обозначений связана с подсчетом денежных сумм. Это почти буквально подтверждает фразу «время - деньги», четко обозначающую главные «нервы» сегодняшнего существования человека. исследуя «экономическую составляющую» ежедневной региональной газеты, мы установили наличие внутреннего конфликта между цифровыми обозначениями высокого порядка (миллионы и миллиарды рублей, евро, долларов) и копеечными исчислениями пенсий, пособий, льготных сумм. Конфликт между миллиардом рублей и копейкой может рассматриваться как фиксирование в ежедневной региональной газете обостряющегося противостояния «больших денег» и реальных «микроскопических» доходов рядовых людей. Мы указываем также на то, что, какой бы «положительный» смысл ни имело цифровое обозначение крупной сум-

мы (например, социальное инвестирование, затраты на социальные объекты и т. п.), высокий порядок сумм не воспринимается даже журналистским сознанием (отсюда ошибки в необходимых по ходу статьи подсчетах и фактические нестыковки). Это приводит нас к заключению, что газета успешно оперирует именно «человеческим», «рядовым» уровнем исчисления денег, а высокий порядок нужен ей лишь как «примерная иллюстрация» понятия «много». Для центрального издания характеристики «экономических» цифровых обозначений оказались примерно такими же, что говорит об одинаковом уровне профессиональной рефлексии в вопросе репрезентации исчисления денег на газетных полосах. Данные «Российской газеты» показывают, что миллиардное исчисление сумм в иностранной валюте, преобладающее среди обозначений денежных сумм, формирует эффект «пустой информации», когда исчисление денег «проскальзывает» мимо сознания читателя.

Третья группа цифровых обозначений - нумерация. Мы установили, что использование порядковых номеров вместо названий (вместо именования различных объектов) - чрезвычайно распространенная социальная практика. Сегодняшнее состояние нумерования показывает, что мир вокруг человека инвентаризован, и сам он оказывается «отнесен» к различным пронумерованным социальным площадкам - от номера роддома и номера детского сада до номера участка на кладбище. В этой инвентаризации пространства мы выявили элементы стабилизации окружающего мира, стремления человека «учесть» как можно больше предметов и упорядочить объекты, объединить их в определенные «стяжки» (отсюда, например, «равные ряды» нумерации для разных рядов объектов - больницы, школы, детские дома и т. п.). В то же время большое количество номеров различных объектов на страницах ежедневной региональной газеты создает ощущение казенности и обезличения пространства обитания, исключает персональную уникальность человека из картины мира. Ту же картину мы наблюдаем и в контрольной выборке центрального издания.

Исчисление людей составило четвертую по частотности группу и изучалось нами, прежде всего, по принципу «массовое» - «единичное». Мы обнаружили наличие двух противонаправленных тенденций в региональной газете, представленных примерно одинаково ярко: это исчисление огромных масс людей (миллионов

и тысяч), обычно приближенное и округленное, и учет каждого отдельного человека, значение и вес каждой судьбы, каждого голоса, каждого участия. Мы предположили, что для регионального уровня сочетание таких тенденций вполне объяснимо - с одной стороны, это маленький и обозримый мир вокруг каждого отдельного читателя газеты, а с другой - газета «вписывает» региональное пространство в большой мир, связывает людей маленькой области с человечеством всей планеты. Эти предположения подтвердились и данными центрального издания, где превалирует округленное и крупностатистическое отношение к «человеческому материалу».

Наконец, последняя по частотности группа среди лидирующих «стяжек» - это мера, измерение длины, высоты, глубины, веса, размера и т. п. Исследуя этот разнородный материал, мы выявили приоритетные позиции внутри данной группы. Самым частым измеряемым в точных числах объектах оказалась площадь, причем в двух основных типах: измерение квадратных метров жилья, что вполне ожидаемо в стране с острым и вечным «квартирным вопросом», и измерение огромных площадей земли, округленное и тяготеющее к высокому порядку (тысячи гектар). Это дает повод размышлять об отражении в газете «горизонтальной проекции» менталитета, когда пространство исчисляется именно территориально.

В ходе исследования выполнена также задача, связанная с определением фильтров исчисления: анализируя разрозненные цифровые включения, мы обнаружили, что исчисляемый мир представляет собой плотную материально-деятельностную модель конкретного места обитания человека. Здесь исчисляются действия и предметы, непосредственно включенные в орбиту ежедневной жизни. Нам не встретились исчисления каких бы то ни было отвлеченных от ежедневности региона предметов. В «Российской газете» мы обнаружили близкие тенденции, за исключением того, что группа цифровых обозначений, связанных с природными явлениями и объектами, оттеснена в центральной газете миром техники.

