Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 32 (213). Филология. Искусствоведение. Вып. 48. С. 128-131.
С. И. Симакова
ЦИФРА В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГАЗЕТЫ «ИНТЕРЕСНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)
Статья посвящена анализу цифрового контента газетного текста. Автор показывает, что тематические поля, выявленные ранее для общественно-политического издания, сохраняются и при использовании цифровых обозначений в газетах рекламно-информационной направленности.
Ключевые слова: цифра, цифровые обозначения, контент, журналистский текст, газетный текст, тематическое поле.
Цифра - неотъемлемый элемент современного мира. Неслучайно И. В. Гете отмечал, что «цифры показывают, как управляется мир», а И. Р. Шафаревич утверждает, что «всё (или, по крайней мере, всё существенное) в природе может быть измерено, превращено в числа (или другие математические объекты), и что путем совершения над ними различных математических манипуляций можно предсказать и подчинить своей воле все явления природы и общества» [5]. Как заявляет И. Р. Шафаревич, «в некотором смысле можно сказать, что мы живем в математической цивилизации» [5].
Цифровой контент газетного выпуска как нельзя лучше отражает это явление «математизации мира». В журналистском тексте цифра зачастую красноречивее других фактов говорит о событиях повседневной жизни. Цифровые обозначения - представленные с помощью цифр в тексте числительные, -охватывая все новые сферы жизни, находят свое отражение в СМИ, меняя восприятие газетных материалов. Мы уже не мыслим себе публикаций на темы экономики, статистики, финансовой политики и даже спортивной хроники без цифр [1].
Подчеркивая значение цифры для журналиста, М. И. Шостак пишет, что «с помощью “ударной цифры” можно прояснить общественное значение новости, не прибегая при этом к приемам комментаторов, оставаясь “беспристрастными репортерами”» [6. С. 47]. А А. А. Тертычный в статье «Цифра - материя тонкая» подчеркивает, что «цифровая информация придает материалам большую объективность, наглядность, доказательность» [3. С. 76.]
Предупреждая о сложности работы с цифрами, журналист В. Селютин писал: «Цифра. статистика - все равно что карта для морехо-
да. Недалеко уйдет корабль, если на лоции неверно нанесены моря, мели и рифы, в экономике неточность обходится еще дороже. Работа с цифрами требует внимания, точности, знания той области, к которой они относятся. Между тем, наблюдения за выступлениями в прессе показывают, что немногие нынешние журналисты умеют работать с цифрами» [3. С. 77].
В русской публицистике цифра как художественный элемент журналистского текста появилась в конце XIX века. Сухие сводки земской статистики ожили под пером Глеба Успенского, обнаруживая для читателя «боль, спрессованную в маленькую цифру» [4]. Цифры стали предметом исследования писателя и средством публицистической типизации явлений. Г. Успенский подметил, что за цифрами скрываются не мертвые и скучные значки, а разностороннее изображение жизни. «Нужно только раз получить интерес к этим дробям, нулям, нуликам, к этой вообще цифровой крупе, которой усеяны статистические книги и таблицы, как все они, вся эта крупа цифр начнет принимать человеческие образы и облекаться в картины ежедневной жизни», - писал он.
В выполненном нами ранее исследовании «Цифровые обозначения как элемент газетного текста (на примере «Челябинского рабочего»)» [2] были выделены пять основных тематических полей, наиболее часто маркируемых цифровыми обозначениями в газетных текстах: обозначение времени, мера, исчисление денег, исчисление людей и нумерация. В ходе анализа отмечалось, что лидирующей среди них является категория времени, затем идет обозначение денег, далее по порядку исчисление людей, нумерация и мера. Ана-
лиз изданий более раннего периода развития журналистики привел к выводу, что «эти поля уже тогда обладали подобными свойствами и могут считаться бесспорными лидерами среди текстов с цифровыми включениями» [2]. В качестве замечания необходимо сказать, что выводы сделаны на основе анализа общеполитического издания. Соответственно появляется необходимость проверить, сохраняется ли закономерность, выведенная автором работы, со временем и соблюдается ли она в газетах иной, к примеру, рекламноинформационной, направленности.
Для исследования нами были выбраны выпуски рекламно-информационной еженедельной городской газеты «Интересное предложение» за 2009 год.
Газета «Интересное предложение» (ИП) избрана в качестве материала исследования как крупнейшее издание в городе Копейске (Челябинская область), рассчитанное на массового читателя. Она выпускается в течение семи лет тиражом в 32,5 тыс. экземпляров и распространяется бесплатно, поэтому у каждого жителя города есть доступ к размещенной в ней информации. Хронологическим периодом, в течение которого проводился контекстный анализ цифровых обозначений, выбран 2009 год - время, когда у населения проходит первоначальный шок от мирового финансового кризиса 2008 года и начинает стабилизироваться социальное и экономическое положения в городе.
Копейск - динамично развивающийся город с населением в 140 000 человек с учетом поселков. Уникальность этого пятого по численности населения в области города - в его максимальной приближенности к Челябинску. Это, несомненно, оказывает влияние на экономическую и социальную обстановку Копейска. За последний год развитие города заметно ускорилось: строятся жилые дома, застраиваются все центральные улицы города под магазины, офисы, салоны красоты. Жизненный уровень копейчан стал значительно выше, и спрос на все виды товаров и услуг растет.
На фоне этого в городе «расцветают» рекламно-информационные издания, направленные на продвижение товаров и услуг. Газета «Интересное предложение» является старейшим рекламно-информационным изданием в Копейске, и благодаря своему тиражу она охватывает основную часть насе-
ления города. Она доступна горожанам, так как весь тираж распространяется бесплатно по почтовым ящикам, торговым точкам города и ближним поселкам. Жители проявляют большой интерес к данному изданию, так как в нем есть информация об экономической и общественно-политической жизни города, а также программа телепередач, 7 полос частных объявлений, гороскоп, анекдоты, скан-ворды.
Таким образом, мы рассматриваем газету «Интересное предложение» за 2009 год как показательную «площадку» для выводов и наблюдений по нашей теме.
Из опубликованных в 51 номерах и изученных нами 263 материалов для анализа было отобрано 166 газетных текстов, в которых встречаются цифровые обозначения.
Так как газета выходит 1 раз в неделю, т. е. 4-5 раз в месяц, для анализа мы взяли все выпуски газеты за год (в 2009 году их было 51). Отобранные нами номера газеты мы подвергли методу сплошной выборки, учитывая все газетные тексты, маркированные цифровыми обозначениями. Этот метод был также направлен прежде всего на получение валидных результатов нашего исследования.
Основываясь на методике осевого кодирования в выделении цифровых обозначений, мы получили следующие сводные результаты по нашей газете.
Цифровые обозначения встречаются в среднем в каждом втором журналистском материале, а плотность их составляет 0,63 по отношению к немаркированным газетным текстам. Этот показатель оказался на 17,5 % выше, чем в указанном ранее исследовании [2]. Итак, в нашем случае всего в одном материале в среднем содержится от 3 до 4 цифровых обозначений. Таким образом, цифровые обозначения на газетной полосе рекламно-информационного издания обладают такой же высокой значимостью, что и в общеполитическом издании. Таким образом, в современных изданиях существует общая тенденция усиления «оцифровывания» журналистских материалов [2. С. 68], и газета рекламно-информационной направленности здесь не исключение.
Цифровые включения выполняют функцию маркеров, привлекающих внимание читателя и откладывающихся в его сознании, а сами объекты исчисления благодаря этому оказываются в сильной позиции и имеют
Общая статистика цифровых обозначений (ИП, 2009)
Месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Итого
Общее число цифровых обозначений 58 70 21 64 72 38 63 38 47 45 33 77 626
Общее число газетных материалов, содержащих цифровые обозначения 11 14 7 17 18 13 13 17 13 14 11 18 166
Общее число газетных материалов 17 18 15 20 23 20 22 25 23 25 24 31 263
Плотность марки- рованного текста 0,64 0,77 0,46 0,85 0,78 0,65 0,59 0,68 0,56 0,56 0,45 0,58 0,63
В среднем в одном материале 5,2 5 3 3,7 4 2,9 4,8 2,2 3,6 3,2 3 4,2 3,8
преимущество при восприятии по сравнению с другими единицами текста [2. С. 69].
Цифровые обозначения маркируют ограниченное число объектов, но при этом в изданиях разной направленности выделяются одни и те же основные тематические поля. Категории время, мера, люди, деньги, нумерация применимы и к текстам исследуемой нами газеты «Интересное предложение».
Анализируя частотность использования той или иной категории в текстах общеполитической газеты «Челябинский рабочий», автор исследования [2] приходит к выводу, что наиболее частотной в употреблении является категория времени, которая составляет 28 % от всех цифровых обозначений газетного текста. Далее следует обозначение денег с частотностью использования 22,3 %, потом
- исчисления людей, составляющие 15,03 % от всех цифровых включений в текстах, затем
- нумерация объектов (7,9 %), и за ней - мера (7,7 %). Эта закономерность, определяющая частотность использования определенного тематического поля, есть в любом газетном тексте, маркированном цифровыми обозначениями.