Таким образом, проведя качественный анализ газетных текстов с применением методики осевого кодирования, нами формулируются следующие выводы:

1. Цифровые обозначения в газетном тексте должны рассматриваться вкупе с цифровыми обозначениями в других средствах массовой

коммуникации как сильное средство воздействия на человеческое сознание и один из факторов формирования картины мира вообще и информационной картины мира в частности.

2. Цифровое обозначение в газетном тексте регионального уровня имеет тенденцию к крайностям (либо очень высокий порядок исчисления, либо точечный), что может рассматриваться как отражение распада картины мира в современном менталитете на абстрактный мир больших чисел и конкретный мир окружающих предметов и явлений, для исчисления которых достаточно простого наблюдения. Тем самым порядок цифровых обозначений становится отражением самоощущения среднестатистического человека в окружающем пространстве (центростремительная модель, тяготение к определенной точке в пространстве, которую и можно считать «своей», ее освоение, обжива-ние и закрепление за собой).

3. цифровые обозначения в газетных текстах не являются сегодня объектом повышенного внимания при формировании контента газеты, подчиняются лишь общестилистическим правилам, а их использование осуществляется журналистами стихийно, без учета всего комплекса психологических воздействий, которыми они обладают.

4. целесообразно использовать материалы данного исследования в соответствующих курсах подготовки будущих журналистов для постепенного совершенствования этой стороны информационных сообщений и сознательного отношения к формированию информационной картины мира с помощью цифровых обозначений в условиях растущей математизации пространства, окружающего современного человека. Так, при ведении курсов стилистики и редактирования следует включить отдельный материал по цифровому контенту, где необходимо обозначить основные тенденции его развития и функционирования, с целью привлечения внимания будущих журналистов к значимости этой стороны журналистских произведений и выработки навыка сознательного отношения к символической нагрузке цифровых обозначений.

5. Использование цифровых обозначений в газетных текстах может регулироваться следующими правилами:

• придание крупным исчислениям денег «человеческого формата» (с целью формирования нового экономического мышления);

• точное исчисление количества людей и отказ от округления таких чисел (с целью по-

вышения гуманистического потенциала газетных материалов);

• использование именно цифровых обозначений отдельных чисел (например, «3», «7») вопреки общему стилистическому правилу (с целью активизации позитивного символического воздействия этих иконических знаков);

• внимание к тенденции вытеснения нумерации структурных объектов именованием.

Список литературы

1. Каныгин, Г. В. Разработка контекстно-ориентированных методов анализа качественных данных в социологии управления : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 2009. 22 с.

2. Корбин, Дж. Основы качественного исследования : обоснованная теория, процедуры и техника / Дж. Корбин, А. Страусе ; пер. с англ. и послесл. Т. С. Васильевой. М. : Эдито-риал УРСС, 2001. 256 с.

3. Семенова, В. В. Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для студентов вузов / Ин-т социологии РАН. М. : Добросвет, 1998. 289 с.

4. Симакова, С. И. О чем «говорят» цифры на газетной полосе (на примере изданий «Челябинский рабочий» и «Российская газета»)? // Социокультурные аспекты развития регионов : сб. науч. тр. / М-во образования и науки Челяб. обл.; Обществ. Палата Челяб. обл.; Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина. Челябинск : НОУ ЧИЭП им. М. В. Ладошина, 2009. С.178-180.

5. Симакова, С. И. Интерпретация цифровых обозначений времени в газетном тексте (время как число) // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2009. Вып. 36. № 34 (172). С. 106-110.

6. Симакова, С. И. Цифровые обозначения как элемент газетного текста (на примере «Челябинского рабочего») : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. 24 с.

7. Федотова, Л. Н. Анализ содержания -социологический метод изучения СМИ. М. : Ин-т социологии РАН, 2001. 202 с.

8. Pandit, Naresh R. The creation of theory : a recent application of the grounded theory method // Qualitative Report. 1996. № 2 (4). URL : http:// www.nova.edu/ssss/QR/QR2-4/pandit.html.

9. Pidgeon, N. Using grounded theory in psychological research / N. Pidgeon, K. Henwood. L., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.