В нашем исследовании рекламноинформационной газеты «Интересное предложение» мы выявили те же категории кодирования информации. Однако приоритеты по частотности использования того или иного тематического поля оказались смещены.
В исследуемой нами газете «Интересное предложение» первой по частотности в употреблении также является категория времени, в нашем случае она составляет 34,9 %, а вот второй после нее, вопреки ожидаемому нами исчислению денег, оказалась нумерация объектов (22,8 %), далее следует мера (13,7 %) и исчисление людей (9,7 %). Обозначение денег же в газете «Интересное предложение» оказалось последним по частотности использования и составило 6,2 % от всех цифровых обозначений.
Как можно заметить, по частотности наиболее плотным тематическим полем оказалось «время». Указание на время - неотъемлемая часть газетного текста, отображающего современную жизнь людей. Хронометражу в газете «Интересное предложение» уделяется особое внимание, так как основную ее наполняемость обеспечивают новости. По обо-
значению дат газета обращена в недалекое прошлое, отмечая события, непосредственно примыкающие к сегодняшнему дню. Большое внимание уделяется и обозначению возраста (как возрасту человека, так и явления или предприятия).
Второй по частотности после категории времени оказалась нумерация объектов. Номер в человеческом мире означает привычность и порядок, такой мир стабилен и безопасен. Таким образом, нумеративный принцип выступает механизмом социальной адаптации. Человеческую жизнь сопровождает огромное количество номеров. Это и номера в адресе, и нумерация образовательных учреждений, и обозначения нормативных документов, и нумерация различных конкурсов и повторяющихся мероприятий. Все это отображается на страницах газеты. Номер, с одной стороны, помогает получить однозначное представление об объекте, но с другой стороны создает атмосферу «казенности». Человек подсознательно упорядочивает свой мир с помощью цифр, стремясь противостоять вселенскому хаосу.
Третья группа цифровых обозначений -мера. К ней относятся размеры и пропорции, измерение длины, расстояния, веса, размера, объема и т. п. Обозначение меры занимает значительную часть от общего количества материалов, маркированных цифровыми обозначениями. Обозначения меры на газетной полосе выражают стремление человека исследовать мир, взвесить его, измерить. Самым частым измеряемым в этой группе объектов оказалось процентное соотношение. Это обусловлено, по нашему мнению, периодом в экономике после мирового финансового кризиса, когда стабильность, развитие и финансовое положение города убедительнее выразить не через рубли, а через проценты.
В исчислении людей - четвертой по частотности группы - наблюдается тенденция к «домашнему» представлению городского пространства в виде компактных сообществ людей. Огромными массами люди не исчисляются. Такое исчисление создает маленький обозримый мир вокруг каждого читателя.
Последняя по частотности группа - деньги. По активности включения цифровых обозначений денег в газетные материалы можно проследить финансовую жизнь города. Она делится на два полугодия, где в январе-феврале и июле активность цифровых включений возрастает, а к маю и ноябрю снижается. По нашему предположению, это связано с графиком планирования городского бюджета. То, что категория денег оказалась последней по частотности использования в газетных текстах «Интересного предложения», по нашему предположению, с одной стороны зависит от времени (мы исследуем номера издания в период, когда у населения проходит первоначальный шок от мирового финансового кризиса 2008 года, и о деньгах, в связи с этим, лишний раз стараются не упоминать), а с другой - рекламной направленностью издания, где деньги - это скрытая информация, а внимание привлекается непосредственно к самому товару.
Газетная полоса путем цифровых включений отображает исчисляемый мир, создавая модель конкретного места обитания человека с конкретными действиями и явлениями.
Список литературы
1. Накорякова, К. М. Цифра в публицистическом тексте. иЯЬ : http://www.biЫю-fond.ru.
2. Симакова, С. И. Цифровые обозначения как элемент газетного текста (на примере «Челябинского рабочего»): дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2009. 184 с.
3. Тертычный, А. А. Цифра - материя тонкая // Журналист. 2006. № 1. С. 76-77.
4. Успенский, Г. И. Полн. собр. соч. : в 9 т. М., 1953. Т. 8. С. 395.
5. Шафаревич, И. Р. Математическое мышление и природа // ВИЕТ. 1996. № 1. иЯЬ : http://www.i-u.ru/biblio/archive/shafarev-ich_matmisHprir.
6. Энциклопедический философский словарь. иЯЬ : http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ рЫ^орИу/2434.